Явление христа народу значение картины. «Иисус должен быть один совершенно

Грандиозное полотно «Явление Христа народу» создавалось А.А.Ивановым на протяжении 20 лет, с 1837 по 1857 год. Произведение стало настоящим подвигом живописца, находившегося в постоянном духовном поиске, ищущего возможности для разрешения глубоких жизненных противоречий.

В своей картине А.А.Иванов стремился показать, как возвышенное и божественное оказывает влияние на формирование и преображение человека.

Работая над полотном, Иванов глубоко и детально изучает тему, несколько раз изменяет первоначальную композицию, делает множество этюдов. Содержание картины – евангельский сюжет, который живописец трактует как подлинное историческое событие – приход Спасителя к толпе «скорбящих и безутешных».

Полотно имеет сложную многофигурную композицию – на нем изображены люди разных сословий, возрастов и характеров, собравшихся на берегу Иордана вокруг пророка Иоанна Крестителя. Пророк указывает людям на приближающегося Христа, вдохновляя их на скорое избавление от горя и страданий. Со страхом и надеждой смотрят люди на величественную фигуру, показавшуюся вдали.

Работая над полотном, Иванов полностью отрекся от условных приемов академической живописи. И в композиционном, и в цветовом решении картины, и в выразительности изображенных лиц много реалистических достижений. Огромных успехов добился Иванов и в изображении объема и пространства.

В процессе работы над картиной «Явление Христа народу» произошли изменения в мировоззрении автора. В конце жизни он уже не верил в возможность преобразования человека с помощью религиозной проповеди посредством искусства.

Эти настроения, а также прогрессирующая болезнь глаз помешали А.А.Иванову закончить произведение. Однако даже в таком виде оно является грандиозным образцом классического монументализма, произведением, в котором художник добивается огромного философского обобщения и глубины.

Помимо описания картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Александр Иванов. Явление Христа народу

Перед вами оригинал знаменитой картины Александра Иванова и зеркальная копия. Не кажется ли вам, что должно произойти что-то ужасное?


Явление Христа народу. Зеркальный вариант

Несколько слов о картине. Взят тот момент евангельского повествования, когда пророк Иоанн, совершая обряд крещения жителей Иудеи, видит Христа, идущего к нему. И возглашает народу: "…вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира". И все обращают взоры к идущему, все, каждый на свой лад потрясены и взволнованы: ведь иудейские пророки за много веков предрекали приход Мессии-Спасителя.
Наступила минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались; надежда на избавление от зла и грядущее царство гармонии вспыхнула с новой силой. В толпе, собравшейся на берегу Иордана, Иванов изобразил разных людей: здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на появление искупителя, и те, что продолжают сомневаться;здесь будущие ученики Христа — апостолы и его будущие гонители.
Фигура Иоанна-Крестителя или Предтечи с крестом в руках — самая крупная в картине. Слева от него — ученики, будущие апостолы. Еще левее — старик и мальчик, уже принявшие крещение.
В ногах у Иоанна — обнаженный седой старик и его раб в серо-голубой одежде. Над ним — два юноши: в темно-синем плаще и обнаженный (смотрящие). Рядом с ними — две другие обнаженные фигуры, отец и сын. С холма спускаются странники, замыкают шествие два римских всадника. В толпе странников выделяются две фигуры: мужчина с длинными волосами в красноватом плаще и левый из двух всадников. Оба они обернулись и смотрят на Христа.

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине — это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине — это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это — опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы — Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа ("дрожащие"). Центр — юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.



От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины — мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены, и потому зрительно уменьшены.





Отметим, что треугольник пустыни, по которой идет Христос, своими границами выделяет фигуры Иоанна, юноши в плаще, обнаженного рыжеволосого юноши (он ведет глаз к Гоголю в плаще такого же цвета), самого Гоголя и всадника на лошади того же цвета. На этом настаивает художник.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом, крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.
Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.
По порядку восприятия, который задан композицией.
1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше.

2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше.

3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше.

4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед, к людям. Пока мы переходим в порядке, заданном художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.
По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа — 24 метра; от юноши в плаще — 10 метров; от Гоголя — 2 метра; от всадника — 0 метров. Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа — 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником. Не значит ли это, что они далеки от Мессии?
Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них.

Примечания

1. Весы — это симметричная композиция из трех элементов. Два элемента слева и справа от центрального должны быть в меру подобны по форме, цвету, размеру и т.д. Поэтому они изобразительно связаны, глаз зрителя переходит от одного такого элемента к другому, сравнивает, исследует их. Периферийные элементы выделяют центр. Центр задает симметрию.
2. Что значит "зрительно уменьшенная фигура"? Ведь юноша в синем плаще не становится меньше оттого, что накинутый на плечи плащ не достает до земли. Мы прекрасно понимаем, что он такого же роста, как и другие фигуры на переднем плане.
Но в этом случае зрительное, композиционное восприятие побеждает логическое. Композиция вообще не знает названий объектов, изображенных на картине. Для нее это — только геометрические фигуры и цветовые пятна. Поэтому глаз сравнивает не истинные размеры юноши и Мессии, а только величину синих пятен.
Чтобы доказать это, можно предложить следующую иллюстрацию.

Человечки одинаковы, но левый кажется более близким.

И самое любопытное. Большой человечек с черной головой опять-таки воспринимается дальше в пространстве, чем меньшего размера черный.

Александр Лапин


Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа "Явление Христа народу", в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.


Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.


В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834-1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/ivanov-0009.jpg" alt="Надгробный памятник А.А. Иванова." title="Надгробный памятник А.А. Иванова." border="0" vspace="5">


Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова - ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что "автор сделал свое дело - автор может уходить". Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

Явление Христа народу" было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 - 1857) - зашифрованное послание современникам

Это полотно - Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь - в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал "донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи".

Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане - Иоанн Креститель, на втором - Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.


Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.




В центре - богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».


Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.


Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.


Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.


В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.


Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.

Радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя - пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте."

Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет , которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу»,- картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые сильнее частностей самой картины,- находятся в отдельном помещении Третьяковской галереи. Таким образом, Москва владеет почти всем художественным наследством, оставленным замечательнейшим из наших живописцев,- даже, по мнению некоторых, величайшим. В Эрмитаже и в собрании М. П. Боткина находятся только первые, почти ученические, работы художника на заданные темы: «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и др. подобные, на классические и на библейские или скорее псевдоклассические и псевдо-библейские сюжеты. Из последних назовем: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Читатель нашего времени сразу поймет, что художнику при выборе таких тем, и еще хуже - при даче их, не оставалось ничего, как рисовать одежды, обстановку, кусочки страны, иногда не виденной и знакомой лишь по атласам, т. е. так и иначе комбинировать атласы же, разрисовывать до известной степени красками по топографическим контурам этих атласов! и - больше ничего!!! «Сон фараона», «истолкование сна» - какая каббалистика !!! Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером,- прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения,- по крайней мере провести время, и не малое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков «будущего»... Без этого ученик Академии в Петербурге, на рациональном Васильевском о-ве, что мог нарисовать на данную тему, кроме... одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу? - и для сведения и доказательства, что все это происходило «в Египте», поместить где-нибудь уголок пирамид и обелисков... Несбыточность и невозможность, как «Юрий Милославский» под пером петербургского чиновника Загоскина, или как «Джулио Мости», «драматическая фантазия с интермедией», Кукольника. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. «Срисовывали» целые категории явлений, так сказать, целые «провинции» великого царства искусств, наук, цивилизации... Вот «оды» - без восторга, «сатира» - без злости, «театр» - без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» - под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу «начинающего»...

Перевернем обратно и вообразим египтян - рисующих «Слушателя у телефона», ассирийца - ваяющего «Русского протодиакона», или китайцев- изображакйцих «Конспиративную квартиру на Садовой улице»... Гадость и ненужность! Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула, как балаган... Иванов темою «Явление Христа народу» соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного . Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а - в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу»... Тут есть немножко Гоголя, иллюзий его последних лет. Христианство - это полуреальность, полумечта, полуфакт, полуожидание - оно для поколения тех лет, впервые пробуждавшегося к реальному, представлялось величайшею историческою, мировою реальностью; реальностью, какая едва вмещается в России, в целой новой Европе,- вместилась и еще не уместилась, все раздвигает собою, все ломает неизмеримым своим объемом. В дни наши эту самую тему художник, пожалуй, бы взял понароднее и живее, как, напр., ее выразил Достоевский в виде «Вторичного появления Христа на земле» в XVI веке, в Севилье, только что вот-вот после auto-da-fe (начало «Легенды об инквизиторе» в «Бр. Карамазовых»). Тут можно внести нашу психологию, наши специальные ожидания и специальные страдания, разочарования, недоумения... Но Христос и Его первое явление евреям?.. Это... тот же «Беллерофонт», почти!..

Те времена, евреи? Что мог знать и изобразить о них Иванов, кроме «еврейских бород», смуглого цвета кожи, непременной «шкуры на плече» Иоанна Крестителя, и - фигур в разных позах?!.. Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт»... Иной поворот дела, если мы возьмем «грех» и «искупление»: но тогда зачем «Крещение в Иордани»?.. Ко «греху» и «искуплению» это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит... Тогда нужно было брать Голгофу, мучения во дворе первосвященника, «Иисус перед Пилатом», или, напр., этот «Сон учеников» во время Гефсиманской молитвы... Что-нибудь из последних дней. «Явление Христа народу» - темою этою Иванов как бы хотел изваять и увековечить страницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнюю пирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобных изъясняют в важных и равнодушных строках «все значение пришествия И. Христа» на землю, собственно - появление Его среди народов, и еще колоритнее - «появление Его в истории» - и даже пожалуй именно в «истории Шлоссера», Вебера или Иловайского... Иванов вместо того, чтобы взять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевной истории»,- что возможно было выразить через беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другие внутренно-душе вные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия,- взялся изобразить «историческое значение христианства», «роль его в истории»... Можно думать, от того так долго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном ее замысле, и вообще сбивчивость в самой мысли, с которою художник приступил к «труду своей жизни»... Что так долго не дается, не выполняется, что до такой степени «ползет» - уже не есть плод вдохновенья. Это - компиляция кистью на философскую или ученую тему... «Значение христианства для истории», конечно, определяется «значением Христа для человека »; но это сказалось в беседе с Никодимом, с Самарянкой, в секунды призыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, с тайным веянием около слов и поступков. В «Крещении» же ровно ничего из этого не сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего . Ни - в крещении, ни - в каком-либо другом событии на улице, среди толпы... Иванов изнемог под темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать!) комически соскальзывало на «первое представление» народу, где «представляющим» и почти «рекомендующим» является Иоанн Креститель и отчасти Иванов: невозможное положение! мучительная какофония, под которою упал художник, сам как бы «Христос под крестом»!..

Отсюда на первом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» - Иоанн Креститель. Картина вовсе не изображает того, что под нею подписано. Настоящее название картины - «Пустынник Иоанн среди народа»... Иисус,- о Нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей! никто!! никто!!! Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован ! А написано под картиною и тема была: «Первое явление Христа народу »... Но Его нет, почти нет!.. Опять рвется комическое сравнение: «дверь растворена! все ждут - но он почему-то задержался»... Картина без сюжета или, во всяком случае, «не по подписи»... Удивительно! И для Иисуса у него нет тех бесчисленных эскизов, какие остались «от мальчиков» и от «головы Иоанна»... Эта «голова Иоанна» и есть самое замечательное «лицо» в картине,- есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление. Так «голова Иоанна»: а при чем же тут «явление Христа народу»?.. Если «голова» закрыла все поле, заняла 20 лет работы... то ей и место, и положение, и «историческая роль»... Я же и говорю, что все это «Беллерофонт»... Наполовину - так, в смысле и «да» и «нет». Отчего Иванов отнес Иисуса вдаль,- в такую перспективу, что фигура Его представляется маленькой , а лицо и вовсе не разглядываемо ! Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть,- нарисовать главное лицо, до известной степени Единственное Лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть!) так, что... ничего не видно!! Вероятно, единственный казус в истории живописи... «Нарисовал, но не покажу». Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть. Единственный казус... Фигура очень маленькая... Для «смирения»?.. Тогда понятна очень большая и выпуклая фигура Иоанна. Да, «смирение», очевидно, занимало Иванова, как и его друга Гоголя. Но неужели для «смирения» художник поставил Его так далеко? Вероятнее, что он убежал от темы, не будучи в силах произнести о ней ни одного слова. Да и нечего было произнести: в крещении ни «исторического значения христианства», ни «внутреннего действия Христа на душу» - не было. Художник ошибся в теме, неверно взяв момент и не установив, что именно он хочет выразить картиной.

Бледно-голубой хитон драпируется красиво и - не красиво... Ничего нет! Ну, «хитон»: но почему это «явление Христа народу»? Если хитон виден, а лицо не видно, то есть только «явление хитона народу». Тогда надо было рисовать «разделение риз»: было бы выразительнее. Наконец, эти группы народа, это просто «народная сцена в Галилее»,- каковую подпись собственно и следовало сделать под картиною,- какое она имеет отношение ко Христу и связь с Ним? Чем-нибудь они измучены, эти люди? томятся? раскаиваются? Не заметно. Один Иоанн Креститель с его: «Вон, вон!., глядите!!» А что «вон» - темно... Картина ничего об этом не говорит, да и не могла бы сказать. «Явление Христа народу» есть существенно не этнографический факт , а душевный, тогда как Иванов до очевидности рисовал этнографию, и это до очевидности видно по его эскизам. Ну,- это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св. Местам» игумена Даниила: но к чему тут «явление Христа народу»? Перед Христом, для Христа, вокруг Христа - этнография просто не существовала, малилась до нуля. Но когда этот «нуль» Иванов разрисовал до очень большой величины, занял им все полотно картины, и он только один и виден, этот нуль, а Христос почти не виден, то... опять какое же это и почему «явление Христа народу», а не скорее «затмение Христа народом»?.. Ну, вот это опять настоящее имя картины, которую через силу кончил Иванов, гениально - в деталях и, даже не начав,- в теме ; привез и умер, почти в самый день ее выставки. «Так тяжело»... Фатум,- но кое-что говорящий собой о художнике, о работе, может быть, даже о теме ее...

Иванов творил и жил в гоголевское время, в эти годы формирования общих религиозных концепций; и отдался теме чрезвычайно общего значения, полуисторической, полуфилософской. Реализм проснулся тогда тоже везде; но не смел пробудиться в религии. Только в одной религии мы обязаны были грезить, мечтать, но не видеть и не смотреть. «Беллерофонты» всего дольше удержались здесь, потому что здесь все было - не наше, все - принесенное, заимствованное... Знаменитые позднейшие картины,- «Протодиакон», «В монастырской гостинице», «Крестный ход»,- поставили нас на землю и вывели первый большой «Аз» Православно-Русской живописи... Они нарисовали нам «русское язычество» в оболочке христианской терминологии,- нарисовали чистую этнографию, вставленную в киот древней византийской резьбы и позолоты...

Все ли это? Кончается ли этим «вера русских»? «Вера русских»... Но ведь это уже не «служилый» иерархический люд, круга которого единственно коснулась пока кисть наших великих реалистов... «Веры русской», т. е. ликов людей, прибегающих к храму, наши художники не тронули ни отрицательно, ни положительно. «Вера русская» - если взять со стороны не иерархии, а «пасомых» - вся заключается в «молитве», как у иерархии она вся заключена в «обряде»... «Обряды» и все русские исполняют, при «обрядах» присутствуют; но «обрядово молятся» только старообрядцы, и более в отпор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу и порыву. В общем же, все русские, «исполняя обряды», имеют молитву вне их, независимо от них, пожалуй, согласно с ними или, точнее, параллельно с ними,- но как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир. Тема эта очень мало затронута литературою, но все же затронута:

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери...

Но живопись ее не коснулась. Можно сказать: кого хотя однажды случай привел увидеть это, уже не принял бы на себя или не увлекся в конце концов академическими же, или же патетически-учебными, темами вроде «явления Мессии народу». Как и отвернулся бы со скукой от «язычества» иерархии и около иерархии...

Первоначальный эскиз картины

Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29-31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

Краткая биография художника
Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.
Тема картины
В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан . В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого. Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном
Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине ». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.
Пейзаж
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.
Описание картины
На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то - со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова - Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.
Фигура Иоанна Крестителя
Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос - Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест - символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.
Фигура Христа
Фигура Христа Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.
Анализ картины «Явление Христа народу»
Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции - целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.
Судьба картины


В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.
Интересные факты

  • Данная картина - отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.
  • Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.
  • Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.
  • Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.
  • Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
  • Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.