Личная жизнь курентзиса теодора. Теодор курентзис Теодор курентзис официальный

Оригинал взят у matveychev_oleg в Дирижер Теодор Курентзис: не рекламируйте дьявола

Вечная музыка, то есть камерный оркестр Musica Aeterna, созданный дирижером Теодором Курентзисом на базе Новосибирского оперного театра, не помещается в небольшом холле Первого московского хосписа. Пришлось сократить число музыкантов. Оркестр, играющий на аутентичных инструментах, на жильных струнах и старинными смычками. Pianissimo трепещут, как кровь в артериях, если вы когда-нибудь прикасались пальцами к артерии. Fortissimo отчетливы, как скальпельный разрез. Дирижирующий Курентзис похож на учителя начальных классов, который не просто рассказывает ученикам урок, а заглядывает каждому в тетрадку, следит, чтобы дети правильно выводили крючочки по прописям, помогает, если надо, грозит, если надо, пальцем и гладит, если надо, по голове. Пульт пустует. Курентзис ходит по оркестру.

А во время дуэта Сюзанны и Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Курентзис не может удержаться от того, чтобы вместе с Сюзанной и Альмавивой не петь, как Гленн Гульд не мог удержаться от пения, играя сонаты Баха.

Перед оркестром в небольшом холле расставлены стулья. В первых рядах сидят работающие в xосписе врачи и так называемые друзья xосписа: актрисы Татьяна Друбич и Чулпан Хаматова, танцовщик Андрис Лиепа. Музыканты (в основном молодые женщины с перепуганными глазами) попросили гостей и врачей сесть в первых рядах. Они, оркестранты, по словам Теодора Курентзиса, сами придумали играть в xосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, то от волнения у них стали дрожать руки, и они боялись врать ноты, если пациенты будут сидеть глаза в глаза.

Курентзис скажет потом:

— Музыка — это миссия. Дать свет и любовь людям. Не только тем, кому это доступно, а всем. Мы делаем музыку не затем, чтобы заработать на хлеб. Совершить просто биологический круг — это неинтересно. Интересно становится, когда живешь духовной жизнью. К сожалению, не всем это доступно. Не все могут прийти в консерваторию. Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных.

()


Главный дирижёр НГАТОиБ Айнарс Рубикис провёл свой первый новосибирский брифинг.

Маэстро Айнарс Рубикис провёл первый брифинг на посту главного дирижёра и музыкального руководителя новосибирского театра оперы и балета. Представителям местных средств массовой информации предлагалось задать новому художественному лидеру «Сибирского Колизея» любые интересующие вопросы. Однако журналисты предпочли сосредоточить внимание на первых ощущениях дирижера в новой должности, планах НГАТОиБ на ближайшее будущее и предстоящем симфоническом концерте с Командором ордена Британской Империи Питером Донохью за роялем.

Октябрьский дебют и декабрьское назначение сделали Айнарса Рубикиса главной действующей достопримечательностью городской академической сцены. Приезд латвийского маэстро в Новосибирск сопровождался нарастающим ажиотажем: почти год театр оперы и балета проработал без главного дирижёра и музыкального руководителя и, по слухам, вряд ли мог рассчитывать на равнохаризматичного Теодору Курентзису маэстро. Приглашение Айнарса Рубикиса, хоть и дало массу поводов для сравнений, однозначно не разочаровало. На смену гуру барочных интерпретаций и главному аутентисту музыкальной России пришёл профессионал европейского уровня, победитель Третьего Международного конкурса дирижёров имени Густава Малера и лауреат первой премии Nestle и Зальцбургского фестиваля. По странному стечению обстоятельств и греческий, и латвийский маэстро дебютировали на сцене «Сибирского Колизея» в один день, правда, с разницей в восемь лет: Теодор Курентзис 18 октября 2003 года дирижировал балетом Аллы Сигаловой «Поцелуй феи», а Айнарс Рубикис 18 октября 2011 года — концертом Симфонического оркестра Новосибирского театра оперы и балета. У господина Курентзиса на момент дебюта была разгорающаяся слава специалиста в области вокала и оперного стиля, работа с ведущими оркестрами России и первые выходы на зарубежные фестивальные площадки. У маэстро Рубикиса — сотрудничество с лучшими мировыми оркестрами, мощный фестивальный дуплет и серьезный опыт в области хорового дирижирования. Стартовые позиции близкие, но не равнозначные: Теодор Курентзис только добивался признания Запада, в то время как Айнарс Рубикис уже получил фору и сотрудничество с ведущим музыкальным агентством, которое, кстати, экс-худрука НГАТОиБ под свое крыло не приняло. Помимо разных точек отправления у бывшего и нынешнего главного дирижера — разные представления о том, каким должен быть новосибирский оперный. Теодор Курентзис хотел сделать Новосибирск центром чистого искусства, однако год за годом перемещал своим амбиции все глубже в Европу. Айнарс Рубикис наоборот стремится приблизить классику к народу, будучи уверенным, что пришло время, когда Магомету нужно идти к горе:

()

Наш главный культурный инфоповод федерального масштаба, Теодор Курентзис, как ни отрицал слухи о переезде в Пермь, все же в начале года уехал из Новосибирска, прихватив с собой лучших музыкантов оркестра Musica Aeterna и оставив третий оперный театр страны без главного дирижёра.

Время шло, каждый был занят своим делом. Теодор воспевал девственность восприятия пермяков, пестрел на страницах глянца, провоцировал у впечатлительных уральских барышень курентзисоманию, а дирекция Новосибирской оперы искала нового героя. Прошел почти год, и его имя прозвучало, пусть пока и вне официального контекста: 18 октября симфоническим концертом на сцене НГАТОиБ дирижировал молодой латышский маэстро Айнарс Рубикис.

О том, насколько успешным было выступление («Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Симфония № 104 Гайдна, Симфония № 4 Малера), можно дискутировать. У меня возникло ощущение, что оркестр стремился качественно воспроизвести неродной симфонический текст, не ставя перед собой больших музыкальных задач. Столичные критики дипломатично назвали это исполнение «по-европейски сдержанной интерпретацией». Как бы там ни было, составить представление о возможностях Рубикиса компетентным слушателям было трудно: коллектив явно не показал всех своих возможностей и наверняка не реализовал на 100% того, что хотел дирижёр.

Но на данном этапе отношений театра и Айнарса Рубикиса строгого творческого спроса с последнего, пожалуй, и не должно быть. Сейчас важно публику в её массе впечатлить, завоевать и расположить, и это получилось вполне. Слушателей привлекли иностранное имя, молодое симпатичное лицо, эффектное изображение латышского маэстро на фасадном баннере. Похоже, многие из них попали на симфонический концерт впервые: тому подтверждение и аплодисменты между частями и уровень реплик в интернете, восторг в которых явно преобладал над компетентностью. Эффект произведен, Рубикисом впечатлились, его запомнили. Теперь можно предпринимать что-то дальше.

Ну а что может быть дальше? Его или объявят главным дирижёром НГАТОиБ, или нет. С одной стороны, напрашивается сравнение с неистовым Теодором, с другой — тянет порассуждать, как всегда бывает, когда наступают в жизни новые отношения: что же всё-таки в прошлый раз было не так?

Путь Курентзиса к признанию и известности длился последние лет 10, восемь из которых он был главным в Новосибирской опере. Насколько бы он ни был теперь востребован и впечатляюще раскручен, Рубикису есть, что ему противопоставить и нынешнему, не говоря о Теодоре восемь лет назад.

Курентзис сначала укрепился в профессиональных позициях в России, и лишь потом началась его работа на Западе. Ключевую роль в этом успехе сыграла Новосибирская опера. После премьеры в Новосибирске он дирижировал «Макбетом» на сцене Парижской оперы (изначальное условие контракта, подписание которого было подготовлено директором НГАТОиБ Борисом Мездричем), ездил за границу на гастроли со своим Musica Aeterna, выступал с зарубежными именитыми коллективами.

()

Новые директор и главный дирижер новосибирского театра оперы и балета должны будут найти правильную стратегию развития крупнейшего за Уралом объекта культуры

9 декабря 2010 года директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) Руслан Ефремов был найден мертвым в минской гостинице «Виктория» (уже в январе прокуратура Минска установила факт самоубийства). А после нового года подтвердились давно курсировавшие слухи о том, что театр покидает всемирно известный главный дирижер Теодор Курентзис. События эти, наверное, не находятся в прямой связи, но четко характеризуют состояние безвременья, в котором сейчас оказался новосибирский оперный. Кто станет новым руководителем, пока неизвестно. Но именно ему предстоит, сотрудничая с местным театральным сообществом и ориентируясь на мировые культурные тренды, выработать четкую и амбициозную стратегию развития одного из главных символов Новосибирска.

От юбилея к юбилею

В 2005 году НГАТОиБ родился, по сути, во второй раз — после масштабной реставрации, приуроченной к его 60-летнему юбилею. Это время принято считать наиболее успешным периодом в новейшей истории театра. Ставший в сентябре 2001 года директором Борис Мездрич (который до этого 12 лет возглавлял Омский государственный академический театр драмы) не только провел реконструкцию стоимостью около 1,3 млрд рублей, выделенных по федеральной программе «Культура России», но и вернул оперный на вершину театральной России. При Мездриче театр получал главные призы национального театрального фестиваля «Золотая Маска»: балет «Коппелия» (две премии), оперы «Жизнь с идиотом» (три премии) и «Аида» (четыре премии). Наконец, именно при Мездриче в театре стал работать главным дирижером Теодор Курентзис, который к тому времени уже был широко известен в мире. Таким образом, новосибирский оперный, который в 1963 году стал первым немосковским театром, получившим звание «академического», вновь заявил о себе как о культурном объекте российского и мирового масштаба.

()

Главный дирижер новосибирского оперного вместе с оркестром переезжает в Пермь?

Слухи о том, что достояние Новосибирского театра оперы и балета - дирижер Теодор Курентзис переедет в Пермь, появились уже давно. Поводом к пересудам стало заявление не кого-нибудь, а вице-премьера Пермского края, который, дескать, уже обо всем договорился и отъезд дирижера из столицы Сибири - дело решенное.

«Деловой квартал» назвал «человека года» в культуре Новосибирска. Победитель был определен путём анкетирования экспертов. Большинство голосов было отдано главному дирижёру театра оперы и балета Теодору Курентзису

Музыкальный руководитель новосибирского оперного театра Теодор Курентзис сегодня один из самых модных и востребованных дирижёров России. Но с сибирской пропиской не расстается, объясняя это тем, что здесь «намоленное пространство единомышленников».

Новосибирский театр оперы и балета всегда отличался интересом к творческим экспериментам и своей открытостью миру. Теодор Курентзис ещё более закрепил за театром репутацию сценической площадки с мировым именем. Достаточно вспомнить хотя бы совместный проект новосибирского театра с Парижской национальной оперой - постановку «Макбета» Верди.

Минувший год привнёс в дирижёрскую биографию Теодора Курентзиса немало знаковых событий. В феврале по его инициативе на сцене оперного состоялся Первый международный музыкальный фестиваль «Music-Aeterna», посвященный пятилетию коллективов, созданных Курентзисом, - оркестру с одноимённым названием и хору New Sibirian Singers. Создание внутри театра коллективов, которые расширяют для зрителей рамки музыкального восприятия, - это как раз в духе молодого дирижёра. Он смело демонстрирует новые подходы в исполнении музыки и новые жанры. В фестивале приняли участие известные исполнители из Великобритании, Франции, Германии. Но, пожалуй, самым неожиданным для публики гостем, который приехал в Новосибирск по личному приглашению Теодора Курентзиса, стал Антон Батагов, нарушивший тем самым своё «пианистическое молчание».

()

В столичном Зале имени Чайковского пройдёт гала-концерт, на котором Российский национальный оркестр (РНО) исполнит произведения молодых композиторов, победителей онлайн-конкурса YouTube. Дирижировать будет руководитель Новосибирского Академического театра оперы и балета Теодор Курентзис, возглавлявший жюри конкурса.

О том, почему в России никому не нужна современная академическая музыка, за что он не любит интернет и почему в конкурсе YouTube никому не досталось первое место, Теодор Курентзис рассказал обозревателю "Известий" Елене Лория.

Курентзис не любит интернет. Об этом он не раз говорил в своих интервью. Впрочем, интервью давать он тоже не любит. Поговорить с дирижером удалось на неформальной встрече, которую он устроил в доме своего друга.

...Квартира в сталинском доме. В полумраке (свет не горит, лишь на столе стоят свечи) сидят люди. Выпивают, закусывают и слушают Теодора, который размахивает незажженной сигаретой и совершенно искренне возмущается:

Ну зачем? Зачем человеку два мобильных телефона? Это падение человека. Это Армагеддон! - композитор останавливается, приветливо здоровается и продолжает прерванный монолог. - А интернет? Это ведь только иллюзия связи. И средство порнокультуры. У меня, кстати, в оркестре нет людей с двумя телефонами. Они хуже играть начинают, и уже совершенно непонятно, шутит Курентзис или нет.

известия: Теодор, если вы так не любите интернет, как же вы решились возглавить жюри этого конкурса?

теодор курентзис: А мне очень тяжело было решиться. Но я это сделал, потому что композиторы просто умирают.

и: Ну так, значит, хорошо, что есть такая возможность заявить о себе? Вот в июне Google и музей Гуггенхайма запустили на YouTube проект "YouTube Play. Биеннале креативного видео". Петр Налич прославился после единственного ролика в Сети "Гитар, гитар". Теперь конкурс композиторов. Может интернет стать альтернативой традиционным конкурсам?

курентзис: Ну вообще это надо было делать не в интернете. Знаете, как должно быть в идеале? Например, Министерство культуры или еще кто-то собирает директоров оперных театров и филармоний, создает комиссию, состоящую из специалистов по современной музыке, дирижеров разных поколений и направлений. И говорит: у нас политика такая, мы должны дать возможность возродиться современной музыке. Поэтому вы должны сделать так, чтобы ваша филармония раз в месяц давала премьеру современной музыки. И отбирать произведение будет не директор, а та самая авторитетная комиссия.

и: Вы считаете, что это что-то даст?

курентзис: Если комиссия начнет читать и отбирать партитуры, то, поверьте, найдется немало хороших сочинений. Вот их и надо включать в репертуары театров. Если композиторы будут видеть, что их произведения исполняют, у них появится потрясающий стимул! Но никому это не нужно. Живые композиторы никому не нужны.

и: Почему? Невыгодно?

курентзис: И это тоже. Нужны мертвые композиторы. После смерти которых прошло 75 лет, и уже можно не платить за авторские права. В Новосибирске я играю премьеры каждый месяц, нахожу деньги, иногда плачу из своего кармана. И есть зрители, которые приходят на это. Они хотят слушать премьеру вместе с Чайковским. Потребность есть.

и: Первое место в конкурсе никому не было отдано. Отчего? Уровень работ недотягивает?

() ()


Полузабытые оркестровые произведения выдающегося композитора XX века Мечислава Вайнберга прозвучат сегодня в Новосибирске в исполнении камерного оркестра MusicAeterna и симфонического оркестра театра оперы и балета. Эту же программу новосибирцы представят на международном музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия) 1 и 2 августа.

Зрители услышат Концерт для флейты с оркестром, Симфониетту № 2, Молдавскую рапсодию № 1 и Камерную симфонию № 4 Мечислава Вайнберга, более известного публике по музыке к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Тегеран-43», мультфильмам «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация». Фестиваль в Брегенце в нынешнем году посвящен Вайнбергу.

За дирижерский пульт встанет лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» Главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис. «Очень важно, что мы начали исполнять произведения Вайнберга, отчасти забытые. Если мы не будем играть эту музыку, то часть истории советского искусства пропадет, а оно имеет право быть известным. Мы выполняем своего рода миссионерскую работу, играем музыку, чтобы сохранить ее для новых поколений», - рассказал дирижер.

Ежегодный фестиваль в Брегенце, участниками которого музыканты из Новосибирска станут впервые, проходит с середины июля до середины августа на двух площадках - на плавающей сцене у берега Боденского озера и в городском фестивальном зале. Высокохудожественная программа и уникальное исполнение привлекает в Брегенц более 200 000 любителей музыки каждый год.
tayga.info/news

ТРИ ПЯТИЛЕТНИХ юбилея и огромное желание выбраться из музыкального супермаркета стимулировали проведение в Новосибирске Международного фестиваля MusicAeterna. На борьбу с демонами быстропита и музыкальным косноязычием вышел главный идеолог фестиваля маэстро Теодор Курентзис и созданные по его инициативе на базе НГАТОиБ коллективы — оркестр «MusicAeterna» и хор «New Siberian Singers». Итог — три дня чистого искусства и медленное, но верное превращение столицы Сибири в Мекку барочной музыки.
Нынешний театральный сезон в Новосибирском театре оперы и балета отмечен целым созвездием юбилеев: от 65-летия со дня открытия самого «Сибирского Колизея» до круглых дат, связанных с именем маэстро Курентзиса, — пятилетие камерного оркестра «MusicAeterna», кстати, давшего название новорожденному фестивалю, пятилетие камерного хора «New Siberian Singers» и пять лет работы Теодора Курентзиса на посту главного дирижера НГАТОиБ. Празднование трех последних дат вылилось в проведение идеологически выверенного фестиваля с ярко выраженным барочным уклоном, что лежит в центре музыкальных интересов самого экспрессивного дирижера-аутентиста России.
О том, как все начиналось, маэстро Курентзис рассказал на предварявшей MusicAeterna пресс-конференции: «Я приехал в Новосибирск из Москвы. До этого жил в Санкт-Петербурге, еще раньше — в Центральной Европе. Я точно знал, что не хочу жить в том мире, где музыка приравнивается к супермаркету и во главе угла стоит потребление. Плавать в шоколаде музыкального супермаркета я не хотел. Для себя я видел два варианта развития событий — либо долбить эту стену, либо не делать ничего вообще. На должность главного дирижера театра я согласился при одном условии — если мне дадут построить здесь такую площадку, о которой только бы мечтали Москва, Петербург и вся Европа. Построить идеалистический и максималистический мир, где бережно сохраняется дух музыки, где люди могут творить чистое искусство, где музыканты работают, потому что им нравится здесь работать, а не потому что им не нашлось места в другом престижном коллективе. Я не уверен, что тогдашний директор Борис Мездрич четко понимал, что такое аутентизм, но он знал, что я умею очень хорошо делать свою работу, и дал мне карт-бланш. Так я вместе с музыкантами начал вести свои лабораторные исследования. Местное музыкальное сообщество нас не одобряло. Однако постепенно сопротивление и непонимание сменились одобрением и признанием».
При этом главный дирижер оперного театра заметил, что отдаление от музыкальных столиц сыграло на руку становлению его уникальных коллективов: « Коллективы, работающие за Уралом, думают, что все прекрасно только в Петербурге или Москве.
ТЕ, КТО живет в столице, полагает, что прекрасное начинается где-то после Польши. Как писал Бодлер, весь мир — это большая больница, где каждый пациент мечтает поменяться кроватью с соседом, думая, что на ней он выздоровеет быстрее. Расстояние дезинформирует и дает нам ложные представления, а музыканты должны наполнять жизнь прекрасными и чистыми эмоциями. В России есть только одно чистое поле для работы, один центр чистой музыки — это Новосибирск. Если бы он был еще поближе к Северному полюсу, было бы еще лучше. К тому же мы не стремимся кому-то угождать. Мы делаем музыку не для очарованных дам, а для разочарованных господ, поэтому наш главный зритель здесь, а не в Вене».
О вкладе маэстро Курентзиса и роли его коллективов-юбиляров журналистам также рассказал главный хормейстер НГАТОиБ Вячеслав Подъельский: «Для меня знакомство с Теодором было большим счастьем. Эта встреча поменяла все мои профессиональные ориентиры. Раньше работа в оперном театре, как и в других подобных театрах нашей страны, отличалась рутинностью, обыденностью, каждодневностью. Но появление маэстро и двух новых коллективов внесло свежую струю в нашу деятельность. Они, как комета, стремительно ворвались и озарили музыкальную жизнь нашего города. Еще хотелось бы отметить, что в лице Теодора я впервые встретил дирижера, который не гробит, а продолжает работу хора».
Фестиваль MusicAeterna маэстро Курентзис позиционирует, с одной стороны, как настоящий праздник, с другой — как идеологический протест против дьявола в музыке. Именно поэтому для участия в новом музыкальном форуме он пригласил исключительно друзей и единомышленников. Гостями MusicAeterna стали ведущие оперные исполнители Европы и Америки: барочные дивы Симона Кермес (сопрано, Германия) и Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Стефания Хаутзель (меццо-сопрано, США), Маркус Брутшер (тенор, Германия), Арно Ришар (бас, Франция), уникальный контртенор Олег Рябец (Россия) и недоступная легенда — композитор и пианист Антон Батагов.
Дружескую семейную обстановку новорожденного фестиваля отметили почти все приглашенные звезды. «Я приезжаю в Новосибирск в четвертый раз, — уверила Симона Кермес. — И всякий раз это приятные встречи со старыми друзьями. Мы все из разных стран и говорим на разных языках, но здесь работаем, как одна семья. И это мне очень нравится. Не говоря уже о том, что я всегда получаю огромное удовольствие от работы с Теодором Курентзисом». — «Здесь внутри гораздо теплее, чем снаружи, — продолжил мысль г-жи Кермес французский бас Арно Ришар. — На улице холодно, а у нас теплая дружеская атмосфера. Здесь на фестивале не имеет значения, какой твой родной язык — немецкий, английский, французский или русский. Мы все говорим на одном языке — языке музыки. А Теодор Курентзис является одним из самых настоящих дирижеров музыки барокко. Когда в Париже впервые увидели диск с записью Перселла «Дидона и Эней» и прочитали, что ее исполняют «New Siberian Singers», то многие смеялись, мол, какая может быть барочная музыка в Сибири. Однако после прослушивания все сказали, что это хорошо, хоть и не совсем привычно по сравнению с тем, что делают французские барочники. К тому же далеко не все специалисты смогут исполнить так, как требует маэстро Курентзис».
Специально для фестивальной публики маэстро и коллективы-юбиляры представили трехдневную программу из лучших своих наработок. На Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета прозвучало одно из лучших произведений Генделя — псалом «Dixit Dominus» для хора и оркестра, опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней», «Реквием» Моцарта, а также гала из арий барочных опер. В фойе театра состоялся редчайший концерт пианиста-затворника Антона Батагова, который, разочаровавшись в публике, перестал давать концерты еще 15 лет назад. Правда, в последние годы сделал два исключения — для Новосибирска и Сиэтла. Послушать партиты Баха в его исполнении, по слухам, приехали меломаны из Москвы и Европы, но убедиться в этом журналистам не представилось никакой возможности. Прессу на музыкальный вечер при свечах, увы, не пригласили.
К счастью, концерты на большой сцене оказались доступны и востребованы новосибирским зрителем. Высокий исполнительский уровень, чистота звучания, неакадемический драйв, интереснейшая трактовка барочных шедевров и честный фанатизм сделали каждое фестивальное произведение незабываемым, хотя иногда казалось, что происходящее на сцене делается скорее для себя, нежели для зрителей, — столь высока была степень увлеченности музыкантов. Исполнители получали от концерта какое-то немыслимое удовольствие и с легкостью дарили номера на бис. Так, всем пришедшим на заключительный вечер фестиваля MusicAeterna удалось в очередной раз убедиться в запредельной энергетике Симоны Кермес, умеющей сообщать старинному искусству «роковый драйв», и впервые услышать поющего дирижера Теодора Курентзиса. Главный маэстро НГАТОиБ оказался едва ли не идеальным примером характерного исполнителя комической оперы. Дебютировав в комической опере Моцарта «Cosi fan tutte», г-н Курентзис окончательно стряхнул вековую пыль с главных театральных подмостков Сибири. И если на его зов в ту же минуту не откликнулся сам Вольфганг Амадей, то это было чистой воды недоразумением. Будь у Моцарта такая возможность, он непременно бы вышел на поклон.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис родился и получил музыкальное образование в Афинах, продолжил его в Санкт-Петербурге, а работать поехал в Новосибирск, а затем в Пермь. Возглавил там академический театр оперы и балета и превратил его в площадку с мировым именем. Как дирижер и солист работал на множестве площадок, со многими коллективами, участвовал в разнообразных музыкальных фестивалях. В творческом поиске предпочитает неакадемические средства, не любит психологический театр, кино с красивыми актерами и возмущается теле- и интернет-зависимостью. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Афины

У кого родился

«Я - человек восточный. Одна половина моей истории афинская, другая - константинопольская».

Где и чему учился

Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Первой греческой консерватории в Афинах. Обучался вокалу в Афинской академии.
С 1994-го обучался на дирижерском факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина.

«Мне когда-то говорил мой педагог Илья Мусин: "Если ты скажешь, что знаешь всю музыку, значит, жить тебе осталось ровно три дня».

Где и как работал

Был главным дирижером Musica Aeterna Ensemble в Афинах, затем ассистентом дирижера в оркестре Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
С 2003 года - постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова.

«Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков, разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

«Новосибирский театр ведь один из лучших в России, третий после ГАБТа и Мариинки».

Что такого сделал

В 2002-м стал дирижером-постановщиком мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А. Щетинского в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля.

Поставил в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета балет «Поцелуй феи» И. Стравинского (балетмейстер Алла Сигалова), был дирижером-постановщиком спектаклей «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В качестве дирижера и солиста принимал участие в концертных программах оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, оркестра Мариинского театра. Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре (Франция), Бангкоке, Лондоне, Людвигсбурге, Майами.

Достижения

На базе академического театра создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, специализирующиеся на историческом исполнительстве.

«Когда я создавал Musica Aeterna, я не отбирал туда только лучших из лучших. Я звал единомышленников. Которые не прекращают репетицию "по звонку" и не бегут сразу по своим делам. Мне нужны люди, день и ночь думающие о музыке, пусть даже они играют чуть менее точно и строго, чем некоторые их коллеги - равнодушные технари».

Дела общественные

Соорганизатор фестиваля современного искусства «Территория». Дирижировал на концерте для больных Первого московского хосписа.

«Я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей... и говорю: "Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?" И все. Мы договорились и пришли».

Общественное признание

Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007) за постановку балета «Золушка» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

Важные события жизни

В 2007-м в рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» представил публике «Реквием» Дж. Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

«Реквиему Верди я отдал больше половины жизни. С 15 лет размышлял над ним, потом присматривался к певцам, репетировал. На эту мечту накладывался мой интерес к старинной музыке, к барочным мастерам».

Удачные проекты

Поставленная в 2004-м на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета опера Дж. Верди «Аида» стала лауреатом премии «Золотая маска».

Известен тем, что…

Экспериментирует с музыкой, возвращает ей аутентичное звучание, чувствует в музыке поэзию и мистику и не боится скандалов.

«Я борюсь со стереотипами в музыке… Моя цель - чтобы люди целовались на моих концертах, уходили домой, наполненные любовью, вдохновением, надеждой».

«Я из тех людей, которые стремятся тотально изменить дирижерское искусство».

Люблю

«Запад всегда ориентировался на Аристотеля, который показывал землю, Восток - на Платона, который показывал небо. Я из платонистов. Но это не значит, что я плохо отношусь к Аристотелю. Он тоже мой предок, но Платон мне ближе».

«Творческое одиночество необходимо, если я хочу создать музыкальное произведение, всякое другое одиночество я не выношу».

Ну, не люблю

«…не люблю психологический театр, не люблю кино, где играют принципиально красивые актеры, не люблю красоту в чистом виде. Это уводит от сути искусства».

фильмы-оперы

«Опера - и так явление неестественное, а снимать фильм-оперу - это узаконить бессмысленное».

телевидение и виртуальное общение

«Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве».

«Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены».

И вообще…

«...я никогда не хотел быть дирижером. Я дирижирую без палочки и считаю себя не вполне дирижером. Я своего рода поэт, и, может быть, лучше других, и по-своему понимаю, что нужно делать в музыке. Мне есть что сказать. В случае же, когда мне нечего будет сказать, я просто перестану играть музыку».

«...каждый день я стараюсь разрушить все башни, которые я сам построил, и вокруг меня возвели. Тщательное разрушение собственной мифологии очень важно».

«...я очень большой романтик. Но не в том плане, что "landscape", "набережная", "my darling"... Моя романтика экзальтированная. Дикие кошки, прыгающие по роялю, дикие цветы с ароматами как ладан - из области Бодлера».

Российский и греческий дирижёр, музыкант, актёр.

Теодор Курентзис. Биография и творческий путь

Теодор Иоаннис Курентзис родился 24 февраля 1972 года в греческих Афинах в семье, питавшей большую любовь к музыке. В четыре года Теодор начал осваивать игру на фортепиано, а с семи лет - на скрипке.

Мать Тео с раннего возраста водила его в оперу, а по утрам исполняла различные произведения на пианино, в том числе сонаты Шуберта, сонатины Моцарта. Она, скорее, и сыграла ведущую роль в выборе сыном будущей профессии.

Отец Теодора какое-то время был моряком, корабельным инженером, а затем стал полицейским. Он тоже питал особую страсть к музыке.

Теодор Курентзис: Мои детские воспоминания ассоциируются с музыкой, которую слушал и чувствовал папа. Он часто пел мне одну народную песню, красивую и печальную, про детей, которые то ли ушли, то ли умерли. Я любил ее и каждый раз рыдал, но не с болью, а с какой-то странной ностальгией. Вместе с той песней возникала сладкая правда о жизни, о том, как ценны люди...

Когда Тео исполнилось 15 лет, его родители расстались, и мама целиком посвятила себя воспитанию сыновей. У Теодора есть младший брат - Эвангелос, который тоже связал свою дальнейшую жизнь с музыкальным искусством.

Теодор: Вангелино в совершенстве понимает существующий между нами тайный язык. Я многому его научил – чувствовать музыку, воспринимать прекрасное так же, как я. В результате в какой-то момент он был моим двойником… Он живет в Праге, пишет самобытную музыку, в том числе для театра и кино. В чем-то он более открытый и светлый человек. Лучше, чем я. Он часто помогает мне опомниться, вернуться к тем идеям, которые однажды я начал проповедовать.

Будучи 12-летним, одновременно поступил на два факультета (теоретический и струнных инструментов) в Первую Греческую консерваторию у себя на родине. Первый из факультетов окончил в 1987 году, второй - спустя пару лет. В той же консерватории в 1988-1989 годах занимался вокалом, после чего стал студентом Афинской академии (профессор К. Паскалиас), впоследствии брал мастер-классы у Г. Габора. В 1990 году Теодор Курентзис основал в Афинах камерный оркестр.

В 1994-м приехал в Россию, где пять лет занимался дирижированием под началом Ильи Мусина , учениками которого в разное время были Одиссей Димитриади , Валерий Гергиев и Семен Бычков , в государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. При этом принимал участие, как в ее концертах, так и в программах симфонического оркестра Санкт-Петербурга и оркестра Мариинского театра. В 1999-м начал ассистировать дирижёру оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова .

Теодор Курентзис: Главный виновник того, что я собой представляю, – дирижер Илья Мусин, у которого я учился в Санкт-Петербурге. Он много работал с движениями, жестами. Объяснял, что дирижер – это и художник, и режиссер. Важно сначала нарисовать свой замысел, а потом его срежиссировать...

Впоследствии Курентзис стал активно сотрудничать с различными оркестрами, в том числе «Виртуозы Москвы», БСО, РНО и ГАСО, «Новая Россия», НФОР, др. С весны 2004 года он - музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского Академического театра оперы и балета, где в 2003 выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, а через год поставил оперу Джузеппе Верди «Аида», удостоившуюся затем «Золотой маски».

В 2004 году Теодор на базе НГАТОиБ создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers . Эти коллективы работают в области исторического исполнительства.

Теодор Курентзис (из интервью 2009 года): Созданный мною в Новосибирске оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers – это свободная территория молодых музыкантов, которые еще не утонули в «лебединых озерах» окружающего нас стерильного искусства. Это артистическая коммуна… Для своего оркестра я словно психоаналитик. Я не прошу сделать что-то конкретное, а говорю: «Здесь мне не нужно, чтобы было громко или тихо. Мне интересно, как пахли ее волосы». Музыканты включаются… Нужно, чтобы это было общее переживание. Есть язык приемов, понятный только им, например «кишки на пульт»...

В 2011 году Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета, который за пять лет вышел в лидеры отечественной театральной сцены и снискал завидную репутацию за рубежом. Оркестру Musica Aeterna стали аплодировать в лучших европейских залах, а в 2016-м коллектив, как бывало и ранее, оказался рекордсменом по числу номинаций на престижную премию «Золотая Маска».

Орден Дружбы - 2008 год. «Золотая маска» - 2004, 2008, 2011, 2013, 2015 годы. Строгановская премия - 2013 год.

Весной 2014 года дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис , работающий на различных площадках с многими коллективами, участвующий в массе музыкальных фестивалей, предпочитающий в творчестве неакадемические средства, получил российское гражданство.

Теодор Курентзис. Фильмография

Conduction (2015) (играет самого себя)
Дау (2014) / Dau (Лев Ландау, главная роль)

С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.

В 1987 году закончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 - факультет струнных инструментов.

В 1988-1989 годах он изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора.

В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.

С 1994 по 1999 год обучался дирижированию у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Как дирижёр и солист принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра.

Творчество

С 1999 года становится ассистентом дирижёра Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Курентзис постоянно сотрудничает с оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром (БСО), Российским национальным оркестром (РНО), Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО), оркестром «Новая Россия». С оркестром «Pratum Integrum», объединившим лучших российских исполнителей старинной музыки на исторических инструментах, подготовил, исполнил и принял участие в записи СD первой русской симфонии - «Симфонии C-dur» Максима Березовского. С 2003 года - постоянный дирижёр Национального филармонического оркестра России (НФОР).

Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майями.

Дирижёр-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» Александра Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля 2002 года.

В октябре 2003 года выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского в Новосибирском Академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) (балетмейстер Алла Сигалова).

В марте 2004 года в качестве дирижёра-постановщика поставил в НГАТОиБ оперу Джузеппе Верди «Аида» (режиссёр Дмитрий Черняков). Спектакль был удостоен премии «Золотая маска».

С мая 2004 года - музыкальный руководитель и главный дирижёр НГАТОиБ. В том же году на базе театра создал камерный оркестр «Musica Aeterna Ensemble» и хор «The New Siberian Singers», которые специализируются в области исторического исполнительства.

В 2005 и 2006 годах осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (в редакции Г.Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта, в 2007-м - «Золушку» Дж. Россини.

В начале сезона 2006-2007 годах вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей НГАТОиБ - «Свадьба Фигаро» (режиссёр-постановщик - Татьяна Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик - Генрих Барановский).

С осени 2006 года, в числе известных молодых деятелей культуры, является соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 года Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, который звучал на премьере в 1874 году.

В апреле 2007 года спектакль НГАТОиБ «Золушка» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Теодор Курентзис, дирижёр и музыкальный руководитель балета, награждён специальным призом жюри «За яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева».

Помимо интереса к музыке композиторов эпохи барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своём творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов.

В сезоне 2007-2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с оглушительным успехом.

В июне 2008 г. дебютировал в Парижской национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Дж. Верди «Дон Карлос». В декабре 2008 г. выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» - совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской национальной оперы. В апреле 2009 г. премьера с огромным успехом прошла в Париже.

Указом Президента России Дм. Медведева от 29 октября 2008 г. Теодор Курентзис в числе деятелей культуры - граждан иностранных государств - был награждён Орденом Дружбы.

С Сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис - постоянный приглашенный дирижёр Государственного академического Большого Театра России. В ноябре 2009 г. на Новой сцене Большого под руководством Теодора Курентзиса состоялись премьерные спектакли оперы А. Берга «Воццек» (постановка Дм. Чернякова).

В январе 2011 г. назначен на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра «Musica Aeterna Ensemble».

Кино

2009 - снимается в биографической драме И. Хржановского «Дау», - исполняет роль Льва Ландау.

Теодор Курентзис. Фото: Чарис Акривиадис/EPA/Scanpix/LETA.

23 октября в Латвийской Национальной опере со своим оркестром MusicAeterna выступит Теодор Курентзис — дирижер-суперзвезда греческого происхождения, российского места жительства и мирового масштаба.

Где начинается Европа? На этот географически некорректный вопрос вам без запинок ответят в самом крупном из самых восточных городов нашей части света — в уральской Перми. «Пермь — первый город Европы!» — такой лестный для горожан тезис породило ее место на карте. Правда, можно это место описать и противоположным образом: мол, в Перми Европа кончается. Однако в последние полдюжины лет у сторонников первой точки зрения есть неубиваемый козырь. Это имя самого известного в мире пермяка и одного из самых известных в мире современной музыки россиян. Грека, родившегося в Афинах. Дирижера, музыканта, культуртрегера, неистового экспериментатора Теодора Курентзиса.

Истинный калибр

Недавно Роберт Уилсон, знаменитейший американский театральный режиссер, сказал: «Нью-Йорк — провинциальный город, потому что там ничего не знают о Перми». В этой фразе поводов для патриотической гордости россиян на деле больше, чем во всех репортажах с московских военных парадов, а также сообщениях о запусках ракет «Калибр», вместе взятых. Но заслуга в том, что о Перми теперь прекрасно знают американцы Уилсон и Питер Селларс, итальянец Ромео Кастеллучи, австриец Маркус Хинтерхойзер и другие театральные гранды, в том, что на премьеры спектаклей в мрачное промышленно-тюремно-таежное Прикамье валом валят московские снобы и миллионеры, принадлежит одному человеку. Художественному руководителю Пермского театра оперы и балета, живущему в деревенском доме в часе езды от города, но при этом беспрерывно перемещающемся где-то между Веной, Зальцбургом и другими музыкальными столицами планеты. Несомненному и искреннему российскому патриоту, до сих пор изъясняющемуся по-русски с довольно сильным акцентом.

Случай Курентзиса много говорит о роли личности не в истории даже, а в географии. «Очень весело, когда летишь дирижировать Венской оперой из Перми, а не из Парижа», — не без рисовки замечает он в интервью. Бешеная активность маэстро нивелирует географические расстояния и привычные культурные иерархии. В пору своей работы в Новосибирском театре оперы и балета (его главным режиссером Курентзис был в нулевые) он прогремел с «Макбетом» Верди: ставил оперу московский режиссер Дмитрий Черняков, в проекте активно участвовала Парижская национальная опера, а на сибирской сцене сошлись артисты из самых разных городов и стран. В Пермь ставить оперу «Носферату» Курентзис позвал московского композитора Дмитрия Курляндского, греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, а о результате британский обозреватель сказал: «Даже в Лондоне редко увидишь столь дерзкий и радикальный и по музыке, и по постановке спектакль». Никак не меньше впечатлила дерзостью и радикализмом постановка в Перми хрестоматийной, вроде бы, «Травиаты» (ее режиссером как раз и был Роберт Уилсон) — в работе над которой участвовали еще датчане, австрийцы, люксембуржцы.

И это лишь отдельные примеры из бесконечного послужного списка Курентзиса, о котором вышеупомянутый Маркус Хинтерхойзер, интендант престижнейшего Зальцбургского фестиваля, сказал просто (о дирижере и его оркестре): «На данный момент в мире нет ничего лучше».

«Я завоевываю столицы мира из своей деревни, — констатирует Теодор. — А вы мне скажите, кто из московских оркестров выступает на Зальцбургском фестивале? Никто не предложит российскому оркестру играть Моцарта в Зальцбурге и Малера в Вене или в Провансе. А мы именно этим и занимаемся».

Пресс-фото.

Самомнение его объяснимо и заслуженно: нынешним летом Курентзис и его пермский оркестр и хор MusicAeterna (в оркестре, впрочем, играют музыканты из разных стран) открыли оперную программу Зальцбургского фестиваля «Милосердием Тита» в постановке американского режиссера-мэтра Питера Селларса. Зальцбургский — едва ли не главный музыкальный фестиваль в мире, а «Милосердие» — одна из двух последних опер здешнего гения места Моцарта. Произведение 18-го века в пермско-американской трактовке превратилось в высказывание на остроактуальные современные темы (например, тему беженцев), да еще и претерпело собственно музыкальные изменения. Журналисты писали: показывать такое на родине Моцарта — «это как если бы в ресторан с вековыми традициями в центре Вены пришел повар из России и сказал: «Сейчас я покажу вам, как правильно готовить шницель». Тем не менее, постановка имела оглушительный успех.

Еще в текущем году Курентзис провел традиционный пермский Дягилевский фестиваль (Теодор — его художественный руководитель), подписал контракт с известным германским SWR Orchestra (с сезона 2018/19 г. будет его главным дирижером), а концертом в Латвийской Национальной опере, что пройдет в рамках «Балтийских музыкальных сезонов», начнется его совместное с пианистом Александром Мельниковым гастрольное турне по Европе.

Тарелки оркестровые и летающие

В 2017-м имя Курентзиса звучит в СМИ постоянно — но оно звучит в них (во всяком случае, в российских) более-менее постоянно многие годы. Чему способствуют и поразительная работоспособность режиссера, и его неутомимое новаторство (нередко провокационное), и, разумеется, сама его фигура: экстравагантная, импозантная, в высшей степени привлекательная для журналистов и публики.

Дирижер — вообще профессия публичная, а Курентзис перед камерами и диктофонами держится не менее артистично, чем его коллеги-театралы из актерского цеха. 45-летний высокий брюнет непривычный для России внешности и с пикантным акцентом, он участвует в гламурных фотосессиях, выпускает парфюм собственного имени, охотно дает интервью всевозможным изданиям, включая глянцевые. Те называют Теодора «черным принцем» и упоминают его репутацию сердцееда. В итоге русский Google сразу норовит дополнить запрос так: «Теодор Курентзис, жена» — девушки, стало быть, интересуются и, возможно, на что-то рассчитывают.

Яркость, броскость, эффектность характерны для всего, что бы ни делал дирижер. Будь то авангардная «Травиата», концерты, на которых слушатели могут лежать на полу, а программки получать на выходе, манера Курентзиса дирижировать или его же манера одеваться. «Сейчас на нем строгий черный пиджак, но сценический образ маэстро обычно очень театрален и продуман до мелочей, — пишет русский Vogue. — Одежда — только черная или белая. Ноги утянуты в почти балетные рейтузы и сапоги со шнуровкой, рубашка с широкими рукавами и манжетами а-ля Дон Жуан. С волосами тоже что-то интригующее».

В статьях о маэстро мельтешат прилагательные «загадочный», «мистический», даже «инопланетный». Что, в общем, закономерно — коль скоро речь о жителе Урала, российской метрополии мистики и уфологии. Старожилы, вроде меня, должны помнить цикл репортажей «М-ский треугольник», некогда прославивший рижскую газету «Советская молодежь» на весь Союз. Речь в нем шла о контактах с инопланетянами, за таинственной литерой «М» там скрывалось село Молёбка тогдашней Пермской области — оно и по сей день претендует на звание мекки уфонавтов и уфоманов.

Можно не верить в конкретные уральские чудеса, но нельзя не признавать, что Урал — страна чудес. Писательница Ольга Славникова, урожденная свердловчанка, воспела особый уральский («рифейский», как это называется в романе «2017») тип: пассионария, идеалиста, чудака, контактера с внеземными и потусторонними сущностями. «Мышление истинного рифейца есть мышление фантастическое», — утверждает она. Тот максимально соответствует духу этой земли, кто максимально далеко отрывается от Земли вообще, от твердой почвы, плоской реальности. Родившийся в желтой жаркой Аттике, двадцать два года проживший на берегах Эгейского моря грек Курентзис, согласно этому определению, — стопроцентный рифеец, уралец.

Идеалист и подвижник, уличаемый даже в мессианстве. Мистик, дающий журналистам визитки с надписью Dreamer of dreams («Сновидец грез» в его собственном переводе) и объясняющий: «Та реальная жизнь, в которой мы живем, находится в гармонии с миром сновидений». Мистификатор, могущий небрежно заявить интервьюеру, что иногда заглядывает в прошлое.

«Я вчера звонил Брамсу, и он мне сказал, как это исполнять», — роняет дирижер в споре с коллегами-музыкантами. Это, конечно, шутка. Но вряд ли Курентзис иронизирует, объясняя собственную «суперспособность» так: «Моя интуиция близка к мистике — тому, что соединяет нас с другим миром».

Говоря о музыке, он частенько прибегает к метафорам из области магии и алхимии. Слово же «инопланетянин» в устах Теодора — высокая похвала исполнителю и композитору. Так он называет Стравинского, которого считает «величайшим художником 20-го столетия» за музыкальный радикализм, способность идти поперек устоявшихся правил. «Стравинский был кем-то вроде инопланетянина, — говорит Курентзис. — Но это настоящий голос России». Ровно то же самое можно сказать и о нем самом.

Сторублевая опера

Заглядывать в прошлое, нарушать привычные правила: для самого Курентзиса и то, и другое — что-то вроде кредо. С одной стороны, он известен как новатор, даже провокатор, адепт музыки и театра будущего, с другой — как эдакий реконструктор, старающийся воспроизвести старые произведения в том виде, какими они были некогда задуманы и звучали. Ведь векá назад инструменты были иными, иначе звучала музыка, иначе выглядели оперные декорации и костюмы — отсюда ставшее притчей во языцех исполнение Моцарта на скрипках с жильными струнами и прочая историческая дотошность Курентзиса, кажущаяся не менее радикальным жестом, чем исполнение ультрасовременных авангардных произведений.

«Неформалу от классического искусства», как его называют, Курентзису тесно в традиционных рамках и границах, он старается как минимум за них выйти, как максимум — их стереть. Например, стереть границу между сценой и зрительным залом, что дирижер прямо называет своей целью. При его пермском театре работает Лаборатория современного зрителя, приобщающая публику к рабочему процессу музыкантов. Это лекции, мастер-классы, репетиции, на которые пускают посторонних. «Только видя и слыша все стадии работы над произведением, можно понять, что в него вложил композитор, — говорит Курентзис. — А вообще моя цель — стереть границу между сценой и залом. Я хочу создать ощущение, что мы все вместе, оркестр и зрители, делаем музыку».

Последовательный демократизм в знаменитостях столь же нечаст, сколь привлекателен. Придерживавшийся в своей греческой молодости левацких убеждений, ходивший на демонстрации, Курентзис и теперь не без гордости, пусть и иронической, называет свой пермский театр «абсолютно коммунистическим». В российских столицах концерты Теодора знамениты заоблачными ценами на билеты — но сам он сетует, что не властен над ценообразованием в гастрольном процессе, и утверждает: в Перми его можно послушать за 100 рублей. По нынешнему курсу — полтора евро.

Кстати, выступает в Москве и Питере Курентзис нечасто. Полтора десятка лет проработавший в Сибири и на Урале, он вообще убежденный патриот провинции. В ней, по словам дирижера, над исполнителями куда меньше тяготеют денежные и статусные соображения, в ней музыкальная политика гибче и не так задавлена традицией.
Однако и на минусы российской провинциальной жизни невозможно не обращать внимание даже будучи Курентзисом. Знаменитый на весь мир благодаря ему Пермский театр имеет чуть ли не самую маленькую сцену из всех оперных театров России. «Музыканты репетируют в спортзалах, балет не помещается на сцене, а крышу сносит ветром», — так в описании Курентзиса выглядит подготовка к премьерам, восхищающим западных театралов и московских олигархов. К 2020-му Пермскому оперному местные власти обещают построить новую сцену — и дирижер вынужден подкреплять договоренности с ними угрозами уехать из Перми, если обещание не будет выполнено.

Театр Пермского периода

Впрочем, начиналось все для Курентзиса как раз в столицах. В столице Греции, где он родился в 1972-м, поступил в Греческую консерваторию, окончил ее музыковедческий факультет и факультет струнных инструментов. В северной столице России, куда он приехал в первой половине 1990-х учиться у легендарного педагога Ильи Мусина. «Питерский воспитатель дирижеров, он обучил, кажется, всех, в том числе нынешних, руководителей Мариинского и Большого», — пишут о Мусине; и если есть что-то, что объединяет столь непохожих российских звезд, как Гергиев и Курентзис, то это учеба у Ильи Александровича.

В нулевых Теодор успел поработать в Москве с оркестрами Михаила Плетнева, Владимира Спивакова, с Большим театром — но уже с 2003-го имя Курентзиса начинает звучать в связи с громкими, даже сенсационными премьерами в далеком Новосибирске. Там же в 2004-м возник оркестр MusicaAeterna, который теперь дирижер называет «спецназом» («Это коллектив выдающихся музыкантов, которые собираются, чтобы преобразовывать музыкальную систему. Сила и страсть исполнения, которые они дают — это что-то удивительное. Они как спецназовцы в этом»).

В Перми Курентзис оказался в 2011-м. При тогдашнем молодом амбициозном губернаторе Олеге Чиркунове страшноватый индустриальный город пытались превратить в культурную столицу России — в том числе усилиями приглашенных энтузиастов. Из этого мало что вышло. Московский галерист Марат Гельман сделался личным врагом пермских патриотов и в конце концов был уволен с поста директора им же созданного музея современного искусства. Чиркунова тоже скоро выставили с государственной службы. И только назначенный в те поры худруком Пермского оперного Курентзис по сей день на своем посту.

Чтобы понять, как повлиял на реноме сурового уральского миллионника один-единственный экстравагантный грек, можно сравнить два пассажа. Вот что говорил о своем родном городе и районе, где он жил, пермский писатель (и большой патриот Урала!) Алексей Иванов, автор «Сердца Пармы» и «Тобола»: «Вечером тут одному вообще ходить нельзя. Недавно у дорожки, по которой я прогуливаюсь, когда придумываю сюжеты, ночью на заправке застрелили охранника и девчонку-оператора — за тридцать тысяч выручки. Неподалеку от дома моего ученика выкопали труп его одноклассницы. Кстати, в местной школе, где я работал, выявили банду школьников, на счету которой одиннадцать убийств. Если я возьму коллективную фотку учеников, которые в мой краеведческий кружок ходили, треть можно смело вычеркивать: тот повесился, этого убили, те сели…»

А вот что писал меньше года назад московский глянцевый журнал: «На Дягилевский фестиваль в Пермь теперь слетается самая взыскательная публика со всей России и реальные величины мирового искусства. По пермским улицам ходят театральные легенды: режиссеры Питер Селларс и Боб Уилсон. В пельменной можно было встретить радикального перформансиста Ромео Кастеллучи. А за тарелкой супа в гостинице «Урал» — интенданта Венского и Зальцбургского фестивалей Маркуса Хинтерхойзера».

Имя Дягилева пермский фестиваль носит не случайно — выросший на Каме организатор «Русских сезонов», ошеломивших Париж, до недавнего времени был главным символом причастности уральской провинции к большому культурному миру. Правда, Петр Вайль, побывав в Перми, написал, что Дягилев «ушел из нее в мир и никогда не вернется». Но — оказался неправ. Дягилев вернулся — по крайней мере, популярнейшим фестивалем своего имени; более того, мир сам пришел в захолустную Пермь.

Правда, человек, благодаря которому это случилось, российское гражданство получил лишь много лет после подачи заявки (хотя к моменту подачи он уже был мировой знаменитостью). Не сравнить со скоростью, с какой россиянами признали Депардье и Сигала — даром что для тех это была чистой воды клоунада, а Курентзис десятилетиями поднимал (и как успешно!) международный престиж российской культуры.

Когда этот грек говорит о своем российском патриотизме, ты вдруг понимаешь, сколь редкий перед тобой по нынешним временам случай — декларация не лояльности начальству, не принадлежности к агрессивному большинству, а самого настоящего идеализма: «Возможно, я излишне романтичен, но я действительно верю, что Россия — это страна, которая создана для того, чтобы люди мечтали, чтобы ставили новые задачи будущему. Реальность ведь существует не помимо нас, она образуется в том числе и от нашего участия. Я считаю, что Россия может еще очень много дать человечеству».

Кстати, при всем своем несомненном романтизме Курентзис — отнюдь не надмирный мечтатель. Он обладает гражданским темпераментом, что доказал, написав открытое письмо в поддержку Бориса Мездрича, директора Новосибирского театра оперы и балета (того уволили после громкого скандала с оперой «Тангейзер», сочтенной тамошней православной общественностью недостаточно нравственной).

Там дирижер среди прочего пишет: «Покажи мне, в каком состоянии культурная жизнь в твоей стране, и я скажу, какое будущее тебя ждет». Во времена, когда запрещают «Тангейзера», отменяют «Нуреева», жгут за «Матильду», эти слова вряд ли настраивают на оптимистичный лад. Но то, что в эти же времена в этой же стране работает и пользуется невероятным успехом Курентзис, позволяет верить, что не все безнадежно.