Что такое новелла. Новелла - это литературный жанр, искусство короткого рассказа Кто пишет новеллы

Истории, вкрапленные в «Диалог о папе Григории», апологи из «Жизнеописаний Отцов Церкви», басни , народные сказки . В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova . Отсюда - итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе.

Жанр утвердился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон » (ок. ), сюжет которой состоял в том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывают друг другу новеллы . Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах. Во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появился сборник «Сто новых новелл» (впрочем, материалом больше обязанный фацециям Поджо Браччолини), а Маргарита Наварская по образцу «Декамерона» написала книгу «Гептамерон » ().

Характеристика новеллы

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Действие новеллы происходит в современном автору мире. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.

Об остросюжетности новеллы говорил Гёте , давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие» .

В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант, "соколиный поворот"). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка» . Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б» . Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды.

У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только поводом и приёмом . Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.

Новелла, рассказ, повесть

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью . В XIX веке эти жанры было сложно различить: так, «Повести Белкина » А. С. Пушкина - это, скорее, пять новелл.

Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.

Новелла и роман

Сборник новелл был предшественником романа .

Новелла в китайской литературе

Китай является классической страной новеллы, которая развивалась здесь на основе постоянного взаимодействия литературы и фольклора с III до XIX век: в III-VI вв. были широко распространены мифологические былички , смешавшиеся с отрывками из исторической прозы и отчасти оформленные по её канонам (позднее, в XVI веке , их назвали термином «чжигуай сяошо», т. е. рассказы о чудесах). Они были важнейшим источником классической художественной новеллы эпохи Тан и Сун (VIII-XIII вв.), так называемых «чуаньци», написанных на классическом литературном языке . С эпохи Сун появляются сведения о народном сказе «хуабэнь» (букв. «основа рассказа»), широко использовавшем как наследие классических танских чуаньци, так и собственно фольклорные источники, демократизировавшем жанр новеллы и по языку, и по тематике. Хуабэнь постепенно перешли полностью из фольклора в литературу и достигли высшего развития в письменной форме («подражательные хуабэнь») в конце XVI-начале XVII век

Старейшиной английских новеллистов принято считать Томаса Гарди (хотя он не был ни самым первым, ни самым старым). Гарди был тесно связан с реалистическими традициями диккенсовской школы . Другой великий английский новеллист – Оскар Уайльд – относился скорее к эстетам , отрицал реализм . Его новеллам были чужды проблемы социологии, политики, общественной борьбы и т.д. Отдельное место в английской новеллистике занимает такое течение, как натурализм . Характерным направлением натурализма стала так называемая «литература трущоб» (сборник новелл Артура Моррисона «Рассказы о трущобах», 1894; новелла Джорджа Мура «Театр в глуши», пр.). Еще одним направлением в английской литературе, противопоставлявшем себя эстетам и натуралистам , считается «неоромантизм» . Английскими новеллистами из числа «последних романтиков» были Роберт Стивенсон , а позднее Джозеф Конрад и Конан Дойль . В начале XX века английская новелла становится более «психологичной». Здесь стоит отметить Кэтрин Мэнсфилд , новеллы которой зачастую были практически «бессюжетными». Все внимание в них было прикованно к внутренним переживаниям человека, его чувствам, мыслям, настроению. В первой половине XX века английской новелле были свойственны психологизм , эстетизм и «поток сознания» . Самыми яркими представителями английской литературы эпохи

Доклад 7 класс.

Рассказ - повествовательный эпический жанр с установ­кой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новел­лы от рассказа не представляется мне принципиальным», - писал исследователь европейской новеллы Е. Мелитинский. Б. Томашевский считал, что рассказ - это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживается и большинст­во (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере до XIX века, принято именовать новеллой. Что же такое новелла? Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что... новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов, обусловленных куль­турно-историческими различиями... Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новел­лы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жан­ров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом» (Е. Мелетинский).

Генетические истоки новеллы - именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комическо­го, а трагического или сентиментального сюжета. От басни - отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки - отсут­ствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то восприни­мается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. То­гда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя - неожи­данные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся"неслыханное происшествие». Таковы новел­лы Боккаччо из сборника «Декамерон». Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо Руффоло, обед­нев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины из Корфы и возвращается домой бо­гатым человеком». Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма со­держание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в соз­нании героя («Песочный человек» Гофмана).

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла из­бегала психологизма и философии, внутренний мир героя пе­редавался через его действия и поступки. Ей была чужда вся­кого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок. С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчеза­ет. Реализм XIX века немыслим без описательности, психоло­гизма. Новелла вытесняется другими видами короткого пове­ствования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как раз­новидность краткой повести (у А. Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.). В проспекте «Учебной книги словес­ности для русского юношества» Гоголь дал определение по­вести, которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо рассказанный картинный случай»). При­чем имеется в виду «случай» обыкновенный, который может произойти с каждым человеком.

С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в срав­нении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, гово­рит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно не­сколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней бу­дет после того, как преступление совершено, вообще неиз­вестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют цен­тральное - убийство младенца. Рассказ невелик по объему. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы) и даже не в коли­честве фабульных событий, а в установке автора на предель­ную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, ав­торская цель одна - показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ - это... един­ство настроения, ситуации, действия».

Предельная краткость повествования требует особого вни­мания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева «Хорь и Капиныч» сапоги Хоря, сделанные, каза­лось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесен­ный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян - хозяйственность Хоря и поэтичность Капиныча.

«Но отбор деталей - это еще не вся трудность», - писал мастер рассказа Нагибин. - Рассказ, по своей жанровой при­роде, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстро­той чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление...». Так, в рассказе Бунина «Анто­новские яблоки» практически ничего не происходит, но мас­терски подобранные детали рождают у читателя «живое, кар­тинное представление» об уходящем прошлом.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораз­до чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается ге­рою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами - сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в XX веке - Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы Мопассана вобрали в себя опыт психологической прозы, и потому, если и могут назы­ваться новеллами (в литературоведении иногда приня го называть их так), то новеллами, принципиально отличными от новеллы классической. Рассказам Чехова свойственен подтекст, практи­чески неизвестный литературе середины XIX века. В начале XX века модерниспхжие течения захватывают и рассказ (рассказы Сологуба, Белого, Ремизова, отчасти Л. Андреева и др.)

В европейской литературе 20 века рассказ обогатился худо­жественными открытиями всей прозы («поток сознания», усиле­ние элементов психоанализа, временные «перебивы» и пр.). Та­ковы рассказы Кафки, Камю, Ф. Мориака, А. Моравиа и др.

В 1920-1930-е годы в России на первый план выходят ге- роико-романтические (В. Иванов, Бабель, Пильняк, Шолохов и др.) и сатирические рассказы (Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров и др.). Рассказ остается продуктивным жанром и в на­стоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатириче­ский, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близ­кий к новелле и практически бессюжетный.

Вопросы по докладу:

1) Что такое рассказ?

2) Что такое новелла?

3) Как развивался жанр рассказа в литературе?

4) Как развивался жанр новеллы в мировой литературе?

5) Чем рассказ отличается от новеллы?

Новеллу можно охарактеризовать как прозаический повествовательный жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, отсутствие психологизма, нейтральный стиль изложения, и несомненно неожиданная развязка. Зачастую термин новелла употребляется как синоним рассказа, реже новеллу называют разновидностью рассказа.

Источники новеллы являются в первую очередь латинские очерки, а также фаблио, истории, встречаемые в «Диалогах о папе Григории», а так же в апологи «Жизнеописаний Отцов Церкви», но чаще всего, в народных сказках баснях.

Следует особенно подчеркнуть, что во многих теоретических работах жанры рассказ и новелла являются практически синонимами. Новелла - литературный жанр, небольшого по объему, сопоставимая с рассказом, эпического повествования. Новелла по своему объему соразмерна с рассказом, а по своей структуре противоположна ему. Возможность такого противопоставления появилась при переходе к критическому реализму. Под новеллой понималась небольшое, насыщенное событиями, кратко рассказывающее повествование с четкой структурой; которой чужда экстенсивность в изображении действительности и описательность. В новелле достаточно сдержанно изображается внутренней мир героя. В новелле должен быть отчетливый и неожиданный поворот, от которого действие сразу приходит к развязке. Новеллу существует как строгий жанр, где не может быть ни одного случайного компонента.

Жанр новеллы закрепился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон» 1353, сюжет данной книги состоял в том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывали друг другу короткие рассказы, (в дальнейшем новеллы). Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у многочисленных последователей как в самой Италии так и в других странах. Например во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появляется сборник под названием «Сто новых новелл».

В период эпохи романтизма, под влиянием таких авторов как Гофмана, Новалиса, Эдгара Аллана По новелла с элементами мистики, сказочности и фантастики приобрела огромную популярность. Позже в произведениях Проспера Мериме и Ги де Мопассана термин новелла стал употребляться для обозначения реалистических рассказов.

Аамериканская литература, начиная с Вашингтона Ирвинга и Эдгара По,имеет прямое отношение к новелле. Новелла, или короткая история, имеет особое значение, являясь одним из характернейших жанров.

Во второй половине XIX-XX веках традиции новеллы продолжили такие выдающиеся писатели, как Амброз Бирс, О. Генри, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Гилберт Честертон, Рюноскэ Акутагава, Карел Чапек, Хорхе Луис Борхес и многие другие.

Новеллу можно охарактеризовать несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, отсутствие психологизма и описательности, нейтральный стиль изложения, и непременно неожиданная развязка. Структура или конструкция новеллы схожа с драматическим рассказом, но новелла зачастую проще.

В новелле подчёркивается значение развязки, которая обязательно содержит неожиданный поворот. По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка».

У предшественников Боккаччо новелла имела ярко выраженную моральную сторону. Боккаччо сохранил в своем творчестве данный подход, однако мораль в данном случае вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только приемом и поводом. Позднее новелла убеждает читателя в достаточной относительности моральных критериев.

Достаточно часто новелла отождествляется с повестью и даже рассказом. В XIX веке действительно эти жанры было сложно различить: так, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, более похожи на пять новелл. Рассказ совпадает с новеллой по объёму, но отличается по структуре: так как на первый план выдвинута изобразительно-словесная фактура повествования и склонность к развёрнутым психологическим характеристикам. Повесть от новеллы отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на каком-то одном центральном событии, а на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива по своему характеру.

Классическими примерами новелл были произведения, А.С. Пушкина «Повести Белкина», которые Борис Эйхенбаум прямо сравнивал с новеллами О. Генри. Дальнейшее развитие русской литературы было связано с физиологическим очерком. Собрав в себе определенные элементы новеллы, он превратился в совершенно особую форму очерка-новеллы. Благодаря Н. В. Гоголю появились очерки-новеллы, которые являются шедеврами русской литературы, но они определенно отличаются от классической новеллы «Шинель», «Нос».

Только в начале XX века русская новелла обрела новое звучание. Следующий автор в этой связи определенно заслуживает внимания Александр Грин, в творчестве которого заметно влияние Эдгара По и Амброза Бирса. В советской синологии их обычно принято назвать «повестями», что не совсем соответствует действительности. Основной формой издания русской новеллы во все времена оставался сборник.

Новелла как жанр литературы, признанный читателями и писателями, появился в английской литературе примерно во второй половине XIX века. В этот период в Англии появилась благодатная почва для яркого расцвета новеллы, краткого динамичного жанра, гораздо более приемлемого для экспериментирования, в сравнении с романом. Увеличилось количество новелл публикуемых в литературных журналах. Появились критические статьи, посвященные проблемам новеллистики. К жанру новеллы обращались и уже признанные авторы, снискавшие популярность своими романами, и начинающие писатели, переполненные смелыми идеями, но практически не имеющими литературного опыта. Английская литература этого периода пестрила враждующими друг с другом литературными направлениями, течениями, школами: натуралисты, эстеты, реалисты, неоромантики и многие другие.

Одним из старейших английских новеллистов по праву принято считать Томаса Гарди. Другим великим английским новеллистом является Оскар Уайльд, относящийся скорее к эстетам, так как в своих произведениях он отрицал реализм. Его новеллам были неведомы социальные проблемы, политические, проблемы общественной борьбы. Среди английских писателей, в разное время работавших в жанре новеллы, есть такие замечательные авторы как: Джером К. Джером, Джон Голсуорси, Сомерсет Моэм, Дилан Томас, Джон Соммерфилд, Дорис Лессинг, Джеймс Олдридж.

Короткий рассказ, новелла, достаточно распространенная в Америке жанровая форма первой половины XIX века. Рассказы печатались в основном, в популярных журналах, что не могло не сказаться на развитии жанра. Стремительное развитие жанра новеллы было именно тем средством, благодаря которому некоторые самые характерные произведения лучших американских писателей получили одобрение публики. Форма короткого занимательного повествования стала типической и, что немало важно, самой распространенной для американской литературы.

В 1819 года, когда Вашингтон Ирвинг опубликовал свою серию рассказов «Книга эскизов», новеллы или короткие рассказы заняли значительное место в творчестве всех американских прозаиков. Новелла становится массовым журнальным жанром, но, однако не имеет какой-либо определенной жанровой теории. Многие, пытавшиеся работать в этом жанре, «едва подозревали, что между романом и новеллой есть иная разница, кроме числа страниц». Главным критерием являлось создание у читателя яркого эмоционального впечатления. Основным принципом достижения желаемого результата являлось правильное построение композиции, подбор художественных средств, которые наилучшим способом служили бы созданию желаемого эффекта. Основной задачей автора становится максимально возможное эмоциональное воздействие на читателя. Эта цель подчиняет себе все основные характеристики произведения и все художественные возможности автора.

Во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело бы задуманной цели. Каждая деталь играет огромную роль и ни одной мелочью нельзя пренебрегать. Автор, в первую очередь, определяет финал новеллы, момент наивысшего напряжения, катастрофу или разрешение загадки, которое в дальнейшем свяжет и объединит предыдущие детали. Писатель строит сюжет, группируя вокруг центра производные элементы повествования, постепенно связывая их между собой. Собирая и связывая воедино детали повествования, читатель приходит к тому конечному замыслу, заключающему в себе основную авторскую идею, которая и была для автора исходным пунктом построения новеллы.

При более детальном рассмотрении оказывается, что ни один из указанных критериев жанра новеллы не только не раскрывает всего разнообразия явлений, входящих в данный жанр, но и не характерен исключительно для новеллы.

Рассказ и новелла относятся к повествовательному эпическому жанру и обладают некоторыми общими характерными чертами: небольшим объемом, четко обозначенным сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминацией и развязкой. Однако новелла имеет и отличительные жанровые особенности, позволяющие выделить ее из ряда произведений современной прозы в самостоятельный литературный вид.

Определение

Новелла – небольшое по объему прозаическое произведение, которому свойственны острый сюжет с неожиданной развязкой, краткость и нейтральный стиль изложения, а также отсутствие выраженной авторской позиции по отношению к литературным героям.

Рассказ – разновидность произведений эпического жанра, для которых характерно повествование о событиях из жизни главного героя, раскрывающих психологический аспект его поступков или душевного состояния.

Сравнение

Новелла отличается подчеркнутой лаконичностью повествования. В ней не допускается прямая авторская оценка действий литературных персонажей или условий, определяющих развитие описываемых событий.

В рассказе такая оценка косвенно выражается в портретной характеристике и авторских отступлениях. Она необходима для раскрытия темы, которая часто связана с выявлением психологических факторов, принципиально важных для понимания душевного состояния главного героя. Его поведение в необычной жизненной ситуации составляет основу сюжета рассказа. Сюжетное действие при этом ограничивается узкими временными рамками и привязано к конкретному месту событий.

В новелле отсутствует психологизм. Самое важное в ней – неординарное событие, задающее динамическую напряженность сюжета. В центре читательского внимания оказывается не столько герой, сколько то, что с ним происходит. Новеллист не стремится создать глубокий подтекст основного содержания своего небольшого произведения. Его задача – придать остроту сюжету и достичь предельного накала повествования в кульминации.

При ограниченном числе персонажей в рассказе может развиваться дополнительная сюжетная линия. В новелле сюжет не может иметь разветвленной структуры. Событийно он связан только с тем, что происходит с главным героем. Другие персонажи в новелле встречаются крайне редко: как правило, только в том случае, если дополнительный эпизод с их участием усиливает динамику действия.

Выводы сайт

  1. В новелле острота сюжета выражена в большей степени, чем в рассказе.
  2. Для новеллы характерен нейтральный стиль изложения, в то время как в рассказе используется авторская оценочная характеристика персонажей или событий.
  3. В рассказе действие раскрывает мотивацию поступков героя. В новелле изображается само действие и отсутствуют приемы психологического анализа поведения персонажей.
  4. Рассказ может иметь скрытый подтекст, важный для реализации авторского замысла. В новелле не допускается многозначности трактовок основной темы.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное – убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».
Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Новелла (итал. novella - новость) - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Генетические истоки новеллы – именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни – отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки – отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя – неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччио из сборника «Деккамерон».

Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя («Песочный человек» Гофмана).

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок.

С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм 19 в. немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой повести (У А.Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.).

Повесть - широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению.

В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о повести как о едином жанре в древней и новой литературе совершенно невозможно. Неопределенность этого термина осложняется еще двумя специфическими обстоятельствами.

Во-первых, для нашего термина нет точно соответствующих терминов в западноевропейских языках: немецкому «Erzählung», французскому «conte», отчасти «nouvelle», английскому «tale», «story» и т. д. отвечают у нас как повесть, так и «рассказ», частью «сказка». Термин повесть в его определенной противопоставленности терминам «рассказ» и «роман» - специфически русский термин.

Во-вторых, повесть - один из стариннейших литературных терминов, который в различные исторические моменты менял свое значение. Необходимо к тому же различать изменение значения термина повесть от изменения самих соответствующих явлений. Историческое развитие термина отражает, конечно 19(с некоторым лишь запозданием), движение самих жанровых форм. Не случайно у нас термины «рассказ» и «роман» появляются позднее, чем повесть, как не случайно и то, что на определенном этапе этот последний применяется к таким произведениям, которые являются по существу рассказами.