Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы

вятой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».

вятитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

вятитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

>

  • E-mail >
  • 7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

    Этот праздник на Святой Горе Афон, в Уделе Божией Матери, издревле чтится с особой любовью и благоговением. Ведь он непосредственно связан с Игуменией Горы Афонской...

    Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира. По сути, с этого события начинается священная евангельская история; оно предшествует Рождеству, спасительной миссии Иисуса Христа, Тайной Вечере, Распятию и Воскресению Христову.

    Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонского подвижника и теоретика исихазма свт. Григория Паламы о смысле и значении Благовещения Пресвятой Богородицы, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

    1. Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха.

    2. Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.

    3. Подобало также и Деву иметь свидетельницей Своего безсеменного зачатия и помощницей в том, что совершалось в деле Домостроительства.

    4. Господственно, с истинным величием нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душою и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать – как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания.

    5. Но еще и по другой причине Дева является Госпожою по достоинству, именно – как владычествующая над всеми, как в девстве зачавшая и божественно родившая – по естеству Владыку всего мира.

    6. И еще – Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения.

    7. Разумея Ее как сосредоточие божественных и человеческих дарований, и украшенную всеми благодатями Божественного Духа, Архангел Ее поистине провозглашает «Благодатной». Увидев же, что Она как бы уже зачала Того, в Ком – Сокровища их всех, и предвидя, что это чревоношение Ея не связано с тягостями и рождение будет без болезней, Он приглашает Ее радоватися, и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди жен: ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточеством славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородице Деве.

    8. Сия Дева – Матерь является и Купиною и Клещами, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием, при служении Архангела, сочетавшего чрез Нее Отстранителя греха мира с человеческим родом, и чрез неизреченное сие сочетание нас полностью очистившего.

    9. Итак, Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее – как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога.

    10. Она – Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она – Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она – Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она – Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее – Иисуса Христа Господа нашего.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «АФОНИТ.INFO» ()

    В петербургской студии нашего телеканала - беседа о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы со студентом 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии, секретарем редакции научного журнала духовной академии «Христианское чтение» иеромонахом Кириллом (Порубаевым).

    Начнем беседу тем, что напомним нашим телезрителям о произошедшем чуть более двух тысяч лет назад событии и о том, почему сегодня все христиане исполнены великой радости.

    Да, Вы совершенно правы. Сегодня мы вспоминаем очень важное событие - Благовещение. Этот важный церковный праздник, поскольку именно в этот день Архангел Гавриил пришел к Деве, жившей в Назарете, и благовестил Ей о том, что через Нее родится Мессия, Господь Иисус Христос, Который спасет человеческий род от греха. Сегодня (по старому стилю 25 марта, а по новому - 7 апреля) мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно обратиться к евангельскому повествованию,чтобы кратко рассказать об этом событии.

    О Благовещении повествует только один евангелист - Лука. В первой главе он рассказывает о том, что к девушке Марии, жившей в Назарете и обрученной старцу Иосифу (подчеркнем: Она была обручена; Священное Писание не называет Ее женой Иосифа), неожиданно для Нее является Архангел Гавриил и приветствует Ее такими словами: «Радуйся, Благодатная, благословенна Ты между женами». Священное Писание говорит, что Мария была очень удивлена и пыталась понять, что означает присутствие необычайного посланника. Но Ангел успокаивает Ее, говоря: «Не бойся, Ты обрела благодать у Господа, и через Тебя придет на землю Мессия, Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Она же с удивлением отвечает: «Как же Я могу родить Сына, если Я не замужем?» На что ангел говорит Ей: «Дух Святой на Тебя найдет, и Ты родишь Сына». Далее Пресвятая Богородица Дева Мария произносит слова, которые являются образцом для всех нас, так как они подчеркивают Ее внутреннее состояние, благодаря которому и стало возможно это благовестие: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», то есть: «Пусть со Мной будет так, как ты Мне сказал, потому что Я послушна Господу и верю, что Господь посылает Мне тебя с такой благой вестью».

    Нужно осветить еще один важный аспект этого события: почему, собственно, эта весть является для нас благой? Ведь мы так радостно празднуем сегодня Благовещение Пресвятой Богородицы! Обратимся к сотворению человека, а затем его грехопадению. Наверное, вы знаете, что сатана в образе змия искусил женщину, а затем через Еву и Адама, наших прародителей, в мир вошел грех. Люди оказались виноваты в этом грехе, потому что доверились змию, который сказал им, что Господь якобы их обманывает и боится, что они станут такими, как боги. Ева, а затем и Адам поверили сатане и отошли от Господа. Возникло разделение между человеком и Богом.

    Конечно, змий обманывал первых людей. Это стало ясно сразу после того, как они совершили акт гордости, подумали, что без Бога смогут быть сильными. Это акт недоверия, в котором они сами себя отделили от Господа. Богослужебные тексты праздника Благовещения подчеркивают, что вначале грех вошел в мир через женщину. Мы твердо верим, что все люди являются потомками Адама и Евы и поэтому мы, так или иначе, несем в себе последствия этого разделения. Мы знаем, что Господь изгнал Адама и Еву из рая, чтобы они не могли, живя в раю вечно и при этом укореняясь во зле, стать такими, какими стали падшие ангелы (демонов мы всегда изображаем в очень неприятном виде, черными, с рогами). Господь спасает человека от участи вечного нахождения во грехе, изгоняя его из рая. С другой стороны, человеку оказывается недоступно вечное блаженство, для которого он был создан и от которого по своей воле отказался. Первая женщина совершила грех, и Господь устраивает таким образом, что через Деву Марию приходит Тот, Который спасет человека от разделения, от греха. Именно это главная причина нашей радости, ведь мы знаем, что Христос, родившийся от Девы, пострадает на Кресте и воскреснет. Тем самым Он покажет, что и мы воскреснем, и откроет врата в Царствие Небесное, закрытые до этого. В этом и есть главная радость, ведь именно в этот момент (а не в Рождество Христово) во чреве Пресвятой Богородицы воплощается Иисус Христос. Именно в этот момент приходит спасение роду человеческому. Наша радость особенно уместна в преддверии Пасхи. Сейчас мы проходим Великий пост, ждем Воскресения Христова, и в то же время радуемся, что Господь воплотился. Вот почему так важен для нас сегодняшний праздник.

    То есть мы можем говорить об особом статусе этого праздника среди остальных, и даже тропарь подчеркивает это: «Днесь спасения нашего главизна…»

    Да, эти первые слова тропаря могут быть переведены так: сегодня есть начало нашего спасения, самый главный его момент. С него все начинается. Можно отметить еще один очень интересный момент: оказывается, дата 25 марта по старому стилю, или 7 апреля по новому, достаточно древняя. Как ни странно, почти все Православные Церкви празднуют Благовещение именно в этот день. И неспроста. По вере древних христиан, именно сегодня произошли главнейшие события истории всего человеческого рода. Среди них в первую очередь Искупление - распятие Спасителя, а позже распятие заменяется праздником Воскресения Христова. Древние христиане верили, что Христос воскрес именно 25 марта. Также многие христиане верили, что именно в этот день Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Они верили, что в этот центральный для всей человеческой истории день воплотился Господь Иисус Христос. Мы видим, насколько важно было для первых христиан совмещение этих событий. Величайшее событие воплощения Господа не могло произойти в другой день, кроме 25 марта.

    - Расскажите о ветхозаветных пророчествах о рождении Мессии от Девы.

    Начиная говорить о празднике Благовещения, я уже невольно коснулся Ветхого Завета, поскольку вообще вся история человеческого рода ведет к Воплощению Господа, Его распятию и Воскресению. Господь, изгоняя Адама и Еву из рая, изрекает пророчество и говорит Еве (именно ей): «Я положу вражду между семенем жены и змием. Семя жены будет поражать змия в главу (то есть голову), а змий будет поражать семя жены в пяту (то есть в пятку)». Тем самым Господь указывает, что в далеком будущем, через много тысячелетий (хотя точные сроки не названы), будет жена, у которой будет семя… Такие непонятные в тот момент слова, но любой из вас может открыть первые главы Книги Бытия и прочитать их. Господь говорит, что это семя (указывая на Иисуса Христа) поразит диавола, поскольку змий - образ сатаны, через которого в мир пришел грех. Уже тогда, спустя небольшое время после сотворения человека, Господь дает обетование: Я вас изгоняю, но придет семя жены и дарует вам спасение. Это самое первое ветхозаветное пророчество Господа о том, что придет Мессия - и не просто придет, а родится от жены. При этом фраза «семя жены» показывает, что Он родится без мужа, без отца земного. Теперь же мы знаем, что Он родится от Отца Небесного.

    Особенность Ветхого Завета состоит в том, что, когда мы читаем его без оглядки на Новый Завет, многие вещи нам непонятны. Даже фраза «положу вражду между семенем жены и змием» оказывается непонятной, если мы не знакомы с Новым Заветом. Однако, прочитав ее и зная будущие события, мы понимаем, на что она указывала. Таким образом, как говорят святые отцы, Новый Завет (или, иначе говоря, Господь Иисус Христос) сокрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет в Новом раскрывается.

    Наверное, нужно обратить внимание на второй, не менее важный фрагмент Ветхого Завета. Обратимся к Книге пророка Исаии, 7-я глава, 14-й стих. Это очень известный стих. Пророк Исаия, обращаясь к иудейскому царю, говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил . Мы, христиане, понимаем эту фразу именно как указание на то, что от Девы (слово, употребленное в тексте, указывает на то, что это именно девушка, а не женщина) родится Тот, Кто спасет человеческий род. Нужно сказать, что не только в 7-й главе, но еще и в 9-й и 11-й главах Книги пророка Исаии говорится, каким и Кем будет этот Мессия. Советую всем открыть Священное Писание и прочесть, это совсем несложно, займет несколько минут, однако вы откроете для себя удивительные тексты. О Мессии говорятся поистине необыкновенные слова: что Он будет править справедливо; когда Он воцарится, волк и ягненок будут лежать вместе и ягненок не будет бояться волка. Пророк Исаия говорит, что это будет поистине царство доброты и любви. Так говорится о Мессии, Иисусе Христе, Который исполнит обещание, данное Еве и ветхозаветным отцам. Нужно сказать, что в Ветхом Завете очень много строк, говорящих о приходе Мессии на землю. Некоторые из них указывают, каким образом Он придет (как в описанных выше моментах). Эти предсказания исполнились в Новом Завете, о чем и повествует евангелист Лука.

    - Удивляет то, с каким спокойствием Пресвятая Богородица принимает слова ангела. Почему Она так спокойна?

    Пожалуй, нужно сказать, что Она все-таки удивлена. Нельзя сказать, что Она воспринимает это благовестие как должное. Она, как говорится в Священном Писании, спрашивает, размышляет в Себе, что же это за необычное приветствие: «Благословенна Ты между женами». Она не знает, почему благословенна между женами. Далее Она, можно даже сказать, возражает посланнику Божию, хоть и очень смиренно: с удивлением спрашивает, как Она может родить сына, не имея мужа. Митрополит Филарет (Дроздов) в проповеди на праздник Благовещения приводит такое толкование этого фрагмента: тем самым Дева Мария как бы говорит, что согласна, но ведь Она всю жизнь решила провести в девстве, в чистоте, и, если возможно то, о чем говорил Гавриил, при сохранении Ее девственной чистоты, тогда Она согласна. Как видим, Пресвятая Дева не вполне спокойна, она удивлена.

    Кстати, нужно отметить, что с самого начала существования человеческого рода Адам и Ева, а потом и их потомки ждали пришествия Мессии. Поэтому бездетность в еврейском обществе считалась наказанием Божиим. Таким образом, путь девства, избранный Богородицей, был чужд обществу того времени. Однако Она решает избрать этот путь по некоторому внутреннему влечению и, конечно, по Божиему внушению, научению. Как говорит митрополит Филарет, Она отвечает ангелу: если возможно сохранение чистоты, Я согласна. Господь избирает именно такой, неожиданный для людей того времени, путь для Своего воплощения.

    Нужно сказать еще, почему Мария с таким смирением воспринимает слова Архангела Гавриила. Ева согрешила и создала пропасть, непроходимую стену между человеком и Богом. Это было разделение и между людьми, и внутри самого человека, ведь мы знаем, что иногда разум подсказывает нам одно, а мы совершаем другое. Это разделение и есть грех, внутренняя болезнь. Мы знаем, что есть разделение между человеком и природой. В раю человек был властелином природы, и природа подчинялась ему, он любил природу, все животные любили его. После грехопадения и это единство нарушается. Внутри самой природы также нарушено единство. Грех есть то, что вообще разделяет все в мире, начиная от разделения человека и Бога и кончая разделением внутри природы.

    На протяжении жизни человеческого рода Господь вел людей к тому, чтобы на свет появился человек, который смог бы преодолеть по мере своих сил это разделение и стать достойным того, чтобы внутри него воплотился Сам Господь. Пресвятая Дева Богородица - не случайный человек. Она плод внутренних трудов, внутреннего стремления многих поколений людей, живших до Нее, и сама Она является венцом, вершиной долгого, трудного, тысячелетнего восхождения человечества обратно к Господу. Когда же пришел момент и Мария достигла, не побоимся этого слова, святости, к Ней был послан Архангел Гавриил. Но даже тогда он спрашивает Ее согласия, и Она со смирением дает его. Это тоже важно знать. Богородица дает нам пример: если человек действительно стремится к Господу, направляет все свои усилия, сердце, помыслы, любовь, веру к чему-то, что неразрывно связано с Господом, тогда внутри него поселится Сам Господь, как это произошло с Пресвятой Девой Марией.

    Возникает вопрос. Пресвятая Дева была готова к тому, чтобы вместить в Своем сердце эти слова, и к тому, чтобы стать Богородицей - Той, через Кого в мир придет Спаситель Христос. Но как нам сегодня, в сумасшедшем ритме жизни, гуле и грохоте больших городов научиться настраивать свое сердце так, чтобы мы смогли услышать этот Божий призыв?

    Да, поистине в празднике Благовещения ключевое место занимает Божий призыв.Он звучит очень тихо. Вы наверняка не раз ощущали, что праздники в честь Пресвятой Богородицы очень тихие, мирные. Выходя из храма, с удивлением замечаешь некое внутреннее успокоение, насколько стало светло, радостно, легко на душе. Как будто Она Сама присутствует на это празднике, обо всем заботится, все покрывает Своей материнской любовью, тем самым и нам передает это спокойствие.

    Пожалуй, здесь и кроется ответ на Ваш вопрос. Чтобы услышать призыв Божий, нужно для начала научиться молчать, иногда буквально. Ведь иногда оказывается: человек что-то говорит, подчас по ненужному поводу, и не пускает в свое сердце, в сознание мысли о Господе. Когда мы научимся хранить молчание сначала в буквальном смысле, а потом придем к молчанию мыслей, тогда в голове не будет ненужного и лишнего, мы будем способны принять и почувствовать призыв Божий. Пожалуй, молчание - ответ на Ваш вопрос. Это не значит, что мы вообще никогда ничего не должны говорить. Но нужно знать меру. Мы знаем русскую пословицу«Слово - серебро, а молчание - золото», и каждый неоднократно убеждался в этом на своем опыте. Когда мы научимся молчать, то сможем внутри своего сознания и сердца поселить не какую-то болтовню, а молитву. Это может быть совсем простая молитва, например: «Господи, помилуй» или «Господи, помоги мне». Бывает, размышляешь о чем-то серьезном,но потом возвращаешься в мыслях к Богу: «Господи, помоги мне решить этот вопрос». И если мы умеем быть тихими внутри себя, это будет для нас естественно, и в какой-то момент мы увидим, что Господь нам поможет, и будем чувствовать, что Он рядом с нами.

    Еще один важный момент. Чтобы услышать призыв Божий, нужно, как это ни привычно звучит, ходить в храм. Из Предания мы знаем, что Пресвятая Дева Богородица с детства воспитывалась в храме. Ее родители пообещали, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу, отдадут на воспитание в храм. Когда Марии исполнилось три года, они так и сделали. С трехлетнего возраста до 13-14 лет Пресвятая Богородица находилась при храме и там воспитывалась. Там Она научилась молчанию, безмолвию и молитве.

    Важную роль также играет духовный отец. К сожалению, в современном мире суеты мы почти не знаем, кто это. Духовный отец - очень важный человек в жизни каждого из нас. Это священник, которому мы исповедуемся, доверяем свои переживания, слабости; если он дает нам советы, мы стараемся им следовать. Через советы духовного отца человек также оказывается связан с волей Божией. Если вы имеете духовного отца, то знаете, о чем я говорю; если нет - поймете, когда он у вас появится. Нужно сказать, что отношения между человеком и духовным отцом (кстати, даже священники имеют духовного отца, так как должен быть кто-то, кто подскажет в сложной ситуации) должны быть очень близкими, и их бывает непросто установить. Не нужно думать, что первый священник, которого вы встретите на своем пути, станет для вас духовным отцом. Вы должны выбрать его себе. Может быть, вам понравится, какон говорит проповеди. А может быть, он даст вам однажды такой совет на исповеди, что вы почувствуете: этому священнику вы готовы довериться. Отношения между человеком и духовным отцом - доверительные, добровольные.

    С другой стороны, однажды сделав свой выбор, решив быть послушным этому человеку, нужно следовать его советам. Бывает, он советует, а бывает, благословляет или не благословляет. Например, иногда говорят: у меня сложная жизненная ситуация, как бы Вы благословили поступить? Если священник дает благословение, нужно идти и делать так, как он сказал, отложив свою волю. Потому что вы сами к нему пришли и спросили. Через это мы также будем причастны к тихому призыву Божиему. Еще раз повторю: это очень близкие, доверительные отношения, и, может быть, потребуется не один год, чтобы найти «своего» священника. Это не значит, что нельзя исповедоваться у других священников. Но очень важно иметь того, кто будет вас вести, сможет наставить в сложной ситуации. Сегодня мы, к сожалению, очень мало знаем о практике духовничества, а ведь любой человек должен иметь духовника. Возможно, он будет жить далеко, вы редко сможете видеться, но будете чувствовать, что он действительно для вас стал отцом, которому вы готовы доверить свои переживания и немощи. На это нам указывает Пресвятая Богородица, Которая воспитывалась при храме.

    - Вопрос от телезрительницы Натальи: «Всегда ли праздник Благовещения приходится на дни Великого поста?»

    Праздник Благовещения чаще всего приходится на дни Великого поста. Можно указать конкретные временные рамки. Мы знаем, что этот праздник непереходящий, по новому стилю отмечается 7 апреля (по старому - 25 марта), а Пасха и вместе с ней Великий пост - переходящие даты. Самое раннее возможное празднование Благовещения Пресвятой Богородицы - четверг третьей седмицы Великого поста. Благовещение никогда не может случиться, например, на первой неделе Великого поста или до него. Самое позднее возможное празднование - среда Светлой седмицы. Таким образом, иногда бывают случаи, когда праздник Благовещения выпадает на Пасху. Такое совпадение называется Кириопасха, что значит «Пасха Господственная», то есть «самая настоящая». Такое название возможно ввиду значимости даты 25 марта для христиан: они верили, что именно в этот день Господь воскрес, а также воплотился. Вероятнее всего, именование «Кириопасха» указывает на то, что так это в самом деле и было. Подчеркну: самое раннее празднование Благовещения возможно в четверг третьей седмицы Великого поста, самое позднее - среда Светлой седмицы.

    Пресвятая Богородица сумела приготовиться к тому, чтобы услышать слова Господни, и стяжала великий дар смирения. Можем ли мы сегодня, в нашем сложном мире, обрести смирение, подобное смирению Богородицы?

    Пожалуй, нам не нужно думать, что мы живем в очень плохое время. В истории человечества были гораздо более плохие периоды. Например, в Священном Писании Ветхого Завета увидим, что во время жизни патриарха Ноя только он один и его семья оказались выбраны Господом для спасения и продолжения человеческого рода, а остальные погибли в водах всемирного потопа. Как говорит Священное Писание, они приняли наказание вполне справедливо: настолько люди развратились. Но даже в таких условиях нашлась семья, сохранившая благочестие. Не нужно думать, что мы живем в особо тяжелых условиях. Совсем недавно, чуть меньше 30 лет назад, христианство в нашей стране преследовалось достаточно жестоко. В то время людям действительно тяжело было быть христианами. Были периоды войн. Мы, жители Петербурга, можем вспомнить блокаду города, но и тогда люди жили, боролись, совершали богослужения, прославляли Господа. А мы, живя в благополучии, когда никто не принуждает нас отказаться от веры Христовой, когда, слава Господу, нет войн, никто не заставляет нас делать зло, находимся на самом деле в очень хорошей ситуации.

    Нам просто нужно понять, что борьба со злом прежде всего внутри нас. Мы должны бороться с раздражением,злостью, суетой. Начать можно с совсем, казалось бы, простых вещей. Например, многие из тех, кто водит машину, имеют обыкновение ругаться на других водителей. Казалось бы, мелочь. Но мы, будучи христианами, именно с этого должны начать нашу борьбу со злом. Не нужно думать, что вокруг все плохо. Оказывается, зло внутри нас. Если нам кажется, что вокруг люди творят недобрые дела, то это верный признак того, что причина в нас самих. Внутри нас есть какой-то недостаток, который заставляет видеть в людях зло. Когда мы начнем меняться, увидим, что зла на самом деле нет. Есть известный духовный закон, согласно которому человек видит в других людях то зло, которое есть в нем самом. Если вы видите зло в другом человеке, посмотрите внутрь себя и скажите: Господи, наверное, и во мне это есть, помоги мне это увидеть, а на другого человека я смотреть не буду, вначале разберусь с собой. Поверьте, когда вы разберетесь с собой и посмотрите на другого, окажется, что у него ничего нет, а дело было именно в вас. Борьба со злом внутри себя есть наша прямая обязанность.

    Как достичь этого? Так ведь для того мы и живем. Нужно стараться понемногу менять себя, начиная с молчания. Для решения этих вопросов нужно как раз обращаться к духовному отцу, потому что у каждого человека индивидуальный случай. Мы твердо уверены, что именно через помощь духовника можно достичь совершенства. Вообще в Священном Писании Господь, как и Иоанн Предтеча, начинает свою проповедь так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Далее, в Книге Деяний святых апостолов, когда недавние иудеи и язычники спрашивали апостола Петра, что делать, чтобы следовать за Христом, Петр говорил: покайтесь. Покаяние на греческом - метанойя, что значит «изменение», «перемена ума».Это не самоуничижение. Суть покаяния состоит в том, что мы увидели в себе зло и изменились, решили стараться не делать его. Мы изменились уже потому, что признались сами себе, что это зло, что наши привычки греховны. Иногда это болезненно. А иногда бывает по-другому: сказав на исповеди, что раскаиваемся и больше так делать не будем, мы ощущаем такую необычайную легкость, что не понимаем, как жили до этого. Таинство Исповеди есть верное средство к тому, чтобы начать бороться со злом. Это очень важный момент.

    Подведем итог и подумаем: чему мы, христиане XXI века, можем научиться, всматриваясь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы?

    Самое главное в этом празднике - Сама Пресвятая Богородица и Ее святость, чистота, приснодевственность (то есть Она была Девой и до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества), готовность принять Господа внутрь себя, направленность ко Господу в течение всей жизни (как я уже сказал, Богородица воспитывалась при храме, дала обет Богу не выходить замуж, жила рядом с Господом, после Вознесения находилась среди апостолов; всю Свою жизнь, все сердце, все помышления Она направляла ко Господу). Поэтому оказалось возможно, что Сам Господь вселился в Нее. Мы должны знать, что каждый из нас с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы может достичь этого.

    - Что бы Вы пожелали нашим телезрителям?

    Пожалуй, пожелаем тем, кто еще не начал поститься, чтобы он нашел в себе силы, пришел в храм, исповедовался и рассказал то, чем тяготится его совесть. Тем самым мы приблизимся к образу Пресвятой Богородицы, к той чистоте, которой Она обладала, и обретем, пусть пока в маленькой степени, эту чистоту. Сделав так, давайте приложим немного усилий, чтобы достойно встретить праздник Пасхи. Ведь самая главная причина радости Благовещения - то, что через Пресвятую Деву Богородицу в мир пришел Господь Иисус Христос, Который пострадает на Кресте, но воскреснет и пообещает каждому из нас воскресение. Поистине, эта радость, обещанное воскресение, стоит того, чтобы мы немного здесь потрудились и постарались стать чище, подобно Пресвятой Богородице.

    Ведущий: Михаил Проходцев
    Расшифровка: Маргарита Попова

    ВЕЛИЧАНИЕ

    Архангельский глас / вопием Ти, Чистая: / Радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

    ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

    Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38). Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. "Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. Исполняя обет посвятить ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте праведные родители привели свою Дочь в Иерусалимский храм.

    По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38).

    Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном.

    Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила - трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: "Се Дева во чреве приимет" (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел.

    Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.

    ТРОПАРЬ, глас 4-й

    Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

    МОЛИТВА

    О, Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси? Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную Девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало свобождения своего от работы истления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу Высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост Пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия, имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: “сердце сокрушенно и смиренно”, егоже и Сын Твой и Господь наш “не уничижит”. Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати. Сею первейшею добродетелию украшени, в пресветлый день сего праздника Твоего в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.

    АКАФИСТ БЛАГОВЕЩЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Кондак 1

    Избранной в Предвечном Совете Богоотроковице Марии, послужити велию таинству Боговоплощения, сияющей девственной чистотою паче высшия небесныя чистоты, благоговейныя пения принесем Тебе, Богородице, о всерадостном от Архангела Благовещении Твоем. Ты же, яко обрадованная и радость падшим людем подати могущая, избави нас от всяких бед и греховныя печали, и возведи нас к небесней радости, да с Гавриилом вопием Тебе: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Икос 1

    Архангел Гавриил предстояй Престолу Божию выну зрит неприступную Божественную Славу, егда же прииде время избавления человеков, прия повеление Господне: Буди служитель страшному чудеси и таинству сокровенному: милосердием Моим подвигся ко взысканию заблудшаго Адама, снити тщуся. Гряди убо во град Назарет, в немже отроковица Мария обитает, да прелюбезную красоту девства узриши. Гряди к сему одушевленному Божию Кивоту, ко второму Небеси на земли сущему. Иди к Сей Обители Воплощения Моего и возвести нетленное Мое от Нея пришествие. Блюди же, да не смутиши и да не устрашиши душу Девы, да в радости будет, а не в печали благовестие твое. Сего ради приступи к Ней кротко и первый глас твой радость Ей да принесет, и да возопиеши Ей сице: Радуйся, Благодатная, Еюже радость возсияет. Радуйся, Обрадованная, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, Благословенная, Еюже вся тварь обновляется. Радуйся, Препрославленная, Еюже весь мир спасается. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, падшаго Адама воззвание. Радуйся, Пренепорочная Лево, слез Евиных избавление. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 2

    Видев Архангел Гавриил, яко Человеколюбец Господь умилосердися, гиблемый зря род человеч, удивися зело, како Бог, Егоже небеса вместити не могут, в девичестей хощет вместитися утробе, како не опалит ю огнь Божества, како Бог, на Негоже Херувими и Серафими возрети не смеют, хощет во образе раба явитися на земле, да с человеки поживет. Сему неизреченному таинству чудящеся со страхом возопи Богу: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разум неуразумеваемый страшнаго таинства открывая, рече Владыка Ангелов ко Архистратигу: что смущаешися, Гаврииле, о новости вещи? Аще не опали огнь купину в пустыне горевшую и не сгоравшую, не опалит всячески утробу Девичу Огнь Божества Моего, но паче оросит ю и освятит благодать Моя. Идеже бо хощет Бог, побеждаются естества уставы. Гавриил же, сия слышав, радости исполнися Божественныя, и отыде в Назарет, исполняя повеление Господне, помышляюще в себе, како внидет к Отроковице и како возвестит Ей таинство чудесное, во еже не смутити Ея девический помысл, и рече к себе: возвещу убо Ей первее радость, и целуя воспою глас таковый: Радуйся, Радосте всему миру, Тебе бо Единой подобает радоватися. Радуйся, Сладосте Ангелов, от Тебе Единей благоволи Господь воплотитися. Радуйся, Неувядаемый Цвете чистоты, Ты бо небесное благоухание всему миру явила еси. Радуйся, белоснежный крине девства, Ты бо райское девство на земли насадила еси. Радуйся, Сокровище паче всего дражайшее, Твоея бо доброты возжела Царь Небесный. Радуйся, Утро всему миру светлейшее, Твоим бо светом разгонится мрак греховный. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 3

    Силою Божественною укрепляемый слете с небесных высот великий Архангел и в Назарет град прииде, и обрете Святую Деву во внутреннем чертоге Своем не о житейских пекущуюся, но в молитве и чтении кпижнем Пребывающую. Та бо разгнув книгу Исаии пророка, читаше словеса его: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил”. И распаляшеся серафимскою любовию не точию к Имущему скоро приити Христу, но и к Девице оной, Яже имать родити Того, и размышляше коль неизреченно есть таинство сие и коль велико есть достоинство Девицы Тоя, и моляшеся, о еже увидети Ю, и аще возможио, последнейшею Ей быти рабынею Тоя, да с радостию воспоем Богу: Аллилуиа.

    Икос 3

    Имуще страх велий и благоговение к Богоотроковице, Юже Бог избра быти Владычицею неба и земли, великий Архангел приближися ко внутренним дверем чертога Тоя, и се абие внезапу предста Преблагословенней с кротостию великою, предста Пренепорочней небесный Вестник, да радость всему миру благовестит, предста безплотный Чистой Деве, да безчестие женское в честь преложит, и между Создателем и созданием уневещение да сотворит, и светлым гласом абие глагола Неискусобрачней: Радуйся, Благодатная, ликуй ныне и веселися, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная, слыши ныне и приклони ухо Твое, яко возжела Царь доброты Твоея. Радуйся, Обрадованная, яко благословенна Ты в женах. Радуйся, Препрославленная, яко велия слава Твоя на небесах. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, яко спасется Тобою от прелести весь род человеческий. Радуйся, преизящная Девице, яко возвеселится о Тебе весь превысочайший собор Ангельский. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 4

    Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, смятеся Пресвятая Дева, таковое небесное благовестие услышавше, помысливше же в себе, каково будет целование сие, рече ко Архангелу: Ева, праматерь Моя, приемши разум змиин, лишися пищи Божественныя и изгнана бысть из рая, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящеся поползновения. Сего ради отступи от дверей Моих, и не вещай глаголов, их же сбытия никакоже можеши показати, да не обольщена буду, что ум мой и душу смущаеши... Аз же в тишине духа Моего воспевати буду: Аллилуиа.

    Икос 4

    Слыша Архангел смиренных глагол Пресвятыя Девы высоту, рече к Ней: Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что мене благоговееши, Владычице, Тебе честно благоговеющему? Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, аз же Божий предстатель послан есмь Божественный Совет Предвечный поведати Тебе. Не бойся, Мириам, обрела бо еси благодать у Бога безмерный ради девственныя чистоты Твоея. Сего ради зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши Имя Ему Иисус. Сей будет Велий и Сын Вышняго наречется. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его и воцарится в дому Иаковли во веки и Царствию Его не будет конца. Благовествующе же сие велие благочестия таинство, со страхом вопию Тебе сицевая: Радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир Великое Солнце Христа. Радуйся, заре присносияющая, являющая человеком всего мира Творца. Радуйся, паче утра светлейшая, всем во тьме греха сидящим свет благодати облистающая. Радуйся, паче злата дражайшая, всем неведущим Бога сокровище веры показующая. Радуйся, Лествице Небесная, Еюже Бог нисходит с небес. Радуйся, мосте к небесем приводяй, Имже мир исполняется чудес. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 5

    Богодухновенныя глаголы Архангеловы слышавше, Пресвятая Дева смутися паче бывшаго, зане тии Рождество Ей возвещаху. Сего ради рече ко Архистатигу: Глаголи Мне явственнейше, како зачну, Дева сущи отроковица браку Непричастная. Како будет сие, идеже мужа не знаю? Како убо глаголеши, яко рожду, боюся еда лесть глаголеши? Сия рече не неверия ради, но яко не веде, како может родити, естества законы превосшедши. Сего ради рече ко Ангелу: скажи Ми образ рождения, во еже не повредитися девству Моему, и тогда обрящеши сердце Мое к Божию изволению готовое, да с радостию воспою Богу: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видев Архангел величие веры Пречистыя, рече к Ней: Глаголы, яже мне вещаеши, обычая есть рождества человеков смертных, законам же естества не работает Иисус, Содетель естества, Отроковице. Ты ищеши увидети от мене образ зачатия Твоего, но той несказанен есть: Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя, темже и Рождаемое Свято наречется Сын Божий. От Того во чреве приимеши и Той совершит в Тебе недоведомое зачатие, о Пресвятая Дево. Сего ради прославляю Тя сице: Радуйся, Духа Пресвятаго Невесто Богоизбранная и преднареченная. Радуйся, Бога Отца Дщерь прелюбимая и превожделенная. Радуйся, свитче Божественный, в немже перстом Отчим написуется в Тебе Божие Слово. Радуйся, златый светильниче, Имже Огнь Божества возсияет всему миру. Радуйся, глубино неисчерпаемая, неудобозримая и Ангельскима очима. Радуйся, высото неизглаголанная, неудобовосходимая человеческими помыслы. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 6

    Проповедника Божественнаго и Вестника небесного тя верую быти, рече Пресвятая Дева ко Ангелу: вижду бо тя ангельскою облистаема светлостию, обаче стыждуся скоро веровати словесем Твоим, не уведевше первее со всякою известностью. Слышах бо Священную некую Деву Еммануила рождающую, пророком древле предреченную. Сего ради хощу разумети, како естество человеческое претерпит Божества растворение, да познаю таинства силу и с верою воспою Богу: Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсиявает ныне, Пречистая, Тобою всему миру велие Таинство воплощения Божия, — рече Архангел к Богородице, — Ты бо еси Оная Святая Дева, о Нейже предрече Исайя. Ты еси Дверь Божества, чистотою запечатленная и девством хранимая, Юже Иезекииль предвиде. Господь пройдет Тобою, якоже солнечная луча стекло или кристал проходит, просвещающи и освящающи Тя Божественною Славою, во еже быти Тебе истинною Материю Божией, рождающей Совершеннаго Бога и Совершеннаго человека, и Девою Нетленною, якоже прежде Рождества, такожде в Рождестве и по Рождестве Твоем, родиши бо Сына, Соблюдающа Твое девство неврежденно. Сего ради, прославляюще величие тайны Твоея, вопию Тебе сице: Радуйся, Купино Неопалимая, Юже не опалит огнь Божества, Моисеем Предзримая. Радуйся, двере затворенная, Еюже пройдет Бог, Иезекиилем предреченная. Радуйся, Скиние предивная, Яже Невместимаго Бога не тесно вместит, Авраамом прообразованная. Радуйся, руно орошенное, на Негоже Владыка яко капля дождевная тихо снидет, Гедеоном предвещанное. Радуйся, земле ненасеянная, Слово Небесное, яко пшеницу плодоносную, чисто прозябающая. Радуйся, ниво неоранная, Сына Божия, яко клас Божественный, яве произрастающая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 7

    Хотящи веровати страшней тайне Архангелом возвещенной, Пресвятая Дева обаче смутися промышляющи высоты сия величество, и вся стыдящися, глаголаше: Рцы Ми, Гаврииле, истиннейшая, како нетленней бывши чистоте Моей, рожду с плотию Безплотнаго? чудеса всегда быша множицею Божественною силою чудодействуема, дева же неискусомужне никогдаже роди. Сего ради како может всеми невместимый и всеми невидимый во чрево девичие вселитися, еже Сам созда? Рцы Ми сия, да с верою воспою Богу: Аллилуиа.

    Икос 7

    Нова и страшна и чудна Твоя таинства, рече Ангел Богородице, и новую тварь показа Тобою всех Творец Господь, Ты бо Едина Царя Воплощаема приимеши во утробе, да Ты Едина Мати Сына Божия пронаречешися, Чистая. Сего ради не дивися чудеси и да не сумнишися: “Бог, идеже хощет, побеждается естества чин”, вся бо возможна суть Всемогущему. И якоже от ребр Адамовых создана бысть Ева без матери древним Богозданием, тако и ныне от Твоего девства воплощается без отца всех Господь. И да уверит Тя жезл Ааронов невлажно прозябший и руно Гедеоново, зане, яко росу, зачатие приимеши, Нетленная Дева сущи. Такожде и купина во огне неопально пребывшая да возвестит Ти, яко приимеши огнь, Божества, Приснодева, и по Рождестве пребудеши Чистая. Сего ради приими целование мое, да вси племена земная с радостию воспоют Тебе: Радуйся, жезле Ааронов, нетление всему миру прозябший. Радуйся, финикс Давидов, безсмертие падшим людем процветший. Радуйся, Скиние Небесная, от Херувимов осеняемая и ублажаемая. Радуйся, Святая Святых Большая, от Серафимов почитаемая и приснославимая. Радуйся, Чаше Безсмертнаго Царя, в Нейже растворяется от Святаго Духа всемирная радость. Радуйся, Стамно Божественныя манны, от Неяже верным уготовляется неизреченная сладость. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 8

    Страннаго Рождества сего величество смущает Мя, — рече Пресвятая Дева ко Ангелу, — понеже Всеблагой благоволи паче ума вселитися в Мя, да храм чист душею и плотию соблюден буду Ему, глас радования глагол твоих приемши, веселия Божественнаго исполняются, да упразднится ныне Мною древнее Евино осуждение и да воздается Мною днесь долг человеков, да вси Светлому Благовещению сему радующеся, благодарственно воспоют Богу: Аллилуиа.

    Икос 8

    Вся тварь ныне о Тебе радуется, Благодатная, Ангельский Собор и человеческий род, — рече Архангел, — яко дадеся Тебе радость Божественная и яко всякое обетование Божие Тобою ныне приемлет конец: Тобою днесь благословися Авраам о семени своем. Тобою ныне свободися Ева от древния печали. Тобою ликует Адам, яко днесь исполняется первое благовестие падшим людем: семя Жены сотрет главу змия. Тобою вся тварь ныне начинает свобождатися от рабства тлению в свободу славы чад Божиих. Тобою ныне подадеся всему роду человеческому всякая радость и веселие вечное, да вси во веки восхвалят Тя сице: Радуйся, Обрадованная Дево, от древних патриархов прообразованная. Радуйся, Святая Богоневесто, всеми пророки древле предвозвещенная. Радуйся, Вертограде заключенный, в Негоже Царь Небесный возжела внити. Радуйся, Кладезю запечатленный, от Негоже никтоже возможет испити. Радуйся, Саде Божественный, в Немже от всех цветов Святаго Духа райское благоухание во весь мир изнесеся. Радуйся, Раю новонасажденный, в Немже Божественное древо жизни посреде Тебе к прозябению уготовися. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 9

    Всякое естество Ангельское удивися ныне о Тебе, Пречистая, слышаще дивное Твое со Архангелом Гавриилом собеседование и наипаче моление Твое сие: “Душу очисти, Тело освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Божию и Скинию Богоукрашенну, да наитием Пресвятаго Духа сотворюся храм одушевлен и Матерь Чистая Жизни”. Егда же по молитве сей изрекла еси из смиреннаго сердца Твоего: “Се Раба Господня, буди Ми по глаголу твоему, да вселится Бог в Мя”, вся Небесныя Силы прославиша Бога, видяще, яко готово сердце Твое к приятию Божественному, и со страхом и с радостию воспеша Ему: Аллилуиа.

    Икос 9

    Вития Божественный Святый Архангел Гавриил бысть в страсе и в молчании глубоцем и прекрати глаголы своя, егда, Пресвятая Дево, Ты изрекла еси смиренное слово Свое: “Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему”. В начале мирскаго бытия творческим словом сим: “да будет”, Творцем изреченным, создана быша всяческая видимая и невидимая. Ныне же слово сие, Девою изреченное, низведе Творца твари в мир сей и тако открывается днесь еже от века таинство великое: Сын Божий Сын Девы бывает, да бога Адама соделает. Соприсносущное Слово Отчее, не разлучився от горних, сниде на землю и бысть Плоть и вселися в ны, неизреченно истощается и во Утробу Девичу вселяется. Да радуется убо небо и земля и со Архангелом да поет Пречистей Деве сице: Радуйся, Небо земное, до горних высот смиренным духом возшедшее. Радуйся, Селение Небесное, Слово Божие неизреченно вместившее. Радуйся, Благословенная, зачатие Превечнаго Бога нетленно приемшая. Радуйся, Благодатная, Чертог Девства Твоего в зачатии Едина сохраньшая. Радуйся, Чистая Дево, естества уставы в Боговоплощении преславно победившая. Радуйся, Богоневесто, естество Ангельское в Благовещении Твоем предивно возвеселившая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 10

    Спасти хотяй мир, Человеколюбец Господь сниде, яко дождь на руно в Пречистую утробу Твою, о Богомати, и абие неизреченным наитием Святаго Духа содеяся недоведомое зачатие и Превечное Слово Божие Плоть бысть и вселися в Тя, восприяв Ю от Пречистых кровей Твоих без услаждения плотскаго, но не без услаждения духовнаго: тогда бо Девическое сердце Твое божественным исполнися желанием и дух Твой горяще пламенем Серафимския любви, ум же весь, аки вне Себе быв, в Бозе углубляшеся. И тако услаждаяся неизреченнаго Боголюбия сего и умнаго Боговидения, Ты поклонилася еси Воплощаемому от Тебе Господу Твоему и радостно воспела еси Ему: Аллилуиа.

    Икос 10

    Стена еси девам, Богородице Дево, ибо девственно от Духа Свята зачала еси Предвечнаго Бога и Дева пребыла еси и тако Еву от древния печали свободила еси. Днесь — радость Благовещения, девственное торжество и таинство велико, начало нашего спасения. Днесь веселится небо и радуется земля. Сего ради великий Гавриил первый от всея твари, разумев духом великое Боговоплощения таинство, поклонися со страхом велиим воплощьшемуся в Девичей утробе Спасу мира и воплощшую Пречистую Деву почти подобающим поклонением, яко Царицу неба и земли, и с благовением велиим воспе Ей таковая: Радуйся, Высокого таинства Воплощения Божия пречудное совершение. Радуйся, неизреченнаго составления Плоти Христовой преславное явление. Радуйся, Чертеже безсеменнаго уневещения, в Немже Творец всего мира днесь вместися. Радуйся, Ковчеже Божественнаго Воплощения, Имже радость велия всей вселенней ныне даровася. Радуйся, Девице, Боготканную порфиру от Пречистыя Плоти Твоея Слову Божию исткавшая. Радуйся, Отроковице, нетленную багряницу от девственных кровей Твоих Агнцу Божию взаимодавшая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 11

    Пение всеумиленное принесла еси, Пречистая, егда по отшествии Архангелове посетила еси праведную Елисавету южику Твою и возвестила ей радость Благовещения, в веселии духа, глаголюще: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди”. Сие посещение Твое возвесели праведную Елисавету и взыграся от радости младенец Иоанн во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет, и рече: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне”. Да взыграется ныне и наш дух, ощущающи в день Благовещения Твоего радость посещения Твоего. Сего ради с Елисаветою возопием Тебе: “Благословена Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего”, Ему же выну да поем вси: Аллилуиа.

    Икос 11

    Свет велий и Божественный возсия в души Твоей, Пречистая, егда по гласу Архангела Дух Святый сниде на Тя и Сила Вышняго осени Тя и егда абие зачала еси в Богоблагодатней девственней утробе Своей Творца светов, Егоже свет во тьме светит и тьма его не объят. Той просвети Тя, яко солнце, светом Божества Своего, Всю прослави и обожи, сего ради “сияет доброта Твоя, блистает чистоты Твоея светлость, якоже предрече о Тебе в Песнех Дух Святый: “Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в Тебе”. Вся Избранна, Вся Преукрашенна явилася еси, Юже Бог возлюби, Вся Чистая и Божественный Славы исполненна. Сим Божественным Твоим Светом просвещаемии, да воспоим Тя и мы в песнех, яко Матерь Света сице: Радуйся, Свеще Божественнаго Света, Свет Невечерний в утробе Твоей понесшая. Радуйся, Луче Умнаго Солнца, весь мир светом Лица Божия просветившая. Радуйся, Небесный Светильниче, на свещнице земном всей вселенной возженный. Радуйся, Живоносный Источниче, благодатию Духа Святаго преизобильно орошенный. Радуйся, Светоносная Дево, Еяже ради свет Боговедения днесь нам всем возсия. Радуйся, Избранная Богоневесто, Еюже ныне радость неизреченная весь мир облиста. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 12

    Благодать Божественная и радость велия процвете днесь всему миру, Пречистая, в светоносный день Благовещения Твоего, яко Тебе ради в день он древняя печаль преста и начало спасения человеков положися: Сын Божий, Сын Девы явися и земля Евы ради проклята бывшая, Тобою, Дево, днесь паки благословися. Херувим от древа жизни отступает и врата райския верным днесь паки отверзаются, мир же весь исполнися радости, отнележе великий Гавриил еже радуйся Тебе, Дево, свыше возгласи. Сего ради небеса убо достойно днесь да веселятся, земля же да радуется, всякое же дыхание и тварь да поют о Тебе Богу: Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще всерадостное от Архангела Благовещение Твое, Богородице, восхваляем вси страшное, преславное и велие таинство чистаго и девственнаго от Духа Святаго зачатия Твоего, поклоняемся нетленно зачатому от Тебе Сыну Твоему Христу Богу нашему и от всего сердца веруем и исповедуем, яко и в Божественном зачатии и по Рождестве Твоем Ты пребыла еси Приснодева. Сего ради с Гавриилом принесем Тебе сицевый Архангельский глас: Радуйся, Благодатная, облеченная в Солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней. Радуйся, Благословенная, от восток солнца до запад препетая и превозносимая по всей поднебесней. Радуйся, Ангельское великое удивление, Гавриила красотою девства Своего удивившая. Радуйся, всему миру благое веселие, падшия люди радостию Благовещения Твоего возвеселившая. Радуйся, смиренная Раба Господня, высотою смирения Своего Бога на землю низведшая. Радуйся, Милосердная Мати Бога Вышняго, Матерним заступлением Своим многие грешники ко Христу приведшая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Кондак 13

    О, Всепетая Параклита Невесто, Чистая брака не познавшая Дево! Архангела красотою Девства удивившая и Богу Слову Плоть нетленно днесь взаимодавшая, нынешняя наша приемши приношения о всерадостном от Гавриила Благовещении Твоем, Христу Богу обрученныя в девстве сохрани, всех же в чистоте укрепи и от бед избави, да свободшеся Тобою от вечных мук. Тобою рай да обрящем, идеже вси да воспоем о Тебе Богу: Аллилуиа.

    (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

    Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

    “Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

    Андрей Рублев. Благовещание

    Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

    Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой”.

    Святитель Николай (Велимирович):

    “Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. (“О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!” Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

    И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: “Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь“.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
    “Начало спасения”. (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

    “Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

    Михаил Нестеров. Благовещание.

    Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести”.