Мыслительные привычки, которые делают нас умнее. Увлечения, которые сделают нас умнее

Еще греки и римляне были убеждены, что существует тесная связь между физической активностью и интеллектом. Но в последние два десятилетия неврология начала подтверждать идею Фалеса и Ювенала о том, что здоровый дух процветает в здоровом теле. В то время как многие исследования в один голос говорят, что бег делает нас умнее, это верно лишь отчасти. Этот процесс более сложен, но он показывает замечательные возможности человеческого тела и его эволюцию. Хотя наука способна помочь нам понять, как работают эти механизмы, вопрос остается открытым: почему бег делает нас умнее?

Создание новых клеток мозга

Два исследования на эту тему, опубликованных в феврале и июне, расширили наше понимание механизмов, участвующих в управлении, и способах, с помощью которых бег укрепляет память и когнитивные функции. До этого было понятно, что физические упражнения индуцируют процесс, названный нейрогенезом, в части мозга, участвующей в формировании памяти и пространственной навигации, известной как гиппокамп.

В то время как интенсивные упражнения будут создавать клетки мозга, в основном только стволовые клетки будут использованы. Бег не создает новых знаний. Скорее, это умственный эквивалент заточенного карандаша и чистого листа бумаги. Таким образом, бег подготовит вас к обучению, но вы должны предпринять усилия, чтобы учиться самостоятельно. Интеграция бега в ваш рабочий или учебный день - это разумный вариант, если эта конкретная выгода представляет для вас интерес.

Исследование финских ученых

Однако новое исследование говорит нам о том, что не все виды упражнений способны создавать новые клетки мозга. В исследовании финских ученых говорится о том, что только определенные виды упражнений, скорее всего, приведут к росту новых клеток мозга у взрослых.

По словам исследователей, упражнения должны быть аэробными и устойчивыми. Но они также смотрели на нейробиологические эффекты популярных на сегодняшний день высокоинтенсивных интервальных упражнений, а также сопоставляли их с тяжелой атлетикой. Команда обнаружила незначительную реакцию после интервальных упражнений. Но силовые упражнения не имели никакого эффекта в этой области. Таким образом, интервальные упражнения будут иметь небольшое влияние на ваши когнитивные способности, в то время как тяжелая атлетика, безусловно, не сделает вас умнее.

Мозговой нейротрофический фактор

В 1990 годах было установлено, что физические упражнения также помогают в обучении, поскольку способствуют производству белка, названного мозговым нейротрофическим фактором. Этот белок способствует росту новых нейронов и поддерживает их существование.

Во время исследования клеточного метаболизма ученые изучали секрецию белка катепсина В во время бега. Оказалось, что он имеет благотворное влияние на познание, в частности, усиливает рост клеток головного мозга в гиппокампе и улучшает пространственную функцию памяти.

Как бег связан с естественным отбором?

В настоящее время наука только начала серьезно изучать бег, но можно быть уверенным, что в ближайшие годы все больше исследований будет направлено на то, чтобы понять смысл нашей глубокой любви к этой самой простой и естественной форме упражнений. Но есть еще один вопрос: почему наше тело награждает нас увеличением когнитивных функций и улучшением пространственной памяти и сознания только потому, что мы бежим?

Скорее всего, ответ нужно искать в естественном отборе. Мы не эволюционировали для того, чтобы быть здоровыми или же иметь хороший опыт работы. На самом деле эволюция заинтересована только в том, чтобы человеческое тело оставалось в живых достаточно долго, чтобы иметь потомство. С этой точки зрения естественный отбор более или менее не заинтересован в нашем благополучии. Когда мы посмотрим на эти когнитивные преимущества бега с этой стороны, то что они расскажут нам о себе и о человеческом теле?

Опережение ваших знаний

Человеческому телу уже около двух миллионов лет, и только в последние несколько тысяч из них мы стали грамотными. Картографы, которые могут путешествовать, делают заметки и записывают свои наблюдения. На протяжении большей части истории у нас не было технологий, которые позволяли бы передавать эту тяжелую познавательную работу даже с помощью бумаги.

В детстве поэт 19 века Джон Клер хотел дойти до края горизонта, чтобы за его пределами найти новые миры. По его словам, он хотел выйти за пределы собственных знаний. Можно предположить, что все эти исследования о беге и улучшении когнитивных преимуществ говорят нам о том, что доисторические охотники-собиратели имели возможность получить эти новые знания.

Эволюционная система безопасности

Множество функций человеческого тела, которые позволяют бежать на протяжении 10 километров в жаркий день (стоять на двух ногах, способность к потоотделению и сохранению ясности мыслей), означают, что хотя мы и бегаем медленнее, чем многие животные, но можем преследовать их на больших расстояниях. Это называется преследованием добычи, и является довольно рискованной деятельностью, поскольку требует от охотников оставлять позади места, которые они знают. Без карт и других технологий древние люди должны были использовать только навигационные навыки своего мозга, чтобы сделать эту работу. Поэтому люди, мозг которых адаптировался на длинной дистанции, более вероятно могли найти путь обратно к племени, и, следовательно, выживали.

Рост новых клеток мозга в гиппокампе и улучшение пространственной памяти, вызванные бегом, являются эволюционной системой безопасности. Это механизм, который позволяет узнавать информацию, когда вы устали, потерялись или находитесь в уязвимом положении.

Полистать книгу

  • О книге
  • Об авторе
  • Рецензии (5)
  • Отзывы

Цитата

«Австралийский психолог Пол Кейси считает вполне возможным, что беременные, которые, как известно, глубоко погружены в собственные ощущения, просто запоминают все случаи, когда что-то упускали из виду. И это само по себе говорит об отличной памяти. Нередко стереотип утечки мозгов поддерживается друзьями и знакомыми беременных женщин и молодых матерей, а также культурой. Вы можете быть нобелевским лауреатом, но медсестра на приеме у педиатра называет вас "мамочка". И во всех журналах написано, что ваша главная цель в жизни - вернуть плоский живот».
Кэтрин Эллисон

О чем книга «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее»

Молодых матерей не берут на работу, просто потому, что у них есть маленькие дети; их окружают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете»; а хуже всего, они сами уверены: материнство губительно сказывается на уме. Но так ли это? Современные исследования утверждают: материнство делает нас умнее. Когда мы общаемся с малышом, у нас развивается сообразительность, тонкое восприятие и эмоциональный интеллект, мы получаем навыки переговорщика, организатора и управленца. Куда проще убедить бизнес-партнеров подписать дорогой контракт, чем уговорить малыша надеть курточку по погоде. Кэтрин Эллисон предлагает посмотреть на материнство с неожиданной стороны, рассказывает о мощнейших преимуществах, которыми наделяет нас рождение детей и дает советы, как усовершенствовать свои способности в декрете.

Почему книга «Мамин интеллект» достойна прочтения

  • Книга вдохновит мам противостоять укоренившемуся стереотипу о «материнстве головного мозга», придаст уверенности в своих возможностях.
  • Вы узнаете о преимуществах, которые материнство дает вашему интеллекту.
  • Все, о чем говорит автор, подкреплено результатами последних исследований и выводов ученых, а также историями из жизни обычных женщин.

Кто автор

Кэтрин Эллисон - писатель, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, мама двоих сыновей . Работала иностранным корреспондентом на Филиппинах, в Мексике и Бразилии. Пишет для журналов Salon и Working Mother.


Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия от Юлии Новолодской

Очень крутая книга! Вот честное слово! Я думала она будет в стиле - ну, вы же видите какие щас есть мамы? Бизнесвумены, рукодельницы и фитоняшки - вот, значит не тупеем в декрете, ага. Но в "мамином интеллекте" все, как я люблю. Четко, ясно, по полочкам и со ссылками на исследования. Книга научно-популярная, а не популярная психология и это важно понимать. Речь в ней о мозге. Об изменениях в н...

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

Вы устали не понимать о чем разговаривают люди? Люди отпускают шуточки относительно вашего интеллекта? Интеллект - это не то, с чем мы рождаемся. Можно стать умнее, потратив усилия!

Шаги

Упражняйте мозги

    Научитесь собирать кубик-рубик. Это не так сложно, как кажется, особенно, если вы научитесь некоторым хитростям визуализации геометрии кубика!

    • Судоку – отличная головоломка, которая поможет вам расширить свое мышление. Головоломки – это своеобразные тренажеры для мозга, который, как и мышцы, может атрофироваться при недостаточном использовании.
  1. Займитесь рисованием или, хотя бы, просмотром картин других художников, это поможет вам раскрыть свое творческое начало. Творческий человек мыслит нестандартно.

    Пишите стихи. Поэзия – прекрасный способ самовыражения. Придумывание диалогов и ситуаций, характеров и описаний заставляет мозг работать. Поэтичный язык помогает увеличить словарный запас. Поэзия удивительный способ самовыражения.

    Развивайте навыки общения

    Занимайтесь самообразованием

    1. Занимайтесь самообразованием. Помните, что речь идет не о той ерунде, которой вас пичкают в школе и институте, а о действительном понимании окружающего мира. Люди любознательны от природы, однако, по какой-то причине, перестают быть такими уже в начальных классах школы. Хотя, есть и исключения в виде по-настоящему умных людей, которые никогда не перестают интересоваться окружающим миром и пытаться его объяснять. Это секрет "гениальности".

      • Попробуйте начать учиться самостоятельно. Вы также можете обучаться, основываясь на своем жизненном опыте, такой подход иногда называется «анскулинг».
    2. Увеличивайте свой словарный запас. Выучивайте несколько новых слов каждый день, пользуясь словарем или онлайн сервисами. Вы можете определить уровень вашего словарного запаса путем специального тестирования. Читайте словарь по порядку, от буквы к букве. Это займет у вас несколько месяцев, но и ваш интеллект за это время заметно повысится.

      Не ограничивайте себя одним жанром и читайте не только художественную литературу, но и научно-популярную, а также учебники. Умные люди читают каждый день.

    Развивайте хорошие привычки

      Всегда задавайте вопросы. Будьте любознательны, изучайте мир вокруг вас, это то, что делает нас умнее. Нет ничего ужаснее, чем не иметь ответов на вопросы как и почему! Всегда есть вещи, о которых мы не знаем. Однако, развив здоровую привычку спрашивать о вещах вам не знакомых, вы обнаружите, что становитесь умнее.

      Ставьте перед собой новые цели каждую неделю. Перед тем, как составить список очередных задач, спросите себя о том, что вам удалось выполнить из предыдущего списка. Попробуйте разобраться, в чем кроются причины ваших неудач (если таковые имеются), и каким образом вы можете исправить положение.

      • Упорно трудитесь над достижением поставленных целей. Без стремления к чему-то ваша жизнь, очевидно, станет бесцельной. Поощряйте себя за каждую выполненную задачу.
      • Будьте организованнее. Не обязательно превращать это в навязчивую идею, главное – это использовать свое время с пользой. Конечно, многие гении были не слишком организованы (вспомните распространенный образ безумного ученого), однако, если вы решили встать на путь развития интеллекта, то здравый подход к распределению вашего времени будет шагом в верном направлении.
    1. Уделите время образованию. Самообразование требует времени и усилий, если вы хотите стать умнее. Не ожидайте, что все произойдет за одну ночь. Вам нужно потратить много времени на обдумывание и учебу.

      Постоянно что-нибудь изучайте. Существует множество источников информации. К примеру, книги, фильмы и интернет. Школа лишь один из источников знаний, и, если вы круглый отличник, то вы не обязательно еще и умный человек. Обладая открытым умом, вы повышаете свой интеллект.

  2. Если вам задали вопрос, на который вы не в состоянии ответить, то попросите задающего вопрос человека спросить то же самое, но как-нибудь по-другому. Возможно, вопрос неправильно оформлен, а, возможно, он слишком расплывчатый. Может быть и так, что человек вовсе не задает вопрос, а выражает идею. Например, предложение «полнят ли меня эти брюки?» является не вопросом, а скорее способом привлечь внимание и добиться поддержки. Если вы все же определили, что от вас требуется прямой ответ, который вы не можете дать, спросите, зачем вопрошающему эта информация, и узнайте контекст вопроса. Когда вы четко определили, в чем вопросы, но просто не знаете ответа, честно в этом признайтесь.
  3. Предупреждения

  • Не переусердствуйте. Периодически делайте перерывы, во время которых вы можете заново оценить свои интеллектуальные возможности и определить свой прогресс.
  • Не становитесь всезнайкой, зазнайкой или спорщиком. Это никому не нравится! Старайтесь немного скрывать ваше ум, не выставляя его напоказ.

Долгое время считалось, что люди уже при рождении наделены определённым уровнем интеллекта, поэтому максимум, что можно сделать в жизни - это полностью реализовать свой потенциал. Современные учёные доказали, что потенциал на самом деле может быть увеличен, и от этого процесса даже возможно получение удовольствия. Теперь мы знаем, что при освоении новых навыков мозг создаёт новые нейронные связи, которые ускоряют и улучают его работу.

Ниже представлен список из семи увлечений, которые делают нас умнее, а также объяснение причин этого.

1. Игра на музыкальных инструментах

Это занятие повышает креативность, развивает аналитические, языковые, математические навыки, улучшает мелкую моторику и многое другое. Хотя всё это очень важно, некоторые люди утверждают, что игра в командные виды спорта делает то же самое. А вот чего другие виды деятельности не умеют, в отличие от игры на музыкальных инструментах, так это укреплять мозолистое тело, соединяющее полушария мозга, создавая новые соединения.

Улучшение состояния мозолистого тела влечёт за собой повышение уровня исполнительных навыков, памяти, способности решать проблемы и функционирования мозга в целом, независимо от того, сколько вам лет.

2. Чтение

Чтение приносит одинаковую пользу, независимо от того, наслаждаетесь ли вы «Игрой престолов» с «Гарри Поттером» или вникаете в свежий номер Wall Street Journal. Чтение снижает уровень стресса, что улучшает ваше самочувствие, и усиливает все три вида интеллекта - кристаллизовавшийся, подвижный и эмоциональный. Это помогает с решением проблем, объединением различных знаний для лучшего ориентирования в повседневной жизни, обнаружением закономерностей, пониманием процессов и точной их интерпретацией, а также улучшает способность реагировать на чувства других людей.

На работе это трансформируется в улучшение понимания причин разных событий и развитие управленческих навыков.

3. Регулярные занятия спортом

Тренировки «время от времени» не дают нужного эффекта. Регулярные физические упражнения гораздо эффективнее нерегулярных тяжёлых тренировок. Тренируясь регулярно, вы насыщаете клетки BDNF-протеинами, которые полезны для памяти, обучаемости, внимания, концентрации и понимания. Всё это также часто называют остротой ума.

Некоторые учёные полагают, что нахождение в сидячем положении в течение длительного времени имеет противоположный эффект и мешает мозгу работать на полную мощность.

4. Изучение новых языков

Перестаньте решать головоломки, пытаясь улучшить вашу память, и выучите какой-нибудь иностранный язык. Исследования показали, что владеющие двумя языками люди быстрее решают головоломки, чем говорящие только на одном языке. Успешное изучение новых языков делает ваш мозг способным лучше справляться с любыми психически сложными задачами. Сюда относятся и типичные исполнительные навыки, такие как планирование и решение проблем.

Кроме того, знание хотя бы двух языков положительно влияет на ваше умение контролировать своё окружение и лучше заострять своё внимание на происходящих событиях. Многим людям рекомендуют выучить испанский или французский язык для продвижения вверх по карьерной лестнице, так как их руководители говорят на этих языках. В зависимости от того, как мозг реагирует на изучение языков, может быть и другой вариант. Изучение иностранного языка может быть последним недостающим звеном, необходимым людям для подготовки мозга к работе на более высоком уровне.

5. Проверьте свою эрудированность

Много умных студентов в средней школе и колледже полностью выкладываются перед финальными экзаменами и довольно хорошо осваивают тему ко дню испытаний. Беда в том, что мы склонны быстро забывать такие вещи, так как нам очень редко требуется повторять эти знания в том же виде. Одна из причин, почему изучение нового языка делает нас умнее, заключается именно в том, что оно задействует накопительное обучение. Когда мы занимаемся улучшением своих языковых знаний, грамматика и лексика, которую мы узнаём, повторяется бесчисленное количество раз, так как мы возвращаемся к ним снова и снова.

Примените концепцию накопительного обучения в повседневной жизни и на рабочем месте, отслеживая примечательные обрывки приобретаемых знаний. Освежите в памяти ключевые моменты из последних прочитанных книг, наблюдения во время важных переговоров или заведите небольшой журнал, куда заносите всё, что привлекает ваше внимание. Начните интегрировать накопительное обучение в свою программу самосовершенствования.

6. Тренировка для мозга

Судоку, ребусы, загадки, настольные игры, видеоигры, карточные игры и другие похожие занятия повышают нейропластичность. Это понятие включает разнообразные изменения в нервных окончаниях и синапсах, что является основой способности мозга к реорганизации. При обновлении реакций нервных клеток повышается нейропластичность, что улучшает способность видеть вещи с разных точек зрения и понимать причинно-следственные связи, а также влияние поведения и эмоций. Мы быстро усваиваем новые шаблоны и повышаем свои когнитивные способности.

Учитывая, что нейропластичность связана с такими нарушениями, как шум в ушах, улучшение её состояния может помочь предотвратить определённые осложнения. Например, люди с высокой нейропластичностью менее склонны к тревожности и депрессии, к тому же быстрее обучаются и больше запоминают.

7. Медитация

В 1992 году Далай-Лама пригласил учёного Ричарда Дэвидсона для исследования мозговых волн, образующихся во время медитации чтобы выяснить, действительно ли его мозг может по команде генерировать особое излучение. Оказалось, что, когда Далай-Лама и другие монахи начали медитировать, сосредоточившись на сострадании, то и их мозговые волны продемонстрировали сигналы, характерные для глубоко сострадательного состояния души. Результаты исследований были опубликованы в «Трудах Национальной Академии наук» в 2004 году, а затем в Wall Street Journal, где привлекли повышенное внимание.

Медитация стала интересной для амбициозных людей, поскольку исследование намекает, что мы можем контролировать собственные мозговые волны и в любое время испытывать те ощущения, которые хотим испытывать. Это означает, что мы можем чувствовать себя более сильным во время переговоров, более уверенным, требуя повышения зарплаты, и более убедительным в ходе телефонного разговора.

Общая идея заключается в том, что мозг может развиваться, и вы можете делать это целенаправленно. Различные виды деятельности стимулируют разные участки мозга, так что вы можете поработать как над совершенствованием своих сильных сторон, так и над исправлением недостатков. Сфокусироваться на совершенствовании своего мозга - хорошая идея для тех, кто чувствует, что находится на пике профессиональных возможностей (или, может быть, просто перестал улучшаться), амбициозных профессионалов и, конечно, предпринимателей, которые хотят максимизировать свой потенциал.

  • Психология: личность и бизнес