Составить план рассказа по литературе. Как составить план рассказа

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном. А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. 🙂

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.


Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм, или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть .

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят мышление работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план . Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий , которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли , которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время , когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: « «.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.Составление плана рассказаЕсли вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.Определитесь с темой рассказа.Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.План готового текстаСоставления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.Разделите текст на четыре части: завязку;развитие сюжета;кульминацию;развязку.Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.Проделайте эти же процедуры с другими частями.Виды плановИногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.Композиция текстаПри составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.Кульминация – наивысшая точка развития событий.Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Нередко в школах задают писать различные сочинения и рассказы. Темы могут быть совершенно разными, но что непременно объединяет все подобные сочинения - это грамотно составленный план, благодаря которому вы сможете написать интересный и логически завершенный рассказ. Многие очень часто задаются вопросом: как составить план рассказа? Рассмотрим несколько нюансов, которые помогут вам в этом.

Очень часто случается, что тема рассказа уже определена, тогда составление плана и написание не кажутся такими трудными. Но что делать, когда надо самому придумать и сюжет, и все остальное? Конечно, вдохновение-великая сила, но ведь может случиться и такое, что вдохновение не придет вовремя и вот тут главное помнить про базовые основы в написании любого произведения. Что же является самым главным при написании рассказа? Естественно, это сюжет. Поэтому, когда вы задумываетесь о том, как составить план рассказа, сначала определитесь про что вы будете писать. Лучше всего выбирать тему в которой вы хорошо разбираетесь или хотя бы имеете какое-то представление о сути будущего рассказа. Если тема вам хорошо знакома, то можно двигаться дальше. А если только общие представления, то имеет смысл посидеть обж книгами и ознакомиться с дополнительной литературой по выбранному вопросу.

Когда с темой, наконец, определились и разобрались в том, про что писать, нужно подумать о композиции. Где именно будет происходить действие вашего рассказа. Не забывайте о том, что рассказ-это короткое произведение, поэтому не надо его очень сильно затягивать. Запиши план своего рассказа на отдельном листочке, желательно без ошибок и помарок. Представьте, что составленный вами план тоже пойдет на проверку учителю. Все должно распределяться по пунктам. Определились с композицией? Замечательно! Непременно все подробно запишите, чтобы в дальнейшем ничего не напутать.

При составлении плана, не забудьте так же про главных героев вашего произведения. Поскольку в рассказе вы должны все-таки учитывать определенные границы, то описания героев тоже должно быть достаточно сжатым. Не обязательно на пол-листа расписывать, как выглядит тот или иной персонаж, можно подобрать несколько хорошо продуманных слов, которые будут характеризовать вашего героя ярко и объемно. Не торопитесь, подумайте.

Нужно знать не только то, как составить план рассказа, но и то, как грамотно раскрыть суть того, о чем бы пишете. Когда тема вам хорошо знакома, с этим не должно возникнуть особых проблем, но в любом случае лучше всего запиши в план своего рассказа краткое содержание в 2-3 предложениях. Когда то, о чем вы пишете будет у вас все время перед глазами, вам будет проще ориентироваться в дальнейшем.

Не забудьте о том, что при написании рассказа нужно учитывать плавные переходы о одного действия к другому. В содержании вашего произведения не должно быть лишь сухое перечисление фактов, которые лишь с трудно можно связать между собой. Не забывайте пользоваться различными цветовыми приемами, чтобы ваш рассказ получился живым и интересным. Когда бы знаете как составить план рассказа, то с остальным проблем возникнуть уже не должно. Лучше всего писать подробный план, чтобы было легче написать сам рассказ. Если по ходу написания плана у вас возникнут какие-либо изменения, то их будет очень легко внести и не придется в дальнейшем переписывать там рассказ.

Самая важная часть любого рассказа-это кульминация. Эта часть должна быть наиболее яркой и запоминающейся. Запишите в плане основные положения вашей кульминации. Что-то, что поможет вам раскрыть суть. Не забывайте, что разные части вашего рассказа не должны очень сильно отличаться друг от друга по величине. Не нужно посвящать начальной части несколько страниц, для того чтобы на кульминацию уделить лишь несколько предложений. Все части должны быть гармоничными по длине и содержанию, без грубых и неуклюжих переходов.

Чтобы было более понятно, рассмотрим небольшой пример. Допустим, вы хотите написать о том, как провели каникулы на море. Определяемся с названием. Нужно в 2-3 словах отразить суть того о чем бы будете писать. Затем необходимо очертить круг героев вашего рассказа. Мама, папа, бабушка, дедушка, друзья-сначала запишите в план всех. А потом подумайте, кто из них имеет непосредственное отношение к описываемым событиям. Не нужно описывать, что и кто делал, если это никак не влияет на суть вашего рассказа. Если вы хотите написать про какое-то яркое событие, которое с вами там произошло, то нужно плавно подвести рассказ к этому, без лишней резкости и острых углов. И, конечно же, в каждом рассказе должна быть развязка. Как правило, можно сделать в ней краткое завершение всех событий, или какие-либо выводы. Не надо отрывать концовку от основного текста.

Так что правильно составленный план рассказа-это уже наполовину успешно сделанная работа. Зная, как написать план рассказа, вы можете смело браться непосредственно за само изложение. Ещё раз вкратце рассмотрим основные положения для написания плана. Определяемся с названием и темой. Пишите только про то, что хорошо знаете, либо перед написание изучите соответствующую литературу, чтобы не писать про то, о чем вы вообще не в курсе. Затем выбираем главных героев и кратко их характеризуем. Никаких лишних деталей, все должно быть по существу. Когда композиция, герои и завязка определены, подходим к кульминации-самой запоминающейся части вашего рассказа. Затем плавный переход к развязке и концовке. Оставляйте очень подробный план будущего рассказа с пунктами и подпунктами. Чем подробнее план-тем легче сам процесс написания.

Не затягивайте описание каких-либо действий, иначе это может испортить вам весь рассказ. Не отступайте от намеченного плана. Повторюсь еще раз - зная, как составить план рассказа, заявит не будет проблемой и написание самого рассказа. Немного вдохновения и знание определенных навыков помогут вам сделать ваши сочинения яркими и незабываемыми!

С уважением, Дедок Юрик.

Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

Предварительная работа с текстом включает в себя объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

2. Чтение текста

Дошколятам читают родители, школьники же сами прочитывают текст. При чтении важна не скорость, а понимание. Убедиться, что ребенок правильно понимает смысл произведения можно с помощью уточняющих вопросов в конце каждого абзаца.

3. Беседа по прочитанному произведению

Пообщайтесь с ребенком. Выясните, что он понял из прочитанного, запомнил ли он всех героев? Понимает ли он мотивы и действия персонажей?

4. Повторное чтение

Повторное чтение проводится, если Вы видите, что ребенок не запомнил большее количество информации. Если текст короткий и простой, повторное чтение можно не делать.

5. Составление плана пересказа

Научить ребенка пересказывать текст помогает пошаговый план. План может быть словесным (используется для школьников) и иллюстративный (используется для детей дошкольного и школьного возраста).

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы "Рассказы в картинках. 3 - 10лет"

Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Ваш малыш начал рассказ, не перебивайте, слушайте внимательно. При затруднении помогайте наводящими вопросами. Можно деликатно поправлять. Пересказывать станет интереснее, если включить элементы игры. Вырежете в листе картона окошечко и скажите, что сегодня он будет рассказывать «О кошке» по телевизору. Этот нехитрый прием поможет ребенку заниматься с удовольствием!

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!

Сейчас нередко пишут рассказы в школах и на филологических факультетах вузов. Иногда полёт фантазии ничем не ограничен, а в ряде случаев необходимо создать произведение на заданную тему. Безусловно, на факультетах журналистики посвящают достаточно много времени объяснению всех нюансов написания рассказа и его плана, а вот в школе это зачастую невозможно преподнести подробно. Обычно ученики пишут рассказы по картине, о своей семье, своих интересах и повседневной жизни, а также посвящают первое произведение прочитанной книге или увиденному фильму. Рассказ может чем-то напоминать сочинение, но он должен иметь все признаки самостоятельного короткого произведения: сюжет, действующие лица, композиция. Чтобы выполнить работу хорошо, грамотно и чётко, необходимо в первую очередь составить план рассказа, в меру подробный и точный, а затем уже в соответствии с ним писать текст. Если вы пишете рассказ для себя или собираетесь публиковать его, вам тоже очень пригодится грамотный план – с ним работать значительно легче, произведение в итоге получится логичным и интересным.

Составляем план рассказа правильно. Основные принципы написания плана, рекомендации
Работа над хорошим рассказом обязательно включает в себя составление плана. Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком, всё равно необходимо сначала всё кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это чётко, по пунктам. Это и будет планом вашего рассказа.
  1. Перед началом работы над рассказом вам нужно определить его тему, идею, основное направление. От этого во многом будет зависеть и содержание вашего плана. Например, рассказывая о своей семье, вам понадобится не только перечислить ваших близких, но и постараться связать повествование в единое целое, сделать плавные переходы, чтобы текст не превратился в сухое перечисление фактов. Также стоит сразу обозначить и ваше место в семье, поскольку вы пишете не об абстрактной семье, а именно о своей. На этом нужно сделать акцент. Когда тема вам задана, обязательно напишите её в верхней части листа, где вы будете составлять план. Данная запись будет вам постоянно напоминать об основном направлении текста, поскольку сильно уклоняться от темы не стоит.
  2. Если вы сами придумываете тему, постарайтесь выбрать наиболее понятное и доступное вам направление. Пишите рассказ самостоятельно, не копируйте его из имеющихся источников. Даже если создание собственного произведения покажется вам слишком сложным, на этапе составления плана вы убедитесь, что такая работа вполне посильна. Главное – ориентироваться в выбранной теме, владеть необходимой информацией, чувствовать себя свободно. Вы можете написать рассказ о себе, о случае из своей жизни (каникулы, поход на какое-либо мероприятие, знакомство с интересным человеком), о понравившемся фильме, книге. Важно составить план рассказа, который будет полностью соответствовать содержанию будущего текста. Не забывайте о вашей теме и сразу записывайте её на листке с планом. Каждый пункт вашего план должен быть напрямую связан с темой. Больших отступлений не делайте, поскольку рассказ – это малый жанр прозы. Вам нужно в небольшом объёме понятно и подробно раскрыть тему вашего рассказа.
  3. Не позволяйте вдохновению уводить вас от продуманного плана. Для этого обязательно включите в него все важные и яркие детали. Кратко записывайте их прямо в соответствующих пунктах плана. Например, если в одной из частей развития действия вам нужно рассказать интересный случай, характеризующий героя рассказа, обозначьте этот момент в плане в сжатом виде.
  4. Вам потребуется тщательно составить план рассказа на заданную тему, грамотный и продуманный. Отнеситесь к этому делу ответственно. Даже если план не будет проверять преподаватель, пишите его так, как будто вам нужно сдавать его на проверку. Помните, что от чёткости и логичности, полноты вашего плана во многом зависит успех работы в целом. Не отвлекайтесь, не отступайте от темы, сосредоточьтесь и пишите тщательно. Хороший план поможет вам создать действительно достойный рассказ.
  5. Помните о необходимых для рассказа деталях и отражайте их в вашем плане:
    • герои должны быть обрисованы достаточно конкретно, чтобы читатель мог их представить;
    • хорошее описание не обязательно отличается излишней подробностью, в рассказе лучше писать более лаконично и ёмко;
    • герои раскрываются в произведении не только внешне, но и внутренне;
    • добавьте два-три интересных момента, яркие детали, которые привлекут внимание читателя.
    Например, когда вы решили несколькими запоминающимися штрихами обрисовать образ героя, запишите их кратко именно в тот пункт плана, который соответствует планируемой части рассказа, где и будут фигурировать эти детали
  6. Сразу запишите всех действующих лиц вашего будущего рассказа. В плане они должны идти после заголовка и краткого (две-три фразы) содержания произведения. Список героев может напоминать те списки, которые вы видели в пьесах. Прямо в нём обозначьте связи героев друг с другом, добавьте сжатые характеристики. Например: «Катя, дочь Натальи, весёлая девочка десяти лет».
  7. Если вам нужно составить план рассказа по картине, особенно тщательно продумайте композицию вашего текста. Она не просто должна быть хорошей и гармоничной сама по себе: вам необходимо соотнести её с композицией картины. Выделите самое главное в картине и постепенно подходите к его описанию, сделайте ваши выводы и обрисовку центрального в картине кульминацией рассказа. Обращайте внимание на детали, цветовые переходы, особенности построения композиции и ярко описывайте их в рассказе.
  8. В плане отразите развитие действия вашего рассказа. Постарайтесь разделить его на большее количество пунктов, чтобы по плану можно было спокойно проследить за связью событий. Когда вы подробно запишете сюжет, вам будет проще не только создать сам текст рассказа, но и внести необходимые коррективы ещё до написания основного текста. Помните, что в рассказе затягивать и усложнять сюжет не нужно, поскольку форма вашего произведения диктует краткость и лаконичность изложения. Не отвлекайтесь на боковые сюжетные линии, отступления, придерживайтесь одного, центрального направления.
  9. Особое внимание уделите в плане кульминации и развязке рассказа. Именно эти части должны быть наиболее интересными, яркими и запоминающимися, чтобы не разочаровать читателя. Кратко запишите основную суть в соответствующие пункты плана.
  10. Следите за соотношением частей вашего рассказа. Старайтесь не делать их слишком разными по объёму. Отличный вариант – записывать приблизительно предполагаемый объём, количество предложений данной части будущего рассказа, в каждом пункте.
Составление плана рассказа. Ход работы
Работайте по алгоритму, чтобы составить план рассказа правильно.
  1. Сначала обдумайте тему вашего рассказа.
  2. Обозначьте основной круг вопросов, маленьких подтем, которые вы затронете в рассказе. Запишите всё на листочек.
  3. Отразите тему вашего рассказа.
  4. Запишите имена действующих лиц, обозначьте их отношения друг с другом, особенности.
  5. При составлении плана не забывайте о теме, не отступайте от неё, поскольку ваше произведение будет отличаться краткостью.
  6. Пишите подробный план. Используйте деление на пункты и подпункты, например: 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2. Так вам будет удобно выделять смысловые части по их значимости.
  7. Сразу записывайте в пунктах, какому примерно объёму рассказа они соответствуют.
  8. В плане отразите развитие сюжета.
  9. Придерживайтесь классической композиции:
    • вступление: описание места действия, знакомство с персонажами;
    • завязка: интересное событие, с которого начинает развиваться сюжет;
    • развитие действия;
    • кульминация: самый напряжённый момент в тексте;
    • развязка: описание того, к чему привели действия героев;
    • заключение.
  10. Особое внимание уделите кульминации и развязке.
  11. Не «теряйте» героев в вашем плане, не забывайте о действующих лицах: если персонаж появился в рассказе, нужно обозначить его роль в повествовании.
  12. Постарайтесь сделать план гармоничным, продуманным, части должны соответствовать друг другу объёмом.
Пишите план тщательно, подробно, помните основные рекомендации, тогда ваша дальнейшая работа над рассказом пойдёт гораздо лучше.