Верещагин картины с названиями и описанием. Литературно-исторические заметки юного техника

Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Известен как художник-баталист , художник-путешественник. Родился будущий живописец в 1842 году в городе Череповец. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. В Париже его учителем был известный французский художник .

За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. Для своих потомков он оставил очень богатый пласт культурного наследия и запомнился как величайший живописец нашей страны. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами.

Самой известной картиной Василия Верещагина считается «Апофеоз войны «. Здесь он изобразил сам дух войны, которая не приносит ничего кроме горя, страдания, смерти, боли и запустения. Сам Верещагин назвал эту картину натюрмортом, так как, не считая ворон, на ней изображена мёртвая природа.

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Во время русско-японской войны он отправился на фронт, где 31 марта 1904 года при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» погиб.

Если вы любите в музыке не только красоту, но и качество, то для этого вам следует купить наушники monster beats . В интернет-магазине BeatsBeats вас ждёт большой выбор наушников.

Апофеоз войны

Араб на верблюде

Богатый киргизский охотник с соколом

Браминский храм в Адельнуре

Бурлак с шапкою в руке

Бухарский солдат

В покоренной Москве

Верблюд во дворе караван-сарая

Всадник в Джайпуре

Всадник-воин в Джайпуре

Двери Тимура (Тамерлана)

Дети племени солонов

Жители Западного Тибета

В асилий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений - с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен - экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.

«Путешествие признаю великой школою»: первые поездки Верещагина

Иван Крамской. Портрет Василия Верещагина (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин родился в в семье состоятельного помещика. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус. «Корпус терпеть не мог , - вспоминал художник, - товарищество только выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно. Закал, дух и проч. противны до сих пор, как огульное, резкое, ложное» .

Еще во время учебы проявилась его способность к живописи - он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств . В это же время пробовал себя в литературном творчестве: предложил свой «Рассказ старого охотника» петербургской газете «Голос». После рецензии редакции: «Извольте, это такая гадость...» - Верещагин на время оставил писательскую деятельность.

Первое большое путешествие Верещагин совершил в 1863 году - на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды.

Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою - много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам.

Василий Верещагин

В 1864 году Верещагин уехал в Париж и год учился и работал у Жана Леона Жерома - авторитетного живописца-академиста. Потом еще раз съездил на Кавказ. В Академию Верещагин вернулся весной 1866 года и официально завершил обучение.

Картины Туркестанской серии

Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Высматривают (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Двери Тамерлана (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману - штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса - за отвагу.

Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.

После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалах горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.

В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами.

В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины - «Богатого киргизского охотника с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне.

Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии». Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы.

Первая персональная выставка

Василий Верещагин. Апофеоз войны (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первая масштабная выставка Верещагина прошла в Петербурге в 1874 году. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя - залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки - 30 тысяч экземпляров - раскупили.

Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей. Художника обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу.

В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви.

Василий Верещагин

Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Однако Иван Крамской назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков приобрел весь туркестанский цикл за большие деньги - 97 000 рублей.

К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины. На рамы Туркестанской серии Верещагин изначально планировал нанести арабскую вязь, однако арабского не знал. Он подготовил эскизы с узором, который перекликался с восточным орнаментом на дверях мечетей и дворцов. Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно.

На некоторые багеты художник наносил надпись. Например, полотно «Апофеоз войны» сопровождала фраза: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» . Картине «Нападают врасплох» соответствовала цитата из летописи Нестора: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут» .

В этих же рамах художник требовал и перевозить полотна во время выставок. Вес ценного груза увеличивался, расходы на транспортировку возрастали в разы, Третьяков нанимал целые железнодорожные платформы.

Василий Верещагин. Мавзолей Тадж Махал близ Агры (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Супруги посетили Бомбей и Джайпур, Дели и Агру, области Ладак и Кашмир, три месяца путешествовали по Восточным Гималаям и Сиккиму. Путешествие было не из простых: на них нападали дикие животные, приходилось переходить вброд ледяные реки и пережидать снежные бури. Художник перенес малярию, а у Элизабет Фишер-Рид во время высокогорных переходов упало зрение. Тем не менее они продолжали работать. Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии - зороастризма. Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».

В Индии художник узнал, что Императорская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Награды Верещагин не принял: «...считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания» .

В 1876 году Василий Верещагин вернулся в Париж, но уже через несколько месяцев отправился в новый поход на Балканы. Индийская серия увидела свет только спустя четыре года - на выставке в Петербурге. Художник представил 139 картин и этюдов, 75 из которых купил Третьяков. Плату за вход на выставку не брали, и за 40 дней экспозицию посетили около 200 тысяч человек. По воспоминаниям современников, в выставочные залы люди пытались пробраться даже через окна. Критики назвали Верещагина одним из лучших художников-ориенталистов.

Балканский поход и новые батальные полотна

Весть о войне с турками застала Верещагина в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы - в составе действующего подразделения русской армии.

Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, - участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... иначе картины мои будут «не то».

Василий Верещагин

В июне 1877 года Верещагин получил серьезное ранение. Миноносец «Шутка», на котором находился художник, атаковал турецкий корабль. Вражеская пуля пробила борт и повредила Верещагину бедро. Художника отправили в Бухарест, где он провел три месяца. Но когда рана зажила, он вернулся в строй. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался.

В это время русские войска готовили штурм Плевны, города в северной части Болгарии. Плевну планировали взять 30 августа, к именинам императора Александра II . Однако штурм обернулся крупным поражением. Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с провокационным названием «Царские именины».

Не менее острой оказалась и другая работа живописца - триптих «На Шипке все спокойно». Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Тот командовал войсками, которые, измученные и в тонких шинелях, замерзали на Шипкинском перевале на Балканах. Герой триптиха - часовой, который гибнет от холода на посту. На первой картине он стоит по колено в снегу, на второй - почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей - на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык.

В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен. В споре с Павлом Третьяковым, который придерживался традиционных патриотических взглядов на батальную живопись, художник говорил: «...мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Передо мною как художником война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности» . Верещагин хотел, чтобы серия оставалась нераздельной, но коллекционер приобрел лишь часть полотен. А Верещагин после выставки написал еще три картины - «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой».

Поездка в Палестину и евангельский цикл

Василий Верещагин. Стена Соломона (фрагмент). 1883. Частное собрание

Василий Верещагин. Святое семейство (фрагмент). 1884. Частное собрание

Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы (фрагмент). 1884. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1882 году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову : «Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» .

Вскоре он с женой уехал на Ближний Восток - путешествовал по Палестине и Сирии.

Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью - едят, стирают вещи, мастерят утварь. В Европе католические священники требовали уничтожить картины, на которых Святое семейство изображено не по церковным канонам, а в Россию Верещагин их и вовсе не привез, не желая еще более суровой реакции. В 1885 году открылась европейская выставка. Один из посетителей облил полотна серной кислотой - испортил несколько рам, а одну небольшую картину уничтожил полностью. Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал. Большую часть палестинского цикла художник увез в США и после нескольких выставок продал на аукционе.Василий Верещагин. Наполеон. Дурные вести из Франции (фрагмент). 1887-1895. Государственный исторический музей, Москва

Через несколько лет Верещагин начал писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года . Всего он создал 20 полотен - сцены битв, пейзажи мест сражений.

В 1893 году Верещагин снова отправился в путешествие, в этот раз - по городам России. Он посетил Ростов Великий , Кострому , Ярославль , города Русского Севера. Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали - резьбу на деревянных колоннах, иконостасах. В серию картин вошли также портреты «незамечательных», обычных людей, а их истории жизни художник издал в сборнике «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».

Василий Верещагин. Храм в Никко (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В России путешествия Верещагина не закончились. В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы. Затем художник дважды посетил Кубу, потом - Америку и даже написал портрет ее президента.

В 1903 году Верещагин прибыл в Японию. В Токио, Никко и Киото он провел четыре месяца. Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в новой для себя манере, близкой импрессионизму, - «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие. Все работы Верещагин оформил в авторские рамы, отделанные японской парчой.

На следующий год художник снова отправился на Дальний Восток, чтобы плыть в Японию. «Я все еще не уехал, но завтра уезжаю наконец, и с нехорошим чувством , - писал художник жене, - так как еду в страну, очень враждебно к нам настроенную… По газетам судя, в Японии часты собрания врагов России, требующих войны с нами, считая теперешний момент для открытия военных действий наиболее удобный… <...> У них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, все надобно везти из Петербурга…»

Война началась. Василий Верещагин и в этот раз был в строю. 31 марта броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, взорвали у берегов Порт-Артура. Верещагин погиб.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства.
В 1850 г. Василий поступает в Александровский кадетский корпус для малолетних, а с 1853 г. по 1860 г. он обучается в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого получает чин гардемарина флота и выходит в отставку. Одновременно с учебой в кадетском корпусе посещает занятия в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников (1858-1859).
В 1860 г. Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1863-1864 г.г. по приглашению художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио совершает путешествие по Кавказу.
В 1864 г. Верещагин переезжает в Париж и приступает к занятиям в мастерской Жана-Леона Жерома Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-arts).
В 1866 г. живописец впервые выставляется в Парижском Салоне.
В 1867 г. по приглашению командующего войсками Туркестанского военного округа Константина Петровича фон-Кауфмана Верещагин отправляется в Туркестан. В 1868 г. в чине прапорщика принимает участие в обороне Самаркандской крепости и за боевые заслуги награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1869 г. в Петербурге с успехом проходит «Туркестанская выставка», на которой экспонируются картины, этюды и рисунки, созданные в Туркестане.
В 1869 г. художник вновь отправляется в Туркестан, а в октябре 1870 г. возвращается в Петербург и его командируют за границу для подготовки «Туркестанской серии». (В 1874 г. в Петербурге был издан альбом картин под названием «Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина»).
В 1873 г. «Туркестанская серия», в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, была представлена на первой персональной выставке художника в Лондоне, а в 1874 г. – в Петербурге и Москве. (В 1874 г. «Туркестанская серия» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за 92 тысячи рублей серебром. Вначале «Туркестанская серия» экспонировалась в Московском обществе любителей художеств, а затем в Третьяковской галерее.)
В 1874 г. Императорская академия художеств присваивает Верещагину звание профессора. Однако художник, считавший, чины в искусстве неуместными и даже вредными, публично отказывается от этого звания.
В 1874 г. Верещагин отправляется в Индию. Посещает Бомбей, Мадрас, Агру, Дели, Джайпур, Восточные Гималаи, а также области, граничащие с Тибетом (Кашмир и Ладак).
Весной 1876 г. живописец возвращается в Париж и работает над двумя сериями картин по материалам (около ста пятидесяти этюдов), привезенным из Индии.
В 1877-1878 г.г. Верещагин принимает участие русско-турецкой войне на Балканах. После завершения Балканской кампании художник отправляется в Париж и приступает к работе над «Балканской серией».
В 1879 г. проходят персональные выставки Верещагина в Лондоне и Париже, на которых представлены картины Индийской и Балканской серий.
В 1880 г. состоялась персональная выставка и распродажа этюдов «Индийской серии» в Петербурге. 78 этюдов этой серии приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1881-1882 г.г. персональные выставки Верещагина проходят в крупнейших городах Европы (Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште), а в 1883 г. – в Москве и Петербурге
В 1882-1883 г.г. Верещагин вновь путешествует по Индии.
В 1883 г. отправляется в Сирию и Палестину, где работает над картинами «Палестинской серии».
Результатом путешествия по Святой Земле были более 50 этюдов и шесть картин евангельского цикла. Однако, «Палестинская серия» была недоброжелательно встречена русской общественностью и публикой, т.к. трактовка художника не соответствовала канонической. По этой причине основная часть работ «Палестинской серии» была распродана за границей.
В 1885-1887 г.г. с успехом проходят персональные выставки художника в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кенигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле.
В 1887 г. Верещагин приступает к работе над серией «1812 год». Впервые картины этой серии были представлены в Москве и Петербурге в 1895-1896 г.г. В 1902 г. вся серия приобретается государством для Русского музея, а позднее картины передаются в Государственный Исторический музей.
В 1889-1891 г. г. проходят персональные выставки живописца в крупнейших городах США, а в 1895-1898 г.г. – в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Париже, Берлине, Дрездене, Вене, Праге, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Лондоне.
В 1901 г. Верещагин номинируется на соискание первой Нобелевской премии мира.
В 1902 г. живописец вновь отправляется в США, а в 1903 г. совершает путешествие по Японии.
В 1904 г. началась русско-японская война, и художник едет в действующую армию на Дальний Восток.
Василий Васильевич Верещагин погиб 31 марта 1904 г. Броненосец «Петропавловск», на котором он находился, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.
Картины живописца экспонируются в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее , Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Работы Василия Васильевича Верещагина высоко ценятся и нередко появляются на международных аукционах. В том числе:
- «Портик церкви» (Portico of a church) – 314 500 британских фунтов (24 ноября 2014, Sotheby"s);
- «Шпион» (The spy) – 1 049 250 британских фунтов (28 мая 2012, Sotheby"s);
- «Адъютант» (The adjutant) – 690 850 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Перевозка раненых» (Transportation of the wounded) – 937 250 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Тадж-Махал. Вечер» (The Taj Mahal. Evening) – 2 281 250 британских фунтов (6 июня 2011, Sotheby"s)
- «Распятие на кресте у римлян» (Crucifixion by the Romans) - 1 721 250 британских фунтов (28 ноября 2011, Christie"s)

Галерея из 42 картин Василия Васильевича Верещагина
  • Tartar from Orenburg prison Tartar from Orenburg prison
  • Portrait of Bacha Portrait of Bacha
  • Afghan Afghan
  • Nomadic road in the mountains of Alatau
  • Passage of Barskaun Passage of Barskaun
  • Sher-Dor Madrassah Sher-Dor Madrassah
  • Gur-Emir. Samarkand Gur-Emir. Samarkand
  • Baeggars in Samarkand Baeggars in Samarkand
  • Politicians in an Opium Den Politicians in an Opium Den
  • Apotheosis of War Apotheosis of War
  • Tamerlanovy gates Tamerlanovy gates
  • Old ruins Old ruins
  • The Doors of Timur The Doors of Timur
  • Selling a Slave Boy Selling a Slave Boy
  • Chinese Chinese
  • Mountain stream in Kashmir Mountain stream in Kashmir
  • Taj Mahal in Agra Taj Mahal in Agra
  • Taj Mahal Taj Mahal
  • Himalayas in the evening Himalayas in the evening
  • Sovar-a government messenger Sovar-a government messenger
  • Picket in the Balkan Mountains
  • Two Falcons Two Falcons
  • The Spy The Spy
  • Two Jews Two Jews
  • Russian hermit in the Jordan Russian hermit in the Jordan
  • Arab woman in Jerusalem Arab woman in Jerusalem
  • Crucifixion by the Romans Crucifixion by the Romans
  • The French in Moscow The French in Moscow
  • Napoleon in the Petroff Palace
  • Napoleon and Marshal Loriston Napoleon and Marshal Loriston
  • Attack Attack

Верещагин Василий Васильевич

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904 гг.) - русский живописец, художник-баталист, путешественник. Почти всю жизнь В.В. Верещагин проводит в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он учился и жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Участвует в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью, Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане, Америке и Японии.

Как военный, он добровольцем участвует во всех войнах и военных походах России, которые происходили в то время. Василий Васильевич окончил морской кадетский корпус, был участником военных походов (Туркестанский поход), в составе маленького русского гарнизона выдержал тяжёлую осаду Самарканда. За что награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. (единственной наградой, которую он носил и которой гордился).

"Туркестанская серия " ярких картин написана Верещагиным в Мюнхене в 1871-1874 годах. Состояла из целой группы батальных (практически документальных) картин, таких как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Напали врасплох". Так как сам Василий Васильевич считал, что лучшим способом обращения к зрителю является персональная тематическая выставка, его выставки имели колоссальный успех в Европе и России.

Талант художника отразил настоящую стоимость имперских амбиций императора в ближневосточных компаниях. Смерть солдат в чужих странах, борьба с восточными армиями и постоянными восстаниями местного населения. Быт и дикие нравы местного населения.

Участие в боевых походах сложило у художника собственное видение войны, отношение к смерти простых солдат. Его картины наполнены особой философией и критическим отношением к войне. Подобный стиль часто приводил к критике его картин, и даже осуждению художника императором и его окружением.

После выставки и демонстрации своей "Туркестанской" серии картин, он подвергался постоянным нападкам, критике и даже неудовольствию царя Александра II (на выставке в Петербурге 1987 г.). А будущий император Александра III так отозвался о самом Верещагине:

“Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек ”.

Но Верещагин очень высоко ценил собственное мнение, свободу и достоинство и не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "высшего света", несмотря на свою известность в Европе и России. В 1874 году Верещагину предложено звание профессора Академии художеств. Но он публично отказывается от него, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными ".

Картины Василия Верещагина:

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств (учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры. Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник, ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма) с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно, он получил критические замечания по своим работам). Затем, вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует "туркестанскую выставку", где демонстрирует свои работы. По окончании возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где работает над картинами для "Туркестанской серии". Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин был тяжело ранен на борту миноносца "Щука".

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает картинами получившими название "Балканская серия".

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец "Петропавловск", на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.

Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома:


Дом в пос. Нижние Котлы (ближайшие окресности Москвы в начале ХХ века).

Внимание! В истории русского изобразительного искусства был ещё один русский художник Верещагин Василий Петрович (живописец и портретист). Который так же был талантливым жудожником и проживал в одно и то же время (1835-1909 гг.) с Верещагиным Василием Васильевичем (1842-1904 гг.)! И закончил ту же имперскую академию художеств. В интернете можно встретить примеры, когда некоторые картины Верещагина В.П. по ошибке приписывают Верещагину В. В. Особенно картины с религиозными сюжетами.

10 самых страшных картин художника

Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. И он написал - красками на холстах. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».


«Представляют трофеи»
1872 г. Холст, масло. 240×171 см. Государственная Третьяковская галерея.

Изящные восточные колонны, залитый солнцем внутренний двор, нарядные одежды собравшихся - что ужасного в этой картине? Сама суть происходящего. В недавнем сражении солдаты эмира продемонстрировали отвагу и доблесть. Они только что прибыли ко двору с ценным трофеем. Увы, это не золото и не захваченные знамена: у ног восточного владыки в кучу свалены отрезанные головы «неверных» - русских солдат, проигравших в битве. Потемневшие лица в запекшейся крови, отвратительная вонь разложения, от которой собравшиеся прикрываются рукавами халатов, - так выглядит сладкая победа. Такова минута славы армии-победителя. Одна из голов подкатилась к ноге эмира, и он задумчиво разглядывает лицо мертвого врага. Картина «Представляют трофеи» вошла в цикл «Варвары», который Верещагин написал после возвращения из Туркестана, когда бухарский эмир объявил России джихад - священную войну. Но может ли война быть священной, когда под твоими ногами отрезанные головы?


«Торжествуют»
1872 г. Холст, масло. 195,5×257 см. Государственная Третьяковская галерея.
Цикл «Варвары», Туркестанская серия

На площади перед величественным медресе Шердор в Самарканде собралась толпа. Одетый в белое мулла в центре читает проповедь. Люди празднуют, но что? Ответ становится очевидным, если приглядеться получше. На шестах торчат головы солдат - почетный трофей армии эмира, выставленный на всеобщее обозрение. Их можно было бы совсем не заметить на фоне разноцветных орнаментов, залитых ярким солнцем. И все же они здесь, наблюдают за толпой, которая пиршествует буквально на костях. На раме надпись: «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога».


«Подавление индийского восстания англичанами»
1884 г. Местонахождение неизвестно.
Серия «Три казни»

Эта утерянная картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казнят повстанцев во времена борьбы Индии за независимость от Британской империи. К дулу пушек привязаны мятежники. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних - хозяев, а из других - рабов.


«На Шипке все спокойно», триптих
1878–1879 гг. Холст, масло. Частные коллекции, Костромской государственный объединенный художественный музей.
Балканская серия

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Война здесь - не в прекрасных батальных сценах и глазах, горящих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 - больными. Но разве генералам было до этого дело? «На Шипке все спокойно», - регулярно рапортовали командиры в столицу.


«Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой»
1878–1879 гг. Холст, масло. 147×299 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Сражение за Шипкинский перевал произошло 9 января 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Наконец закончилась изнурительная оборона, и пришло время героям ликовать. Генерал Скобелев объезжает шеренги выживших с поздравлениями, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. Резво скачет белый конь, развевается победное знамя. Только какая цена у этой победы? Веселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались десятки окровавленных и изувеченных тел - русских и турецких солдат. В отличие от собратьев, они навсегда останутся в снегах под Шипкой. Это полотно Верещагина вошло в Балканскую серию, посвященную событиям Русско-турецкой войны. Свою работу над циклом он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно...»


«Перед атакой. Под Плевной»
1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Командование отдало приказ о штурме Плевны. Войско готово начать наступление. Император Александр II вглядывается вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль. Как ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. Они только отдают приказы, посылая на смерть простых людей. На этой картине Верещагина руководители армии даже не могут толком разглядеть происходящее. Они визуально отделены от войска и выглядывают «из-за угла». В день атаки император наблюдал за сражением с «закусочной горы» - холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского «за здоровье тех, которые там теперь дерутся». После битвы художник возвращался к этому месту: «Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского - без шуток».


«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»
1878–1881 гг. Холст, масло. 183×402 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Третий штурм Плевны обернулся полным провалом - русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб и Сергей Верещагин - родной брат художника. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. <...> Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Многочасовые страдания, боль, агония и часто тяжелая смерть - цена, которую нужно заплатить любой войне, ради чего бы она ни велась.


«Победители»
1878–1879 гг. Холст, масло. 180×301 см. Киевский национальный музей русского искусства.
Балканская серия

Еще одна картина о Русско-турецкой войне изображает финал битвы под Телишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. Снова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Но ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. Ужасна бесчеловечность тех, кто остался жить. Победители-турки рыщут по карманам убитых - вдруг найдется что-то ценное? Тут же стягивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забирая в плен одного из уцелевших. Война шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казаться противоестественными. Верещагин показывает неуважение к погибшим - пусть и врагам, но таким же людям, у которых дома остались дети и семьи.


«Побежденные. Панихида»
1879 г. Холст, масло. 179,7×300,4 см. Государственная Третьяковская галерея

После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями - это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца». На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами, и нет им конца и края. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, - единственное живое, что здесь есть. Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом, из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.


«Апофеоз войны»
1871 г. Холст, масло. 127×197 см. Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. На картине раскаленная пустыня, выжженный фруктовый сад, руины города - все, что осталось от некогда цветущего края. Стая стервятников кружится над этим кладбищем в поисках добычи. Верещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Эти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. А значит, война касается всех. И уничтожает - всех. Эта работа - нравственная проповедь всем живущим и апофеоз философии Верещагина. На раме адресная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин ненавидел войну, хотя всю жизнь самоотверженно писал только ее. Он погиб, делая зарисовки очередного сражения во время морского столкновения России и Японии. О своем творчестве он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с гораздо большей охотой. Я всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце».

Для справки

Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.