Картины 3 рейха. Андрей ВасильченкоАрийский реализм

Сколь бы это ни казалось странным и даже диким, но в современном мире нацизм пользуется определённой популярностью и достаточно широким интересом. Во многом этому способствовало искусство Третьего Рейха: так как информация о преступлениях нацистов против человечества нынешним поколениям известна не очень хорошо, а вот внешний фасад этого строя отлично разрекламирован. Брутальное искусство, отчасти построенное на античных образцах, отчасти являющееся выражением воинственных инстинктов человечества, по-прежнему обладает определённой привлекательностью. Тем более, что пропаганда была основой нацистского государства и едва ли не все произведения его искусства по своим функциям - это агитплакаты Третьего Рейха.

Нацизм - это стандарт жизни

Национал-социализм являлся идеологией, претендующей на тотальный контроль над жизнью человека, в том числе и в области искусства. Поэтому нацисты диктовали свои условия во всех культурных сферах. Одним из главных направлений их деятельности после прихода к власти была борьба с так называемым «дегенеративным искусством». Под это определение попадали практически все виды искусства, возникшие в конце XIX - начале XX веков, начиная от импрессионизма в живописи и заканчивая джазом в музыке. Нацистская идеология гласила, что здоровой и полезной для арийцев является лишь то искусство, которое утверждает традиционные ценности и способствует моральному единству нации.

В связи с этим началась повсеместная борьба за чистоту культуры нации. Музыка Третьего Рейха, в частности, активно очищалась от «дегенеративного наследия» - в первую очередь, дискриминировались и запрещались к исполнению произведения композиторов еврейского и вообще неарийского происхождения. В музыке ориентиром были личные вкусы высшего руководства партии и государства, в первую очередь Гитлера - а тот с юных лет был горячим поклонником творчества Рихарда Вагнера. Так что неудивительно, что при нацистах произведения Вагнера стали едва ли не официальной музыкой. Живопись Третьего Рейха была также ориентирована на личные представления фюрера об эстетике изобразительного искусства - тем более, что Гитлер сам обладал художественными способностями.

В этой сфере каноническими были обозначены классическая живопись, картины романтиков, традиционные натюрморты и пейзажи. Новые виды изобразительного искусства, начиная с художников-экспериментаторов конца XIX столетия, были причислены к дегенеративному искусству. Скульптура Третьего Рейха в общем и целом можно обозначить как псевдо-античную: по мнению нацистских идеологов, именно культурные стандарты древних эллинов и римлян представляли собой эстетический идеал, подходящий для арийцев. Поэтому скульптуры обнажённых мужчин и женщин должны были подчёркивать арийскую привлекательность и силу.

Архитектура Третьего Рейха

Архитектура в нацистской Германии была особым культурным направлением: по мнению Гитлера, в новом мире именно посредством грандиозных архитектурных сооружений и ансамблей должна быть прославлена арийская раса. Сами арийцы должны были гордиться, смотря на величественные имперские постройки. А представители других народов и рас должны были быть настолько впечатлены могуществом Рейха, воплощённом в архитектуре, что у них могло бы возникнуть лишь два чувства - желание всячески сотрудничать с Германией или страх оказывать ей какое бы то ни было сопротивление.

Монументальный неоклассицизм, представлявший Германию в качестве прямой наследницы Древнего Рима - вот каков архитектурный стиль Третьего Рейха. Он проявился и в возведённых сооружениях, однако наиболее полно воплотился в проекте Германии - столицы нового мира, которую Гитлер и его приближённый архитектор Альберт Шпеер планировали возвести на месте Берлина после победы в войне. Фактически это означало снос Берлина и строительство нового города, состоящего из двух «осей»: ось Восток-Запад должна была иметь длину 50 километров, ось Север-Юг - 40 километров. В центре каждой из осей должна была находить улица шириной около 120 метров, а вдоль них располагаться монументальные сооружения и изваяния.

Главное - добраться до мозгов

Основной практической задачей культуры нацизма было внедрение в массовое и личное сознание жителей Германии собственных идеологических ценностей. Поэтому культура в данном государстве во многом можно считать синонимом пропаганды. Агитационные плакаты Третьего Рейха являются на данный момент одним из наиболее доступных и наглядных примеров пропагандистской деятельности партийного аппарата. Данные плакаты затрагивали самые различные сферы жизни: они могли быть общего характера, призывая немцев сплотиться вокруг фюрера. Они либо преследовали конкретные задачи - агитировали за вступление в ряды армии или иных государственных организаций, призывали к решению той или иной задачи и тому подобное. Плакаты Третьего Рейха берут начало своей истории ещё с 1920-х годов, когда создавались агитационные предвыборные плакаты - на них избирателей призывали голосовать за НСДАП на выборах в рейхстаг или за Гитлера на выборах на пост рейхспрезидента.

Но самым эффективным в прошлом столетии инструментом пропаганды быстро стало кино - и нацисты этим достижением успешно воспользовались. Кинематограф Третьего Рейха является самым ярким примером использования кино в качестве инструмента идеологической обработки населения. После прихода к власти нацисты быстро установили цензуру в отношении выходящих в прокат кинофильмов, а затем и национализировали кино Третьего Рейха. Отныне кинофильмы были поставлены на службы нацистской партии. Причём это могло проявляться напрямую. Например, кинохроника Третьего Рейха подавала немцам информацию о событиях в стране и в мире в нужном для властей свете (особенно это было важно после начала войны). Однако большое внимание уделялось и развлекательному кинематографу: идеологические работники справедливо полагали, что такое кино отвлекает население от сложностей и реальных проблем. Актрисы Третьего Рейха, такие, как Марика Рёкк, Цара Леандер, Лида Баарова и другие были настоящими секс-символами в почти современном понимании этого слова.

Александр Бабицкий




Книга...

Читать полностью

"Книга Ю. П. Маркина "Искусство Третьего рейха" - новое слово в изучении официального искусства нацистской Германии и весомый вклад в историю европейской культуры.
В основе книги - редкий, подчас уникальный и обширный иллюстративный материал. Это памятники нацистской архитектуры и монументального искусства, сохранившиеся до нашего времени лишь в фотографиях, эскизах и реконструкциях, а также живописные полотна 30-40-х годов из малодоступного ранее специального фонда хранения Немецкого исторического музея в Берлине.
Накопленный объем документов позволяет взглянуть на искусство Третьего рейха изнутри, учитывая реальную и неповторимую историко-культурную ситуацию, сложившуюся в Германии и в сознании немецкой нации.
Автор делает попытку нащупать "нерв" официального немецкого искусства 30-х годов, рассмотреть специфику художественной практики и профессиональных приемов живописцев, скульпторов и архитекторов сквозь призму принятой иконографии, мифологии и символики.
Книга М.Ю. Маркина открывает серию "Тоталитарное искусство Европы. ХХ век" Серия планируется в трех томах, посвященных официальному искусству Германии, Советского Союза и Италии 1930-1940-х гг."

Скрыть

· Нацистская пропаганда · Наука и техника при нацизме · Спорт в Третьем рейхе · Культура · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт и литература ·

После того, как нацистская власть взяла своё начало в Германии, в сентябре 1933 года была создана Имперская палата культуры, возглавил которую министр пропаганды и народного просвещения Пауль Йозеф Геббельс. Основной задачей данного органа являлся идеологический проверка за деятельностью «людей искусства» в соответствии с политической концепцией подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социализма.

Состав палаты включал семь подразделений, каждое из которых отвечало за своё направление в культуре (театр, кинематограф, литература, пресса, музыка, изобразительное искусство, радиовещание). Членами этих подразделений становились сами деятели культуры, членство было обязательным.

После же падения нацистской власти немецкое искусство долго не могло оправиться от сильнейших ударов, нанесённых идеологией и цензурой.

Праздники

Подробнее: Праздники в Третьем рейхе

(Праздники в Третьем рейхе)

  • 30 января - День взятия власти;
  • 24 февраля - День основания НСДАП;
  • 16 марта - День памяти героев;
  • 20 апреля - День рождения фюрера;
  • 1 мая - Национальный день труда;
  • Второе воскресенье мая - День матери;
  • 22 июня - День летнего солнцестояния;
  • Осень (после завершения сбора урожая) - День урожая;
  • 9 ноября - годовщина Пивного путча;
  • 22 декабря - День зимнего солнцестояния.

Искусство

Подробнее: Тоталитарная эстетика и Дегенеративное искусство

Цель искусства любых тоталитарных государств состоит в изображении абстрактной героики, а произведения довольно часто отличаются подчеркнуто большими размерами. Гигантизм и нагота используются как средство выражения могущества тоталитарного государства, подавляющего человеческую индивидуальность.

Живопись

Так как Гитлер, являвшийся художником, считал себя тонким ценителем и знатоком живописи, особое внимание этой палаты уделялось изобразительному искусству. Адольф отрицательно относился к жанрам живописи XX века: импрессионизму, кубизму и проч. и считал подобные творения «дегенеративным искусством». Гитлер отдавал предпочтение жанру «Фёлькише» (нем. vlkisch - народный) (описание деревенского уклада и быта Германии, сельских пасторалей), был приверженцем реалистических и героических жанров, романтизма. В 1936 году из музеев были изъяты картины таких известных художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо, а знаменитые и видные художники, живущие в Германии, такие как Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Пауль Клее, были вынуждены покинуть страну.

Скульптура

В искусстве Третьего рейха изображение обнаженной женщины преследовало пропагандистские цели, и нагота была всего лишь средством усиления воздействия на зрителя и продления воздействия на него. В рамках идеологии нацизма обнаженная женщина рассматривалась как воплощение гармонии и спокойствия, установившихся во времена нацистской диктатуры после кризиса 1920-х годов. Кроме того, подобные изображения использовались в роли аллегории Победы. Однако с анатомической точки зрения эти изображения всё же грешат против реальности, поскольку авторы опасались обвинения в излишней склонности к эксгибиционизму.

Архитектура

Подробнее: Архитектура эпохи национал-социализма в Германии

Архитектура также испытала на себе влияние предпочтений нацистского руководства - грандиозных монументальных форм неоклассицизма. Говорить о возрождении в нацистской архитектуре необарокко не приходится, поскольку это противоречит идеологическим установкам нацистских архитекторов: строить из традиционных немецких материалов (отёсанный камень, гранит, дерево) с сохранением традиций фёлькише (нем. vlkische Traditionen - народные традиции) и развитием положений «нордического классицизма». В качестве примеров можно привести «орденские замки» Фогельзанг и Зонтгофен, Мемориал павшим бойцам в Мюнхене, Олимпийский стадион в Берлине, здание новой рейхсканцелярии, и, кроме этого, неосуществлённый проект по перестройке Берлина в столицу мира Германию А. Шпеера.

Почти всем нацистским зданиям присущ ряд общих черт: они выполнялись из традиционных германских имперских строительных материалов - отёсанного камня, гранита, дерева. Модернистские железобетонные и стеклянные конструкции использовались только при строительстве производственных зданий.

Почти всем крупным нацистским зданиям присуще множество вертикальных линий, подчёркнутых каменными прямоугольными колоннами или выступами. Глазницы окон как правило обрамлялись по периметру небольшим каменным выступом. Зачастую на фасаде крышу и окна разделял массивный прямоугольный каменный отступ.

В целом, почти все официальные нацистские здания несут в себе идею: множество малых (окон) в мощной каменной структуре под широкой и массивной крышей. Это содержало в себе достаточно читаемую идеологию государства: один человек мелок, но он - частица великого и мощного здания государства (которое может и задавить своей массивной крышей).

Архитектура жилых домов, наоборот, отличалась простотой и скромностью. Жилые дома, построенные в период Третьего рейха, имеют, как правило, узкие окна (единичные либо парные), гладкие стены (в некоторых случаях с декоративными панно), островерхие черепичные крыши. Повсеместно строились новые жилые районы с дешёвыми квартирами (к примеру, застройка центральной части города Тауха (город-спутник Лейпцига)).

Как административные, так и жилые здания украшались всевозможными символами нацистской власти - имперскими орлами со свастикой и специфичными скульптурами.

Литература

Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как к примеру Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки. Выпускающиеся Третьим рейхом периодические издания на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны и соответствующая литература для унтерменшей были, в основном, пропагандистского содержания.

Театр

Первым, что сделали власти в этом направлении искусства, было изгнание всех евреев. Так, режиссёр Макс Рейнхардт, который руководил Немецким театром в Берлине, не мог оставаться в Германии и покинул её. Также эмигрировали драматурги Бертольт Брехт, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер. Театры отличались постановками пьес, пронизанных расовой доктриной.

Кинематограф

Подробнее: Кинематограф Третьего рейха

Аналогично литературе и театру, кинопроизводство подверглось не меньшей цензуре и давлению. Из страны бежали немецкий режиссёр Фриц Ланг, актриса Марлен Дитрих, ставшая впоследствии голливудской звездой. В этот период Лени Рифеншталь - кинорежиссёр-документалист, сняла несколько кинолент, которые вошли в историю немецкого кинематографа:

  • 1935 год - «Триумф воли»
  • 1938 год - «Олимпия». Фильм посвящен Олимпийским играм в Берлине, которые прошли в 1936 году.

В годы Второй мировой войны в Германии широко выпускались фильмы, поднимавшие боевой дух вермахта. Они, так же как и все киноленты, проходили жёсткую идеологическую проверку.

Музыка

На время прихода нацистов к власти безработица в Германии превысила 30 %, а среди музыкантов приближалась к 60 %. Хотя евреи и составляли от всей массы музыкантов лишь 5 %, среди дирижёров, импресарио действительно было достаточно много евреев - не только немецких, но и польских, австрийских, чешских, венгерских. Именно это и было объявлено новыми правителями корнем всех зол - «еврейским засильем». Началось изгнание музыкантов еврейского происхождения из составов симфонических оркестров и оперных трупп. В эмиграцию вынуждены были уехать Бруно Вальтер, дирижёр Берлинского филармонического оркестра, Отто Клемперер, дирижёр и руководитель оркестра Берлинской оперы, уволен композитор Арнольд Шёнберг - профессор Высшей музыкальной школы в Берлине.

Только один человек среди немецких музыкантов-неевреев поднял свой голос протеста - дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Он опубликовал в газете «Фоссише цайтунг» (11 апреля 1933 года) открытое письмо И.Геббельсу. Мэтью Бойден (биограф Рихарда Штраусса) пишет, что «Фуртвенглер отнюдь не был героем вне своего дирижёрского подиума, что делает его позицию ещё более героической». В этом письме говорилось, в частности, следующее:

Квоты не могут быть использованы в музыке, как это делается с хлебом или картофелем. Если ничего достойного и примечательного не может быть представлено на концертах - зрители перестанут на них ходить. По этой причине качество музыки не определяется идеологией. Это вопрос выживания искусства.

Если борьба с евреями направлена против не имеющих корней деструктивных элементов, оказывающих пагубное влияние на окружающих - тогда эта борьба справедлива. Но если эта атака направлена против действительных художников - это не в интересах нашей культуры. Подлинный артист - явление редкое, и ни одна страна не может себе позволить отказаться от услуг таких артистов, как Вальтер, Клемперер, Райнхард и других, которые теперь не могут заниматься своей профессией в Германии.

Протест Фуртвенглера вызвал немедленную реакцию Геббельса. Он, также через газету, ответил гневной отповедью Фуртвенглеру.

Параллельно с этим неожиданно 28 мая 1933 года единственный приемлемый по расовым соображениям иностранный дирижёр мирового уровня Артуро Тосканини отказался приезжать в Байройт, на ежегодный вагнеровский фестиваль, который патронировал лично Адольф Гитлер. Это было тяжелым ударом по престижу нацистов, поскольку исполнение музыки Вагнера, провозглашавшегося духовным предтечей нацизма, было объявлено важной государственной задачей, необходимой для воспитания «новых германцев».

Интересно, что итогом развернувшейся полемики и многочисленных кадровых перестановок в крупнейших операх, театрах и музыкальных коллективах Германии стало внезапное назначение на пост Президента Имперской музыкальной палаты (отдела Имперской палаты культуры) выдающегося композитора Рихарда Штраусса (заменивший Тосканини в Байройте и Вальтера в Берлине), а на пост вице-президента Вильгельма Фуртвенглера.
Музыкальной палате подчинялись все композиторы, артисты, концертные агентства, любительские музыкальные общества, издатели, продавцы и изготовители музыкальных инструментов.

В 1934 году, во время митинга в берлинском Шпорт Паласе, Геббельс обрушился на композитора Хиндемита, который, по его словам, «был инфицирован еврейскими интеллектуальными принципами». Премьера оперы П.Хиндемита «Художник Матис» была запрещена. Вильгельм Фуртвенглер в знак протеста против этого подал в отставку с поста вице-президента Имперской музыкальной палаты и главного дирижёра Берлинской оперы.

В 1935 году накануне премьеры в Дрездене оперы Рихарда Штраусса «Молчаливая женщина» композитор потребовал указать на афише имя либреттиста - австрийского писателя еврейского происхождения Стефана Цвейга. В письме, отправленном Цвейгу, Р.Штраусс критиковал национал-социалистов и заявлял о неприятии их принципов в искусстве. Письмо было перехвачено гестапо. Штраусс был смещен со своего поста.
С 1935 года президентом Имперской музыкальной палаты до 1945 года являлся Петер Раабе, выдающийся музыкальный деятель, критик, теоретик. Имперская палата музыки с того времени считалась наиболее либеральной в рейхе. Петер Раабе сочетал в своем руководстве музыкальной жизнью рейха творческую терпимость с полной лояльностью к правящей власти. Во времена Третьего рейха наиболее популярной и поддерживаемой официально являлась музыка Рихарда Вагнера, поклонником которого являлся Адольф Гитлер. Вместе с тем исполнялись сочинения композиторов многих других стран, в том числе советских, достаточное внимание уделялось немецким современным композиторам (Орф, Штраусс, Пфицнер, Хаас, Эгк, Вагнер-Регени и др.) В то же время исполнение музыкальных произведений немецких композиторов-евреев Мейербера и Мендельсона было категорически запрещено.

На протяжении всего периода нацистской власти симфонические концерты в самой Германии привлекали внимание публики. Крупнейшее музыкальное событие - ежегодные вагнеровские фестивали в Байройте.

Музыкальную жизнь Германии украшала целая россыпь дирижёров мирового уровня. Несомненно, самой яркой величиной был Вильгельм Фуртвенглер (руководивший кроме ряда Берлинских коллективов и с 1937 года фестивалем в Байройте ещё и с 1930 по 1945 год Венским симфоническим оркестром). Кроме него это были:

  • Герберт фон Караян - австрийский дирижёр, вступив в нацистскую партию, был руководителем второго по значимости симфонического оркестра Германии - Берлинской государственной капеллы.
  • Ханс Кнаппертсбуш - генерал-музик-директор Мюнхена, главный творческий соперник Фуртвенглера.
  • Герман Абендрот - генерал-музик-директор Берлина, весь период правления национал-социалистов руководил одним из лучших мировых оркестров - «Гевандхаус»
  • Ханс Шмидт-Иссерштедт - с 1935 по 42 год - главный дирижёр Гамбургской государственной оперы, со следующего года - директор Немецкой оперы в Берлине, после - генерал-музик-директор Берлина.
  • Ойген Йохум - второй дирижёр Гамбургской государственной оперы до 1942 года, далее главный дирижёр.
  • и, кроме этого, К. Краусс, М. Шнайдер, К. Бём, Ханс Росбауд, Х. Ниль.

Рядом с с этими прославленными дирижёрами стояли оперные певцы Германии. Самые знаменитые из них: Э. Шварцкопф, И. Зеефрид, М. Клозе, А. Мильденбург, М. Мёдль, Р. Бокельман, Э. Грюммер, Х. Вильдебрун.

Достойную лепту внесли прославленные инструменталисты: Г. Куленкампф (скрипка), В. Гизекинг (фортепиано), П. Грюммер (виолончель), К. Дёберайнер (гамба), В. Штросс (скрипка), Х. Вальха (орган).

Награды

Подробнее: Награды Третьего рейха

Все награды являлись общенациональными (до прихода к власти нацистов, все награды носили сугубо территориальный характер - вручались правителями земель). Была разработана новая наградная система, в которой традиционные награды претерпели изменения в соответствии с новой атрибутикой. До начала Второй мировой войны Гитлер лично назначал и вручал все виды наград, после это право было передано в войска различным уровням командного состава. Такие награды, как Рыцарский крест, фюрер вручал лично, либо это делали высшие командиры.

Как принято считать, абсолютно всю эстетическую, политическую, бытовую культуру нацистского искусства легко описать буквально в нескольких словах. Не мудрствуя лукаво, большинство человек выделят три вещи. Во-первых, прославление стойкого, храброго, честного, трудолюбивого арийца нордических кровей, сердце которого целиком принадлежит Родине и Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Он сносит все бедствия молча, зато радуется каждой победе государства. Он отличный товарищ, примерный семьянин, ответственный работник, который живет не ради своей выгоды, а ради процветания своей страны. Во-вторых, отождествление политики и ее идеологии с их искусством и культурой, их взаимное проникновение. В этом просматривается контроль государства над любым произведением любого автора, живущего и творящего в полном соответствии с программной политикой ведущей партии. В-третьих, мнение, что каждая картина, каждый роман, каждая пьеса и каждое музыкальное произведение было направлено только на то, чтобы прославить того «человека из первого пункта» (настоящего арийца), а также фюрера, партию и великий немецкий народ с одной стороны, или же, напротив, очернить «продавшихся жидов» и остальные не нордические расы, возненавидеть людей, живущих не во благо страны, а ради обогащения своего собственного кошелька.


В целом, это достаточно однобокая позиция, хотя и в ней прослеживается доля правды. Я вполне соглашусь, что идеалом человека для немца той поры был именно такой выше описанный ариец — без единого изъяна, всегда готовый к жизненным трудностям, ровно как и к борьбе за свою Родину. Вообще, для была характерна популяризация и пропаганда именно такого образа немца. Буквально во всех видах искусства того времени можно найти примеры подобных идеалов: монументальные скульптуры Йозефа Торака, пышущие здоровьем немки Зеппа Хильца, идеализированные спортсмены Лени Рифеншталь. Помимо распространения идей об идеальном человеке, Министерство Пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом трудилось над созданием облика «Великой державы», которое заключалось в воспевании великого прошлого немецкого народа. В связи с этим, классические произведения не забывали, а наоборот, старались популяризировать, переворачивая их сюжеты и темы под нацистскую идеологию и придавая флер «славной старины». Таким образом, была ангажирована 9-ая симфония Бетховена («Ода к радости»), которая первоначально несла в себе довольно определенный пацифистский дух, заложенный еще стихами Шиллера.

Также можно согласиться с (мягко говоря) нелюбовью нацистов к евреем. Все уродливое, плохое, развращенное, низкосортное приписывалось им. Зачастую руководству было даже неважно, какое мировоззрение исповедовал человек. Все, что не подходило под нацистскою идеологию, признавалось низкопробным и вырожденческим, а художники — «пособниками евреев». В апреле 1933 года был принят «Закон о реставрации служилого сословия», который подразумевал чистку творческой интеллигенции от еврейской крови. В связи с такой политикой, история сохранила до нас и немало трагических моментов. Известный немецкий актер Йоахим Готтшальк вместе со своей женой-еврейкой и сыном покончили жизнь самоубийством, по причине давления, которое оказывало на них нацистское правительство, хотя Готтшальк снимался преимущественно в развлекательных фильмах и имел положительные отзывы со стороны Геббельса.

Кстати, это один из немногих примеров, когда личность самого фюрера или представителя из высшего руководства Третьего Рейха не сыграла практически никакого значения. Выше уже говорилось о значимости 9-ой симфонии Бетховена, но ее выбор был не случаен, ведь она являлась любимым музыкальным произведением Гитлера. Вообще, личные симпатии самого фюрера зачастую ставились во главу угла, даже если они и противоречили партийной идеологии. Можно даже утверждать, что сама идеология подстраивалась под вкусы Гитлера. Лишь благодаря ему мы теперь можем оценивать творчество таких личностей как Лени Рифеншталь, Арно Брекера, Альберта Шпеера, Герберта фон Караяна, Карла Орфа, Цары Леандер, Готфрида Бенна. Показателен случай, произошедший с известным писателем Эрнста Юнгера. Поначалу он симпатизировал политике НСДАП, но после прихода Гитлера к власти разочаровался в ней и всячески отказывался вступать в партию. Дело даже дошло до личного оскорбления Геббельса, который решил ликвидировать неприятного ему писателя. Это вполне могло быть осуществлено, если бы не личное вмешательство фюрера, который запретил трогать Юнгера, воспевавшего в своих произведениях облик идеального солдата.



Помимо всего этого существовали и положительные стороны, если можно так говорить по отношению к Третьему Рейху. От СДПГ (Социально-демократической партии Германии) они переняли пункт, касающийся доступности искусства: «Государство и общество обязаны осуществить для всего народа близость к искусству и художественному творчеству воспитанием и ее учебными учреждениями». Сам Гитлер в своих речах нередко подчеркивал, что искусство должно принадлежать народу. По большому счету, так и происходило, как на уровне бюджетной, так и культурной политики. Государство выделяло огромные средства на содержание образовательных учреждений, библиотек, театров, концертных залов. Более того, их число даже увеличилось. Особое внимание власти уделяли такому молодому виду искусства, как кинематографу, так как он оказался самым подходящим посредником между властью и народом. Совершенно другой разговор, какие книги хранились и какие постановки ставились, хотя и здесь Минпроп потакал желаниям народа. Поначалу доля пронационалистических произведений агитационного толка была существенна, но ко времени начала войны она резко сократилась: в кинотеатрах показывали музыкальные фильмы, в театрах ставили развлекательные пьесы, а по радио передавали легкую музыку. Довольно любопытно, что, например, голливудские фильмы вовсю крутили на экранах (особенно любили «Кинг-Конга», 1933 года), а газетные киоски продавали журналы «Times», «Le Temps», «Basler Nachrichten».




В общем, подводя итоги, можно заключить, что все искусство Третьего Рейха несло на себе отпечаток противоречивости. Это происходило из-за того, что в культурной политике правящей партии не было принято единой эстетической программы, которая бы выражала общие постулаты нацистского «правильного» искусства. Каждый руководитель менял и подстраивал идеалы под свои личные пристрастия. Например, Йозеф Геббельс был поклонником немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде (к слову, также разделявшего национал-социалистические взгляды), но после того, как художника признали «дегенеративным» (не без вмешательства Альфреда Розенберга), Геббельс сразу же порвал с ним контакты, хотя и продолжал коллекционировать его акварели. Вот какие воспоминания оставил после себя Альберт Шпеер в своей книге: «Для украшения дома Геббельса я одолжил у Эберхарда Ханфштангля, директора Берлинской национальной галереи, несколько акварелей Эмиля Нольде. Геббельс и его жена восхищались акварелями… пока не приехал Гитлер и не высказал свое полное неодобрение. Министр тут же вызвал меня: «Немедленно уберите картины, они неприемлемы!»». Сам же Гитлер восхищался художниками-реалистами конца XIX века: Карлом Шпицвегом, Эдуардом Грюцнером, Гансом Макартом. Характер их творчества дает понять, какие требования фюрер предъявлял современным художникам. Их работы должны были быть академической либо реалистической направленности, и ни в коем случае не затрагивать те модерновые течения, которые получали широкое распространение как раз в это время. Причем эти требования относились не только к живописи, но и ко всем другим видам искусства. Таким образом возник миф, будто художественная среда нацистской Германии попала в «академический застой» и по отношению к мировому процессу внутри нее начался регресс. Страну наводнили второсортные художники, владеющие лишь техникой, но не талантом, которые прикрывали свое творчество пеленой, созданной из нордических образов, прославления фюрера и воспевания национал-социалистической идеологии. На мой взгляд, искусство периода Третьего Рейха отмечено не упадком, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, развитием нового искусства. Это не шаг назад, не воспоминания о «великом прошлом», а шаг вперед, к новым идеалам и задачам, поставленным новым государством. Конечно, факта, что все «новое» черпало вдохновение из «старого», никто не отрицает, но все-таки цели культурной политики нацисткой Германии уже были иными.

Как известно, один из самых кровожадных тиранов XX века Адольф Гитлер любил искусство (в молодости он даже хотел стать художником). Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти нацисты даже разработали особую концепцию, которая должна была воспитать новую нацию в духе национал-социализма.

Стержнем социальной политики и искусства в Третьем рейхе стала идеология «крови и почвы», которая рассматривала взаимосвязь национального происхождения («крови») и родной земли, дающей нации пропитание («почвы»). Все остальное было причислено кдегенеративному искусству .

Для отображения официального взгляда на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики в Мюнхене даже построили Дом немецкого искусства, где в период с 1937 и по 1944 год проходили Большие германские художественные выставки, которые ежегодно посещали около 600 тысяч зрителей.

Выступая на открытии первой Большой немецкой художественной выставки в 1937 году Адольф Гитлер предал анафеме авангардное искусство, которое было развито в Германии до прихода к власти нацистов, и поставил перед немецкими художниками задачу «служить народу», идя вместе с ним «по пути национал-социализма».

Художники, выполнявшие этот социальный заказ, следуя идеологии «крови и почвы» создали многочисленные произведения, восхваляющие трудолюбие и прилежание немецкого крестьянина, храбрость арийского солдата и плодовитость германской женщины, преданной партии и семье.

Ханс Шмитц-Виденбрюк

Один народ - одна нация.

Народ в борьбе.

Крестьяне в грозу.

Семейное фото.

Артур Кампф

Одним из самых известных официальных художников Третьего рейха был Артур Кампф (26 сентября 1864 - 8 февраля 1950). Он даже вошел в список «Gottbegnadeten-Liste» («Список талантов от бога») как один из четырёх самых выдающихся современных немецких художников. Список был составлен Имперским министерством народного просвещения и пропаганды под личным руководством Адольфа Гитлера.

Кроме того, художник был награждён «Орденом Орла со щитом» - высшей наградой деятелей науки, культуры и искусств во времена Веймарской республики и Третьего рейха.

Борьба Света и Тьмы.

В прокатном цеху.

Сталевары.

Адольф Циглер

Адольф Циглер (16 октября 1892 - 18 сентября 1959) был не только известным художником, но и видным деятелем Третьего рейха. Он занимал должность президента Имперской палаты изобразительных искусств с 1936 по 1945 год и активно выступал против модернистского искусства, которое называл «порождением международного еврейства».

Именно Циглер занимался «очищением» немецких музеев и художественных галерей от «дегенеративного искусства». Благодаря его «стараниям» из музеев было убрано множество полотен известных и талантливых художников, среди которых были работы Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна и Ван Гога. В прочем, шедевры «дегенеративного искусства» не пропали: нацисты бодро торговали награбленными картинами, переправляя их через дилеров за рубеж, где модернисты были в цене.

В 1943 году с Адольфом Циглером произошёл курьёз. Он был заподозрен СС в пораженческих настроениях и 13 августа отправлен в концлагерь Дахау, откуда только 15 сентября его вызволил Адольф Гитлер, не осведомленный об этой акции.

После Второй мировой войны Адольфа Циглера исключили из Мюнхенской академии художеств, где он состоял в должности профессора. Остаток жизни художник провел в деревне Фарнхальт близ Баден-Бадена.

Крестьянка с корзинами фруктов.

Два мальчика с парусником.

Пауль Матиас Падуа

Пауль Матиас Падуа (15 ноября 1903 - 22 августа 1981) был немецким художником-самоучкой, родившимся в очень бедной семье. Возможно поэтому, он яро следовал указаниям сверху, предпочитая рисовать в стиле героического реализма «крови и почвы».

В Третьем Рейхе Падуа считался модным художником и нередко рисовал портреты на заказ. Среди его работ - портрет австрийского композитора Франца Легара, автора музыки к оперетте «Весёлая вдова», лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год писателя Герхарта Гауптмана и дирижёра Клеменса Крауса, одного из наиболее выдающихся исполнителей музыки Рихарда Штрауса.

Картина Пауля Матиаса Падуа «Леда с лебедем» была куплена Адольфом Гитлером для своей резиденции в Бергхофе.

После войны Пауля Падуа, как «придворного художника» Третьего Рейха, исключили из немецкого Союза работников искусств, однако он сохранил популярность в народе и в послевоенной Германии зарабатывал выполняя многочисленные заказы для крупных политиков, хозяйственников и работников культуры.

Говорит Фюрер.

В отпуске.

Портрет Клеменса Крауса.

Портрет Муссолини.

Зепп Хильц


Зепп Хильц (22 октября 1906 - 30 сентября 1967) был одним из любимых художников партийной верхушки Третьего рейха. Его «сельские» работы, показывающие жизнь и труд немецкого крестьянина, с точки зрения нацисткой морали отражали национальный дух германского народа.

Работы Хильца охотно покупали лидеры Третьего рейха. В 1938 году за 10 тысяч рейхсмарок картину «После работы» приобрёл Гитлер, а в 1942 году он также приобрёл картину «Красное ожерелье» за 5 тысяч.

Самую знаменитую работу художника, представленную публике в 1939 году, «Крестьянская Венера» (обнаженная Венера в образе баварской крестьянки) за 15 тысяч рейхсмарок приобрёл Йозеф Гёббельс.

Крестьянскую «Невесту» в 1940 году приобрёл за 15 тысяч рейхсмарок министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, а «Крестьянскую трилогию» в 1941 году купил гауляйтер Мюнхена и Верхней Баварии Адольф Вагнер за 66 тысяч рейхсмарок.

Кроме того Зепп Хильц получил в дар от государства 1 миллион рейхсмарок на покупку земельного участка, строительство дома и художественного ателье.

После окончания Второй мировой войны Зепп Хильц занимался в основном реставрированием повреждённых полотен, а собственные картины писал исключительно на религиозные сюжеты.

Крестьянская трилогия.

Накануне праздника.

Невеста.

Крестьянская Венера.

Ханс Шмитц-Виденбрюк

Ханс Шмитц-Виденбрюк (3 января 1907- 7 декабря 1944) был достаточно известным художником, обласканным нацисткой властью. Его работы часто экспонировались и даже приобретались Гитлером, Геббельсом и Борманом за десятки тысяч рейхсмарок. Шмитц-Виденбрюк в 1939 году был удостоен Национальной премии, а в 1940 году в возрасте 33 лет стал профессором в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Одна из наиболее известная работ Шмитц-Виденбрюка - триптих «Один народ - одна нация». По мнению историка, доцента Иркутского национального исследовательского технического университета Инессы Анатольевны Ковригиной, «трудно найти какое-либо другое живописное произведение, которое столь прямо выражало бы социально-политические приоритеты нацистской идеологии, как триптих Ганса Шмитца Виденбрюка «Рабочие, крестьяне и солдаты»».

После Второй мировой войны картина находилась в американском секторе и была конфискована как нацистская пропаганда. Её вывезли из Германии в США, где её разбили на три отдельные части, считающиеся сами по себе «безвредными». В 2000 году боковые панели триптиха были возвращены в Германию и хранились в запаснике Германского исторического музея в Берлине. Центральная часть остаётся в США.

Один народ - одна нация.

Народ в борьбе.