Женщины в саду клод моне. «Женщины в саду» (Клод Моне) Клод моне женщины в саду описание

Выставленная на Парижском салоне года, картина Моне «Дама в зелёном» получила широкое признание несмотря на то, что она была написана во вполне традиционном стиле. На картине была изображена 19-летняя Камилла Донсье (фр. Camille Léonie Doncieux ). В апреле Моне снял дом с садом возле железнодорожной станции Ville d’Avray в парижском предместье Севр (фр. Sèvres ) и начал работать над крупномасштабной картиной с людьми на открытом воздухе - этим сюжетом Моне был давно увлечён. Камилла Донсье стала моделью для трёх женщин на создаваемой картине.

Полотно, над который работал Моне, было настолько громоздким, что для написания верхней части художнику пришлось опускать его в яму с помощью лебёдки с блоком. Гюстав Курбе , посещавший Моне в то время, был поражён этой конструкцией. Моне писал листву только при ярком солнечном свете, чтобы наиболее точно передать игру света и тени. Моне не был очень заинтересован в изображении женских тел или передаче их настроения. Женщины на картине выглядят стилизованными, что ещё более подчёркивает тончайшие нюансы освещения. Маленькие пятнышки света покрывают две фигуры в левой части полотна. Резкие тени выделяются на одежде сидящей женщины, её лицо освещено только голубым отражением от платья. Контраст между освещёнными и затенёнными областями доведён до крайности.

Моне был вынужден покинуть дом в Севре в конце лета, спасаясь от кредиторов, и, по слухам, изрезал тогда около 200 своих картин. Однако даже повреждённые части около 50 картин были проданы за 30 франков каждая. Из-за финансовых проблем Моне не мог себе больше позволить покупать материалы для работы. Ему приходилось счищать краску со старых картин, чтобы снова использовать полотна. «Женщины в саду» остались нетронутыми, так как он намеревался их выставить на Салоне года, однако жюри не приняло картину.

К году Клод Моне стал известным художником и французское правительство пожелало купить «Женщин в саду». Моне получил за картину 200 тысяч франков.

Источники

  • Ines Janet Engelmann Impressionism: 50 Paintings You Should Know. - Munich, Berlin, London, New York: Prestel, 2007. - С. 30-31. - 144 с. - ISBN 978-3-7913-3843-9

Женщины в саду
1866г 255x205см холст/масло
Musée d"Orsay, Paris, France

Из книги "История Импрессионизма" Джон Ревалд:
Положение Моне было особенно тяжелым из-за того, что Камилла ожидала ребенка, а впереди, казалось, не было никакой надежды на улучшение дел. Базиль , чтобы помочь ему, решил купить "Женщин в саду" за большую сумму в 2500 франков, которые, однако, должны были выплачиваться ежемесячными взносами по 50 франков. Хотя богатые родители Базиля достаточно обеспечивали его и хотя он всегда был уверен в куске хлеба и крыше над головой, - уверенность, которой должны были завидовать его друзья, - Базиль все же не имел возможности быть щедрым, и даже эти 50 франков явно тяжело отражались на его месячном бюджете. Но он старался делать, что мог, и с готовностью делил свою еду и мастерскую с тремя друзьями по студии Глейра. В 1867 году его щедростью пользовался Ренуар, а в предыдущем - в мастерскую Базиля на улице Мира в квартале Батиньоль заглядывали также Сислей и Моне. Но несмотря на свои добрые намерения, Базиль очень медленно отвечал на письма с просьбами о деньгах, если вообще отвечал, и это обстоятельство часто приводило Моне в ярость. Так как Базиль сам не испытал, что значит встать утром, не имея в доме ни единой копейки, он как-то не мог представить себе, особенно на расстоянии, каким отчаянным бывало иногда положение его друзей. А кроме того, в этих постоянных воплях о помощи, адресованных ему, единственному человеку, на поддержку которого друзья могли рассчитывать, была определенная монотонность, ослаблявшая чувствительность Базиля к этим призывам. Результатом было несколько крупных ссор с Моне, упрекавшим его в недостаточно быстром отклике, но разлад никогда не бывал длительным, потому что в дружелюбии и отзывчивости Базиля нельзя было серьезно сомневаться.

(1840-1926). Картина была написана в1866 году. Размеры данного полотна по-настоящему внушительные — 255 × 205 см. Холст, масло. Находится в музее д’Орсе, Париж, Франция.

На картине мы можем увидеть зелёный сад при солнечном свете, в котором находятся четыре женщины. Моделью для трёх женщин стала первая жена Клода Моне — Камилла Донсье (1847-1879). Сама картина была написана в саду дома Клода Моне, который он снял в предместье Севр. Здесь он и начал работать над крупномасштабным проектом, который уже давно хотел осуществить. Картина была настолько громоздкой, что Моне просто не мог нормально работать над её верхней частью, из-за чего вырыл яму и опускал в неё картину при помощи лебёдки.

Картина «Женщины в саду» стала очень известной. Здесь мы можем увидеть взгляд художника, как импрессиониста, который ещё работает в реалистичной манере, но его всё больше и больше склоняет в сторону импрессионистской манеры письма, где главным является свет, а не сами объекты и сюжет. Фигуры людей на этой картине выглядят стилизованными и даже немного декоративными. Несмотря на то, что на них ослепительно белые платья, придающие женщинам некую воздушность и невесомость, в этой картине они всего лишь дополнение к главному замыслу.

Клод Моне особое внимание здесь уделил именно характеру освещения. Чтобы отобразить самые мельчайшие нюансы яркого дневного света, Моне работал над картиной только в яркие и солнечные дни. Таким образом ему удалось передать невероятную игру света на деревьях, траве и платьях женщин. Солнечный свет, который проходит сквозь листву деревьев, рисует красивые узоры. Из-за того, что свет очень яркий, бросается в глаза резкий контраст между освещёнными и затенёнными участками картины. Здесь нет повышенного внимания к деталям, так как главным замыслом было показать гармонию света и тени, красивое сочетание световых оттенков в солнечный день.

В конце того же лета Моне покинул дом с садом, в котором написал настоящий шедевр мировой живописи. Причиной для этого стали финансовые проблемы. Долгое время после этого художник жил в нужде и был вынужден для написания новых картин счищать краску со старых работ, так как денег для покупки полотен просто не было, однако со временем его популярность только росла. В 1921 году правительство Франции купило у него «Женщин в саду» за 200 тысяч франков.

Картина «Женщины в саду» Клод Моне

Хотите всегда выглядеть модно и чувствовать себя тепло и комфортно? Всё об этом вам расскажет уникальный Сайт о мехах и меховых изделиях . Интересные статьи, полезные материалы, гид по стилю, мастер-классы и многое другое.

«Женщины в саду » (Femmes au jardin / women in the garden) — картина Клода Моне.

Год создания: 1867 год

Холст, масло.

Оригинальный размер: 255 x 205 см

Музей Орсэ, Париж

В апреле Моне снял дом с садом возле железнодорожной станции Ville d’Avray в парижском предместье Севр и начал работать над крупномасштабной картиной с людьми на открытом воздухе — этим сюжетом Моне был давно увлечён. На картине была изображена 19-летняя Камилла Донсье (фр. Camille Léonie Doncieux), его будущая жена.

Полотно, над который работал Моне, было настолько громоздким, что для написания верхней части художнику пришлось опускать его в яму с помощью лебёдки с блоком. Гюстав Курбе, посещавший Моне в то время, был поражён этой конструкцией. Моне писал листву только при ярком солнечном свете, чтобы наиболее точно передать игру света и тени. Моне не был очень заинтересован в изображении женских тел или передаче их настроения. Женщины на картине выглядят стилизованными, что ещё более подчёркивает тончайшие нюансы освещения. Маленькие пятнышки света покрывают две фигуры в левой части полотна. Резкие тени выделяются на одежде сидящей женщины, её лицо освещено только голубым отражением от платья. Контраст между освещёнными и затенёнными областями доведён до крайности.

Моне был вынужден покинуть дом в Севре в конце лета, спасаясь от кредиторов, и, по слухам, изрезал тогда около 200 своих картин. Однако даже повреждённые части около 50 картин были проданы за 30 франков каждая. Из-за финансовых проблем Моне не мог себе больше позволить покупать материалы для работы. Ему приходилось счищать краску со старых картин, чтобы снова использовать полотна. «Женщины в саду» остались нетронутыми, так как он намеревался их выставить на Салоне 1867 года, однако жюри не приняло картину.

К 1921 году Клод Моне стал известным художником и французское правительство пожелало купить «Женщин в саду». Моне получил за картину 200 тысяч франков.

Фигуры явно не вписаны в окружение и производят впечатление расставленных в саду манекенов. Камилла, послужившая моделью для всех фигур, терпеливо стояла и сидела, но позы всех фигур получились застывшими, а правая едет, словно на роликах, по саду. Моне не изобразил какой-либо ситуации, которая оправдывала бы пребывание женщин в саду, и не интересовался психологией персонажей, которая могла бы оживить их. От дарованной свыше естественности “Камиллы… в зеленом платье” в этих четырех дамах не осталось ничего.

И все же есть в этой картине нечто, что приковывает к ней внимание и делает ее неповторимой для своего времени: это солнце, свет которого, как пеленой, покрывает все - освещает дорогу, заставляет сиять белые цветы, он - в тенях которые смело членят платье женщины на первом плане, в шелковистом блеске лица передней фигуры, где, проникая сквозь зонтик, встречается с рефлексами от платья. Картина обладает жизнью, не жизненностью фигур, но жизнью, рожденной светом. С неведомой дотоле свежестью фигуры были помещены в резкий контраст света и тени естественной природы. Возможно, что самому Моне только после этой картины со всей непреложностью стало ясно, что он нашел свою тему - свет.

Описание картины Клода Моне «Женщины в саду»

Клод Моне один из ярчайших представителей французского импрессионизма. Его картины энергией, они живут, чувствуют. На полотне художник стремится запечатлеть не просто момент времени, но эмоции, чувства, состояние души, связанные с ним. Рассмотрим один из примеров, полотно «Женщины в саду»

Летним полднем 4 дамы проводят досуг, отдыхая в тени широкой кроны дерева. На улице тепло, они одеты в летние наряды своего времени, легкими зонтиками от солнца. Небо низкое, но спокойное. Мягкие, воздушные облака плывут по нему в безмятежности. Сад, в котором отдыхают дамы ухожен безупречно, газон подстрижен ровно и низко, дорожка четко окантована и выделена среди травы. Все окружение дышит свежестью и жаждой жизни.

Женщины находятся в центре композиции, но внимание на них особым образом не заостряется, даже наоборот, художник стремится оттенить их, окружив природой, с её яркими красками. Они как бы вписаны в пейзаж, органично дополняют его. Все вместе, природа и дамы, образуют общую, гармоничную картину, играющую яркими летними красками, излучающую счастье и спокойствие.

Каждая, из присутствующих женщин, увлечена собственным занятием, кто-то наслаждается ароматом цветов, кто-то рассматривает красоты природы. Несмотря на это видно, что все они пришли вместе и наслаждаются обществом друг друга, отдыхают телом и душой в этом райском уголке.

Картина как будто зовет и своего зрителя пойти прогуляться. Подышать свежим летним воздухом, пропитанным легкой влагой, благодаря которой так свежо и уютно. Насладится красотами природы, столь яркими и живыми. Стоит задуматься, каким бы грустным и тоскливым не был день, все равно настанет черед дня солнечного и радостного, и каждый сможет погрузиться в мир спокойствия и безмятежности, в котором хочется остаться навсегда.

В разделе на вопрос Кто позировал Клоду Моне при написании картин "Женщины в саду" и "На пргулке. Дама с зонтиком" заданный автором Невроз лучший ответ это Это действительно была жена художника - .
В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. - его первой женой. Она родила художнику двух сыновей - Жана (р. 1867) и Мишеля (р. 1878), которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В это время Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная, как и полотно Эдуарда Мане, «Завтрак на траве» , была исполнена в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Сходство с картиной Мане сразу бросается в глаза. Однако, стремясь превзойти старшего товарища, Моне изобразил на большом полотне в полный рост двенадцать фигур. Моделями для всех персонажей послужили его жена и друг, Фредерик Базиль, которые многие часы позировали художнику на лесной поляне в лесу Фонтенбло. Камилла также позировала мужу для картин «Женщины в саду» (1867), «Камилла, или Женщина в зеленом платье» (1866), «Дама с зонтиком (Мадам Моне с сыном) » (1875), «Японка» (1876) и других.