Написать режиссерскую экспликацию за деньги. Режиссерская экспликация с примерами

Создатель учения о происхождении растений из неких мировых центров, об иммунитете растений, человек, открывший закон о гомологических рядах и наследственном изменении организмов, человек, внесший свою существенную лепту в разработки и исследования учения о биологическом виде, создатель крупнейшей коллекции семян культурных растений в мире - Николай Вавилов - ученый, чье имя поистине прославило Россию.

Семья

Будущий ученый появился на свет в Москве, на Средней Пресне, 25 ноября (13 - го по старому стилю) в 1887 году в семье общественного деятеля и купца второй гильдии Ивана Ильича Вавилова. Иван Ильич был выходцем из крестьян, родом из Волоколамской губернии, до большевистского переворота в 1917-ом был директором компании «Удалов и Вавилов», которая занималась мануфактурой. Александра Михайловна Постникова - мать ученого - была дочерью художника-резчика, который трудился в Прохоровской мануфактуре. Всего в семье Вавиловых было рождено семеро детей, трое из которых, однако, скончались еще в детстве.

Деятельность

Николай Иванович начальное свое образование получил в коммерческом училище, а после стал студентом Московского сельскохозяйственного института, который благополучно закончил в 1911-ом году. После окончания учебы ему предложили остаться работать на кафедре частного земледелия. В 1917-ом году Вавилов стал профессором Саратовского университета, а уже в 1921-ом - он стал заведующим Отделом прикладной ботаники в Петрограде. Этот отдел был сначала, в 1924-ом, реорганизован в Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а позже - в 1930-ом - стал Всесоюзным Институтом Растениеводства. Вавилов возглавлял его вплоть до августа 1940-го года. Он описал абсолютно все культурные растения Заволжья и Поволжья, опираясь на исследования, проведенные в 1919-1920 годах и тщательнейшим образом изложенные в книге «Полевые культуры Юго-Востока», изданной в 1922-ом году.

Двадцать лет (с 1920-го по 1940-ой) Николай Вавилов руководил многочисленными экспедициями, направленными для изучения растительного мира в Средиземноморье, Средней Азии и др. В 1924-ом году одна из его ботанико-агрономических экспедиций побывала в Афганистане. Ее результаты (собранные материалы) помогли ему установить четкие закономерности в распределение и происхождении различных сортов культурных растений, что в дальнейшем в значительной степени облегчило работу и селекционеров, и ботаников. Ту коллекцию растений, которую собрал Вавилов и которая хранится в ВИР, насчитывает более трехсот тысяч образцов.

В 1926-ом году Вавилов был удостоен премии имени Ленина за научно-исследовательские работы в области иммунитета, открытие закона гомологических рядов и происхождения культурных растений. За свои исследования в Афганистане Николай Иванович получил золотую медаль имени Пржевальского, а за работы в семеноводстве и селекции - Большую золотую медаль Всесоюзной выставки сельского хозяйства в 1940-ом. Но компания, направленная против генетики и развязанная не кем-нибудь, а учеником Вавилова - Лысенко Т.Д., которая была целиком поддержана идеологами партии, в итоге привела к тому, что в 1940-ом году вся ученая деятельность Вавилова была жестоко прекращена. Ученого арестовали по обвинению во вредительстве, и в итоге величайший ученый скончался от голода в тюрьме города Саратова в 1943-ем году.

Следствие против Вавилова продолжалось одиннадцать месяцев, и за это время его вызывали на допросы более четырехсот раз, общее время которых составило 1700 часов. У Николая Ивановича Вавилова нет индивидуальной могилы. Его похоронили в общей могиле с другими заключенными. В 1955-ом году Вавилов был реабилитирован, тем самым с него были сняты все обвинения в контрреволюционной деятельности. После реабилитации имя Вавилова было восстановлено в списках академиков Президиумом Академии наук СССР.

Кто такой Николай Иванович Вавилов, вклад в науку биологию какой он сделал, чем прославился этот выдающийся естествоиспытатель?

Николай Вавилов – биография кратко

Н.И. Вавилов (1887-1943 гг) - выдающийся русский биолог, основатель генетики, известнейший растениевод, один из основателей отечественной сельскохозяйственной науки.

Будущий великий советский биолог родился в весьма зажиточной по тем временам семье. Его отец был достаточно состоятельным купцом, что обеспечивало Николаю Ивановичу получение великолепного образования.

Получив коммерческое образование, будущий выдающийся биолог не стал работать по специальности, поскольку не испытывал стремления к купеческой деятельности. Юношу больше интересовал растительный и живой мир России, изучению которого он намеревался посвятить свою жизнь.

Николай Иванович поступает в Московский сельскохозяйственный институт, где получает отличные знания, формирующие «фундамент» его мировоззрения. Окончив это высшее учебное заведение в 1911 году, он был оставлен на кафедре частного земледелия, где Вавилов активно изучал растительный мир, совмещая научную и преподавательскую деятельность.

Карьера молодого учёного стремительно развивается. Уже в 1917 году Вавилов становится профессором Саратовского университета. В 1921 году он возглавляет отдел прикладной ботаники в Петербурге. Именно с этим научным заведением будет связана вся последующая жизнь биолога.

Позже отдел прикладной ботаники преобразуется во Всесоюзный институт ботаники и новых культур, далее во всесоюзный институт растениеводства, более известный широким кругам любителей садоводства под аббревиатурой ВИР. Николай Иванович будет возглавлять это научное общество вплоть до самого ареста в 1940 году.

За более чем 20 лет практической деятельности, под руководством выдающегося учёного было осуществлено несколько десятков научных экспедиций, целью которых являлось изучение богатого растительного мира России и зарубежных стран, среди которых: Индия, Греция, Португалия, Испания, Япония и так далее.

Особую ценность для науки принесла научная экспедиция в Эфиопию, осуществлённая в 1927 году. В ходе исследовательской деятельности Николая Ивановича было доподлинно установлено, что именно на этих землях впервые были выращены первые сорта пшеницы.

Последние годы жизни

Талант хорош для того, у кого он есть. Вокруг таких людей всегда находится масса злопыхателей, считающих своим долгом навредить и расправиться с более одарёнными и способными людьми.
Заметив что Вавилов в науку привносит что-то новое, такие неучи завидовали.

Выдающиеся способности гениальных людей зачастую приносили своим обладателям только несчастья. Увы, история пестрит такими примерами. Нелёгкая судьба Николая Ивановича Вавилова подтверждает это высказывание.

Будучи уже авторитетным учёным Вавилов поддержал научные труды своего более молодого коллеги Трофима Денисовича Лысенко. Спустя некоторое время этот некогда простой агроном при поддержке Советских идеологов развернёт настающую травлю на великого учёного, обвинив его в участии в антисоветской организации и заклеймив его работы как лженауку.

По ложному обвинению Николая Ивановича арестовывают в 1940 году и благодаря скорому на расправу суду тех непростых времен, уже спустя непродолжительное время Вавилова проговорят к расстрелу. Позже за выдающиеся заслуги перед наукой приговор учёному был смягчён, а высшая мера наказания был заменена на 20 лет каторжных работ.

В тюрьме ученый проведёт немного времени. В 1942 году сердце великого биолога остановится от каторжных условий труда и постоянного голода. Лагерный врач, осматривая тело умершего, сделает заключение о смерти в результате упадка сердечной деятельности.

В 1955 году, уже после смерти Иосифа Сталина, Николай Иванович был полностью реабилитирован. С него были сняты все обвинения в государственной измене. Светлое имя выдающегося биолога было восстановлено, хоть и посмертно. Массам людей было рассказано что сделал для науки Вавилов, вклад в общую копилку знаний человечества получил официальное признание.

Что внес нового Вавилов в биологию?

Вклад Вавилова в биологию сложно переоценить. Занимаясь изучением растительного мира, учёный явил миру несколько тысяч новых растений, ранее неизвестных человечеству. В научно-исследовательском учреждении ВИРе создана коллекция из более чем 300000 образцов растений.

Закон гомологических рядов, открытый Вавиловым, определяет особенности наследственной изменчивости у близкородственных видов. Согласно этому учению, у родственных растений возникают сходные наследственные изменения.

Именно благодаря трудам Николая Ивановича мир узнал о существовании иммунитета у растений. Под руководством учёного было выведено несколько сотен новых видов районированных растений, способных произрастать даже в нетипичных для этого территориях и приносить значительный урожай.

Заключение

Заслуги ученого неоднократно отмечены многочисленными медалями и признаниями. За открытие иммунитета у растений Вавилов получил Ленинскую премию, за исследовательскую работу в Афганистане - медалью Пржевальского. После реабилитации он был восстановлен в списке академиков академии наук СССР. В 1965 году благодарные потомки учредили золотую медаль, носившую имя великого биолога. Её выдавали за выдающиеся заслуги в области сельского хозяйства. В 1967 году ВИР, долгие годы возглавляемый учёным, стал носить его великое имя.

В многочисленных экспедициях собрал богатейший банк генов растений

Вавилов побывал в 180 ботанико-агрономических экспедиций по всему миру и стал одним из выдающихся путешественников своего времени. Благодаря этим поездкам он собрал богатейшую в мире коллекцию культурных растений в 250 000 образцов . В селекционной практике она стала первым в мире важным банком генов. Первая экспедиция проходила вглубь Ирана , где Вавилов собрал первые образцы злаков: они и помогли ученому придти к выводу, что у растений есть иммунитет, который зависит от условий окружающей среды... В дальнейшем экспедиции Вавилова охватили все континенты, кроме Австралии и Антарктиды , а ученый выяснил, откуда происходят разные культурные растения. Оказалось, некоторые важнейшие для человека растения родом из Афганистана ., а около Индии видели прарожь, дикие арбузы, дыни, коноплю, ячмень, морковь.

Открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

У этого закона со сложным названием достаточно простая суть: близкие виды растений обладают похожей наследственностью и похожей изменчивостью при мутации. То есть, проследив несколько форм одного вида, можно предсказать возможные мутации близкого вида. Для селекции это открытие оказалось очень важным, а для Вавилова - еще и достаточно сложным. Ведь в то время не было химических веществ или излучений, вызывающих мутацию, поэтому приходилось все образцы и формы растений разыскивать в природе. Здесь снова можно вспомнить многочисленные экспедиции селекционера, которые позволяли изучить огромное количество видом растений и их форм.

Создал сеть научных учреждений

Сначала Вавилов возглавлял новый Государственный институт опытной агрономии, который исследовал важнейшие проблемы сельского и лесного хозяйства, рыбоводства, усовершенствовал систему земледелия. Под его руководством по-новому стали подбирать культуры и их сорта, бороться с вредителями и болезнями. А позже Вавилов стал руководителем ВИР - Всесоюзного института растениеводства. Еще один высокий пост, который занимал Вавилов - президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСНИЛХ). Здесь он организовал целую систему научных институтов сельского хозяйства: появились зерновые хозяйства на Северном Кавказе , в Сибири и на Украине , появились институты, посвященные каждой культуре в отдельности. Всего открылось около 100 новых научных учреждений.

Предложил выводить в нашем климате тропические виды растений

Такую возможность, по мнению Вавилова, представляла идея молодого агронома Лысенко . Он предложил идею яровизации - превращения озимых культур в яровые после воздействия на семена низких температур. Это позволяло управлять продолжительностью вегетационного периода, и Вавилов увидел в этом новые возможности для отечественной селекции. Можно было бы использовать всю огромную коллекцию семян, собранную Вавиловым, чтобы выводить новые устойчивые гибриды и растения, которые вообще не созревали в климате Советского Союза. Лысенко и Вавилов начали сотрудничать, но вскоре их пути разошлись. Лысенко стремился использовать свою идею для повышения урожая, при этом отказывался от опытов и экспериментов, сторонником которых был Вавилов. Через какое-то время оба селекционера стали научными оппонентами, и советские власти оказались на стороне Лысенко. Не исключено, что это также повлияло на решение арестовать Вавилова во время репрессий. Там, в тюрьме, трагически оборвалась жизнь великого ученого-генетика.

Был удостоен Нобелевской премии как основоположник современного учения об иммунитете у всех организмов, то Вавилову по праву принадлежит честь быть основоположником учения об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям. Н.И. Вавилов наметил задачи и направления дальнейших исследований в области иммунитета растений, подчёркивал важность системного подхода к изучению явлений устойчивости и восприимчивости растений, к анализу взаимоотношений хозяина и паразита в единстве со средой их обитания».

Колчинский, Э.И. и др., Н.И. Василов как протагонист широкого эволюционного синтеза, в Сб.: Создатели современного эволюционного синтеза / Отв. ред. Э.И. Колчинский, СПб, «Нестор-История», 2012 г., с.181.

В 1930 году был назначен директором Всесоюзного института растениеводства (ВИР) c широкой сетью опытных станций по всей территории СССР. Н.И. Вавилов и его ведущие сотрудники часто ездили в длительные зарубежные командировки.

Не всем коллегам это нравилось…

Вот что написал ближайший сотрудник И.В. Мичурина П. Яковлев в статье «О теориях настоящих генетиков» в 1936 году в журнале «Социалистическая реконструкция сельского хозяйства», N 12: «Для того чтобы собрать 300 тыс. номеров в свой «фонд мировых растительных ресурсов», ВИРу пришлось организовать во все части Старого и Нового Света десятки экскурсий (?!) и затратить на это миллионные средства. А что из этого ценного получила селекция? Да ровным счётом ничего... Заморозив в своих 2-3 растительных кладовых сотни тысяч подчас ценнейших для производства и селекционной работы образцов, работники ВИРа ревниво охраняют этот запас, как скупые рыцари, сидящие на сундуках с золотом... Правда, иногда И.В. Мичурин получал от ВИРа несколько штук семян или косточек кое-каких растений, но они были, как правило, всегда невсхожими. Для того чтобы отвязаться от настойчивых требований И.В. Мичурина, ВИР посылал ему первые попавшиеся семена музейной давности с навсегда уже потерянной всхожестью».

Удачин Р., Бережной П., Вавилов Николай, М., «Барс», 2001 г., с. 130.

«… сам по себе конфликт между селекционерами-генетиками, возглавлявшимися академиком Николаем Вавиловым , и тогда ещё молодым Лысенко с небольшой группой сторонников возник в 1931 году в результате ещё более нелепых решений Правительства СССР и ЦК ВКП(б) «О селекции и семеноводстве», согласно которым полная смена сортов возделываемых растений, низкоурожайных на высокоурожайные, по всей стране должна быть произведена в течение двух лет . Осуществлённая Сталиным в форме «революции сверху» принудительная коллективизация крестьян не давала сельскому хозяйству страны в начале 1930-х годов никаких преимуществ. Наоборот, развитие событий в сельских районах угрожало голодом, который и разразился в южных областях страны в 1932-1933 годах. В этих условиях Сталин попытался возложить на сельскохозяйственную науку непосильные для неё ни по срокам, ни по объёму задачи. Постановление «О селекции и семеноводстве» требовало сокращения сроков для выведения новых сортов растений с 10-12 лет до 4-5. В течение этого срока нужно было продвинуть озимые пшеницы на север и на восток страны, где до этого можно было выращивать лишь более устойчивую к морозам рожь. Следовало создать устойчивые к болезням сорта картофеля для южных районов страны. В течение 4-5 лет все сорта пшеницы СССР должны были стать высокоурожайными, неполегаемыми, иметь высокое содержание белка, обладать иммунитетом, морозоустойчивостью и засухоустойчивостью. Николай Вавилов и большинство советских генетиков и селекционеров считали эти задачи прожектёрскими и нереальными. Лысенко и его, тогда еще небольшая группа последователей объявляли, что они эту задачу выполнят. Именно в этот период Лысенко своими щедрыми обещаниями на разных совещаниях и съездах колхозников-ударников обратил на себя внимание Сталина. То, что в последующем Лысенко не мог выполнить своих обещаний в столь сжатые сроки, он объяснял противодействием его работе со стороны сторонников «буржуазной» генетики. Многие крупные учёные, биологи, генетики и селекционеры, выступавшие с критикой Лысенко в 1930-е годы, были арестованы в 1937-1939 годах и погибли в лагерях и тюрьмах».

Рой Медведев, Жорес Медведев, Неизвестный Сталин, М., «Время», 2007 г., с. 220-221.

«За два десятилетия Вавилов лично собрал более 60 тысяч образцов в 64 странах. Всего отправленные им экспедиции собрали 250 тысяч образцов семян, которые и составили основу сегодняшнего фонда института. Большинство людей ощущают разницу между растительными культурами в сравнении - как, например, разницу между сладким, сливочным вкусом яблок «гала» и кисловатым, терпким у сорта «гренни смит». Но на самом деле генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур гораздо более сложное явление - это результат 10 тысяч лет растениеводства и борьбы за урожай в условиях сменяющихся экосистем и климата. Возможно, разнообразие сельскохозяйственных растительных культур - наиболее ценный природный ресурс, доступный человечеству. […] Вавилов установил, что генетическое разнообразие культурных растений распределено по Земле неравномерно. Для некоторых растений и мест оно характерно, как для пшеницы и ячменя в Малой Азии и картофеля в Андах, но, например, не для России, США и Северной Европы. Вавилов выделил восемь таких центров, расположенных поясом в районе экватора. (Учёные предполагают, что ледниковый период уничтожил такие очаги разнообразия в Северном полушарии, оставив лишь небольшой участок в Средиземноморье, где впервые была одомашнена спаржа, и ещё один - в Восточной Европе, где обильно произрастают ячмень и горох.) Основываясь на работах швейцарского ботаника Альфонса Декандоля и исходя из того, что разнообразие сохранялось в этих центрах в течение длительного времени, Вавилов разработал теорию, согласно которой центры разнообразия растений должны быть также и центрами их происхождения. В 1926 году он опубликовал книгу «Центры происхождения культурных растений». Открытие Вавилова, позже признанное и другими учёными, дало основание утверждать, что у видов растений есть чёткое географическое происхождение».

Джон Сибрук, Вспышка гения и другие правдивые истории изобретения, М., «Юнайтед Пресс», 2011 г., с. 116-117.

К концу 30-х годов И.В. Сталин считал, что учёный и его сотрудники занимаются «цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками», но не занимаются повышением урожайности сельскохозяйственных культур...

В 1939 году Н.И. Вавилов был арестован.

«Какая ещё интеллигенция могла всего через 67 дней после ареста Н.И. Вавилова на Учёном совете ВИРа, института, который снискал себе мировую славу, благодаря совершенно уникальной деятельности академика Н.И. Вавилова, выдвинуть на соискание Сталинской премии за достижения в «мичуринской биологии» - его идейного убийцу.

Ответ, к сожалению, прост: , ставшая у руля советской науки».

Романовский С.И., «Притащенная» наука, СПб, 2004 г., с.191.

Умер Н.И. Вавилов в саратовской тюрьме 26 января 1943. Место его захоронения не известно.

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.


1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).


2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.


3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:


  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.