Транспортные процессы в логистике пример. Транспортно-логистические системы, сущность и цели функционировая

А сегодня более подробно рассмотрю самый популярный ее вид – транспортная логистика . Из этой статьи вы узнаете, что такое транспортная логистика, что включает в себя это понятие, какие задачи она решает. Думаю, что это будет интересно не только тем, кто ведет или планирует вести бизнес, но и всем остальным просто для общего развития и более грамотного толкования экономических новостей.

Что такое транспортная логистика?

Говоря простым языком, это грамотная и оптимальная организация грузоперевозок. Практически любой бизнес так или иначе связан с необходимостью доставки грузов: товара, сырья, материалов, комплектующих или чего-то еще. И во многих случаях стоимость этой доставки занимает очень весомую долю в совокупных расходах компании, поэтому оптимизации этих расходов следует уделять очень важное внимание. Именно эту главную цель и преследует транспортная логистика.

Транспортная логистика – это комплекс мероприятий, осуществляемый с целью организации доставки товаров и грузов с минимальными временными и финансовыми затратами.

  1. Внутренняя транспортная логистика – занимается вопросами оптимизации перевозок грузов внутри предприятия (с производства на склад, между складами, со склада в магазин и т.д.);
  2. Внешняя транспортная логистика – обеспечивает оптимизацию доставки грузов от поставщиков на предприятие и от предприятия потребителям.

Транспортная логистика должна обеспечивать максимально полную загрузку транспорта и одновременно минимальные сроки доставки, отсутствие простоев в производстве, отсутствие “залеживаемости” товаров на складе, в общем – бесперебойный цикл работы предприятия.

Можно выделить следующие ключевые этапы транспортной логистики:

  • Выбор оптимального транспортного средства для перевозки грузов;
  • Составление сметы расходов на перевозку;
  • Оформление необходимых для перевозки документов;
  • Погрузка груза в транспорт в пункте отбытия;
  • Непосредственно процесс транспортировки;
  • Выгрузка груза в пункте назначения.

Если речь идет о грузоперевозках между странами, то транспортная логистика дополнительно включает в себя этапы прохождения грузом таможни, подготовку к этому и оформление всех необходимых документов.

Задачи транспортной логистики.

Теперь рассмотрим основные задачи транспортной логистики, которые она решает. Таких задач можно выделить пять.

Задача 1 . Анализ пунктов отправки и назначения. Прежде всего, транспортная логистика изучает, откуда и куда необходимо отправить груз, каковы особенности этих пунктов, какая транспортная инфраструктура там развита. Без такого анализа невозможно будет грамотно решить все остальные задачи транспортной логистики.

Задача 2 . Анализ перевозимого груза. Не менее важно и знать, что за груз необходимо перевезти, каковы его основные качества и характеристики, каковы требования к его перевозке. Ведь от типа груза во многом зависит и выбор транспорта для его перевозки, и даже выбор маршрута. Например, если речь идет о перевозке каких-то опасных грузов, это может требовать согласования с различными государственными структурами и построения маршрута без пересечения густонаселенных городов и районов, вдали от стратегически важных объектов.

Задача 3 . Выбор оптимального транспорта. Далее предстоит решить еще одну важную задачу транспортной логистики – подобрать оптимальный вид и модель транспорта для перевозки груза. При длинных маршрутах может использоваться даже несколько видов транспорта. Для оптимального выбора транспортного средства нужно учитывать следующие его параметры:

  • Скорость доставки (наивысшая – у воздушного транспорта, наинизшая – у морского, средняя – у ж/д и автотранспорта);
  • Вместимость и грузоподъемность (максимальная – у морского транспорта, высокая – у воздушного и ж/д, у автомобильного – самая низкая);
  • Стоимость перевозки (максимальная – у авиатранспорта, высокая у морского, самая низкая у ж/д и автомобильного);
  • Мобильность (высокая у авто- и авиатранспорта, у ж/д и морского – низкая);
  • Обеспечение сохранности груза (наивысшая у воздушного транспорта, приемлемая у ж/д и морского, у автотранспорта – ниже).

Вот, исходя из того, какой груз, в каком количестве, в какое время следует перевезти, нужно и выбирать вид транспорта с учетом этих параметров.

Задача 4 . Разработка оптимального маршрута. Тоже очень важная задача транспортной логистики, которую необходимо решать с учетом выбранного транспортного средства, имеющейся инфраструктуры, типа груза и определенного на доставку времени, а также других особенностей, которые могут возникнуть. Как правило, логисты составляют несколько вариантов маршрута, затем сравнивают их, отсеивают неудобные и затратные варианты и выбирают оптимальный с точки зрения затрат, при этом соответствующий всем требованиям.

Задача 5 . Контроль над процессом погрузки, транспортировки и разгрузки груза. Ну и, наконец, последняя задача транспортной логистики – это отслеживание и сопровождение всего процесса транспортировки, включая погрузку и разгрузку, и оперативное реагирование на какие-то форс-мажорные ситуации, которые могут произойти. К примеру, может возникнуть поломка автомобиля, задержаться рейс, груз могут остановить на таможне и т.д. – все эти проблемы должны оперативно устранить специалисты по транспортной логистике. Нередко для отслеживания всего пути следования груза используются даже современные навигационные системы.

Теперь вы имеете представление о том, что такое транспортная логистика и какие задачи она решает. Надеюсь, эта информация была вам полезна и поможет лучше ориентироваться в современных бизнес-процессах.

До новых встреч на – сайте, который научит вас грамотно обращаться с личными финансами и понимать важные экономические процессы.

Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.

Актуальность темы

Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.

Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.

Распространенность

Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.

При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.

Основное понятие и сущность логистики

Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.

Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.

Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.

Различают:

  • закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
  • производственную логистику;
  • сбытовую или маркетинговую;
  • транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.

Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.

Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.

Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:

  • усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
  • сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
  • повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.

Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Хранение грузов

Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:

  • выборе того или иного вида транспортных средств;
  • совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
  • определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечении единства транспортно-складского процесса;
  • совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.

Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.

К таким специфическим задачам относятся:

  • создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
  • планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
  • соблюдение единства транспортного и складского процессов;
  • выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
  • определение максимально рациональных маршрутов.

Основной принцип логистики

При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.

Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Основные задачи в производственной сфере

Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:

  1. Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
  2. Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
  3. Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
  4. Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Сам транспорт делится на:

1) транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);

2) транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

2. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов включают:

1) деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;

2) оформление необходимых документов;

3) юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;

4) расчет за перевозку грузов;

5) проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;

6) расфасовку, упаковку, складирование;

7) увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;

8) информационное обеспечение;

9) услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.

Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.

Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен.

3. Виды транспортных перевозок грузов

Информация о характерных особенностях различных видов транспорта является основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки.

По численности видов транспорта, принимающих участие в перевозке, системы доставки делятся на одновидовые и многовидовые.

К одновидовым относят юнимодальную, к многовидовым мультимодальные и интермодальные перевозки.

Юнимодальная перевозка в отличие от интермодальной и мультимодальной совершается транспортом одного вида. Мультимодальные перевозки осуществляются, как правило, внутри страны, интермодальные перевозки – система доставки грузов в международном сообщении.

4. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта

Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.

5. Транспортная документация

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость – документ, который сопровождает груз в пути следования.

Вагонный лист – документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.

Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

В заграничном плавании, при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером.

При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер.

В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная.

Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор. Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

6. Управление транспортом

На федеральном уровне центральным звеном государственной системы управления транспортом является Министерство транспорта РФ.

Создание управляющих структур и распределение между ними функций и полномочий предполагает наличие организации системы государственного регулирования транспортной деятельности.

Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат и департаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Департаменты транспорта осуществляют тщательный анализ состояний и тенденций развития подотрасли, в соответствии с единой государственной политикой разрабатывают политику развития транспорта региона.

Центральный аппарат занимается стратегическими проблемами, разработкой, подготовкой, согласованием проектов законов и нормативных актов, реализацией их на месте занимаются самостоятельные центры власти в виде местных администраций. Формирующаяся система территориального управления работой транспорта состоит из органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых подразделений и координационных структур.

7. Маршрутизация грузопотоков

Важным методом логистики при определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости.

Разработкой оптимального маршрута занимается экспедитор грузовладельца при получении заказа на оказание транспортных услуг по перевозке нового для него груза или знакомого груза на новом направлении.

По окончании предварительной оценки определяются несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых дополнительно анализируется для выбора конечного оптимального варианта.

Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.

После определения оптимального варианта маршрута экспедитор выбирает участников перевозки и заключает необходимые договора.

8. Транспортно-логические цепочки, информационное обеспечение

Принципы логистики наиболее просто применяются к перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов).

Транспортно-логистические цепочки наиболее эффективно реализуются в сфере транспортирования грузов. Развитие конкуренции между участниками рынка за качественное обслуживание с минимальными затратами, развитие процессов объединения между предприятиями различных отраслей, применение достижений новейших информационных технологий, имеющих большой потенциал для позитивного управления – все это оказывает содействие образованию новых организационных форм взаимодействия логистических цепочек и сетей.

До недавнего времени рыночная ориентация считалась основным фактором успеха, однако для рентабельности предприятий необходимо правильно выбирать и комбинировать ресурсы.

Именно ресурсная ориентация сформировалась в экономически развитых странах, что неизбежно привело к пониманию необходимости объединенной (интегрированной) логистики.

Характерные особенности интегрированной логистики оказывают прямое воздействие на эффективность и производительность транспортной системы, а также на качество ее функционирования.

Особенности заключаются в учете и использование ресурсов, которыми конкуренты не располагают, в возможности клиентов, оплачивая дополнительные услуги, извлекать для себя дополнительную выгоду, сохранение стабильности в долгосрочной перспективе.

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод: используя «цепочку ценностей», логистический подход имеет ориентацию на всех участников товарно-логистического процесса. Цепочка ценностей состоит из четырех звеньев: связи с поставщиками, потребителями, технологических процессов внутри предприятия; логистических процессов внутри предприятия между его подразделениями; объединенной связи между предприятиями транспортно-логистической цепи.

Предприятия транспортно-логистической цепи стремятся к снижению расходов за счет скорой оборачиваемости ресурсов, урезания времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью грузоотправителей и грузополучателей.

Важным стратегическим ресурсом для транспортной логистики является логистическая информация.

Информационное обеспечение позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса, оно нацелено на своевременность поставок и предотвращение нерациональных потерь ресурсов.

Использование электроники приводит к снижению издержек транспортировки благодаря позитивному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации.

В зависимости от источника получения информации в пределах информационного обеспечения транспортной логистики выделяют внешнюю и внутреннюю информацию.

К внутренней логистической информации относится информация о транспортных услугах, затратах, тарифах, методах транспортировки и поставки.

К внешней – информация о рынках, конкурентах, потребностях клиентов, изменениях транспортного законодательства.

Объединенные в цепочку транспортно-логистические предприятия заинтересованы в получении верных и своевременных данных на всех уровнях управления.

Полученная при этом информация принимается во внимание как ресурс и самостоятельный фактор транспортно-перевозочной деятельности.

От полноты и точности информационных ресурсов в транспортной логистике зависит степень удовлетворенности запросов потребителей на перевозку.

Неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует об отсутствии полной информации о грузах, условиях перевозки и транспортных процессах, несвоевременном поступлении информации на запросы, разности уровней подготовки рабочего состава, обрабатывающего логистическую информацию и использующего ее, отсутствии или неразвитости коммуникационной сети, отсутствии технологий наблюдения за свойствами информационных ресурсов.

Транспортно-логистические процессы включают в себя поиск, обработку и распределение информации.

Время и качество являются ключевыми факторами в системе транспортной логистики.

Транспортные операции подчиняются требованию логистики, доставке сохранного груза точно в срок.

Логистический подход необходим для предприятий, оказывающих транспортные услуги; сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять потребности клиента.

Для доставки грузов без опозданий с наименьшими затратами ресурсов разрабатывается и осуществляется единый технологический процесс, который учитывает интеграцию производства, транспорта и потребления. Единый технологический процесс позволяет осуществлять отлаженную работу всех частей логистической системы.

9. Системы доставки и распределения

Современный подход к транспорту как составной части крупной системы подразумевает рассмотрение всего процесса перевозок от начальной до конечной точки (от грузоотправителя до грузополучателя), включая процессы грузопереработки, упаковки и распаковки, хранения и информационного обеспечения доставки груза.

Сложность данного процесса привела к созданию специальных логистических центров.

Эти центры осуществляют анализ данных и разрабатывают предложения по улучшению грузопотоков, распределению перевозок по всем видам транспорта, комплектации отправок, порядку заключения договоров.

В логистических цепях при доставке грузов возникают технологические процессы, которые имеют свои особенности, зависящие от характеристики груза.

Доставка грузов – это комплекс мероприятий, проводимых после получения продукции к перевозке и до получения ее потребителем. Они включают в себя доставку материалов, их складирование и хранение, а также упаковку и перевозку любым видом транспорта.

Сюда же включаются такие операции, как разработка графика движения и выбор маршрута. Цель этих мероприятий – надежная доставка грузов и исключение разрыва между производством и потребителем. Транспортно-экспедиторское обслуживание – основная часть процесса движения груза от производителя до потребителя.

Основными участниками системы доставки являются экспедиторы, перевозчики, склады и т. д.

При выполнении заказа от грузопроизводителя фирма выступает в роли организатора процесса доставки, подбирая и координируя работу участников процесса, и при этом несет ответственность перед грузопроизводителем и участниками системы. Распределение продукции включает в себя работу по движению товаров от производителей к конечным или промежуточным потребителям.

Система распределения базируется на:

1) согласованности отдельных производств и фирм, участвующих в процессе движения продукции от производителя к потребителю;

2) совокупности предприятий и организаций, через которые проходит товар со момента его изготовления до момента его потребления;

3) слаженности деятельности юридических и физических лиц в продвижении продукции как логистических провайдеров между производителем и потребителем продукции.

Совокупность каналов распределения составляет распределительную сеть.

С развитием экономики увеличивается объем внешней торговли, а вместе с этим увеличивается объем перевозок внешнеторговых грузов, количество пассажирских перевозок.

В современных условиях транспорт занимает ключевую позицию в интеграционных процессах. При глобализации экономики и внешнеторгового обмена требуются новые подходы к развитию транспорта и поиску рентабельных путей освоения перевозок людей и грузов.

10. Международные автомобильные перевозки

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы: перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).

Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми.

Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Эффективность выполнения международных перевозок автомобильным транспортом состоит в обеспечении доставки груза «от двери к двери».

При организации предпринимательской деятельности. Сегодня мы возвращаемся к этому вопросу и подробно обсудим, что такое транспортная логистика и почему она является одной из самых востребованных.

В наше время с необходимостью перевозить сырье, компоненты и готовую продукцию сталкиваются практически все владельцы бизнеса, работающие как в производственной сфере, так и в торговле.

Организация транспортировки является одним из ключевых моментов предпринимательской деятельности, так как при грамотном подходе она помогает сэкономить средства и обеспечивает бесперебойную работу производства.

Мы расскажем вам обо всех нюансах ведения транспортной логистики, принципах ее организации и правилах выбора партнеров.

Транспортная логистика – определение и значимость

Виды транспортной логистики:

  • Внутренняя логистика - отвечает за транспортировку грузов между цехами предприятия;
  • Внешняя логистика - отвечает за подвоз закупленного сырья и отправку товара на продажу.

Не стоит путать логиста с водителем транспортного средства. В первом случае круг обязанностей намного шире. Данный специалист, в зависимости от объема груза выбирает нужный автомобиль, заранее просчитывает все расходы, готовит необходимые документы (накладные, разрешения и т.д.), контролирует загрузку товаров, их перевозку, и разгрузку. То есть, работа логиста заканчивается на том этапе, когда транспортируемый груз принят получателем.

При этом халатность логиста может обойтись предприятию очень дорого.

Представьте себе ситуацию. В пекарне, ночью выпекли хлеб и подготовили его к утренней отправке. А машина за товаром, в течение дня так и не приехала. Завтра хлеб уже будет черствым, соответственно магазины такой продукт на реализацию не примут.

В результате пекарня понесет прямые и косвенные финансовые убытки. Она не только потеряет средства вложенные в изготовление «пропавшей» партии товара, но и пострадает ее репутация, как поставщика. «Торговые точки» после срыва поставки, вполне могут отказаться от сотрудничества с недобросовестным производителем.

Очень важным элементом работы транспортного логиста является и составления графика перевозок. Как правило, здесь все продумывается таким образом, чтобы производитель сразу отправлял груз и не держал его на складах. Такая система позволяет предпринимателям экономить средства на оплате складских помещений.

Кстати, транспортная логистика важна и для многих некоммерческих организаций. Самый простой пример, работа диспетчеров скорой помощи. Они, постоянно отслеживая перемещение спец-автомобилей, составляют для них оптимальные маршруты, чтобы те могли максимально быстро приезжать к пациентам.

Российский логистический рынок

В нашей стране наблюдается кадровый дефицит в сфере логистики. Часто случается так, что в «логистических компаниях» работают не профессионалы отрасли, а просто диспетчера контролирующие передвижение автомобилей. То есть, некоторые предприниматели, называющие себя логистами, по факту, просто оказывают услуги грузового такси.

В случае с обычными, стандартными грузами, такая схема имеет место быть, но при малейших сложностях она может дать сбой. Организовать доставку стада коров, перевести несколько тонн горючего или переправить в Россию из Азии партию экзотических змей, сможет только грамотный, опытный логист.

То есть, транспортная логистика это не просто «гружу-вожу», это профессиональная отрасль, требующая от специалиста наличия опыта и знания законодательства. И таких профессионалов в нашей стране пока не так уж и много.

При этом от уровня проф-подготовки логиста зависит многое. Он, например, должен знать, что при перевозке животного линиями РЖД необходимо получить специальное ветеринарное разрешение, а автомобили транспортирующие взрывоопасные вещества не могут передвигаться по внутригородским дорогам, и должны использовать альтернативные маршруты.

Однако, кадровый дефицит не единственная проблема, с которой в России сталкивается транспортная логистика. Против данной отрасли «играют»: экономические колебания, отсутствие индустрии производства соответствующей тары и упаковки, знаменитое качество наших дорог и т.д.

Но, тем не менее, рынок транспортной логистики в России сейчас активно развивается, и предприниматели, вовремя оценившие его возможности, имеют шанс занять свободную нишу и организовать прибыльный и успешный бизнес.

Этапы работы логиста транспортной компании

  1. Проработка маршрута, в зависимости от его специфики. Логист определяет, каким образом, с минимальными затратами можно довести груз из пункта «А» в пункт «Б». При этом учитывается специфика местности. То есть грамотный специалист, например, всегда заранее поинтересуется, не ведутся ли на обозначенном пути дорожные работы, которые могут стать причиной больших пробок и задержек.
  2. Оценка груза. Логист заранее позаботится не только о накладных, но и о специальных разрешениях, если таковые необходимы. В первую очередь это касается опасных грузов и прохождения таможенного контроля.
  3. Выбор транспорта. Логист, в зависимости от категории и объема груза определяет, какой автомобиль будет использоваться для транспортировки. При необходимости он привлекает спец-транспорт. Это может быть автомобиль с холодильным оборудованием или специальные фургоны для перевозки животных.

В ряде случаев, может быть принято решение о транспортировке груза водным, воздушным или железнодорожным транспортом. Все зависит от срочности выполнения заказа, удаленности конечного пункта доставки, финансовых возможностей клиента и т.д.

  1. Транспортировка. Во время перевозки груза логист все время контролирует ситуацию и в случае возникновения непредвиденных ситуаций принимает меры. Например, водитель, который перевозит партию мороженого сообщает, что автомобиль сломался, и холодильная установка перестала работать. Именно логист в этой ситуации экстренно ищет ближайший склад, куда на время ремонта переместят груз, чтобы тот не испортился.

Как выбрать транспортную логистическую компанию-партнера

Выше, мы уже говорили о том, что грамотный логист поможет вам существенно снизить издержки, избежать простоев на производственных линиях и минимизировать риски. Именно поэтому, крайне важно правильно выбрать партнера-логиста.

Если вам необходимо перевозить специфические грузы, то обязательно уточните, имеется ли у перевозчика опыт работы в подобных обстоятельствах. Обычное грузовое такси, вряд ли сможет грамотно перевести экспозицию музея или слона из зоопарка.

И еще один важный момент. При международных перевозках, очень важно правильно подготовить груз и документы к прохождению таможенного контроля. Если компания до этого занималась транспортировкой грузов только по России, а вам нужно пересекать границу, то лучше отказаться от услуг неопытного перевозчика.

Также настаивайте на том, чтобы компания страховала ваш груз, и предусмотрела в договоре выплату компенсации, в случае нарушения сроков транспортировки.

На этом все! Теперь вы знаете, что представляет из себя транспортная логистика и почему она столь важна для успешного ведения бизнеса.

Разобравшись с основными задачами логистики, вам будет проще выбрать грамотного партнера для работы в данной сфере и оценить уровень его профессионализма.

На этом я с вами прощаюсь, и пусть все ваши сделки будут выгодными, а партнеры - надежными!

11 Авг

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое транспортная логистика и поделимся советами, как выбрать транспортную логистическую компанию. Сложно представить себе бизнес, способный существовать, а тем более развиваться без транспортировки различных грузов. Сырье нужно доставить на производство, готовый товар посреднику, а от посредника потребителю. Организовать все перемещения, сведя затраты к минимуму - в этом и заключается основная задача транспортной логистики.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли , нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента - не менее важны условия хранения и обработки груза.

История возникновения отрасли

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием , четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

  1. Нестабильность экономической ситуации;
  2. Медленный темп развития производства;
  3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
  4. Низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

  1. Научно-технические (подготовка специалистов);
  2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

Основы транспортной логистики, функции транспортной логистики

Давайте разберемся, из чего же состоит транспортная логистика и какие виды деятельности в нее входят:

  1. Прогноз и организация доставки груза;
  2. Оформление сопутствующих документов;
  3. Юридическое сопровождение перевозки;
  4. Расчет за услуги перевозки;
  5. Погрузка и разгрузка;
  6. Упаковка и складирование;
  7. Оптимизация процесса;
  8. Информационное сопровождение;
  9. Дополнительные услуги (таможенные услуги, страхование).

Виды транспортной логистики

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

Виды транспортных перевозок делятся на:

  1. Унимодальные (одновидовые) . Осуществляются одним транспортом;
  2. Мультимодальные (многовидовые) . Перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;
  3. Интермодальные . Доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;
  4. Смешанные . Используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;
  5. Комбинированные . В отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

Два подхода к организации транспортного процесса

Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

  1. Логистический;
  2. Традиционный.

В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки. Неудивительно, что в подобной цепочке не установлены единые тарифы.

В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

Задачи транспортной логистики

Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Провести анализ пунктов доставки;
  2. Проанализировать свойства груза;
  3. Выбрать подходящий транспорт;
  4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
  5. Построить маршрут;
  6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
  7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

Анализ конечных пунктов

На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

Анализ свойств груза

Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

Выбор транспорта

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

  1. Характера и ценности груза;
  2. Количества партий и частоты отправлений;
  3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

По назначению транспорт бывает :

  1. Общественный транспорт (общего пользования);
  2. Специального пользования (принадлежащий организации);
  3. Личный транспорт.

По использованию энергии:

  1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
  2. На силе ветра (например, парусные судна);
  3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

Наземный транспорт. Автомобили

Плюсы:

  • Низкие тарифы;
  • Мобильность;
  • Доступность;
  • Скорость;
  • Возможность отправления маленьких партий;
  • Высокая регулярность отправлений;
  • Большой выбор перевозчиков;
  • Нет жестких требований к упаковке.

Минусы:

  • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
  • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
  • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
  • Дорогое обслуживание;
  • Необходима быстрая разгрузка;
  • Низкий уровень надежности (риск кражи).

Наземный транспорт. Железная дорога

Плюсы:

  • Высокая грузоподъемность;
  • Высокая регулярность перевозок;
  • Не зависит от погоды и сезона;
  • Быстрая доставка на дальние расстояния;
  • Невысокая себестоимость.

Минусы:

  • Низкая мобильность;
  • Монополия перевозчиков.

Наземный транспорт. Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Не требует большого количества персонала;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Узкий перечень транспортируемых грузов;
  • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт. Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Низкая скорость;
  • Ограниченная география перевозок;
  • Редкие отправления;
  • Жесткие требования к креплению и упаковке.

Водный транспорт. Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Высокая провозная возможность.

Минусы:

  • Ограниченность географии перевозок;
  • Зависит от погоды и времени года;
  • Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Плюсы:

  • Надежность сохранности груза;
  • Высокая скорость;
  • Высокая мобильность;
  • Большая грузоподъемность;
  • Самые короткие маршруты.

Минусы:

  • Самые высокие тарифы;
  • Зависимость от погоды;
  • Ограниченное количество аэропортов.

К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

Что такое тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) - то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт - альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

  1. По потребителям;
  2. По типу груза;
  3. По классу транспортного средства.

У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

  1. Сдельные;
  2. Ставки на тонно/часы;
  3. По времени использования транспорта;
  4. По километрам пути;
  5. За выезд;
  6. Договорные тарифы.

На железных дорогах:

  1. Общие тарифы;
  2. Исключительные тарифы;
  3. Местные тарифы.

На морском транспорте:

  1. На регулярных линиях - по установленному тарифу;
  2. На нерегулярных линиях - по фрахтовым ставкам.

На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

Контроль груза при транспортировке

Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

Как выбрать транспортную компанию

Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

  1. Опыт . Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
  2. Технологии . Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал . Профессиональные сотрудники - залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
  4. Специализация . Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции . Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза - от пакета до контейнера - должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства - железнодорожные или водные - а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS - система управления транспортной логистикой).

Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

Документация в транспортной логистике

Правила перевозок в РФ регламентируют: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Обязательно заключается договор между перевозчиком и отправителем, по которому первый обязуется доставить груз до указанного пункта в установленные сроки, а второй - оплатить перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Накладные на груз;
  3. Сводные ведомости;
  4. Счет-фактура от поставщика;

Документооборот варьируется в зависимости от используемого транспорта.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист - выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).
  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или чартерный договор (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое транспортная логистика, какие функции и задачи она выполняет и, как выбрать транспортную компанию для своего бизнеса.

Успехов вам и вашему бизнесу!