Евгений базаров перед лицом любви и смерти. Евгений базаров перед лицом любви и смерти Что нового открывается в базарове перед смертью

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира".

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность - все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви - это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова - случайность?

Итак, в финале романа главное событие - смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности - небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь - родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

урок по литературе в 10 классе

«Базаров перед лицом смерти…

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)»

Цели урока:

Учебные:

    закрепить и систематизировать знания учащихся творчества И.С.Тургенева;

    раскрыть конфликт героя с миром окружающих его людей, природы.

    ввести учащихся в мир духовных исканий и страданий героя;

    показать, какую власть над человеком может иметь теория, как ответственен человек за свои решения.

Развивающие:

    • развитие аналитического мышления;

      развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты произведения, делать выводы;

      развитие устной связной речи учащихся, умение строить логический

рассказ о герое;

  • развитие навыков самостоятельного мышления и умения творчески

работать в группах.

Воспитательные:

    формирование гуманистических черт характера;

    воспитание интереса к литературе, к творчеству И.С.Тургенева;

    формирование коммуникативных навыков.

Оборудование:

    Музыка а) Генделя Г.Ф. Сарабанда; б) Каталани. Дива.

    Экран, компьютер, проектор, портрет писателя.

    Мультимедийная презентация.

    Пакет материалов для самостоятельной работы в группах.

    Литература.

Д.Писарев

    Организационный этап. Обеспечение восприятия и первичного осмысления изучаемого.

    (Презентация: слайд № 1) (музыка без изображения в слайде).

    Слово учителя. (Выразительное чтение наизусть эпизода «Смерть Базарова» на фоне музыки Генделя Г.Ф. Сарабанда – 2 мин.54 сек.).

Дело мое дрянное. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность. И через несколько дней меня хоронить будут. Пока еще моя голова в моей власти. Завтра или по послезавтра мозг мой в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь… Вокруг меня красные собаки бегают. Точно я пьяный. Больше ничего не нужно . Странно! Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно…, и больше ничего.

Сила-то, сила, вся еще тут, а надо умирать!.. Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни , а я... Да, поди, п опробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?

Не хочу бредить, что за вздор!.. Из восьми вычесть десять, сколько выйдет? Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчичники к желудку... кровопускании,… наступил кризис... прошел кризис... Слово-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» - и утешен. Кризис прошел или наступил? Исполнить долг христианина? Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему… Наступил кризис... Беспамятных тоже причащают. Я подожду. А теперь я хочу спать.

Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство… Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается.

Ну, прощайте! Живите долго, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно.

Я нужен России... Нет, видно не нужен, да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Прощайте… Прощайте... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

    Постановка проблемы

    Вам знакомо чувство одиночества? (вопрос без ответа).

    Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: а что дальше? (вопрос без ответа).

    Что же происходит в душе человека за краткий миг перед смертью? Что?

Двадцать седьмая глава потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой предыдущие главы повествования в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Итак, сегодня мы продолжаем начатые по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» уроки.

    1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Мотивация.

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, - самые важные. По словам Д. И. Писарева: «…Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

    Посмотрите на эпиграф . ( Презентация: слайд № 2):

Весь интерес, весь смысл романа

заключается в смерти Базарова…

Д.И.Писарев

    Что имел в виду литературный критик Писарев, написав: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова…»? (Это вопрос, на который нам предстоит ответить)

    2. Запись темы урока. (Презентация: слайд № 3)

Тема урока «Базаров перед лицом смерти… (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

    3. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.

(Презентация: слайд № 4)

Вдумайтесь в эпиграф, в тему и по данным глаголам поставьте цели нашего урока:

    проанализировать

    определить

    проследить

    показать роль

    сделать обобщения

    исследовать

На уроке вы сможете: (учителю читать первую цель, вторую и т.д. – учащимся) (Презентация: слайд № 5)

    проанализировать эпизод, определить его основное содержание;

    проследить логику развития авторской мысли;

    показать роль этого эпизода в романе, то,

как он сцеплен с другими эпизодами;

    сделать обобщения по образу центрального героя романа;

Прошу вас по ходу работы над произведением делать записи в тетрадях: ключевые слова, клише, которые будут необходимы для выполнения домашнего задания.

    1. Этап усвоения новых знаний . Организация исследовательской работы.

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

(Презентация: слайд № 6 ) ( Учащиеся читают по цепочке )

    Каков взгляд Тургенева на проблему взаимоотношений такого типа людей, как Базаров, с людьми, противоположными ему по убеждениям, по складу ума, по образу жизни? Какое место он занимает в мире других людей?

    Решится ли извечная проблема отцов и детей? Будет ли человек жить в гармонии с природой, а не воспринимать как «мастерскую», человека же «работником» в ней?

    Как отразились взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию и как отразились на финале романа?

- это вопросы нашей с вами исследовательской работы на уроке.

    Фронтальная работа по предыдущим главам произведения.

    Учитель:

Взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом – это темы, уже известные по предыдущим главам. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

    Что вы можете сказать о жизненной позиции Евгения Базарова?

    В чем заключается её специфика, т.е. чем она не похожа на позицию других героев? (Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физиологией». Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися. Базаров - нигилист).

    Как относился Базаров к окружающим? (Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.)

    Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова?

а) Почему не может быть понимания с «отцами»? б) Почему «уходит» Аркадий?

в) Почему невозможна любовь с Одинцовой?

(Презентация: слайд № 7 – опорные слова)

    Используя опорные слова, составить ответы на предложенные выше вопросы:

построен на столкновении, антагонист главного героя. Павел Петрович Кирсанов из лагеря «отцов», словесных поединков, а заканчиваются дуэлью, оба участника диалога не слышат, фанатики собственных убеждений, рабы «принсипов», представление о дружбе, отношения по принципу учитель - ученик, подобного себе самому, чувства, разум, любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли, любовь - «физиология», как настоящее, искреннее чувство, чувство сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого.

(а) Во-первых, весь роман «Отцы и дети» построен на столкновении Базарова с другими героями. Главным антагонистом главного героя является Павел Петрович Кирсанов из лагеря «отцов». Его столкновения с Базаровым начинаются со словесных поединков, а заканчиваются дуэлью. В этих спорах каждый отстаивает свою, единственно правильную, как ему кажется, точку зрения. В дискуссиях между Евгением и Павлом Петровичем истина не рождается и родиться не может, потому что оба участника диалога не слышат (а точнее, не хотят слышать) своего оппонента. Именно эта глухота к чужому мнению, абсолютная неспособность хотя бы попытаться понять противоположную точку зрения, по-моему, и роднит таких далеких, на первый взгляд, друг от друга Базарова и Кирсанова. Оба они - фанатики собственных убеждений, рабы «принсипов».

б) Во-вторых, представление о дружбе у Евгения Васильевича особое. Он думал, что дружба - это отношения по принципу учитель - ученик, причем учитель всегда и во всем прав. Именно так Базаров относился к дружбе с Аркадием Кирсановым. Он не считал этого птенца личностью, достойной уважения. Евгений видел в Аркадии хороший материал для создания настоящего человека, подобного себе самому, путем искоренения разного вздора вроде романтизма и наставления на путь истинный. Базарову было сначала приятно восхищение своего ученика и роль творца нового человека, но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: Так ты задумал гнездо свить.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
Но дело не только в базаровском понимании дружбы. Просто сам Евгений не умеет дружить. Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь дружба - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство
.

в) В-третьих, Базаров думает, что настоящий человек не должен отвлекаться на то, чем руководят чувства, а не разум: любовь, восхищение природой, музыка, поэзия, искусство, мечты и т. д., так как это отдаляет его от поставленной цели. Сам же он считает себя выше всего этого вздора. Базаров уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли, жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл… Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему - “испытанию любовью”. Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента судьба Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого).

    Как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой? Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками? (Сравнить отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова, охарактеризовать сцену «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину).

    Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества. (На сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество).

    Анализ эпизода «Смерть Базарова»

    Учитель:

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя из 27 главы.

Вы над этой главой работали дома, поэтому зачитывать всю главу мы не будем. Просмотрите текст, чтобы вспомнить еще раз этот эпизод.

    Просматривание эпизода – тексты на столах.

    Тургенев «приводит» героя к смерти.

    Почему, как вы думаете? Как в этом отражаются взгляды писателя? («фигура… обреченная на погибель»)? Описание болезни и смерти Базарова дано в романе в подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой, потому что эти события самый трудный экзамен на право называться человеком и самая большая победа Евгения: Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. Смерть Базарова, уверенного во всемогуществе науки, - нелепая смерть от случайного пореза - воспринимается как трагическая усмешка всесильной природы над человеком, возомнившим, что он мудрее и сильнее самой жизни.

Все испытания, которые Евгению предстояло выдержать, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором , которые даны в романе как подтекст, как подводное течение. Столкновений этих два. Тургенев опровергает тезис своего героя: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, - изображая в романе природу как храм; а затем автор, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений - действовать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается).

а) Какова причина смерти?

б) Как ведет себя Базаров?

в) Почему скрывает от родителей свое состояние?

г) Как относится к смерти и как борется с болезнью? Подтвердите текстом.

(а) Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.

б) Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение.

в) И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями. Базаров скрывает от родителей свое состояние, ощутив в себе трепетное, сыновнее отношение к старикам: «Кто там плачет? - прибавил он, погодя немного. - Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?...», «. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»

г) Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах).

    Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам ? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой).

    Учитель:

Как подтверждение этому, прочитаем эпизод «Последняя встреча Базарова и Одинцовой» по ролям.

    В чем символический смысл смерти Базарова? ( Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов , равно как и его собственной гибели.

Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России... Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и... умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная... Поэтому, в финале он напоминает о хрупкости, недолговечности жизни, о жизни природы, о великих жизненных ценностях).

    Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Чтение эпизода «На кладбище» ( Презентация: слайд № 8, музыка Каталани Дива )

(Сцена "На кладбище": это надежда на мирное, счастливое будущее, когда исчезнет несправедливость.

Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни).

    Этап закрепления знаний. Работа в группах. ( Презентация: слайды №9-11)

Первая группа:

Докажите, что Базаров - образ противоречивый.

В чем проявляется его противоречивость? (не менее 3 противоречий)

( Ответ на слайде № 9)

Он нигилист, демократ, т.е. живёт для общества - а одинок;

Отрицает любовь - а сам страстно полюбил Одинцову;

Гордится близостью к народу (“мой дед землю пахал) - а сетует, что “ну будет он (народ) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”

Вторая группа:

Безвременная гибель. Необходимая плата за исключительность.

Чем это определяется? Необходимая плата за исключительность.

Каков Базаров в смерти? В смерти хорош - не теряет достоинства, думает о близких, не отказывается от взглядов.

(Ответ на слайде № 10)

Третья группа:

К чему же приходит Базаров? “ Я нужен России... Нет, видно, не нужен...Да и кто нужен? Сапожник, мясник, портной...” эти дело делают, не задумываясь о высоких целях.

( Ответ на слайде № 11)

    Подведение итогов

Учитель:

    Дело Базарова - разрушать устаревшее, "расчищать место" для строительства будущего я во имя этого не щадить даже себя. Это дается в романе как общественная миссия, выполнить которую по плечу натурам незаурядным. И не вина их, а беда, если, выйдя на поле сражения рано, самоотверженно принимая на себя первые удары, они как будто бесславно погибают. Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, - постепенно, естественно.

Об этом в одном из своих стихов писал и наш башкирский поэт Александр Филиппов ( Презентация: слайд № 12):

Всё, что было добыто веками,

Съела эта пляшущая рать.

Было дело, раскидали камни,

Время их обратно собирать.

    Учитель:

Смерть Базарова - логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду - здесь он как в безвоздушном пространстве.

Тургенев вынужден показать смерть Базарова, потому что он не имеет возможности показать, как живет Базаров.

    Домашнее задание.

( Презентация: слайд № 13)

Написать сочинение-рассуждение «Каким я вижу Базарова, останься он жив».

Вопрос

Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

Ответ

Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Вопрос

Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

«Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», - говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».

«Ночь была не хороша для Базарова... Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить ! (Он слабо махнул рукой.)»

«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Вопрос

Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

Ответ

Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

«- Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

«Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Вопрос

По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

Ответ

Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

Вопрос

Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

Ответ

Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:
«- Нет, я подожду, - перебил Базаров. - Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
- Помилуй, Евгений...
- Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью» .

Вопрос

Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

Ответ

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас!.. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

Вопрос

В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

Ответ

О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

Вопрос

Как Тургенев показывает одиночество героя?

Ответ

Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
- О чем толковал?
- Известно, барин; разве он что понимает?
- Где понять! - отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

Задание

1. Поделитесь своими ощущениями от романа.
2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?
3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?
4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В одном из изданий «Русского вестника» в 60-е годы 19-го века вышло произведение главный герой которого прочно вошел в историю русской литературы. Центральный образ в романе «Отцы и дети» сложен и многогранен. По словам самого автора, Евгений Базаров стал самой симпатичной и интересной из созданных им фигур. Этот представляет собой натуру резкую, цельную и вызывающую споры. Примечательно, что только в конце романа, когда оказался Базаров перед лицом смерти, писатель раскрыл его характер в полной мере.

Фигура сумрачная и дикая…

Так назвал один из литературных критиков Базарова - героя романа, в который Тургенев вложил свою душу и несколько лет кропотливого труда. Базаров перед лицом смерти оказывается в одной из последних глав этого произведения. Автор демонстрирует в этом эпизоде то, как в последние дни жизни в душе героя происходят изменения. Писатель изображает в заключительных главах переосмысление всей жизни Базарова.

Будучи разночинцем и не признавая общественные устои, на которые опирается большая часть людей, которые его окружают, он угрюм, несколько циничен в выражениях и бывает довольно резок. Но главное - он умен. В нем есть нечто решительное и неординарное, что может спасти русское общество. По крайней мере, так полагал автор. Создавая Тургенев изобразил некий вариант нового человека.

Любимое детище Тургенева

Излюбленным героем стал для русского писателя Базаров. Перед лицом смерти он несколько меняется. В конце произведения чувство сострадания вызывает этот образ у читателя. Но почему с Базаровым Тургенев поступил столь жестоко? Ведь, по его собственному признанию, этот персонаж являлся любимым его детищем. Воплотив в разночинце-нигилисте образ нового человека, он уничтожил его, а вместе с тем и все его идеи.

Представитель нового времени

Дело в том, что в середине девятнадцатого века Тургенев наблюдал появление новых людей. Писатель понимал, что происходит нечто новое. Взгляды и убеждения этих людей не гармонировали с устоями старого общества. Они вызывали удивление, смешанное с раздражением. Но что-то в этих людях было свежее, вселяющее надежду и веру. Тургенев радовался их появлению, однако не мог себе представить их дальнейшую судьбу. А потому написал лишь то, что знал. То, каким изображен Базаров перед лицом смерти, возможно, подтверждает мнение писателя об уме нового человека, но несостоятельности его идей, которые, по крайней мере, в шестидесятые годы не могли еще быть воплощены в реальность.

Одинцова и Базаров

«Перед лицом смерти» - сочинение по литературе, которое на основании одного из эпизодов Тургенева дает возможность школьнику узнать о переоценке идей и убеждений, наступающих в конце жизни почти каждого человека. Базаров с презрением относился к простым земным радостям. Он также считал пошлостью любовные отношения. Лишь наука имела в его жизни значение. Но каких бы сверхчеловеческих взглядов он ни придерживался, любовь и в его сердце зародилась. Насмешкой над его идеями можно назвать внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой. Иронией над его научными изысканиями стала которая привела к неизлечимой болезни. Совершенно неожиданно предстал Базаров перед лицом любви и смерти - то есть пред тем, что всю свою жизнь отвергал.

Одиночество

Этот персонаж весьма отличается от прочих героев: Кирсанова, Ситникова, Кувшиной. Последние представляют собой его карикатурное подражание. Базаров никого не оставляет равнодушным. Он вызывает и интерес, и раздражение, и любопытство. Но трагедия его заключается в том, что он чрезвычайно одинок. Даже в родительском доме, где его любят и боготворят, этот герой не находит поддержки. Любовь и понимание - это цена, которую он заплатил за свои идеи. Осознал свою ошибку Базаров перед лицом смерти.

Анализ эпизода, в котором изображены последние дни из его жизни, дает представление о его внутренней силе и душевном богатстве. Он способен понять несостоятельность своей жизни. Он осознает, что наука, которая составляла смысл его существования, не спасет его.

Запоздалый урок

Базаров перед лицом смерти также понимает, что не так уж велика стала бы его роль в судьбе России. Нужен ли он своей родине? Что он для нее сделал? Ответы на эти вопросы теперь ему известны. Он совершил чудовищно мало по сравнению с теми, кто ежедневно тяжело и много трудится.

Его жизнь заключалась в основном в размышлениях, которые, впрочем, имели в своей основе великую истину. Отрицая все и вся, он проявлял свою очевидную неприспособленность. И только оказавшись на смертном одре, он осознал все свои ошибки. Жить, отвергая все общепринятые человеческие идеалы и ценности, невозможно. Существовать в одиночестве и без любви - непросто. Базаров это понимает. Он хочет жить. Но также и осознает, что конец, увы, неизбежен.

После смерти

После эпизода, в котором автор приводит ключевые размышления и выводы героя, несколько слов сказано и о прочих персонажах. А главное - о том, какой след в их сердцах оставил молодой нигилист, покинувший этот мир так рано. «Базаров. Перед лицом любви и смерти» - сочинение, в котором следует не только дать характеристику главного героя романа, но также и проанализировать его отношения с другими персонажами.

Его смерть стала настоящей трагедией лишь для тех, кому по-настоящему, искренне он был дорог, независимо от его нигилистических идей и суждений. Настоящую любовь испытывали к нему родители. Это чувство не зависело от каких-либо внешних причин. Мать и отец любили своего сына независимо от его мировоззрения. Для остальных персонажей также смерть Базарова не прошла незамеченной.

Но ни на одного из них трагическая гибель этого человека не оказала неизгладимого впечатления. Неизвестно, смог ли Базаров сделать что-то серьезное для науки. Автор однажды сказал, что хотел сделать Базарова трагическим лицом. А по закону жанра такого героя в конце произведения непременно должна настигнуть смерть.