Лодки тура хейердала название. Биография тура хейердала


Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Ларвик, Вестфолл, Норвегия

Место смерти: Aлассио, Лигурия, Италия

Деятельность: норвежский археолог, путешественник и писатель

Семейное положение: был женат на Жаклин Бир

Тур Хейердал - биография

О возникновении великих цивилизаций ученый мир не перестанет спорить никогда, так как часто одна теория опровергает другую. Тур Хейердал предпочитал не спорить, а действовать. По древним «инструкциям» он строил судно и плыл на нем тысячи миль по океану. Если достигал нужного берега, теория считалась доказанной.

Тур Хейердал - учеба

Оканчивая школу, юный Тур уже определил свое будущее - он будет зоологом. Мать мальчика работала в антропологическом музее, а сам он собрал дома мини-зоопарк, с гадюкой в качестве главного «экспоната». Поступление в 1933 году на естественно-географический факультет университета Осло стало логическим продолжением его мечты...

Тур Хейердал - на тропических островах

Уже заканчивая обучение, студент Хейердал отправился к отдаленным островам Полинезии. Там он надеялся выяснить происхождение отдельных видов фауны. С ним была его молодая жена Лив. Миновав Таити, супруги высадились на необитаемом острове Фату-Хива. Он напомнил им Эдемский сад, в котором они чувствовали себя Адамом и Евой. Вот только соседние острова были населены туземцами-каннибалами, и Тур не расставался с ружьем.

Впрочем, беда пришла не от дикарей, а от тропической инфекции. Ноги супругов покрылись язвами, и пара была вынуждена обратиться за медицинской помощью на острове Хива-Оа. Здесь Хейердал встретил соотечественника Хенри Ли, и тот поведал ему о каменных статуях в местных джунглях. Откуда они там взялись, не знал никто. Также Ли сообщил, что аналогичные статуи есть в Колумбии, на 7 тысяч (!) километров западнее.

Тур был заинтригован: как такое могло получиться? Самое логичное объяснение -люди из Южной Америки просто приплыли на Маркизские острова. Укрепило догадку то, что одного из идолов островитяне звали Тики, как и бога инков. Но ученый мир счел гипотезу полным бредом. Ну не могли дикари построить судно, способное пересечь океан! В поисках доказательств своей теории 25-летний Хейердал приехал в Британскую Колумбию (Канада).

Он рассчитывал найти у местных индейцев предания о мореплавателях. Однако, объехав весь запад Канады, так и не услышал ни одной легенды об индейцах-моряках. Зато узнал нечто другое, и вскоре представил на суд общественности статью о контактах народов тихоокеанских островов и американских индейцев. В ней норвежец обосновал свой вывод, что предки полинезийцев прибыли именно с севера, через Гавайи.

Там же, в Канаде, Хейердала застала Вторая мировая война. Будучи патриотом, Тур записался в армию союзников и попал в диверсионную радиошколу в Британии. В составе морского конвоя его подразделение перевели в Мурманск, откуда бойцы должны были отправиться в норвежский Киркенес.

Изучив документы Хейердала, офицер НКВД удивился: на плечах бойца, который в списках значился как сержант, красовались лейтенантские звезды. Непорядок! Не слушая объяснений, «особист» отправил подозрительного блондина обратно в Лондон. А подразделение, в котором служил Тур, было уничтожено фашистами во время первого же задания... Впоследствии исследователь мысленно благодарил дотошного русского, невольно спасшего ему жизнь.

После войны Хейердал приехал в Нью-Йорк, где презентовал свою работу о переселении американских индейцев на острова Полинезии. Как он и предвидел, никто из академиков его статью вниманием не удостоил. Правда, кто-то посоветовал доказать собственным примером возможность такого путешествия. Учитывая, что Хейердал, чудом не утонув в детстве, панически боялся воды, он должен был отказаться. Вместо этого Тур стал готовиться к плаванию.

28 апреля 1947 года Хейердал с пятью соратниками отбыл на плоту из перуанского порта Кальяо и взял курс на Полинезию. Плот состоял из бревен бальсового дерева и назывался «Кон-Тики» - по имени героя полинезийских сказаний. Конструкция была идентична тем, что строили в древности. Через 101 день изнуряющего плавания, преодолев 4300 морских миль, путешественники добрались до островов Туамоту. Теория, которую никто не принимал всерьез, была доказана.

Кто-то из академиков попытался обесценить достижение Тура, заявив, что и до него было известно о переселении предков полинезийцев из Азии. Но именно Тур доказал, что перед этим они побывали в Америке, находящейся в тысячах миль восточнее. Уже в XXI веке был проведен анализ ДНК полинезийцев и южноамериканских индейцев, показавший высокую степень родства этих этногрупп.

Новую экспедицию исследователь организовал на остров Пасхи. Здесь его интересовали знаменитые идолы. Кто и зачем поставил здесь эти громоздкие скульптуры? И хотя Тур не дал полного ответа на этот вопрос, зато выяснил, что каменные головы - продолжение тел, закопанных в земле. Кроме того, он нашел ранее не известных идолов и развалины зданий, сильно напоминавших доинкские конструкции в Южной Америке...


Разменяв полувековой юбилей, Хейердал по-прежнему не мыслил себя вне науки. В результате долгих размышлений он пришел к очередному сенсационному выводу: древние индейцы и египтяне плавали друг к другу в гости! И вновь решил проделать путь на судне из древней эпохи.

Судно Тур заказал египетским мастерам. Они воссоздали его по старинным рисункам и чертежам из 12 тонн папируса. Хотя Египетский Институт папируса предупреждал, что в соленой воде стебли начнут распадаться, норвежец больше верил мастерам прошлого. Судно назвали «Ра», в честь египетского бога Солнца.

Для нового похода Хейердал набрал международную команду. Врачом экспедиции стал , будущий ведущий «Клуба путешественников». Весной 1969 года «Ра» под флагом ООН отчалил из порта Сафи в Марокко. За 8 недель судно прошло 5 тысяч километров, но до финиша не добралось: «Ра» в соленой воде, как и предупреждали ученые, начал разваливаться. От верной гибели экипаж спасла проплывавшая мимо яхта.

Хейердал не сдавался. Меньше чем через год с тем же экипажем и из той же точки вышла папирусная лодка «Ра-2». На этот раз судно строили специалисты из племени аймар с озера Титикака (Боливия). Через 57 дней «Ра-2», победив Атлантику, финишировала у острова Барбадос. Хейердал оказался прав.


Вскоре Тур решил, что Египет имел связи не только с Америкой, но и с Индией. Для проверки этого предположения он заказал у мастеров из Ирака тростниковый корабль «Тигрис» - точную копию древнешумерского судна. Выйдя из иракского порта Шатт-эль-Араб, «Тигрис» пересек Персидский залив, вышел в Индийский океан и подошел к устью Инда в Пакистане. Теория вновь была подтверждена практикой. 5-месячное плавание «Тигриса» завершилось 3 апреля 1978 года в Джибути: в знак протеста против войны между Эфиопией и Сомали экипаж сжег судно.

Последняя догадка Хейердала

Весной 2001-го 87-летний Тур Хейердал прилетел в Ростов-на-Дону. То было не праздное путешествие: он хотел найти доказательства своей теории, что предками скандинавов были удины, одно из этнических меньшинств Азербайджана. От них, по мнению исследователя, происходит и имя высшего божества викингов -Одина. Ученый считал, что они шли на север именно через придонские степи.

В этот раз доказать свою правоту он не успел: был уже серьезно болен. Несмотря на это. Тур поражал окружающих своей работоспособностью. «Работал допоздна. Свет в его номере горел до двух часов ночи. А в полседьмого утра он был уже на ногах, - вспоминал переводчик Евгений Витковский. - Сначала прогуливался перед гостиницей, потом возвращался в номер - принимал холодный душ, делал зарядку, завтракал и шел на раскопки...»

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Казалось бы, в двадцатом веке уже невозможно совершить глобальные открытия, всего лишь путешествуя по океану. Карты мира уже давно составлены и весьма точно. Но знаменитый Тур Хейердал бросил вызов этому утверждению. Правда, его исследования касались не географии, а историко-этнографических процессов.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

Известный норвежский ученый и путешественник, автор многих книг, Тур Хейердал занимался не только исследованием подводных глубин Тихого океана и археологии Южной Америки, но и сделал ряд смелых выводов о происхождении жизни на Земле. В день рождения знаменитого антрополога рассмотрим 10 его экспедиций.

Фату-Хива

Этот самый южный остров из группы Маркизских островов представлял собой райский уголок девственной природы, куда и отправился Тур Хейердал вскоре после женитьбы. Молодожены провели вдали от цивилизации целый год.


Они, может быть, и жили как Адам и Евы и дальше здесь, но на их коже стали появляться незаживающие язвы, и супруги были вынуждены показаться врачу. К счастью, эскулап жил на соседнем острове. Свои приключения и находки Тур Хейердал подробно описал в книге «В поисках рая» (1938). Значение первой экспедиции в том, что путешественник снова открыл миру остров Пасхи, рассказал об обычаях аборигенов, произвел антропологические исследования населения.

Канада

Дальнейший путь лежал в Канаду, откуда, по мнению ученого, и должны были происходить первые энтузиасты, отважившиеся плыть к берегам Полинезии. Действительно, в этой стране жили потомки индейцев.

Там он и услышал о начале второй мировой войны. Норвегия была оккупирована фашистами, и он как истинный патриот страстно мечтал об ее освобождении. Переправившись в Штаты, он завербовался в армию, и после окончания диверсионной школы радистов на американском лайнере достиг берегов советского Мурманска. Здесь их конвой атаковали немецкие подводные лодки, но группу союзников отбили советские корабли. По прибытии в норвежский Киркенес Тур восстанавливал радиосвязь, известие о победе застало его там же.

«Кон-Тики»

Это самая известная экспедиция путешественника. Изучая старинные манускрипты и рисунки испанских колонистов, проводя анализ текстов древних индейских легенд, Хейердал пришел к выводу о возможных контактах между двумя континентами: Южной Америкой и Полинезией.

В 1947-м Хейердал с пятью энтузиастами прибыл в Перу, где они построили из бальсового дерева плот, который назвали «Кон-Тики». Прихватив с собой запас еды и питья, на нем они отправились в свое большое плавание, проведя на воде 101 день. 7 августа 1947 года их плот прибило к рифам кораллового острова Рароиа.

Тем самым Хейердал доказал, что даже на самом примитивном плавучем средстве при условии хорошей погоды и попутного ветра можно без проблем добраться до Полинезии. Также Тур сделал вывод о том, что в качестве утоления жажды древние мореплаватели могли использовать рыбу, которая периодически застревала между бальсовых бревен. Все свои исследования ученый описал в одноименной книге и, тем самым, стимулировал интерес к повторению подобных путешествий. Изучая флору двух материков, Хейердал определил происхождение южноамериканского батата, который повсеместно произрастал в Полинезии. Морским путем в Южную Америку попали и кокосы. Свое путешествие по Тихому океану и приключения в Полинезии знаменитый ученый фиксировал на пленку. После экспедиции документальный фильм «Кон-Тики» получил премию «Оскар» (1951). В нем непосредственные участники событий показали современникам, как выжить на просторах океана в течение 101 дня, чем питаться и как лучше всего отдыхать, какие эксперименты можно проводить и как не угодить в пасть акулам.
А в 2012 вышел на экраны художественный, над проектом которого вплоть до своей кончины в 2002-м работал Хейердал.

Остров Пасхи

В середине 50-х гг. Т. Хейердал снарядил Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи, где с профессиональными археологами он провел несколько месяцев, изучая не только природу этого материка, но и культуру.

Эта экспедиция положила начало исследованиям, которые продолжаются и сегодня. Свои научные поиски Хейердал описал в книге «Аку-аку», которая была переведена почти на все языки мира. В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию его происхождения.

Путешествие на лодке «Ра» через Атлантику

В 1970 году была построена лодка «Ра», которую проектировали, используя древнеегипетские чертежи. Таким образом парусное судно получилось таким же легким, но усовершенствованным. Своим путешествием Хейердал ставил цель доказать, что древние мореплаватели могли штурмовать океан на таких лодках, используя Канарское течение.

Первое такое судно было построено специалистами из Чада и отчалило в Атлантику с берегов Марокко. Первый блин комом – из-за конструктивных недостатков лодка не выдержала испытаний водой и разломилась на части.

Экспедиция на «Ра-II»

На следующий год такая же лодка, построенная боливийцами, стартовала оттуда же. Экипаж «Ра-II» был международным.

СССР представлял известный ученый Юрий Сенкевич. Теперь все могли самолично убедиться, что древние не только совершали безопасные мореплавания, используя направление ветра и течения, но и, возможно, могли достигать стран Нового Света задолго до того, как они были открыты легендарными путешественниками. Об этом событии Тур Хейердал поведал миру в своей книге «Экспедиции на „Ра“» и также оставил документальную пленку.

Путешествие на «Тигрисе»


В 1977-м Хейердал решил доказать гипотезу о контактах между странами Месопотамиии территорией современного Пакистана. Тростниковая лодка «Тигрис», построенная специально для этого мореплавания в Ираке, переправилась через Персидский залив к Красному морю. Цель была достигнута. Однако в 1978 году эта лодка была сожжена в знак протеста против войн на том участке.

Экспедиция на Мальдивы

В начале 80-х гг. прошлого века Хейердал предпринял еще одно путешествие – на Мальдивские острова.


Здесь он обнаружил подтверждение своим первым догадкам, которые сделал еще на острове Пасхи. В курганах, обнаруженных на Мальдивах, были найдены фундаменты построек, ориентированных на восток, и скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками. Ученый сделал вывод о заселении острова выходцами из Шри-Ланки. Открытия, сделанные Хейердалом, изложены в книге «Мальдивская загадка».

Тенерифе

В начале 90-х гг. Хейердал исследовал 6 ступенчатых пирамид Гуимар на канарском острове Тенерифе.

В противовес общепринятому мнению, ранее бытовавшему среди ученых, о том, что образовались они в результате нагромождения камней местными фермерами, Тур доказал, что это действительно пирамиды, причем имеющие астрономическую ориентацию.

Последним проектом ученого были поиски древней цивилизации Асгарда. Путь его привел на Азов. Асы, древние жители Скандинавии, происходили с территорий Таманского полуострова. Хейердал участвовал в раскопках древнегреческого города Танаис.

Однако «Проект Один» был назван антинаучным и не нашел поддержки в среде ученых.

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников