Герой нашего времени отношение к природе. О роли пейзажа в художественной литературе (Сочинения по роману М

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Исследователь Рождествин заметил, что развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния — влияние Руссо, Шатобриана и Гейне. Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом Лермонтов наиболее близок Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе.

Проанализируем описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Функции пейзажа в этом романе различны. Картины природы здесь — это и фон, на котором происходит действие, и средство характеристики персонажей, и средство передачи их чувств и настроений, и средство углубления философской проблематики романа.

Первый пейзаж романа мы встречаем в повести «Бэла», Это вид Койшаурской долины. В этом описании переданы впечатления рассказчика — проезжего офицера и литератора, Ставшего попутчиком Максима Максимыча. Офицер этот на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления отличаются новизной и непосредственностью. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею».

Характерно, что описание Койшаурской долины дано в повести дважды. Вот второй вид ее: «...под нами лежала Кой шаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки...»

Описание Лермонтовым Койшаурской долины пересекается с пушкинским описанием ее в «Путешествии в Арзрум». Однако в двух пейзажах есть и различия. Как замечает В. Шкловский, пушкинское описание тематично и сравнительно кратко. Лермонтов же «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок, передавая свои ощущения, вставляя философские замечания. В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты («красноватые скалы», «зеленым плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»), метафору («Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»), образные сравнения («сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями»).

Вообще, пушкинские описания природы в прозе более лаконичны, зачастую они не связаны с непосредственными чувствами героев, но нередко передают философские раздумья автора, создают в произведении определенные мотивы, настроение. Таковы многие пейзажи в «Капитанской дочке».

Пейзаж Лермонтова более подробен, картины природы у него не только неизменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности».

Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно-синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов», И в этом Лермонтов близок Толстому и Тургеневу.

Вот один из пейзажей в повести «Бэла»: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; ...казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром...»

Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже автор подчеркивает это сравнением («Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»). Здесь использован эмоциональный эпитет («отрадное чувство»), метафора («в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы»), образное сравнение (облако, «как коршун, ожидающий добычу»).

Пейзаж здесь дается писателем в динамике, в действии. Создается эта динамичность с помощью таких элементов пейзажа, как дорога, хрустящий снег, облако. Вообще, облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова. В «Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы. «Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы.

Другой пейзаж повести дан уже в восприятии рассказчика и Максима Максимыча. «Вот наконец мы взобрались на Гудгору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».

Пейзаж этот характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем, что штабс-капитан близок к природе, любит и понимает ее, что свидетельствует о цельности натуры Максима Максимыча, и непосредственности его чувств и восприятия. Рассказчик рассуждает здесь о влиянии природы на человека и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче.

В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив — бегство героя из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке». Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «...хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».

Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань». Соответственно, картины природы здесь таинственны и загадочны: ночь, тихая луна, берег моря и пена валунов, темно-синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам традиционный сентиментальный пейзаж. Однако в Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь — это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом.

Аналогично значение первого пейзажа в повести << Княжна Мери». «Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...» Здесь Печорин «импрессионистски вводит читателя в изображение своих настроений посредством своеобразной лирической интродукции, посвященной эмоциональному описанию природы».

Пейзажи в романе часто используются как средство характеристики героя. Так, писатель неоднократно подчеркивает любовь Печорина к природе, его глубинную, неразрывную связь с ней. «...Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется: на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес», — пишет Печорин в своем дневнике.

Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, он становится настоящим поэтом и философом: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?»

Эти чувства, исполненные поэзии, гармонии и тихой умиротворенности, ярко характеризуют Печорина, намекая на то хорошее в его душе, что было дано ему от природы. Рисуя пейзажи в восприятии главного героя, Лермонтов подчеркивает контраст природных задатков Печорина — искренности, жажды сильных чувств, духовной чистоты (именно общение с природой во многом формирует нравственный облик человека) — и его настоящего внутреннего облика, определяющегося в основном эгоизмом, скепсисом, безверием и агрессией.

Эти негативные черты характера героя в романе также подчеркнуты пейзажами. Так, скептицизм Печорина, его насмешливое, полупрезрительное отношение к судьбе, его гордыня и самоуверенность подчеркнуты в описании ночи убийства Вулича.

«Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в их ничтожных спорах... Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо... на них смотрит с участием... А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, ...мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...».

Пейзажи у Лермонтова нередко символичны. Так, пейзаж перед дуэлью, передавая чувства героя, одновременно символизирует характер Печорина, двойственность его натуры. В утро перед дуэлью с Грушницким, когда Печорин допускает возможность собственной смерти, он больше, чем когда-либо, любит жизнь, больше, чем когда-нибудь прежде, он любит природу: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи здесь символически передает противоречивость души Печорина. Одновременно в картине этой сама природа как будто напоминает герою о ценности жизни, как бы предостерегая его от предстоящего убийства. Однако Печорин осмысляет этот пейзаж лишь в контексте собственной личности.

Стоит отметить и особый световой фон данного пейзажа. Фишер писал, что своих световых эффектов Лермонтов достигает тем, что не ограничивается светотенью, он подмечает в природе «миллионы блесков отраженного света: когда светит солнце, блещут горы, блещут реки, потоки и ключи, сверкает каждая росинка».

Таким образом, функции пейзажа в романе «Герой нашего времени» разнообразны. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие. Это и способ передачи чувств и переживаний героя, его внутреннего состояния. Это и средство обрисовки внутреннего облика персонажей. Пейзаж в романе нередко предваряет будущие события. Кроме того, чудная природа, вдохновенно нарисованная Лермонтовым и отличающаяся какой-то неуловимой чувственной гармонией, представляет собой безусловный объект эстетического наслаждения автора и читателей романа.

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Учитель: Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8, г.Томска

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Одно из обобщающих занятий может быть посвящено пейзажу в романе «Герой нашего времени», так как описания природы играют в нем исключительно важную роль и отличаются высокой художественностью и красотой. Лермонтов выступил в своем романе мастером-реалистом, подчинившим описание картин природы идейно-художественным задачам, тогда как в произведениях романтической школы пейзаж редко был связан с содержанием и являлся лишь декоративным фоном или обрамлением.

На обобщающем занятии учащиеся получают представление о том, что пейзаж в романе Лермонтова служит средством реалистического показа обстановки, в которой будет происходить действие; является одним из звеньев сюжета, помогающих его развитию или позволяющих предполагать дальнейшую судьбу героя; используется автором как один из способов создания образа-персонажа, помогая раскрыть характер героя и передать его душевное состояние; позволяет автору показать и утвердить свои положительные жизненные идеалы.

Пейзаж имеет в романе как объективную, так и субъективную сторону. Объективная заключается в том, что Лермонтов конкретно изображает определенные картины природы, а субъективная - в том, что в образах природы автор выражает человеческие чувства и переживания.

Характер и построение заключительного занятия о пейзаже тесно связаны со всей системой уроков по изучению романа. Чтобы обеспечить активность класса на уроке, рекомендуется дать домашнее задание по анализу двух-трех описаний природы.

Можно предложить ученикам внимательно прочитать дома следующие отрывки:

1) описание Койшаурской долины в начале повести «Бэла»;

2) пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери»;

3) картину утра перед дуэлью Печорина.

Чтение должно быть целенаправленным, поэтому рекомендуется предложить учащимся вопросы, например:

1) какую картину рисует Лермонтов? (При пересказе пейзажей полезно требовать от учеников широкого использования авторских слов и выражений).

3) при помощи каких художественных средств создается картина?

4) какова роль этого пейзажа в романе?

Выяснить с учащимися роль пейзажа можно при анализе первого же описания природы. Оно дает богатый материал и для наблюдений над характерными особенностями лермонтовского пейзажа.

Выразительное чтение описания Койщаурской долины может явиться лучшим ответом на вопрос, какую картину нарисовал здесь Лермонтов. Важно отметить, что Лермонтов рисует реалистическую картину своеобразной кавказской природы, на фоне которой будет развертываться все действие романа. Все изображенное здесь является типичным для Кавказа: горы, скалы с обрывами, ущелья, стремительные горные реки; Лермонтов как будто срисовывает их с натуры. Можно привлечь в качестве наглядного пособия литографию или снимок с рисунка Лермонтова «Кавказский вид с Эльбрусом» или репродукцию с картины Р.Судковского «Дарьяльское ущелье».

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Обычно ученики без затруднений отвечают на вопрос, какое чувство вызывает у автора та или иная картина природы. Так, анализируя описание Койшаурской долины, они отмечают восхищение Лермонтова красотой природы, ее величием и мощью. Но не всегда учащимся оказывается посильным анализ художественных средств автора. Велика роль учителя, задача которого - открыть ученикам то, что при самостоятельном чтении осталось для них недоступным. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий - они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова « высоко », которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Красочность является отличительной особенностью лермонтовских пейзажей. Всматриваясь в цветовую гамму, нетрудно увидеть, что вершины гор, скалы окрашены в золотые, красноватые тона; то, что внизу - черно и мрачно, даже речка имеет не светлый, а серебряный, то есть холодноватый серый вид. Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Так, с первых страниц романа Лермонтов обращает внимание читателя на противоречивость явлений и картин природы, а затем покажет и противоречия в человеческой жизни, в человеческих характерах. Противоречивость явлений действительности определяет избрание автором в качестве одного из основных художественных приемов в романе прием контраста. В процессе изучения «Героя нашего времени» ученики неоднократно видели контраст как композиционный прием автора; теперь можно показать, как этот характерный для Лермонтова прием находит проявление при описании картин природы. В разбираемом пейзаже контрастна картина гор и ущелья, контрастны эпитеты: «красноватые» и «черные», «золотая» и «серебряная», - контрастны чувства радости, восхищения, с одной стороны, и настороженности, тревоги, с другой. Анализируя пейзаж, можно обратить внимание учащихся и на то, что он, как и другие картины природы в романе не кажется безмолвным, неподвижным. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».

Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Нередко пейзаж используется в романе Лермонтова как активный композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев. Такую роль выполняет описание перевала путников через Крестовую гору.

Аналогичную роль выполняют в романе и другие пейзажи. В описании картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина. Коротенькая зарисовка картины вечера во время скачки Печорина в Пятигорск: «Солнце уже спряталось в черной туче», - оттеняет вероятную неудачу Печорина в его попытке догнать Веру.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Обратимся к некоторым из нарисованных Печориным пейзажей. На одном из уроков по анализу образа Печорина может быть разобрано начало повести «Княжна Мери», где герой рисует вид, открывающийся из окна его комнаты. Это описание позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Иногда картина природы служит у Печорина толчком для мысли, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж здесь помогает созданию образа. Примером подобного пейзажа является знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист», в которой автор дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Кроме Печорина, о природе в романе говорит лишь Максим Максимыч. Оба героя по-своему рисуют пейзаж, и в различии описаний сказывается их индивидуальность. Если у Печорина можно наблюдать живописные, образные, эмоциональные описания, то Максим Максимыч по-житейски, просто, даже деловито рассказывает о природе. Например, он рисует вид из крепости: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; - с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». Максим Максимыч не стремится показать своего отношения к природе, хотя в слове «прекрасный» и чувствуется понимание им красоты окружающего мира: он хочет рассказать, что вскоре произойдет на том месте, о каком он пишет; а здесь Казбич будет скакать с увезенной Бэлой. Поэтому Максим Максимыч старается нарисовать местность почти топографически: широкую поляну, изрытую балками, лес, кустарник на берегу мелкой речки. Такой, до некоторой степени «служебный», подход объясняется военной профессией штабс-капитана, привыкшего оценивать местность с точки зрения ее пригодности для боевых действий. Но Максим Максимыч как миролюбивый в душе человек с удовольствием отмечает детали, говорящие о мирной жизни: дымятся аулы, ходят табуны. Максим Максимыч не размышляет, как Печорин, о природе, и потому в его описании нет сравнений, отсутствуют эмоциональные эпитеты, они заменены точными определениями: широкая поляна, мелкая речка, кремнистые возвышенности.

Широко использует Лермонтов пейзаж и для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. В таком случае пейзаж, не теряя своей реалистичности, делается психологическим, преломляясь через восприятие героя. Вот, например, как выглядит почти тот же прекрасный вид, описанный Максимом Максимычем, в восприятии Печорина: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости М; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ставни... Скучно». Печоринская тоска, уныние окрашивают в мрачные, холодные тона весь пейзаж, даже солнце перестает освещать горы, делаясь для Печорина лишь «желтым пятном».

Примерами пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань»; вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина после дуэли; картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»).

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о счастье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

Так природа помогает в романе понять человека, его характер, его душевное состояние. В свою очередь, человек, как бы оживляя пейзаж, делает его участником своих переживаний. Вполне оправданным оказывается широкое использование при описании картин природы таких художественных средств, как антропоморфизация и анимизация. Учащимся можно не сообщать этих терминов, но следует показать приемы.

Природа живет в романе: ветер ревет и свистит, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты, волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает человека. Метафоры, эпитеты, которые создает Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами».

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

«…снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки» (повесть «Бэла»).

«…какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять» (повесть «Бэла»).

«…Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех жилах», (повесть «Княжна Мери»).

Так, рисуя и оценивая природу, Лермонтов помогает читателю увидеть прекрасное, стремиться к нему, «приближать» его. Вместе с тем, так изображая природу, Лермонтов отрицает то жестокое, что мешает человеку всегда чувствовать себя отрадно и весело. Следовательно, под пером Лермонтова пейзаж стал средством отрицания социальных уродств жизни и утверждения положительных идеалов.

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста» (Материалы I Областной научно-практической конференции) - Т.: ТОИПКРО. - 2008. - С.150-158.


Однако глубокий психологизм романа – всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры.
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет «среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание колокольчика» и завораживают «волшебные картины» восточной природы. Совсем другой – опытный, немного усталый – взгляд у Максима Максимыча. По этому в споре о погоде первый видит в этом «мертвом сне природы» предвестие завтрашнего солнца, второй же верно замечает черную тучу и кровавую полосу на солнце, предвещающие дождь.
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении «человек – общество», но и «человек – природа», «естественный человек» - «человек цивилизации».
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бэла, контрабандисты, отчасти Максим Максимыч. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: «…Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…»
Изображение «естественных персонажей дается в сопоставлении с природными образами. Например, глаза Бэлы сравниваются с глазами горной серны; кавказцы – с горными реками. Казбич, «будто кошка», нападает на отца Бэлы. Душевная чистота Бэлы подчеркивает тем, что кругом ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка – контрабандистка предстает в образе «русалки», «ундины». Янко изображается на фоне стихии: он «не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…».
Основная черта всех этих героев – врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. «…В сердцах простых чувство красоты и величия природы, сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге», - справедливо отмечает повествователь в повести «Бэла». Эти люди могут испытывать «невольное биение сердца» от вида природных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых «просто прекрасное не трогает».
К этому второму – «цивилизованному» - типу персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мери, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе далекое от природы «водяное общество». Не случайно в повести «Княжна Мэри» почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориным. В самом названии «водяное общество» применительно к приехавшей на лечение знати сквозит авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу «честных контрабандистов», живущих по законам водной стихии.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…»
«…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…» - так точно и емко выражает Печорин свое сокровенное желание, описывая идеальное состояние своей души.
Однако это полное слияние с природой оказывается недостижимым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные «естественному» человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения «цивилизованной» личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться в природе.
Аналогичная идея и в финале «Княжны Мэри», где Печорин «скучает, и томиться, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку…»
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: сочетание в нем характеров «завоевателя», стремящегося «подчинять себе все…», и «созерцателя», умеющего самозабвенно любоваться красотами природы.
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется «несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками», наслаждается «чудесным видом с трех сторон» из квартиры в Пятигорске. Природные картины побуждают его к лирическим и философскими размышлениями: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встрече с Печориным в повести «Максим Максимыч» отмечает контраст между «прекрасным утром» и грустным взглядом героя.
Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный «пейзаж души» героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров – путь Печорина к месту дуэли с Грушницким.
Наконец, пейзаж в «Героя нашего времени» определяет тональность повествования и объясняет поступки персонажей. Например, упоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Бэлу: стремительное нападение Казбича – выстрел Печорина – разбойничий удар кинжалом.
Итак, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.

В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок. Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце его болезненно сжимается, «как после первого расставания». Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинное волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление. Или другой пример. Печорин живет в Кисловодске, ожидает приезда Мери: «.. .мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико». Наконец, Мери приехала. Когда Печорин услышал стук кареты, у него «сердце вздрогнуло». Но вновь сразу же начинается анализ этого непосредственного движения сердца, пока лишь в форме вопроса: «Неужто я влюблен?» - а затем приводится длинное рассуждение о парадоксальности женского ума. И опять чувству уже нет места, непосредственность его убита.

Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».

Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».

В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное проти

- 134.50 Кб

Также в «Княжне Мери» первой встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством» . Описание надвигающейся грозы вызывает волнение, ощущение тревоги. Эта гроза становится предвестницей жизненных бурь.

А вот как описана в повести «Княжна Мери» дорога, по которой Печорин и Вернер едут на дуэль: «…и мы пустились,- мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась» . Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина «победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли» , вызывает чувство тревоги.

У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности его прозы: серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор. Точные и свежие краски лермонтовской прозы помогают понять душевное настроение героев. Связь с природой, любовь к ней – свидетельство душевного богатства человека. Рассказчик из повести «Бэла», поднявшись на Гуд-гору и любуясь открывшимся видом, замечает: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас» . Кроме этого пейзаж нужен для мотивировки переживаний героя, как фактор, вызывающий в нем различные настроения, желания, мысли. Поэтому пейзаж рисуется в преломлении психики героя, переносящего в природу свое «я», ищущего в ней «успокоения и очищения от пустоты и пошлой жизни» . Такое отношение к природе вызывает широкое применение в пейзаже «приемов анимизации (оживления) и антропоморфизации (очеловечения), а также обилие субъективно-оценочных эпитетов» , нередки восклицания, вопросы, обращенные к изображаемому. Такова в «Бэле» лирическая картина при спуске к станции Коби: «…метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее. "И ты, изгнанница, - думал я, - плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки"» . Обращение автора записок к метели как тоскующей и рвущейся на волю изгнаннице, похожее на стихотворение в прозе, подсказывает догадку о том, что этот офицер, подобно Печорину, да и самому Лермонтову, был кавказцем поневоле, «изгнанником с милого севера в сторону южную», а образ орла стал символом тоски по родине.

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

В начале «Княжны Мери» перед нами открываются прекрасные виды окрестностей Пятигорска, описание которых Печорин заканчивает следующим образом: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. Эта психологическая загадка будет раскрываться перед читателем по ходу романа.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

Так противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок утреннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более глубоко и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем» . Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца: «Я помню, - в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу» .

Однако картина, открывающаяся Григорию с площадки, где должна была происходить дуэль, не предвещает счастливой развязки: «Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи» . Природа как будто замерла: она ждет роковой развязки. Ощущение трагизма происходящего подчеркивает «прием контрастного освещения … в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы» : золото утреннего тумана, белая громада Эльбруса, льдистые вершины противопоставлены темным и холодным зубцам скал. Борьба «света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств» в душе Печорина. Ощущение неминуемой гибели усиливает сравнение «как в гробе», которое также передает душевное состояние героя и которое так противоречит только что пережитому «сладкому умилению».

И вот Печорин едет обратно. «У меня,- пишет он,- на сердце был камень» . После дуэли от ужаса совершившегося Печорин ищет спасения в одиноком блуждании среди природы. Примечательно, что в своем потрясении он не замечает на этот раз не только красоты природы: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» , но и окружающей его природы в принципе: обо всем своем долгом странствовании (дуэль началась рано утром, а в Кисловодск он вернулся, когда уже солнце садилось) он может припомнить только: «…я ехал долго, наконец очутился в месте мне вовсе незнакомом» . Все это свидетельствует о глубоком потрясении, которое переживает Печорин, о его тяжёлом душевном состоянии.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной: «…серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни!.. Скучно!..» Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому же служит описание взволнованного моря в повести "Тамань": «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона… Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» .

Печорин - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Он мастерски описывает природу ночи (его дневник, 16 мая): «Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь» . По замечанию Дурылина, «описание ночи в Пятигорске может служить образцом письма Лермонтова последних лет. Несколько строк – и перед нами полная, всеобъемлющая картина ночи. Словам в ней тесно, но живописи и музыке просторно» . Первая половина описания построена на зрительных впечатлениях вечера: «…В некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы» . На смену зрительным выступают слуховые впечатления: шум ключей, топот коня, скрип арбы, припев песни. С проникновенным реализмом и вместе с тончайшим лиризмом подмечает Лермонтов эту смену впечатлений и из нее создает картину и вместе симфонию ночи, опираясь на прекрасную ясность малейшей черты, на мелодичную точность любого звука. Этот отрывок, взятый отдельно, есть проникновенное изображение теплой южной ночи, но он же в ряду страниц психологического романа дает тонкую зарисовку субъективных переживаний Печорина, без которых был бы не полон его образ.

Чудесным пейзажем открывается повесть "Княжна Мери": «… во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . «Это проза поэта, умеющего кристаллизовать чувство, мысль, образ в емкое, прозрачное, как кристалл, слово, звучащее как мелодия; но это и проза глубокого реалиста, тонкого психолога, безошибочного наблюдателя людей и вещей,»- так характеризует В.А. Мануйлов способность Печорина не только видеть и понимать красоту окружающего мира, но умение передать свои чувства.

Часто мысли Печорина о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе, а картины природы служат поводом для рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести "Фаталист", вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения: «Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!» Здесь внешнее впечатление «рождает воспоминание, воспоминание дает толчок размышлению, а размышление проходит ряд стадий уже по законам логики». В результате, раздумья Печорина под открытым небом, в котором спорят меж собой месяц и сияющие на темном небе звезды, нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, продолжает сопротивляться этой идее. Он не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Ироническое отношение Печорина к философии «людей премудрых» прямо связано у него с утверждением права человека на самостоятельность решений: он называет «колею предков» «опасной», он видит, что она отнимает у него свободу воли, и предпочитает решительность характера, основанную на праве человека сомневаться во всем. Он сознает в себе силы «единственного творца своей судьбы и потому-то дорожит свободой как высшей ценностью» .

Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой испытывает он глубочайшую радость. "Я не помню утра более глубокого и свежего!" - восклицает Печорин, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; душа его сжилась с бурями и битвами и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» . Этим лирическим образом Печорин включает свою личность в семью тех вечных скитальцев, неуемных мятежников, которых Лермонтов с юношеских лет выводил в своих поэмах, каким был сам. Такая концовка выражает несмиряющееся, мятежное начало потенциально могучей личности, которая «превышает своим подлинным содержанием все житейские возможности проявления, ей представленные судьбой».

Этот эпизод романа "Герой нашего времени" перекликается со стихотворением Лермонтова «Парус». Желанный "парус" ищет в море и Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился "желанный парус" и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам на последних страницах романа. Печорин называет себя и свое поколение "жалкими" потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха". Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман «Герой нашего времени» обогащается зарисовками прекрасной и величественной природы, они, то лаконичные, предельно краткие, то подробные, в своей основе объективны, точны, реалистичны.

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Описание работы

Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью пейзажа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это определило цель нашего исследования – определить функции пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить манеру изображения пейзажа,
определить роль пейзажа в сюжете произведения,
раскрыть функции пейзажных зарисовок в произведении.

Содержание

Введение……………………………………………………....……… 3
Глава I. Виды и функции пейзажа в литературе..…………………. 5
Глава II. Функции пейзажных зарисовок в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»……..............................................
14
§1.Кавказ как место действия в романе «Герой нашего времени»…....................................................................................
§2.Пейзаж как средство создания определенного настроения.......................................……………………………….
§3..Роль пейзажа в раскрытии образа Печорин…………………….

14
15
16
18
Заключение…………………………………………………………... 25
Библиография………………………………………..………………. 26