Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В помощь школьнику Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-10-29

Заказать написание уникальной работы

Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится

В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» описана короткая, но яркая жизнь горского юноши, еще ребенком взятого в плен русскими войсками. Проезжая мимо грузинского монастыря, русский генерал оставил там пленного ребенка, так как тот «занемог, не перенес трудов далекого пути». Монахи вылечили и воспитали мальчика. Тот сначала тосковал, потом, казалось, смирился со своей участью и успокоился. Тем неожиданнее для всех был его побег из монастыря в осеннюю грозовую ночь. Три дня скитался юноша по горам, а потом его нашли в степи без чувств и принесли обратно. Он был худ и слаб, словно перед смертью, и, чувствуя, что умрет, исповедался монаху.

Тогда только узнал монах, что всю свою жизнь в монастыре Мцыри считал пленом: «Я мало жил и жил в плену…» У него нет ни родных, ни друзей, ни родины:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Одиночество замучило героя:

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать»…

Все, что осталось в его памяти – это смутные воспоминания об отцовском доме, песнях молодых сестер, долгих рассказах у мирного очага.

Главное, что томит героя – это ощущение несвободы, тюрьмы. Жить в этой тюрьме – это отказаться от жизни, полной борьбы, свободы, счастья, это жалкое прозябание, пригодное лишь для стариков, у которых все уже позади. Мцыри ни с кем не делится своими чувствами, но в душе лелеет мысль о побеге.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Одна, но пламенная страсть зовет героя

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И когда осуществилось стремление героя, он счастлив:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

… Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

М.Ю. Лермонтов строит свою поэму на антитезе: жизнь Мцыри в монастыре – и три дня на воле, мечта и реальность. Мечты героя высоки и благородны, но им не суждено осуществиться.


Заказать написание уникальной работы 1.

Стремление Мцыри к свободе

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе. Поэма посвящена теме свободы и родины. Мцыри – главный герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью. Его стремление – это стремление к свободе. Совсем маленьким его привезли в монастырь, где он вырос и собирался стать монахом. Он всеми силами старался сбежать из монастыря, тосковал по местам, где родился и вырос. Мцыри совершает побег, как будто из тюрьмы. Произведение состоит из двадцати шести глав: первые две главы – это вступление, а остальные – рассказ о трех днях свободы. Именно эти три дня были для Мцыри настоящей жизнью, они были заполнены впечатлениями, открывшийся мир удивил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. В исповеди он сказал, что никогда не мог смириться с жизнью в неволе. Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Уставший от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его мечту найти родных людей раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему. Именно красоту видит Мцыри на свободе, и которая становится символом свободы. Самое яркое событие в поэме – битва барса и Мцыри и он одерживает победу над противником.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, - той, к которой он стремился. Мцыри - «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не отыскал путь к свободе. Страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме.

В центре поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него - настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.

Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.

Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал - покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы - вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы - вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:

…что мне в том? - пускай в раю,

В святом заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют…

Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 1830-х гг. такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри - это чувства и переживания самого поэта. Поэма М.Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» образ юноши горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.

Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.

Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы; вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:

…что мне в том? пускай в раю,

В святом заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют…

Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 1830х гг. такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри это чувства и переживания самого поэта. Поэма М. Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? образ юноши? горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него? настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи

Требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.

Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.

Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал? покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы? вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы? вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:

…что мне в том? ? пускай в раю,

В святом заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют…

Увы! ? за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 1830?х гг. такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри? это чувства и переживания самого поэта. Поэма М. Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».



  1. В настоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмах М. Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Известно, что основной конфликт лермонтовского...
  2. Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов «неба» и земли». Контрастные отношения к миру проступают в поэмах «Демон» и «Мцыри». Это видно если сопоставить...
  3. Мцыри — главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри»...
  4. Введение «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии...
  5. Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и...
  6. Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и...
  7. Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели....
  8. Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта...
  9. На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать...
  10. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд...
  11. Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже...
  12. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли,...
  13. Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя,...
  14. «Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его...