Изо краски природы в наряде русской красавицы. Конспект урока к презентации русский народный костюм


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм

Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом

Тульский наряд

Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)

Головные уборы Кичка Сорока

Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.

Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...

Пояснительная записка

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


    1. Цели преподавания дисциплины
обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство»
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

1.2.Задачи изучения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^ Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Практическая работа

^ Тип урока

Информационное сопровождение

Календарные

сроки


планируемые

фактические

^ I четверть. Уроки 1-8

Тема четверти: Осень золотая


1

Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана

Изображение золотой осени (акварель, гуашь)

Урок - путешествие

Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана

2

^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Урок - сказка

Сочинение сказки про осень

3

^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению

Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Урок- импровизация

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки

4

^ Природа-художница. Техника отдельного мазка

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

Урок- игра

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка

5

^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен

Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

комбинированный

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение

6

^ Осенью капуста - барыня

Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь)

комбинированный

Понятие о силуэте и симметричном изображении

7

^

Рисование золотого петушка (гуашь)

Урок - сказка

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома

8

^ В золоте Хохломы - золото осени

Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная)

Урок - сказка

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы

9

^ В золоте Хохломы - золото осени

Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома

^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов).


^ II четверть. Уроки 10-16

Тема четверти: Зимняя сказка


10

В золоте Хохломы - золото осени

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

Урок - сказка

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

11

^ Краски природы в наряде русской красавицы

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

комбинированный

Ансамбль русского народного костюма

12

^ В гостях у зимней сказки

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Урок - сказка

Изображение по памяти фигуры человека

13

^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Урок - сказка

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова

14

^ Снежный пейзаж

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

комбинированный

Основы изобразительного языка графики

15

^ Цвет зимы - белый

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

комбинированный

Линия и мазок в художественном изображении

16

^ В гостях у мастеров каргопольской

игрушки


Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

комбинированный

Знакомство с каргопольской игрушкой

^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы).


^ III четверть. Уроки 17-25

Тема четверти: Весна-красна


17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

комбинированный

Импровизация на тему каргопольских игрушек

18

^ Богатыри земли Русской

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

19

^ Богатыри земли Русской

Портрет русского богатыря (гуашь)

комбинированный

Образ богатыря в живописи и графике

20

Конь-огонь

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

Урок- игра

Изображение по воображению животных. Конь

21

^ Весна-красна - праздник света и тепла

Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование в своей работе разных приёмов живописи

22

^ Дымковская игрушка

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

комбинированный

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства

23

^ Дымковская игрушка

Вариация дымковских узоров (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции

24

^ Красота весенней природы

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

комбинированный

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте

25

^ Вешней воды никто не уймет

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование разных технических приёмов при работе с красками

^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
произведения народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.


^ IV четверть. Уроки 26-33

Тема четверти: Разноцветное лето


26

«У лукоморья дуб зеленый...»

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Урок - сказка

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

27

^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

комбинированный

Пропорции и форма различных садовых цветов

28

^ Образ приближающегося лета

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

комбинированный

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне

29

^ Превращение красочного пятна в дерево

Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

комбинированный



30

^ Какого цвета страна родная



комбинированный



31

^ Пейзаж в разное время дня

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея

32

^ Найди краски ясного дня и теплого вечера

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков

33

Изовикторина

Актуализация знаний

урок- игра

^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.