Муслим магомаев. Сценарий мероприятия

Муслим Магомаев родом из столицы Азербайджана, Баку. При этом сам он может считаться этническим азербайджанцем только с большой натяжкой. В жилах матери Муслима смешались русская, адыгейская и турецкая кровь, среди предков отца были татары. Такая вот неожиданная у человека с азербайджанским именем Муслим Магомаев биография. Национальность для него всегда была вопросом не этнического, а духовного родства. Он считал Азербайджан своей родиной, хотя всегда отмечал, что с Россией его связывают тесные отношения.

Семья певца

Муслим родился 17.08.1942 года в Баку. Мать - актриса, отец - художник, дед - выдающийся композитор и дирижер, человек в Азербайджане известный и популярный. Именно дед Муслима, Абдул-Муслим Магомаев, был основоположником национальной классической музыки страны.

В такой творческой, неординарной семье и появился на свет Магомаев Муслим. Биография его не была безоблачной. Отца певец никогда не видел - тот погиб за несколько дней до конца войны. Мать, оставшись вдовой, уехала в Майкоп, откуда она была родом, потом - в Вышний Волочек, где и работала в театре.

Джамал Магомаев

Муслим остался жить у дяди, брата отца, Джамала. Это был человек строгий, но он искренне любил племянника и сделал все, чтобы тот был счастлив. Именно Джамал воспитал в мальчике любовь к родине, уважение к корням, привил вкус к музыке - об этом часто рассказывал сам Магомаев Муслим. Биография знаменитого певца во многом была обусловлена воспитанием Джамала. Когда дети во дворе играли в футбол и гоняли на велосипедах, Муслим воображал себя дирижером оркестра с палочкой в руках. Дядя, хотя и не имел музыкального образования, умел играть на рояле. Он и начал учить мальчика игре на музыкальном инструменте.

Фортепиано или скрипка?

Джамал Магомаев по образованию был инженером. Муслим с детства интересовался тем, как именно устроены и работают различные вещи, и дядя поддерживал его в этом «техническом творчестве». Поначалу ребенка хотели научить играть на скрипке, но любопытный ребенок ее разобрал, чтобы посмотреть, что же у инструмента внутри. Вот так, как шутил сам Магомаев Муслим, биография была предопределена детской шалостью. Мальчик начал обучаться игре не на скрипке, а на фортепиано.

Увлечение техникой осталось у Муслима на всю жизнь. Уже пожилым человеком он с азартом играл в компьютерные игры, мог починить механические игрушки. Довольно необычное хобби для музыканта.

Музыкальная школа

В музыкальной школе Муслим учился с удовольствием. У мальчика был абсолютный слух и удивительной красоты голос. Причем музыкальные успехи Муслим начал демонстрировать намного раньше - уже в три года он мог подбирать на пианино где-то услышанные мелодии, а в пять - придумал собственную. Это свое первое произведение, пускай неловкое и неумелое, он запомнил на всю жизнь. Потом, спустя много лет, из этой нехитрой мелодии Муслим Магомаев в соавторстве с композитором Гороховым сделает песню «Соловьиный час».

В школе Муслима заметили после забавного случая на уроке хорового пения. Дети разучивали песню, и Магомаев старательно пел вместе со всеми «Спи моя радость, усни». Но учительница попросила хор замолчать. Дети послушались, единственным, кто продолжил петь, был увлекшийся Магомаев Муслим. Биография певца началась со случайного соло в музыкальной школе.

Поездка к матери

Когда Муслиму исполнилось девять лет, мать решила забрать его к себе, в Вышний Волочек. Для выросшего в Баку мальчика этот небольшой русский городок был невероятной экзотикой. Все было непривычно - говор, люди, архитектура, климат. Но Муслим быстро освоился. Здесь он тоже поступил в музыкальную школу, ходил с мамой на работу, в театр. Именно там Муслим Магомаев полюбил сцену и особую атмосферу театрального закулисья, невидимую простым зрителям.

Увлеченный театром Муслим уговорил ребят в классе поставить свой собственный спектакль. Решили, что это будет кукольная постановка «Петрушка». Муслим сам слепил кукол, а дети раздобыли большую картонную коробку и превратили ее в сцену. Ребята придумали сценарий, прикрепили к куклам нитки и организовали самый настоящий спектакль, пускай и всего лишь десятиминутный.

Вновь Баку

Вскоре мать поняла, что не сможет дать Муслиму должной подготовки и отправила его обратно в Баку. Там и продолжил свое музыкальное образование будущий знаменитый певец Муслим Магомаев. Биография его тесно связана с азербайджанской столицей. Здесь он учился, здесь жили его друзья. Соседом по лестничной площадке у Магомаевых был сам П. Бюль-бюль оглы - знаменитый оперный певец того времени. Муслим часто через стену слышал, как он распевается дома. Сын оперного певца, Полад, был близким другом Муслима. Они рисовали стенгазету, вместе играли, вместе увлекались астрономией. Даже собрали самодельный телескоп, чтобы рассмотреть пятна на Луне.

Мальчики создали тайное общество меломанов. Они слушали разноплановую музыку: и эстраду, и классику, и джаз. Тогда Муслим сам начал сочинять и даже организовал джаз-бэнд.

Дружба продолжилась и во взрослой жизни, когда Магомаев и Полад Бюльбюль-оглы стали выдающимися певцами.

Первые опыты в сочинительстве

Муслим учился в классе детского творчества, дополнительно занимался дома у лучшего преподавателя музыкальной школы. Иногда на занятия приходил Рауф Атакшиев, певец Бакинского оперного театра. Выдающийся виолончелист, профессор Аншелевич, тоже принял участие в огранке музыкального таланта одаренного ребенка. Можно сказать, что с Муслимом занимались лучшие педагоги Азербайджана.

У Магомаева появилось необычное хобби. Он любил делать забавные перепевки песен, имитировал комические мотивы из разных фильмов. Позже это умение пригодилось ему при озвучке «Возвращения бременских музыкантов», где он пел песенку Атаманши.

Творческий путь

Вскоре вкусы Муслима полностью сформировались, он понял, что хочет связать свою жизнь с музыкой и поступил в музыкальное училище. Тогда же юноша женился в первый раз на однокурснице Офелии. У Магомаева родилась дочь, но семейная жизнь не сложилась, и брак распался.

Позже Муслим женился еще раз, в 1974 году, на Тамаре Синявской. Очень скромной была у такого популярного человека, как Муслим Магомаев, биография. Дочь от первого брака навсегда сохранила теплые отношения с отцом, второй брак был счастливым и продлился до самой смерти певца.

О музыкальной карьере Магомаева сказано много. Выступать он начал в 1961 году в качестве солиста Ансамбля Бакинского военного округа. Прославился после выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов, где исполнил на итальянском песню «Бухенвальдский набат». Уникальный голос певца оценили по достоинству. Уже в 1963 году в Азербайджанском театре оперы и балета появился новый солист - Муслим Магомаев. Биография и творчество этого человека были тесно связаны с родиной, с Азербайджаном.

В 1964-1965 годах Магомаев стажировался в Италии, в знаменитом театре "Ла Скала". Певца даже пригласили в Париж, ему предлагали контракт с концертным залом «Олимпия». Но Министерство культуры запретило Магомаеву принимать это предложение, и певец вернулся в СССР.

Магомаев пел все - эстраду, классику, джаз, народные песни. Уже в 31 год он был удостоен звания народного артиста СССР.

В 1975 году Магомаев организовал Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр и в течение 14 лет был там художественным руководителем.

Именно Муслим Магомаев был первым человеком в СССР, спевшим со сцены песню «Битлз». В его исполнении «Yesterday» услышала вся страна.

К сожалению, у певца было слабое сердце. В 60 лет он оставил сцену - не мог справляться с нагрузками.

25.10.2008 года на руках у жены от ишемической болезни сердца скончался выдающийся певец и музыкант Муслим Магомаев. Биография, дата смерти, дата рождения, перечень заслуг и наград - это просто обрывки фактов, которые мало говорят о певце. Лучшее, что можно сделать для знакомства с Муслимом Магомаевым - это послушать песни, которые он исполнял. Роскошный бархатный лирический баритон, искренние, яркие эмоции, превосходная музыка скажут слушателю намного больше, чем самая полная биография. Ведь именно в творчестве заключена душа музыканта.

17 августа отмечался день рождения Муслима Магометовича Магомаева. Он родился 17 августа 1942 года в городе Баку.

Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию. В 1963 году стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им.М.Ф.Ахундова. В 1964-1965 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала». В 1969 году на песенном фестивале в Сопоте получил I премию, а в Каннах - «Золотую пластинку». В 1973 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. С 1975-го по 1989 год был художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым гастролировал по СССР. В 1997 г. именем Муслима Магомаева названа одна из малых планет Солнечной системы. Вниманию читателей предлагаем эссе известного философа, публициста Низами Мамедова и крупного специалиста в области музыкальной эстетики профессора Елены Мещериной.

ОРФЕЙ ХХ ВЕКА. В Древней Греции все оценивалось с позиций единства человека и Космоса, духовного и материального, этического и эстетического. Прекрасное - это не только красивое, но и нечто гармоничное, вечное… Орфея обожествляли не только за голос и музыкальность, но и за то, что он принес людям свет, надежду на возрождение.

Двадцатый век принес славу многим замечательным певцам, но мало кто из них заслужил сравнение с Орфеем. Миллионы людей по праву называли Орфеем Муслима Магомаева. Он был не только великим певцом, талантливым композитором, великолепным пианистом, но и искренним, мудрым человеком. Его неповторимый красивый голос (мягкий баритон, плавно переходящий в высокий бас, - редкое природное явление), безупречный артистизм, яркий темперамент и душевная щедрость покоряли людей. Со времен Шаляпина такого взлета в вокальной культуре не было. Как образно сказал известный молдавский композитор Константин Руснак о Муслиме Магомаеве: «Это был могучий набат, словно грома раскат, который пронесся на гребне двадцатого века…»

Магомаев обладал запоминающейся сценической внешностью. Высокий, подтянутый, при появлении на сцене он сразу завладевал вниманием зрителей. Стиль пения Магомаева - это четкая дикция, интонационная точность вокальной фразы, подлинность переживания, глубокий и проникновенный лиризм. В своих автобиографических очерках он признается: «Игра в страстность не по мне: я могу исполнять только по-настоящему» («Любовь моя - мелодия. М.: Вагриус, 1999). Возможно, исток необыкновенного воздействия на слушателей исполнительского искусства Магомаева в том, что оно связано не с «голосовой механикой», а с движением «от сердца - к голосу». Именно об этом говорил певец, отмечая, что его голос, идущий из глубин его существа, требовал отдыха, чтобы «душа перевела дыхание». По его убеждению, если артист выходит «холодным, как олимпийский бог», зал замыкается. Глаза видят, ухо слышит, а сердце молчит. Каждый концерт Муслима Магомаева - откровение, духовное соприкосновение со слушателями, особое взаимодействие со сценой как некоей одушевленной сущностью, которая, по его убеждению, любит и вдохновляет таланты и терпеть не может бездарности. На таком уровне концерты действительно можно давать лишь 2-3 раза в месяц.

Диапазон исполнительских возможностей Муслима Магомаева был необычайно широк: от опер до мюзиклов, от народных песен до вокальных произведений азербайджанских, русских, западноевропейских композиторов. Наряду с известными итальянскими оперными партиями в его репертуар входила партия Гасан хана в опере «Кероглу» Уз.Гаджибекова. Он чувствовал себя одинаково уверенно, исполняя сложные классические арии, русские романсы, лирические мелодии Пахмутовой. К малоизвестным широкой публике достижениям певца относится записанный после стажировки в Италии с Государственным камерным оркестром Азербайджана вокальный цикл из произведений европейских композиторов XVI-XVIII вв. Исполнение старинной музыки невозможно без освоения особой «инструментальной» техники голосоведения, которую нельзя приобрести «на всю жизнь», поскольку она требует постоянных упражнений.

В целом его выступления отличались многогранностью, он мог петь и нежные задушевные песни, и песни, требующие от артиста особой экспрессии и выразительности. Магомаев мог свободно выходить за пределы баритонового репертуара. Так, при исполнении русской народной песни «Вдоль по Питерской» его голос звучит как бас-баритон. В неаполитанских песнях «Вернись в Сорренто», «Гранада» он предстает как блестящий тенор.

Каждая новая песня в его исполнении становилась непревзойденным художественным чудом. Песни, которые он исполнял, мало кто сейчас решается петь, опасаясь не достичь высот его искусства. Надо отметить, что именно Муслим Магомаев по настоящему открыл для советских людей западную эстраду, безукоризненно исполняя на итальянском, английском, французском языках популярные песни.

Собственное музыкальное творчество, композиторское дарование Муслима Магомаева нашли свое достойное воплощение. Он с одинаковым успехом создавал и лирические сочинения, и высокопатриотичные произведения. Достаточно вспомнить его величественный «Азербайджан».

В личности Муслима Магомаева, помимо высокого профессионализма, всегда чувствовались некая элитарность, подлинный аристократизм, утонченный художественный вкус. В жизни он был человеком доступным, отзывчивым. На сцене он кардинально перевоплощался, всегда умело входил в образ исполняемой арии или песни. Просматривая записи его выступлений с 1963 года, убеждаешься в том, что певец никогда не щадил себя, его отличала высокая требовательность к себе. Эти качества отражают его личность. О необыкновенной самоотдаче Магомаева на сцене сохранился отзыв И.С.Козловского: «Этот парень совсем себя не бережет».

Личностные качества Муслима Магомаева объясняются необычностью его происхождения, непростыми перипетиями его биографии. Муслима всю жизнь сопровождала аура великого деда, его полного тезки - Муслима Магомаева, одного из основоположников классической азербайджанской музыки, дирижера и оперного композитора (оперы «Шах Исмаил» и «Наргиз»). То, что он носил его имя, ко многому обязывало. Как и в других древних культурах, в Азербайджане имя человека считается не просто символом, но и определителем судьбы, смысла жизни…

Отец Муслима - Магомет Магомаев, был талантливым театральным художником и музыкантом. Он погиб в Польше за девять дней до окончания войны. Муслим всю жизнь мысленно с ним общался, сверяя свой жизненный путь с установками, которые дал ему отец в своих фронтовых письмах.

Муслим внешне очень похож на мать - Айшет Кинжалову, одаренную театральную актрису, обладавшую приятным голосом. В своей книге он с любовью вспоминает ее, сожалеет, что часть жизни рос без материнской ласки. Не отсюда ли его эмоциональность и чувствительность…

Гражданскую позицию Муслима, несомненно, сформировал дядя, известный государственный деятель Джамал Магомаев, который, по существу, усыновил его.

Муслим был счастлив в личной жизни, его не просто любила, а боготворила одаренная певица, красивая женщина - Тамара Синявская. Эта была золотая пара, они были счастливы 30 лет. Сейчас невозможно без волнения смотреть записи их совместных выступлений.

В своих воспоминаниях Магомаев отдает дань всем воспитателям, педагогам и музыкантам, повлиявшим на его творческую судьбу. Проникновенные строки он посвящает замечательному певцу и пианисту, «человеку ренессансной одаренности» Рауфу Атакишиеву, учителями которого были А.В.Нежданова и К.Н.Игумнов. Искренней признательностью наполнены слова о «великом профессионале», «рыцаре рояля», концертмейстере Магомаева Б.А.Абрамовиче, научившего певца «музыкальной логике» выстраивания сольных концертов.

Вместе с тем его анализ жизненного пути, встреч и благодарности подлинным профессионалам включает и горечь от соприкосновения в юные годы с миром «небожителей» - ведущими певцами Большого театра, не нашедшими в его голосе «ничего особенного». Не называя имен и учитывая свой последующий опыт, он лишь делает печальный вывод о том, что «редко кто из больших талантов обладает естественной доброжелательностью». Но этот вывод не имеет отношения к самому Магомаеву, которого отличала столь редкая в творческой среде благородная черта - умение искренне восхищаться талантом других.

Оставаясь всю жизнь приверженцем итальянской школы пения, которую отличает особый мелодический стиль (бельканто), Магомаев был почитателем мастерства Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио Дель Монако и «мага бельканто» Энрико Карузо. Восхищение талантом легендарного тенора Марио Ланца побудило Магомаева заняться исследованием его творческого пути.

Муслим считал себя азербайджанцем, но сформировался он на стыке двух культур - азербайджанской и русской. Исследователи его творчества часто приводят его образное высказывание: «Азербайджан считаю своим отцом, а Россию - матерью». Певец вспоминает, что его первыми музыкальными опытами, относящимися ко времени обучения в классе детского творчества, были пьесы и романсы «на стихи с детства обожаемого Пушкина». В конце жизни Магомаев прощался с бесконечно дорогим его сердцу Баку стихами Сергея Есенина «Прощай, Баку», к которым он написал музыку.

Исполнение этого произведения за год до смерти певца опровергает предположения о том, что он рано ушел со сцены по причине потери голоса: певческий дар Магомаева остался прежним, голос обладал все той же силой и красотой. Причины неожиданного для почитателей и критиков завершения сценической карьеры певца кроются в его личности, беспощадном отношении и высочайшей требовательности к себе как артисту и исполнителю, в наступивших в стране переменах. Он не терпел «менторства и умничанья», «лукавых суетных комплиментов», «публичной патоки так называемых дружеских восторженных оценок». Что касается критики, то здесь уместно привести его собственное суждение последних лет: «Сейчас я знаю о своем творчестве больше самого умного и проникновенного аналитика. И мое мнение о себе безжалостно».

ЛИЧНОСТЬ И ТАЛАНТ.

Высокая требовательность к себе определяла отношение Магомаева к своим увлечениям живописью, скульптурой, литературой только как к хобби - занятиям «для души и для друзей». Вместе с тем в живописном творчестве певца, на которое, по его признанию, оказал влияние известный художник А.Шилов, обнаруживаются его музыкальные пристрастия: портреты Верди, Чайковского, несколько работ, посвященных Бетховену (от зарисовки углем - к портрету). Оригинальное цветовое решение, чувство современности отличают не только портретную, но и пейзажную живопись певца («Николина гора»).

Особо следует отметить литературное творчество Магомаева, без чего его образ остался бы неполным. Кроме известных автобиографических очерков «Любовь моя - мелодия», ему принадлежит замечательная по своей глубине и художественности книга о знаменитом итальянском теноре Марио Ланца - «Великий Ланца» (М.: «Музыка», 1993). В книге о любимом певце проявились не только несомненное литературное дарование Магомаева, но и редкая способность соединять аналитический подход с яркой образной формой. Наряду с запоминающимися и документально подтвержденными фактами из биографии Марио Ланца (за материалами Магомаев специально ездил в Америку), в книге также содержатся глубокие философские обобщения, размышления о судьбе художника, о славе и искушениях для ставшего знаменитым артиста. Достоинства книги, несомненно, связаны не только с конгениальностью Магомаева и Ланца, но и с ощущением автора родства со своим героем. Что роднит двух великих певцов? Не только высокий профессионализм и «посвященность» во все тайны вокальной музыки. Если говорить о певческом искусстве, то это, прежде всего, обширный репертуар, экспрессивность, глубина лирического переживания, артистизм, интонационное богатство и благородство тембра. Если говорить о судьбе, то это оглушительный эстрадный успех, рано обрушившаяся слава, когда «в самое ухо гремят фанфары», «газетно-журнальная лавина» похвал, толпы поклонниц (иногда весьма агрессивных), мечты о сценах ведущих мировых театров. Магомаеву был близок и характер Ланца, главными чертами которого были открытость, искренность, стремление к совершенству, ответственность перед слушателями и в то же время предельная независимость и непредсказуемость в принятии решений.

Размышления Магомаева о Марио Ланца, поворотах его судьбы, его характере, особенностях натуры, отношениях с публикой и близкими людьми есть в то же время анализ собственной жизни, жизни человека, ставшего знаменитым, что означает, «к счастью или сожалению», то, что он уже не принадлежит самому себе. Поэтому так необходимо «проявить характер, чтобы достойно встретить эту «дьявольскую троицу»: огонь, воду и медные трубы».

Философские раздумья о пределах совершенства (Пушкин, Моцарт), о славе (стихия, которая «не укладывается в берега»), светлых и темных ее сторонах, («когда нельзя произнести ни слова, чтобы его не услышали, не записали и не продали»), «инерции успеха», «массовой истерии» поклонниц, «художественном инстинкте» и самоотверженном труде органично соединяются с описанием конкретных событий из жизни Ланца.

Говоря о начале его творческого пути, Магомаев иногда «растворяется» в переживаниях своего героя, сливаясь с ним эмоционально, сочувствуя и заставляя читателя сочувствовать одаренному юноше, так похожему на него самого. Он вовлекает читателя в «водоворот» панического (из-за присутствия большого числа знаменитостей) волнения певца перед выступлением, с которым он не может справиться, когда он не слышит собственного голоса и выход на сцену - это «как в омут», «как на эшафот», с ощущением зверя, попавшего в капкан. Но со знанием дела Магомаев показывает, как страх и неуверенность постепенно вытесняются вдохновением, и остается только музыка.

Пониманием и горечью наполнены выводы Магомаева о судьбе певца, ставшего «поющим актером», лишь одной из звезд в бездонном небе Голливуда, и только мечтающим о Метрополитен-опера. «Ланца отпил глоток из голливудской чаши и, кажется, не очень-то заметил поначалу, что в ее игристом, хмельном напитке подмешана крепкая доза «опиума»». В судьбе любимого певца Магомаев ощущает не только влияние эпохи, законов времени, «сумасшедшего долларового апокалипсиса, вихрем налетевшего на XX век» и сделавшего Ланца «жертвой бизнеса» и «роскошной игрушкой». Его обобщения простираются дальше и касаются всех знаменитостей: «Видно, почти каждый великий артист напоминает роскошный особняк, за порогом которого стоит рок».

Верность Муслима Магомаева высоким принципам, нравственным канонам определила то, что он невольно стал духовным олицетворением оптимистического времени, когда люди были уверены в себе, в стране, в завтрашнем дне. И он воодушевленно пел:

«Я смогу держать в ладонях Солнце,

Я пройду сквозь годы - времена,

Я смогу, я все на свете смогу,

Если ты со мною страна!»

Сам Муслим Магомаев, его творчество были далеки от политики, но его образ превратился впоследствии в настоящую «политическую бомбу». Твердолобые продюсеры остерегались приглашать его в 90-е годы на телевидение. Одно его появление на экране напоминало людям о благополучных сторонах советского времени.

Муслима Магомаева нельзя представлять без духовной атмосферы, интеллектуального климата социалистического времени, когда он жил яркой жизнью. В то время неопределенность, непредсказуемость судьбы - эти вечные спутники человеческой жизни - в общественном сознании были отодвинуты на второй план благодаря вере в светлое, счастливое будущее. Религия в общественном сознании тогда представлялась анахронизмом, но в обществе присутствовали идеалы, была высокая мораль, вера, надежда и любовь. Казалось, еще немного и гуманизм восторжествует повсюду.

Муслим Магомаев в 60-80-годы прошлого столетия был любимцем народов всего Советского Союза. Потом наступили 90-е, трагические годы. Его любимый Азербайджан был втянут в кровопролитный карабахский конфликт. Ценивший в людях только человеческие качества, он не понимал сути межнациональных конфликтов. Его интернациональное «бакинское мышление» не воспринимало надвигающийся мрак национализма.

Например, когда композитор А.Бабаджанян, которого он считал своим другом, и песни которого стали популярными благодаря Муслиму Магомаеву, в интервью, опубликованном в то время в «Комсомольской правде», перечисляя певцов, близких ему по духу, не сказал о Магомаеве ни слова. Муслим не понял истинной причины этого. И в своих мемуарах, спустя 20 лет после этих событий, говоря о выдающихся композиторских качествах А.Бабаджаняна, он не смог объяснить мотивы его странного поведения…

В смутные 90-е годы Муслим Магомаев, как воплощенный символ оптимизма, не мог петь по определению, он перестал гастролировать по стране. Последние годы Магомаев прожил в Москве, отказываясь от выступлений и не сделав исключения даже для своего 60-летия. Его дом закрылся для журналистов. Случай для эстрады исключительный. Но Магомаев и не был только эстрадным певцом. К счастью, обладая многогранным талантом, он писал музыку, книги, занимался лепкой, рисовал… Его в эти тяжелые дни поддерживала супруга, Тамара Синявская и близкие друзья.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

Смерть Муслима Магомаева, без всякого преувеличения, всколыхнула Россию, бывшие республики СССР. Миллионы людей чувствовали, что потеряли нечто сокровенное, радостное, запечатленное в их памяти яркими красками. Москва - этот огромный, многоликий город, не верящий слезам, - искренне горевала по поводу смерти Муслима Магомаева. Было уникальное всеобщее понимание невосполнимой масштабной утраты. В метро, автобусах, трамваях народ целый день слушал шедевры Магомаева, почти каждый вновь и вновь погружался в текст известных песен, пытался найти в них близкий своему восприятию затаенный смысл.

Сейчас, спустя годы после его смерти, происходит невероятное. Народ словно заново открывает Муслима Магомаева. Певец подобно слитку золота не потерял со временем своей ценности, а наоборот, ее многократно приумножил. Вызывает интерес не только исполнительское искусство Магомаева, но и неотделимая от его творчества и уникального голоса личность, о которой можно сказать словами самого певца об одном из своих учителей: «Он отдавал другим то, что люди обычно оставляют себе».

История памятника Муслиму Магомаеву, поставленного в центре Москвы, в Вознесенском переулке, в этом отношении примечательна. Москвичи все эти годы приносили цветы к посольству Азербайджана, возлагали их к небольшой плите с его фотографией. Цветы оставляли и на ограде сквера рядом с посольством напротив окон дома, где все последние годы жил Муслим Магомаев. Именно здесь в 2009 г. установили закладной камень будущего памятника, на котором всегда, даже зимой, лежали живые цветы. Примечательно, что в этом сквере с 1991 г. находится памятник классику азербайджанской поэзии, поэту и мыслителю середины XII века Низами Гянджеви, роль которого с большим успехом в фильме Э.Кулиева сыграл Магомаев.

Надо отдать должное руководству города, которое учло все эти обстоятельства и приняло решение об увековечении памяти любимого народом певца. 15 сентября 2011 г. состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву (работы А.Рукавишникова и архитектора И.Вознесенского). Примечательно, что в этом живописном уголке Москвы, вдали от родного края «встретились» два Великих представителя азербайджанской культуры - Низами Гянджеви и Муслим Магомаев.

Низами МАМЕДОВ, доктор философских наук, профессор, член Международной ассоциации писателей и публицистов, эксперт ЮНЕСКО

Елена МЕЩЕРИНА, доктор философских наук, профессор


В эту пятницу - 70 лет со дня рождения Муслима Магомаева, мегазвезды советской оперной сцены и эстрады. По этому поводу - вот посвященная ему глава из моей книжки “Там, где бродит Глория Мунди”. Она написана по материалам единственной нашей встречи у него на даче на Николиной горе ровно десять лет тому назад - в канун его 60-летия.

Беседа получилась большой. Чтобы не отпугивать читателей размерами, публикую ее в пяти частях. Пусть длятся прекрасные мгновения, пусть один вечер превратится в пять.

Итак, вечер первый:

МЕЖДУ МУЗАМИ

Он знал успех, какой сейчас не снится суперзвездам. Восторженные толпы несли на руках его автомашину. Ему прочили славу Шаляпина и Синатры. Он стажировался в миланской "Ла Скала" и пел в парижской "Олимпии". Муслим Магомаев, внук знаменитого азербарджанского композитора и самая громкая легенда русской эстрады второй половины ХХ века, 17 августа 2002 года отметил свое 60-летие. В преддверии этого события мы сидим в доме на Николиной горе, где спасается от жары звездная пара - Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Я приехал за юбилейным интервью - но больше всего меня интриговало таинственное исчезновение великолепного певца: отчего он вдруг стал затворником и перестал появляться на сцене?

Он был гостеприимен, весел, гордо показывал садовый участок с гномами. С ним было легко разговаривать.

- А где Тамара Ильинична? Я и цветочки привез...

Это мой юбилей или ее?

Тогда вот вам первый вопрос: вас ждала блестящая карьера оперного певца, но вы от нее отказались. Не раскаиваетесь?

Если была бы вторая жизнь, то единственное, что я бы изменил, - не стал бы курить.

- А начать вторую жизнь прямо сейчас - слабо?

Уже не выйдет: я курю лет сорок с лишним. Первый год не затягивался, потом один певец показал, как это делается.

Вы прямо из бакинского Клуба моряков попали на молодежный фестиваль в Хельсинки, где ждал вас первый большой триумф...

А маленькие у меня уже были в городе Баку. Меня там знали, я пел в правительственных концертах. Учился по классу фортепиано, но в 14 лет у меня уже был бас-баритон.

- А как пианист вы подавали надежды?

Подавал. У меня растяжка до - фа через октаву! Импровизировал хорошо. Я не нотник, которому клавир не поставишь - играть не может. Но жалеть об этой утрате опять же не стоит.

- После арии Фигаро во Дворце съездов вы проснулись знаменитым. А вот из воспоминаний вашего аккомпаниатора Чингиза Садыкова я узнал, что пришлось вместо до мажор петь на тон ниже - в си бемоль мажор.

Интернета начитались?

- А как же!

Ну, там можно прочитать и о том, как Махмуд Эсамбаев мне пощечину влепил. А что касается Фигаро... у меня ведь тогда был очень низкий голос, трудно было залезать на высокие ноты. Кому-то Бог дает хорошие верхушки, кому-то насыщенный средний регистр.

- Но из оперы вы ушли.

Уходил дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может выходить в опере. Я разозлился и вышел. Доказал самому себе, что - могу. И ушел навсегда. А на эстраде верха не нужны. И теперь их у меня как не было, так и нет.

- Ушли без сожаления?

Классика требует самодисциплины, каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу.

- Поэтому и от Большого отказались?

Меня бы там заставили петь советский репертуар, а я его терпеть не могу. Я рос на Пуччини, Россини, Верди и не мог бы петь Прокофьева или Щедрина. Просто не понимаю, как Тамара все это сумела выучить.

- Сходите на "Лулу" Берга в "Геликон"! Это актерский подвиг.

Не хочу. Хотя уверен, что это любопытно. Если оперу нельзя слушать - я этого не понимаю. И не понимаю, почему сейчас Большой театр похож на подопытную студию: ставят оперу, которую сам композитор не любил, но не идет "Риголетто", не поют Доницетти, Беллини! В "Ла Скала" тоже экспериментируют - но классика там не сходит со сцены.

Послушайте, вы в "Ла Скала" провели два сезона, бегали на спектакли - неужели не захотелось быть среди небожителей?

А чем больше бегал, тем больше понимал: не мое. Ну не дал мне Бог крепких верхушек, терпения и усидчивости. В детстве я рисовал, теперь снова решил взяться за кисть, и что? Что я великого нарисовал? Написал несколько портретов и вдруг - не хочу! Начал портрет Тамары, остались несколько мазков. И как отрезало: не могу взять в руки кисть. А в опере нельзя же за день до спектакля сказать: не хочу!

- А кайф от оперного спектакля испытываете?

От хорошего - да. Но в Большом я давно никакого кайфа не получал.

- Вы нашли на эстраде свободу?

В общем да. Поешь не под "фанеру", стараешься, чтобы сегодня песня прозвучала не так, как вчера, - большое удовольствие! Не хочу никого судить, утверждать, что фонограмма - это плохо. Я понимаю: новые требования, саунд должен быть приличный и все такое. Когда на сцене человек-фейерверк, бьют фонтаны и выходят слоны, мне уже без разницы - поют там под фонограмму или живым звуком.

- Но вы-то собирали полные залы без слонов!

Так и мизансцена была другая: я перед роялем или перед оркестром. И больше ничего. И изволь два часа петь так, чтобы не захрипеть, и голос не сел, и зритель не ушел.

Не развратили слоны нашу эстраду? Природа вашего успеха совсем другая, чем в гала-шоу Киркорова или Леонтьева.

А молодежь изменилась, она уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне.

- Таких больше?

Поэтому я редко хожу. Киркоров приглашал три раза, а я все ссылался на собачку: не с кем оставить. Боялся идти, потому что если уж пришел на концерт - надо досидеть до конца. И потом высказать свое мнение, а врать я не могу. На третий раз все-таки пошел и получил огромное удовольствие. О чем честно сказал Филиппу.

- В книжке вашей есть фото: вы в облике Гитлера. Что это было?

А это мы в Ленинграде сидели и обмывали премьеру в Малеготе - Эдита Пьеха, Броневицкий и я. И хохмили: я сообразил себе челку и усики, Эдита стала поверженной Францией, Броневицкий - Наполеоном, и мы сделали фотку на память.

- Открыли в себе драматическое дарование?

Я снимался в фильме "Низами", но не считаю это актерской работой - играл там самого себя. Потому что никто уже не знает, каким был Низами на самом деле. А играть себя неинтересно.

- Но ведь вы могли бы повторить карьеру любимого вами и мною Марио Ланца - играть в кино певца.

Мне предлагали сценарии, но какие-то дурацкие.

- У Ланца сценарии тоже дурацкие - а как хорошо смотрятся!

- "Великий Карузо" - отличный фильм. И "Полночный поцелуй". Это настоящее музыкальное кино. А у нас почему-то всё хотели комедию. Так что я отделался, кроме "Низами", еще только двумя фильмами: "Поет Муслим Магомаев" и "До новой встречи, Муслим!". И оба про меня.

Вечер второй - завтра

Муслим Магомаев. Человек-легенда. Россия и Азербайджан до сих пор не могут поделить его между собой. Это невозможно. Муслим не делится. Он наше общее достояние. Он азербайджанец с русской судьбой. Он русский с азербайджанской судьбой. Возможно, кому-то по душе будет другое определение: наш он, советский. Ничего плохого и в этом нет.

Муслим Магомаев - символ, живой символ единения двух наших народов. Президент Азербайджана Гейдар Алиев не случайно дал распоряжение достойно отметить 60-летний юбилей певца с божественным голосом и просто хорошего человека.

Он знал успех, какой сейчас не снится суперзвездам. Восторженные толпы несли на руках его автомашину. Ему прочили славу Шаляпина и Синатры. Он стажировался в миланской "Ла Скала" и пел в парижской "Олимпии". Муслим Магомаев, внук знаменитого азербайджанского композитора и самая громкая легенда русской эстрады второй половины века, 17 августа отметит свое 60-летие. Наши "Пять вечеров" - в доме на Николиной Горе, где спасается от жары звездная пара - Муслим Магомаев и Тамара Синявская.

Вечер первый.

Между музами

- А где Тамара Ильинична? Я и цветочки привез...

Это мой юбилей или ее?

- Тогда вот вам первый вопрос: вас ждала блестящая карьера оперного певца, но вы от нее отказались. Не раскаиваетесь?

Если была бы вторая жизнь, то единственное, что я бы изменил, - не стал бы курить.

- Вы прямо из бакинского Клуба моряков попали на молодежный фестиваль в Хельсинки, где ждал вас первый большой триумф...

Лучшие дня

А маленькие у меня уже были в городе Баку. Меня там знали, я пел в правительственных концертах. Учился по классу фортепиано, но в 14 лет у меня появился бас-баритон и разрушил все планы.

- А как пианист вы подавали надежды?

Подавал. У меня растяжка до - фа через октаву! Импровизировал хорошо.

- После арии Фигаро во Дворце съездов вы проснулись знаменитым. А вот из воспоминаний вашего аккомпаниатора Чингиза Садыхова я узнал, что пришлось вместо до-мажор петь на тон ниже - в си-бемоль-мажор.

Интернета начитались?

- А как же!

Ну, там можно прочитать и байку о том, как добрейший Махмуд Эсамбаев мне пощечину влепил. А что касается Фигаро... у меня ведь тогда был низкий голос, трудно было залезать на высокие ноты. Кому-то Бог дает хорошие верхушки, кому-то насыщенный средний регистр.

- Но из оперы вы ушли.

Уходил дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может петь в опере. Я разозлился и после десятилетней паузы спел. Доказал самому себе, что могу. И ушел навсегда.

- Без сожаления?

Классика требует самодисциплины, каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу.

- Поэтому и от Большого отказались?

Я не хотел петь "в очередь". К тому же там пришлось бы петь и советский репертуар, а я его терпеть не могу. Рос на Пуччини, Россини, Верди и не хотел петь Прокофьева или Щедрина - просто не понимаю, как Тамара все это сумела полюбить.

- Сходите на "Лулу" Берга в "Геликон"! Это актерский подвиг.

Не хочу. Хотя уверен, что это любопытно. Я не понимаю, почему сейчас Большой театр похож на подопытную студию: ставят оперу, которую сам композитор не любил, но не идет "Риголетто", не поют Доницетти, Беллини! В "Ла Скала" тоже экспериментируют - но классика там не сходит со сцены!

- Послушайте, вы в "Ла Скала" провели два сезона, бегали на спектакли - неужели не захотелось быть среди небожителей?

А чем больше бегал, тем больше понимал: не мое. Ну не дал мне Бог крепких верхушек, терпения и усидчивости. В детстве я рисовал, теперь снова решил взяться за кисть, и что? Что я великого нарисовал? Написал несколько портретов и вдруг - не хочу! Начал портрет Тамары, остались несколько мазков. И как отрезало: не могу взять в руки кисть. А в опере нельзя же за день до спектакля сказать: не хочу!

- Вы нашли на эстраде свободу?

В общем да. Поешь не под "фанеру", стараешься, чтобы сегодня песня прозвучала не так, как вчера, - большое удовольствие! Не говорю, что фонограмма - это плохо. Я понимаю: новые требования, саунд должен быть приличный и все такое. Когда на сцене человек-фейерверк, бьют фонтаны и выходят слоны, мне уже без разницы - поют там под фонограмму или живым звуком.

- Но вы-то собирали полные залы без слонов!

Так и мизансцена была другая: я перед роялем или перед оркестром. И больше ничего. И изволь два часа петь так, чтобы не захрипеть, и голос не сел, и зритель не ушел.

- Не развратили слоны нашу эстраду? Природа вашего успеха совсем другая, чем в гала-шоу Киркорова или Леонтьева.

А молодежь изменилась: она уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне.

- Таких больше?

Поэтому я редко хожу. Киркоров приглашал три раза, а я все ссылался на собачку: не с кем оставить. Боялся идти, потому что если уж пришел на концерт - надо досидеть до конца и высказать свое мнение, а врать я не могу. На третий раз пошел и получил огромное удовольствие. О чем честно сказал Филиппу.

- В книжке вашей есть фото: вы в облике Гитлера. Что это было?

А это мы в Ленинграде сидели и обмывали премьеру в Малеготе - Эдита Пьеха, Броневицкий и я. И хохмили: я сообразил себе челку с усиками, Эдита стала поверженной Францией, Броневицкий - Наполеоном, и мы сделали фотку на память.

- Открыли в себе драматическое дарование?

Я снимался в фильме "Низами", но не считаю это актерской работой - играл там самого себя. Потому что никто уже не знает, каким был Низами на самом деле. А играть себя неинтересно.

- Но ведь вы могли бы повторить карьеру любимого вами и мною Марио Ланца - играть в кино певца.

Мне предлагали сценарии, но какие-то дурацкие.

- У Ланца сценарии тоже дурацкие - а как хорошо смотрятся!

- "Великий Карузо" - настоящее музыкальное кино. А у нас почему-то всё хотели глупую комедию. Так что я отделался, кроме "Низами", еще только двумя фильмами - "Поет Муслим Магомаев" и "До новой встречи, Муслим!". И оба про меня.

Вечер второй.

Время и бремя

- Вы вошли в обойму артистов, которые всегда были на сцене КДС, украшали официальные торжества и пели о счастливой стране.

- "Мой адрес - Советский Союз"...

Я это в концертах не пел, а только записал для фильма. Была еще "Торжественная песня", которая потом звучала как заставка к первому телеканалу. Я сказал Рождественскому: Роберт, надоели плаксивые песни, хочется о счастливой любви. Он ответил: это должна быть песня о любви к стране. И дал текст: там ни слова о партии, только: "...если ты со мною, страна!". Далее: "Хотят ли русские войны?", "Бухенвальдский набат", "Вечер на рейде", "Малая Земля", которую я до сих пор считаю прекрасной песней. И ее необязательно ассоциировать с Брежневым. Малая Земля - героическая земля. Я был там, видел этот вагон, изрешеченный как сито, знаю о подвиге моряков, об этом написана песня - при чем тут официоз? Но из-за таких песен я и прослыл гражданским певцом.

- А вас это огорчает?

Я и не отрицаю, что многие из этих песен мне очень нравятся. Вот к своему юбилею подготовил комплект из 14 CD. Там есть диск с антивоенными песнями - в память об отце.

- Здесь что, полное собрание записей?

Избранное. Классика: оперные арии, романсы, неаполитанские песни - удалось найти самую первую запись 63-го года! А здесь мюзикл: на весь диск записей не хватило, и я добавил песни из наших фильмов. А заканчивается диск знаете чем? Когда-то Пырьев задумал фильм о Дунаевском и попросил записать "Широка страна моя родная". Я записал так, как чувствовал. Но Пырьева это не устроило: он хотел, чтоб было раздумчиво, как воспоминание. В такой трактовке я эту песню не представлял, и мы распрощались. Запись, думал, давно размагнитили - и вдруг она нашлась.

- Этот музыкальный мир весь затонул, как Атлантида. Не жалко?

Конечно, жалко: масса прекрасной музыки исчезла. Особенно жаль таких песен, как "Широка страна моя родная", которую почему-то ассоциируют с тоталитарным режимом. А это просто песня о стране, где мы живем. Хотя со словами "старикам везде у нас почет" ветераны уже не согласятся.

- А музыка может отвечать за политические конъюнктуры?

Нет, это точно! С музыкой странные вещи творятся - иногда диву даешься. Несколько лет назад мы с Тамарой хотели спеть на Рождество Silent Night, интернациональную песню о рождении Христа, - нам отказали: мол, это католическая песня.

- Может, заодно откажемся от Баха и Гайдна?

И эта возникшая рознь... по идее, я теперь "лицо кавказской национальности". Я не смог выйти в концерте памяти Бабаджаняна. Обязательно бы вышел - но ведь "народ меня не поймет". В Израиле запрещен Вагнер, потому что его любил Гитлер. Джильи пел для Муссолини, Шаляпин опускался на колени перед царем - разве от этого они перестали быть великими? Запретов на музыку быть не может. Не хочешь - не слушай. Как с романом Сорокина, о котором столько шума: не хочешь - не читай. Есть анекдот: "Примите меры, у меня из окна видна женская баня!" - "Да где же? Ничего не видно!" - "А вы залезьте на шкаф!". Довели до того, что мне захотелось Сорокина прочитать! Надо знать, отчего все так кричат. И какая там может быть порнография, если этого добра достаточно по телевизору.

Вечер третий.

Телец златой

- Почему вы исчезли с телеэкранов?

А то вы не знаете!

- У меня много версий.

Чтобы меня крутили по телевизору, спонсор должен телевидению платить. А я не ищу спонсоров и не привык платить за выступление - всегда нам платили.

- Что же произошло с нашим шоу-бизом? В Англии или Франции платят звезде, у нас платит звезда - не дико?

Если надо раскрутить клип, платит. Поэтому и работают как сумасшедшие: надо платить и за постановку шоу, и за его показ по ящику, для себя денег остается в общем немного.

Конечно. Однажды мне Володя Атлантов привез пластинку, где на обложке женщина с безумными глазами и в перьях. Она поет "Арию с колокольчиками" Делиба, и это катастрофа, я обхохотался. Думал, пародия, прочитал текст на обложке - нет, всерьез. Просто богатая женщина мечтала спеть для публики. Арендовала Карнеги-холл, туда пришли зрители, она им спела под гогот зала и выпустила диски. А ведь Карнеги-холл - самая престижная классическая площадка мира, и первый джазмен, которого туда допустили, был Бенни Гудмен. А сейчас любая сцена продается: хоть выпивай там с друзьями, но плати!

- В Париже я видел афиши: "Гранд-опера" сдавала себя под свадьбы! А в Большом гарцуют манекенщицы.

Так мы же в этих делах идем с миром точно в ногу и даже обгоняем.

- Но там ухитряются блюсти какой-то культурный уровень.

Потому что запреты есть. По общим телеканалам не будут показывать секс. Не позволят оскорблять президента. Там много чего запрещено. Америка в этом смысле даже более бюрократична, чем был СССР.

- Это плохо или хорошо?

Полной свободы нет нигде. Показывай хоть порно - но на кабельном, платном. И в прессе - пишите любое мнение, но не материтесь.

- Почитайте, почитайте Сорокина...

Я сам запретов вот так хлебнул: это пой, этого не пой; на ТВ Лапин лично проверял тексты, и если ему казалось, что песня плохо отразится на нравах, он ее снимал. Евтушенко что-то где-то сказал неугодное - запретили "Не спеши". Но вседозволенность - хуже.

- А что, были у нас при Советах свои преимущества? В книге "Любовь моя - мелодия" вы тепло отзываетесь о Фурцевой...

А она любила артистов. Ткачиха в молодости, она обнаружила к культуре природное чутье. Могла, конечно, и на ковер вызвать - но в основном по указке ЦК. Это была "железная леди" и многим помогала. Была свойской: на гастроли Большого послала вагон водки, чтобы они могли там встретить Новый год... Я не люблю о прежних властях говорить плохо: они нормальные люди были. И Брежнев нормален - другое дело, что было "так положено". Я с ним встречался только однажды, в Баку, - в честь его приезда пел "Малую Землю", и они с Черненко плакали навзрыд. Он очень любил песню итальянских партизан "Белла, чао", где я просил зал притопывать и прихлопывать. И как только я объявил эту песню, Брежнев повернулся к Гейдару Алиевичу и показал ему: мол, сейчас будем работать. Похлопали, потопали, и больше мы не встречались. А с Галей Брежневой были в дружеских отношениях - хорошая, добрая была женщина. Так что если я ставлю на чаши весов то время и сегодняшнее, мне трудно сказать, что перевесит. Коммунисты оч-чень сильно нас любили, буквально душили в своих объятиях. И следили за тем, что ты пишешь, лепишь и поешь. Внимания было через край. Сейчас никакого внимания - и я не знаю, лучше ли это.

- А если судить по результату?

У нас был великолепный Большой театр. Замечательные певцы. Хоть их и не пускали за границу надолго: уедешь - предатель Родины! Но тогда пели Атлантов, Мазурок, Милашкина, Синявская, Образцова, Нестеренко, и они работали здесь, а не там. А сейчас все поют там.

- А вы почему не уехали?

Я по складу патриот и среди иностранцев бы не мог: у них разговоры только о бизнесе.

- Зато у нас нет пророка в своем отечестве.

Для меня потрясением стала Мария Гулегина. В "Метрополитен-опера" давали "Сельскую честь" с певицей, о которой я не слышал. Звоню в Москву: тут чудо какое-то, зовут Гулегина - публика чуть зал не разнесла, почему я о ней ничего не знаю? А потому и не знаешь, отвечает мне Москва, что Гулегину в Большой театр не взяли чуть ли не за профнепригодность! Та же участь постигла Наталью Троицкую и еще многих.

Вечер четвертый.

Из света в тень перелетая

- Вы гастролируете?

Мало - я и в молодости не любил из дома уезжать. В Америку как-то звали в очередной раз, обещали обеспечить чуть ли не сиделку для Чарлика - это наш пудель. А потом "кинули" с гонораром, да еще размазали в "Новом русском слове". Хорошо, что мы не поехали. А по стране - ездим.

- Публика соскучилась.

Но я же понимаю, что время идет. И не верю, когда говорят: звучишь как тридцать лет назад! Я же сам себя слышу!

- В своих концертах вы сделали поправку на время?

Стало меньше песен о любви. Но люди, которые ко мне приходят, хотят поностальгировать. И я новыми приемами не балуюсь: Фрэнк Синатра не менял репертуар и пел так до глубокой старости!

- Почему вы так резко поставили точку? Был невероятный успех - и вдруг ушли в тень.

Предпочитаю точку ставить сам. Но не хочу громко хлопать дверьми. Поэтому сольники потихоньку сворачиваю. Сейчас вот с Тамарой спели в Киеве и Питере - городах, где меня принимали лучше всех. И был переаншлаг. Правда, и цены не стали взвинчивать - чтобы мои поклонники могли прийти.

- Но на эти концерты ходят не только люди вашего поколения!

Молодые приходят с мамой-папой и слушают с явным удовольствием. Но сами по себе они не придут. Они пойдут слушать Витаса или Шуру.

- Как вы относитесь к Витасу и Шуре?

Нормально. Как ко всему, что приходит с новым временем. Когда-то мне Утесов говорил: я тебя, Муслим, люблю, но согласись, что лучше, чем "Легко на сердце от песни веселой", не бывает. И я понял, что он считает так: ну Магомаев, ну успех, ну поклонники несут автомашину на руках, а все равно лучше меня никто не поет. И был прав - для своего времени. Точно так же для меня мое время было лучшим. Но оно прошло, и сейчас время Витаса. Даже время Аллы Борисовны, которую я обожаю, для малолеток потихонечку уходит. Хотя Алла Борисовна у нас вечная.

- А что скажете о певце, который подобно вам делит оперу с эстрадой? О Баскове?

Мы с Басковым прекрасно знакомы, он хороший парень и талантливый человек. Но я ему говорил: если петь в опере всерьез, то рано или поздно придется выбирать. Хочет петь Каварадосси - надо забыть про шоу. Заняться голосом, может, съездить в Италию...

- В Интернете я нашел отзыв парня по имени Walera: "Муслим крутой и остался крутым, а все остальные сявки паровозные". Я не знаю, что такое сявки паровозные, но вас он оценил. Вашу машину и правда носили на руках?

Все было. Сейчас кумиры входят в толпу, девочкам руки тянут - я бы так не мог. Руку бы оторвали, одежду разнесли бы в клочки. Машину вводили прямо во Дворец спорта, я садился, и мы вылетали.

Вечер пятый.

Чай на троих

- Ваш аккомпаниатор Чингиз Садыхов утверждает, что прятал от вас ваши же деньги у себя под подушкой - вы такой транжира?

Как-то на Дальнем Востоке мы заработали 20 тысяч рублей - тогда невиданные деньги. И я мечтал о машине. Но вернулся в Москву, снял в "Метрополе" роскошный номер, и каждый день у меня завтракали, обедали и ужинали разные люди, человек по двадцать.

- Кто эти счастливцы?

Великие наши композиторы, поэты-друзья. И так я просадил все деньги. Ребятам помогал: кому машину починить, кому еще на что-то.

- А своя машина ку-ку?

Своя машина... (Кричит в комнаты.) Тяпа, ты не помнишь, когда у нас первая машина появилась?

(Входит Тамара Ильинична Синявская, молодая и прекрасная, в элегантной летней шляпке. Как истая звезда, она до кульминации находилась за кулисами и только однажды появилась в окне, чтобы передать нам кофе.)

- Без прав?!

Конечно, какие права! Он сказал, что в детстве учился ездить по прямой. Сел и сразу въехал в клумбу. Появился милиционер со строгим лицом, но увидел Муслима и попросил автограф. А назавтра в ГАИ выписали удостоверение отличника вождения. Я тоже мечтала сесть за руль, даже пошла на курсы. Но он очень не хотел, чтобы я водила. И когда я сдавала...

М.М.: Расскажи лучше, как ты сдавала - с места тронуться не могла!

Т.С.: Конечно, я нервничала. Но выучила все правила так, как он их не знает наверняка. Я их на пятерку сдала!

М.М.: Это в теории. А практики никакой.

Т.С.: Я теоретик. Водить мне не дают.

М.М.: Не понимаю, почему женщины рвутся за руль!

Т.С.: Вот и Маквала (Касрашвили, певица и подруга. - В.К.) водит!

М.М.: Ну и что! Ездить не можешь - зато тебе Бог дал что-то другое. Вот мне Бог не дал быть математиком.

Т.С.: Тут мы похожи. Но Муслим сразу подружился с компьютером. Я и подходить не хочу - там нужен особый склад ума, а у меня с детства нет сосредоточенности, и я очень быстро отвлекаюсь. Вот и за рулем: я еду, мне кто-то улыбнется, я в ответ тоже, а руль сам по себе.

М.М.: Компьютер я использую только для профессии: пишу музыку на "Ямахе". И еще "Фотошоп".

Т.С.: Я и говорю. Вот вы можете сесть за компьютер и использовать его для профессии?

Только этим и занимаюсь.

Т.С.: Значит, есть склонность. А он певец - другая профессия.

- Муслим, а "Фотошоп" вам зачем?

Чтобы фотографироваться самим. Нам наши снимки нравятся больше.

- Дадите напечатать? У меня с собой дискеты.

Т.С.: Вот-вот, дискеты - это слово я уже понимаю. Муслим на компьютере сам подготовил к выпуску эти юбилейные диски.

М.М.: Там были зажеванные пленки, надо было ремастировать. И знание "Фотошопа" мне помогло: я с дизайнером разговаривал на его языке.

- Вы в концертах поете вместе - скажем, оперные дуэты?

Т.С.: Для этого нужно, чтобы он встал из-за рояля. А иначе невозможно: "Я спросить тебя хотела: пойдешь ли ты к заутрене?" - поет Любаша, а он, сидя за роялем, ответит: "Пойду" - представляете?

- Вы счастливы на этой даче?

М.М.: Не могу сказать, что я закоренелый дачник. Мы здесь только третий год. Здесь была грязь, запустение.

- По утрам - бассейн?

Ох, этот бассейн! Тамара говорила: не надо, Чарлик туда свалится! Но теперь бассейн спасает от жары. И он хорош от остеохондроза. Плаваю - и пока тьфу-тьфу-тьфу.

- Какое место в жизни этого дома занимает Чарлик?

Т.С.: Самое главное. А по возрасту он ровесник путча 91-го.

- Здесь тихо... А шумно здесь бывает?

Конечно, особенно на днях рождения. И этот зал появился только потому, что столько народу просто не вмещалось в комнаты.

- Вы здесь отдыхаете или работаете тоже?

М.М.: Мы тут сделали полное повторение московской квартиры. Дубль инструментов - такой же "Ямаха". Дубль компьютера. Красные обои. И такой же белый рояль.

- Кто вас тут кормит?

М.М.: Есть молодая женщина Манана, она в отпуске. И мы пока сами. Сейчас в магазинах, слава Богу, есть продукты и даже попадаются котлеты не без мяса.

- Вы уже несколько раз упомянули о Боге - вы люди религиозные?

Т.С.: Религиозные - это значит соблюдать обряды, посты, ходить в церковь. А мы если и верующие, то глубоко внутри. Теперь редко употребляют слово "порядочность" и еще реже - "богобоязненность". Кто сейчас Бога боится, если происходит то, что происходит!

- Но все вдруг стали верующими и православными.

Т.С.: Это для "новых русских": крест на шее и автомат в руке.

М.М.: Партийцы, которые клялись в верности атеизму, сейчас молятся. Я бы не стал так легко предавать свои идеи, хотя не был в партии и пионером был ровно неделю.

- А что вы сделали с пионерским галстуком через неделю?

М.М.: С меня его сняли. Я был недостоин. Таскал за косы девочек.

Т.С.: Не то страшно, что эти люди в партии были. Но ведь как партийцы они проповедовали атеизм. А сейчас они и слово это забыли - вот что страшно!

М.М.: Каждый в душе верит в какие-то силы. Бог един, а пророки - Будда, Моисей, Христос или Магомет - у каждого человека свои. Бог посылает своих пророков утихомирить людей, а они не внемлют...

- Поток приветствий уже пошел?

Cамое приятное, что я слышал, сказал Путин. Он приезжал в Баку с официальным визитом и в своем выступлении сказал так: "Не знаю, кому Магомаев ближе - Азербайджану или России".

- А что ближе вам?

Я писал в книге: Азербайджан - отец, Россия - мать. А я, как Фигаро: и тут и там.

Мнение
Александр Мицкевич 18.05.2006 03:45:14

Посмотрел передачу по РТР Планета о Муслиме Магометовиче!
Такого удовольствия давно не испытывал.Дай ему Бог крепкого
здоровья и радости. Понимаю,что нас таких много,но был бы счастлив
получить от Мастера несколько слов. С уважением,А.Мицкевич.Киев.


приветствие
Лариса 23.05.2006 09:31:03

Большое спасибо Муслиму за его творчество. И огромный привет из Ужгорода (Закарпатье)


Любовь
Александр 10.06.2006 03:16:09

Уважаемый МУСЛИМ! Я Ваш земляк и давний поклонник. В 1964 году мне довелось выступить с Вами на одной сцене в Бакинском пехотном училище.А познакомил нас В.И. Ларин


Moemy Kymiry
Ekaterina Makarova 15.06.2006 09:53:33

Zdravstvyite prekrasnii Myslim Magomaev! Mne 28 let i poverte vi i Sofiya Rotary moi samie lubimie pevci. Esli bi vi priexali v Sydney, ya bi obyazatelno poshla na vash koncert, ny konechno s mamoi ona za vas toze ochen lubit! Kak ya mogy vas ne lubit? Vi neymeete krivit dyshoi i y vas bozestvennii golos i nastoyawaya myzika. Ya ot vsei dywi blagodary vas za to chto vi vnesli v mou zizn spasielnyu krasoty, ved krasota bydte yverenni v konce koncov obyazatelno pobedit i spaset mir. S yvazeniem, vosxiwiniem i ogromnoi luboviu Ekaterina Makarova.


Магомаеву
Николай 20.06.2006 02:02:46

Добрый день, Муслим Магометович!Признаюсь Вам в своей любви и преданности к Вашему
искусству и к Вам лично.Мне 57 лет.Впервые я услышал Вас с Бухенваьдским набадом 1963 году.С тех пор мир для меня перевернулся стал другим,Магомаевским.Можно долго рассказывть о моём любви-фанотизме о приобритении Ваших записей,фотографий, афиш,абложек, значков,видео записей и книги.Мало того,что я был и остаюсь Вашим поклонником по сей день,вокруг меня,мои родственники,знакомые и просто люди,все мы любим Вас за Вашу неповторимую, яркую,индивидуальность.Моё мнение- Вы остаётесь на сегодняшний день недосягаемым,непревзойдённым в плане вокала,аккомпаниатора,композитора(сумарно)Все мегазвёзды, остаются далеко позади вас.Очень жаль,что мы поклонники,рыскаем по ТВ программам в поисках хоть каких-то встреч с Вами. Желаю Вам здоровья, здоровья и удачи во всём!Извените за стиль письма, всё перепуталось.
С уважением, Николай из Кишинёва.


Vremena i ludy
Turistka 13.08.2006 12:43:29

okazalos chitabelno i interesno! bulo bu zdorovo, stoby uvideli svet memuary MMM v forme besedy ...seria "zizn zamechatelnuh ludey" v novom formate - eto zdorovo!


New York
Nina 27.01.2007 06:58:42

Obozhayu. Mnogo let nazad videla Muslima Magomaeva v g. Tiraspole. Bilet ne smogla dostat|, no on pel dlya nas, stoya y okna. Vash impressario nazyval vas Mysikom, i ochen perezhival, chtob skvoznyaka ne bylo. No vy vceravno peli dlya teatralnoi ploshadi, dlya zadnego dvora, kyda vyglyadyvalo eto okno. Ya stoyala pryamo pod oknom. Eto bylo zrelishe!!! Krasivyi, kak bog, nestandartnaya manera ispolnenia, etot golos! I ko vsemy pel posle otrabotannogo yzhe konsterta, i besplatno. Za vcyu zhizn ya bolshe s takim yavleniem ne vstrechalas.Ya eti minyty pronesla cherez vsyu zhizn. Mne bylo togda 16. A potom ya poexala v Moskvy, bydychi yzhe stydentkoi, v 20 let. Glavnaya tsel|- popast| na kontsert Magomaeva. Yplatila v 10 raz bol|she stoimosti. Schastlivitsa! Ya sidela v kontsertnom zale imeni Chaikovskogo. Kontsert vela Svetlana Morgynova. Dazhe izdali bylo vidno, kak ona byla vzvolnovana. Ya naslazhdalas i klassikoi, i liricheskimi pesnyami, ploxix prosto ne bylo. No vce-taki ya ochen| zhdala odny pesnyu. Kontsert zakonchilca, ya stoya, kak i vse, aplodirovala. Myslim yxodil so stseny. No vot on vernylca i proiznec: "A ceichas ya spoyu vam svoyu samyu lyubimyu pesnyu". I zapel imenno " Blagodaryu tebya...", ty pesnyu, o kotoroi ya ochen mechtala. Mozhete sebe predstavit, chto tvorilos v moei dyshe.
Dorogoi Myslim Magometovich, blagodaryu Vas za vashe tvorchestvo! Vashi pesni i seichas sovremenny,napolnyaut dyshy vozvishennimi chyvstvami, oni ne ystareli. Ya tak rada byla naiti etot sait, pust| cherez gody, no vse-taki skazat vam spasibo. I eshe: vernite vdoxnovennym serdtsam radost, priezhaite s kontsertom v New York. S yvazheniem. Nina.

С уважением Байлар-8 905 708 96 66.


Муслим - чудо!
Alexander 26.05.2007 09:14:38

Ошеломляющая, горячая, просто обжигающая волна счастья. Вот что я когда-то почувствовал, впервые услышав Муслима Магомаева. Увы, по телевизору. Даже не могу себе вообразить, как это происходит, когда слышишь такой голос "живьём". Этого так и не случилось, но все встречи с ним на большом и малом экранах, на тейпах и пластинках всегда вызывали это первоначальное ощущение. Спасибо ему огромное. Это просто чудо, что мне пришлось жить в одно время с таким артистом.


Когда небо сходится с землей
Александр 12.08.2007 09:42:24

Дорогой Муслим,милая Тамара я разделяю Ваши сокровенные чувства и земные радости и печали.Муслим -поэзия в музыке,песни Тамара -воплощение божественного создания-Мадонна Рафаэля У Ваших ног небо и земля,мало кому удается сочетать в себе эту грань человеческого мироздания.Приглашаю Вас в ресторан "Бакинский дворик" Москва,улица Стромынка,6 тел. 603-30-05 спросить Александра Михайловича,кстати в сетябре мы открываем новый ресторан на Охотном,ЖДЕМ 89161662394


Гений
александр 17.08.2007 03:58:08

Поздравляю! Считаю, что можно обойтись заголовком, остальное в песнях! Здоровья, успехов! Александр.


Король
Белла 23.08.2007 05:45:04

Муслим Магомедович-любимый Артист моей мамы...но вот я подросла и осознала,что у этой легенды стоит поучиться новому поколению,причём во всём..имею ввиду творчество,артистизм,характер,мужественность,человечность,мудрость и чувство собственного достоинства!вот основные качества,которые я могла заметить в живой легенде...Муслим Магомедович Магомаев....только у настоящего короля может быть такое созвучное имя!видимо, всё было заранее предписано судьбой,чтобы король песни состоялся!!!Спасибо Вам за то,что Вы сделали,делаете и будете делать для нашего сложного поколения!!!С юбилеем Вас!здоровья и благополучия во всём!!!С благодарностью к Вашей персоне,Белла Лобжанидзе,мечтающая перенять несколько граммов Вашего таланта и осуществить заветную мечту! P.S.заранее благодарна за внимание

Всевышний был в тот вечер милосерд...
Воспоминанья трепетны и жарки.

Певец, ты был прекрасен и велик
В известных популярных ариозо.
Твой вдохновенный и волшебный лик
Не воспоет возвышенная проза,

А из поэтов далеко не все
Способны передать то упоенье...
На «Чертовом...» с тобою «...колесе»
Сердца взмывали... Обжигало пенье

И остужало переменно нас...
Дарившая мечты была в соседстве
За всю судьбу – единственнейший раз.
Певец, ты озвончал мне душу в детстве.

В них, песнях на Великие стихи,
И у чувстве к той, сидевшей в парке рядом,
Истоки и моей живой строки...
Прощай, Муслим! Всевышний райским садом

Вознаградит за радость, что дарил
Всю жизнь Орфей Муслим влюбленным душам.
Ты навсегда эстраду покорил.
Мы лишь на день сидишники приглушим

И снова отовсюду зазвучат
И «Ты спеши...», и «Свадьба», и бессмертный
Твоей душой наполненный «Набат»...
Ты будешь с нами, хоть и незаметный...


Благодарю
Оля 01.11.2008 02:40:41

Я благодазю судьбу, за то что имела огромное удовльствие видеть, слышать такого певца, человека как Муслим Магомаев.Нет и не будет порядочнее лучше, чем он. Я его люблю!

У каждого человека есть свои «Правила жизни» — правила, по которым человек живет, думает, мыслит. Журнал «Esquire» опубликовал «Правила жизни» легендарного азербайджанского певца и композитора Муслима Магомаева.

Он был простым и великим одновременно, такой понятный и непредсказуемый — это все Муслим Магомаев. Редкостный пример истинного певца, ставшего суперзвездой, яркое дарование которого особенно видно на фоне эстрадных исполнителей, заполонивших российскую сцену. Не много найдется в отечественной эстраде тех, кто может даже после смерти Магомаева соперничать с ним по популярности.

Душевный восхитительный баритон, артистизм, отсутствие вычурности и щедрость покоряли своей искренность.

На три концерта я никогда не соглашался , да не только теперь, но и в прежние времена не гнался за количеством концертов. Старался поберечь не только себя, но и зрителя. Ведь если артист поставил концертную деятельность на поток, то о каком творчестве можно рассуждать всерьез?

У меня нет планов , нет даже распорядка дня. Утром не знаю, что буду делать вечером. У меня непредсказуемый характер: я даже концерты часто отменял.

Я мог бы быть художником, композитором, пианистом. Почему не стал? Наверное, из-за своей восточной лени.

Я ведь всю жизнь жил самотеком и никогда всерьез не думал о завтрашнем дне.

Уважаю людей, которые могут сесть за фортепиано и заниматься по 8 часов, как Святослав Рихтер. Он мог всю ночь работать над ноткой. А я репетировал только для оркестра. Приходил, брал ноты и пел как бог на душу положит. Эстрадный певец должен спеть все, что у него на сердце. А голос - это последнее.

Я и сам готовить люблю , на кухне импровизирую так же, как в жизни, как в музыке. А еще я обои могу клеить, плинтусы забивать…

Мне не нравится , когда меня узнают. Я стеснительный человек.

Главное - не действовать друг другу на нервы. Я никогда не лезу с вопросами, куда идет моя жена. Захочет - сама скажет.

Кроме водки, я ничего не пью , вино меня не берет. Приехал я как-то в Тбилиси, а грузины злятся: на столе столько вина, а мне скучно. Я им говорю: «Хотите, чтобы я веселился с вами? Несите водку!»

Петь - это не работа , это для души. Если бы прожить все заново, я ничего не менял бы. Только не курил бы.

Революцию я ждал . Всю жизнь был антисоветчиком, мечтал о том, чтобы наша жизнь изменилась. Чтобы мы перестали кланяться чиновникам, чтобы могли петь то, что нам хотелось, а не то, что утверждали нам партийные комиссии.

Как-то очень резко всё произошло - наступление нашего своеобразного капитализма. Это как после музыки Моцарта взять и врезать Шнитке. Разница будет такой же шокирующей. Не хочу определять, какая жизнь - та или нынешняя - была Моцартом, а какая Шнитке. Я просто говорю о контрастах, о том, что менять всё надо было постепенно, - народ оказался к этому не готов.

От фамильярности никогда не страдал . Я вообще очень трудно сближаюсь с людьми. Поэтому практически не посещаю тусовок, где собирается много народу. Считаю: сейчас не моё время. И очень удивляюсь своим ровесникам, которые тусуются с молодёжью. Я даже это слово не люблю - тусовка.

Пласидо Доминго в одном из интервью сказал : «Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: «Как? Он ещё поёт? Да он сам себя не уважает!» Эти слова я принял как руководство к действию.

Я не жилец за границей . На Западе совсем другие отношения между людьми. Только, может, Италия близка нам - они и внешне, и по темпераменту похожи на азербайджанцев. А французы, англичане, американцы: у них в жизни только бизнес, бизнес, бизнес - и больше ничего.

Сиюминутная слава - это , конечно, приятно. И когда артисты говорят: «Мне всё равно, любят меня или не любят!» - врут они. Причём нагло. Каждому артисту приятно, когда ему аплодируют, когда его ждут у входа, просят автографы. Правда, когда машину поднимают - это уж чересчур.

Все мы на этой земле - временщики . За свои дела каждый из нас будет отвечать там, на небесах. А земная мишура - она уйдёт.

Достаток для меня не самое главное . Никогда в жизни не копил денег - всё тратил мгновенно. Есть у меня деньги - я должен гульнуть.

Никогда не думаю о будущем в печальных тонах.

Нельзя людям запрещать высказывать свои искренние, сердечные чувства.

Наверное, если бы Бог не дал мне этот дар - в моем, уже немолодом возрасте суметь освоить компьютер, — я страдал бы от безделья. Так как желание петь, играть и рисовать приходит, увы, не каждый день.

Я никогда не считал себя Великим , как это делают сейчас многие “звезды и звездочки”. Я всегда думал о той высочайшей вершине, до которой мне никогда не добраться. Моими учителями были Карузо, Ланца, Гобби… Я понимал, что мне до них никогда не добраться, как до звезд на небе. Поэтому я всегда считал себя лишь ищущим музыкантом.

Человек так устроен, если видит гадость и не верит ей, он все равно должен дочитать до конца.

Телевизор практически не смотрю.

Я тоже эмоционален , но спорить на политические темы не хочу.

Когда я даю слово , то это навсегда.

Уходил из оперы дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может петь в опере. Я разозлился и после десятилетней паузы спел. Доказал самому себе, что могу. И ушел навсегда.

Классика требует самодисциплины , каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу.

Молодежь уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне.

Мне предлагали сценарии , но какие-то дурацкие.

Сейчас любая сцена продается: хоть выпивай там с друзьями, но плати.

Я по складу патриот и среди иностранцев бы не мог: у них разговоры только о бизнесе.

Предпочитаю точку ставить сам. Но не хочу громко хлопать дверьми.

Когда-то мне Утесов говорил : я тебя, Муслим, люблю, но согласись, что лучше, чем “Легко на сердце от песни веселой”, не бывает. И я понял, что он считает так: ну Магомаев, ну успех, ну поклонники несут автомашину на руках, а все равно лучше меня никто не поет. И был прав - для своего времени. Точно так же для меня мое время было лучшим. Но оно прошло, и сейчас время Витаса.

Не понимаю , почему женщины рвутся за руль.

Азербайджан - отец , Россия - мать. А я, как Фигаро: и тут и там.

Я совершенно не осуждаю публику. Сейчас другая музыка, другое абсолютно все. И нет гарантии, что дальше на сцене не появится что-то вообще непонятное, несуразное, которое будет нравиться массам. Поэтому никогда нельзя говорить: «В наше время было хорошо, а сейчас плохо». Потому что может быть еще хуже.

Ходить на телевидение для меня было большой проблемой. Поэтому и записей мало.

Я по натуре , простите за сравнение, соловей: хочу – пою, не хочу – не пою. Раньше мы с Тамарой ездили с концертами, зарабатывали деньги. Иногда по два и даже по три концерта в день. Для меня это было каторгой. Просто так сложилось. Я всегда говорю, что я не Кобзон.

У меня никакой пенсии в России нет. Да и прописка появилась не так давно. Я всю жизнь прожил в Москве как бакинец, женатый на москвичке.

После того как я женился на Тамаре, я стал более скромно себя вести.

Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин… Но все это только до Тамары Ильиничны…

Мужчина должен быть главным в семье — хоть на Востоке, хоть на Западе. Но не настолько главным, чтобы командовать женой, заставляя ее шагать маршем. Как умный глава, ты должен помогать жене, заботиться, оберегать, ухаживать.

Обожал я по лестницам падать. В «Тоске» я все время с лестницы летал двадцать ступенек вниз. Специально заказывал такие декорации, чтобы кататься. На публику огромное впечатление производил. Вот эта шалость детская во мне всегда была.

Вытащить на сцену целый оркестр - это сейчас может себе позволить лишь спонсор Баскова или Киркоров.

Пусть уж лучше меня запомнят по записям, пластинкам тех лет. Да, сейчас спою, несомненно, более умудренно, глубоко. Но голоса такого, как в двадцать пять лет, у меня уже, конечно, не будет.

Помню, когда меня приглашали в программу «Это было, было…», где крутили мои старые записи, то я отказался от съемок: «Почему — было? Вот он я — есть, я живу!» Как можно так говорить. Ведь ни Фрэнк Синатра, ни Лайза Минелли никогда не участвовали в передачах типа «Это было». Они просто стали при жизни классиками эстрады.

Компьютер — это моя страсть и моя слабость. И не только Интернет, а еще самые разнообразные программы. Например, с помощью фотошопа я «меняю имидж» многим своим знакомым.

У меня все были талантливые , и дед, и отец, и мать. Что же я бездарностью должен был вырасти?

Она возвращалась всегда неожиданно , как снег на голову. Могла в 3 часа ночи появиться. Мама — можно сказать, ярко выраженная актриса и в жизни, и на сцене. Всегда была несколько экстравагантна. Насколько я помню, за время своей театральной деятельности она сменила городов пять-шесть. Есть такие артисты, которые не хотят в одном и том же театре работать. По натуре уже гастролеры. Вот такая у меня была мама.