Отношение к женщинам героев романа. Отношение героев к любви к женщине вообще в романе отцы и дети

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Лирические отступления в поэме "Руслан и Людмила" представляют собой важнейшие приемы для развертывания и раскрытия сюжета. Пушкин постоянно в лирических отступлениях соотносит пародируемый балладный сюжет с собственным опытом - жизненным и литературным. Первый делает описываемые ситуации бытовыми, а второй - выдуманными, заведомо ненастоящими.
1. Одно из лирических отступлений - это пародийный ход. Автор прервает на кульминационном моменте повествование. Рассказчик возвращается к моменту похищения Людмилы Черномором от "воспаленного Руслана", приводя лирическое отступление, соответствующее теме. "С порога хижины моей Так видел я, средь летних дней, Когда за курицей трусливой Султан курятника спесивый, Петух мой по двору бежал И сладострастными крылами Уже подругу обнимал; Над ними хитрыми кругами Цыплят селенья старый вор, Приняв губительные меры, Носился, плавал коршун серый И пал как молния па двор. Взвился, летит. В когтях ужасных Во тьму расселин безопасных Уносит бедную злодей. Напрасно, горестью своей И хладным страхом пораженный, Зовет любовницу петух... Он видит лишь летучий пух, Летучим ветром занесенный". Сравнение героев с персонажами этого лирического отступления не могут носить иного смысла, кроме пародийного.
2. Лирическое отступление, своего рода "комментарий" о похищении Людмилы: Ах, если мученик любви Страдает страстью безнадежно; Хоть грустно жить, друзья мои, Однако жить еще возможно. Но после долгих, долгих лет Обнять влюбленную подругу, Желаний, слез, тоски предмет, И вдруг минутную супругу Навек утратить... о друзья, Конечно лучше б умер я!
3. Песнь вторая начинается лирическим отступлением о соперниках в делах любви. "Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам: Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. Соперники другого рода, Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор; Бранитесь – только осторожно. Но вы, соперники в любви, Живите дружно, если можно!" Пушкин призывает соперников к миру, так как "Кому судьбою непременной девичье сердце суждено, тот будет мил назло вселенной; сердиться глупо и грешно".
4. Песнь четвертая начинается лирическим отступлением о "волшебниках" открытых недругахпохитителях невест, и о "друзьях", которые делают то же самое, но только тайно: Я каждый день, восстав от сна, Благодарю сердечно бога За то, что в наши времена Волшебников не так уж много. К тому же честь и слава им! Женитьбы нашибезопасны.... Их замыслы не так ужасны Мужьям, девицам молодым. Но есть волшебники другие, Которых ненавижу я: Улыбка, очи голубые И голос милый о друзья! Не верьте им: они лукавы! Страшитесь, подражая мне, Их упоительной отравы, И почивайте в тишине.

Главный герой романа «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Отношение к любви этого молодого и дерзкого нигилиста, как многие помнят, было не совсем почтительным. Для него подобные чувства - дурь и белиберда. Давайте посмотрим, насколько изменится этот персонаж к концу произведения.

Влияние нигилизма на личность Базарова

Евгений не может воспринимать любовь как что-то серьезное, ведь он нигилист, а значит, обязан отрицать ее, так как чувство не может принести практической пользы. Главный герой выходит из себя, узнав о том, что Аркадий, которого он считал своим последователем, хочет жениться.

Чтобы привести в тексте цитаты Базарова о любви, достаточно вспомнить, что он оценивает отношения между мужчиной и женщиной только с точки зрения физиологии: от женщины надо «добиться толку».

Базаров и Кирсанов

Роман «Отцы и дети» построен на антитезе, все произведение пронизывают споры двух поколений. Передовые взгляды Евгения противопоставлены позиции немолодого аристократа, Павла Петровича. У него и главного героя различные представления о жизни, искусстве, природе. На протяжении всего произведения мы наблюдаем спор Базарова и Кирсанова. О любви у этих двух людей также различные представления.

Павел Петрович принадлежит к поколению, которое возвышает чувство, относится к женщине с трепетом и благоговением. Евгений, как мы помним, прагматик и относится к романтическим взглядам Кирсанова с едкой иронией. Однако в его жизни суждено произойти переменам, которые заставят главного героя испытать любовь.

Одинцова

Знакомство с Анной Одинцовой существенно меняет представление Базарова о человеческих отношениях. Удивительно, но то, что герой Тургенева испытывает к ней, совершенно противоречит всем его жизненным устоям. Эта прекрасная женщина привлекает внимание Евгения, он невольно любуется ею на балу у губернатора, но оценивает в ней только физическую привлекательность, грубовато замечая, что у нее «богатое тело», «на остальных баб она не похожа».

Таковы высказывания Базарова. О любви наш герой не говорит тогда ни слова. В этот период жизни он еще искренне удивляется: «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной?» Он уверен, что он - физиолог, потому хорошо разбирается в этом.

Отношения Евгения и Анны Одинцовой

Базаров, безусловно, является харизматичной личностью, и Анна не могла им не заинтересоваться. Она даже решается пригласить его к себе в гости, и Евгений приезжает к ней. В Никольском они с Базаровым проводят много времени, прогуливаясь, беседуя, споря. Одинцова оценивает незаурядный ум Евгения.

А что же Базаров? Отношение к любви главного персонажа совершено меняется, для него это чувство перестает быть чепухой и художеством, теперь он действительно любит. Он не мечтает о взаимности, а лишь ждет некоторого расположения избранницы своего сердца.

О перемене в душе главного героя

Большинству из нас сложно вспомнить , в какой главе Базаров говорит о любви , но мы не ошибемся, если проследуем за Евгением и Анной в сад, где они прогуливались. Эта женщина, видя, что Евгений испытывает к ней сильное чувство, сумела вызвать его на откровенность и услышать признание.

Для Базарова увлечение Одинцовой оказывается настолько сильным, что он уже не может применить свою прагматичную теорию к тому, что происходит в его жизни. Евгению важна теперь одна единственная женщина - Анна, для которой превыше всех страстей личное душевное спокойствие. Одинцовой интересен Базаров, но она отказывает ему во взаимности.

Главный герой отвергнут. Евгений сильно переживает и, приехав домой, целиком отдает себя работе, чтобы забыть о своем чувстве. Так меняется Базаров. Отношение к любви Евгения в этой части романа совсем другое. Теперь это уже не прагматичный нигилист, а человек, который целиком захвачен чувством.

Любовная линия в романе

Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения - братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова - нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова - источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.

Аркадий по возрасту - представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.

Павел Петрович Кирсанов - представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.

Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.

Вечное одиночество

Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.

В романе « Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви - это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.

Сочинение

И что за таинственные отношения

меж­ду мужчиной и женщиной?

И. Тургенев. Отцы и дети

Одной из задач И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети» было не только высветить социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт «отцов» и «детей», выявить возрастные пробле­мы поколений. Однако в жизни есть чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения. Это чувство - любовь, и оно в разное время посетило и «отцов» (братьев Кирсановых) и «детей» (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след.

В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь все­гда была опорой и движущей силой. Вначале - беско­нечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: «десять лет прошло как сон». Мне кажется, что человек, способный так искренне и полно отдаваться самому прекрасному чувству, обязательно должен быть добрым, умеющим со­переживать и сочувствовать, способным так наполнить и раскрасить свою любовь, чтобы она не превратилась в обыденность, привычку. Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель», и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Фенечка - мать второго сына Кирсанова, дочь его быв­шей экономки - сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Хочется верить, что этот брак будет дол­гим и счастливым.

Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова - Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. - замужней женщине, пустой и лег­комысленной кокетке. Умный и деятельный Павел Петро­вич не сумел справиться со своим чувством и впослед­ствии погубил из-за несчастной любви не только свою бле­стящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь, которую затмил единственный, на мой взгляд, недостой­ный его женский образ. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла бога­тые возможности, принесла мучения и отчаяние.Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг - нигилист Базаров - высмеивал человеческие чувства, таинствен­ность отношений мужчины и женщины, «загадочность» женского взгляда. Вся беда в том, что, доверчивый и податливый, он попал под влияние неординарной лично­сти Базарова, приняв его установки и убеждения как свои, поэтому стремился подражать своему другу во всем, подавляя многие эмоции, не высказывая вслух мысли. Однако стоило ему отдалиться от Евгения, как потреб­ность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. У Аркадия, конечно же, и раньше были увлечения, безответ­ные, не приносящие ни радости, ни успокоения уму и сердцу, возможно, это и дало ему возможность почувство­вать разницу между своим отношением к Кате и к другим женщинам.

Самым незваным и нежданным гостем любовь яви­лась к Евгению Базарову. Умный, рассудительный, живу­щий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно по­этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отча­яние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не да­вал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеж­дениях, но и сделало его более человечным.

Любовь - вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это произошло и в прекрасном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Разделы: Литература

Творческое название урока: “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (Ю. Мориц)

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (название темы взято из “Методических советов по литературе под ред. Коровина, 10 класс”, М. ,) Записываем (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968 )

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10).

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. Слайд №11.

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд №12.

Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: “Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом” (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).

Феминоцентризм обусловлен актуальностью проблемы гармонических отношений обоих полов между собою, тургеневским пониманием счастья как прежде всего счастья вечной любви, а также важнейшей ролью, которую играет тургеневская героиня в испытании-раскрытии героя. Слайд № 13.

Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка.

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор):

  1. письмо Одинцовой от Базарова;
  2. письмо Кате от Аркадия;
  3. письмо княгине Р. От Павла Петровича;
  4. письмо Фенечке от Николая Петровича.

Подведение итогов, выставление оценок (слайд № 16).

Рефлексия.

Библиография:

  1. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005
  3. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, № 5, 2007
  4. Методические советы по литературе под ред. Коровина, 10 класс, М., 2002
  5. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007
  6. Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007