Махо-сёдзё - что значит.

魔法少女 махо: сё:дзё , «девушка-волшебница») - жанр аниме и манги. Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж - девочка или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями , которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме «Sailor Moon » (первый сериал, где таких персонажей несколько), «Cardcaptor Sakura », «Tokyo Mew Mew », «Magic Knight Rayearth », «Magical Girl Pretty Sammy» и «Futari wa Pretty Cure ». Хотя жанр имеет происхождение в Японии, он использовался как мотив за пределами Японии в западных произведениях, таких как Winx Club и другие.

Первым аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал «Mahou Tsukai Sally », вышедший в 1966 году . Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко (魔女っ子) или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн (魔法少年, «юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «Код ангела »), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё (魔法彼女, «подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Основные типы девушек-волшебниц

Каноны жанра

В основу концепции махо-сёдзё легло сочетание традиционных японских взглядов на женщину и западного менталитета, где особое внимание уделено взрослению и становлению характера . Девушки-волшебницы обычно получают доступ к своей силе, используя некий магический предмет , например медальон, волшебную палочку, ленточку и тому подобные вещи. Для активации силы используется концентрация на предмете, совершение различных манипуляций с ним, произнесение соответствующих фраз, различные акробатические приёмы, иногда элементы боевых искусств. Девушка как правило перевоплощается , например, меняется её одежда, внешний облик , иногда возраст. Кадры такого перевоплощения, называемого хэнсин , не меняются от серии к серии, что приводит к значительной экономии средств при производстве сериала. Иногда, хотя внешний облик героини не слишком изменяется для зрителя (чтобы не терялась связь с персонажем), другие персонажи не могут узнать её в перевоплощённом виде.

Одной из ключевых особенностей жанра «махо-сёдзё» является то, что главной героине нужно скрывать свои сверхъестественные способности от окружающих, что приводит к необходимости вести двойную жизнь . Другими, часто используемыми шаблонами, являются таинственные красавцы, также обладающие особыми способностями и приходящими на помощь в трудные моменты; говорящие домашние животные или волшебные существа, которые служат в качестве помощников и советников ; близкая подруга, не обладающая магическими способностями и не подозревающая о существовании магии (как правило подруга является постоянным объектом для нападения враждебных сил).

Понятия любовь, мир, добро, зло, дружба и т. п., как правило, очень идеализированы и служат мотивом действий главных героев. За постоянными вылазками враждебных сил обычно стоит главный враг, которого удаётся победить лишь к концу сериала; иногда после победы героиня теряет свои способности.

Примечания

Литература

Книги

  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. - 2-е изд. - М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. - 396 с. - ISBN 5-901631-01-3 .
  • Saito K. Magic, Shōjo, and Metamorphosis: Magical Girl Anime and the Challenges of Changing Gender Identities in Japanese Society (англ.) // The Journal of Asian Studies. - 2014. - Vol. 73. - Iss. 01 . - P. 143-164 . -

Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко (魔女っ子) или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн (魔法少年, «юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «Код ангела »), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё (魔法彼女, «подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Основные типы девушек-волшебниц

  • Волшебное существо. Чаще всего это девушка из волшебного королевства. (Ultra Maniac , Sugar Sugar Rune )
  • Обычная девушка, которая изначально не обладает волшебными силами и эта сила просыпается в ней в результате каких-либо событий. (Cardcaptor Sakura , Shugo Chara )
  • Обычная девушка, которая получает волшебную силу извне. (Tokyo Mew Mew )

Каноны жанра

В основу концепции махо-сёдзё легло сочетание традиционных японских взглядов на женщину и западного менталитета, где особое внимание уделено взрослению и становлению характера . Девушки-волшебницы обычно получают доступ к своей силе, используя некий магический предмет , например медальон, волшебную палочку, ленточку и тому подобные вещи. Для активации силы используется концентрация на предмете, совершение различных манипуляций с ним, произнесение соответствующих фраз, различные акробатические приёмы, иногда элементы боевых искусств. Девушка как правило перевоплощается , например, меняется её одежда, внешний облик , иногда возраст. Кадры такого перевоплощения, называемого хэнсин , не меняются от серии к серии, что приводит к значительной экономии средств при производстве сериала. Иногда, хотя внешний облик героини не слишком изменяется для зрителя (чтобы не терялась связь с персонажем), другие персонажи не могут узнать её в перевоплощённом виде.

Одной из ключевых особенностей жанра «махо-сёдзё» является то, что главной героине нужно скрывать свои сверхъестественные способности от окружающих, что приводит к необходимости вести двойную жизнь . Другими, часто используемыми шаблонами, являются таинственные красавцы, также обладающие особыми способностями и приходящими на помощь в трудные моменты; говорящие домашние животные или волшебные существа, которые служат в качестве помощников и советников ; близкая подруга, не обладающая магическими способностями и не подозревающая о существовании магии (как правило подруга является постоянным объектом для нападения враждебных сил).

Понятия любовь, мир, добро, зло, дружба и т. п., как правило, очень идеализированы и служат мотивом действий главных героев. За постоянными вылазками враждебных сил обычно стоит главный враг, которого удаётся победить лишь к концу сериала; иногда после победы героиня теряет свои способности.

Напишите отзыв о статье "Махо-сёдзё"

Примечания

Литература

Книги
  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. - 2-е изд. - М .: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. - 396 с. - ISBN 5-901631-01-3.
  • Saito K. Magic, Shōjo, and Metamorphosis: Magical Girl Anime and the Challenges of Changing Gender Identities in Japanese Society (англ.) // The Journal of Asian Studies. - 2014. - Vol. 73. - Fasc. 01 . - P. 143-164 . - DOI :.
  • Sugawa-Shimada A. Girls and Magic: Representations of Magical Girls and Japanese Female Viewership = 少女と魔法――ガールヒーローはいかに受容されたのか. - NTT, 2013. - 296 p. - ISBN 978-4-7571-4309-8.
  • Sugawa-Shimada A. (Ph.D.). [] : [англ.] : [дис.]. : University of Warwick, 2001.

Ссылки

  • Сугава-Симада А. Эволюция японских аниме о юных ведьмочках от «Сэйлор Мун» до наших дней (2015): , ,
  • Yoshida K. (англ.) (2002). Проверено 31 июля 2015. .

Отрывок, характеризующий Махо-сёдзё

любимым человеком королевы был шведский граф, по имени Аксель Ферсен, который беззаветно любил её всю свою жизнь и никогда после её смерти не женился;
их прощание перед отъездом графа в Италию происходило в саду Маленького Трианона – любимого места Марии-Антуанетты – описание которого точно совпадало с увиденным нами;
бал в честь приезда шведского короля Густава, состоявшийся 21 июня, на котором все гости почему-то были одеты в белое;
попытка побега в зелёной карете, организованная Акселем (все остальные шесть попыток побега были также организованы Акселем, но ни одна из них, по тем или иным причинам, не удалась. Правда две из них провалились по желанию самой Марии-Антуанетты, так как королева не захотела бежать одна, оставив своих детей);
обезглавливание королевы проходило в полной тишине, вместо ожидавшегося «счастливого буйства» толпы;
за несколько секунд до удара палача, неожиданно выглянуло солнце...
последнее письмо королевы к графу Ферсену почти в точности воспроизведено в книге «Воспоминания графа Ферсена», и оно почти в точности повторяло нами услышанное, за исключением всего лишь нескольких слов.
Уже этих маленьких деталей хватило, чтобы я бросилась в бой с удесятерённой силой!.. Но это было уже потом... А тогда, чтобы не показаться смешной или бессердечной, я изо всех сил попыталась собраться и скрыть своей восторг по поводу моего чудесного «озарения». И чтобы развеять грустное Стеллино настроение, спросила:
– Тебе очень нравится королева?
– О да! Она добрая и такая красивая... И бедный наш «мальчик», он и здесь столько страдал...
Мне стало очень жаль эту чуткую, милую девчушку, которая, даже в своей смерти, так переживала за этих, совершенно +чужих и почти незнакомых ей людей, как не переживают очень многие за самых родных...
– Наверное в страдании есть какая-то доля мудрости, без которой мы бы не поняли, как дорога наша жизнь? – неуверенно сказала я.
– Вот! Это и бабушка тоже говорит! – обрадовалась девчушка. – Но если люди хотят только добра, то почему же они должны страдать?
– Может быть потому, что без боли и испытаний даже самые лучшие люди не поняли бы по-настоящему того же самого добра? – пошутила я.
Но Стелла почему-то совершенно не восприняла это, как шутку, а очень серьёзно сказала:
– Да, я думаю, ты права... А хочешь посмотреть, что стало с сыном Гарольда дальше? – уже веселее сказала она.
– О нет, пожалуй, больше не надо! – взмолилась я.
Стелла радостно засмеялась.
– Не бойся, на этот раз не будет беды, потому что он ещё живой!
– Как – живой? – удивилась я.
Тут же опять появилось новое видение и, продолжая меня несказанно удивлять, это уже оказался наш век (!), и даже наше время... У письменного стола сидел седой, очень приятный человек и о чём-то сосредоточенно думал. Вся комната была буквально забита книгами; они были везде – на столе, на полу, на полках, и даже на подоконнике. На маленькой софе сидел огромный пушистый кот и, не обращая никакого внимания на хозяина, сосредоточенно умывался большой, очень мягкой лапкой. Вся обстановка создавала впечатление «учёности» и уюта.
– Это, что – он живёт опять?.. – не поняла я.
Стелла кивнула.
– И это прямо сейчас? – не унималась я.
Девочка опять подтвердила кивком её милой рыжей головки.
– Гарольду наверное очень странно видеть своего сына таким другим?.. Как же ты нашла его опять?
– О, точно так же! Я просто «почувствовала» его «ключик» так, как учила бабушка. – Задумчиво произнесла Стелла. – После того, как Аксель умер, я искала его сущность по всем «этажам» и не могла найти. Тогда поискала среди живых – и он снова был там.
– И ты знаешь, кто он теперь, в этой жизни?
– Пока нет... Но обязательно узнаю. Я пыталась много раз к нему «достучаться», но он почему-то меня не слышит... Он всегда один и почти всё время со своими книгами. С ним только старая женщина, его прислуга и этот кот.
– Ну, а жена Гарольда? Её ты тоже нашла?– спросила я.
– Ой, конечно же! Жену ты знаешь – это моя бабушка!.. – лукаво улыбнулась Стелла.
Я застыла в настоящем шоке. Почему-то такой невероятный факт никак не хотел укладываться в моей ошарашенной голове...
– Бабушка?.. – только и смогла произнести я.
Стелла кивнула, очень довольная произведённым эффектом.
– Как же так? Поэтому она и помогла тебе их найти? Она знала?!.. – тысячи вопросов одновременно бешено крутились в моём взбудораженном мозгу, и мне казалось, что я никак не успею всего меня интересующего спросить. Я хотела знать ВСЁ! И в то же время прекрасно понимала, что «всего» мне никто не собирается говорить...
– Я наверное потому его и выбрала, что чувствовала что-то. – Задумчиво сказала Стелла. – А может это бабушка навела? Но она никогда не признается, – махнула рукой девчушка.
– А ОН?.. Он тоже знает? – только и смогла спросить я.
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А почему тебя это так удивляет?
– Просто она уже старенькая... Ему это должно быть тяжело, – не зная, как бы поточнее объяснить свои чувства и мысли, сказала я.
– О, нет! – опять засмеялась Стелла. – Он был рад! Очень-очень рад. Бабушка дала ему шанс! Никто бы не смог ему в этом помочь – а она смогла! И он увидел её опять... Ой, это было так здорово!
И тут только наконец-то я поняла, о чём она говорит... Видимо, бабушка Стеллы дала своему бывшему «рыцарю» тот шанс, о котором он так безнадёжно мечтал всю свою длинную, оставшуюся после физической смерти, жизнь. Ведь он так долго и упорно их искал, так безумно хотел найти, чтобы всего лишь один только раз мог сказать: как ужасно жалеет, что когда-то ушёл... что не смог защитить... что не смог показать, как сильно и беззаветно их любил... Ему было до смерти нужно, чтобы они постарались его понять и смогли бы как-то его простить, иначе ни в одном из миров ему незачем было жить...

(яп. 魔法少女 махо: сё:дзё, «девушка-волшебница») - поджанр сёдзё. Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж - девочка, или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями, которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме «Sailor Moon» (первый, сериал, где таких персонажей несколько), «Cardcaptor Sakura», «Tokyo Mew Mew», «Magic Knight Rayearth», «Magical Girl Pretty Sammy» и «Futari wa Pretty Cure». Первым, аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал «Mahou Tsukai Sally», вышедший в 1966 году. Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко (魔女っ子) или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн (魔法少年, «юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «Код ангела»), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё (魔法彼女, «подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Основные типы девушек-волшебниц:

  1. Волшебное существо. Чаще всего это девушка из волшебного королевства. (Ultra Maniac, Sugar Sugar Rune)
  2. Обычная девушка, которая изначально не обладает волшебными силами и эта сила просыпается в ней в результате каких-либо событий. (Cardcaptor Sakura, Shugo Chara)
  3. Обычная девушка, которая получает волшебную силу извне. (Tokyo Mew Mew)

Каноны жанра

Девушки-волшебницы обычно получают доступ к своей силе используя некий магический предмет, например медальон, волшебную палочку, ленточку и тому подобные вещи. Для активации силы используется концентрация на предмете, совершение различных манипуляций с ним, произнесение соответствующих фраз, различные акробатические приёмы, иногда элементы боевых искусств. Девушка как правило перевоплощается, например меняется её одежда, внешний облик, иногда возраст. Кадры такого перевоплощения, называемого хэнсин, не меняются от серии к серии, что приводит к значительной экономии средств при производстве сериала. Иногда, хотя внешний облик героини не слишком изменяется для зрителя (чтобы не терялась связь с персонажем), другие персонажи не могут узнать её в перевоплощённом виде.

Другими, часто используемыми шаблонами, являются таинственные красавцы, также обладающие особыми способностями и приходящими на помощь в трудные моменты; говорящие домашние животные или волшебные существа, которые служат в качестве помощников и советников; близкая подруга, не обладающая магическими способностями и не подозревающая о существовании магии (как правило подруга является постоянным объектом для нападения враждебных сил).

Понятия любовь, мир, добро, зло, дружба и т. п., как правило, очень идеализированы и служат мотивом действий главных героев. За постоянными вылазками враждебных сил обычно стоит главный враг, которого удаётся победить лишь к концу сериала; иногда после победы героиня теряет свои способности.

Одним из направлений японского визуального искусства является магна и аниме. Сегодня во всем мире эти жанры довольно известны. Манга представляет собой японские комиксы со специфической анимацией. Причем сюжет таких произведений может быть самым разным. Аниме - это полноценный анимированный фильм.

Нашим зрителям больше известны такие жанры, как фантастика или фентези. Однако японская анимация считается одной из самых развитых и богатых в мире. В этом стиле могут рисовать даже ужасы, драмы. Особенностью аниме считается сам подход к прорисовке персонажей. Они могут быть очень реалистичными. Но иногда авторы прорисовывают своим героям очень большие глаза. Мимика у персонажей тоже довольно своеобразная.

Аниме и манга являются только базой для создания самых разных произведений. Они могут быть шуточными или очень глубокими и трогательными. Речь пойдет о таком стиле, как за жанр, следует рассмотреть подробнее.

Общая характеристика

Махо-седзе является одним из направлений аниме. В переводе это название дословно означает «девочка-волшебница». Главной героиней такого мультфильма является обычная школьница. Она может быть ребенком или даже взрослой девушкой. В течение сериала она может взрослеть и совершенствоваться. Но особенностью такой девушки неизменно является владение волшебной силой.

Это направление является подвидом седзе. Встречаются комиксы и мультфильмы с главным героем юношей. Это направление называется махо-сенен. Но этот жанр распространен меньше.

С течением времени сюжеты и графика совершенствовались. Случается, в истории этого направления аниме участвуют сразу несколько девушек со сверхъестественными способностями. Однако изначально главная героиня была одна.

История аниме

Чтобы понять всю глубину японской анимации, необходимо заглянуть в историю становления аниме, жанра махо-седзе. Они берут свое начало с очень древних времен. Истории в картинках встречались еще во времена древних правителей Японии. Первый официально признанный комикс - «Веселые картинки из жизни животных» (12 век), созданные буддийским священником Какую.

В 19 веке огромное влияние на мангу оказала европейская и американская анимация. В 20 веке на формирование этого направления искусства повлияло милитаристское правительство. Они запретили политическую манги и активно пропагандировали такие сюжеты, как приключение, фантастику.

В послевоенный период на новый уровень вывел мангу Тэдзука Осаму. Он создал технику и стиль современного аниме. Сегодня манга настолько тесно вошла в жизнь Японии, что без нее люди не представляют уже свое искусство.

Анимация жанра

Махо-седзе - жанр аниме и манги. Его могут представлять аудитории в разном виде. Если это манга, то обложка обычно делается цветной, а все картинки комиксов остаются черно-белыми. Такие издания печатают в ежедневных газетах, журналах (приблизительный объем составляет 15-20 листов). Существуют и специальные издания, в которых представлена только манга.

В жанре аниме выпускают редко. Это больше сериальное направление. Тэдзука Осаму считается одним из самых главных создателей аниме. Он предложил не гнаться за западными известными мультфильмами, а завоевать аудиторию именно сериалами. Они не отличаются глубокой прорисовкой, но зато созданию уделяется значительно большее внимание.

Целевой аудиторией махо-седзе являются девочки школьного или подросткового возраста. В этом направлении разделение по гендерному признаку велико. Существуют и семейные сериалы, но их сюжет рассчитан на аудиторию среднего возраста и детей.

Герои жанра

Существуют некоторые общепризнанные особенности махо-седзе. Каноны жанра определяют главной героиней девочку или девушку, которая может быть обычной школьницей, но обладает волшебной силой. Причем эту способность она может приобрести при определенных обстоятельствах. Иногда свои способности девушка развивает в процессе взросления. Также встречаются сюжеты этого стиля с главной героиней, живущей в волшебном королевстве.

Изначально в этом жанре раскрывались семейные отношения девочки со своими родителями, друзьями в школе. Позже появилось романтическое направление в махо-седзе. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия такую мангу и аниме рисовали мужчины. После 1964 года началась эпоха сюжетов, нарисованных женщинами. Они смотрели на мир по-другому.

Атрибуты

Определенные атрибуты имеет представленная манга. Жанр махо-седзе довольно обширный. У него есть ряд отличительных особенностей. Первым атрибутом девочки-волшебницы является помощник. Это зверек, который тоже обладает некоторыми способностями. Он может подбивать свою хозяйку на разные действия. Чаще всего это кот или собака, но может быть и вымышленный зверек.

Следующим немаловажным атрибутом является волшебный предмет. При помощи него девушка творит заклинания, применяя свою силу по необходимости.

Обычно но может быть и другой предмет. Он узнает свою хозяйку. Только она может управлять магическим предметом.

Противоположной оптимистичной девочке-волшебнице выступает колдунья, которая выглядит старше нее, несет зло в этот мир. С ней и приходится бороться главной героине. Антагонистический образ обычно коварный. У злой волшебницы ненатуральный, ехидный смех, она стремится или уничтожить этот мир, или привнести в него как можно больше зла.

Волшебная сила

Поведением и применением своей силы отличается каждый герой, который содержит жанр махо-седзе. Комедия седзе, романтика или драма делают сюжет разнообразнее. Зверек-помощник часто подшучивает над своей хозяйкой. В этом проявляется комедийная направленность жанра. Романтика часто встречается во взаимоотношениях главной героини со своим парнем. Случается, присутствуют и элементы драмы.

Но главное место в сериале отводится все же волшебству. Девушка применяет свой волшебный предмет в момент опасности. Перед этим она говорит особые слова, может даже выполнять определенные движения (гимнастические, боевые).

В процессе она часто меняет облик. Ее одежда становится специальным обмундированием. Может даже поменяться возраст. Сам процесс перевоплощения называется хеншин. Он одинаков от серии к серии. В перевоплощенном виде окружающие могут не узнавать волшебницу. Но для сохранения связи зрителей с персонажем вид девушки меняется не сильно.

Хеншин

Превращению обычной девочки в волшебницу в аниме уделяется особое внимание. Изучая махо-седзе (что это за жанр), этот процесс необходимо рассмотреть внимательнее. Обычно хеншин рисуют один раз и повторяют его в каждой серии. Однако некоторые создатели аниме спустя несколько серий пропускают этот момент, чтобы зритель не пересматривал снова и снова одну и ту же сцену.

Хеншин может содержать процесс переодевания, когда девушка теряет свою старую одежду, но новую еще несколько секунд не получает. Превращение всегда рисуется схематически. Тело девушки может быть обрисовано лишь контуром. Обычно оно находится в свечении или прочих спецэффектах.

Этот этап символизирует процесс взросления девочки. Иногда даже показано, как после превращения девочка становится взрослой девушкой. Это позволяет юным зрительницам проецировать образ героини на себя. Девочка как будто взрослеет вместе с ней.

Известные сериалы

Аниме жанра махо-седзе - романтика, драма или комедия, но всегда с элементами сказки. Может в чем-то они примитивные, но дают юным зрительницам посыл доброй, чувственной модели поведения, учат верить в чудеса. Может, поэтому именно такой жанр аниме вот уже много лет пользуется огромной популярностью. Существует множество классических сериалов в стиле махо-седзе.

Первым произведением этого жанра стало произведение Mahou Tsukai Sally (1966 г.). Далее следует отметить появившееся аниме Majokko Megu-chan. Оно было ориентировано на мальчиков и девочек. Первым сериалом этого жанра, показанным в нашей стране, стало аниме Hana no ko Lunlun. Главная героиня была француженкой.

Но самым известным на нашей планете сериалом махо-седзе является Sailormoon.

Здесь уже авторы помимо главной героини ввели в сюжет ее подруг, тоже волшебниц. В адрес сериала поступало много хороших и плохих отзывов. Но одно остается неизменным. Это сериал аниме, который смотрели практически все, даже далекие от этого жанра люди.

Резюме

Изучая махо-седзе (что это за жанр, его особенности и т.д.), следует отметить, что хоть в нем присутствовало множество экспериментов, дополнений другими направлениями аниме смысл его остался довольно глубоким. Каждая девочка в процессе взросления постигает некоторые истины, познает себя. Вместе с подобными сериалами в детские умы закладывается что-то доброе и светлое.

Может быть, подобные сериалы не являются пиком анимационного искусства, но их воспитательную роль не отнять. Яркие, красивые персонажи завораживают зрителя. Они учат преодолевать трудности, какими бы они ни были. При этом происходит процесс взросления. Вульгарные, резкие и злые образы противопоставляют главным героиням. Это воспитывает в девочках их нежность, женственность и доброту. Ведь в каждом человеке есть своя особенная волшебная сила.

Рассмотрев особенности махо-седзе (что это за жанр, теперь известно), можно сложить свое мнение об этом направлении аниме. Это один из самых популярных типов сериалов. Право на его существование нельзя отрицать.

0 В этот раз мы опять коснёмся темы аниме жаргона, который достаточно сложен для восприятия, как новичками, так и уже продвинутыми отаку . Некоторые пользователи делают ошибки в расшифровке анимешных понятий, и поэтому зачастую попадают впросак . На сайте сайт мы раскрываем значение самых популярных японских терминов и выражений. Добавляйте нас к себе в закладки, чтобы с достоинством воспринять новую инфу . В этой статье мы поговорим об довольно милом выражении, которое нравится девушкам, это Махо-сёдзе , что это за жанр в аниме вы узнаете немного позже.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите читать, я хочу посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой любопытных публикаций на тему сленга анимешников . Например, что значит Шиппер , как понять слово Сётакон , что означает Химе , что такое Сёнен и т. п.
Итак, продолжим, что значит Махо-сёдзе в аниме? Этот термин был заимствован из японского языка 魔法少女, и переводиться на русский, как "девушка-волшебница".

Махо-сёдзе - в этом жанре, главный персонаж, это юная девочка или девушка наделённая некими сверхъестественными способностями, которые она применяет исключительно в целях борьбы со злыми людьми или сущностями, дабы защитить слабых, старых или даже для спасения планеты


Вы слышали о Мадзёкко или Маху сёдзе ? Сегодня вы прочтёте об этом явлении, и узнаете о значении этих терминов.

Majokko (魔女 っ 子) и Mahou Shoujo (魔法 少女) - это японские термины, которые переводятся, как Witch и Magical Girl (ведьма и магичка) соответственно. Эти термины обычно используются в качестве поджанров или категориальных терминов аниме и манги . Как и следовало ожидать, сюжет аниме и манге в стиле "Мадзёкко " вращается вокруг, по крайней мере, одного женского персонажа, который обладает магическими возможностями.

Из-за простой сюжетной линии в аниме и манге жанра «Махо-сёдзё », некоторые люди навешивают ярлыки на многие виды аниме, тогда как они едва ли могут соответствовать всем требованиям, им присущим. Известные примеры аниме в стиле "Majokko" включают Cardcaptor Sakura; Puella Magi Madoka Magica; Sailor Moon; Kiki’s Delivery Service; и This Zombie?

Самым первым сериалом в жанре аниме, стал махо-сёдзё , который появился в 1966 году "Mahou Tsukai Sally". Кроме того, выражение девушки волшебницы в Японии, так же известны, как 魔女っ子 (мадзёкко), или, как их ещё называют - "девочки-ведьмы".

И это все, что вам нужно знать о волшебных девушках! Если кто-то ещё спросит: «Что такое Мадзёкко ?» или «Что такое Маху Сёдзе?», убедитесь, что вы дали им ссылку на эту страничку. Вы можете найти более подробную информацию о терминах японской субкультуры в нашей небольшой "Энциклопедии Отаку", которая находиться в категории Аниме.

Ознакомившись с этой статьёй, вы узнали, Махо сёдзе что это за жанр, и теперь возможно, отнесётесь к нему более серьёзно.