Вытеснение и сопротивление.

March 19, 2013 --- Anna |

Внимание! Здесь пойдет речь не про шапочки из фольги или войлока. Здесь будет серьезный материал про настоящие, матёрые, важные для каждого механизмы сопротивления (защиты) психики. У каждого свои предпочитаемые способы защититься от негативных переживаний:

Обесценить (да фигня это все!)

Рационализировать (а если подумать, то не так уж она и права)

Вытеснить (мы с тобой, дорогая, вчера так ссорились! Не вспомню, по какому поводу)

Компенсировать (а вот Иван Иваныч, друг мой, такой молодец!)

и сделать еще кучу интересных вещей.

Но сейчас хочется сказать о главном. В отличие от задержания преступников (“Ни с места! Сопротивление бесполезно!”), наши мысли, чувства и переживания ни в чем не виноваты. А значит, сопротивление полезно!

Разные психотерапевтические направления по-своему называют сопротивления (защиты) психики.

В психоанализе это
Замещение
Реактивное образование
Компенсация
Вытеснение
Отрицание
Проекция
Сублимация
Рационализация
Регрессия

В гештальттерапии это

Интроекция
Проекция
Дефлексия
Конфлюэнция (слияние).

Странные и непонятные слова, не так ли? На самом деле знать, что обозначает каждое из них, клиентам практически ни к чему. Все они могут быть объяснены простыми словами, и названия эти сопротивления (защиты) психики получили только для удобства и классификации.

В любом случае человек так или иначе уходит от реальных переживаний в текущем процессе, от самого себя в некое непонятное “нечто”. То смотрит на ближнего своего, подразумевая, что он лучше знает, то объединяется с этим ближним в “одно целое”, то принимает непережеванные . Или вообще погружается в собственный внутренний мир, в то время как сочувствие, забота, принятие – вот они, рядом.

Три закона сопротивлений (или защит) психики:

1. Любые сопротивления (защиты) психики появляются не просто так.

Когда-то, может, давным-давно, а может, и совсем недавно в сложной ситуации сработала защита психики от перегрузок. То есть важно понимать, что любые ситуации, в которой сформировались механизмы защиты (механизмы защиты психики) – они не от хорошей жизни получились. И только каждому пользующемуся защитой самому решать, нормально ли то, что он делает. Хочет ли он и дальше избегать бородатых или не доверять людям изначально. Или еще что-то делать.

То есть, защита психики – это абсолютно процесс. Свои уникальные наборы защит есть у каждого.

2. Механизмы защиты (механизмы защиты психики) на поддержание своего существования тратят больше энергии, чем действие.

Фактически, защиты, или сопротивления, – это энергия, которая должна была направляться на действие. Действия нет, зато есть эта сила. Чтобы ее подавить, удержать, нужно еще больше сил. Итого – тратим вдвое больше, чем на реакцию. Стоит ли удивляться, сделать что-то?

Таким образом, любые сопротивления – это, с одной стороны, борьба с ветряными мельницами, внутреннее “как бы чего не вышло” с просчетом возможных баталий. А с другой, если бы мы действовали импульсивно, “только подумал – уже сделал”, то есть сопротивлений не было – это был бы довольно хаотичный, сумбурный, мало упорядоченный мир.

Сопротивления отнимают много сил, зато позволяют действовать целенаправленно.

3. “Ломать – не строить”, или почему не надо бежать избавляться от сопротивлений

Психотерапевты, имеющие опыт в психиатрии, отмечали одно уникальное свойство сопротивлений психики. А именно – умение из подручных материалов заслонять проблему. Лечили от энуреза – вылечили, зато теперь по ночам встает, уснуть не может. Нормализовали сон – начался нервный тик. И так далее, и по кругу.

Именно поэтому, обнаружив сопротивления психики, не нужно бежать срочно от них избавляться!

Замолчали в разговоре, ушли в себя – значит, так надо было. А вот зачем – это уже интересный и очень важный вопрос! Что-то в этой ситуации было такое, что вызвало защитную реакцию!

Именно по поводу последнего пункта уместно вспомнить народную мудрость: не сшив новые штаны, старых не выбрасывают.

И во всех случаях – когда человек внезапно “забывает” о разговоре или часть разговора, когда человеку свойственно “в каждом видеть врага”, или “ненавидеть рыжих”, или обращаться к догмам и правилам (а без них – сильно теряться и искать новые, уже на этот случай в жизни) – очень хорошо работает гештальттерапия.

Потому что это “работа черепашьими шагами”. В пределах этого подхода можно успеть понять, что происходит, попробовать (только попробовать!) изменить капельку, чуточку, и внимательно прислушиваться к себе: подойдет такой шажок, или сделать шаг назад, и пройтись в другую сторону?

Постепенно у 3 Фрейда сложилось представление что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна - защита Задача психотерапевта как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам которые вызывают репрессию и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется предписано быть самой большой помехой психоанализу становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту» эффективность метода свободных ассоциации в значительной степени зависит от особых отношении устанавливающихся обычно между пациентом и врачом В основе этих отношении лежит феномен перенесения (трансфер) Механизм этого феномена заключается в том что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечении Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами

«Перенос состоит в переживании эмоций побуждений, отношений фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по отношению к ней так как они являются повторением перемещением реакции образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте Восприимчивость пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud. 1912)

Различают позитивный и негативный перенос Позитивный перенос проявляется чувством симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева ненависти презрения и т п

Фрейд использовал также термин невроз переноса - «совокупность реакции переноса в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации» (Freud 1905)

Невроз переноса, с одной стороны является признаком успеха аналитической терапии а с другой - может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то. чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика его ненавязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зеркало»

Невроз переноса может быть купирован только аналитическим путем, другие методы лечения могут лишь изменить его форму


Психоанализ утверждает что причиной невроза является невротический конфликт между»Ид»и Эго

Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением - Ид стремящимся к разрядке и защитой - Эго. препятствующей разрядке или не допускающей его к сознанию Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждении в результате чего Эго может оказаться подавленным В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов но они по мнению психоаналитиков на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между»Ид»и Эго

Супер-Эго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на стороне Ид Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность

Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в основном в необходимости Эго постоянно тратить энергию на то чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике Это приводит з конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.

Следует отметить что Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями»Ид»постоянно прибегает к различным защитным механизмам. Но различного рода «защиты» могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.

Пациента просят сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными неожиданными и т.п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Несмотря на то что больной неврозом начинает лечение сознательно с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз препятствуют лечению - силы сопротивления. Истоки сопротивления заложены в защитных силах Эго которые формируют невротический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы что и в повседневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное как проявление защитных и искаженных функций Эго именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Психоаналитики считают что больной неврозом бессознательно ищет объекты на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос в понимании психоаналитиков.- это освобождение от прошлого точнее ошибочное понимание настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.

Анализ сопротивления. Сопротивление в понимании психоаналитиков. это - внутренние силы пациента находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и. хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том чтобы раскрыть как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений как тревога, вина, стыд и т.п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения которые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления сопротивления его анализу, во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из Эго-синтонного е сопротивление, чуждое Эго. Как только это достигается пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Проявлением сопротивления может быть молчание пациента его поза аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуски сеансов, утверждение, что у него «нет сновидений» или «есть темы о которых не хочется говорить».

Сопротивление может быть сознательным предсознательным и бессознательным.

Технические процедуры анализа конфронтация, прояснение интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретировать - означает делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Это означает, что разумное и сознательное Эго осознает то что было забыто.

Для интерпретации терапевт использует как информацию, полученную от пациента так и свои интеллект свои эмпатию, интуицию, свой теоретический багаж.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

Перевести продукции пациента в их бессознательное содержание то есть установить связь мыслей фантазий чувств поведения пациента с их бессознательными «предками»;

Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание в истинное их значение;

« по мере достижения инсайтов они должны сообщаться пациенту.

Техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур:

1Процесс осознавания сопротивления.

2Демонстрация факта сопротивления пациенту

Позволить сопротивлению стать демонстративным

Способствовать усилению сопротивления

3 Прояснение мотивов и форм сопротивления

Выяснить, какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

Какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

Какую конкретную форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

4 Интерпретация сопротивления:

Выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений которые стоят за сопротивлением;

Объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов побуждении или событии.

5 Интерпретация формы сопротивления:

Объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;

Проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. Большая часть сеансов заканчивается всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление, и все что может сделать аналитик в таких случаях,- указать пациенту на то что он что-то скрывает или избегает какой-то темы Когда это возможно, аналитик пытается исследовать эти явления. При этом усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к интеллектуальному соперничеству пациента и аналитика. В любом случае это усилит сопротивление Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уж потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является (иной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть психоаналитического лечения. Только тогда когда пациент сам определит, что он сопротивляется, ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно сотрудничество с ним только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключается в следующем анализ должен вестись от сопротивления к содержанию от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

Анализ переноса. Перенос - это особый тип отношений между пациентом и аналитиком в основе которых лежат чувства не к аналитику а к какой-то личности из прошлого «Перенос, - писал Фрейд - есть повторение, новое «издание» старых объективных отношений» (Freud, 1905). Перенос - явление в основном бессознательное. Он может состоять из любых компонентов чувства побуждения, страха фантазии, отношения и т.п.

Реакции переноса наблюдаются у всех людей в повседневной жизни, аналитическая ситуация лишь способствует развитию этих реакций и использует их с лечебной целью.

Наиболее типичными характеристиками реакции переноса являются неуместность, амбивалентность, непостоянство интенсивность и стойкость.

Неуместность реакции в конкретной ситуации является признаком того, что личность которая вызывает эту реакцию (в данном случае аналитик), не является истинным объектом, а сама реакция относится к какому-то значимому для пациента объекту из его прошлого Очень часто пациент влюбляется в аналитика. Аналитику в таком случае нужно исследовать возможные механизмы этой типичной реакции переноса: Не влюбился ли пациент чтобы угодить вам? Не влюбился ли он в кого-то кто похож на вас?" Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не является ли эта реакция способом выхода из трудной жизненной ситуации?

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью - сосуществованием противоположных чувств. Обычно уживаются вместе и любовь к аналитику, и ненависть к нему, и сексуальное влечение, и отвращение.

Реакции переноса обычно неустойчивы и непостоянны. Гловер (1955) говорил о «плывущих» реакциях переноса, но иногда они, наоборот бывают стойкими и длятся по несколько лет.

3. Фрейд в своей работе «Об истерии» подчеркивал что если аналитик встречается с реакцией переноса, то ему необходимо во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих попытаться проследить его происхождение.

Реакция переноса представляет собой отношения, затрагивающие троих субъекта объекта из прошлого и объекта из настоящего. В психоаналитической ситуации это пациент, какая-то значимая личность из прошлого и аналитик.

По мнению Фрейда перенос и сопротивление родственны друг другу (отсюда термин сопротивление переноса). Явления переноса по сути являются сопротивлением воспоминанию. Анализ сопротивления является повседневной работой в аналитической практике при этом на анализ сопротивления переноса тратится больше времени чем на какой-либо иной аспект работы.

Фрейд ввел и использовал термин невроз переноса в двояком понимании. С одной стороны - для обозначения группы неврозов, характеризующихся способностью пациента формировать и поддерживать относительно последовательную и приемлемую с точки зрения Эго, группу переносов. С другой стороны - для описания самих реакции переноса подвергшихся анализу.

Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента но это искусственная болезнь которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В неврозе переноса пациент повторяет свои прошлые невротические симптомы, а аналитик получает возможность активно влиять на них.

Классическая психоаналитическая позиция по отношению к неврозу переноса состоит в том, чтобы способствовать его максимальному развитию. Переживание регрессированного прошлого вместе с аналитиком являемся наиболее эффективной возможностью для преодоления невротических защит и сопротивлений.

Фрейд подразделял перенос на позитивный и негативный.

При позитивном переносе пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п. Наиболее часто встречается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Так, пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает разнообразные проблемы, препятствующие психоанализу. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение своих желании, и она противится аналитической работе над этими эмоциями. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызвать чувстве контрпереноса у аналитика-мужчины Фрейд дал безошибочный ясный совет по поводу такой ситуации (Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного частичного эротического удовлетворения Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки относительно неанализируемои Это отнюдь не означает что аналитик должен вести себя бесчувственно и бессердечно Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей - анализированние» (Freud, 1915)

Негативный перенос может проявляться в ненависти гневе враждебности недоверии антипатии негодовании горечи неприязни, презрении, раздражении и т. д. Негативный перенос вызывает более сильное сопротивление чем позитивный Однако когда рабочий альянс установлен, проявление негативного переноса может дать более благодатный клинический материал для анализа, чем проявление позитивного

Форма переноса во многом зависит от поведения аналитика Например аналитики которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью будут обнаруживать что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом В то же время эти пациенты будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса Такие пациенты могут быстро формировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помешает переносу расширяться за пределы ранней позитивной формы. С другой стороны, аналитики, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, будут часто убеждаться в том что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса

Естественно, отношения между пациентом и аналитиком никогда не могут быть равноправными От пациента требуется чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы фантазии а аналитик должен оставаться относительно анонимной фигурой Другими словами аналитическая процедура является болезненным унижающим и односторонним переживанием для пациента И если мы хотим чтобы пациент сотрудничал с нами мы должны объяснить ему технику анализа, свои «инструментарий».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту чтобы быть способным к эмпатии вместе с тем он должен уметь отстраниться для детального понимания материала пациента Это одно из наиболее трудных требовании психоаналитической техники - альтернатива между временной и частичной идентификацией эмпатии и возвращением на позицию беспристрастного наблюдателя Для аналитика не должно существовать такой области жизни пациента куда бы он не мог быть допущен но эта интимность не должна приводить к Фамильярности.

Мы уже говорили что перенос и сопротивление сопряжены друг с другом Некоторые реакции переноса вызывают сопротивление, другие проявляются как сопротивление, третьи служат сопротивлением против иных форм переноса

Техника анализа переноса та же что и анализа сопротивления Иногда молчания аналитика бывает достаточно чтобы реакция переноса стала демонстративной наглядной В другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация Если и молчание и конфронтация неэффективны можно попытаться идентифицировать реакцию переноса задавая вопросы на ту тему которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать Цель всех этих технических приемов - демонстрация пациенту наличия у чего реакции переноса Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности Важно уловить момент когда перенос является для пациента максимальным импульсом но не травмой Не следует спешить с интерпретацией важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру

Первым этапом анализа переноса является идентификация (отождествление) Существуют различные виды идентификации частичные и общие временные и постоянные Эго-синтоничные и Эго-дистоничные.

Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно Когда аналитик анализирует материал он просит пациента временно отказаться от своего переживающего свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем. что он (пациент) сейчас переживает Другими словами аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным В таком случае пациент сам осознает что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком которая способствует рабочему альянсу Когда это происходит то говорят «Пациент в анализе»

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры характерные черты и привычки аналитика

Следующим этапом анализа реакции переноса является ее прояснение Это поиски бессознательных источников переноса Здесь важны аффективные реакции повторения фантазии сновидения символизмы в ассоциациях пациента и т п

Решающим этапом психоаналитической техники является интерпретация В понимании аналитиков интерпретировать -- значит неосознанный психический феномен делать осознанным Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами При помощи демонстрации и прояснения аналитик пытается дать возможность Эго пациента осознать психологическую ситуацию которая подсознательна и неприемлема. «Интерпретация - это гипотеза которая требует ответов пациента для верификации» (Naelder, 1960) Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям

В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов Наиболее распространенными являются три:

Отслеживание сцепленных аффектов и импульсов

Отслеживание объектов (фигур) предшествующих переносу

Исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен прием отслеживания сцепленных аффектов и побуждении При этом мы обычно задаем пациенту вопрос «Когда и в связи с чем было у Вас это чувство или побуждение?» А затем выслушивая ответы постепенно пытаемся нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждении На втором приеме мы задаем вопрос «По отношению к кому Вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника

Клинический опыт показывает что никакая интерпретация пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента требуется тщательная проработка индивидуальных интерпретации Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсаитов полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса.

Нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение влюбленность маскируемая раздражительностью враждебностью)

Не осознанные аналитиком реакции контрпереноса

Неправильная интерпретация материала:

Недостаточная проработка интерпретаций

Незнание традиции, основ культуры пациента несовпадение культур пациента и аналитика.


Различия в моделях и техниках психоанализа тем не менее не снижают ценности многих базовых проблем глубинной психологии личности. Такими проблемами являются перенос и сопротивление.

Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами.

В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех импульсов и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в процессе психоанализа; для него характерна замена ранее знакомой личности личностью врача.
Перенос встречается во всех человеческих отношений, он естественен. Постепенно Фрейд осознает это и определяет перенос как важную часть психоаналитического процесса. Общим знаменателем всех явлений переноса является повторение. Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка".
В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь".

Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что психоанализ показан пациентам с неврозом переноса, т.е. со способностью регрессировать, но при этом жить в реальном мире (на это не способны нарциссические личности).

Невроз переноса - совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт оживает в аналитической ситуации. Невроз переноса разрешается путем анализа.

Типичными проявлениями реакций переноса являются:

Неуместность, т.е. неадекватность проявления реакции на объект в настоящем (30-летняя женщина ведет себя как 5-летняя девочка).

Интенсивность - чрезмерность реакции рассматривается как свойство переноса в сочетании с неуместностью.

Амбивалентность - сосуществование и чередование противоположных чувств (любви и ненависти, желаний и отвращений и др.).

Непостоянность - неустойчивость, хаотичность, беспорядочность реакций (переменчивый характер реакций).

Стойкость - длительность по времени осуществления.

Основными элементами переноса являются: объектные отношения, затрагивающие троих людей - субъекта, объект прошлого, объект настоящего; повторение, перемещение - смещение чувств, фантазий от объекта или образа в прошлом на объект или образ в настоящем; регрессия - осуществление повторения путем перехода на более ранние стадии развития объектных отношений.

Клиническая классификация реакций переноса:

1. Классификация З. Фрейда.

Позитивный перенос - отношение, которое проявляется в реакциях симпатии, любви, уважения и сексуального желания к аналитику. Несексуальные, неромантические позитивные отношения способствуют рабочему альянсу.

Негативный перенос - чувства, которые основаны на ненависти в любой из ее форм (гнев, враждебность, недоверие, презрение, зависть и др.).

2. Классификация с точки зрения объектных отношений.

Она включает в себя отцовский перенос, материнский перенос, перенос, в основе которого лежала фиксация на брате и т.д. Реакции переноса детерминированы бессознательными чувствами по отношению к отцу, матери и др. Наиболее трудными для анализа, согласно Ральфу Гринсону, являются - для женщин - примитивная любовь к матери, а для мужчин - примитивная ненависть к матери как случаи, противоречащие естественной диспозиции комплексов Электры и Эдипа.

3. Классификация по критерию либидозных фаз:

Оральный перенос - сопровождается "поглощением" слов, фраз аналитика, страхом сепарации ("звук голоса напоминает запах кофе");

Анальный перенос - сопровождается реакцией на вопросы как необходимость что-то продуцировать (ответы), ассоциации свои оценивает как драгоценный материал, интерпретации аналитика как внедрение или облегчение. Переживания по поводу автономии, стыда, чистоплотности, скупости; фаллический перенос сопровождается инцестуозной любовью и кастрационным страхом.

4. Перенос с точки зрения структуры психики:

Аналитик может представлять собой фигуру Супер-Эго (критический, отрицающий, негативный);

Ид (пациент проецирует на аналитика желания Ид, воспринимая его как совращающего, агрессивного и др.);

Эго (рассматривает его с точки зрения его с точки зрения реальности, задает вопросы "Что бы сейчас сделал мой аналитик?" "Что бы сказал в этой ситуации?").

Сопротивление - оппозиция анализу, это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа.

В работе З. Фрейда и И. Брейера "Об истерии" (1893-1895 г. г.) авторы (в первую очередь сам Фрейд) делаются открытия сопротивления и переноса. При лечении пациентки Элизабет фон Р. в 1892 г. был впервые употреблен термин "сопротивление". Фрейд объясняет этот механизм тем, что пациент "отгоняет прочь" несовместимые идеи. Причем сила сопротивления пропорциональна количеству энергии, с которой эти идеи пытаются проникнуть в ассоциации. В те годы Фрейд говорит о преодолении сопротивления с помощью давления на лоб, настойчивости и др.
К 1904г. сопротивление становится одним из краеугольных камней его теории. Гипноз, внушение и отреагирование были устранены в пользу свободной ассоциации. Постепенно Фрейд перестает рассматривать сопротивление как помеху и приходит к идее о том, что сопротивление - источник глубоких знаний о пациенте, о его симптоматике.
Современный психоанализ обобщает и развивает идеи Фрейда и его последователей, описывая клинические проявления сопротивления, виды сопротивления и технику его анализа.

Клиническими проявлениями сопротивления являются:

1. Молчание пациента, которое нередко рассматривается как повторением прошлого, где оно выступало основной реакцией на какое-либо травматическое событие. Аналитик может задавать вопросы: "Что может делать ничто в вашей голове?", "О чем ваше молчание?".

2. Отсутствие у пациента способности рассказывать.

3. Отсутствие эмоций в процессе рассказа, сухая, монотонная, невыразительная речь. Слова и чувства не соответствуют друг другу.

4. Телесные зажимы, ригидность позы, скованность движений, противоречие между экспрессивным и вербальным поведением, сжатые руки, перекрещенные ноги.

5. Фиксация во времени - пациент рассказывает только об одном времени - прошлом, настоящем и др.

6. Фиксация на внешних, маловажных, незначительных событиях.

7. Избегание тем.

8. Ригидность, повторение одних и тех же слов, действий, например, каждый сеанс начинается с одной и той же темы, симптомов.

9. Специфический язык - использование клише, технических терминов или стерильного языка (вместо "Я был взбешен" используется фраза "Я бы испытывал неприязненные чувства"). Примеры клише: "Действительно" и "верно", "Честно", "Я полагаю", "Вы знаете" и др.

10. Опоздания, пропуски сеансов. Забывчивость при оплате.

11. Отсутствие сновидений - сопротивление процессу воспоминаний. Сновидение - одна из наиболее важных форм подхода к бессознательному, к инстинктивной жизни пациента, и забывание сновидений - указывает на борьбу пациента с разоблачением его бессознательного.

12. Действие вовне, когда пациент разговаривает о материале аналитического сеанса с кем-то еще помимо аналитика.

13. Частные веселые сеансы. Во время встречи у пациента может возникать чувство удовольствия. Тем не менее психотерапевтический процесс - это скорее тяжелая работа, нежели приятное, комфортное времяпрепровождение, поэтому постоянное веселье рассматривается как признак сопротивления.

Классификация сопротивлений.
Существует несколько вариантов классификации сопротивлений. Указываем лишь на одну из них. Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные) и знакомые Эго (Эго-синтонные). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс.
Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.



Экология сознания: Психология. Лень, отсутствие мотивации, несобранность, капризность - это сопротивление. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Сопротивление напоминает, что мы живые

Вам знакомо состояние, когда нужно сделать что-то такое хорошее и полезное, а вы все время это откладываете, или начинаете и бросаете. Или забываете? Или задумываясь об этом вы хотите пойти перекусить, перекурить или просто - тонете в ленте социальных сетей.

Все это называется внутренним сопротивлением .

Его иногда называют ленью, отсутствием мотивации, несобранностью, капризностью, но это сопротивление. Это признак того, что ваше намерение, его внедрение в жизнь изменит что-то в вашей актуальной жизни.

Решили начать бегать по утрам - значит надо раньше вставать, раньше вставать - раньше ложиться, а если вечер - это единственное время, когда вы можете побыть одной?

Или наоборот единственное время, которое вы можете провести с любимым человеком? Если ради пробежки придется отнять у себя что-то дорогое? Здравствуй, сопротивление.

Наша психика умнее нас, она видит всю систему нашей жизни целиком и ценит гомеостаз удовольствий и важных дел. Ценит расслабление и отдых. Ценит психологичеcкие защиты, которые помогают справляться с каким- то стрессом внутренним или внешним.

И вот если вы решили снизить вес, строго и резко ограничив питание, то скорее всего возникнет внутреннее сопротивление. Возможно не сразу, возможно не сильное. Но если оно есть, то не нужно пытаться делать вид, что его нет. Нужно подумать - откуда оно возникает? Где, кроме тарелки возникает дефицит, когда я урезаю себе все сладкое?

Какая часть моей жизни, моей личности страдает, когда я ввожу или пытаюсь ввести новые правила. По опыту скажу, что самое сложное - это регуляция эмоций, отдых, расслабление и чувство безопасности. Эти темы больше других оберегают переедание, т.к. оно помогает в решении именно этих вопросов.

Сопротивление нельзя продавить, оно просто изменит форму и снова возникнет. Частая форма - болезнь.

Когда тело начинает блокировать, когда психика не справилась. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Мы сами порой готовы сделать из себя роботов, а сопротивление напоминает, что мы живые . Это не хорошо и не плохо, это факт реальности. А подружившись с сопротивлением мы можем найти способ давать себе что-то важное без участия еды. Это не самая простая задача, но ее можно решить.

И тогда ваши планы о полезном и прекрасном будут вполне выполнимы, а сопротивление будет восприниматься уже не как досадная неприятность, а как сигнал, что что-то вы про себя забыли. И возможно даже с благодарностью отнесетесь к своей лени, которая оберегает и помогает искать лучшие формы. опубликовано