Великолепные пещерные храмы индии. Десятка загадочных пещерных храмов

Перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию.

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта - это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые). Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда. Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия. Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.э. сообщает:

“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода. Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр. Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры. На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

"Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О. С. Прокофьев, — Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница») . Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница») . Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары) , щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять - храмы, а остальные - монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках) . Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны) . В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии) , появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka) , в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.) . Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее) , чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king) , обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий) .

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам) , в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий) . Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15) .

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Все живое на нашей планете хочет любви. Вот только понимает это понятие каждый по-своему. Для кого-то любовь — это страсть, для другого — единение душ. Кто-то стремится лично дарить это чувство, а кому-то необходимо просто греться в лучах любви. В любом случае каждый из нас ищет в своей жизни того, кто был бы способен дать в отношениях то, что нужно именно ему.

Монастырок — и есть такое удивительное место силы, которое помогает найти свою любовь. Это небольшое село в Борщевском районе, Тернопольской области, расположено на берегах реки Серет, в 6 ​​км от села Бильче-Золотое. Раньше, в советское время, его называли Межгорьем. Это одно из самых живописных мест Тернопольщины, поражающее воображение невероятно захватывающими видами на долину реки Серет.

На окраине села, просто в известняковой скале размещен пещерный храм , возвышающийся над обрывом, где течет река.

Координаты для GPS:

48°43"50""N

25°51"30""E

Храм называют древнерусским, а пещеру, в которой он расположен — Языческой. Говорят, что этот храм был основан в XI веке, хотя есть версия, что он намного древнее, чем считают археологи и историки. По сути, до сих пор его еще никто тщательно не исследовал. До крещения Руси здесь был расположен древнеславянский храм, который впоследствии стал христианским. Поэтому, если учесть что православие пришло на эти земли в X в., храм никак не мог быть основан в XI веке. Пещерный храм Монастырка представляет собой идеальное древнее капище.

Языческие капища и святилища — совершенно разные культовые сооружения. Неотъемлемыми атрибутами капища есть грот или пещера, где на потолке собираются капли влаги. Собственно, от слова "капище" пошло и украинское "каплица". Святилища же — это открытые культовые сооружения по типу дольменов и кромлехов, не связанных с гротами и пещерами. Капище — это место взаимодействия с женским началом, а святилище — с мужским.

Пещерный же храм в селе Монастырок и прилегающая к нему территория представляют собой гармоничное взаимодействие мужского и женского начал.

Так, пещера храма, как древнее капище, дает возможность взаимодействовать с планетарной, женской энергией. А место взаимодействия с мужской энергией, обозначено каменной плитой — так называемым жертвенным камнем.

Эта плита лежит на трех каменных опорах, и, возможно, ее использовали и в более ранние времена как крестильную чашу в баптистерии — пристройке к церкви или отдельном здании, предназначенном для совершения таинства крещения. О чем свидетельствует выдолбленный в ней крест и, ведущий от него, небольшой желоб.

Считают, что не всегда этот камень лежал здесь. Что его принесли к скальному храму монахи в XVII веке. Вот только форма каменной плиты вызывает сомнения в этой версии. Если мысленно поставить камень вертикально на основание, он будет очень похож на крымские менгиры с ровно обтесанной и заостренной вершиной.

Менгир — самая простая каменная скульптура в виде грубо обработанного дикого камня, установленного человеком, вертикальные размеры которой заметно превышают горизонтальные. Менгиры — фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наши дней. Кроме того, их могли использовать с культовой ритуальной целью, как символ центра, или они могли быть элементами ритуалов перехода или плодородия, олицетворять мужское начало.

Даже сейчас, вода, собирающаяся в полости креста на камне, во время дождя, становится красноватой. А на фотографиях, сделанных при любой погоде, видны странные облака "туман" над этим камнем.

Немного в отдалении от пещерного храма можно увидеть христианскую святыню — поклонный крест. Древняя легенда гласит, что если на Воздвижение девушка украсит этот крест цветами, то через год она выйдет замуж. Другие легенды говорят, что это место и крест помогают познать любовь и семейное счастье в браке.

Скорее всего, именно на месте расположения поклонного креста и было сначала установлено менгир, впоследствии свергнут монахами-христианами и превращен в жертвенный камень.

Кстати, крест — это древнейший символ, а главное — символ Космоса, сведен к простейшей форме. Он олицетворяет центр мира, является символом света и огня, в частности света Истины, что распространяется по миру, священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Собственно пересечение линий креста — это точка соединения между энергиями Неба и Земли.

Крест символизирует четыре элемента — Воздух, Землю, Воду и Огонь. Это символ связи микро и макрокосмоса, единства духа (вертикаль) и тела (горизонталь). Именно в этом древнейшем символе заложена идея сочетания мужского и женского начал. Вертикальная линия любого креста — небесная, духовная, интеллектуальная, активная, позитивная, мужская. Горизонтальная же линия — земная, рациональная, пассивная, негативная, женская. Поэтому крест является вполне достойной заменой давнему менгиру. И еще в большей степени он способен давать человеку то, о чем она мечтает и о чем просит. Иными словами, монахи в своем стремлении утвердить веру в единого Творца заменили древний менгир язычников на еще более мощный символ — крест.

Так или иначе, сейчас пещерный храм в маленьком селе Монастырок — христианский. Службы здесь ведутся прямо в пещере, ведь местные жители убеждены, что это место обладает особой силой.

Размер грота составляет 9,4 х 4,8 м. Вход в пещеру расположен в глубине между каменными глыбами а сверху покрыт скальным навесом, который выступает над землей почти на шесть метров. Навес этот поддерживают три опоры из неотесанного камня. Сделал опоры в конце XIX в. Леон Сапега, заменив ими изначально природные, разрушенные временем. Грот, как и обычный храм, условно разделен на три части: притвор, неф и алтарь. И так же как и в церквях, алтарь обращен к востоку.

Каменная стена алтаря с самого начала напоминала иконостас со святым образом. Ее и сегодня украшает лик Иисуса с прикрытыми глазами, символизируя то, что Всевышний не может смотреть на те злодеяния, которые творятся в мире.

Люди верят, что здесь Господь отпускает даже самые тяжкие грехи. Легенда гласит, что изображение Иисуса явилось монахам как игра света и тени каменных стен храма. А фреска, которую мы видим сегодня, была написана монахами уже поверх явившегося чудотворного образа.

Что касается соискателей личного счастья в селе Монастырок, прежде всего нужно принести с собой цветы к поклонному кресту, который стоит возле священной пещеры. Это ваша дань Богу за то, что Он сотворил вас, символ вашего уважения к этому особенному месту силы и благодарность за ту помощь, о которой Вы просите. Несите цветы и надейтесь получить желаемое.

Если же о любви просит мужчина, он должен пойти в пещеру и зажечь там свечи, помолившись о даровании ему пары или счастливой судьбы.

Верьте, и все, что Вы просите у Творца, будет дано Вам по вере вашей!

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Однажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра. Ну что ж, дело обычное. Происходило оно на западе Индии. Тоже ничего удивительного. Но! Если бы он только знал, куда приведет его этот тигриный след!..
А привел он его в древние заброшенные пещеры. Да не просто пещеры, а высеченный в скалах огромный храмовый комплекс.
Так была открыта .

— это 29 пещер, подземные храмы и монастыри, которые высекались в скалах на протяжении нескольких столетий – со 2-го века до н.э. по 5 век н.э. Внутри – удивительные настенные росписи, которые теперь известны на весь мир и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Настенная живопись Аджанты настолько высокого уровня, что ученые говорят, что расписывали эти пещеры не сами монахи, а лучшие художники тех времен на протяжении нескольких веков, и было их довольно много. Называют эту живопись уникальной энциклопедией индийской жизни. На стенах, потолках и даже на колоннах изображены сюжеты из жизни разных народов, населявших Индию, и разных социальных слоев, это кроме многочисленных изображений Будд, бодхисаттв, богов и полубогов.

Читайте также:

Есть ли в мире еще хоть одна такая страна, где было бы столько разнообразных храмов, как в Индии?

Кроме росписи, архитектура этих храмов тоже, конечно, потрясает – ведь они не построены, а выдолблены! Все эти поразительные храмы высечены внутри огромной скалы!

Некоторые ученые до сих пор не могут понять, как монахи могли создать такое чудо, и не отрицают, что им помогали представители внеземных цивилизаций с их технологиями.

Загадочная она, эта Аджанта… В седьмом веке по непонятным причинам монахи ее покинули, и этот комплекс был заброшен. Эти необыкновенные залы, эти фрески, это чудо было покинуто на целых 12 веков! И целых 12 веков Аджанта оставалась ненайденной и нетронутой благодаря своему укромному расположению в подковообразном каньоне, пока на нее не наткнулся этот британский офицер. Я представляю, каково же было его изумление!..

Самое простое объяснение ухода монахов из Аджанты — якобы буддизм в Индии стал угасать, и монахи опасались набегов мусульман. Но почему-то в соседней Эллоре пещерные монастыри в это время активно строятся…

В древние века в тех краях проходили торговые пути. Монахи любят выбирать такие места. С одной стороны – уединенная пещера, все условия для отшельнической жизни, для медитаций, а с другой – за подаянием далеко ходить не надо: рядом торговый путь с богатыми караванами. И усталым путникам можно дать приют.

В нескольких пещерах располагались вихары (буддистские монастыри с кельями для монахов), в остальных – чайтьи (молельные залы).

Перед входом в пещеру не забудьте разуться, т.к. это храм.

Попасть в Аджанту можно на автобусе из Джалгаона или Аурангабада.