Характеристика главных героев в романе «Разгром. «Характеристика главных героев в романе «Разгром Характеристика главных героев произведения разгром

С победой молодой Советской республики новая жизнь стихийно ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась главной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о новом человеке. “Разгром” был задуман в первые послеоктябрьские годы, потому что еще свежи были воспоминания о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой участвовал автор. В “Разгроме” мы видим отношение Фадеева к войне как к злу, которое несет в себе кровь, страдания, смерть. Но Фадеев смотрит на войну не как наблюдатель, а как непосредственный участник событий. В своем романе автор отразил пробудившееся сознание народных масс в новых условиях.

Чтобы подробнее рассмотреть “Разгром”, необходимо кратко передать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизанской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения. Один из главных героев, партизанский командир Левинсон, - человек “правильной породы”, которого все любили и уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод, усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах бывшей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса, из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и исполнительный Дубов, из крестьян - бывший пастух Метелица, человек отважный и смелый. Представителями интеллигенции являются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно превосходящих сил противника, мужественно преодолевает различные препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд попадает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны разгромлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало, которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, которое выражается в словах: “нужно было жить и исполнять свои обязанности”.

Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуален на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отряда Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обладает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответственность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский вожак, сознательный руководитель масс, человек “особой, правильной породы”, готовый на самоотречение ради своих идеалов. Левинсон пользуется настоящим уважением, служит примером подражания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько идеализирует своего героя. Ведь если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и подавлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левинсон очень искусно руководит людьми.

Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех мелочах. Автор показывает, что помощник командира - набирается опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гончаренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то мере человеком “правильным”. Я читала, как четко и самоотверженно действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие люди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что делают и куда идут, ради чего сражаются.

В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно исследовал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому прежде чем показать человека на вершине героизма, писатель изображает его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт партизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел тернистый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана “исправного”. В начале романа я вижу несознательность и недисциплинированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий мир. “Беспечное озорство” Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности. В результате чего Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его храбрость восхищает окружающих.

Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои прекрасные качества. Он получает возможность использовать и раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность, молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в сознательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-моему, - дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает достоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведение Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью, хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступков.

Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечику Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героических подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, воровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской массе, Мечик разочаровывается; Мечик морален, но его качества проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, которое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гуманизмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости. Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова, Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится. Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев показывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента. Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.

Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверенность и юный романтизм породили отрицательные качества. В результате он предал товарищей. В становлении личности этого героя большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Мечика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач - это интеллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, которые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фролова. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет тоже существенную роль.

Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и основная мысль “Разгрома”. Фадеев определил ее так: “...в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”. В романе есть и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот “отбор человеческого материала” ведет сама война. В результате погибают лучшие люди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов. После своего духовного становления героически погибает Морозка. В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справедливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реализм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, возвышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу заметить, что исследование людей и событий не всегда ведет к положительному результату. Выявляются и отрицательные стороны, которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда бывает чистой.

Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поставил две основные концепции. Первая - это единство мира и человека в нем, а вторая - гуманизм. Фадеев показал нам не только партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без которой немыслимо описание партизан, ведь почти все они вышли из крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал, что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрывность людей и крестьянского мира. Гуманизм в “Разгроме” показан не через милостивое отношение к женам и детям противника, а через воздействие новых отношений на характеры и личность людей.

Основную тему и идею Фадеев определил в “переделке людей”. Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей в романе немного, но автор внимательно исследует каждую личность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира человека в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор повествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же начало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, поведение и переживания участников сражения. Автор довершает характер героя его поступками. В своем романе автор утверждает непобедимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом партии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую преданность делу, за самоотверженность и труд.

Мечик - один из главных героев романа А. Фадеева "Разгром". Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти.

Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: «чистенький». Фадеев пишет: « - Больно, ой… бо-больно!.. – стонал раненый, когда ординарец перебрасывал его через седло. Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».

Морозке Мечик не понравился с самого начала. И вот что говорит Фадеев по этому поводу: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить».

Мечик – совсем еще юный, почти мальчик. Он как-то «не вписывается» в среду партизан, огрубевших, закаленных суровыми условиями жизни. Мечик оказался здесь, в партизанском отряде, не из политических убеждений, а из любопытства. Его влечет сюда романтика. Но первые же дни пребывания среди красных очень быстро убедили героя, что никакой романтики в этой классовой борьбе нет. Есть только суровая проза. Мечик почувствовал себя оскорбленным до глубины души, когда вместо ретивого, мускулистого коня ему досталась жалкая, худая лошаденка, привычная к крестьянской пахоте: «Он чувствовал себя так, словно эту обидную кобылу с разляпанными копытами дали ему нарочно, чтобы унизить с самого начала».

Сказать по правде, читая роман, я долго присматривалась к Мечику, решая, что же он все-таки такое. Сначала этот герой меня привлек какой-то своей мягкостью, интеллигентностью, деликатностью. Эти качества так выгодно смотрятся на фоне огрубевших, постоянно матерящихся партизан. Мечика влечет к старику по имени Пика, к его жизненной философии, заключающейся в том, чтобы быть близким природе, никогда не убивать, не воевать. Трудно не согласиться с Пикой: действительно, как бы было хорошо, если бы на земле воцарился мир, люди бы забыли о вражде, войнах.

Но постепенно, по мере более близкого знакомства с юным Мечиком, я вдруг открыла, что он ничего собой не представляет. Мечик трусоват: у него не хватает мужества возразить Чижу, оборвать отношения с этим двуликим, подлым человеком. Мечика покоробило, когда Левинсон отнял у корейца свинью, тем самым подтолкнув его семью к неминуемой голодной смерти. Трясущийся, седоватый кореец, в продавленной проволочной шляпе, с первых же слов «взмолился, чтобы не трогали его свинью». Сердце Мечика «сжималось». «Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому», перед его глазами все «стояло» «заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка» корейца. Мечик спрашивал себя: «Неужели без этого нельзя?». Он «знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден».

Другой яркий эпизод романа – сцена «убийства» Фролова. Мечик стал свидетелем разговора Левинсона и врача Сташинского. Юноша узнает о жестоком решении Левинсона умертвить Фролова, человека, который тяжело ранен и давно должен был умереть. Отряду надо уходить, а Фролов – обуза. Страшное впечатление произвел подслушанный разговор на Мечика. Он бросился к Сташинскому: «- Обождите!... Что вы делаете?... Обождите! Я все слышал!..»

Мечику тяжело видеть страдания обреченного на голодную смерть старика корейца; его пугает жестокость Левинсона, который ради «общего дела» готов лишить жизни человека. Но ведь Мечик ел вместе со всеми свинью несчастного корейца! И сохранил в секрете страшную тайну о том, что Фролов умер не своей смертью, а был отравлен ядом!

Да, Мечик - мягкий человек, его коробят жестокость, бесчеловечность, все то, что несет с собой классовая борьба. Ему не хватает мужества, твердости, воли. Все, на что способен этот герой, - это потихоньку, подобно вору, сбежать из партизанского отряда: «Я не хочу больше переносить это», - подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко себя». И неслучайно Фадеев обращает наше внимание на мысли своего юного героя: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью,» - подумал он снова, чтобы еще сильнее разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную наготу и подлость». Я думаю, авторское отношение к Мечику – отрицательное. Проявляет его автор открыто, называя мысли своего героя «жалкими», «подлыми».

Не красит Мечика и его отношение к Варе. Варя полюбила этого человека. Наверное, в сердце девушки, которая не может отказать ни одному мужчине и которая отдавалась почти каждому партизану в своем отряде, живет тоска по настоящему чувству. Мечик привлек ее своей непохожестью на грубых партизан, показался Варе тем самым, единственным мужчиной. Девушку потянуло к нему, и Мечик, со своей стороны, сначала тоже тянется к Варе. Но герою не дано оценить ее самоотверженной любви. Да и вообще, разве можно назвать мужчиной человека, который грубо отталкивает женщину, бросившуюся к нему, чтобы поддержать в трудную минуту. Тем более, что эта женщина - единственный человек во всем свете, который его любит: «- Куда?.. Ах, пусти!... – он рванулся и оттолкнул ее, лязгнув зубами». Мечик рванулся еще раз, едва не ударив ее! Но ведь и самой Варе страшно. Это Мечик, на том основании, что он мужчина, должен был поддержать и утешить Варю!

Мечик боится, что об их отношениях с Варей узнают в отряде. Я думаю, деликатному, интеллигентному, человечному Мечику не хватает качеств, без которых мужчина не может именоваться мужчиной. Он труслив, немужественен, не умеет найти подход к людям, напрямую высказать свои взгляды. Этот герой получает свободу ценой предательства.

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Герои романа А. Фадеева «Разгром»

Цель:

    дать представление о личности писателя, дать краткий обзор литературной ситуации 1920-х-1930-х годов;

    обучать составлению сравнительной характеристики героев романа; выявить авторское отношение к проблеме интеллигенции и революции;

    развивать творческие способности и умения, сопоставляя, делать выводы, обобщать

Ход урока.

1 Орг момент. Приветствие.

2. Беседа.

Какое историческое событие освещено в романе? (Гражданская война)

Где происходят события?(На Дальнем востоке)

Кто является главным героем романа?(Левинсон, Морозка, Мечик)

Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?

3. Новая тема

А) Знакомство с биографией Фадеева (презентация )

Б) Гражданская война изнутри…

Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала... Все неспособное бороться отсеивается... Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а человека.
Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. В драматических событиях этого времени глубоко раскрываются характеры людей.

Центральное место в романе занимают образы командира отряда Левинсона, Морозки и Мечика. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает читателю судить о характерах этих героев.
Иван Морозов , или Морозка , как его называют, не искал в жизни новых дорог. Это естественный в своих поступках, болтливый и разбитной парень двадцати семи лет, шахтер во втором поколении. По жизни он шел старыми, давно выверенными тропами. Спасение Мечика стало как бы толчком к переделыванию Морозки. Мы видим, что герой испытывает сострадание к Мечику, он проявляет храбрость, но в нем есть и презрение к этому человеку, которого он считает “чистеньким”.
Морозку сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика. “В энтого, маминова, что ли?” - спрашивает он у нее и презрительно называет Мечика “желторотым”. В нем боль и злость. И вот он крадет дыни. И очень боится, что его выгонят за этот проступок из армии. Для него это невозможно, он уже сжился с этими людьми. Да ему и некуда идти. На “суде” он искренне говорит: “Да разве б я... сделал такое... ежели б подумал... да разве ж я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то что бы позор или как!”
Морозка потерпел крах в личных отношениях. Ведь ближе Вари у него никого нет, а с личными проблемами ему приходится справляться самому. Он одинок и ищет спасения в отряде. Он по-настоящему предан своим товарищам по отряду. Морозка уважает Левинсона, Бакланова, Дубова, пытается даже подражать им. Они же видели в Морозке не только хорошего бойца, но и отзывчивого человека, всегда поддерживали его. Морозке можно доверять - ведь именно его отправляют в последнюю разведку. И этот герой ценой своей жизни предупреждает людей об опасности. Даже в последние минуты жизни он думает не о себе, а о других. За_преданность делу и отвагу, за доброту - ведь Морозка не мстил Мечику за потерянную жену - автор любит своего героя и передает эту любовь читателю.
Как и Морозку, командира отряда
Левинсона Фадеев показывает живым человеком с присущими ему колебаниями, чувствами. Автор не идеализирует этого героя. Внешне он неприметный, похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой. Он всегда настороже: боялся, что его отряд будет застигнут врасплох, и начинал готовиться к сопротивлению, но так, чтобы об этом никто не знал. Он бдительный и проницательный. Все партизаны считали его “правильным”.
Но сам Левинсон видел свои слабости, как и слабости других людей. Когда отряд попадает в трудное положение, Левинсон старается быть примером для остальных. Когда же это не срабатывает, он начинает применять силу власти, принуждения (вспомним, как он под дулом пистолета загоняет бойца в реку). Быть порой жестоким его заставляет чувство долга, которое для Левинсона превыше всего. Он собирает в себе все силы, и отряд под его руководством прорывается вперед… Но после прорыва у Левинсона уже нет больше сил. Когда физическая усталость почти побеждает, ему на помощь приходит Бакланов. Этот юный наивный “мальчик” смог повести отряд вперед. Левинсон слаб, но это говорит о том, что на первый план в его поведении выходит не командир, а человек. Фадеев видит недостатки своего героя и считает, что ему не хватает жизненной силы, смелости, воли. В Левинсоне нас привлекает то, что все его мысли и поступки выражают интересы отряда, людей. Его личные переживания отходят на второй план.
Образам Морозки, Метелицы и других членов отряда противопоставлен образ
Мечика. Это юноша девятнадцати лет, который добровольно пришел в отряд, чтобы потешить свое самолюбие, тщеславие. Поэтому он рвется в самое горячее место, чтобы как можно быстрее проявить себя. Этому человеку не удается сблизиться с остальными членами отряда, потому что больше всего он любит себя. Он всегда думал только о себе, поэтому был посторонним человеком в отряде. У Мечика появляется мысль о дезертирстве, хотя ведь он сам пришел в отряд. Как раз это и говорит об истинных намерениях Мечика. Он не служил делу, а просто хотел покрасоваться своей доблестью.
Поэтому мы можем сказать, что отряд - это единое целое, а Мечик стоит отдельно от остальных. И когда он в конце концов дезертирует, читатель не удивляется этому. А о чем Мечик думает, когда дезертирует? “...Как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла...” И ведь именно Мечик - причина смерти Морозки. Мне кажется, лучше всего характеризуют этого героя произведения слова Левинсона, назвавшего Мечика “никчемным пустоцветом”, слабым, ленивым и безвольным. И хотя коллективный герой романа А. Фадеева “Разгром” - это военный отряд, действующий на Дальнем Востоке, он не предстает перед нами как нечто единое. Слишком разные люди входят в него. Каждый человек - личность, у которой свои социальные корни, мечты и настроения. Это подтверждают столь различающиеся между собой образы Морозки, Левинсона и Мечика.

В) Составление сравнительной характеристики Морозки и Мечика

Задача: Подобрать эпизоды, характеризующие героев.

Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение наталкивает нас автор, показывая, как они ведут себя в разных ситуациях по отношению друг к другу и к товарищам.

Каким показан Морозка в романе?

(работа с текстом) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Морозку.

Как изображён Мечик? (работа с текстом и заполнение таблицы) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Мечика.

Г) Заполнение таблицы

Морозка

Мечик

Социальное происхождение

Морозка – шахтёр во втором поколении. С двенадцати лет работал в шахте, «не искал новых путей, а шёл старыми, уже выверенными тропами».

Мечик наоборот, родился в интеллигентной семье, в городе, представления о мире он получал из книг, в которых всё было прекрасно. В общем, когда он вырос и вступил в жизнь, оказалось, что он совсем не готов к ней.

Образование

Морозка был не образован, не видел красивой жизни, а учился пробиваться в суровой действительности, зарабатывая себе на кусок хлеба, катая тяжёлые вагонетки с рудой

Мечик окончил гимназию и жил без забот на деньги родителей

Внешность

Внешность Морозки описывается по сходству с конём: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»,

Мечик был «чистенький», белокурый, с вьющимися волосами.

Воспитание

Ещё с ранних лет Морозка научился пить водку, материться, вести гулящий образ жизни. Бала у него ещё одна плохая черта - он не признавал ни каких авторитетов, но тут же есть и светлое пятно – он никогда не предавал своих товарищей, за что его все уважали и считали своим человеком.

Мечик был «маменькиным сыночком», для него лучшим занятием было чтение книг.

Жизненный опыт

Прежде чем попасть в отряд Левинсона Морозка побывал на фронте, где получил множество ранений, два раза был контужен, после чего уволился по чистой и пошел в партизаны

Мечик, вступив в партию эсеров-максималистов, получил направление в партизанский отряд Шалбыбина, и, жаждя «книжных» подвигов, он пошёл в отряд, но его мечты быстро рассеиваются при первой встрече с партизанами - его избивают, не разобравшись, кто он такой. Когда на отряд Шалдыбы напали японцы, Мечик был ранен и спасён Морозкой, которого отправили отвезти пакет в их отряд. Так Мечик попал в отряд Левинсона.

Отношение окружающих к героям

Окружающие относились к Морозке по-разному, его уважали за то, что он всегда ухаживал за конём, держал чистым своё оружие и никогда не предавал товарищей, это было главным для партизана, и его считали своим. Но была и отрицательная сторона, он был наглым и никому не подчинялся, на него хотели найти управу и ждали момента. Такой момент настал. Однажды он не удержался и украл дыни с чужого огорода, его осудили, но помиловали, взяв с него честное слово шахтёра и партизана, что он исправится.

Мечика почти никто не признавал за то, что он, во первых, был эсером-максималистом, во вторых, не мог, а точнее не хотел следить за оружием и конём, и в третьих, подружившись с Чижом, который научил его отлынивать от работы, не выполнял требования командира отряда. В отряде сложилось мнение, что он «непроходимый путаник», «ленивый и безвольный», «никчёмный пустоцвет».

Отношение к службе

Мечик задремал в седле и чуть не попал в руки казаков, после чего пустился в бегство. Из-за этого Морозку убили, но он всё-таки успел выстрелить три раза вверх, чтобы предупредить своих

Мечик в это время бежал, спасая свою жизнь. Осознав вину, он решил застрелиться, но, поняв, что и это ему не под силу, вернулся в город, не задумываясь о том, какая там власть.

Вывод

Таких людей, как Морозка, можно переделать, ведь он верен своему народу, и если он дал честное слово, что исправится, то он выполнит обещание, даже если это будет стоить ему жизни

Мечик как был «чистеньким», так им и останется, предав товарищей, он эгоист, «потому что больше всего на свете он любил всё-таки самого себя».

Здесь не важны жизненные позиции героев, а главное их человечность. Я очень огорчена поступками Мечика, ведь он предал своего спасителя, бросил, а должен был остаться и погибнуть вместе с ним, а может быть, они выжили бы, если бы Мечик не заснул в седле. Да это абсурд, идти в разведку и заснуть! Это полная безответственность! А самое главное, что он остался с этим жить без особого угрызения совести. Вот Морозка - герой. Зная, что сейчас умрёт, выполнил свой долг, и погиб как настоящий герой.

4. Итог. Как через образы Морозки и Мечика Фадеев решает проблему интеллигенции и революции? Какой основной приём использует автор для создания двух характеристик? (антитеза)

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладающий чётким, ясным видением событий и не осознавший ещё своего места в жизни, а главное – не обременённый политическими и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого.

Главной причиной и безответственности, и трусости, и слабости «образованного», «чистенького», «городского» Мечика Фадеев считает его эгоизм, индивидуализм, чрезмерно развитое чувство личности. Предательство, по Фадееву, - естественный финал, к которому приходит (и не может не прийти) интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с «массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигенции есть люди, преданные делу революции. Это люди особой породы»

5. Домашнее задание. Подобрать эпизоды, характеризующие Левинсона.

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!