Что такое какофония определение. Что такое негармоническая музыка

Каждый музыкальный стиль имеет свои гармонические, ритмические, динамические, штриховые и другие особенности. Они также во многом зависят от исторической эпохи и страны формирования стиля. Например, для джаза характерен синкопированный ритм, штрихи маркато, стаккато. Блюзовой музыке присущ медленный темп, также синкопы, штрихи маркато и легато. Латина отличается быстрым темпом, виртуозными гитарными проигрышами и т.д.

Какофония. Проверочное слово

В переводе с др.-греч. слово "какофония" означает "плохой" или "дурной" и "звук". То есть, плохое, некрасивое, неприятное слуху произвольное сочетание звуков.

Проверочного слова не имеет, правильность его написания нужно запомнить.

Корень слова - "какофон ". Имеет однокоренное слово "какофонический".

Какофония. Что такое негармоническая музыка

Музыка, в которой все голоса и звуки звучат без определенной системы - ритмической, тональной, гармонической, динамической и мелодической организации называется какофонией. Если быть точнее, то это даже не музыка, а просто хаотичный набор звуков.

Подобный звуковой каламбур можно услышать во время подготовки оркестра к репетиции или выступлению, когда руководителя еще нет за дирижерским пультом, и каждый музыкант подготавливает инструмент, играя что-то свое.

Элементы какофонии в современной музыке

В некоторых направлениях музыки XX и XXI столетий встречаются подобные какофонии, кажущиеся бесструктурными, музыкальные отрывки. Например, когда пианист играет на рояле не пальцами, а кулаками, непроизвольно попадая на разные клавиши, или когда дирижер оркестра, исполняющего музыку какого-либо неоклассического направления, дает указание всем оркестрантам играть одновременно любые звуки, без всякой подготовки, указания тональности и т.д. Сами любители подобной музыки вкладывают в ее звучание особый философский смысл, хотя для большинства людей она кажется попросту бессмыслицей - какофонией.

Некоторые современные композиторы, пишущие вполне мелодичную и гармоничную музыку, иногда используют элементы какофонии, как стилистический прием, позволяющий выразить хаос современного мира.

Также иногда называют музыку некоторых африканских племен какофонией.

Что такое словесный хаос? Подобное явление существует и в поэтическом искусстве, когда встречаются некрасиво и неправильно, нелогично подобранные слова.

Как в музыке, так и в поэзии словом "какофония" обозначает несовершенное, сумбурное, хаотичное и неприятное слуху сочетание звуков и слов.

Словарь Ушакова

Какофония

какофо ния , какофонии, жен. (греч. kakos - дурной и - звучу) (книж. ). Негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах). «"К кому был Феб из русских ласков" - неожиданная рифма "Херасков" не примиряет меня с этой какофонией.» Пушкин .

Словарь лингвистических терминов

Какофония

(греч. kakopbonia - дурное звучание). Неблагозвучие, режущее слух сочетание звуков. Нередко какофония в речи создается назойливым повторением одних и тех же звуков, их скоплением в предложении, не связанным со стилистическим заданием. Доносятся. звуки, постепенно нарастающие и превращающиеся е надоедающий шум, наплывающий со всех. сторон на каждого находящегося в помещении. Какая река так широка, как Ока?

Словарь музыкальных терминов

Какофония

(от гр. kakos - дурной, и phone - звук) - сумбурное, хао­тическое сочетание звуков, производящее антиэстетическое впечатле­ние. Некоторые представители авангардизма сознательно используют. какафонию («звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Д. Кейджа). Впечатление какафонии может возникнуть и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Какофония

неблагозвучие, возникающее в речи от сочетания некоторых слов.

* Ср. Сведения по этнографии и истории (четыре И дают неудачное звучание); Шли нога в ногу и т. п. Необходимо заботиться о том, чтобы таких словосочетаний у вас не возникало, так как это – больший или меньший брак речи. *

Энциклопедический словарь

Какофония

(от греч. kakos - дурной и phone - звук), сочетания музыкальных звуков, воспринимающиеся как сумбурные, хаотические.

Словарь Ожегова

КАКОФО НИЯ, и, ж. (книжн.). Лишённое всякого благозвучия, сумбурное сочетание звуков (в музыке, стихах).

| прил. какофонический, ая, ое.

Kakos - дурной и - звучу) (книжн.). Негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах). «"К кому был Феб из русских ласков" - неожиданная рифма "Херасков" не примиряет меня с этой какофонией.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАКОФОНИЯ" в других словарях:

    - (греч., см. предыдущее слово). Негармоническое сочетание звуков: дурной выговор, неблагозвучие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАКОФОНИЯ греч. kakophonia, от kakos, дурной, и phone, звук. Дурное… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    какофония - КАКОФОНИЯ, КАКАФОНИЯ и, ж. cacaphonie f. Негармоническое, режущее слух сочетание звуков; неблагозвучие. БАС 1. < kakophonia дурное звучание. Неблагозвучие. Сл. 18. Помянутое окончание <прилагательных> на и <в примере: истинныи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Неприятное для слуха сочетание слов в поэзии (или звуков в музыке). Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина… … Литературная энциклопедия

    - (от греч. kakos дурной и phone звук) сочетания музыкальных звуков, воспринимающиеся как сумбурные, хаотические … Большой Энциклопедический словарь

    КАКОФОНИЯ, и, жен. (книжн.). Лишённое всякого благозвучия, сумбурное сочетание звуков (в музыке, стихах). | прил. какофонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Какофония - КАКОФОНИЯ неприятное для слуха сочетание слов в поэзии (или звуков в музыке) … Словарь литературных терминов

    КАКОФОНИЯ - (от греч. kakos дурной + phone звук) сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (иноск.) разладица, несогласие, бестолочь; намек на какофонию, дурное созвучие (слов), неприятное столкновение звуков, неблагозвучие Ср. Если бы всех сидевших здесь пригласить высказать свои мнения... какая какофония вышла бы, что за бестолочь,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    какофония - и, только ед., ж. В музыке, стихах: негармоничное, лишенное благозвучия, сумбурное сочетание звуков. Для того чтобы прозвучало именно симфоническое произведение, а не какофония звуков, оркестр должен управляться дирижером (Казаковцев).… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Истина симфонична , Бальтазар Х.У.. О том, что христианская истина симфонична, следует говорить во всеуслышание, доносить до сердца каждого - сегодня это, быть может, более необходимо, чем когда-либо. Но симфония - это отнюдь…

(благозвучие).

В музыке

В современном музыкальном авангардизме элементы какофонии могут быть использованы целенаправленно: «звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа , нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др. Если структура музыки не соответствует музыкальному опыту слушателя, у него может возникнуть впечатление какофонии. Например, слушатели могут воспринимать как какофонию музыку другой культуры или эпохи; так, якутское народное многоголосие (осмысленное и закономерное для якутов), покажется какофонией слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры .

Известным примером употребления этого термина является статья «Сумбур вместо музыки », где им охарактеризована опера «Катерина Измайлова » Шостаковича :

Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию.

В филологии

Какофония в речи может создаваться из-за назойливого повторением одних и тех же звуков, если их скопление не служит стилистическим задачам . В этом значении термин применялся ещё Пушкиным : «„К кому был Феб из русских ласков“ - неожиданная рифма „Херасков“ не примиряет меня с этой какофонией.» ()

Использование в других областях

Термин может быть использован и в других областях искусства

В психиатрии этим термином обозначается расстройство восприятия речи при сенсорной асемии , когда все слышимое воспринимается больным как беспорядочный и бессмысленный поток звуков; а также непрерывно издаваемые бессмысленные звуки, производимые на пике речевого возбуждения .

Переносное значение

Какофония иногда используется в переносном значении для обозначения разлада и несогласия . После того, как канцлер Германии Герхард Шрёдер в декабре 2002 критиковал политиков из своей коалиции, которые говорили о повышении налогов со словами «Этот вид какофонии абсолютно не способствует совместной политике» . , слово Какофония при выборе «слова года» заняло 4-е место в Германии в 2002 году.

  • Слово какофония применил Николай Носов в романе «Незнайка в Солнечном городе » для обозначения «музыки», которую исполняли появившиеся в городе хулиганы - «ветрогоны»: несколько из них пробрались в концертный зал

…и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать; но ветрогоны распустили слух, что это самая модная теперь музыка и называется она какофония.
Эта какофония стала распространяться по городу, и скоро появилось еще несколько оркестров, которые играли на поломанных и расстроенных инструментах. Особенно модным в то время считался какофонический оркестр «Ветрофон». Он был небольшой и состоял всего из десяти коротышек. Один из этих коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвертый визжал, пятый хрюкал, шестой мяукал, седьмой квакал; остальные издавали другие разные звуки и били в сковороды.
Любители музыки приходили на концерты этих модных оркестров, слушали и с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чем свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и свое собственное существование в придачу.

См. также

Напишите отзыв о статье "Какофония"

Примечания

Ссылки

  • Какофония // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Какофония / Юсфин А. Г. // Гондольера - Корсов. - М . : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - (Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973-1982, т. 2).
  • - статья из Краткого философского словаря.

Отрывок, характеризующий Какофония

– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.

(от греч. kakos - дурной и ponn - звук) - сочетания звуков, воспринимающиеся как бессмысленные, сумбурные, хаотические и производящие отталкивающее, антиэстетич. впечатление на слушателя. К. обычно образуется в результате случайного сочетания звуков или разл. мелодич. отрывков (напр., при настройке оркестра). Однако нек-рые представители совр. муз. авангардизма сознательно используют элементы К. ("звуковые гроздья" у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа, нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др.). Впечатление К. может возникать и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки. Сочетания звуков, к-рые для определённой нац. культуры и эпохи были осмысленными и закономерными, могут восприниматься слушателем др. страны или др. эпохи как К. (напр., якутское нар. многоголосие может показаться К. слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры).

А. Г. Юсфин.


Смотреть значение Какофония в других словарях

Какофония — какофонии, ж. (греч. kakos - дурной и - звучу) (книжн.). Негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах). "К кому был Феб из русских ласков"........
Толковый словарь Ушакова

Какофония Ж. — 1. Негармоническое, режущее слух сочетание звуков; неблагозвучие (в музыке, стихах).
Толковый словарь Ефремовой

Какофония — -и; ж. [греч. kakos - дурной и phōnē - звук, голос] Режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах).
◁ Какофони́ческий, -ая, -ое. К-ая музыка.
Толковый словарь Кузнецова

Какофония — (от греч. kakos - дурной и phone - звук) - сочетания музыкальныхзвуков, воспринимающиеся как сумбурные, хаотические.
Большой энциклопедический словарь

Какофония — - сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические. В переносном значении - сильный шум, грохот, заглушающие друг друга звуки.
Исторический словарь

Какофония — (от греч. kakos - дурной + phone - звук) - сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.
Психологическая энциклопедия