Что такое лад ритм тембр темп. Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм
Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.
музыкальной выразительности
Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.
Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.
Размер
Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.
Ритм
Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.
Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).
ТембрТембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.
Мелодия
Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.
Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:
Наслаждайтесь музыкой!
Регистр в музыке - это, прежде всего, ряд звуков певческого голоса. Также это может быть участок диапазона каких-либо музыкальных инструментов. Это краткое определение регистра в музыке. А каково значение этого слова? И как объяснить тему "Регистры в музыке" на уроке сольфеджио?
Значение слова
Слово "регистр" в переводе с позднелатинского (registrum) означает "перечень, список". От латинского (regestum) - это "вписанное, внесенное".
Регистр в музыке - это отрезок диапазона какого-либо инструмента или певческого голоса. Он характеризуется одним тембром.
Регистр. Определение в музыке
Употребляется в разных смыслах. Во-первых - это ряд звуков певческого голоса. Во-вторых - это отрезки диапазона каких-либо музыкальных инструментов. И, в-третьих, это устройства, используемые на некоторых инструментах.
Следует подробнее остановиться на каждом.
- Рассматривая регистр как последовательность звуков человеческого (певческого) голоса, нужно учитывать, что они поются одинаковым способом. Из этого следует, что у них один и тот же тембр. У каждого человека доля участия головных и грудных полостей может быть различной, поэтому существуют головной, грудной и смешанный регистры. Некоторые голоса могут воспроизводить звуки так называемого фальцетного регистра. Зачастую это удается мужским голосам, особенно тенорам. У певцов при переходе из одного регистра в другой могут возникнуть определенные трудности со звукоизвлечением. В основном это происходит с теми, у кого голос не поставлен или не обладает достаточной силой звука. Чтобы добиться качественного результата и беспрепятственно переходить из одного регистра в другой, нужно стараться на протяжении всего диапазона следить за максимально ровным звучанием голоса.
- Что касается второго значения, то регистр в музыке - это одинаковые отрезки диапазона различных музыкальных инструментов, которые совпадают тембрально. А вот если исполнить мелодию на одном и том же инструменте в разных регистрах, то тембр звука будет значительно отличаться.
- Для изменения тембра и силы звука используются специальные устройства и приспособления. Так, например, для изменения звука на клавесине защипывается струна ближе к колку или заменяется комплект струн.
Как объяснить тему "Регистры в музыке" на уроке сольфеджио?
Чтобы тема "Регистры в музыке" для детей была понятна, педагогу нужно заранее ее продумать и тщательно к ней подготовиться. В первую очередь, необходимо подготовить наглядные пособия и Это могут быть карточки с медведем и птичкой. Их надо сделать столько, сколько детей в классе.
Начать занятие можно с проверки домашнего задания. Затем спеть с ребятами распевки и упражнения. После этого можно приступать к изложению новой темы. Раздать заранее подготовленные карточки. Сыграть пьесы "Воробей" Руббаха и "Медведь" Ребикова и попросить поднять карточки с тем персонажем, кого изображает музыка. После этого нужно сказать, что пьеса "Медведь" написана в нижнем регистре, а "Воробей" - в высоком. Есть еще и средний. В этом регистре мы поем наши песенки. Потом учитель раздает детям красные и синие карандаши, карточки с нарисованным медведем и птичкой, и говорит, что будет играть звуки на пианино, а ученики должны определить, какой это регистр. Когда будут звучать высокие звуки, то в корзину к птичкам дети рисуют синий кружок, если низкие, то в лукошко к медведю - красный. Можно сыграть около 5-7 звуков. В конце урока необходимо задать вопросы для закрепления, выставить оценки за урок и определить домашнее задание.
Заключение
Итак, регистр в музыке - это ряд звуков певческого голоса, участок диапазона каких-либо музыкальных инструментов, а также это устройства, используемые на некоторых инструментах.
Презентация по музыке на тему: Темп. Ритм. Мелодия.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования Киреевский район
Подготовила: учитель музыки
МКОУ «Бородинская СОШ»
Деринг Юлия Евгеньевна
Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие .
- Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.
- Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
- Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживлённо);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
- Ритм в музыке - чередование музыкальных событий, происходящее в определённой последовательности. Соотношение длительностей звуков в их движении, а также соотношение сильных и слабых долей. Длительность музыкального звука (обычно одновременно с его высотой) фиксируют с помощью нот, ритмической нотации.
- Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм. Слушатель должен воспринимать мелодию не как набор звуков, а как единое целое.
- Динамика в музыке, совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости. Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) ≈ тихо, слабо и forte (f) ≈ громко, сильно.
Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.
Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.
Определение характера музыки по темпу и звучанию.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
- звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
- звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
- Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
- Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.
Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как , динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.
Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.
Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.
Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.
- Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
- Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
- Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
- Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.
Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
Средства музыкальной выразительности на видео
Музыкальная форма:
Анализ музыкальных произведений:
Мотив, фраза и предложение в музыке: