Скачать презентацию максим горький жизнь и творчество. А.М.Горький






1871 г. –переезд в Астрахань, где от холеры умирает отец – 1878 гг. – Пешковы живут в Нижнем Новгороде в семье деда Василия Каширина г. – смерть матери. Дед отправляет Алексея «в люди» г. – безуспешная попытка поступить в Казанский университет. Работа на пристанях. Посещения собраний революционной молодёжи.


Ранний Горький () Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). П исьма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем. Псевдоним М. Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра».


В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популяр- нейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).


С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования про- изведений с точки зрения заключенного в них социального смысла при- менительно к раннему Горь- кому не срабатывал. Чи- тателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени.


По словам критика М. Про- топопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идей- ного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».


Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.


Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции


Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др. Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.


Между двух революций () После поражения революции Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (), «В людях» (), цикл рассказов «По Руси» (). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».


Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем? Что нам этот ужас принесет? Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет?»


Годы эмиграции () Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; ; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).


Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.


С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.


Возвращение В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину.


Горький пришел в эту жизнь, чтобы не соглашаться, противиться «свинцовым мерзостям жизни: «Я рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде». А еще Горький пришёл в жизнь, чтобы сделать попытку «выдумать счастливую жизнь». Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова.



Хотите лучше владеть компьютером?

Видеоролики — очень мощный инструмент в презентациях. Никакой текст или изображение не будут так наглядны, как видео. К счастью, Microsoft PowerPoint позволяет вставлять в презентации или ссылки на файлы с видеороликами, или сами видеоролики. К несчастью, не все работает с первого раза. То при вставке ролика звук в нем пропадает, то при демонстрации презентации на другом компьютере ролик вообще не проигрывается, то при переписывании презентации коллегам теряются видеофайлы, на которые имеются ссылки в презентации… Список этих проблем велик.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художникмаринист армянского происхождения. Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчеловека» индивидуалистический культ сильной личности Картина И.К.Айвазовского «Среди волн» Творчество М.Горького в 1890-е годы (ранние романтические произведения) «Макар Чудра» (1892) «Челкаш» (1894) «Старуха Изергиль» (1894) «Песня о Соколе» (1899) «Песня о Буревестнике» (1901) Драматургия М.Горького «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) «Дети солнца» (1905) и др. Итальянский период творчества (1906-1913) «Сказки об Италии» Возвращение Горького в Петербург Автобиографическая трилогия: «Детство» «В людях» «Мои университеты» М.Горький в 1917-1918 годы Публицистика «Несвоевременные мысли» Послереволюционное творчество Горького «Дело Артамоновых» (роман) «Жизнь Клима Самгина» (роман) «Егор Булычев и другие» (пьеса) и др. «Если человек опаршивеет своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (М.Горький) Черты романтизма в произведении Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. Общая пессимистическая направленность. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу "Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок) "На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский) Особенности драматургии М.Горького Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души". «У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский) Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский) "Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор) Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Драма Горького социальнофилософская. Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.) О пьесе «На дне» - в зарубежной печати "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag"). "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten"). "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania"). Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким) Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г. Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.) Квашня «…свободная женщина, сама себе хозяйка…» «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!» Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься… Торговка пельменями Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему… Клещ и Анна Анна: …Дайте хоть умереть спокойно! Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь. Андрей Митрич…Душно мне…трудно… Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Сатин Кто это бил меня вчера? Потому что – дважды убить нельзя. Макробиотика…ха! А то ещё есть – транссцедентальный… Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность… Барон Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да! Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё. Бубнов Я вот – скорняк был…своё заведение имел… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся… (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь… Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур Актёр Мой организм отравлен алкоголем… В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика… …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка! Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я… Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек… Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий? Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая… Лука: Ах, и неласкова ты, мать… Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет… Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту… Васька Пепел Актёр: Василису он давно поймал… Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки! Вор, а тобой не пойман… Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе… Лука Старику – где тепло, там и родина… Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница. Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит… Мяли много, оттого и мягок… …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил… Любить – живых надо… живых… Выводы На тесной площадке подвалапещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно») Философия, «правда» Луки Желание героя «Правда» Луки Неужто и на том свете мука мне назначена? Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё!.. Ты – надейся… Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно. Мечтает избавиться от постыдной зависимости и вернуться на сцену. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат. Да я тебе город назову!.. Ты пока готовься! Анна Актёр Желание героя «Правда» Луки Стремление к свободной, вольной жизни. Иди… в Сибирь! А Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Говорит всем, какая сильная, настоящая любовь была у неё Твоя правда… Коли ты веришь… значит – была она! Пепел Настя Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) Настя: Хороший был старичок! Сатин: Любопытный старикан… Клещ: Он… жалостливый был… Татарин: Старик хорош был… Сатин: Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал… Барон: Старик – шарлатан! Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Правда Луки – Правда сострадания, жалости и утешительной лжи, вселение в человека надежды на исполнение того, во что он верит: «Во что веришь, то и есть». Правда Бубнова – правда факта. Правда Сатина «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.. Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!» Правда веры в человека, которому не нужна ложь. Основной вопрос пьесы Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь? «Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.) Домашнее сочинение по творчеству М.Горького «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль») «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения». «Образ Луки в пьесе».

Ранние романтические произведения А.М.Горького

Презентация для учащихся 11 класса


«Итак, на вопрос:почему я стал писать?- отвечаю:по силе давления на меня «томительно бедной жизни»… А.М.Горький


  • «Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник»…
  • Революционные предчувствия вносили в творчество писателя героику борьбы, пафос утверждения свободного человека. Бунтарский пафос ранних произведений Горького облекался в форму аллегорических сказок и поэм.
  • « Эта наклонность к фантастике …проявляется в искусстве как наклонность к романтике…»
  • В. Воровский

  • мечтой, которая опережала действительность
  • Романтическое наследие Горького 90-х гг.:
  • 1. «Макар Чудра»- 1892г.
  • 2. « Девушка и смерть» 1892г.

  • 4. « О чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины» – 1893г.
  • 5. « Старуха Изергиль» -1894г.
  • 6. « Песня о Соколе» – 1895г.
  • 7. « Хан и его сын» -1986г.

«Девушка и Смерть»

Девушка стоит перед Смертью,смело

Грозного удара ожидая.

Смерть бормочет- жертву пожалела:

  • Ишь ты ведь, какая молодая!

Что ты нагрубила там царю?

Я тебя за это уморю!

  • Не сердись,- ответила девица,-

За что на меня тебе сердиться?

Целовал меня впервые милый

Под кустом зеленой бузины,-

До царя ли мне в ту пору было?

Ну, а царь- на грех- бежит с войны.

Я и говорю ему,царю,

Отойди,мол,батюшка, отсюда!

Хорошо, как будто, говорю,

А – гляди-ка, вышло –то как худо!

Что ж?! От Смерти некуда деваться;

Видно, я умру, не долюбя.

Смертушка! Душой прошу тебя –

Дай ты мне ещё поцеловаться!

Смерть молчит задумчиво и строго,

Видит- не прервать ей этой песни!

Краше солнца – нету в мире бога,

Нет огня – огня любви чудесней!

Ни земли, ни неба больше нет.

И душа полна нездешнй силой,

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха пред Судьбою.

И ни бога, ни людей не надо!

Как дитя –собою радость рада,

И любовь любуется собой!


Для романтических произведений М.Горького характерна яркость красок, сочная метафоричность.

  • Портрет Лойко

« Усы легли на плечи и сме-

шались с кудрями, очи, как

ясные звезды горят, а улыб

ка – целое солнце, ей-богу!

точно его ковали из одного

куска железа вместе с конем.»


  • «О ней, этой Радде, словами и не скажешь
  • ничего. Может быть, её красоту можно было бы
  • на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
  • как свою душу видит.»



Композиционно ранние произведения строятся как рассказ в рассказе

Вступительный рассказ

2 –й рассказ


Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Гавриловой Татьяной Владимировной МКОУ «Сосновская СОШ»