Сочинения для всех классов. Сочинения для всех классов Конец весны полдень

На картине художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень. Лигачево» изображён солнечный зимний день. Вероятно, автор запечатлел конец февраля. На картине ощущается скорое приближение весны и тепла.

В глаза бросается деревянный дом и усадьба на опушке леса. Дом показан с задней стороны. Здесь лежат дрова, предназначенные для растопки печи. Немного подальше виднеется ещё одно жильё – вероятно, это окраина деревни. Или это домики в лесничестве.

Снег ещё не растаял, но во многих местах он уже мягкий и рыхлый. Он весь изрыт подтаявшими следами, канавками и бороздками.

Стоит прекрасная солнечная погода. Небо ещё по-зимнему сизое, а не синее. Длинные тоненькие берёзки оставляют на снегу голубоватые тени. Видно, что совсем скоро солнце растопит зимние снега. Рядом с домом гуляют курицы с петухом. За заборчиком возятся дети. Они решили покататься на лыжах, пока стоит хорошая погода и снег ещё не растаял. Вечнозелёные ели украшают собой зимний деревенский пейзаж.

На заднем плане пейзажа изображён лес. В нём присутствуют разные оттенки: и серые, и белые, и голубоватые, и тёмно-зелёные. Художник мастерски сочетает цвета природы на своём полотне.

Снег на опушке леса выглядит довольно чистым. Но, наверное, и он уже подтаял. Атмосфера картины переполнена бодрым настроением. Зимняя свежесть в ней прекрасно сочетается с весенним оживлением, ожиданием скорейшего пробуждения природы от зимнего сна.

Вместе со статьёй «Описание картины Юона «Конец зимы. Полдень» читают:

Поделиться:

1 вариант сочинения:

Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест.
Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень". Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства.
На картине изображён зимний день в посёлке.Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов
Радуются весеннему теплу и люди. Мы видим, как на втором плане картины какая-то семья спешит перебраться через реку, чтобы покататься в лесу на лыжах. Им предстоит перейти через мостки, и кто-то один (по всей видимости, ребенок) уже снял лыжи, а его родители еще только готовятся это сделать. Кроме того, кто-то из членов семьи или их друзей уже перешел мост и «страхует» остальных...
Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью.
Художник хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься на лыжах

2 вариант сочинения:

Творчество К.Ф.Юона является яркой страницей русской дореволюционной и советской живописи. Мастер своеобразного художественного дарования, он по-своему увидел архитектуру древних русских городов и природу среднерусской полосы. Его картины отличаются радостным восприятием действительности и декоративным богатством палитры.

Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается в том, что самый обычный пейзажный мотив он умеет претворить в художественный образ, привлекающий поэтичностью и свежестью восприятия мира. Яркий пример тому одна из лучших картин художника «Конец зимы. Полдень».

Художник изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали - все залито лучами солнца. Ослепительно белеют стволы берез и по-весеннему рыхлый снег. Деревянный дом на пригорке, катающиеся на лыжах ребятишки, копающиеся в снегу куры придают пейзажу «обжитость» и особую теплоту. В простом, привычном пейзажном мотиве много истинной поэзии.

Картина «Конец зимы. Полдень» отличается естественностью, жизненной непосредственностью. Создается впечатление, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику, отчего картина и производит такое цельное впечатление. В самом деле, забор делит ее почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается темными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие, не дает рассыпаться на части.

Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на том главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы. Это ощущение и это чувство возникают главным образом благодаря сияющему колориту, с помощью которого Юон достигает впечатления яркого солнечного дня. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней.

Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту. Вместе с тем чувство праздничности, которое излучает картина, кажется благодаря присутствию в картине людей естественным, живым. Художник как будто говорит, что его переживания при взгляде на этот вид сродни переживаниям лыжников, возвращающихся с прогулки. Он сразу вводит зрителя в свой мир чувств и мыслей, открывает ему прекрасное в природе.

Средствами композиции и колорита художник утверждает вечно живую жизнь природы и ее воздействие на чувства и мысли человека. Средства эти весьма характерны. Несмотря на свою построенность, картина производит впечатление свободы и естественности. Она кажется фрагментом большой панорамы: края рамы срезают верхушки берез и синие тени от деревьев, зритель мысленно представляет себе весь дом и ели за правым краем картины.

Колорит картины строится на контрастных сопоставлениях и сочетаниях. Темные, буро-зеленые ели противопоставляются белому снегу с интенсивными голубыми и синими тенями. Цветовую композицию полотна оживляют яркое пятно поленницы желтых дров и красный петух, роющийся в снегу. Красочные сочетания создают то эмоциональное напряжение, которое и помогает художнику выразить чувство свежести, радости, праздничности, возникающее при взгляде на эту ликующую природу.

3 вариант сочинения:

Передо мной репродукция картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Она мне очень нравится. Художник, видно, очень любил начало весны.Художник, видно, очень любил начало весны. На картине изображен солнечный день.На картине изображен солнечный день. Небо в перламутровых оттенках, которые отражаются на снегу. А снег рыхлый, липкий и очень красивый. Солнце всех радует своей красотой и теплом. Воздух чистый, приятный, теплый. Снег отражается в небе, как в зеркале. На заднем плане картины изображено царство зимы.На переднем плане я вижу довольных кур, они выискивают прошлогодние семена. На заднем плане картины пейзажист изобразил темный лес. Там еще царство зимы. Снег в лесу белый-белый, никаких оттенков. Изба вся в солнечных лучах. С нее сползает шапка снега. Лыжники подставили лица солнцу. Куры так довольны, что бегают, суетятся. На снегу видны следы-крестики от куриных лапок. Березки подняли свои веточки-ручки и тянутся к солнцу. Даже ель стоит довольная. Все в ожидании тепла и света. С помощью красок художник показал борьбу весны и зимы.

Описание картины Юона «Конец зимы. Полдень»

Конец зимы - это время когда в преддверии наступающей весны оживает природа.
Время, когда хочется дышать полной грудью, упиваясь свежим воздухом.
Солнце уже пригревает и от его лучей тает снег.
На картине Юона изображено именно это время, когда зима отступает, а на смену ей приходит долгожданная весна.
Снег уже не пушистый как зимой, а рыхлый и мокрый.
Он уже начинает таять, и совсем скоро побегут озорные журчащие ручейки.
По этому снегу на тропинке топчутся куры и петух, они клюют что-то с земли.
Они как яркие пятна на фоне уже грязноватого снега.

Еще все в снегу, даже крыши домов, но чувствуется что совсем скоро весна.
Небо стало каким-то полупрозрачным и невесомым.
Воздух влажный и чистый, он пьянит и им невозможно надышаться.
Как будто не хватает объема легких, чтобы вдохнуть и насытиться им.
Всего лишь теплые лучи солнца и пьянящий воздух могут вдохнуть в человека радость и желание жить.
Чувствуется, как просыпается природа и начинается новая жизнь.
Лес на горе окутан легкой дымкой, кажется, что за горой зарождается что-то новое и именно из-за нее придет весна со всеми ее прелестями.

Возле ограды стоит несколько человек, которые решили воспользоваться может быть уже последней возможностью покататься на лыжах.
Двое стоят, опершись на палки, а третий уже снял лыжи.
Втроем они ждут друга, который переходит через мостик.
Судя по всему, они уже закончили прогулку в теплый день, в конце зимы.
Теперь они ждут друг друга, чтобы вместе пойти домой и попить горячего ароматного чая.
На улице по-весеннему тепло и значит, совсем скоро снег растает, и начнутся другие хлопоты.
Юон умеет передать настроение солнечного дня.
Его пейзажи вдохновляют и окрыляют.
Они дарят смотрящему на них человеку чувство легкости, свободы и невесомости.
Чувствуется тепло солнечных лучей и свежесть почти весеннего воздуха.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» приходится писать многим учащимся. Изучение этого полотна входит в школьную программу. Красоту русской зимы и прекрасный солнечный день - вот что хотел передать нам художник. Попробуем более детально рассмотреть предложенную работу.

Задний план

Перед нами чудесный пейзаж: ярко и светло кругом. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» должно выполняться таким типом речи, как описание. Поэтому не стоит отступать от него и уходить, к примеру, в рассуждения о том, как вы проводите

Ребятня, изображенная на этом полотне, веселится и радуется скорому приходу весны. На заднем плане мы наблюдаем небольшой пригорок с деревьями, усыпанными снегом. Можем догадываться, что время года, изображенное на картине, - зима в самом ее финале. Возможно, это конец февраля. Справа вдалеке мы видим снежную горку. Вероятно, ребята катаются с нее на санках или лыжах.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» непременно должно включать в себя описание как переднего, так и заднего планов. Снег на белый и чистый, нетронутый. Но под воздействием солнышка он начал подтаивать.

Небо изображено в светло-серых тонах. Несмотря на то что зима заканчивается и устанавливается весенняя погода, еще не совсем разъяснилось.

Невдалеке виднеется маленькая избушка. Мы только можем предполагать, что же это такое. По всей вероятности, это домик местных жителей. А может быть, перед нами банька или хлев, в котором содержатся животные. К примеру, эти курочки, изображенные на переднем плане.

Передний план

Любоваться прекрасным видом русской природы мы можем благодаря работе, которую написал К. Ф. Юон, - «Конец зимы. Полдень». следует писать по строгому плану. Лучше его подготовить перед тем, как приступить к описанию.

После подробного анализа заднего плана полотна стоит перейти к переднему. Здесь мы видим чей-то сельский домик. Как известно, это владения самого художника, но об этом расскажем позднее. Купаясь в солнечных лучах, он выглядит каким-то сказочным и волшебным. Справа от него - заготовленные дрова. Без русской печи в деревнях и селах никак не обойтись, поэтому хозяевам пришлось потрудиться.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» включает в себя и описание березок, без которых трудно представить красу нашей природы. Белоснежные стволы этих красавиц возвышаются под самое небо и отлично гармонируют с окружающим великолепием. Их кроны еще совсем нагие, но с наступлением весны начнут набухать почки, и появятся листья. Но пока еще совсем рано говорить об этом, поскольку истинной хозяйкой на данный момент является зима.

Нельзя не заметить и изумрудные елочки, расположившиеся на полотне справа. Они уже почти без снега. Вероятно, солнце успело его растопить.

Также мы видим довольных ребят, возвращающихся с лыжной прогулки. С самого утра они уже накатались и теперь, уставшие, идут домой.

Курочки и петушок что-то клюют во дворе. Они тоже наслаждаются теплой погодой в конце зимы. Их выпустили во двор, но они не просятся обратно в свое жилище, а мирно гуляют под солнышком.

Красота и девственность нашей русской природы переданы автором во всем великолепии. К изображению отечественной зимы художники прибегали неоднократно.

Сюжет

Юона «Конец зимы. Полдень» невозможно без воссоздания ее сюжета. Как видно, перед нами теплый зимний день. Время суток - полдень, поскольку именно в это время солнце так ярко освещает все вокруг. Пересечение двух времен года делает это полотно еще более необычным. Ушла суровость зимы, приближается царствование теплой весны, что мы и видим на этой картине.

Несмотря на то что центральное место на этом изображении занимает снег, мы чувствуем, что еще немного - и время года поменяется. Примечательно, что этот самый снег не выполнен только в белом цвете. Кое-где видны проталины и следы от ботинок. В таком случае автор использует оттенки серого. Такая, казалось бы, простая задача - изобразить снег - исполнена художником мастерски. Так и хочется оказаться там, в этой деревеньке, и погулять по рыхлому, хрустящему насту! На этом фоне домашние птицы смотрятся очень живо и ярко. Они, как цветные пятнышки, придают картине пестроту и сказочность.

Стоит отметить, что это полотно - отнюдь не художественный вымысел автора. Основой послужил загородный участок с домиком в Подмосковье, где любил отдыхать К.Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень» (сочинение по картине этого автора мы и выполняем) - работа, сделавшая художника очень известным. Так живо и так детально изобразить под силу далеко не каждому мастеру. Но Константину Федоровичу Юону это удалось в полной мере.

Выводы

Любой школьник сможет осилить поставленную перед ним задачу - описать эту чудесную работу.

Стоит помнить, что первым делом необходимо составить план.

На первый взгляд детям кажется, что это совсем не нужно, и можно легко справиться и без него. Но во избежание такой проблемы, как перескакивание с одного на другое, план все же необходимо составить. Тогда не торопясь, по ступеням, вы сможете описать не только картину, но и другие объекты.

На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять. Пейзаж картины поднимает настроение, заряжает позитивной энергией. Ощущается скорый приход весны.

Слева на картине изображен небольшой деревянный, деревенский домик, его крыша еще густо покрыта, уже местами просевшим, снегом. Возле дома лежат заготовленные хозяевами дрова. Они просто необходимы, для того, чтобы растапливать печь.

Рядом с домом изображены белые березки, которые кидают тень на белоснежный, рыхлый снег. Совсем скоро наступит долгожданная весна и на прекрасных березках начнут появляться почки, а затем и первые зеленые листья.

Недалеко от дома, гуляют курочки, они что-то клюют в снегу, видимо пытаясь отыскать съестное. На снегу виднеются оставленные кем-то следы от сапог.

Справа на картине можно увидеть высокие, стройные ели. Солнышко пригрело, снег уже сошел с них и они радуют глаз своим зеленым убранством.

Ребятишки высыпали на улицу и катаются на лыжах. Они прощаются с зимой, стараются насладиться последними зимними деньками и пушистым, еще не растаявшим снегом.

Поодаль виднеется еще один домик. Небо еще не ясное, художник изобразил его в светлых серых оттенках.

На заднем плане картины, на пригорке расположен густой темный лес, который постепенно пробуждается от зимнего сна. Деревья освобождаются от снега и готовы встречать весну.

Картина получилась замечательная. Художнику мастерски удалось передать великолепие русской зимы. Любуясь картиной невольно переносишься в зимнюю пору, чувствуешь морозный, свежий запах, ощущаешь как снег слепит глаза и слышишь звуки приближающейся весны.

Сочинение для 7 класса

Перед нами картина Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Это пейзаж, изображающий полдень последних дней зимы.

На картине описан обычный день в деревне. Гуляют по двору куры, резвые ребятишки собираются пойти покататься на лыжах, деревянный забор ограждает, стоящий на переднем плане деревянный дом, в котором, возможно, собрались у тёплой печки хозяева и пьют горячий чай из самовара.

Так как пейзаж зимний, соответственно на нём преобладают белые краски. Земля на картине укрыта холодным белым одеялом. Однако легким намёком на то, что зиме приходит конец, являются оголённые ветви деревьев: зелёных колючек елей и прекрасных ветвей березок. Так же разнообразие в монотонную картину вносят деревянная фактура дома и яркое оперение домашних птиц. Нежные лучики, ещё не греющего, но такого родного, солнца проникают во все уголки картины, предавая краскам некий блеск. Скоро красное солнышко будет согревать каждый уголок Земли и каждого его жителя от мала до велика.

Размытые силуэты деревьев на заднем фоне, яркий деревянный домик, огибающий его, забор и тени, будто падающие на тебя, создают эффект полного погружения в атмосферу, созданную мастерской кистью художника. Ты словно чувствуешь ароматы хвои и вдыхаешь свежий, ещё холодный, деревенский воздух, и у тебя пробегает мысль прокатиться с ребятишками на лыжах, потом попить чаю из самовара, сидя у печки. Но вдруг понимаешь, что перед тобой лишь картина, а не дверь в сказочный мир. Хотя… Картины настоящих мастеров всегда являются дверью в особый сказочный мир, мир грёз и воображения.

Мне очень понравилась картина Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Мне кажется, что она воистину гениальна, ведь не каждая картина создаёт уникальный эффект пространственного погружения, не каждая картина помогает обрести душевное спокойствие. Константину Фёдоровичу удалось создать подобный шедевр.

Сочинение по картине Конец зимы. Полдень Юона

Данная картина поражает зрителя своей реалистичностью и невообразимой красотой. Глядя на нее, невольно погружаешься в атмосферу приближения весны, и приятная истома проходит по всему телу. Автор изображает конец зимы настолько убедительно, что, кажется, что на некоторое время оказываешься рядом с этой деревянной избушкой, испытывая прекрасное единение с природой.

На картине изображена некая деревенька, неподалеку от дома прогуливаются лыжники. Возможно, они поехали понаблюдать за лесным пейзажем или просто подышать уже почти весенним воздухом.

Сквозь деревья едва проглядывается солнышко. Оно совсем не такое, как это бывает зимой. Его лучи ласково обволакивают все вокруг, и почти физически можно ощутить его тепло, настолько здорово автор прорисовал эту деталь.

На изображенных домах лежит неубранный слой снега. Снег, лежащий на земле, выглядит уже несколько подтаявшим и грязным. Он уже не такой хрустящий, как в начале зимы, это не трудно определить, если приглядеться к цвету. Видны проталинки и ямки, также на картине добавлены синие, черные и коричневые краски.

На заднем фоне мы видим лес. Автор картины с точность прорисовал каждую деталь и все нюансы. Очень сбалансировано и естественно нанесены все краски. Лес выглядит очень красиво и гармонично вписывается в изображенный пейзаж. Там вдали практически нет снега, это еще больше дает понять, что совсем скоро весна вступит в свои права.

На улице изображены куры. Они оживляют картину своим движением и цветом. Они вносят некий контраст и акцентируют на себе внимание.

Данная картина не оставит без внимания ни одного зрителя. Видно, как художник с трепетом и любовью изобразил и прорисовал каждую деталь, каждый участок леса, природу и ее оживление. Глядя на это изображение, переполняет чувство ожидания весны, чувство чего-то совершенно нового, совершенно неожиданного и прекрасного. Как известно, вместе с природой, оживляется и все вокруг. Так и зритель, глядя на картину Юона «Конец зимы. Полдень» на какое-то время оказался в том месте и почувствовал пробуждение и ощущение безмерного счастья от созерцания такой красоты.

Сочинение по плану по картине Юона Конец зимы полдень

План

  1. Вступление о картине
  2. Птицы вестники
  3. Заключение. Радость от просмотра картины

Не впервые художник обращается к зимней пейзажной тематике. А Лигачево и вовсе стало именем нарицательным в его творчестве. Картина "Конец зимы. Полдень" - переносит нас в излюбленное художником Подмосковное местечко, в котором зима, русская, настоящая изображается в нескольких ипостасях. То мы видим ее изображенной художником сказочной, пушистой, волшебной, окутывающей лес в белые шали, то она вдруг становится блеклой, уходящей, отступающей, дающей весне дорогу.

Название дается художником двойное. И сразу оно отображает двойные временные отрезки: это время года - переходное, пограничное, переменчивое. Даже деревенская ребятня выражает эту пограничность - зима прошла, но не успели они вдоволь позабавиться исконными зимними играми и мероприятиями, поэтому ловят последние моменты, пока снег еще не растаял, чтобы покататься в лесу на лыжах. Полдень - тоже пограничное состояние. Даже известное нам из русских сказок - славяне верили, что полдень или полночь - это граница не только во времени, но и в пространствах - это некий портал, соединяющий прошлое и настоящее, настоящее и будущее, тайное с явным. Это граница между двумя мирами. Так и есть. Зима готова отдать власть новому "миру" - весеннему.


Снег на картине Юона "Конец зимы полдень"

Снег уже не такой белый и чистый, каким был зимой, как впервые выпавший, смелый. Он уже начинает подтаивать и терять свои волшебные свойства, а с этой потерей приходит обыденность, пропадает загадка. Тая, он меняет свой цвет на более глубокий, близкий по оттенку к синему, которым обычно изображают водную поверхность, то есть другую стихию. Значит, вот-вот потекут веселые ручейки и возвестят всему миру о радостном событии - наступлении весны. Даже следы, проделанные мальчишками в сугробах, кажется, поторапливают процесс таяния.


Птицы на картине Юона "Конец зимы полдень"

Самые первый вестники прихода весны - это птицы, в данном случае изображены их одомашненные сородичи - куры. Впервые вышли они на долгожданную прогулку после зимней спячки. И теперь тянутся к солнышку в желании погреться и даже покормиться оттаявшими зернышками, благополучно схоронившимися под ледяной шапкой. Яркими пятнышками на фоне блеклого снега напоминают они традиционное русское лакомство на Масленицу - леденцы в форме петушков. Птица эта недаром выбрана художником для изображения. Петух - как раз тот, кто выполняет роль "катализатора", он оповещает о важных событиях в природе - о смене дня и ночи, а в данном случае - смене зимы весной. Это еще и вестники надежды, петушиный крик на Руси издревле считался разгоняющим нечистую силу.

В целом, картина воодушевляющая, вызывает радость, передает ликующее настроение живописца, отражает трепетность, надежду благодаря не таким ярким, но уже четко вырисовывающимся краскам: это и приятно-голубые, и изумрудно-зеленые, и ярко-оранжевые тона. Даже чувствуется свежесть и особенный запах весеннего воздуха. Ни с чем не сравнимый.

Сочинение дают в 7 классе, 3 классе и 4 классе.

  • Куинджи А.И.

    Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1942 года. Ещё в молодости Архип начал увлекаться живописью. Чуть позже он начал работать ратушером в разных городах страны. В 1872 году его удостаивают звания классного художника из-за картины «Осеняя распутица».

  • Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана

    В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Сочинение по картине Сикстинская Мадонна Рафаэля

    Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста.