Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы. Как играть на жестяной флейте Флейта вистл

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно. ’’" Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты. ’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве. Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы. Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

  • Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат - Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк - То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами - Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.
  • И некоторых других стран.

    Вистл
    Пример звучания Звучание пластикового вистла
    Классификация Продольная флейта со свистковым устройством
    Медиафайлы на Викискладе

    Строй

    Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

    Наиболее распространённый строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами .

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Лоу-вистл

    Low-Whistle - лоу-вистл - разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

    Наиболее распространённая тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

    Звучание инструмента Вистл на викискладе

    Различные вистлы

    Вистл (от англ . tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии , Шотландии , Англии и некоторых других стран.

    Строй

    Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

    Наиболее распространенный строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Известные исполнители-вистлеры:

    • Willie Clancy
    • Mary Bergin
    • Paddy Moloney
    • Sean Potts
    • Brian Finnegan
    • Joanny Madden
    • Sean Ryan
    • Cormac Breatnach
    • Michael McGoldrick

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Наиболее популярные производители:

    • Clarke
    • Waltons"s
    • Feadog
    • Tony Dixon
    • Susato
    • Chieftain
    • Overton/Goldie
    • Abell

    Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5$, инструменты профессонального уровня стоят от 100$ до 700$, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

    Лоу-Вистл

    Музыкант, играющий на лоу-вистле

    Low-Whistle - Лоу-Вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

    Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остается спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

    Ссылки

    • Сайт, посвящённый вистлу (рус.)
    • Всемирно известный англоязычный форум, посвящённый вистлу, и другим духовым инструментам (англ.)

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Взялся сегодня вечером шить чехлы для своих вистлов. Вистл – такой инструмент, что способствует появлению в какой-то момент болезни, называемой вистломанией. Хочется попробовать все инструменты, которые только возможно заполучить. Не избежал и я этой заразы. Так вот, решил шить чехлы. Достал все вистлы, разложил. Потом стал на каждом что-то наигрывать. В очередной раз дошла до меня простая истина, - насколько же они все разные по звуку, характеру (в некоторых случаях даже - норову), энергии. Решил для каждого из них написать, так сказать, краткую характеристику.

    Clarke Sweetone D

    САМЫЙ ПЕРВЫЙ. Первый мой вистл. Ему четыре года, но, несмотря на то, что я точно знаю свои предпочтения в этой области, играю на нём до сих пор. Пластиковый свисток, коническое тело, свёрнутое и сваренное из полоски металла. Звучание первой октавы достаточно стабильное, даже местами плотное – несмотря на то, что стенки инструмента достаточно хлипкие. На передувании слегка визглив (особенно верхние Ля и Си).

    Чудесный инструмент, классика жанра – конический корпус, блок из твёрдого дерева (породу выяснить не смог). Обожаю его звук. Один из самых «ходовых» моих инструментов. Вот только чуть-чуть бы погромче звучал!.. Я его слегка апгрейдил – аккуратно достал блок, пропитал льняным маслом и установил обратно, уплотнив герметиком. После этого расход воздуха стал немного меньше, и не болит душа от того, что блок быстро испортится от влаги и конденсата.

    Инструмент, производящийся в мастерской Дэвида Шоу (Англия). По типу сходен Original, однако этот вистл более резко сужается к концу. Кроме того, его стенки более толстые и твёрдые, в результате чего вистл имеет более резкий и громкий звук. Капризен на второй октаве, однако это всего лишь дело привычки и потому особой проблемой не является. Очень темпераментный вистл. И расход воздуха достаточно большой. Я на нём обычно на улице играю.

    На сайте chiffandfipple.com даётся, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика вистлов Generation: если вы их покупаете, будьте осторожны, вам точно попадётся одна из двух крайностей – либо самый лучший инструмент, который только можно себе представить, либо голимый хлам. Мне, похоже, попался именно голимый хлам. Чтобы как-то изменить ситуацию, было три недели секса с элементами извращений. Растачивались игровые отверстия, двигались свистки, затачивались (или, наоборот, затуплялись) лезвия, срезалась пластиковая бахрома внутри свистков… В результате теперь более-менее сносно звучат инструменты Bb, C и Eb. Люди! Решите приобретать Generation – будьте предельно внимательны!

    Настраиваемый вистл, классический диксоновский пластиковый свисток и алюминиевое цилиндрическое тело. Толстые стенки и общая массивность придают инструменту очень стабильный плотный звук, который можно при соответствующем дыхании сделать очень нежным.

    Tin whistle FAQ

    Я хочу купить вистл. Какой мне брать для начала?
    Бери одну из недорогих моделей (каких именно читай ниже) в тональности сопрано ре (D).
    Тональность ре означает что при всех закрытых дырках вистл дает в качестве своей самой нижней ноты ноту ре, а первые семь нот ре-шного вистла образуют ре-мажорную гамму. Это одна из самых распространенных тональностей в ирландской музыке, и если ты не планируешь в ближайшее время играть в коллективе, этой одной тональности тебе хватит очень надолго. Записи самоучителей и видео-уроков также практически всегда записываются на ре-шных вистлах.
    Диапазон сопрано - это небольшие дудочки около 30см в длину, ищи именно такие. Бывают также здоровые дудки в тональности тенор ре, это лоувистл, и если у тебя нет опыта игры на духовых инструментах, покупать его в качестве первого инструмента я не советую, хотя в принципе начинать играть можно и на них, просто это сложнее.
    Что касается производителей и моделей - тебе определенно понравятся Tony Dixon Traditional, Carey Parks (модели Ghost и Every) или Susato (Susato серии Kildare V я особенно рекомендую). Если совсем нет денег, можно взять Clarke Sweetone (не перепутай с Clare), это самый хороший вистл из тех, что можно достать за такие малые деньги. Из дешевых есть еще вистлы марок Generation, Feadog, Walton, Clare, Oak, но они тебе скорее всего не понравятся (ты конечно можешь нарваться на хороший вистл этих марок, но есть мнение, что проще выиграть в спортлото). Если ты не знаком с методами изготовления духовых инструментов и держишь флейту в руках в первый раз, исправить характеристики некачественного вистла в лучшую сторону ("твикнуть") ты скорее всего не сможешь.

    Я хочу купить вистл / лоувистл. Где можно купить?
    Если есть возможность, бери в оффлайне, так можно оценить качество инструмента перед покупкой. Если ты живешь в Москве или Питере - есть небольшой шанс найти высокие вистлы в обычных музыкальных магазинах. В Москве располагается основной офис интернет магазина ta-musica.ru которые торгуют различными этническими инструментами, в том числе вистлами и лоувистлами, в Новосибирске есть похожий интернет магазин dpshop.ru Данилы Панфилова. Если в данных двух магазинах того что тебе нужно нет, советую приобретать вистлы напрямую с официальных сайтов или напрямую у мастеров, избегай различных посредников типа алиэкспрессов и амазонов. Здесь ты найдешь множество ссылок на сайты зарубежных производителей: http://whistle.jeffleff.com/makers.html . В России тоже есть свои мастера. Александр Караваев изготавливает хорошие металлические настраиваемые вистлы и лоувистлы https://vk.com/whistles_workshop , Антон Платонов, помимо прочего, изготавливает хорошие пластиковые, пластико-металлические лоу-вистлы, деревянные высокие вистлы https://vk.com/antplatru .

    Как выбрать вистл? На что обратить внимание при выборе?
    Читай раздел Выбор вистла

    Я хочу купить вистл, но не уверен в своих силах. Сложно ли научиться? Нужно ли иметь музыкальное образование? Где учат играть на вистле?
    Сам по себе, вистл - очень простой инструмент, и овладеть им на базовом уровне может любой, даже ребенок. Поэтому играть на вистле легкие, известные мелодии может каждый. Однако не стоит забывать, что чаще всего вистл используют для игры ирландской народной музыки, а это очень глубокий и сложный жанр со множеством своих уникальных особенностей, в котором возможности и потенциал вистла раскрываются наиболее полно. Отсюда вытекает ответ на следующий ваш вопрос - в обычных российских музыкальных школах вы вряд ли сможете встретить преподавателя хорошо разбирающегося в нюансах ирландской народной музыки, не стоит думать, что традиционная игра на вистле ничем не отличается от, например, классической игры на блокфлейте. Конкретно традиционной игре на вистле, на серьезном уровне, обучают очень немногие музыканты-энтузиасты, проводя занятия индивидуально, часто по скайпу. Однако не стоит унывать - ирландскую музыку веками сочиняли и играли люди не имеющие никакого музыкального образования, а традиция её изучения практически целиком основана на восприятии музыки на слух и попытках повторить услышанное. Все что вам нужно - хороший инструмент, доступ к традиционной музыке (в наш цифровой век с этим проблем у вас не возникнет), базовые знания которые можно получить из книг-самоучителей и желание. Вистл - один из тех инструментов, которыми успешно можно овладеть самостоятельно. Подавляющий процент вистлеров научились играть своими силами, и вы тоже научитесь.

    Насколько вистл громок?
    Разные модели вистлов могут сильно различаться по громкости. Однако в целом, вистл это не столь громкий инструмент, так что проблем с соседями у вас скорее всего не будет, особенно если вы воздержитесь от игры ночью. Волынщикам и саксофонистам в этом плане заметно труднее. Если вы все же опасаетесь за спокойствие окружающих вас людей, присмотритесь к таким моделям как Clarke Sweetone или Tony Dixon Trad, это довольно тихие инструменты. Вистлы Susato напротив имеют репутацию громких (хотя тут есть нюансы, к примеру вистлы серии V звучат тише серии S). Если вы намерены выступать на сцене с коллективом, вам скорее всего придется использовать микрофон, иначе за некоторыми инструментами вас могут не услышать.

    Можно ли начинать сразу с лоувистла?
    Можно, но осторожно. Не бери сразу огромный лоу D, начни с лоу G. Будь аккуратен, прежде чем заказывать лоувистлы по интернету - узнай сперва расстояние между дырками и прикинь, подойдет ли он тебе. Сразу готовься к тому, что появятся проблемы с записями аудио-приложений к учебникам - они все записываются на ре-шных инструментах, так что если захочешь поиграть вместе с ними, придется менять их тональность в аудио-редакторах.

    Какой рукой закрывать нижние три отверстия а какой верхние три?
    На вистлах не имеет значения какой рукой ты будешь закрывать нижние три отверстия - левой или правой, однако если ты планируешь переходить на другие духовые, (ирландскую флейту, поперечную флейту, блокфлейту, волынку …), имей в виду - обычно эти инструменты делают для правшей, для левшей - только по отдельным заказам, поэтому лучше закрывай нижние отверстия правой рукой, а верхние - левой.

    Требует ли вистл какого-то особого ухода?
    Если ты вдруг откуда-то достал деревянный вистл, то да, нужно вытирать влагу после игры и время от времени пропитывать инструмент маслом, все как и в случае других деревянных духовых - погугли например как ухаживать за деревянной блокфлейтой, все то же самое справедливо и для деревянного вистла. Некоторые вистлы (например Clarke Original) имеют деревянный блок (fipple, фиппл), за состоянием которого лучше бы тоже следить. С другими материалами (металл, пластик) никакого особого, регулярного ухода не требуется, особенно если ты бережно относишься к инструменту - не оставляешь его где попало, моешь руки перед игрой, не играешь после еды / выкуренной сигареты. Вистлы из металла и пластика обычно просто промывают время от времени прохладной водой. Старайся не испытывать судьбу подвергая инструмент резким перепадам температур. Интересный факт - если обильно намочить изнутри свисток и тело вистла, то звучание инструмента улучшится на некоторое время. Не переусердствуй с этим, помни, что вода может размягчить клей удерживающий фиппл / свисток вистла на месте. Не опускай пластиковые вистлы в горячую воду, дешевый пластик может изменить свою форму. Деревянный инструмент вообще держи подальше от воды и насухо протирай скопившуюся влагу после игры.

    Я купил вистл нестандартной тональности и не могу найти аппликатур под него.
    Все вистлы имеют одинаковую аппликатуру, не важно что у тебя в руках - C-вистл, D-вистл, или E-лоувистл, играй так, будто у тебя в руках сопрано-ре-вистл. Единственная сложность может возникнуть при взятии ноты "натуральное До" для сопрано-ре-вистла и аналогичных в других тональностях. Данные ноты славятся тем, что аппликатуры для них могут сильно меняться от одной модели вистла к другой.

    Чем различаются высокие вистлы и лоувистлы?
    Размерами и как следствие диапазонами - высокие вистлы это сопрано и меццо-сопрано, они меньше, имеют более высокий, громкий звук, все диапазоны ниже - это лоувистлы, они больше, имеют более низкий, утробный звук. Лоувистлы любят использовать для игры более медленных мелодий, например эйров. Из-за больших расстояний между игровыми отверстиями, лоувистлы держат по-другому, так называемым волыночным хватом (“piper grip”) - при котором большинство дырок закрывают средними фалангами а не подушечками пальцев. Как правило, лоувистл имеет больший расход воздуха и в целом играть на них сложнее.

    В каких случаях нужно играть C (натуральное До), а в каких - С# (До-диез)?
    Если кратко - натуральное до обычно играют в мелодиях, написанных в тональности соль-мажор (один диез при скрипичном ключе на нотном стане). Более строго: натуральное до играют в мелодиях в ля-дорийском, соль-ионийском, ми-эолийском или ре-миксолидийском натуральных ладах. Мелодии в других натуральных ладах с большой долей вероятности окажутся в си-эолийском, ля-миксолидийском, ми-дорийском или ре-ионийском ладах и будут исполняться через до-диез. Если хочешь подробностей, читай раздел "Базовые сведения" в основной статье о вистле или любую книгу по теории музыки. О натуральных ладах в ирландской традиционной музыке хорошо расписано в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" .

    Как проверить по тюнеру что вистл настроен правильно?
    Если твой тюнер (устройство или специальная программка) не показывает ноты в явном виде, а лишь выдает частоты, то ты можешь воспользоваться таблицами частот, например из статьи википедии "Октавная система"
    Нижняя октава вистла сопрано ре соответствует второй октаве, верхняя - третьей октаве. У лоувистлов диапазон смещен в первую-вторую октаву. Не беспокойся о небольших отклонениях (15-20 центов), это допустимо.
    Кстати, зная частоты нот одной октавы, можно легко рассчитать частоты этих же нот в других октавах - для этого достаточно знать то, что значения частот удваиваются при переходе на октаву выше.

    Я проверил по тюнеру и заметил, что мой вистл не строит, что можно сделать?
    Если у тебя цельный вистл, может помочь только твик. Если у вистла подвижный снимаемый свисток, попробуй подвигать его вверх-вниз. Если у тебя вистл с пластиковым свистком, который закреплен и не снимается, но явно является отдельным от тела, можешь попробовать поместить вистл в теплую воду, размягчить клей и сдвинуть свисток. Используй этот способ на свой страх и риск. На строй вистла может оказывать влияние температура окружающей среды, что опять же можно компенсировать изменяя положение свистка.

    Где я могу найти ноты для вистла?
    Ноты для вистла принципиально ничем не отличаются от нот других духовых, той же блокфлейты, однако есть специальные сборники (вистлбуки, whistlebooks) мелодий (в основном ирландских народных) для вистла которые могут даже содержать аппликатурные схемы закрываемых дырок под каждой нотой для новичков. Советую не привыкать к этим схемам и осваивать чтение нот. Однако не переусердствуй и с этим - нотная запись народной музыки это не совсем тоже самое что нотная запись классических произведений, народные исполнители воспринимают нотную запись мелодии не как единственно верный вариант мелодии, а как некую основу, отправную точку, от которой можно отталкиваться и изменять произведение согласно своим предпочтениям (именно так возникают вариации народных мелодий). В нотной записи народной музыки редко записываются орнаменты, т.к. каждый музыкант играет их как сам захочет и где захочет (более того, нет даже устоявшихся нотных обозначений для катов, страйков, роллов и некоторых других орнаментов из-за их специфичности). Если есть возможность, научись читать abc-нотацию, народную музыку часто записывают и хранят в данном формате.


    Используй передувание.

    Что такое передувание?
    Это усиление силы вдуваемой воздушной струи для игры нот верхней октавы.

    При непрерывном наращивании силы вдуваемой струи, при переходе от ноты нижней октавы к ноте верхней, в середине перехода я слышу неприятный призвук.
    Этим страдают многие бюджетные модели вистлов. Попробуй играть ноту верхней октавы с атакой, пропуская этот неприятный промежуток..

    Что такое игра ноты с атакой?
    Это артикуляционный прием, который позволяет более чисто играть начало ноты. Это легкое движение языком с которого начинается процесс вдувания воздушной струи в свисток, это движение получается например при произнесении шепотом слова “Ту”.
    Аналогичный термин в английском языке - “Tonguing”

    Как разучивать мелодии?
    Также как и стихи - дели мелодию на небольшие фрагменты, заучивай каждый по отдельности а затем соединяй их в одну мелодию.