Герой нашего времени направление. Пушкин "Пророк" анализ произведения

Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.

Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно - главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.

По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.

В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем - добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель. Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, "водяному обществу". Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину - это доктор Вернер.

Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» - повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» - путевой очерк; «Тамань» - авантюрная новелла; «Княжна Мери» - психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» - авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.

Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями. Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.
«Герой нашего времени» - роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.

ЖАНР И
КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”



Работа
Лермонтова над романом продолжалась около
двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в
печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году
вышло в свет отдельное издание романа, на
который живо откликнулась критика тех лет.
Многих он задел за живое, некоторые,
почувствовав возможность симпатии публики
к герою, объявили Печорина безнравственным,
другие отрицали правдоподобность
характера главного героя или писали, что
Печорин - портрет самого автора.
Разноречивые

и
в основном недружелюбные толки заставили
Лермонтова написать ко второму изданию
предисловие, где он отвергает неверные
толкования образа
Печорина,
отчасти объясняет свое отношение к нему и
поясняет свои творческие принципы.

В романе
решается та же злободневная проблема,
которая поставлена в “Думе”: почему люди
умные и энергичные не находят применения
своим недюжинным способностям, “вянут без
борьбы” в самом начале жизненного поприща?
На этот вопрос стремится ответить
Лермонтов жизнью Печорина, стремясь


создать
портрет “героя своего времени”,
составленный из “пороков всего... поколения,
в полном их развитии”. Задаче
всестороннего и глубокого изучения
личности героя и той среды, которая
воспитала его, подчинены композиция, сюжет
и система образов произведения.

“Герой
нашего времени” - роман, состоящий из пяти
повестей, объединенных главным действующим
лицом - Печориным. Жанр “Героя нашего
времени” - роман в виде “цепи повестей” -
был подготовлен распространенными в
русской прозе 30-х годов циклами повестей,
которые часто приписывались особому
рассказчику или автору (“Повести Белкина”
Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Гоголя и др.). Лермонтов обновил этот жанр,
перейдя к описанию внутренней жизни
человека и объединив все повести личностью
героя. Цикл повестей превратился в
социально-психологический роман. Лермонтов
соединил такие характерные для 30-х годов
жанры, как путевой очерк, светская повесть,
новелла. “Герой нашего времени” был
выходом за пределы этих небольших форм
путем объединения их

в
жанре романа. Предтечей романа Лермонтова,
особенно повести “Княжна Мери”, явился
роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”.
Но между этими двумя романами есть
существенное различие: у Лермонтова
углубленный психологический анализ,
раскрытие современного ему человека
изнутри, Пушкин рассматривает героя
времени внешне, как бы со стороны, менее
детально. Таким образом, “Герой нашего
времени” стал продолжением в эволюции
русского романа и дал начало его развитию у
Тургенева, Толстого, Достоевского.

В романе
Лермонтова композиция и сюжет подчинены
одной задаче: как можно глубже и
всесторонне раскрыть образ героя,
проследить историю его внутренней жизни,
ибо “...история души человеческой, - как
заявляет автор в предисловии к “Журналу
Печорина”, - хотя бы

самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого
i
народа,
особенно когда она... написана без
тщеславного желания возбудить участие и
удивление”. Одной из важнейших
L
особенностей
романа явля
ется
нарушение хроникальной пос
ледовательности
событий,
в чем
заключается своя художест
венная
логика и закономерность. В начале романа
авт
ор стремится
показать противоречивые поступки Печорина:
в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его
поведение кажется загадочным и непонятным.
Но вот автор открывает страницу дневника “того,
кто так беспощадно выставлял наружу
собственные слабости и пороки, и читатель
начинает понимать тайные и явные мотивы
поступков героя. От поступков, которые
совершает вначале сам Печорин, Лермонтов
незаметно ведет читателя к их причинам.
Первая часть произведения знакомит
читателя с героем приемами внешней
характеристики. Вторая часть
подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом
Печорина”, в котором герой рассказывает о
себе в предельно искренней исповеди.

Роман
построен так, что Печорин и его история
последовательно предстают перед читателем
как бы с трех точек зрения. Предисловие
автора объясняет цель, общий замысел
произведения. Затем идут путевые записки
автора, начинающие повесть “Бэла”.
Центральным в повести является рассказ
старого офицера. Рассказ этот перебивается
описанием Крестового перевала.
Повествование Максима Максимыча осложнено
и тем, что в первую его часть включен
рассказ Казбича, а во вторую -
характеристика Печорина. Этой композиции
повести соответствует ее стилистическая
сложность: каждое действующее лицо имеет
свою речевую манеру.


Вложив
рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста
старого “кавказца” Максима Максимыча,
Лермонтов оттенил трагическую
опустошенность Печорина и вместе с тем
противопоставил ему цельный характер
русского человека. Образ Максима Максимыча
- честного труженика, незаметного героя -
не только вписывается в традицию Пушкина в
изображении демократического героя -
станционного смотрителя, но и
предвосхищает образы героев “Севастопольских
рассказов” и “Войны и мира” Толстого.


Повесть “Максим
Максимыч” хронологически является
последней повестью в романе. Композиционно
- она связующее звено между “Бэлой” и
всеми последующими повестями: в ней
объясняется, как попали к автору, проезжему
офицеру, записки Печорина. В “Предисловии к
“Журналу Печорина” автор сообщает то, чего
не смог сообщить сам Печорин: Григорий
Александрович умер, возвращаясь из Персии.


В повестях
“Журнал Печорина”, написанных от первого
лица, появляется третий рассказчик, третье
по счету авторское “я” - сам Печорин,
судьбой которого автор заинтересовался еще
в рассказе Максим Максимыча. И вот умный,
скромный Печорин, умеющий точно определить
каждую мысль, всякое душевное состояние как
самого себя, так и своих собеседников, с
беспощадной откровенностью рассказывает о
своей жизни, о глубокой
неудовлетворенности собой и всем
окружающим. В самоанализе - сила и слабость
Печорина, отсюда его превосходство над
людьми и в этом одна из причин его
скептицизма, разочарованности.


При всем
стилистическом единстве “Журнала Печорина”
каждая из трех повестей, составляющих “Журнал”,
имеет свои историко-литературные
особенности. “Тамань” - остросюжетная и
вместе с тем самая лирическая повесть во
всей книге - по-новому и в реалистической
манере продолжает традиции романтических
разбойничьих повестей. Вместе с тем в эту
маленькую повесть вплетается
распространенный в романтической балладе
мотив русалки, но переведенный в реальный
жизненный план: русалка превращается в
очаровательную контрабандистку. Лермонтов
нарисовал в образе контрабандистки глубоко
симпатичный ему тип характера, в котором
нет безразличия к жизни, равнодушия, зато
много сил, энергии, страстности, воли. Такой
характер помогал Лермонтову выявить
качества своего главного героя и передать
мечту о сильных и цельных людях, способных к
борьбе. Правда, контрабандисты в “Тамани”
не вступают в борьбу с обществом во имя
каких-то высоких идеалов, но они вольны,
далеки от всякой условности и фальши, “естественны”
в противоположность фальшивым и
высокомерным представителям пятигорской “знати”,
с которой сталкивается Печорин в следующей
главе.


Вторая
повесть, входящая в состав “Журнала
Печорина”, “Княжна Мери”, разрабатывает
тему героя того времени в окружении “водяного
общества”, намеченную еще Пушкиным в “Путешествии
Онегина”. В “Княжне Мери” Печорин
выступает перед читателями не только как
мемуарист-рассказчик (как в “Тамани” и “Фаталисте”),
но и как автор дневника, журнала, в котором
точно фиксируются его размышления и
впечатления. Именно в этой повести наиболее
глубоко показаны безысходное отчаяние,
трагическая безнадежность Печорина, умного
и одаренного человека, искалеченного
средой и воспитанием.


Изображение
дворянского общества, с которым связывает
Печорина происхождение и классовая
принадлежность, имеет в романе
существенное значение. В соседстве со “столичными
франтами”, “московскими богинями” и “провинциальной
знатью” ярче выступает незаурядность,
исключительность Печорина в той среде, в
которой он

вынужден
находиться и действовать.

Конфликт
между обществом и Печориным показывает
непримиримость его ко всем устоявшимся
традициям “света”. Правда, в романе
изображен не столичный свет, а “водяное
общество”. Но Лермонтов

показывает,
что в сущности прин
ципиального
различия между ними нет, а пестрота и
случайность образовавшегося на водах
общества позволяют автору ярче выявить
совершенное одиночество Печорина, равно
чуждого и знатной московской княгине
Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому,
и драгунскому капитану.

Ключом к
идейному замыслу “Фаталиста” - последней
новеллы “Героя нашего времени” - является
монолог Печорина. Размышления Печорина в
этом монологе как бы подводят итог всему “Журналу
Печорина” и даже роману в целом. Вольная
натура Печорина влечет его к деятельности,
к борьбе. Но герой нравственно не готов еще
к тому, чтобы восстать против
действительности, против веками
складывающихся устоев светского общества.
Потому-то Печорин так беспощадно бичует
себя, презирая своих современников за
мелочность их существования, хотя и сам не
служит высоким целям, увлекается “приманками
страстей пустых и неблагодарных”.
Бесцельность существования, духовная
опустошенность приводят к тому, что он
становится “лишним человеком в обществе”.

«Героя нашего времени» называют монороманом, и это произведение является фактически уникальным в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, испытавшая непосредственное влияние жанровых особенностей. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени». Так, черты, характерные для романтического героя, в полной мере отразились в образе Печорина. В первую очередь, это вязано с ореолом загадочности, окутывающем Печорина вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование Печорина, а потому нам, к примеру, дик и непонятен его смех в сцене на крепостном валу после смерти Бэлы. Максим Максимыч, потрясенный такой реакцией героя на его слова сочувствия, отмечает: «У меня мороз пробежал по коже от этого смеха». Однако «Герой нашего времени» – это в основе своей реалистическое произведение, и прежде всего реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». В частности, объективности изображения способствует такой прием, как смена «точек зрения» на героя: сначала мы видим его глазами простого офицера Максима Максимыча, потом странствующего офицера и лишь затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике. Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя они и ближе друг к другу, нежели Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «…Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! ». Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе признаки романтизма и реализма. Однако тем самым жанровые особенности его не исчерпываются. Поражает широта проблематики романа: он определяется как социально-психологический и философский, что является следствием того, что в центре романа стоит проблема личности. «Герой нашего времени» … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Лермонтов в предисловии. Эта ключевая фраза во многом определяет суть социальной проблематики романа. Печорин как социальный тип является вторым (после Онегина) «лишним человеком» в русской литературе. Однако социальный конфликт в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», что связано в первую очередь с тем, что Печорин, по словам Белинского, «бешено гонится за жизнью», чего не скажешь о пассивном Онегине. Тем не менее у обоих очень много схожих типических черт: разочарованность, эгоизм, склонность к самоанализу, богатство внутреннего мира, подавляемое внешним равнодушием и глубоким скептицизмом, озлобленность, сочетающаяся с благородными порывами души.

Лермонтов "Герой нашего времени" - сочинения
Dimitrius

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл .

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

1. романтизм 2. критический реализм

3. сентиментализм 4. просветительский реализм 5. классицизм

2. Тема художественного произведения – это:

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.

3. Определите идею романа «герой нашего времени»:

1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.

4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

1. Печорин 2. Онегин 3. Доктор Вернер 4. Грушницкий

5. В чём трагедия Печорина?

1. В конфликте его с окружающими.

2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).

3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

4. В эгоистичности.

6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

1. Грушницкий 2. Княжна Мери 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер 5. Бэла

7. О ком из героев романа идёт рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»

1. Грушницкий 2. Печор 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер

8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина

4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»

9. Определите принадлежность портрета героя:

«…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».

1 Грушницкий 2. Печорин 3. Вернер 4. Максим Максимыч

10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?

«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. дуэль Печорина и Грушницкого 2. похищение Карагёза

3.гибель Бэлы 4. выстрел Вулича

11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:

1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.

2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.

12. Печорина звали:

1. Максим Максимыч 2. Григорий Александрович

3. Сергей Александрович 4. Александр Григорьевич

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Ключ.

    1 – Максим Маскимыч, 2 – Грушницкий, 3 – Вернер, 4 – Бэла, 5 – княжна Мери.

    4 – «Тамань», 6 - «Княжна Мери», 7 - «Фаталист», 1 - «Бэла», 2 - «Максим Максимыч», 3, 5 - журнал Печорина.

Этого о Лермонтове вы еще не знаете! Почему Николай I направил к вольнодумцу лучшего лейб-медика? Какую тайну тот мог рассказать? Что предсказала поэту гадалка? Какую загадку хранит «Герой нашего времени»? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Романтизм в литературе и его черты

Романтизм как направление в литературе и других видах искусства зародился в конце XVIII века и процветал до I половины XIX века. Его признаки:

Особое внимание к миру человеческой души, индивидуальности каждого.

— Романтический герой - это человек с исключительным характером, который оказывается в исключительных обстоятельствах. Это сильная личность, бунтарь, одинокий из-за своей исключительности.

— Романтизм отрицает рациональное устройство мира и человека, возводит в культ чувства, природу.

— В романтизме сосуществуют два мира: один — идеальный, мир мечты, а другой - жесткий мир действительности. Из-за постоянного несоответствия между этими мирами у романтиков возрастают отчаяние, безнадежность, так называемая «мировая скорбь».

— Популярными в этом литературном направлении становятся народные сюжеты, фольклор, историческое прошлое.

— Писатели, поэты, живописцы описывают экзотическую природу, «естественного» человека, который не испорчен цивилизацией.

Появляются новые литературные жанры: песенная баллада, лирическая песня, романс, исторический роман.

Романтизм как литературное направление дал миру такие имена: Байрон, Гюго, Гофман, Гейне, Шиллер, Жорж Санд, Лермонтов, Пушкин и другие.

Рассмотрим некоторые моменты жизни и творчества известного представителя романтизма — М. Ю. Лермонтова.

Малоизвестные факты о жизни Михаила Лермонтова

Творчество великого романтика Михаила Лермонтова - ярчайшая и удивительная страница в мировой литературе, в таком литературном направлении, как романтизм. Поэт, прозаик, драматург, художник, который оставил такое значительное литературное наследие, что просто трудно представить, что прожил он такую короткую жизнь, всего-навсего 26 полных лет. Его творчество актуально и сегодня, хотя прошло без малого два века. По мотивам его произведений созданы живописные полотна, сняты фильмы, поставлены драматические произведения, написаны романсы и оперы на его стихи.

Несмотря на огромное внимание к жизни и творчеству Лермонтова со стороны его библиографов, литературоведов, в его биографии остаются малоизвестные факты. То есть общепринятыми считаются вроде бы одни факты, а на самом деле всё происходило иначе.

Лермонтов не жил на Садовой

Так, например, вроде бы общепринятый факт, что в 1836—1837 годы Михаил Лермонтов жил в доме № 61 на Садовой улице в Петербурге. Именно на этом доме была табличка, где указывалось, что здесь он написал известнейшее стихотворение «Смерть поэта».

А на самом деле в этом доме поэт гостил у своей бабушки Е. А. Арсеньевой. Как утверждают ученые Института русской литературы, дом на Садовой Лермонтов снял для нее в 1836 году, заплатив 2 тысячи рублей, в архивах можно узнать об этом. Сам же он, учась на военного, жил в Петергофе, в Царском Селе - там дислоцировались юнкера. В доме на Садовой он часто гостил, во время болезни прожил там несколько недель и «Смерть поэта» написал именно там.

Лермонтова и Пушкина лечил один и тот же врач

Известно, что в 1837 году Михаил Лермонтов тяжело заболел. Государь Николай I направил к поэту лучшего лейб-медика Николая Арендта. А до этого Арендт оказывал помощь смертельно раненному Александру Пушкину. Нельзя сказать, что Николай I одобрял творчество свободолюбивых поэтов - Пушкина и Лермонтова, но то, что он ценил их, - это однозначно.

Доктор, который принимал участие в различных военных кампаниях, в том числе в Отечественной войне 1812 года, видел на своем веку много человеческих страданий. Но то, с каким мужеством переносил страдания Пушкин, восхитило даже его. Врач рассказывал об этом Лермонтову. Известно, что Лермонтов боготворил Пушкина, а тут еще слова Арендта... Удивительный факт: на одной из редакций стихотворения «Смерть поэта» стоит дата 28 января 1837 года, а ведь Пушкина не стало 29 января! Не исключено, что именно Арендт признался Лермонтову, что Пушкин не выживет.

Как Лермонтов к гадалке ходил

Для романтизма как литературного направления вообще был характерен фатализм, предопределенность человеческой судьбы. Не случайно одна из глав в «Герое нашего времени» Лермонтова называется «Фаталист». Сам поэт тоже чувствовал влияние мистицизма. Перед своим последним отъездом на Кавказ, который оказался роковым, Михаил Лермонтов ходил к гадалке, которую знал весь Петербург. Звали ее Александра Киргхоф. Поэт спросил, вернется ли он в Петербург, на что гадалка ответила отрицательно. Кстати, она же предсказала Пушкину смерть от рук белого человека (то есть белокурого).

Где самый большой музей Лермонтова

Как известно, музеи Лермонтова есть в Москве, Тамани, Пятигорске. Но самое полное собрание сочинений, а также различных артефактов находится в музее Института русской литературы в Петербурге. Здесь множество рукописей, рабочий стол поэта, кинжал, одежда, есть даже кусочек карандаша, который был у Лермонтова во время дуэли с Мартыновым.

Кстати, всё, что было связано с Лермонтовым, собиралось еще в XIX веке в музей Николаевского кавалерийского училища, а потом эти материалы были переданы в данный музей.

Откуда родом Печорин

Печорин, главный герой «Героя нашего времени», родился в Петербурге. А Печорин из «Княгини Лиговской» - в Москве.

Ученый Никита Охотин говорит, что сам Лермонтов тяжело привыкал после Москвы к Петербургу, в который переехал в 1832 году. Печорин «московский» - ровесник Лермонтова, хорошо знаком с центром Петербурга, а Печорин «петербургский» - человек зрелый, столичный, хотя оказался на Кавказе.

Романтический ли герой Печорин

Хотя Лермонтов был романтиком, литературоведы считают, что «Герой нашего времени» объединяет черты и реализма, и романтизма.

Форма «путевых заметок» свойственна реализму. Писатель большое внимание уделяет бытовым деталям, пишет простым языком, используя зачастую иронию.

Глава «Бэла» построена четко по законам романтизма. Здесь и романтический пейзаж, и загадочные события. Главный герой как настоящий романтик ищет неземной любви, он протестует против условностей, которые приняты в обществе.

В главе «Максим Максимыч» можно увидеть контраст между реализмом и романтизмом. С одной стороны, Печорин ведет себя как романтический герой, с другой - автор воспринимает его реалистически, изображая его духовный кризис. Реализм виден в противопоставлении разочарованного Печорина и простого человека из народа - Максима Максимыча, которого можно назвать нравственно безупречным.

В главе «Тамань» даже пейзаж двуплановый: с одной стороны, он реалистичен, очень точен, с другой - отображает романтические порывы героя в образах моря, паруса.

В главе «Княжна Мери» мы видим, как у романтического героя проявляются реалистические черты: холодный разум, который ищет истину.

Таким образом, сама проблематика романа привела к тому, что автор, вольно или невольно, использует два литературных направления одновременно. Они и подчеркивают тот сильнейший психологический конфликт, который заложен в произведении. Как видим, и личность Михаила Лермонтова, и его творчество до сих пор полны загадок.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще