Когда была сделана первая скрипка. Строение скрипки

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное-как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке — основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка — один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки — так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту вместе со своими сородичами — альтом, виолончелью и контрабасом ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

История скрипки

Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб, ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
В XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Андреа Амати (1535—1612) был основателем кремонской школы скрипичных мастеров. Однако скрипки его работы встречаются в настоящее время редко. Сыновья Амати — Антонио (1555—1640) и Иероним (1556—1630) работали по образцу отца и тем не менее формы их скрипок уже свидетельствовали о значительном прогрессе. Сыном Иеронима — Никколо (1596—1684) заканчивается род мастеров семейства Амати, в течение полутора веков пользовавшегося всемирной славой. Они по праву считаются основателями кремонской школы, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен ученик Никколо Амати — Антонио Страдивари, имя которого известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.
Антонио Страдивари родился в 1644 г. и по некоторым сведениям можно судить, что уже в 13-летнем возрасте начал заниматься скрипичным мастерством. К 1667 г. Страдивари закончил учение у Амати и с этого времени начал самостоятельно изготовлять смычковые инструменты. Первые самостоятельные работы Страдивари, хотя и носили явные признаки влияния учителя, однако уже отличались изяществом форм и мощным звуком. Период творческих исканий, в течение которого Страдивари выработал собственную модель, длился около 30 лет. Несмотря на то что до конца своей долгой (93 года) жизни он оставался экспериментатором, с 1695 г. существенных отклонений от разработанных им моделей уже не было.
Страдивари создал идеал скрипки как по форме, так и по звуковым качествам. Страдивари также принадлежит честь завершения формирования виолончели в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686—1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Одним из современников Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери — внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери было присвоено прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминающий эмблему монашеского ордена иезуитов. Сведений о жизни Гварнери почти не имеется. Долгое время была распространена легенда о том, что он последние годы провел в тюрьме и там делал скрипки, а тюремщик сбывал эти инструменты с большой выгодой для себя. Однако достоверность этой легенды весьма сомнительна.
Инструменты Гварнери отличаются от скрипок Страдивари более плоской формой деки и покрыты лаками самого разнообразного оттенка — от золотисто-желтого до вишневого. Звук скрипок сильный и сочный, особенно при игре в больших концертных залах. В связи с этим инструменты Гварнери особой популярностью пользовались в XIX веке, когда скрипки вышли за рамки тесных камерных помещений.
Существовали в Италии в XVII—XVIII веках и другие скрипичные школы — венецианская, миланская, неаполитанская, флорентийская и другие. Однако эти школы не приобрели такого значения, как кремонская и брешианская.
Свой вклад в развитие скрипичного мастерства внесли и другие страны. Во Франции скрипка появилась позднее, чем в Италии. Одним из первых скрипичных мастеров во Франции был Каспар Тифенбруккер (1553—1571), он же Дунфопруггар — житель Лиона. Однако скрипки его работы до наших дней не сохранились. Известны в настоящее время только виолы, изготовленные Тифенбруккером.
Наиболее выдающимся из ряда других французских мастеров считают Никола Люпо (1758—1824). Люпо вышел из семьи, которая на протяжении нескольких поколений занималась производством скрипок. Он работал сначала в Орлеане, а затем в Париже. В своих работах Люпо опирался на модели скрипок Страдивари. Однако его инструменты, хотя и отличались громким звуком, но по богатству тембра уступали итальянским образцам.
Из французских мастеров XIX века всемирную славу завоевал Жан Батист Вильом (1798—1875). В 1819 г. Вильом приехал в Париж и там начал делать инструменты для скрипичного мастера Франсуа Жано, сконструировавшего оригинальную модель скрипки без углов и имевшего в связи с этим временно крупный успех своим нововведением. Под руководством высокообразованного Жано Вильом напряженно изучает образцы инструментов прославленных итальянских мастеров, а затем усиленно копирует модели Гварнери, Страдивари, да так искусно, что его работы принимают за оригиналы. Вильом был величайшим знатоком старинных инструментов, громадное количество которых прошло через его руки. Он был невероятно трудоспособен: им было изготовлено около 3000 инструментов. Вильом был непревзойденным мастером смычков, его виолончели имели превосходные концертные качества.
Большую известность получили тирольские скрипки. Тироль — это маленькая горная страна в Альпах, жители которой издавна зинимались резьбой по дереву, а также изготовлением музыкальных инструментов. Самым крупным скрипичным мастером, пользовавшимся в XVII веке чрезвычайной популярностью в Западной Европе, был Якоб Штайнер (1621 —1683). Скрипки Штайнера были похожи по форме на инструменты Никколо Амати, но отличались более высокими сводами дек; звучание инструментов Штайнера имеет мягкий, лирический характер. Было время, когда скрипки Штайнера ценились в несколько раз дороже инструментов Страдивари. Подлинных инструментов работы Штайнера в настоящее время очень мало. Встречающиеся ныне скрипки с этикетками Штайнера являются ничем иным, как подделкой, которой занимались тирольские мастера — последователи Штайнера.
Из немецких мастеров, следовавших образцам Страдивари, выдающихся успехов достигли Бахман, Хунгер, Эрнст и некоторые другие, работавшие в конце XVI II и первой половине XIX века.
В Англии узнали и оценили работы итальянских мастеров значительно позже. Английские мастера копировали Штайнера, а позднее скрипки Маджини, Амати и Страдивари. Известны английские мастера Барак Норман (1678—1740), Ричард Дьюк (работал с 1750 по 1780 г.), Беджамен Банке (1727—1795). Последователем Дьюка был Додд, замечательные смычки которого получили широкую известность.
Из голландцев наиболее известен Генбрик Якобе, работавший в Амстердаме с 1690 по 1712 г., ученик Никколо Амати. Большинство скрипок работы Якобса уже давно снабжены этикетками с именем Амати и обращаются в продаже как подлинные инструменты этого мастера.
В Польше в XVI веке работал замечательный мастер Мартини Гроблич (1555—1610), вероятно, ученик Маджини, следовавший ею образцам. Инструменты Гроблича превосходны и сейчас являются полноценными концертными инструментами. Кроме скрипок, Гроблич делал много виол, которые по технике выполнения, изяществу форм и чудесному звучанию являются шедеврами мирового значения. Из других известных скрипичных мастеров Польши можно назвать имена Яна Даккварта и Гроблича младшего (первая половина XVIII века), Миколая Савицкого (1792—1850), Кпучинского (конец XIX- начало XX века).
В Чехословакии скрипичное мастерство является распространенной профессией. Первые скрипичные мастера пришли в Чехию из Тироля и Баварии в конце XVI века. Наиболее талантливыми мастерами Чехии являются Томаш Эдлингер (1662—1729), Ульрик Эберле (1699—1768), выходец из Тироля, в 1725 г. основавший в Праге собственную мастерскую. В свое время Эберле считался лучшим мастером Центральной Европы; Кашпар Стрнад (1759 1823) работал по моделям Страдивари. Его скрипки пользуются известностью далеко за пределами Чехословакии. Из пражских мастеров XX в. можно назвать Франца Шпидлена (1867—1916), его сына Отакара Шпидлена (1895—1938), талантливого высокообразованного мастера и инструментоведа.

Истрия скрипки в России

Смычковые инструменты в России появились, по-видимому, в очень отдаленное время. Факт существования подобных инструментов в XI веке подтверждается изображением на фреске Киевского Софийского собора фигуры музыканта, держащего у плеча, подобно скрипке, смычковый инструмент. Первое литературное упоминание о скрипке в России было в 1596 г. в словаре Лаврентия Зизания, а одно из самых ранних дошедших до нас изображений — в 1692 г. в «Букваре» Кариона Истомина. Можно предполагать, что скрипка уже в близком к классическому типу виде появилась в России к началу XVI в. В некоторых литературных источниках указывается предположительно, что предшественником скрипки был своеобразный смычковый инструмент, называемый «суной». Такой инструмент бытовал в народной исполнительской практике до второй половины XIX века.
Суна имеет корпус скрипки и по своему устройству ее можно отнести к предшественнице скрипки — смычковой лире. Но если лира имела одиннадцать и более струн, то у суны, так же как и у скрипки, было лишь четыре струны. Наибольшее распространение смычковые инструменты получили на юге России — Молдавии, Украине, а также в Белоруссии и Поволжье.
Хотя скрипки и другие смычковые инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это постоянным враждебным отношением со стороны церкви, рассматривавшей эти инструменты как «бесовские игры». Не удивительно, что русские народные скрипки XVI и XVII веков, как и другие инструменты, предшествующие им, не сохранились до наших дней. Лишь в XVIII веке смычковые инструменты получили широкое распространение.
В XVIII веке появляются выдающиеся русские скрипачи-концертанты, среди которых замечательный артист и композитор Иван Евстафьевич Хандошкин. В что же время появляются и мастера по изготовлению смычковых инструментов. Вначале — это иностранцы, приглашенные в Россию, а затем и русские. Среди русских мастеров XVIII и XIX веков было много крепостных, обслуживающих оркестры своих господ. Материалы, из которых эти мастера делали свои инструменты были местные. Наряду с елью для верхних дек применялась сосна. Для изготовления нижних дек употреблялись клен, береза, ольха, липа. Среди работ крепостных мастеров были и весьма удачные инструменты, однако имена этих русских умельцев остались в большинстве неизвестными.
Одним из первых известных талантливых русских мастеров является Иван Андреевич Батов (1767—1841) —крепостной графа Шереметева. В 17 лет Батова отдали в обучение московскому инструментальному мастеру Василию Владимирову. Уже в 1789 г. после обучения в штатах крепостного театра Шереметева значился скрипичный мастер Иван Батов. До Отечественной войны 1812 г. Батов широкой известности не имел. Она пришла к нему только и 1814 г., когда Батов поднес Александру I скрипку своей работы и получил за нее награду 2000 руб. В 1822 г. Иван Батов сделал виолончель, высоко оцененную знаменитым виолончелистом того времени Б. Ромбергом. Батов поднес этот инструмент графу Д. Н. Шереметеву и получил за нее вместе со своей семьей вольную. В 1829 г. Батов представил свои инструменты на петербургскую выставку и получил за скрипку и виолончель Большую серебряную медаль. Батов не терпел поспешности в работе. Имеются сведения о том, что он, работая ежедневно напряженнейшим образом, затрачивал около трех месяцев на изготовление скрипки и около пяти месяцев на изготовление виолончели.
Считая, что для качества звука инструментов одним из важнейших условий является наличие старой выдержанной древесины, Батов затрачивал большие средства на ее приобретение. У Батова до последних дней жизни сохранился запас древесины, заготовленной им еще при Екатерине 2. За свою жизнь Батов изготовил сравнительно небольшое количество инструментов: 41 скрипку, 3 альта и 6 виолончелей, не считая тех, которые он делал для оркестра Шереметева. Кроме этого, Батов изготовил несколько контрабасов, а также делал превосходные гитары. К сожалению, подлинные инструменты Батова встречаются очень редко. Большинство инструментов, приписывавшихся Батову, являются подделками. Пользуясь популярностью Батова, некоторые мастера позже вклеивали в различные, чаще всего в инструменты иностранного происхождения, этикетки с именем прославленного русского мастера и таким образом вызвали значительную путаницу в определении его творчества.

Конструкция скрипки

- завиток

Пяточка

Верхняя дека

Обечайки

Нижняя дека

Подставка

Подгрифок

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

История возникновения скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."
М.Преториус.


История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной "лиры да брачьо", дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530, когда один базельский книготорговец избрал старую скрипку своим торговым знаком.

Так же предшественниками скрипки считают
Ребек
Фидель
Вина, ситар, тар
Кыяк

В это же время, слово "скрипка", во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия. Анри Прюньэр (1886-1942) утверждает, что уже в 1529 году это слово содержится в некоторых тогдашних деловых бумагах. Все же указания на то, что понятие "violon" появлялось около 1490 года, следует признать сомнительными. В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении "скрипки" вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение. Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".
На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов - домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.
Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова - сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI-XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868-1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.

Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем "скрипки". Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем "золотым веком", когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его "усовершенствовать".
История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626?-1698) и Антонио Страдивари (1644-1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687-1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.
А Франсуа Турт - мастер XVIII века - почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Строение скрипки
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими "талию". Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт - дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.

Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми. Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвёртый - третьим, мизинец - четвёртым.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato).
Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джузеппе Торелли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (1675-1743) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей. Но, пожалуй, самым виртуозным скрипачом, который когда-либо играл на скрипке, был Паганини. Он мог сыграть даже на одной струне, чем приводил зрителей в восхищение.

Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. На ней можно играть почти без пауз. Музыка не смолкает до тех пор, пока смычок касается струн и кажется, что это струны нашей души.

Ирина Морозова
Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки»

«ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СКРИПКИ »

(Тематическое занятие )

Цели и задачи :

Расширить кругозор, тезариус, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки . Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений.

Материал :

«Дудочка и барабан» И. Чукаш, «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я » Э. Финкельштейн, «Загадки о инструментах» П. Синявский, скрипка и смычок , видеофильм «Изготовление скрипки » , видеомагнитофон, бутафорская скрипка , костюмы кузнечика и пчелы, песня «Маленький кузнечик » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной, фонограммы («Каприс» Н. Паганини, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)

Ход занятия.

Дети входят в зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

Дети Скрипка .

М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке . (Показывает скрипку и смычок ) Посмотрите, как красива скрипка . У неё прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку ) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку , соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки , она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки ? На колках держатся четыре струны : струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны . Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки , наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом , но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера , но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров . Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци) . Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера .

Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки »

М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!

Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини

М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке , но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л . Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей ) . Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди» , «Виртуозы Москвы» . Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А . Вивальди «Времена года»

Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года» ).

М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка »

Ребенок Зеленый кузнечик

Играет на скрипке ,

Заслушались бабочки,

Птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку

Подарят и мне,

Где звонкая тайна есть

В каждой струне.

Я стану учиться,

А будущим летом

С кузнечиком вместе

Сыграю дуэтом.

Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)

М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Дети Скрипка .

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл .

Прилетела, села важная пчела.

Музыканта маленького слушать начала .

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла .

Музыка звучала , и, забыв дела,

Головой качала важная пчела.

И кузнечик маленький на скрипочке играл ,

Будто всем по горсточке он счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил,

По зелёной скрипице травиночкой водил .

Публикации по теме:

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Новогодняя история с маленькой елочной» Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы Роли: Взрослые: Ведущий, Баба Яга, Дед Моро, Снегурочка, Дети: ёжик, зайчик,.

Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Интегрированное музыкальное занятие Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» Мануиленко В. В. Образовательная область:.

История маленькой скрипки. История маленькой скрипки. Программа задачи: Пополнить знания детей о скрипке. (Откуда появилась её конструкция); продолжить знакомство.

Комплексно – тематическое планирование «История Отечества» подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Егорова.

История скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,

и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."

М. Преториус.

Прежде чем начать разговор о великих мастерах, создавших волшебные скрипки, давайте узнаем, откуда вообще взялся этот инструмент, почему он такой, какой есть и, вообще, что же в нем есть такого, что вот уже полтысячи лет он тревожит наши умы и сердца…

Сейчас, наверное, уже невозможно сказать точно, в какой стране и, даже в каком веке она родилась. Известно лишь то, с овременный вид скрипка приобрела в XVI веке и получила широкое распространение в XVII веке, благодаря работам великих итальянских мастеров.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это.

Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.

Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия.

Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе.

Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.

Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII - XV веках.

Ребек - трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.

Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании .

Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.

Сначала ребек был инструментом народным, а не придворным, использовался жонглерами, менестрелями и другими бродячими музыкантами. Позже применялся также в церковной и светской придворной музыке. Причем ребек звучал не только на светских приемах, но и на деревенских праздниках. Это также церковный инструмент, неизменный спутник многих религиозных ритуалов. С пятнадцатого века ребек использовался только в народном музицировании.

Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. В данном случае важна плавность линий. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку.

На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам.

Играют на инструменте смычком, которым водят по струнам. Важно отметить, что использование смычка при игре на струнных инструментах возникло предположительно в Азии в девятом веке и распространилось через Византию и мусульманские страны по территории Западной Европы в десятом – двенадцатом веках. Ребек – один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до двух октав включительно. Это позволяет исполнять на ребеке не только программные произведения, но и различного рода импровизации. Это в значительной степени объясняет, почему ребек был столь популярен в народной среде. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это позволяет с легкостью транспортировать инструмент, не заботясь о громоздких чехлах.

Конечно, это лишний раз доказывает «удобство» инструмента даже в быту. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.

Ребек относится к классу аккомпанирующих инструментов, производящих звуки благодаря вибрации струн. Музыкант водит по струнам смычком, в результате чего струны приходят в колебательное движение. Так рождается звучание инструмента. В наши дни инструмент относится к разряду редких, но не забытых. Ребек по праву занимает важное место в наследии мировой музыкальной культуры.

На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…

Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)

Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент)

Как мы можем видеть, инструмент был достаточно популярным. И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная.

Как и у самих менестрелей — хоть дар и от Бога, а все-таки артистов нет-нет да и подозревали в чем-то нехорошем. Кое - где ребек понижали в звании: то помещали в преисподнюю к язычникам, то давали его в лапы к диковинным полулюдям - полузверям подозрительного вида.

Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.

И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.

Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?

А ребек звучит до сих пор. И мы можем его послушать….. Как и фидель (виолу).