Интервью с солисткой группы «Моя Мишель» Таней Ткачук. Интервью с солисткой группы «Моя Мишель» Татьяной Ткачук Таня ткачук моя мишель биография

Группа «Моя Мишель» совсем недавно стала открытием на российской музыкальной сцене, а их хит «Дура» был одним из самых скачиваемых в официальных русскоязычных музыкальных сервисах. «АиФ» поговорил с вокалисткой и «лицом» группы Татьяной Ткачук о сотрудничестве с Игорем Матвиенко , суровом, но родном Благовещенске, а также о том, почему встреча с Юрием Шевчуком вогнала её глубокую депрессию, но вместе с этим дала путёвку в творческую жизнь.

Владимир Полупанов, «АиФ»: Таня, «Дура» — ваша первая песня, услышанная мной. Меня поразило, как легко вы признаётесь в ней: «Я же твоя дура». Есть у неё предыстория?

Татьяна Ткачук: Любовь.

— Женщина в этом состоянии ощущает себя дурой?

— Она не ощущает, она дура.

— Но вы не производите впечатление...

— … могу производить, отчего же. Мне кажется, это очень трогательно.

— В песне «Настя» вы поёте: «Я такая пьяная и тупая». «Настя» — это кто?

— Мне кажется, что и мужчины — Сергей, Вадим, Александр Иванович — могут в какой-то момент жизни быть Настей. Это не про конкретного человека, а про состояние души.

— А вы как часто пьёте и тупеете?

— Я вообще не пью. Мои песни это не только личный опыт, но и наблюдения за, может быть, даже незнакомыми людьми.

— Почему вы, филолог, так вольно обращаетесь с русским языком? «Утром дворников раньше снег встанет…», «ласковость»…

— Мне кажется, что люди, чаще всех делающие ошибки и матерящиеся — это филологи… Это я так шучу. Но иногда мы странно разговариваем: инверсией и неологизмами.

— Вы признавались, что с детства разговаривали на странном «солёном» языке. Это как?

— На Дальнем Востоке среди детей (а мне тогда было лет 6) существовал такой «солёный» язык… Нужно после каждого слога добавлять «с» и гласную слога. Например: я — яса, ты — тысы. Мы пошли — мысы посошлиси. Я до сих пор могу на нём разговаривать. И, когда приезжаю в Благовещенск, забавляюсь так со своим племянником. Конечно, уже не так легко отлетает от зубов, как в детстве. Но всё равно никто не понимает этот язык, кроме нас двоих. Возможно, он пришёл из тюремной среды. Но почему-то поселился среди детей. И некоторые из нас, овладев им, при взрослых могли разговаривать о чём угодно, даже на темы, которые нельзя при взрослых обсуждать. В том числе нецензурно выражаться.

— Вы обсуждали взрослые темы и нецензурно выражались в 6 лет?!

— Естественно. А когда же этим ещё заниматься? Это же самый познавательный возраст, когда тебе всё интересно. У тебя нет понятия сексуальности. И ты действуешь, как хирург. Чтобы понять, надо разрезать и посмотреть, что внутри.

— А вы карьеру учителя русского языка и литературы променяли на музыку по какой причине? Вы ведь всего 5 месяцев преподавали. За это время успели разочароваться?

— Не променяла. Русский язык и литература по-прежнему присутствуют в моей жизни. Игорь Матвиенко («Моя Мишель» имеет «прописку» в продюсерском центре Игоря Матвиенко, - ред.) вообще говорит, что я мыслю, как поэт, а не как композитор, и музыку пишу, как поэт. Я с ним, конечно, не согласна… Когда мы с ним писали песню («Вспоминай обо мне, когда пойдёт дождь» — Ред.) для фильма «Викинг», он меня попросил написать стихи на «фонетическую рыбу», чтобы там были открытые слоги. Нужен был особый язык, немного фольклорный. Но у меня такого опыта не было прежде. Поэтому я переписывала стихи раз 8 или 9.

— Песня в результате получилась?

— Да. Её спела Ая (Светлана Назаренко - Ред.) из группы «Город 312».

— «Здесь кругом сосны, никаких Hugo Boss-oв. А вечером поздно не выходи. Ударят». Это вы поёте про…?

— … родину.

— Благовещенск настолько суров?

— Если ты в Москве можешь в метро что-то ляпнуть, не подумав, и поехать дальше, то там ты как минимум получишь. Надо следить за базаром (смеётся).

— И девочкам может «прилететь за базар»?

— Да. Может и девочкам от девочек «прилететь». Я не говорю, что всё так сурово. Но чем холоднее климат, тем суровее люди.

— Вам часто доставалось?

— Не так уж часто, но бывало. И от меня тоже доставалось. Дрались на дискотеках...

— И часто побеждали в драке?

— Там не было победителей. Это же женская драка: у-у-у… (изображает женский вопль - Ред.).

Группа «Моя Мишель». Фото:

— Жители Благовещенска сильно отличаются от тех, кто живёт в Москве, где вы ныне обитаете?

— Везде люди разные. Всё зависит от географического положения и уровня холода. По моим наблюдениям, чем южнее, тем люди более открытые. И наоборот. Это не значит, что северяне хуже южан. Им просто тяжелее раскачаться, сложнее начать танцевать с первой песни. Хотя есть города-исключения типа Владивостока. Это город-порт, поэтому люди там более свободные и открытые.

— Когда я вас впервые услышал, то сразу подумал, что ваши песни и манера исполнения очень похожи на то, что делает Илья Лагутенко. Насколько близко вам творчество группы «Мумий Тролль»?

— Я иногда шучу про то, что во Владивостоке стоит памятник Илье Лагутенко . И многие верят. В 14 лет я услышала «Мумий Тролль» и, можно сказать, выросла на нём. Ну, как выросла... Дальний Восток был очень прокачан его музыкой. Может быть, сильнее, чем вся остальная Россия. Группа же наша, дальневосточная, поэтому и играла у нас из каждого утюга. Конечно, я его слышала. Когда мне было 15, в Благовещенск одновременно приехали на гастроли «Мумий Тролль» и «ДДТ». Но у меня денег хватало только на один концерт. Хотя мне очень нравился «Мумий Тролль» (и мы даже встречали музыкантов в аэропорту), я пошла на концерт «ДДТ»…

Фото: Пресс-служба группы «Моя Мишель»

— Я слышал, что Юрий Шевчук это оценил и даже дал вам денег на такси…

— Можно даже сказать, что он меня благословил. Мы, компания юных людей, поджидали его рядом с отелем после концерта. И он пригласил нас к себе в номер. Пел нам под гитару свои песни, рассказывал много интересных историй: про Чеченскую войну, про сложности своей личной жизни, про жену. Мне нужно было ехать домой, уже ушёл последний автобус, и папа по телефону требовал: «Немедленно езжай домой». Я разрыдалась. Уезжать не хотелось. Но пришлось. И да, Шевчук дал мне денег на такси… Эта встреча произвела на меня настолько сильное впечатление, что буквально на следующий день я впала в сильную подростковую депрессию.

— Почему?!!!

— У меня произошла переоценка ценностей. Я на многие вещи стала смотреть по-другому. Плюс переходный возраст. Стала задумчивой и угрюмой. Меня никто не узнавал. Это длилось год.

— А до этой встречи вы были легкомысленней?

— А я и сейчас легкомысленная. До встречи с Шевчуком я была душой компании. И стремилась быть в центре внимания. На каких-то вечеринках даже была ведущей. А сейчас даже и не знаю, что нужно сделать, чтобы заставить меня быть ведущей.

Вообще Шевчуки в моей жизни сыграли большую роль. В 28 лет я узнала, что это фамилия моего прадеда по папиной линии, отца его мамы. Он был лесником и очень стойким человеком. А в 29 лет я встретила музыкального продюсера Павло Шевчука , и вся музыка группы «Моя Мишель» случилась, благодаря ему, он сильно изменил мою жизнь!

Фото: Пресс-служба группы «Моя Мишель»

— Вы смотрели новогодние «голубые огоньки» в этом году?

— В этом году мы снимались для новогоднего шоу Первого канала: пели песню Матвиенко «С Новым годом, люди!» вместе с «Иванушками» и Дайнеко . Это было весело, забавно и совсем не противно. Наверное, всё-таки эти шоу рассчитаны на жителей регионов, а не мегаполисов типа Москвы и Питера. У моей мамы не возникает вопроса: «Почему такой плохой „ Голубой огонёк ” ?»

— У вас нет ощущения, что многие наши поп-звёзды тормозят развитие музыки?

— Молодым музыкантам по-прежнему тяжело пробиваться, даже с очень лёгкими песнями. Мы ведь тоже делаем поп-продукт. Но он новый, от него не пахнет восьмидесятыми и девяностыми. А вся наша традиционная эстрада, как мне кажется, осталась в том времени, «перестроечном». Поэтому не все ещё готовы воспринимать наши песни. Но нам и не очень-то дают возможности показать этот продукт где-либо, кроме интернета. Будучи абсолютно форматной, наша музыка является «неформатом» для большинства радиостанций. Получается какой-то замкнутый круг.

— У меня сложилось впечатление, что вы не очень-то хотите попасть в эту обойму звёзд, застрявших в восьмидесятых и девяностых.

— Любой артист хочет, чтобы его слушало как можно больше людей. Это нормальное желание. Все разговоры типа «я в андеграунде» — просто камуфлирование неудач. Я не хочу быть в андеграунде, я хочу быть популярной. Хочу, чтобы мои песни звучали на всех телеканалах и радиостанциях. Но это не значит, что мне хочется подстраиваться под формат.

Фото: Пресс-служба группы «Моя Мишель»

— Большая часть ваших песен о любви к мужчинам. Вы в нас ещё не разочаровались?

— Каждые полгода я разочаровываюсь то в мужчинах, то в музыке, то в себе. Мне кажется, разочаровываться - это нормально. Главное, потом опять очаровываться. Меня очень пугают люди (в основном это люди в возрасте), разочаровавшиеся во всём, кроме денег, с пустыми погасшими глазами. Наверное, один из моих страхов — разочароваться в том, что я делаю. Меня, конечно, тоже интересуют деньги. Но хочется видеть и огонь в глазах.

— Почему у людей гаснут глаза?

— Человек устроен так, что ему всё время должно чего-то не хватать: славы, любви, денег. Это один из двигателей эволюции. А как только он получает всё, что хотел, у него наступает чувство пресыщения.

Фото: Пресс-служба группы «Моя Мишель»

— «Очень суровый, с виду суровый парень, а внутри нежный батончик Милки вэй ” ». Мужчины все такие, как вы о них поёте?

— Почему «Мишель»? И «моя» — это чья?

— Любой человек может произнести «моя». А почему дали такое название группе? Просто так. Это ничего не значит. Нет никаких тайных смыслов и легенд. Я уже задумываюсь: не придумать ли легенду? У меня были порывы изменить название, потому что в какой-то момент оно казалось мне сопливым и сладеньким. Мы играем жестковато для этого названия. Но хорошо, что я этого не сделала. Во многих вещах, как мне кажется, нужно идти до конца, не метаться. И тогда из этого что-то может получиться. Начал дорогу переходить, а на тебя «Камаз» едет... Если начнёшь дергаться, то, скорее всего, ты под него попадёшь. Если уже идёшь — переходи.

— Зачем вы назвали второй альбом «Отстой»? Ведь это слово совсем не отражает его сути.

— Там же есть строчка: «Что за отстой эти прощания»… Так что песня «Отстой» как раз отражает суть всего альбома. В ней всё: новые мысли, новая музыка, которая есть во всех песнях этого многогранного альбома.

— Просто само слово «отстой» несёт негативный оттенок...

— А мне кажется, безобидное слово. Но почему-то людей это цепляет, особенно хейтеров (люди, которые демонстративно ненавидят артиста или музыканта, придираясь к любым мелочам - Ред.). Но нас это страшно забавляет.

Недавно у группы «Моя Мишель» вышел второй альбом. Название у него вызывающее: «Отстой» , зато привлекает внимание. А привлекательности солистке Тане Ткачук (30) не занимать.

Впервые Таню я встретила на финале проекта «Главная сцена» . Тогда она в обалденном желтом комбинезоне, который больше походил на вечернее платье, переобувалась из туфель на каблуках в кроссовки New Balance . Этот случай как нельзя лучше характеризует саму Таню . Женственность и озорство отражаются и в ее песнях. Слушаешь и думаешь: и у меня так было! О кумирах, песнях и важных знакомствах Таня рассказала в нашем интервью.

«Главная сцена» – это большая волна, которую мы поймали, случайность, судьба.

Однажды я заметила, как после каждой съемки, во время перестановок оборудования и в паузах, (42) спал на стуле, прямо сидя! Иногда ему хватало двух минут. Сначала я хихикала, как школьница, но на самом деле меня поразило это умение. Ведь это все какая-то невероятная самодисциплина и трудоспособность. Гарик – один из тех людей, которых я успела узнать и полюбить благодаря проекту, человек с заразительнейшей жизнерадостностью и чувством юмора на уровне инстинкта, у него очень гибкий тонкий ум .

Напишу песню и думаю: «Господи, неужели это я?» Это же все чистой воды случайность… Трудно анализировать свое подсознание, думать, когда, в какой пропорции и что оно тебе выдаст. Например, в каком году в твой мозг отложилось слово «инквизитор» и почему именно сейчас оно всплыло… Думаешь, вот напишу песню о том-то, а выходит все равно не об этом или не только об этом.

Важно писать песни, не ориентируясь на массы, а то можно погрязнуть в угадываниях. Людям вообще трудно угодить, они сами не знают, чего хотят . Мне кажется, важно быть искренним, ведь слушатели не идиоты.

В Благовещенске у нас была другая группа, с другой музыкой и песнями. Но мы разругались, и все в разное время уехали в Москву. Здесь решили больше не выделываться и создать новое. Получается, перерыв был лет пять или даже больше… В общем, было время подумать. (Улыбается. )

Популярность? Наверное, когда, как Керри Брэдшоу , увижу свое изображение на городском маршрутном автобусе, почувствую это. Иногда из плееров прохожих слышу нашу музыку , это тоже сойдет (Смеется.). Шучу, это классно.

Наш самый запоминающийся концерт, конечно, первый . Он был в Благовещенской филармонии . У меня так тряслись коленки, что я еле стояла и думала, скорее бы это закончилось.

В Москве , пожалуй, – наше первое выступление в Arena Moscow перед концертом Simple Plan . Пять тысяч человек кричали: «Simple Plan!» , а нам нужно было идти на сцену… Не самое мотивирующее ощущение. Но все хорошо закончилось, бутылок на сцену не прилетело.

Хотелось бы побывать на концертах Джима Моррисона (1943-1971), Цоя (1962-1990), Майкла Джексона (1958-2009), Nirvana , Radiohead , Gorillaz , Фаррелла Уильямса (42), Wu-Tang Clan .

Воспринимаю мир вокруг вспышками , когда что угодно вызывает личные ассоциации или воспоминания. Остальное время я на автопилоте. Иногда люди здороваются со мной лоб в лоб, а я не вижу и не слышу, так ухожу в свои мысли… А они обижаются.

В детстве я думала, что про меня снимают «Шоу Трумана» и всякие там дежавю в этом ключе себе объясняла.

Все мои кумиры мертвы, так что познакомимся когда-нибудь .

Помню, что знакомство с Юрием Шевчуком (58) в 15 лет перевернуло мое мироустройство . Это было после его концерта в Благовещенске , он пригласил к себе человек 10, что ждали его у гостиницы. Рассказывал нам поразительные истории о жизни и о смерти, пел и пил и был прост, добр и искренен. Потом еще дал мне денег на такси. Я ходила как чумная месяц, все думала-думала, стала какой-то закрытой, серьезной. Долго отходила, но возврата не произошло .

Предпочитаю с людьми не сближаться , при этом могу быть совершенно откровенной, раскованной и даже ласковой. А могу не быть. В первые 30 секунд все основное понятно о человеке , по крайней мере, смогу ли я с ним общаться или просто буду вежливо отговариваться.

все слайды

В последнее время не слушаю ничего, кроме классических концертов, Radiohead , Nirvana и некоторых советских певиц, типа Мондрус (71), Кристалинской (1932-1985), Герман (1936-1982), ранней Пугачевой (66), у них невероятные интонации. Они королевы тонкостей . Вообще, я достаточно лояльна ко всем исполнителям, не люблю только пошлости и откровенной спекуляции.

Когда путешествую, то ничего не слушаю. Плеера у меня нет, в пути я лучше придумаю что-нибудь свое .

Если бы меня спросили, считаю ли я себя поэтом, ответила бы, что да .

Общественное мнение – это зло . Причем радужное мнение, порой, большее зло, чем негативное. Самое страшное – начать считать себя полубогом, увещевать и делиться своею бесконечною мудростью среди «страждущих». (Смеется. )

На концерты приходят и парни, и девицы от 20 до 30, в основном. Мало того что симпатичные, так еще и с печатью интеллекта на лицах. А недавно кто-то из друзей написал, что его папа мой фанат . Аудитория, в общем, разная… С поклонниками, конечно, общаюсь: песнями, интервью, пишу посты в ВК , веду Instagram группы.

Каким человеком нужно быть, чтобы сложилась карьера в шоу-бизнесе? Тут полно конкретики. Можно взять трек-лист топовых радиостанций и выписать фамилии из ротаций. Я сейчас не о вкусах, но, думаю, там точно нет ни одной размазни или слабака. Не уверена, что Бобу Марли (1945-1981), например, не приходилось принимать жестких решений в карьере, хоть он и проповедовал равенство, любовь и мир. Главное не путать жесткость с жестокостью! Пишется только одинаково.. Что синий цвет волос, к примеру, или кольцо в брови тебе не особенно к лицу уже. Сейчас открою Америку – мода меняется! На музыку это влияет опосредованно, напрямую влияют только внутренние перевороты в тебе, возможностей для которых жизнь дает предостаточно.

В свободное время гуляю, путешествую, читаю, наблюдаю . Люблю бывать в мусульманских странах, саму эстетику их архитектуры, одежды, мироустройства. Ничего лишнего!

Еще недавно открыла для себя Тбилиси , потрясающая «страна» Тбилиси . (Смеется. ) И люди – таких я нигде не встречала. Плюс сказочные львы, горгульи, летучие мыши, каких зверей там только ни водится на зданиях. Все такое обшарпанное, но в этом весь шарм. Про еду я вообще молчу… Клянусь, вернусь в Грузию с концертом.

Я не смотрела «Матрицу» и «Звездные войны» . В два года подошла к маме и сказала: «Я больше не буду пить молоко». И не пью с тех пор. А еще я люблю розовые гвоздики.

«Талантливый человек талантлив во всем» – мне кажется, это про самолюбие, если ты, конечно, не Леонардо да Винчи .

Пожелала бы себе в будущем чаще звонить маме и папе. Больше спать и не забивать на здоровье.

Группа «Моя Мишель» появилась стремительно: ребята приняли участие в проекте «Главная сцена», и вот уже многие вслед за солисткой Таней Ткачук напевают их песни.

Фотография: Юлия Кропачева

Свой музыкальный стиль участники группы называют «незамороченным дальневосточным» и поют про Мидаса и Тарантино. «Если бы я знала, откуда берутся все эти образы, ходила бы в этот магазин ежедневно, - смеется Таня. - Это всё химия, нерегулируемые процессы мозга и сердца, плюс что-то извне».

На интервью Таня Ткачук приехала на метро. Ее образ жизни слишком отличается от сценического поведения, поэтому на улицах и в общественном транспорте певицу узнают редко.

Таня, артисты, как правило, мечтают об узнаваемости, это часть профессии. А вы?

Это не самый главный атрибут. Мне достаточно того, что происходит в зале, когда я на сцене. Конечно, где-то в глубине души узнаваемость мне приятна, но на самом деле я дико стесняюсь.

Вы как-то сказали, что любовь к музыке у вас с двух лет. Неужели вы помните себя в столь юном возрасте?

Скорее я это знаю по рассказам родителей. Безусловно, я любила музыку с детского сада, со времен утренников. Но осознанно, на другом уровне, я начала заниматься музыкой лет с восемнадцати, когда до меня дошло, что я что-то могу сочинять. Хотя, конечно, мне всегда нравилось и исполнять, и наблюдать за тем, как может звучать песня, когда ее поют разные люди.

Вот мы с вами общаемся, а у меня впечатление, будто вы где-то не здесь. Вы всегда так погружены в себя?

Мне кажется, все люди такие. Если бы все ходили и круглосуточно рассказывали другим, о чем они думают, то выглядели бы как чокнутые. (Смеется. ) Сколько себя помню, всегда была такой. С самого детства.

Ваша замкнутость на успеваемости не сказывалась?

Я даже была отличницей - разок или пару раз.(Смеется. ) А потом увлеклась музыкой. Появились всякие группы, мальчики, играющие на гитарах... Вот тогда немножко скатилась, но закончила школу с одной четверкой. Вроде бы. (Улыбается. )

Химию, наверное, точно любили?

Терпеть не могла. Учительница химии Лидия Райнгольдовна меня не простит, но, если честно, это был самый скучный и нелюбимый урок. К тому же он часто был первым по расписанию, и я на нем спала, а на контрольных списывала у Юли, Тани или Оли - кто быстрее сдавался.

Почему вы после школы решили получить «земную» профессию - стать учителем русского языка?

Я, как человек легкомысленный и довольно романтичный, на себе ощутила несовершенство системы образования. Детям не прививают настоящие профессии, не учат тому, как жить дальше. Лучше бы сводили их разок на предприятие или рассказали про состав шампуня. Я не могу сказать, что к одиннадцатому классу четко определилась, кем хочу стать в жизни. Пригодилась ли мне эта профессия в будущем? Не знаю. Хотела ли я стать учителем? Наверное, нет.

Родители не пытались помочь вам с выбором будущей профессии?

Они никогда ни к чему меня не принуждали. Я не была поклонницей русского языка. Меня привлекала в первую очередь литература, ну а поскольку эти предметы всегда изучаются вместе, то я и пошла в пединститут.

Институт вы все-таки окончили, или музыка целиком поглотила вас раньше?

Окончила. Мне, конечно, очень важно в жизни иметь маневр для раздолбайства, но это не значит, что я не могу что-то серьезное довести до конца. Человек я упертый. Характер у меня папин. Не думаю, что для своих близких я безоблачное небо. Мое упрямство - это то, с чем они постоянно сталкиваются. Мне трудно просить прощения, не в смысле «ой, простите, я наступила вам на ногу», а по-настоящему признавать свои ошибки, неправоту - это всё какая-то врожденная гордыня. Папа хотел девочку и очень меня баловал в детстве, а потом понял, что добаловался, и начал воспитывать. Он у меня строгий. В детстве я его боялась. До сих пор, когда я приезжаю, он пытается указывать, во сколько мне прийти домой. Сейчас я не отношусь к этому с раздражением и делаю всё, чтобы он не переживал.

Интересно, как же тогда такой строгий папа отпустил вас из Благовещенска в Москву?

Папа понял, что у него нет выбора: в городе, в котором я живу, мне плохо. Он видел это и согласился с тем, что мне нужно уехать.

А музыкальное образование вы получили?

У меня нет музыкального образования. Я ничего и не умею, кроме как писать и петь песни. Мне кажется, для этого не нужно музыкальное образование. Может быть, оно даже мешает, хотя, наверное, все недоучки говорят так в свое оправдание. (Смеется .)

Но ведь в музыкальную школу вы ходили? Это тоже образование.

Пять лет на фортепиано и два года - на гитару. Еще одиннадцать лет пела в хоре. Но там же учат, как делать правильно, а это очень мешает. Не должно быть никаких правил.

Вы производите впечатление скромницы, которая говорит полушепотом. Откуда же столько сил, чтобы рулить мужчинами в группе?

У меня нет задачи ими рулить. Это работает по-другому. Просто они меня любят и защищают.

Последнее слово всегда за вами?

Что такое «последнее слово»? Последняя улыбка за мной. (Улыбается .)

Хорошо. А кулаком по столу можете стукнуть, или это все-таки не ваш метод?

Могу и кулаком в лоб, но очень редко. Все-таки это не мое и меня надо до этого довести.

С мужчинами проще работать?

Никогда никаких женщин, кроме меня, не должно быть в радиусе ста метров. (Улыбается .) Могу только сказать: хорошо, что у меня в коллективе сплошь парни, а то мы бы не дожили до первого концерта. Это тяжело - ездить с дамочками в поездах, жить в гостиницах. Кроме своих капризов, я не готова слушать больше ничьи. Конечно, у меня есть подружки, но это не значит, что я готова с ними работать.

Так и не скажешь, что вы любите покапризничать.

Я и капризна, и терпелива одновременно. Не знаю, от чего это зависит. Очень импульсивная, видимо. Настроение меняется сто раз на дню. А еще за три дня я могу влюбиться дважды.

Вы как-то сказали, что сначала пели о природе. Мужчины стали разочаровывать и становиться героями песен позже.

Это правда. Сначала сочинения были очень абстрактными и глобальными, потом я поняла, что люблю детали, и начала многое переносить из личной жизни в песни, миксовать.

Разочарования вас вдохновляют?

Звучит занудно, но каждый человек в жизни нам дан для чего-то, даже если это что-то не принесет счастья. Думаю, если взять все песни мира, то получится, что процентов семьдесят написано в несчастном состоянии, и только тридцать - в ощущении счастья, и то половина - Бобом Марли. (Смеется. ) Но я всегда пишу песни, даже когда у меня всё хорошо и стабильно. То есть мне не обязательно вдохновение. Могу написать песню и без него. Если есть идеи, их нужно воплощать.

А песни пишете только для себя?

Это тяжелый вопрос. Я недавно написала несколько строчек для «Иванушек», а потом подумала: «Черт, про коленки и ключицы я же могла и сама спеть». Мне еще предстоит разобраться в этом, мнение не сформировано окончательно.

Вы помните, когда ваша группа стала популярной? Это же случилось практически в одночасье.

Да, это было четырнадцатого февраля прошлого года. Вышла программа «Главная сцена», где мы исполнили песню «Дура». В день эфира у нас была репетиция, у всех начали звонить телефоны: мамы, папы, друзья с Дальнего Востока спешили сказать, что видели нас по телику. (Смеется. ) Всему виной разница во времени с Дальним Востоком, где программа вышла раньше. То есть в Москве еще не показали, а волна уже докатилась. Было приятно и страшно одновременно.

Таня, вы на сцене с 2010-го, а популярность пришла к вам всего год назад. Раньше у вас не было разочарования от того, что работаете впустую?

Конечно, было. Разочарование - это так же нормально, как и очарование. И то, что сейчас есть отдача, не значит, что разочарование не наступит снова.

Вы, наверное, каждый шаг тщательно продумываете?

Постоянно себе обещаю, что буду продумывать каждый шаг. Нет, иногда я так и делаю, но чаще всё случается импульсивно. Я не всегда справляюсь с эмоциями. Не могу сказать, что это хорошо, поэтому надо досчитать до тридцати, а лучше до ста, и только потом принимать решение, отвечать, целовать, верить...

Шрамы - это тоже последствия импульсивного поведения?

Бойкого детства. (Улыбается .) У меня на лице пять шрамов. Мне нравилось лазить по деревьям, стройкам, окопам... Однажды в пятом классе мы с подругой переплыли озеро. Родители до сих пор об этом не знают, слава богу. Не могу сказать, что я такая бесстрашная. Мы проверили местную легенду, которая гласит, будто посередине озера есть кочка, на которую можно встать, и тогда выйдешь из воды по пояс... Так вот, кочка там и правда была. В целом же максимализм почти полностью в прошлом, и теперь меня больше привлекают мудрость и спокойствие.

Двухэтажный дом старой постройки на въезде в Чигири. Здесь в небольшой трехкомнатной квартире живут два пожилых человека, которые с замиранием сердца следили за телеконкурсом «Главная сцена». Это родители Татьяны Ткачук, солистки группы «Моя Мишель».

Таня - поздний ребенок. Мария Андреевна и Владимир Дмитриевич встретились, когда им было за сорок, в прошлом у обоих уже было по браку. Поэтому у девочки есть сводные братья и сестры, хотя любят они друг друга как родные. Мама Тани долгие годы работала дояркой в совхозе, папа - слесарем на той же ферме, но поскольку у женщины было меньше свободного времени, воспитанием дочери занимался отец. Татьяна вообще папина дочка, и даже характер такой же упорный. Как и отец, Таня не терпит лжи и не умеет приспосабливаться.

В школе девочка училась хорошо, там же она стала заниматься в музыкальном кружке, а продолжила петь в педуниверситете, в котором получала диплом филолога. Но еще учась в вузе, Татьяна заявила родителям, что обязательно уедет в Москву. Отец и мать, уже ставшие к тому времени пенсионерами, всерьез такие заявления не воспринимали, поскольку понимали, что помочь дочери не смогут. А она, окончив университет и выдав замуж лучшую подругу, все же уехала. Благо девчонке из Чигирей было где остановиться в столице первое время - накануне в Москву уехала старшая сестра.

Таня работала не по специальности, но неплохо зарабатывала, два года назад даже свозила меня в Грецию, - рассказывает Мария Андреевна. - О том, что она с ребятами участвует в конкурсе, дочь сказала только тогда, когда они прошли кастинг.

С того момента родители Татьяны, все ее многочисленные родственники, их друзья и знакомые не отходили от телевизора, когда начиналась «Главная сцена». Владимир Дмитриевич, в силу возраста и советского воспитания, воспринимал музыку как что-то несерьезное, поэтому для вида иногда ворчал после выступления Тани: «Лучше бы она работала!» Но в душе гордился дочерью. Разве могли отец и мать, всю жизнь прожившие в селе, подумать, что их девочку будут показывать по центральному телевидению, да еще хвалить такие именитые продюсеры. Вместе с Таней стали популярны и ее родители. Не только односельчане, но и совершенно незнакомые люди подходили к ним и спрашивали, прошла ли Таня в следующий тур.

То, что группа «Моя Мишель» не стала победителем конкурса, Мария Андреевна и Владимир Дмитриевич особо не переживают, поскольку знают, что ребята уже подписали контракт с продюсерским центром Игоря Матвиенко и у них будет работа. Родителей, особенно маму, больше беспокоит другое - что ее дочь такая худенькая. «Ты там не голодная?» - обычно спрашивает Мария Андреевна, когда Таня звонит домой. Одного мама не может принять в новой жизни дочери - ее манеру одеваться.

У тебя такое красивое платье, но зачем ты надела какие-то страшные ботинки? - спрашивала Мария Андреевна, когда звонила Тане после очередного выхода «Главной сцены».

Мама, нас же стилисты одевают, - успокаивала дочь.

Как ни хотели родители увидеть собственными глазами выступление Тани на «Главной сцене» страны, они отказались от приглашения организаторов конкурса, которые готовы были оплатить их перелет в Москву на финал телешоу. Супруги посчитали, что для них это будут слишком большие эмоциональные нагрузки. Радоваться и переживать за дочь они будут за тысячи километров от нее.

Анна АЗАНОВА.