Ацтеки. Краткая история

Центр ацтекской цивилизации был богатой и плодородной территорией, на которой ацтеки успешно развивали земледелие, выращивая помидоры, бобы, кукурузу, перец чили, тыкву и другие овощи. В тропических зонах трудолюбивые люди собирали фрукты, а также скотоводством, поскольку в пищу ацтеки часто употребляли мясо и индюков. Помимо этого, важную роль в быту ацтеков играли охота и рыбалка, ткачество, оружейное, гончарное и ювелирное дело, а также купеческая торговля за пределами империи.

Ацтеки славились своими уникальными плавучими садами, которые создавались вручную ацтекскими умельцами.

Поскольку в распоряжении ацтеков не было колес и вьючных животных, они транспортировали сухопутные грузы с помощью носилок, а для водных путешествий использовали каноэ, в которые вмещалось до двадцати человек. Теночитлан, столица ацтеков, являлась уникальным достижением тогдашней архитектуры, состоящей из огромных пирамидальных храмов, роскошных дворцов, прямых широких улиц, каменных скульптур и сети . Чистая питьевая вода поступала в город из акведуков, а продукты покупались на гигантском рынке прямо в центре столицы.

Достижения в искусстве и науке

Ацтеками был создан огромный пласт пиктографической литературы, который различные поэзии, религиозные песнопения, драматические произведения, легенды, сказания и философские трактаты. Ацтекская часто устраивала практикумы по диспутам и поэтическим упражнениям, а простой народ увлекался резьбой по камню и изготовлением скульптур. Кроме этого, ацтеки достигли больших успехов в математике, медицине, и юриспруденции.

В большом почете у ацтеков были изделия из ярких птичьих перьев, которыми мастера украшали воинские щиты, одежду, головные уборы и штандарты.

Авторству ацтеков принадлежит солнечный 365-дневный календарь, который делил год на 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней. В конце года к этим месяцам ацтеки прибавляли по пять дней, вычисляя с помощью солнечного сельскохозяйственный цикл проведения религиозных обрядов. Также ацтеки изобрели 260-дневный ритуальный календарь, который содержал 13 месяцев, в каждом из которых также было по 20 дней. Его использовали для предсказаний и пророчеств. Оба календаря были объединены общим 52-летним циклом, которого каждый раз символизировало гибель старого мира.

Высокое плоскогорье Анагуака в Мексике находилось под владычеством племени ацтеков , столицей которых был город Теночтитлан, и акольгуанов, имевших своей столицей Тескуко. Эти народы пришли с севера; прежние жители страны тольтеки были покорены или изгнаны ими. Небольшая часть тольтеков осталась на родине в порабощении у победителей; большинство по всей вероятности ушло в Центральную Америку, и оттуда некоторые части их переселились на соседние острова. Величественные развалины Митлы и Паленке свидетельствуют о цивилизации построившего эти города народа; это были, вероятно, тольтекские города.

Ацтеки после продолжительных странствований остановились около 1325 года на юго-западном берегу главного озера страны. На скале, подымавшейся над водой, стояло грушевое дерево; на нем сидел орел необыкновенной величины и красоты. Крылья его были распростерты, он держал в когтях змею. Увидев его, ацтеки приняли это за знамение, показывающее, что они должны построить тут свой город. Спросив волю богов, они получили подтверждение своей мысли и стали вбивать сваи в болотистую низменность, ложбины которой были покрыты водой. На сваях они построили жилища из тростника, стали жить в своем новом городе отчасти рыболовством и ловлей птиц, которых было много на озере, отчасти возделыванием растений на усыпанных землей тростниковых плотах.

Государство ацтеков в 1519, накануне завоевания Мексики Кортесом. Карта

Ацтеки называли свой город Теночтитланом ; испанцы позже стали называть его Мехико – именем, произведенным от Мехитли, ацтекского бога войны. Заключив союз с тескукцами или акольгуанами, ацтеки мало-помалу расширили свои владения, и когда пришёл в их царство (1519) испанский завоеватель Кортес , оно простиралось от Атлантического океана до Тихого, а на юге до Гватемалы и Никарагуа. Такими успехами ацтеки были обязаны отчасти своей храбрости, отчасти обычаю выбирать царем храбрейшего из людей царской династии; выборы производила коллегия вельмож. Царь был главнокомандующим, в руках которого соединялась с военной властью судебная и законодательная; он назначал на все должности. Помощниками его были вельможи; аристократия составляла могущественное сословие; с владением наследственными поместьями была соединена обязанность военной службы. Существовало нечто подобное рыцарскому ордену; знак принадлежности к нему служил наградой за храбрость.

Города и селения платили поземельную подать; кроме неё существовали налоги с промышленности. Богослужение было определено точными правилами. У ацтеков было много храмов-пирамид (теокалли ); они были построены в четыре или пять ярусов уступами. С яруса на ярус вели широкие лестницы. В высоких башнях верхней площади стояли изображения божеств и жертвенники. Храмы имели обширные владения. Духовенство было богато; оно находилось под управлением двух верховных жрецов, назначаемых царем и вельможами. Религиозные праздники были великолепны; обряды богослужения соединялись с пением и процессиями. Часть духовенства составляли семейные люди; другую безбрачные аскеты. Жрецы заведовали преподаванием, давали прорицания по звездам и другим приметам, лечили больных и раненных. У ацтеков было письмо, состоявшее из фигур предметов; вообще они были цивилизованный народ, но имели ужасный обычай приносить людей в жертву и пожирать их тела на роскошных пирах своих религиозных праздников.

Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Европейский рисунок XVI века

Тескукцы (акольгуаны), племя родственное ацтекам, превосходили их образованностью. Лет за сто до экспедиции Кортеса тескукцы были очень могущественны; их царем был тогда Негагуалькойотль, о котором они рассказывали множество приключений. Молодость его прошла в борьбе с опасностями; он победил всех врагов и царствовал со славой, был поэт и мудрец, покровительствовал астрономам и художникам; но ученые занятия не мешали ему быть заботливым судьей. Он построил в своей столице Тескуко много великолепных зданий, окруженных роскошными садами. Все вместе они составляли его резиденцию; она была обведена высокою стеной, построенной из кирпичей, связанных известью.

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Где жили древние ацтеки?

Где жили древние ацтеки?

Государство Мексика имеет очень древнюю историю, ведь именно здесь когда-то процветала великая империя ацтеков.

Мексика – это гористая страна, где только 13 % территории пригодны для сельского хозяйства. Почвы, образовавшиеся на лаве, однако, здесь очень плодородны. Там, где хватает дождей, разбиты плантации табака, сахарного тростника, кофе, какао, хлопка и каучука.

В природе Мексики есть место и засушливым пустыням, и тропическим морским побережьям со всемирно известными океанскими курортами, такими как Акапулько.

Согласно легенде, место для поселения ацтекам указал орёл со змеёй в когтях, сидящий на кактусе. Сейчас в этом районе находится столица Мексики – город Мехико.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ацтеки Ацтеки (астеки)– обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около средины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более цивилизованные аколхуасы.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЦ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Где жили динозавры? Лучше всего изучать, какие животные жили на Земле миллионы лет назад, по окаменелостям. Окаменелости - это остатки растений и животных, замурованные в скальных породах. Этими остатками, превратившимися в камень, могут быть раковины, насекомые, листья,

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых и влиятельных народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико - столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как ацтеки обосновывали свою исключительную жестокость к побежденным народам? Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю – обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту на людей, удовлетворяя аппетиты

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Жили-были...» Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.Для детей 1 года вопросы должны быть простыми, для более старших – посложнее.Взрослый задает вопрос:«Жил-был

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Ацтеки и инки 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Чем знамениты ацтеки? Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории Мексики. Их около миллиона, и сегодня они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. Народ как народ. А ведь когда-то, в доколумбову эру, ацтеки были создателями

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Какие древние люди жили в пещерах? Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Как жили древние греки? На протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества». Действительно, в античной культуре есть множество притягательных сторон, привлекающих и современных людей: разумное

Из книги автора

Как жили древние римляне? Римская культура также оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации: многие современные языки создавались на основе латинского алфавита, римское право до сих пор изучают юристы, юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 46

Из книги автора

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико – столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого индейского

Из книги автора

Как жили древние славяне? Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам Днепра, Волхова, Оки, Западной Двины на больших равнинах поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.Время было беспокойное, жители соседних

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (науатль nahuatlaca , "говорящие на науатле ", от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (науатль Huitzilopochtli ), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (науатль Nahui-Ollin ), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (науатль Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей .

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (науатль purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (науатль Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (науатль tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул "тлатоани" уже можно счтать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Ацтекский воин-ягуар

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (науатль macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (науатль pilli ), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа (науатль tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (науатль tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (науатль tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (науатль iyac ). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (науатль macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (науатль pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (науатль chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (науатль ahuini ) - куртизанок или проституток.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.(Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (науатль tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как город с населением в 120 000 жителей мог поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты , дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Нецауалькойотль (науатль Netzahualcóyotl ) и Куакуацин (науатль Cuacuatzin ). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor ) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада , покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (науатль teponaztli ). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль , но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Источники

  • Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г.,
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые» , «Сокровища Монтесумы» , «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон , «Как Кортес завоевал страну ацтеков» , «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович

И мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан , Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mēxihcah , от которого происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко . Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla ), утверждает, что это слово означает «середина луны» - от слов metztli (Мекстли , Мецтли , Мештли , Метчтли - Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча - ещё одного легендарного правителя.

История

Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США . В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с чужеземцами. Посовещавшись, местные вожди решили [ ] отдать чужеземцам необитаемый остров на озере Тескоко . На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что чужеземцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (аст. purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось [когда? ] с 10 до 15 миллионов человек [ ] .

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

В середине XV века важную роль в империи играл Тлакаелель (Tlahcaélel с науатля - «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (аст. tlahtoani ), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаелель был племянником тлатоани Ицкоатля (аст. Itzcoatl ) и братом Чимальпопоки (аст. Chimalpopoca ) и Мотекусомы Ильуикамины (аст. Motecuhzoma Ilhuicamina ) и носил титул «Сиуакоатль » (Чиуакоатль; аст. Cihuacóatl , в честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг , утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком , Тескатлипокой и Кетцалькоатлем . К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн » и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу . Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса .

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя . С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Структура классов

Традиционно общество разделялось на разные социальные слои, или классы, в их числе были: масеуалли (аст. macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (аст. pilli ), или знать [ ] . Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных [ ] . Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac ). Если после прошествии определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (аст. chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190 000 жителей [ ] . Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца освобождались те рабы, чья работа высоко ценилась. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить своё дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему новую одежду (чтобы он не носил одежду, принадлежащую бывшему хозяину) и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного: непослушание определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению. Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (аст. ahuini ) - куртизанок или проституток.

Развлечения и игры

Несмотря на то, что можно было пить «пульке» (pulque), сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя, ацтекам запрещалось напиваться до достижения преклонного возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли» (аст. tlachtli ), ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли» (аст. olli ), откуда происходит испанское «уле» (исп. hule ), означающее резину.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бёдрами; целью игры было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготней, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, «текутли» (аст. tecutli, собственники ) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами.

Образование и наука

Обучение

Обычно детей обучали родители. С пяти лет некоторые мальчики посещали школу, где их учили писать и считать. Все школьники носили одинаковые причёски: косичку с одной стороны. С другой стороны волосы сбривали налысо. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (аст. huehuetlatolli ) («речения стариков»), где были описаны морально-этические идеалы ацтеков. Имелись особые изречения на каждый случай: для приветствия, пожеланий при рождении ребёнка, слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям о необходимости быть привлекательными, но не пользоваться косметикой чрезмерно, чтобы не выглядеть, как ауиани (аст. ahuiani ). Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.

Существовало два типа образовательных учреждений: в училищах, именовавшихся «тепочкалли » (аст. tepochcalli ), обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому); в школах «кальмекак » (аст. calmecac ), куда в основном ходили сыновья пилли , сосредоточивались на обучении вождей («тлактоков »), жрецов, ученых и учителей «тлатиними» (аст. tlatinimi ) и писцов «тлакуило» (аст. tlacuilo ). Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в «тепочкалли », боевым искусствам.

Не вполне ясно, предназначались ли школы «кальмекак » исключительно для отпрысков «пилли » или нет: так, по некоторым источникам, молодёжь имела возможность выбирать, где именно обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал «тепочкалли », так как простолюдину было легче возвыситься, используя свои воинские способности; стезя же жреца или «тлакуило » (аст. tlacuilo ) не могла обеспечить юноше столь же быстрого роста в обществе.

Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других - в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Медицина

О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес , Берналь Диас дель Кастильо , Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль , Торквемада , Мотолиниа , Мендьета , Акоста , Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошел к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании » сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений .

Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведенную на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis » (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано ») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке .

Религия и мифология

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca , «говорящие на науатле », от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli ), что означает «колибри юга». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак , местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Жертвоприношения

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль , а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики [ ] . Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 году) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков [ ] .

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили [ ] . Ацтекские хроники описывают [ ] , как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 20 000 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых недвусмысленно изображено употребляемое в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука . Там же в комментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезённую испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо .

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков [ ] :

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Литература

Поэзия

Ацтеки широко использовали агаву (магей); из неё получали еду, сахар , напитки (пульке ) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Зерна какао использовали в качестве денег. Подчинённые города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант , - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей [ ] .

Библиография

Ацтекские источники

  • Бернардино де Саагун , С. А. Куприенко. Общая история о делах Новой Испании. Книги X-XI: Познания астеков в медицине и ботанике / Ред. и пер. С. А. Куприенко.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 218 с. - (Месоамерика. Источники. История. Человек). - ISBN 978-617-7085-07-1 .
  • Анонимные авторы . Кодекс Мальябекки / Ред. и пер. В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 202 с. - ISBN 978-617-7085-04-0 .
  • Анонимный автор . Кодекс Мендоса / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 308 с. - ISBN 978-617-7085-05-7 .
  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 317 с. - ISBN 978-617-7085-06-4 .
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 370 с. - ISBN 978-617-7085-00-2 .
  • Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2014. - 377 с. - ISBN 978-617-7085-11-8 .

Майянские источники

  • Талах В. М. (ред.). Документы Пашболон-Мальдонадо (Кампече, Мексика, XVII век). (рус.) . kuprienko.info (26 июня 2012). Проверено 27 июня 2012. Архивировано 28 июня 2012 года.

Испанские источники

  • Фрай Бернардино де Саагун . "Обычаи и верования" (отрывок из книги "Общей истории о делах Новой Испании") . www.kuprienko.info (16 апреля 2006). - Украина, Киев, 2006. Перевод с испанского - А.Скромницкий. Проверено 29 июля 2010. Архивировано 27 августа 2011 года.
  • Историки Доколумбовой Америки и Конкисты. Книга первая. Фернандо де Альва Иштлильшочитль. Хуан Баутиста де Помар / пер. с исп. В. Н. Талаха; под ред. В. А. Рубеля. - К. : Лыбедь, 2013. - 504 с. - ISBN 978-966-06-0647-0 .
  • «История мексиканцев по их рисункам» (документ 16 века по религии и истории колуа-мешика или ацтеков.)
  • «Рассказ о некоторых вещах Новой Испании и великом городе Теместитане, Мехико» (написано соратником Эрнана Кортеса, Анонимным Конкистадором)
  • Кортес, Эрнан «Второе послание императору Карлу V» (письмо писанное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года)