Герой нашего времени направление. Пушкин "Пророк" анализ произведения
Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.
Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно - главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.
По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.
В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем - добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель. Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, "водяному обществу". Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину - это доктор Вернер.
Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» - повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» - путевой очерк; «Тамань» - авантюрная новелла; «Княжна Мери» - психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» - авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.
Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями. Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.
«Герой нашего времени» - роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.
ЖАНР И
КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
Работа
Лермонтова над романом продолжалась около
двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в
печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году
вышло в свет отдельное издание романа, на
который живо откликнулась критика тех лет.
Многих он задел за живое, некоторые,
почувствовав возможность симпатии публики
к герою, объявили Печорина безнравственным,
другие отрицали правдоподобность
характера главного героя или писали, что
Печорин - портрет самого автора.
Разноречивые
в основном недружелюбные толки заставили
Лермонтова написать ко второму изданию
предисловие, где он отвергает неверные
толкования образа Печорина,
отчасти объясняет свое отношение к нему и
поясняет свои творческие принципы.
В романе
решается та же злободневная проблема,
которая поставлена в “Думе”: почему люди
умные и энергичные не находят применения
своим недюжинным способностям, “вянут без
борьбы” в самом начале жизненного поприща?
На этот вопрос стремится ответить
Лермонтов жизнью Печорина, стремясь
создать
портрет “героя своего времени”,
составленный из “пороков всего... поколения,
в полном их развитии”. Задаче
всестороннего и глубокого изучения
личности героя и той среды, которая
воспитала его, подчинены композиция, сюжет
и система образов произведения.
“Герой
нашего времени” - роман, состоящий из пяти
повестей, объединенных главным действующим
лицом - Печориным. Жанр “Героя нашего
времени” - роман в виде “цепи повестей” -
был подготовлен распространенными в
русской прозе 30-х годов циклами повестей,
которые часто приписывались особому
рассказчику или автору (“Повести Белкина”
Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Гоголя и др.). Лермонтов обновил этот жанр,
перейдя к описанию внутренней жизни
человека и объединив все повести личностью
героя. Цикл повестей превратился в
социально-психологический роман. Лермонтов
соединил такие характерные для 30-х годов
жанры, как путевой очерк, светская повесть,
новелла. “Герой нашего времени” был
выходом за пределы этих небольших форм
путем объединения их
жанре романа. Предтечей романа Лермонтова,
особенно повести “Княжна Мери”, явился
роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”.
Но между этими двумя романами есть
существенное различие: у Лермонтова
углубленный психологический анализ,
раскрытие современного ему человека
изнутри, Пушкин рассматривает героя
времени внешне, как бы со стороны, менее
детально. Таким образом, “Герой нашего
времени” стал продолжением в эволюции
русского романа и дал начало его развитию у
Тургенева, Толстого, Достоевского.
В романе
Лермонтова композиция и сюжет подчинены
одной задаче: как можно глубже и
всесторонне раскрыть образ героя,
проследить историю его внутренней жизни,
ибо “...история души человеческой, - как
заявляет автор в предисловии к “Журналу
Печорина”, - хотя бы
мелкой души, едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого i
народа,
особенно когда она... написана без
тщеславного желания возбудить участие и
удивление”. Одной из важнейших L
особенностей
романа явля ется
нарушение хроникальной пос ледовательности
событий, в чем
заключается своя художест венная
логика и закономерность. В начале романа
авт ор стремится
показать противоречивые поступки Печорина:
в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его
поведение кажется загадочным и непонятным.
Но вот автор открывает страницу дневника “того,
кто так беспощадно выставлял наружу
собственные слабости и пороки, и читатель
начинает понимать тайные и явные мотивы
поступков героя. От поступков, которые
совершает вначале сам Печорин, Лермонтов
незаметно ведет читателя к их причинам.
Первая часть произведения знакомит
читателя с героем приемами внешней
характеристики. Вторая часть
подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом
Печорина”, в котором герой рассказывает о
себе в предельно искренней исповеди.
Роман
построен так, что Печорин и его история
последовательно предстают перед читателем
как бы с трех точек зрения. Предисловие
автора объясняет цель, общий замысел
произведения. Затем идут путевые записки
автора, начинающие повесть “Бэла”.
Центральным в повести является рассказ
старого офицера. Рассказ этот перебивается
описанием Крестового перевала.
Повествование Максима Максимыча осложнено
и тем, что в первую его часть включен
рассказ Казбича, а во вторую -
характеристика Печорина. Этой композиции
повести соответствует ее стилистическая
сложность: каждое действующее лицо имеет
свою речевую манеру.
Вложив
рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста
старого “кавказца” Максима Максимыча,
Лермонтов оттенил трагическую
опустошенность Печорина и вместе с тем
противопоставил ему цельный характер
русского человека. Образ Максима Максимыча
- честного труженика, незаметного героя -
не только вписывается в традицию Пушкина в
изображении демократического героя -
станционного смотрителя, но и
предвосхищает образы героев “Севастопольских
рассказов” и “Войны и мира” Толстого.
Повесть “Максим
Максимыч” хронологически является
последней повестью в романе. Композиционно
- она связующее звено между “Бэлой” и
всеми последующими повестями: в ней
объясняется, как попали к автору, проезжему
офицеру, записки Печорина. В “Предисловии к
“Журналу Печорина” автор сообщает то, чего
не смог сообщить сам Печорин: Григорий
Александрович умер, возвращаясь из Персии.
В повестях
“Журнал Печорина”, написанных от первого
лица, появляется третий рассказчик, третье
по счету авторское “я” - сам Печорин,
судьбой которого автор заинтересовался еще
в рассказе Максим Максимыча. И вот умный,
скромный Печорин, умеющий точно определить
каждую мысль, всякое душевное состояние как
самого себя, так и своих собеседников, с
беспощадной откровенностью рассказывает о
своей жизни, о глубокой
неудовлетворенности собой и всем
окружающим. В самоанализе - сила и слабость
Печорина, отсюда его превосходство над
людьми и в этом одна из причин его
скептицизма, разочарованности.
При всем
стилистическом единстве “Журнала Печорина”
каждая из трех повестей, составляющих “Журнал”,
имеет свои историко-литературные
особенности. “Тамань” - остросюжетная и
вместе с тем самая лирическая повесть во
всей книге - по-новому и в реалистической
манере продолжает традиции романтических
разбойничьих повестей. Вместе с тем в эту
маленькую повесть вплетается
распространенный в романтической балладе
мотив русалки, но переведенный в реальный
жизненный план: русалка превращается в
очаровательную контрабандистку. Лермонтов
нарисовал в образе контрабандистки глубоко
симпатичный ему тип характера, в котором
нет безразличия к жизни, равнодушия, зато
много сил, энергии, страстности, воли. Такой
характер помогал Лермонтову выявить
качества своего главного героя и передать
мечту о сильных и цельных людях, способных к
борьбе. Правда, контрабандисты в “Тамани”
не вступают в борьбу с обществом во имя
каких-то высоких идеалов, но они вольны,
далеки от всякой условности и фальши, “естественны”
в противоположность фальшивым и
высокомерным представителям пятигорской “знати”,
с которой сталкивается Печорин в следующей
главе.
Вторая
повесть, входящая в состав “Журнала
Печорина”, “Княжна Мери”, разрабатывает
тему героя того времени в окружении “водяного
общества”, намеченную еще Пушкиным в “Путешествии
Онегина”. В “Княжне Мери” Печорин
выступает перед читателями не только как
мемуарист-рассказчик (как в “Тамани” и “Фаталисте”),
но и как автор дневника, журнала, в котором
точно фиксируются его размышления и
впечатления. Именно в этой повести наиболее
глубоко показаны безысходное отчаяние,
трагическая безнадежность Печорина, умного
и одаренного человека, искалеченного
средой и воспитанием.
Изображение
дворянского общества, с которым связывает
Печорина происхождение и классовая
принадлежность, имеет в романе
существенное значение. В соседстве со “столичными
франтами”, “московскими богинями” и “провинциальной
знатью” ярче выступает незаурядность,
исключительность Печорина в той среде, в
которой он
находиться и действовать.
Конфликт
между обществом и Печориным показывает
непримиримость его ко всем устоявшимся
традициям “света”. Правда, в романе
изображен не столичный свет, а “водяное
общество”. Но Лермонтов
что в сущности прин ципиального
различия между ними нет, а пестрота и
случайность образовавшегося на водах
общества позволяют автору ярче выявить
совершенное одиночество Печорина, равно
чуждого и знатной московской княгине
Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому,
и драгунскому капитану.
Ключом к
идейному замыслу “Фаталиста” - последней
новеллы “Героя нашего времени” - является
монолог Печорина. Размышления Печорина в
этом монологе как бы подводят итог всему “Журналу
Печорина” и даже роману в целом. Вольная
натура Печорина влечет его к деятельности,
к борьбе. Но герой нравственно не готов еще
к тому, чтобы восстать против
действительности, против веками
складывающихся устоев светского общества.
Потому-то Печорин так беспощадно бичует
себя, презирая своих современников за
мелочность их существования, хотя и сам не
служит высоким целям, увлекается “приманками
страстей пустых и неблагодарных”.
Бесцельность существования, духовная
опустошенность приводят к тому, что он
становится “лишним человеком в обществе”.
«Героя нашего времени» называют монороманом, и это произведение является фактически уникальным в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, испытавшая непосредственное влияние жанровых особенностей. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени». Так, черты, характерные для романтического героя, в полной мере отразились в образе Печорина. В первую очередь, это вязано с ореолом загадочности, окутывающем Печорина вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование Печорина, а потому нам, к примеру, дик и непонятен его смех в сцене на крепостном валу после смерти Бэлы. Максим Максимыч, потрясенный такой реакцией героя на его слова сочувствия, отмечает: «У меня мороз пробежал по коже от этого смеха». Однако «Герой нашего времени» – это в основе своей реалистическое произведение, и прежде всего реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». В частности, объективности изображения способствует такой прием, как смена «точек зрения» на героя: сначала мы видим его глазами простого офицера Максима Максимыча, потом странствующего офицера и лишь затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике. Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя они и ближе друг к другу, нежели Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «…Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! ». Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе признаки романтизма и реализма. Однако тем самым жанровые особенности его не исчерпываются. Поражает широта проблематики романа: он определяется как социально-психологический и философский, что является следствием того, что в центре романа стоит проблема личности. «Герой нашего времени» … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Лермонтов в предисловии. Эта ключевая фраза во многом определяет суть социальной проблематики романа. Печорин как социальный тип является вторым (после Онегина) «лишним человеком» в русской литературе. Однако социальный конфликт в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», что связано в первую очередь с тем, что Печорин, по словам Белинского, «бешено гонится за жизнью», чего не скажешь о пассивном Онегине. Тем не менее у обоих очень много схожих типических черт: разочарованность, эгоизм, склонность к самоанализу, богатство внутреннего мира, подавляемое внешним равнодушием и глубоким скептицизмом, озлобленность, сочетающаяся с благородными порывами души.
Лермонтов "Герой нашего времени" - сочинения
Dimitrius
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл .
1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
1. романтизм 2. критический реализм
3. сентиментализм 4. просветительский реализм 5. классицизм
2. Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.
3. Определите идею романа «герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.
4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».
1. Печорин 2. Онегин 3. Доктор Вернер 4. Грушницкий
5. В чём трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
1. Грушницкий 2. Княжна Мери 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер 5. Бэла
7. О ком из героев романа идёт рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»
1. Грушницкий 2. Печор 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер
8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».
1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина
4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»
9. Определите принадлежность портрета героя:
«…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».
1 Грушницкий 2. Печорин 3. Вернер 4. Максим Максимыч
10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. дуэль Печорина и Грушницкого 2. похищение Карагёза
3.гибель Бэлы 4. выстрел Вулича
11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.
12. Печорина звали:
1. Максим Максимыч 2. Григорий Александрович
3. Сергей Александрович 4. Александр Григорьевич
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Ключ.
1 – Максим Маскимыч, 2 – Грушницкий, 3 – Вернер, 4 – Бэла, 5 – княжна Мери.
4 – «Тамань», 6 - «Княжна Мери», 7 - «Фаталист», 1 - «Бэла», 2 - «Максим Максимыч», 3, 5 - журнал Печорина.
Этого о Лермонтове вы еще не знаете! Почему Николай I направил к вольнодумцу лучшего лейб-медика? Какую тайну тот мог рассказать? Что предсказала поэту гадалка? Какую загадку хранит «Герой нашего времени»? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Романтизм в литературе и его черты
Романтизм как направление в литературе и других видах искусства зародился в конце XVIII века и процветал до I половины XIX века. Его признаки:
— Особое внимание к миру человеческой души, индивидуальности каждого.
— Романтический герой - это человек с исключительным характером, который оказывается в исключительных обстоятельствах. Это сильная личность, бунтарь, одинокий из-за своей исключительности.
— Романтизм отрицает рациональное устройство мира и человека, возводит в культ чувства, природу.
— В романтизме сосуществуют два мира: один — идеальный, мир мечты, а другой - жесткий мир действительности. Из-за постоянного несоответствия между этими мирами у романтиков возрастают отчаяние, безнадежность, так называемая «мировая скорбь».
— Популярными в этом литературном направлении становятся народные сюжеты, фольклор, историческое прошлое.
— Писатели, поэты, живописцы описывают экзотическую природу, «естественного» человека, который не испорчен цивилизацией.
Появляются новые литературные жанры: песенная баллада, лирическая песня, романс, исторический роман.
Романтизм как литературное направление дал миру такие имена: Байрон, Гюго, Гофман, Гейне, Шиллер, Жорж Санд, Лермонтов, Пушкин и другие.
Рассмотрим некоторые моменты жизни и творчества известного представителя романтизма — М. Ю. Лермонтова.
Малоизвестные факты о жизни Михаила Лермонтова
Творчество великого романтика Михаила Лермонтова - ярчайшая и удивительная страница в мировой литературе, в таком литературном направлении, как романтизм. Поэт, прозаик, драматург, художник, который оставил такое значительное литературное наследие, что просто трудно представить, что прожил он такую короткую жизнь, всего-навсего 26 полных лет. Его творчество актуально и сегодня, хотя прошло без малого два века. По мотивам его произведений созданы живописные полотна, сняты фильмы, поставлены драматические произведения, написаны романсы и оперы на его стихи.
Несмотря на огромное внимание к жизни и творчеству Лермонтова со стороны его библиографов, литературоведов, в его биографии остаются малоизвестные факты. То есть общепринятыми считаются вроде бы одни факты, а на самом деле всё происходило иначе.
Лермонтов не жил на Садовой
Так, например, вроде бы общепринятый факт, что в 1836—1837 годы Михаил Лермонтов жил в доме № 61 на Садовой улице в Петербурге. Именно на этом доме была табличка, где указывалось, что здесь он написал известнейшее стихотворение «Смерть поэта».
А на самом деле в этом доме поэт гостил у своей бабушки Е. А. Арсеньевой. Как утверждают ученые Института русской литературы, дом на Садовой Лермонтов снял для нее в 1836 году, заплатив 2 тысячи рублей, в архивах можно узнать об этом. Сам же он, учась на военного, жил в Петергофе, в Царском Селе - там дислоцировались юнкера. В доме на Садовой он часто гостил, во время болезни прожил там несколько недель и «Смерть поэта» написал именно там.
Лермонтова и Пушкина лечил один и тот же врач
Известно, что в 1837 году Михаил Лермонтов тяжело заболел. Государь Николай I направил к поэту лучшего лейб-медика Николая Арендта. А до этого Арендт оказывал помощь смертельно раненному Александру Пушкину. Нельзя сказать, что Николай I одобрял творчество свободолюбивых поэтов - Пушкина и Лермонтова, но то, что он ценил их, - это однозначно.
Доктор, который принимал участие в различных военных кампаниях, в том числе в Отечественной войне 1812 года, видел на своем веку много человеческих страданий. Но то, с каким мужеством переносил страдания Пушкин, восхитило даже его. Врач рассказывал об этом Лермонтову. Известно, что Лермонтов боготворил Пушкина, а тут еще слова Арендта... Удивительный факт: на одной из редакций стихотворения «Смерть поэта» стоит дата 28 января 1837 года, а ведь Пушкина не стало 29 января! Не исключено, что именно Арендт признался Лермонтову, что Пушкин не выживет.
Как Лермонтов к гадалке ходил
Для романтизма как литературного направления вообще был характерен фатализм, предопределенность человеческой судьбы. Не случайно одна из глав в «Герое нашего времени» Лермонтова называется «Фаталист». Сам поэт тоже чувствовал влияние мистицизма. Перед своим последним отъездом на Кавказ, который оказался роковым, Михаил Лермонтов ходил к гадалке, которую знал весь Петербург. Звали ее Александра Киргхоф. Поэт спросил, вернется ли он в Петербург, на что гадалка ответила отрицательно. Кстати, она же предсказала Пушкину смерть от рук белого человека (то есть белокурого).
Где самый большой музей Лермонтова
Как известно, музеи Лермонтова есть в Москве, Тамани, Пятигорске. Но самое полное собрание сочинений, а также различных артефактов находится в музее Института русской литературы в Петербурге. Здесь множество рукописей, рабочий стол поэта, кинжал, одежда, есть даже кусочек карандаша, который был у Лермонтова во время дуэли с Мартыновым.
Кстати, всё, что было связано с Лермонтовым, собиралось еще в XIX веке в музей Николаевского кавалерийского училища, а потом эти материалы были переданы в данный музей.
Откуда родом Печорин
Печорин, главный герой «Героя нашего времени», родился в Петербурге. А Печорин из «Княгини Лиговской» - в Москве.
Ученый Никита Охотин говорит, что сам Лермонтов тяжело привыкал после Москвы к Петербургу, в который переехал в 1832 году. Печорин «московский» - ровесник Лермонтова, хорошо знаком с центром Петербурга, а Печорин «петербургский» - человек зрелый, столичный, хотя оказался на Кавказе.
Романтический ли герой Печорин
Хотя Лермонтов был романтиком, литературоведы считают, что «Герой нашего времени» объединяет черты и реализма, и романтизма.
Форма «путевых заметок» свойственна реализму. Писатель большое внимание уделяет бытовым деталям, пишет простым языком, используя зачастую иронию.
Глава «Бэла» построена четко по законам романтизма. Здесь и романтический пейзаж, и загадочные события. Главный герой как настоящий романтик ищет неземной любви, он протестует против условностей, которые приняты в обществе.
В главе «Максим Максимыч» можно увидеть контраст между реализмом и романтизмом. С одной стороны, Печорин ведет себя как романтический герой, с другой - автор воспринимает его реалистически, изображая его духовный кризис. Реализм виден в противопоставлении разочарованного Печорина и простого человека из народа - Максима Максимыча, которого можно назвать нравственно безупречным.
В главе «Тамань» даже пейзаж двуплановый: с одной стороны, он реалистичен, очень точен, с другой - отображает романтические порывы героя в образах моря, паруса.
В главе «Княжна Мери» мы видим, как у романтического героя проявляются реалистические черты: холодный разум, который ищет истину.
Таким образом, сама проблематика романа привела к тому, что автор, вольно или невольно, использует два литературных направления одновременно. Они и подчеркивают тот сильнейший психологический конфликт, который заложен в произведении. Как видим, и личность Михаила Лермонтова, и его творчество до сих пор полны загадок.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще