Ле что за прелесть эти сказки кто. "Что за прелесть эти сказки!"

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев о сказках как средневековых притчах

Начнем с Пушкина. И продолжим дальше уже нашей фольклористикой, записанной в XIX веке. В это время на Западе и у нас начали интересоваться фольклором. Смягчили многое, многое подретушировали, многое перекрасили или раскрасили по-новому. Потому что реальные сказки довольно страшны, натуралистичны, очень часто жестоки.

Сегодня я хотел бы вспомнить очень известную нашу сказку, а именно, сказку о рукавичке. Кто-то в рукавичке живет. Помните? Комар-пискун поселился в рукавичке. Потом туда лягушка-квакушка подскакала погреться. Потом…

Ну, рукавицы, вообще, большие были. У мужиков рука-то была ого-го, как лопата. Допустим, Василий Иванович Чапаев родился недоношенным, семимесячным, кажется, или шести - его как раз в рукавице грели. Он там вполне помещался. Туда можно было много запихнуть.

По крайней мере, комару там места хватит. И лягушке хватит. После лягушки-квакушки туда прибежал зайчишка-попрыгунчик. И начинается дальше интересная вещь. Потом прибегает туда волк-зубами щелк. Потом лисичка-сестричка. И мы как будто не замечаем постепенного разрастания рукавички до невместимых размеров. На каком-то этапе мы уже понимаем, что для всех места не должно хватать. Собственно, там и волку-то одному места мало. А туда уже набилась куча всякого-всякого. И вот только когда медведь пришел, стало очевидно, что он туда не влезет. Рукавичка рвется, а звери разбегаются.

И вот о чем эта сказка? Это сказка о стыке маленького и большого. Это, если угодно, средневековая притча о том, сколько может ангелов поместиться на конце иглы. О встрече невидимого и видимого мира. О вместимости невместимого. Или, наоборот, о вместимости малых пространств. Это сказка, если угодно, о сердце. Потому что сердце человеческое - это то вместилище, в котором живут и комары, и лягушки, и жабы, и лисицы, и волки, и медведь, … и змея еще может ползать.

То есть всякие грехи, олицетворяемые разными животными. Жадность - с жабой, это понятно. Свирепость, например, с волком, хитрость - с лисицей. Какая-нибудь холодная ядовитость - со змеей. Всё гадости олицетворяются с животными. Они все в сердце живут.

Сердце человеческое - это малый организм. Оно размером с кулак. Сожмите свой кулак, и это будет примерный размер вашего сердца, которое не имеет отдыха и постоянно бьется в груди. Посередине, кстати, не с левой стороны, а посередине находится оно. Так вот, туда помещается Господь. При всей малости этого органа, размером с кулак. Господь не помещается в Мировом океане, слишком мал он для Него. И в космосе не помещается Господь, слишком мал космос для Бога. А вот в сердце Господь помещается.

То есть сердце - это как рукавичка, оно маленькое, но туда впихивается очень много. И когда-то люди наши понимали эти вещи, что есть некие малые объемы, которые вмещают в себя очень много. И если сердце чистое, то чисто там, и Господь там живет. Если сердце грязное, то живет там, кто хочет: всякая нечистая тварь, всякая летучая мышь и всякий гад ползучий. И об этом тоже эта сказка, если угодно.

Эта сказка интегральная, как любая сказка. Она ложь, да в ней намек. Ее можно вертеть в разные стороны по смыслу. И этим учились наши предки.

Они учились мыслить о малом и большом, о грязном и чистом, о священном и профанном, благодаря рассказам, при коптящей и трещащей лучине, из бабушкиных беззубых уст.

Сегодня мы с вами цепнули еще одну сказку из того, что рассказывали нам в детстве. Попутно скажу вам, что горе тому поколению, которое не слушало сказок из уст мамы, папы или бабушки. Горе. Поэтому догоняйте свою всякую неуспетость и рассказывайте засыпающим малышам хорошие сказки, из того, что отфильтровано, просеяно и дается в назидание для молодого, носом сопящего в кроватке поколения.

Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

Главная > Методическая разработка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Составитель Митькина Н.В.,

учитель русского языка и

литературы

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б»

Старый Оскол - 2011

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Тип занятия : внеклассное мероприятие по дисциплине «Литература».

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б».

Дата проведения: 11.11.2011Цели :1. Обобщение и расширение знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина.2. Развитие интереса к произведениям поэта, устной речи, аналитического и образного мышления, памяти, активности, самостоятельности, творческого потенциала учащихся.3. Воспитание любви к русской поэзии. Создание условий для сплочения коллектива. Оснащение : выставка книг (сказки Пушкина), презентация, сделанные из бумаги жёлтые листья, шкатулки, ватман, клей, цветные карандаши, кроссворд «Сказки Пушкина».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

1. Вступительная часть. Слово о Пушкине Для нас теперь уже не ново – Творит наука чудеса!- Что из недавнего былого До нас доходят голоса. Но века девятнадцатого начало Немым останется для нас. Как слово Пушкина звучало? Увы! Услышать бы хоть раз. Как он, волнением объятый, Друзьям «Онегина» читал, Как он смеялся… Век двадцать первый Наверное, добрее б стал. Есть одно имя, знакомое и дорогое каждому человеку, вне зависимости от его литературных привязанностей и увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения знают, читают и перечитывают, заучивают наизусть. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - сказал однажды А. Твардовский.

СЛАЙД 2

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи-рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно-го мальчика.

СЛАЙД 3

А сказки! Услышанные впервые в детстве от няни, они оставили глубокий след в сознании будущего великого поэта. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней: Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

СЛАЙД 4

В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" 2. Основная часть. Конкурсная программа

СЛАЙД 5

Видеоролик на песню «Лукоморье» (детский ансамбль «Светофор»)

СЛАЙД 6

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Это путешествие в мир сказок Пушкина. Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем эти волшебные сказки. Мы проведём конкурс на лучших знатоков сказок Пушкина. Вопросы будут задаваться командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает кленовый, берёзовый или рябиновый листочек. Их нужно сохранять до конца игры. Если команда не даёт правильного ответа, вопрос переходит к команде соперников.

СЛАЙД 7

I конкурс. «Из какой сказки строки?»

1. Царь скопца благодарит, горы золота сулит…(«Сказка о золотом петушке») 2. Пустились бесёнок и зайка: бесёнок по берегу морскому, а зайка в лесок до дому… («Сказка о попе и о работнике его Балде») 3. В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец…(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 4. Видит, на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…(«Сказка о рыбаке и рыбке») 5. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!.. 6. Помнишь, за мою услугу обещался мне, как другу, волю первую мою ты исполнить, как свою… («Сказка о золотом петушке») 7. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт… («Сказка о царе Салтане») 8. Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять!.. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, –
говорит одна девица, – то на весь крещёный мир приготовила б я пир»... («Сказка о царе Салтане») 10. Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти; лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки… («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 8

II конкурс. «Портреты героев»

1. До светла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт, да сам и облупит... (Балда) 2. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив…(Попадья)
3. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело, но под старость захотел отдохнуть от ратных дел и покой себе устроить…(Царь Дадон) 4. Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся, понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» - молвил он…(Князь Гвидон Салтанович) 5. Улыбнулась – и с поклоном его за руку взяла и в шатёр свой увела… (Шамаханская царица) 6. Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор… (Тридцать три богатыря) 7. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает… (Старуха) 8. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла… (Царица-мачеха) 9. Чуть опасность где видна, верный сторож как со сна шевельнётся, встрепенётся, к той сторонке обернётся и кричит… (Петушок) 10. Белолица, черноброва, нраву краткого такого… (Царевна)

СЛАЙД 9

III конкурс. «Расшифруйте строки»

В прозаических текстах зашифрованы стихотворные строки из произведений А.С. Пушкина. Расшифруйте их, назовите строки из сказок. 1. На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной. («У Лукоморья дуб зелёный») 2. Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды. («Белка песенки поёт да орешки всё грызет»)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

IV конкурс. «Знакомые с детства строки» 1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… 2. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? Я там был; мёд, пиво пил- И усы лишь обмочил… 3. С какими словами обращалась царица-мачеха к волшебному зеркалу? Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи; Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 4. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.. 5. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? Не печалься, ступай себе с богом… 6. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же пригова-ривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты, поп, За дешевизной.

СЛАЙД 12

V конкурс. «Сказочный эрудит»

1. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) 2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) 3. Сколько торговых городов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (7) 4. Сколько теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (140) 5. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (3) 6. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2) 7. Какая кличка была у собаки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко ) 8. Кто исполнял песню «Во саду ли, в огороде» в «Сказке о царе Салтане»? (Белка ). 9. В каких сказках Пушкина упоминается море? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде») 10. Какие злые герои сказок Пушкина оказываются наказанными? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», царь Дадон из «Сказки о золотом петушке», поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 13

VI конкурс. «Восстановите последовательность событий»

1. Перечислите по порядку все чудеса из «Сказки о царе Салтане».33 богатыря, белка, царевна-лебедь. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь). 2. Назовите все желания старухи по порядку. Стать столбовой дворянкой, изба, корыто, стать владычицей морской, стать царицей. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской) 3. К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, солнце, ветер. (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер) 4. Назовите в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. Шмель, муха, комар. (1 – комар; 2 – муха; 3 – шмель). 5. В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? Кто скорее обежит вокруг моря, кто пронесёт на себе полверсты кобылу, кто дальше бросит палку. (1 – кто скорее обежит вокруг моря, 2 – кто дальше бросит палку, 3 - кто пронесёт на себе полверсты кобылу) 6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставьте последовательность щелчков с их воздействием. Вышибло ум у старика, прыгнул до потолка, лишился языка. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум у старика)

СЛАЙД 14

VII конкурс «Сказочное лото» (конкурс капитанов).

Капитаны получают строки из сказок. Необходимо сложить строки, восстановив отрывок из сказки.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

VIII конкурс. Конкурс чтецов (проводится параллельно с предыдущим)

СЛАЙД 15

IX конкурс. «Таинственный предмет»

В каждой шкатулке находится предмет, упоминающийся в произведениях Пушкина. Вы должны сказать, о каком предмете идёт речь. 1-я шкатулка. Повсеместно встречающийся, не имеющий особой ценности предмет, который, однако, способствовал превращению обезьяны в человека, а Балда с его помощью сумел доказать Бесёнку своё преимущество. (Палка) 2-я шкатулка. Предмет, мимо которого ни одна женщина спокойно не пройдёт, неотъемлемая часть одной из героинь сказки А.С. Пушкина. (Зеркало) 3-я шкатулка. Плод, которым отблагодарила царевну старуха в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Яблоко) 4-я шкатулка. Украшение, при помощи которого Руслан освободил от сна Людмилу. (Кольцо)

СЛАЙД 16

X конкурс. «Пушкин в искусстве»

1. Всем известный портрет А.С. Пушкина. Назовите имя художника.

(Орест Адамович Кипренский. Портрет был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке по заказу друга поэта - Антона Антоновича

Дельвига.)

СЛАЙД 17

2. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? (Памятник находится в Царском Селе. Скульптор - Роберт Бах.)

СЛАЙД 18

XI конкурс. «Осенний листопад»

Знаете ли вы, какое время года больше всего любил А.С. Пушкин? Предлагаю командам сделать аппликацию «Осенний листопад». Проявите своё творчество и фантазию. (На столе у каждой команды ватман, листочки, клей, цветные карандаши) Параллельно – конкурс болельщиков «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» (кроссворд по сказкам Пушкина) Команда болельщиков, выполнившая большее количество заданий приносит команде 1 балл (1 листок).

Звучит музыка

Проверяем болельщиков. Просим команды показать свои работы. Посчитайте, сколько листочков на вашей аппликации. (Объявляется победитель.)

СЛАЙД 19

3. Заключительная часть

Звучит музыка

Слово учителя К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.

Что за прелесть эти сказки

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

«В сказке сила, благодаря которой, ребенок познает мир и себя». С.Я. Маршак

Воспитание через сказку - это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

"Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." И. А. Ильин

Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:

1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

  • «Отгадай название сказки»;
  • «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
  • «Что лишнее?».

2. Игры со сказками дома:

  • «Сочини новое окончание сказки»;
  • «Звукорежиссеры»;
  • «Пропущенный кадр»;

3. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

  • «Найди выход»;
  • «Новые сказки»;
  • «Сочини сказку».

4. Игры со сказками перед сном:

  • «Сказочная цепочка»;
  • «Встреча героев»;
  • «Пересказ сказки по первым слогам».

Как же поддерживать у детей интерес к сказке?

  • Необходимо завести детскую библиотечку. Вместе с ребенком вы можете окунуться в мир сказок, не только читая тексты, но и рассматривая иллюстрации к сказкам.
  • Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, би-ба-бо, настольный плоскостной театр, игрушки – персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
  • Читайте литературу для родителей по использованию сказок в домашних условиях: в ней представлено множество заданий и игр. Одна из таких книг – «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюковой.

Чтение сказки перед сном

  • Незадолго до отхода ко сну прекратить активные и шумные игры.
  • Принять ванну с успокаивающими и расслабляющими маслами.
  • Положить ребенка в постель и сказать: «Настало время сказки».
  • Чтение сказки.
  • После того, как малыш уснул, нельзя сразу прерывать сказку.