Экс-агент цру утверждает, что мавзолей че гевары на кубе пустует. Мавзолей Че Гевары в Санта-Кларе (Куба) Мавзолей Че Гевары: отзывы

Отдых на Кубе давно уже никого не удивляет. И если вы не хотите просто лежать на пляже и слушать океанский прибой, а решили немного узнать эту страну, посетите мавзолей Че Гевары. Эта усыпальница культового героя не только кубинской революции, но и всей молодежи мира с левыми устремлениями (или просто неформально ориентированной) входит в десятку гробниц земного шара, достойных посещения туристами. Сегодня мы расскажем о том, кем был Че Гевара, почему заслужил такую славу и что можно увидеть в Санта-Кларе, где находится этот мавзолей.

Описание

Сначала посмотрим, как выглядит эта усыпальница. Она представляет собой большой мемориальный комплекс, который находится на Площади Революции в кубинском городке Санта-Кларе. Почему именно здесь? Потому что считается, что на этом месте известный мировой революционер одержал одну из самых своих значительных побед. И когда этому событию исполнилось юбилейных тридцать лет, в 1988 году, здесь открыли этот комплекс. Поначалу он вообще не был усыпальницей, а только памятным местом. В самом его центре стоит огромный памятник революционеру (в 22 метра высотой), окруженный четырьмя стелами, на которых выбиты его крылатые изречения и изображены сцены из битвы за Санта-Клару. Прямо в подножии этой гигантской скульптуры располагается музей. Там можно увидеть вещи, которые принадлежали культовому герою, а также узнать об истории его жизни. Мавзолей Че Гевары тоже находится под памятником и содержит останки не только знаменитого революционера, но и его двадцати девяти товарищей, которые погибли вместе с ним.

Как строили комплекс

Строительство было решено начать на этом месте потому, что отсюда открывается прекрасный вид на Санта-Клару. А битва возле этого города, как полагают историки, стала последней в эпопее революции на Кубе, приведшей к приходу к власти Фиделя Кастро. Сам город находится почти за триста километров от Гаваны. В его создании участвовали архитекторы Хорхе Кампос и Бао Линарес, а также скульптор Жозе Деллара. Строили мавзолей Че Гевары несколько сотен тысяч добровольцев, хотя в сооружении объекта принимали участие и опытные профессионалы.

Символическое значение мемориала

Если описать этот комплекс в нескольких словах, то можно сказать, что он выглядит как большая площадь с памятником в центре. Прямо напротив скульптуры - щиты, где огромными буквами написаны изречения Фиделя, а также знаменитый девиз Че «Всегда до победы!» Мавзолей Че Гевары имеет прежде всего символическое значение. Сам революционер изображен одетым в старую куртку из кожи и с автоматом. Он словно повернут в сторону Боливии, указывая на место, где с ним расправились. Цитаты на стелах и изображения на барельефах подчеркивают постоянное стремление этого удивительного человека к революциям. На одних он вырезан в камне вместе с Фиделем и другими деятелями восстания на Кубе, когда они готовили его в горах Съерра-Маэстра. На других - в качестве министра первого революционного правительства. А на некоторых стелах воспроизведено прощальное письмо Фиделю Кастро.

Дополнительные скульптурные группы

Рядом с основными сооружениями комплекса находятся и другие. Мавзолей Че Гевары (Куба) посвящен не только памяти, но и описанию жизни известного революционера. Поэтому там есть специальная скульптурная группа, изображающая битву при Санта-Кларе. Ведь, по сути, диктатура прежнего правителя Кубы - Батисты - была свергнута именно благодаря усилиям Че. Когда бронепоезд с солдатами и оружием, которые ехали защищать правительство, подошел к Санта-Кларе, революционер взял несколько тракторов при содействии студентов аграрного факультета местного университета и использовал их для того, чтобы поднять рельсы. Бронепоезд не имел возможности идти дальше, и находившиеся там военные стали просить перемирия. А через сутки Фульхерио Батиста бежал с острова. Этот эпизод и отражен на барельефах мавзолея. Кстати, обломки этого бронепоезда до сих пор находятся в городе Санта-Кларе, и на них можно взглянуть, как на историческую достопримечательность.

Музей

Что еще интересного в таком сооружении, как мавзолей Че Гевары? Фото комплекса показывает нам, что статую романтического революционера можно увидеть с любого места. Именно поэтому он расположился на окраине, а не в центре города. А музей, который находится под скульптурой, содержит чрезвычайно интересные экспонаты. Здесь сотни редчайших фотографий, на которых этот человек предстает перед нами очень многогранным, разнообразным и неожиданным. Мы видим, как он ест гамбургер или играет в гольф. А на некоторых снимках он выглядит прямо как настоящий гангстер. Здесь же хранится его берет, который приобрел всемирную известность, а также врачебный диплом и ингалятор от астмы.

Становление

Но почему же Эрнесто Че Гевара сделался символом любых революционных потрясений, борьбы с ложью и несправедливостью? Почему его бунтарский образ взяла на вооружение всеядная массовая культура, а футболки и кепки с его изображением можно купить на любом рынке в любой стране? Почему мавзолей Че Гевары в Санта-Кларе столь притягателен для туристов со всего мира? Наверное, все дело в характере, целеустремленности и радикализме этого героического революционера. Своей жизненной целью он считал не приход к власти, а постоянную борьбу за тех, кто оказался обездоленным, нищим и бесправным. Он родился в Аргентине, в юности много путешествовал, выучился на врача. Когда он ездил по разным странам Латинской Америки, то был возмущен тем, что элита живет, соря деньгами, а простые люди не имеют возможности поесть три раза в день. Этому способствовала и политика США. Ведь в Латинской Америке было много различных корпораций, которые сотрудничали с тамошними диктаторами и коррупционерами.

Революция на Кубе

В Мексике Эрнесто Че Гевара познакомился с Кастро, которого и подвигнул к подготовке восстания. А когда они с маленькой группой людей на небольшом кораблике «Гранма» высадился на Кубе, в горы Сьерра-Маэстра прорвалась всего часть заговорщиков. Недаром мавзолей Че Гевары (Куба) имеет стелы и барельефы, посвященные этому событию. Ведь именно с помощью аргентинского романтика эта горстка революционеров смогла свергнуть власть человека, опиравшегося на тридцатитысячную армию. Че Гевара создал собственное войско, куда приходили кубинские добровольцы, потому-то его и прозвали «команданте». А когда Фидель пришел к власти, Эрнесто, немного поработав министром, решил, что это не его деятельность, и отправился дальше делать мировую революцию.

Гибель команданте

Бурная судьба привела Че Гевару в Боливию, власти которой, напуганные размахом его деятельности, призвали на помощь американских союзников и организовали настоящую травлю. Спецслужбы почти всех соседних стран выслеживали революционера и товарищей из его отряда. Сам Эрнесто постоянно страдал от приступов астмы, которые ухудшались в боливийских джунглях, но, несмотря на это, как показывают нам свидетельства, которые предоставляет музей и мавзолей Че Гевары (Санта-Клара), оказывал медицинскую помощь как своим соратникам, так и пленным. В 1967 году местонахождение отряда было обнаружено, он был разбит, а сам команданте взят в плен. В конце концов боливийским солдатам пришел приказ о его расстреле, и они даже тянули жребий о том, кто приведет его в исполнение. Интересно, что тогдашний военный диктатор Боливии уверял до конца своей жизни, что он такого распоряжения не отдавал. В качестве доказательства убийства революционера палачи ампутировали у трупа кисти рук.

Захоронение

Боливийский генерал Марио Варгас Салинас, свидетель пленения и казни Эрнесто, после нескольких десятилетий молчания, в 1997 году, раскрыл место тайного погребения Че Гевары и его товарищей. Они были похоронены под взлетной полосой аэродрома в Вальегранде. Тогда кубинское правительство обратилось к боливийскому с просьбой начать на этом месте раскопки. И действительно, через полтора года поисков там нашли трупы людей. У одного из них не было кистей рук. Именно эти тела и принял на захоронение мавзолей Че Гевары (Санта-Клара, Куба). Они были погребены там со всеми полагающимися воинскими почестями. В этой торжественной церемонии участвовали многие знаменитости, например вдова президента Франции Миттерана и футболист Диего Марадона. Сам мавзолей, где захоронили погибших, построен в виде партизанской землянки, он маленький и темный. Останки героев замурованы в его стенах, между которыми идет тропа наподобие лесной, а в ее конце горит вечный огонь. Там все время играет тихая музыка гитарных струн.

Мавзолей Че Гевары: отзывы

Большинство туристов, посетивших это место, оставляют отклики, полные экзальтации и восторга. Они пишут о том, что это действительно культовый, знаковый комплекс. Только здесь, по их словам, можно действительно понять, кем на самом деле был этот великий человек, почувствовать его неординарную силу и харизму. Ведь Че Гевара - это во многом загадочная личность, а на этом месте он словно перед вами раскрывается. В музее, созерцая его личные вещи, письма, оружие, словно погружаешься в ту эпоху. С другой стороны, все это предметы, не имеющие отношения к революции, - они просто показывают Че как обычного человека, такого, как мы с вами. Он вызывает уважение, независимо от того, какие у вас политические взгляды. В музее очень прохладно, комфортно и чисто. Кстати, внутри мавзолея запрещены фото- и видеосъемки, поэтому перед входом всех посетителей проверяют. Комплекс находится на западе города, и всякий здесь вам укажет, где находится мавзолей Че Гевары, как добраться к нему. От центра Санта-Клары лучше всего идти по улице Марта Абрю, и через десять минут вы будете на месте. На машине ехать нужно тем же маршрутом.

Проект комплекса был разработан архитекторами Хорхе Као Кампосом, Бланка Эрнадесом и Жозе Рамоном Линаресом, вместе со скульпторами Жозе де Лазаро Бенкомо и Жозе Делларой. Комплекс строился силами пятисот тысяч кубинских волонтёров, в сотрудничестве с опытными ремесленниками.

В архитектуре комплекса отображены многие аспекты из жизни Че Гевары, содержащие символическое значение. Например, 7-метровая бронзовая статуя Че на 15-метровом гранитном пьедестале ориентирована на 190 градусов, указывая на место гибели Че Гевары. Итоговая высота памятника составляет 22 метра. Че Гевара одет в потёртую кожаную куртку и держит в опущенной руке автомат. На постаменте надпись «Hasta la victoria siempre». Памятник окружён барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера. На левой кубической стеле высечены слова Че: «Одна вещь, которую я узнал в Гватемале при Арбенсе, состоит в том, что если я стану революционным доктором, или просто революционером, прежде всего должна быть революция». На большой стеле изображён Че с Фиделем и Камило Сьенфуэгосом в горах Сьерра-Маэстра . Другой барельеф показывает Че как министра промышленности, осуществляющего свою обычную работу. На ещё одной части рельефной композиции изображены учителя с учениками и пионеры, салютующие «Мы будем как Че». Удлинённая стела воспроизводит полный текст его прощального письма к Фиделю Кастро с разошедшимся позже на песни финалом: «Вперед, к победе! Родина или смерть!». . Рядом расположена вторая кубическая стела.

    Che Guevara"s Mausoleum 02.jpg

    Статуя Че Гевары в анфас,

    Che Guevara"s Mausoleum 03.jpg

    в профиль

    MausoleChe 04.JPG

    Надпись на постаменте статуи

    MausoleChe 02.JPG

    Общий вид удлинённой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 09.jpg

    Изображение Че

    MausoleChe 03.JPG

    Письмо Че к Фиделю

    Изречение Че о Гватемале при Арбенсе на кубической стеле

    Che Guevara - Grab in Santa Clara, Kuba.jpg

    Большая стела

    Che Guevara"s Mausoleum 10.jpg

    Большая стела сбоку

    MausoleChe 01.JPG

    Надпись на фасаде большой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 06.jpg

    Фрагменты

    Che Guevara"s Mausoleum 07.jpg

    оформления фасада

Комплекс представляет собой большую площадь, на которой находится стела с памятником Че Геваре, под ним мавзолей и музей, напротив памятника расположены большие щиты с цитатами Фиделя Кастро и девизом Че: «Всегда до победы!».

    Propaganda a Cuba 08.jpg

    Левый щит

    Mausoleum of Che Guevara.jpg

    Панорама от щитов

    Propaganda a Cuba 09.jpg

    Правый щит

Музей представляет собой огромное собрание фотографий и исторических документов того времени, личные вещи знаменитого революционера, а также забальзамированные кисти рук Че. Особое место занимает прощальное письмо Эрнесто к Фиделю Кастро .

Рядом находится ещё один скульптурный комплекс - «Атака на бронепоезд», посвящённый эпизоду битвы за Санта-Клару , когда Че Гевара использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы поднять железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошёл с рельсов, и находившиеся в нём офицеры запросили перемирия. Обе композиции выполнены известным кубинским художником Хосе Деллара.

    Tren del Che.JPG

    Атака на бронепоезд

    Trenblindado.jpg

    Один из тракторов, использовавшихся Че Геварой

    Tren blindado-Santa Clara (Cuba)-Che Guevara-Flikr-emeryjl-388610245 (CC-BY).jpg

    Бронепоезд войск Батисты

    Tren Blindado memorial in Santa Clara (inside park).jpg

    Художественное изображение столкновения бронепоезда

Торжественное открытие комплекса с участием Рауля Кастро состоялось 28 декабря 1988 года .

Погребение

В ноябре 1995 года отставной боливийский генерал Марио Варгас , некогда участник боев с отрядом Че Гевары, свидетель казни и захоронения, раскрыл место захоронения группы Че, под взлётно-посадочной полосой около Вальегранде в Боливии . Правительство Кубы обратилось к президенту Боливии Гонсало Санчесу де Лосаде с просьбой провести раскопки, и два года с помощью техники, археологов и антропологов разрывали взлетно-посадочные полосы расширившегося за 30 лет аэродрома. Ломали наземные постройки, копали вслепую, но планомерно и методично, и через полтора года нашли несколько трупов, у одного из которых отсутствовали кисти рук. Экспертиза подтвердила, что это останки Че Гевары.

Имя Прозвище Страна Причина, место и дата смерти
1 Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна Че, Рамон, Фернандо Куба Куба
2 Карлос Коэльо Тума Куба Куба погиб в бою в Рио-Пирае 26 июня 1967 года
3 Альберто Фернандес Монтес-де-Ока Пачо Куба Куба
4 Орландо Пантоха Тамайо Оло Куба Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
5 Рене Мартинес Тамайо Артуро Куба Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
6 Хуан Пабло Наварро-Левано Чанг Эль Чино Перу Перу схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
7 Симеон Куба Сарабия Вилли Боливия Боливия схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
8 Хайди Тамара Бунке Бидер Таня Аргентина Аргентина , ГДР ГДР погибла в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
9 Мануэль Эрнандес Осорио Мигель Куба Куба
10 Марио Гутьеррес Ардайя Хулио Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
11 Роберто Передо Лейге Коко Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
12 Анисето Рейнага Кордилло Анисето Боливия Боливия погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
13 Франциско Хуанца Флорес Паблито Боливия Боливия
14 Гарван Эдильверто Лусио Идальго Юстас Перу Перу погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
15 Хайме Арана Камперо Чапако Боливия Боливия погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
16 Октавио де-ла-Консепсьон Педрайя Моро Куба Куба погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
17 Хулио Сесар Мендес Корне Нато Боливия Боливия застрелен партизанами из сочувствия после тяжелого ранения в Матарале 15 ноября 1967 года

Третье погребение из 7 тел состоялось 8 октября 1999 года :

18 Аполинар Агирре Киспе Поло Боливия Боливия
19 Фредди Маймура Уртадо Эрнесто Боливия Боливия схвачен и казнен в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
20 Густаво Манчин Хоэд де Бече Алехандро Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
21 Израиль Рейес Сайас Браулио Куба Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
22 Хуан Виталио Акуна Нуньес Хоакин Куба Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
23 Мойзес Гевара Родригес Моисей Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
24 Вальтер Аренцибиа Айяла Абель Боливия Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года

Заключительное погребение из 6 тел состоялось 8 октября 2000 года , в результате чего общее число погребённых партизан составило 30 человек:

25 Элизео Рейес Родригес Роландо Куба Куба погиб в бою в Эль-Мезоне 25 апреля 1967 года
26 Антонио Санчес Диас Маркос Куба Куба погиб в бою в Пенья-Колораде 2 июня 1967 года
27 Серапио Акино Тудела Серафин Боливия Боливия погиб в бою в Игуире 9 июля 1967 года
28 Кондори Касилдо Варга Виктор Боливия Боливия
29 Хосе Мария Мартинес Тамайо Папи Куба Куба погиб в бою в Рио-Росите 30 июля 1967 года
30 Реституто Хосе Кабрера Флорес Эль Негро Перу Перу схвачен и казнен в Рио-Палмарито 4 сентября 1967 года

Вопросы к погребённым останкам

24 марта 2007 года бывший агент ЦРУ США 71-летний Густаво Вильольдо выступил в газете «Майами Геральд » с утверждением, что прах Че Гевары до сих пор покоится в Боливии, а не в мавзолее. По его словам, в 1967 году он участвовал в совместной операции боливийских спецслужб и ЦРУ по разгрому партизанской группы, которую возглавлял Че после того, как уехал с Кубы «продолжать революцию в Латинской Америке». Вильольдо говорит, «что не присутствовал при его смерти», однако он был одним из пяти сотрудников ЦРУ, кому было поручено тайно захоронить тела Че Гевары и ещё двух партизан его группы в окрестностях боливийского города Вальегранде:

Именно мне выпало забрать тело Че из госпитального морга и доставить его к месту захоронения. Все происходило ночью. Мы быстро выкопали яму и сложили в неё погибших партизан. Но прежде чем опустить в неё Че, я отрезал у него прядь волос. Потом тщательно сориентировался по карте и пометил на ней могилу. Так вот, когда спустя 30 лет после этих событий, в 1997 году, я прочел, что представители кубинского правительства перевезли останки Че в специально возведенный мавзолей в Санта-Кларе, то понял, что власти Гаваны либо ошиблись, либо сознательно ввели мир в заблуждение.
В 1997 году тело Че Гевары было идентифицировано среди останков семи человек, а затем был проведён повторный анализ в местном госпитале. Однако, по мнению Вильольдо, «такого не может быть. Мертвым не дано размножаться - в братской могиле, где до сих пор покоится Че, кроме него, должны быть останки только двух человек, но никак не шести. Кроме того, мы похоронили его совсем в другом месте, где ни аэродрома, ни взлетно-посадочной полосы не было и близко. Место захоронения, помеченное на моей карте, абсолютно не совпадает с координатами современного аэропорта Вальегранде. В любом случае, прядь волос Че до сих пор находится у меня и я настаиваю на проведении экспертизы ДНК и сравнении результатов с анализами того, кто сейчас покоится в мавзолее Санта-Клары». И как подчеркнул бывший агент ЦРУ, он выступил со своим разоблачением «не ради денег, а во имя истины» .

Напишите отзыв о статье "Мавзолей Че Гевары"

Примечания

Ссылки

Видео

Отрывок, характеризующий Мавзолей Че Гевары

13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.
Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся.
Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно.
Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее.
– Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l"enverrai a l"Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.]
Балашев сказал, что он имеет приказание лично передать пакет самому императору.
– Приказания вашего императора исполняются в вашей армии, а здесь, – сказал Даву, – вы должны делать то, что вам говорят.
И как будто для того чтобы еще больше дать почувствовать русскому генералу его зависимость от грубой силы, Даву послал адъютанта за дежурным.
Балашев вынул пакет, заключавший письмо государя, и положил его на стол (стол, состоявший из двери, на которой торчали оторванные петли, положенной на два бочонка). Даву взял конверт и прочел надпись.
– Вы совершенно вправе оказывать или не оказывать мне уважение, – сказал Балашев. – Но позвольте вам заметить, что я имею честь носить звание генерал адъютанта его величества…
Даву взглянул на него молча, и некоторое волнение и смущение, выразившиеся на лице Балашева, видимо, доставили ему удовольствие.
– Вам будет оказано должное, – сказал он и, положив конверт в карман, вышел из сарая.
Через минуту вошел адъютант маршала господин де Кастре и провел Балашева в приготовленное для него помещение.
Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках.
На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.

Мемориальный комплекс

Мавзолей Че Гевары
Mausoleo del Che Guevara

320px
Страна Куба
Город Санта-Клара
Конфессия
Епархия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Архитектурный стиль Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Строительство - годы
Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Статус Герб России Объект культурного наследия РФ Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.
Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Архитектура

Работы над возведением комплекса начались в 1982 году . Строительство планировалось с учётом выгодного расположения комплекса на холме, с видом на город Санта-Клара , к тому же именно здесь, в 270 км к востоку от Гаваны , команданте Че одержал свою самую громкую победу: битва за Санта-Клару стала последним и решающим сражением Кубинской революции .

Проект комплекса был разработан архитекторами Хорхе Као Кампосом, Бланка Эрнадесом и Жозе Рамоном Линаресом, вместе со скульпторами Жозе де Лазаро Бенкомо и Жозе Делларой. Комплекс строился силами пятисот тысяч кубинских волонтёров, в сотрудничестве с опытными ремесленниками.

В архитектуре комплекса отображены многие аспекты из жизни Че Гевары, содержащие символическое значение. Например, 7-метровая бронзовая статуя Че на 15-метровом гранитном пьедестале ориентирована на 190 градусов, указывая на место гибели Че Гевары. Итоговая высота памятника составляет 22 метра. Че Гевара одет в потёртую кожаную куртку и держит в опущенной руке автомат. На постаменте надпись «Hasta la victoria siempre». Памятник окружён барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера. На левой кубической стеле высечены слова Че: «Одна вещь, которую я узнал в Гватемале при Арбенсе, состоит в том, что если я стану революционным доктором, или просто революционером, прежде всего должна быть революция». На большой стеле изображён Че с Фиделем и Камило Сьенфуэгосом в горах Сьерра-Маэстра . Другой барельеф показывает Че как министра промышленности, осуществляющего свою обычную работу. На ещё одной части рельефной композиции изображены учителя с учениками и пионеры, салютующие «Мы будем как Че». Удлинённая стела воспроизводит полный текст его прощального письма к Фиделю Кастро с разошедшимся позже на песни финалом: «Вперед, к победе! Родина или смерть!». . Рядом расположена вторая кубическая стела.

    Che Guevara"s Mausoleum 02.jpg

    Статуя Че Гевары в анфас,

    Che Guevara"s Mausoleum 03.jpg

    в профиль

    MausoleChe 04.JPG

    Надпись на постаменте статуи

    MausoleChe 02.JPG

    Общий вид удлинённой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 09.jpg

    Изображение Че

    MausoleChe 03.JPG

    Письмо Че к Фиделю

    Изречение Че о Гватемале при Арбенсе на кубической стеле

    Che Guevara - Grab in Santa Clara, Kuba.jpg

    Большая стела

    Che Guevara"s Mausoleum 10.jpg

    Большая стела сбоку

    MausoleChe 01.JPG

    Надпись на фасаде большой стелы

    Che Guevara"s Mausoleum 06.jpg

    Фрагменты

    Che Guevara"s Mausoleum 07.jpg

    оформления фасада

Комплекс представляет собой большую площадь, на которой находится стела с памятником Че Геваре, под ним мавзолей и музей, напротив памятника расположены большие щиты с цитатами Фиделя Кастро и девизом Че: «Всегда до победы!».

    Propaganda a Cuba 08.jpg

    Левый щит

    Mausoleum of Che Guevara.jpg

    Панорама от щитов

    Propaganda a Cuba 09.jpg

    Правый щит

Музей представляет собой огромное собрание фотографий и исторических документов того времени, личные вещи знаменитого революционера, а также забальзамированные кисти рук Че. Особое место занимает прощальное письмо Эрнесто к Фиделю Кастро .

Рядом находится ещё один скульптурный комплекс - «Атака на бронепоезд», посвящённый эпизоду битвы за Санта-Клару , когда Че Гевара использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы поднять железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошёл с рельсов, и находившиеся в нём офицеры запросили перемирия. Обе композиции выполнены известным кубинским художником Хосе Деллара.

    Tren del Che.JPG

    Атака на бронепоезд

    Trenblindado.jpg

    Один из тракторов, использовавшихся Че Геварой

    Tren blindado-Santa Clara (Cuba)-Che Guevara-Flikr-emeryjl-388610245 (CC-BY).jpg

    Бронепоезд войск Батисты

    Tren Blindado memorial in Santa Clara (inside park).jpg

    Художественное изображение столкновения бронепоезда

Торжественное открытие комплекса с участием Рауля Кастро состоялось 28 декабря 1988 года .

Погребение

Имя Прозвище Страна Причина, место и дата смерти
1 Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна Че, Рамон, Фернандо Куба 22x20px Куба
2 Карлос Коэльо Тума Куба 22x20px Куба погиб в бою в Рио-Пирае 26 июня 1967 года
3 Альберто Фернандес Монтес-де-Ока Пачо Куба 22x20px Куба
4 Орландо Пантоха Тамайо Оло Куба 22x20px Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
5 Рене Мартинес Тамайо Артуро Куба 22x20px Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
6 Хуан Пабло Наварро-Левано Чанг Эль Чино Перу 22x20px Перу схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
7 Симеон Куба Сарабия Вилли Боливия 22x20px Боливия схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
8 Хайди Тамара Бунке Бидер Таня Аргентина 22x20px Аргентина , ГДР 22x20px ГДР погибла в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
9 Мануэль Эрнандес Осорио Мигель Куба 22x20px Куба
10 Марио Гутьеррес Ардайя Хулио Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
11 Роберто Передо Лейге Коко Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
12 Анисето Рейнага Кордилло Анисето Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
13 Франциско Хуанца Флорес Паблито Боливия 22x20px Боливия
14 Гарван Эдильверто Лусио Идальго Юстас Перу 22x20px Перу погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
15 Хайме Арана Камперо Чапако Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
16 Октавио де-ла-Консепсьон Педрайя Моро Куба 22x20px Куба погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
17 Хулио Сесар Мендес Корне Нато Боливия 22x20px Боливия застрелен партизанами из сочувствия после тяжелого ранения в Матарале 15 ноября 1967 года

Третье погребение из 7 тел состоялось 8 октября 1999 года :

18 Аполинар Агирре Киспе Поло Боливия 22x20px Боливия
19 Фредди Маймура Уртадо Эрнесто Боливия 22x20px Боливия схвачен и казнен в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
20 Густаво Манчин Хоэд де Бече Алехандро Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
21 Израиль Рейес Сайас Браулио Куба 22x20px Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
22 Хуан Виталио Акуна Нуньес Хоакин Куба 22x20px Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
23 Мойзес Гевара Родригес Моисей Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
24 Вальтер Аренцибиа Айяла Абель Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года

Заключительное погребение из 6 тел состоялось 8 октября 2000 года , в результате чего общее число погребённых партизан составило 30 человек:

25 Элизео Рейес Родригес Роландо Куба 22x20px Куба погиб в бою в Эль-Мезоне 25 апреля 1967 года
26 Антонио Санчес Диас Маркос Куба 22x20px Куба погиб в бою в Пенья-Колораде 2 июня 1967 года
27 Серапио Акино Тудела Серафин Боливия 22x20px Боливия погиб в бою в Игуире 9 июля 1967 года
28 Кондори Касилдо Варга Виктор Боливия 22x20px Боливия
29 Хосе Мария Мартинес Тамайо Папи Куба 22x20px Куба погиб в бою в Рио-Росите 30 июля 1967 года
30 Реституто Хосе Кабрера Флорес Эль Негро Перу 22x20px Перу схвачен и казнен в Рио-Палмарито 4 сентября 1967 года

Вопросы к погребённым останкам

24 марта 2007 года бывший агент ЦРУ США 71-летний Густаво Вильольдо выступил в газете «Майами Геральд » с утверждением, что прах Че Гевары до сих пор покоится в Боливии, а не в мавзолее. По его словам, в 1967 году он участвовал в совместной операции боливийских спецслужб и ЦРУ по разгрому партизанской группы, которую возглавлял Че после того, как уехал с Кубы «продолжать революцию в Латинской Америке». Вильольдо говорит, «что не присутствовал при его смерти», однако он был одним из пяти сотрудников ЦРУ, кому было поручено тайно захоронить тела Че Гевары и ещё двух партизан его группы в окрестностях боливийского города Вальегранде:

В 1997 году тело Че Гевары было идентифицировано среди останков семи человек, а затем был проведён повторный анализ в местном госпитале. Однако, по мнению Вильольдо, «такого не может быть. Мертвым не дано размножаться - в братской могиле, где до сих пор покоится Че, кроме него, должны быть останки только двух человек, но никак не шести. Кроме того, мы похоронили его совсем в другом месте, где ни аэродрома, ни взлетно-посадочной полосы не было и близко. Место захоронения, помеченное на моей карте, абсолютно не совпадает с координатами современного аэропорта Вальегранде. В любом случае, прядь волос Че до сих пор находится у меня и я настаиваю на проведении экспертизы ДНК и сравнении результатов с анализами того, кто сейчас покоится в мавзолее Санта-Клары». И как подчеркнул бывший агент ЦРУ, он выступил со своим разоблачением «не ради денег, а во имя истины» .

Напишите отзыв о статье "Мавзолей Че Гевары"

Примечания

Ссылки

Видео

Отрывок, характеризующий Мавзолей Че Гевары

Я не успела даже сообразить, чем же сумела вызвать такую бурю (ведь пока что не было произнесено ни одного слова!), как тут же услышала его странный хрипловатый голос:
– Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
«Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
– Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
– О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
– Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.
Вернувшись домой, я тут же уговорила мужа забрать маленькую Анну и увезти её куда-то подальше, где злые щупальца Караффы не могли бы её достать. А сама начала готовиться к самому худшему, так как точно знала, что его приход не заставит себя долго ждать. И не ошиблась...
Через несколько дней, моя любимая чернокожая служанка Кея (в то время было очень модно заводить чернокожих слуг в богатых домах) доложила, что «его преосвященство, кардинал, ожидает меня в розовой гостиной». И я почувствовала, что что-то произойдёт именно сейчас...
Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...
– Что вы от меня хотите, Ваше преосвященство? Не проще ли было бы сказать это прямо, избавив нас обоих от этой ненужной, дешёвой игры? Мы достаточно умные люди, чтобы, даже при разности взглядов, могли уважать друг друга.
У меня от ужаса подкашивались ноги, но Караффа этого почему-то не замечал. Он впился в моё лицо пылающим взглядом, не отвечая и не замечая ничего вокруг. Я не могла понять, что происходит, и вся эта опасная комедия всё больше и больше меня пугала... Но тут произошло кое-что совершенно непредвиденное, что-то полностью выходящее за привычные рамки... Караффа подошёл ко мне очень близко, всё так же, не сводя горящих глаз, и почти не дыша, прошептал:
– Ты не можешь быть от Бога... Ты слишком красива! Ты колдунья!!! Женщина не имеет права быть столь прекрасной! Ты от Дьявола!..
И повернувшись, бросился без оглядки из дома, как будто за ним гнался сам Сатана... Я стояла в совершенном шоке, всё ещё ожидая услышать его шаги, но ничего не происходило. Понемногу приходя в себя, и наконец-то сумев расслабить своё одеревеневшее тело, я глубоко вздохнула и... потеряла сознание. Очнулась я на кровати, поимая горячим вином из рук моей милой служанки Кеи. Но тут же, вспомнив о случившемся, вскочила на ноги и начала метаться по комнате, никак не соображая, что же такое предпринять... Время шло, и надо было что-то делать, что-то придумать, чтобы как-то защитить себя и свою семью от этого двуногого чудища. Я точно знала, что теперь всякая игра была кончена, что началась война. Но наши силы, к моему великому сожалению, были очень и очень не равны... Естественно, я могла победить бы его по-своему... могла даже просто остановить его кровожадное сердце. И все эти ужасы сразу бы закончились. Но дело в том, что, даже в свои тридцать шесть лет, я всё ещё оставалась слишком чистой и доброй для убийства... Я никогда не отнимала жизнь, наоборот – очень часто возвращала её. И даже такого страшного человека, каким был Караффа, пока ещё не могла казнить...
На следующее утро раздался сильнейший стук в дверь. Моё сердце остановилось. Я знала – это была инквизиция... Они забрали меня, обвиняя в «словоблудии и чернокнижии, одурманивании честных граждан ложными предсказаниями и ереси»... Это был конец.
Комната, в которую меня поселили, была очень сырой и тёмной, но мне почему-то казалось, что долго я в ней не задержусь. В полдень пришёл Караффа...
– О, прошу прощения, мадонна Изидора, Вам предоставили чужую комнату. Это не для Вас, конечно же.
– К чему вся эта игра, монсеньор? – гордо (как мне казалось) вскинув голову, спросила я. – Я предпочитала бы просто правду, и желала бы знать, в чём по-настоящему меня обвиняют. Моя семья, как вы знаете, очень уважаема и любима в Венеции, и было бы лучше для Вас, если бы обвинения имели под собой истинную почву.
Караффа никогда не узнал, сколько сил мне стоило тогда выглядеть гордой!.. Я прекрасно понимала, что вряд ли кто-нибудь или что-нибудь может мне помочь. Но я не могла допустить, чтобы он увидел мой страх. И поэтому продолжала, пытаясь вывести его из того спокойно-ироничного со-стояния, которое видимо было его своеобразной защитой. И которого совершенно не выносила я.
– Вы соблаговолите мне сообщить, в чём моя вина, или оставите это удовольствие своим верным «вассалам»?!.
– Я не советую Вам кипятиться, мадонна Изидора, – спокойно произнёс Караффа. – Насколько мне известно, вся ваша любимая Венеция знает, что вы – Ведьма. И к тому же, самая сильная, которая когда-то жила. Да Вы ведь этого и не скрывали, не правда ли?
Вдруг я совершенно успокоилась. Да, это было правдой – я никогда не скрывала своих способностей... Я ими гордилась, как и моя мать. Так неужели же теперь, перед этим сумасшедшим фанатиком я предам свою душу и от-кажусь от того, кто я есть?!.
– Вы правы, ваше преосвященство, я Ведьма. Но я не от Дьявола, ни от Бога. Я свободна в своей душе, я – ВЕДАЮ... И Вы никогда не сможете этого у меня отнять. Вы можете только убить меня. Но даже тогда я останусь тем, кем я есть... Только, в том случае, Вы уже никогда меня не увидите...
Я вслепую нанесла слабенький удар... Не было никакой уверенности, что он сработает. Но Караффа вдруг побледнел, и я поняла, что была права. Как бы ни ненавидел женскую половину этот непредсказуемый человек, ко мне у него теплилось странное и опасное чувство, которого я пока ещё не могла точно определить. Но главное – оно было! И только это пока что являлось важным. А разобраться в нём можно было и позже, если сейчас удастся Караффу «поймать» на эту простую женскую приманку... Но я не знала тогда, насколько сильна была воля этого необычного человека... Замешательство исчезло также быстро, как и пришло. Передо мной опять стоял холодный и спокойный кардинал.
– Это было бы огромной потерей для всех, кто ценит красоту, мадонна. Но слишком большая красота бывает опасной, так как она губит чистые души. А уж Ваша-то – точно не оставит никого равнодушным, поэтому будет лучше, если она просто перестанет существовать...
Караффа ушёл. А у меня встали дыбом волосы – настолько сильный он вселял ужас в мою уставшую одинокую душу... Я была одна. Все мои любимые и родные находились где-то по ту сторону этих каменных стен, и я отнюдь не была уверена, что увижу их когда-либо ещё... Моя горячо любимая малышка Анна ютилась во Флоренции у Медичи, и я очень надеялась, что Караффа не знал, где и у кого она находится. Мой муж, который меня обожал, по моей просьбе был с ней и не знал о том, что меня схватили. У меня не было никакой надежды. Я была по-настоящему совсем одна.
С того злосчастного дня начались нескончаемые суды над знаменитой «Венецианской Ведьмой», то бишь – надо мной... Но Венеция была по-настоящему свободным городом и не давала так просто уничтожать своих детей. Инквизиция была ненавидимой всеми, и Караффе приходилось с этим считаться. Поэтому меня судил «верховный трибунал инквизиции», который обвинял меня во всех возможных пороках, о большинстве которых мне никогда не приходилось даже слышать. Единственно светлым, произошедшим за всё это кошмарное время, была неожиданная и очень сильная поддержка друзей, которая вынудила Караффу быть намного более осторожным в своих обвинениях, но это не помогло мне вырваться из его опасных когтей.

Кроме архитектурных элементов комплекса, о которых мы рассказали выше, мемориальный памятник содержит мавзолей и музей, повествующий о жизни и деятельности легенды Кубы. Они построены под памятником выдающемуся кубинцу. Склеп стилизован под лагерь партизан в джунглях Боливии: там темновато, прохладно, как в пещере. Здесь горит вечный огонь в честь погибших.

На одной из стел звездочками отмечен доблестный путь героя кубинской нации.

В музее Че Гевары много фотографий, по которым раскрывается Че, как человек и как революционер. Здесь хранится знаменитый берет со звездочкой, диплом врача Че, ингалятор (революционер был астматиком), набор стоматолога (им коменданте лечил своих друзей-партизан) и немало оружия: автоматы, винтовки, пистолеты.

Если вы не увлекаетесь историей, если Че Гевара – не ваш идол и объект поклонения, то музей вас не впечатлит. Но удивитесь обязательно масштабности мемориального комплекса, его размаху.

В сувенирной лавке, открытой на территории комплекса, немало материалов о кубинской революции, о Че Геваре и Фиделе, много книг, повествующих о разных эпизодах жизни знаменитых кубинцев.

Делать снимки, включать видеокамеру можно только на территории комплекса. Посещение музея и мавзолея с фото/видео техникой и с сумками запрещено.

В жаркие дни не лишней в вашей ручной клади будет вода, чтобы утолить жажду.

Комплекс занимает приличную территорию, поэтому обувь у вас должна быть разношенная и удобная. Головной убор обязателен в жаркий сезон.

В самом Санта-Кларе есть что посмотреть. Музей декоративного искусства (находится во дворце 18 века). В нем собрана ценная коллекция красивейшей мебели, скульптур и живописи, предметов интерьера.

Еще в городе посетите кафедральный храм Санта-Клара-де-Асис, построенный в 1923 году в неоготическом стиле.

Театралы могут заглянуть в театр «La Caridad» - символ неоклассического стиля архитектуры Кубы. Построено здание в 1884 году. Это национальный памятник страны. Стены театра помнят голос Энрико Карузо, который выступал здесь.

Королевские пальмы и цветы украшают не только мемориальный комплекс Че Гевары, но и центральный парк города - сквер имени Леонсио Видаль. Это выдающаяся личность Кубы. Видаль погиб в период второй гражданской войны, борясь за независимость острова.

Возможна и прогулка по парку с заходом в церковь Св. Кармен.

Увидите в городе и знаменитый бронепоезд: его атаковали повстанцы в 1959 году во главе с Че.

В городе находится одна из лучших на острове табачных фабрик. Напротив нее открыт «Табачный дом», в котором можно купить изысканный табак и отличные сигары. Выпускаются на фабрике табачные изделия: «Montecristos», «Partagas», «Romeo y Julieta».

Здесь же продается качественный ром и кофе. Проблема с подарками и сувенирами будет решена.

Планируйте заблаговременно свой отдых, знакомьтесь с информацией о странах на нашем сайте и тогда ваше путешествие будет лишено неприятных сюрпризов.