Патрисия каас сегодня. Актеры кино артисты эстрады - биография личная жизнь

Вокальные способности у Патрисии проявились с самого детства. Ребенком она с радостью пела за гостинцы, билеты на развлекательные мероприятия и скромные подарки. Училась петь он самостоятельно, не прибегая к профессиональной помощи.

В возрасте 13 лет, она с помощью брата Эгона подписала контракт с саарбрюккенским клубом Rumpelkammer, взяв псевдоним Pady Pax. А в 16 лет девушку приняли в ряды манекещиц модельного агентства в Меце.

Со временем у Каас завелся продюсер, архитектор Бернард Швотз. В 1985 году 19-летняя певица нашла продюсера в лице французского актера Жерара Депардье, заметившего ее в саарбрюкенском клубе Rumpelkammer и решившем спонсировать творчество Патрисии.

Благодаря ему свет увидел ее первый сингл Jalouse, который оказался провальным. Однако, в 1987 году был написан хит Mademoiselle chante le blues, принесший ей первую популярность.

Вскоре Патрисия Каас записыла второй альбом, в который вошли прошумевшие на весь мир композиции: Mon mec à moi и Elle voulait jouer cabaret. Тогда же певица получила награду на церемонии Victoire de la musique в номинации "Открытие года".

Ее дебютный альбом Mademoiselle chante 1987 года за пару недель во Франции обрел золотой статус, а спустя три недели стал платиновым. Так же диск стал платиновым в Швейцарии и Бельгии, и успешно продавался в Испании, Германии, Австрии, Канаде, Японии, Голландии и других странах.

Песни со второго альбома Scène de vie в течение десяти недель держались на верхних строках хит-парада. А ее третья по счету пластинка Je te dis vous получила Бриллиантовый диск (около одного миллиона проданных копий во Франции и более двух миллионов во всем мире). Патрисия Каас стала первой французской певицей, чьи первые три альбома были проданы тиражом более одного миллиона.

На обложке четвертого диска Dans ma chair она предстала в новом образе коротко стриженной блондинки, однако новый имидж не повлиял на масштабный успех пластинки. С тех пор француженка выпустила еще шесть музыкальных дисков и продолжает вести концертную деятельность, которая всегда сопровождается аншлагами.


Личная жизнь

В молодости была влюблена в Бернара Шварца, однако тот не ответил ей взаимностью. Затем у певицы были отношения с собственным менеджером Сирилом Приером и непродолжительный роман с Аленом Делоном. Также она встречалась с бельгийским композитором Филиппом Бергманом.

Интересные факты

Самое близкое существо для певицы - ее собака, болонка Текила

В 2002 году дебютировала как актриса в фильме Клода Лелуша "А теперь… Дамы и господа"

В 2012 году сыграла главную роль в фильме "Убитая" режиссера Тьери Бинисти. Во Франции телепремьеру посмотрело более 5 млн. зрителей

В 2012 году вышла ее автобиографическая книга "Жизнь, рассказанная ею самой: Тень моего голоса"


Дискография

1987 - Mademoiselle chante le blues

1990 - Scène de vie

1993 - Je te dis vous

1997 - Dans ma chair

1999Le mot de passe

2002 - Piano Bar

2003 - Sexe fort

2009 - 19 (The best of)

2012 - Patricia Kaas Chante Piaf


Награды и премии

Victoires de la musique, 1988 год. Победитель в номинации: Открытие года

Victoires de la musique, 1989 год. Победитель в номинации: Самый распродаваемый альбом за рубежом

Goldene Europa, 1990 год. Победитель в номинации: Певица года

Victoires de la musique, 1991 год. Победитель в номинации: Лучшая исполнительница года и самый распродаваемый альбом за рубежом

Муж Патрисии Каас

Личная жизнь Патрисии Каасс ложилась несчастливо, к такому выводу пришла сама певица, вероятно, из-за того, что ей не дано познать радости материнства. Она человек достаточно закрытый, поэтому старается не беседовать на личные темы с журналистами, однако не так давно она написала автобиографическую книгу «Тень моего голоса», в которой излила свою душу.

Сообщение врачей о том, что у нее не может быть детей стало для Патрисии стало настоящим ударом - она выросла в многодетной семье и всегда знала, что самое большое счастье - это дети.

На фото - Патрисия Каас и Ален Делон

Личная жизнь Патрисии Каас в детстве складывалась на удивление удачно, и она до сих пор с теплотой вспоминает семейные праздники, отца, который очень любил петь и скромную маму. Глядя на них у певицы уже давно сложился стереотип счастливой семейной жизни, которую ей самой создать пока так и не удалось, хотя в ее жизни было немало ярких романов.

Первые серьезные отношения у певицы случились с продюсером Сирилом Прийером . Роман Патрисии со знаменитым французским актером и любимцем женщин Аленом Делоном она отрицает, называя их отношения только теплой дружбой. Их близкое знакомство завязалось совершенно неожиданно для певицы - Делон сам позвонил ей и обратился с предложением составить ему пару для того, чтобы пройти по красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля. Ален Делон красиво ухаживал за молодой певицей , дарил ей шикарные букеты роз, назначал романтические свидания и даже публично признавался в любви, поэтому назвать дружбой эти отношения можно только с большой натяжкой.

На фото: певица со своим продюсером Филиппом Бергманом

Серьезным и самым продолжительным романом в личной жизни Патрисии Каас стали отношения с бельгийским композитором Филиппом Бергманом, с которым она прожила в гражданском браке несколько лет. Он многим пожертвовал ради Патриции - Филипп не раздумывая переехал из Бельгии, где он уже был состоявшимся композитором во Францию и стал продюсером Каас. Она собиралась выйти за него замуж, но карьера оказалась для нее важнее, и певица так и не нашла времени на свадьбу. Для нее стало болезненным ударом то, что при разрыве отношений ее бывший возлюбленный заявил свои претензии на ее имущество, которое Каас пришлось отстаивать через суд.

Еще один страстный роман в личной жизни Патрисии Каас, тоже не закончившийся браком, случился у нее с шеф-поваром Янником Аллено, но они не были готовы пожертвовать карьерой ради своей любви, которая со временем остыла.

Патрисия Каас однажды призналась, что уже не верит в большую любовь . К 45 годам легендарная певица так и не познала счастья быть матерью и любимой женой. "Моя мать родила столько же детей, сколько я записала альбомов", — говорит она. Символ французского шарма признается: " Я много пела, много любила, много плакала".

Каас всегда очень осторожно делилась с миром сведениями о своей личной жизни, предпочитая оставаться в тени своего голоса. Так продолжалось вплоть до появления первой и единственной биографии певицы, написанной ею самой. " Тень моего голоса" рассказывает историю жизни француженки с сильным характером и печальным взглядом.

Она стала одной из первых европейских звёзд, давших концерт в перестроечном СССР и по сей день остается символом безупречного вкуса и грации для миллионов россиян. Ею восхищаются, ей поклоняются, о ней говорят. Её называют Мадонной Востока и французской Марлен Дитрих. В разное время у нее были романы с самыми знаменитыми соотечественниками — от Алена Делона до Жерара Депардье.

Фатальное невезение в личной жизни и одиночество — пресловутая цена славы, первые лучи которой в случае Каас совпали с угасанием жизни самого близкого человека — ее мамы. Песню Mademoiselle chante le blues , ставшую визитной карточкой певицы, Патрисия впервые исполнила, уже зная о том, что её мать неизлечимо больна. Она вложила в её исполнение всю свою надежду и любовь, и публика услышала это: песня молниеносно стала хитом. Блеск шоу-бизнеса сменялся серостью больничных стен, но цель была достигнута: мама успела увидеть, как её застенчивая девочка Падди становится звездой.

В этом разделе:
Новости партнеров

Так звезда рассказывает о своей маме: "Маме отдыхать некогда. Она всегда рядом. Мама сама нежность, когда нужно, но и сама суровость, когда мы, дети, ее к этому вынуждаем.

Она разрешает нам не ходить в школу, когда чувствует, что мы слишком устали или совсем не хотим туда идти. Но мама может и очень сильно рассердиться, когда наше поведение ее не устраивает. У нее есть принципы: нельзя лгать, нужно быть справедливым и уважительным.

Если это не так, она кричит. Мы боимся ее гнева из-за высоты издаваемого ею звука и его резкости. Если маму рассердить, то ее голос взмывает ввысь и становится настолько пронзительным, что мы вынуждены затыкать уши.

Мы стараемся ее не сердить, отчасти потому, что великолепно отдаем себе отчет в том, насколько тяжело ей приходится. Она поднимает нас на ноги, имея в своем распоряжении лишь весьма скромный заработок моего отца-шахтера".

Патрисия — седьмой ребенок во франко-немецкой семье, дочь шахтера и домохозяйки из маленького приграничного городка . О ее детстве и юношеских годах писали всякое, говорили о ее трудном детстве, однако в своей биографии певица с теплотой рассказывает о своей большой семье. Чтобы скрыться от горя после смерти матери, Патрисия с головой уходит в творчество, и так она делала всегда — после неудачи или несчастной любви — без остатка отдается сцене.

"Моя семья, мой клан. Я смотрю на них, я горжусь своими братьями и сестрой. Робер, как мужчина с мужчиной, говорит с отцом, на которого он похож. Эгон шутит с Кариной. Раймон и Бруно помогают маме, а Дани забавляется, поднимая мои пепельно-белокурые косы. У шестерых одинаковые голубые глаза, у некоторых они чуть продолговатые. Я последний ребенок. Мне восемь лет. Моей сестре двенадцать, а все остальные намного старше меня.

Я появилась на свет после целой череды братьев. На самом деле, мама хотела девочку. Но родила пятерых мальчишек. А так как она очень жалела о том, что у нее нет дочки, то увеличила число детей до шести, родив Карину. Ей следовало бы на этом остановиться, но на свет неожиданно появилась я, зачатая случайно. Дитя весны, возрождающегося желания, родившееся 5 декабря. Семеро детей, целое племя".

Отрывок из книги Патрисии Каас "Тень моего голоса": "Любимое блюдо папы — улитки под зеленым чесночным соусом. Затем отварные овощи, пускающие веселые пузырьки, и жаркое, король стола. Это главное рождественское блюдо любят все, а вот у кролика или индейки есть свои противники среди нас, детей. При таком количестве ребятишек сложно прийти к согласию по поводу меню. Нас семь, как и гномов, самураев, чудес света, жизней у кошки, дней недели и хрустальных шаров!…

Сначала пять мальчиков и потом две девочки. Сегодня мы все здесь, даже старшие, покинувшие дом — Робер, Раймон и Бруно — пришли со своими женами. Мне нравится, когда в доме много народа, когда мы все собираемся вместе, когда тесная гостиная трещит от движений, смеха, громовых голосов, подогретых спиртным. Мне нравится угадывать, кто пришел, когда звенит звонок. Мне нравится это многолюдье на один вечер, блестящие глаза, улыбающаяся мама, порозовевший папа".

Маленький пыльный городишко Форбак, Лотарингия (почти на границе Франции и Германии). Здесь жил и работал Йозеф Каас. С тех пор как ему исполнилось 14 лет, он каждый день с утра пораньше спускался в шахту для того, чтобы выйти из нее на закате покрытым въедливой угольной пылью. Но ни тяжелый труд, ни нужда не сломили его. Как был Йозеф милым весельчаком и хохмачом, так он им остался. Неудивительно, что у такого рубахи-парня отбоя от поклонниц не было. Редкая девчонка не заглядывалась на его искреннюю улыбку, но он видел перед собой только одну - маленькую немку Ирмгард. С тех пор, как познакомился с ней на одном из народных гуляний, ни о ком больше думать не мог! Это была любовь с первого взгляда. Их брак был плодовит. Один за другим появились шестеро детей. Ирмгард и Йозеф работали не покладая рук, чтобы обеспечить их пропитание. Но, несмотря на бедность (какой достаток может быть у шахтера и домработницы?), семья была крепкой и дружной. Беременная в седьмой раз, Ирмгард загадала: «Родится девочка - назову Патрисией в честь любимой актрисы Грейс Патрисии Келли».

Патрисия появилась на свет 5 декабря 1966 года. Она не повторила путь своей тезки - великой актрисы.

Угловатая, дерзкая, немного неуклюжая Патрисия с детства больше походила на хулиганистого мальчишку. Петь она начала рано. Ирмгард была на седьмом небе от счастья: она точно знала, что Патрисию ждет великое будущее. Наконец-то кто-то из ее семьи вырвется из круга бедности!

О том, что в Форбаке состоится «Общегородской конкурс юных талантов в возрасте от четырех до четырнадцати лет», Ирмгард узнала за несколько недель до самого конкурса. «Такой шанс выпадает нечасто, - лихорадочно думала она. - Патрисия просто обязана выступить». Недели, наполненные репетициями, пролетели незаметно. Вечером перед решающим днем в квартире Каас царила непривычная для такой многолюдной семьи тишина. Все дети притихли, боясь помешать Патрисии. Ее красивый, сильный голос буквально наполнял маленькую квартирку и рвался ввысь, на волю, за пределы тесных комнат. Вся семья была взбудоражена. Одна только Пат сохраняла невозмутимое спокойствие. Перед сном, вглядываясь в тревожное лицо матери, она сказала не по-детски серьезно: «Не волнуйся, мама, ты хотела, чтобы я боролась. И я буду. Все получится!»

На конкурсе выступали дети в белых рюшах и бантах: пели, танцевали, показывали фокусы - одним словом, демонстрировали свои маленькие нехитрые таланты. Ничто не омрачало торжественного спокойствия до тех пор, пока на сцену не вышел номер 11. По залу прошелестел удивленный шепот. В программке черным по белому значилось: № 11, Патрисия Каас, 10 лет. Но вместо малышки в кружевах на сцене, нагло улыбаясь, стоял сущий чертенок в полосатых мужских штанах и гигантской кепке а-ля Гаврош, лихо сдвинутой на левое ухо. Удивление увеличилось, когда чертенок хриплым, чувственным голосом на чистейшем немецком загорланил шлягер «Лили Марлен»! Это был фурор. Допев песню до конца, не обращая внимания на ошарашенную публику, Патрисия бросилась за кулисы, в объятия матери. Слова были излишни, в глазах Ирмгард Пат прочитала восхищение.

Естественно, она победила. Куда тягаться мяукавшим детишкам с голосищем Эдит Пиаф? За конкурсом незамедлительно последовало приглашение спеть на празднике пива. И Патрисия пела. Но первый, такой головокружительный для любого десятилетнего ребенка взлет оказался настоящим провалом для амбициозной Патрисии. Уже под конец праздника Пат поняла, что пьяные любители пива совершенно не обращают внимания на ее песни, их много больше интересовали хмельной напиток и сальные анекдоты. На глазах выступили слезы обиды. Но… она еще целых три года, несмотря на брезгливость, выступала на праздниках пива, народных гуляньях, в ночных кабаре. Семье нужны были деньги, и Патрисия пела. Все меньше и меньше времени оставалось на учебу. С разрешения матери она бросила школу. Так самая младшая в семье, Патрисия, по существу, превратилась в ее главу, стала основным добытчиком и кормильцем. И поверьте, труд этой крохи был не легче труда ее отца-шахтера.

Когда Патрисии исполнилось 13, в Форбак заехала малоизвестная немецкая блюзовая группа. Попав на выступление маленькой Каас, блюзмены буквально ошалели от восторга: вот это голосище, вот это талантище! Продюсер группы без лишних раздумий предложил Патрисии контракт на серию выступлений в клубе «Ромовая река» в городе Саарбрюккене. Амбициозная и трудолюбивая Патрисия давно поняла, что праздники пива - не ее уровень. А «Ромовая река» - трамплин для старта.

Месть гадкого утенка

Лучшие дня

«Ну и дыра!» - подумал Бернар Шварц, оглядывая главную площадь Саарбрюккена. Если б не вынужденная остановка, этот парижский продюсер никогда бы не заехал сюда по собственной воле. Но делать было нечего, и он отправился в ближайшую гостиницу снимать для себя номер на ночь. Комнатушка оказалась под стать городу: такая же убогая. Бросив вещи, продюсер спустился в вестибюль узнать у портье, где можно поужинать и скоротать вечер. Портье сообщил, что самое приличное место в городе - клуб «Ромовая река».

«Ромовая река» совершенно не впечатлила раздраженного продюсера. Он без аппетита доел ужин и уже собрался уходить, как вдруг его ноги подкосились, и он плюхнулся обратно на стул. Нет, не сердечный приступ сразил Шварца наповал! Просто на сцену вышла Патрисия. И эта худющая девчонка, похожая на мальчика, поет песню Лайзы Миннелли не хуже, а может быть, даже лучше самой Лайзы! Невероятно! Первый раз за вечер Бернар поблагодарил судьбу за то, что его занесло в этот Богом забытый город. Вот это удача так удача: последний его проект с треском провалился, а вместе с этим голосистым заморышем он сможет добиться многого.

После выступления Патрисия ушла в гримерку. Ее охватила нестерпимая скука. Указательным пальцем Пат вычерчивала вензеля на пыльном зеркале и вполуха слушала своего ухажера Кристофа. Местный парень, простой работяга, был предан девушке как пес. Он самозабвенно, не замечая того, что Патрисия совершенно не следит за ходом его мыслей, яркими красками расписывал их совместное будущее: «…а когда ты станешь совершеннолетней, ждать уже недолго, мы поженимся, обзаведемся собственным жильем! Правда, здорово? Да, Пат?» Патрисия никогда не собиралась за него замуж. Всегда знала, что достойна большего, а тогда то ли от одиночества, то ли от нечего делать благосклонно принимала его ухаживания. Монолог парня прервал стук в дверь. Прямо с порога Шварц предложил ей вместе покорять Париж. Со свойственной ей прямотой, не обращая внимания на полные страха глаза Кристофа, девушка согласилась.

Но путь к звездам, как всем известно, лежит через тернии. Первый сингл Патрисии «Ревнивая», вышедший не без помощи Жерара Депардье, особого успеха не принес. 19-летняя Патрисия продолжала прозябать в безызвестности. «Ничего, крошка, - утешал ее Бернар. - С голосом, как у Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, не пропадешь. Просто тебе нужен хит!» - «Перестань сравнивать меня с ними! - В голосе Пат послышались злобные нотки. - Я ничуть не хуже этих двух. Я докажу и тебе, и всем остальным!»

И она доказала. Толчком, как ни страшно это звучит, стало ужасное событие - смерть матери, самого близкого и родного человека. В начале своей творческой деятельности Патрисия часто думала: «Мама будет рада. Она станет мною гордиться. Это ей понравится». А когда Ирмгард не стало, Патрисия начала работать с удвоенной энергией, помня о желании матери видеть дочь, озаренную славой. Сингл «Мадемуазель поет блюз» увидел свет сразу после смерти Ирмгард, и уже через полгода пресса взахлеб писала о новой звезде французского шансона - великолепной Патрисии Каас.

5 декабря, в день своего совершеннолетия, Патрисия вышла на сцену «Олимпии», самого знаменитого зала Франции. Секунда тишины… И на Пат обрушился грохот тридцати тысяч рукоплещущих ладоней. Ради этого она жила, ради этого ублажала своим чудным голосом пьяных бюргеров, ради этого бросила школу.

Допев последнюю песню, поклонившись в миллионный раз и поймав сотый букет, Патрисия бросилась за кулисы: «Бернар! Где он?! Я скажу ему все!» - крутилось у нее в голове. Уже давно она поняла, что любит его. Без сомнения, он и есть мужчина ее мечты. Он сделал из нее певицу, был рядом на протяжении долгих лет, после смерти матери стал самым близким и родным человеком. Сегодня, в день успеха, настал подходящий момент, чтобы открыть ему свои чувства. С трудом преодолев толпу обнимающих и поздравляющих ее людей, Патрисия повисла на шее Бернара и долго страстно шептала ему в ухо: «Я люблю тебя! Я люблю тебя! Я люблю тебя!» Ответ любимого мужчины спустил ее с небес на грешную землю. Ласково отстранив Патрисию, Бернар чмокнул ее в щеку со словами: «Молодец, поздравляю. Вы тут празднуйте, а я домой. Жена заждалась: младший сынишка неважно себя чувствует».

…Мотоцикл летел по ночному Парижу с головокружительной скоростью. Пат, вцепившись в спину верного Кристофа, с наслаждением вдыхала колючий воздух. «Быстрей! Еще быстрей!» - подгоняла она, словно могла убежать от своего унижения, словно встречный ветер мог прогнать из ее головы воспоминания о том, как любимый мужчина отказал ей. Не жалея сил, Кристоф жал на газ. Стрелка спидометра зашкаливала, мотоцикл перестал слушаться, они перевернулись на пустынной дороге. Кристоф сильно разбился, Патрисия же отделалась переломом носа. Пережив пластическую операцию, Каас вышла из больницы совсем другим человеком.

Она расторгла контракт с Бернаром. Он пытался образумить ее. Ему пришлось пройти через суд в попытке отстоять свое имя и деньги, вложенные в певицу, но Шварц разорился и был вынужден сменить профессию. Так Патрисия отомстила ему за неразделенную любовь! С тех пор она решила для себя, что главное в жизни - это карьера. Печальный опыт отбил у нее охоту влюбляться.

Она приобрела роскошные апартаменты в Сен-Жермен-де-Пре - районе парижской элиты. И резко изменилась внешне: из угловатого подростка превратилась в сексуальную женщину. Теперь вместо гадкого утенка на сцену выходила томная пантера, при виде которой у мужчин захватывало дух.

Ее карьера достигла зенита, ее знали и любили миллионы: слава королевы французского шансона гремела далеко за пределами Франции. Все ее диски становились платиновыми. Разве не к этому она стремилась с самого детства? Но почему тогда такая печаль в глазах и страх перед возвращением из очередного тура в шикарную, но пустую квартиру, где ее никто не ждет?

Ален Делон

Весь Париж с утра до вечера пел дифирамбы Патрисии Каас: «Находка! Талант! Чудо!» Мсье Делон отложил в сторону утренний номер «Фигаро» с очередной одой в адрес новоиспеченной певицы. «Интересно, что они все в ней находят? - задумался он. - Неужели так хороша? Надо бы посмотреть».

Результат превзошел все ожидания. Когда под первые аккорды «Мадемуазель поет блюз» прожектор очертил на сцене фигуру Патрисии, Ален Делон, красавец мужчина, гроза и любовь всех женщин, разинул рот. Мсье Делон поймал себя на мысли, что уже давно ни одна женщина не вызывала у него такого сладкого головокружения.

Немного позже, когда он красивым жестом положил к ногам мадемуазель Каас букет роз, ему с трудом удалось выдавить из себя: «Поужинаем вместе?» В ресторане Патрисию словно парализовало. Она не понимала, что происходит вокруг. Приносили какие-то блюда, и она ела, не чувствуя вкуса. Пила какое-то дорогое розовое вино, как пиво, большими глотками. И разбила почти полную бутылку, случайно смахнув ее со стола.

Патрисия не обольщалась на свой счет. Она не могла поверить, что такой мужчина, как Делон, способен привязаться к такой женщине, как она. Пат не строила планов, она просто наслаждалась моментом и на все вопросы отмахивалась: «Просто ему интересно со мной общаться». Но тем не менее их роман продолжался. Наверное, он мог длиться и по сей день, если бы не сумасбродство влюбленного Делона. А он действительно любил свою «мадемуазель блюз», причем так страстно и сильно, что был готов на любой безумный поступок, лишь бы доказать свои чувства не верящей в любовь Патрисии.

В декабре 1990 года французы выбрали Каас «Голосом года», в честь чего по одному из центральных каналов транслировалась целая передача, посвященная певице, - «Вечер Патрисии Каас». Ален Делон вызвался быть добровольным ведущим. Но вместо того, чтобы по сценарию объявить выход королевы шансона, он прокричал в микрофон: «Сейчас вы увидите мадемуазель Каас. Это божественно красивая женщина и великая певица. Я люблю ее!»

Светский Париж был в шоке! Какое откровенное бесстыдство! Ведь Делона ждала дома беременная подружка - голландская манекенщица Розали.

Патрисия испугалась, что связь с Делоном на глазах у злоязычной прессы нанесет непоправимый урон ее карьере. Она стала отказывать ему во встречах, отсылала обратно букеты, не отвечала на звонки. И вскоре представила на суд публики полный откровения диск «Я называю тебя на вы…». Разлука была тяжелой для обоих. Патрисия вновь осталась одна.

Почти семья

Ее карьера продолжала лететь ввысь бешеными темпами, а одиночество и грусть в глазах работали на имидж загадочной женщины. Три концерта в зале «Зенит», по сути, совпали с пиком славы певицы. На разогрев публики Патрисии посоветовали пригласить талантливого бельгийского композитора Филиппа Бергмана. И иностранная звезда немедленно была выписана из Брюсселя.

Перед концертом Пат курила, вглядываясь в свое отражение в зеркале. За спиной послышались шаги, рядом со своим отражением Патрисия увидела широко улыбающееся мужское лицо. Она вздрогнула и резко повернулась к незнакомцу: «Вы кто? Что вам надо?» «Филипп Бергман. Приятно познакомиться». Минуту они молча смотрели друг на друга, глаза в глаза. А потом, не сговариваясь, расхохотались. «Давайте погуляем после концерта. Я заберу вас!» - прокричал Филипп, убегая на сцену. Это было так неожиданно, что Патрисия даже не успела кивнуть в ответ.

Две сказочные недели пролетели как один день. Они гуляли в Булонском лесу, ни на секунду не расцепляя рук, бродили по Монмартру, пили кофе в маленьких кафешках на окраинах Парижа, ходили в кино, покупали билеты в последний ряд и целовались, целовались, целовались. А потом Филипп улетел на родину. Улетел для того, чтобы вернуться. Уже навсегда.

Он один понимал, что за холодным взглядом этой железной женщины - страдание по-настоящему одинокого человека. Он был всегда рядом, он посвятил свою жизнь ей, ее расписанию, ее образу жизни, он заменил ей даже мать. Раньше Пат кидалась за кулисы в объятия Ирмгард, теперь ее ждали сильные руки Филиппа. Они были неразлучны.

Филипп любил ее всем сердцем, мечтал иметь детей, дом и семью. Но Патрисию одолевали другие мечты. Шесть лет Филипп уговаривал любимую родить ребенка. Но мысль о прерванной концертной деятельности приводила ее в ужас. А Бергман устал от встреч между гастролями… Он стал первым мужчиной, который бросил Патрисию. «Эта женщина - из кремня. Она одержима карьерой», - сказал он в одном интервью.

Патрисия кричала в спину уходящему Бергману: «Я буду петь! Всегда! Чего бы мне это ни стоило!».

А может, зря…

А может, зря она тогда дала уйти Филиппу? А может, зря она всю свою жизнь посвятила карьере? А может, слава, известность, признание - это все пустое и преходящее по сравнению с любовью, верностью, семьей?

Сегодня Патрисии 40. Ее до сих пор помнят и любят, но никогда больше ей не повторить феерического успеха 90-х годов. И даже съемки в картине Клода Лелуша «А теперь… дамы и господа» не вернули ей былого успеха.

Она завела интрижку с партнером по картине Джереми Айронсом, но дальше поцелуев на глазах у папарацци они не продвинулись. Ясное дело, ведь у Айронса в отличие от Каас крепкая семья: жена и двое детей. Разве кому-то захочется рисковать своим счастьем из - за женщины, готовой ради карьеры отказаться от всего, в том числе и от настоящего чувства?

Она обрекла себя на одиночество, от которого невозможно избавиться. Говорят, ей хочется иногда вернуть прошлое: большую дружную семью, времена, когда она была еще бедной и никому не известной. Но любимой!

Она до сих пор, как в детстве, грызет ногти и каждую ночь засыпает в обнимку с плюшевым мишкой, тем самым, которого подарила ей мама перед смертью. Ей хочется завести детей! Но… вместо этого она по всему свету таскает с собой избалованную собачку Текилу, ухаживая за ней, как мать за ребенком. «Почему за успех так дорого надо платить?» - читают многие в ее грустных глазах.

=
Hanna Dumaine 01.10.2006 12:33:10

С едьмой ребенок в семье. Патрисия росла в окружении пяти старших братьев и сестры. Детство она провела в маленьком шахтерском городке в Лотарингии, на границе с Германией. Мать — Ирмгард, немка, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Отец, Жозеф, работал в шахте и старался обеспечивать семью всем необходимым. Зажиточными Каасы не были никогда, но и не бедствовали.

В 13 лет к малышке Патрисии пришел первый успех – она победила на городском конкурсе юных талантов. Когда на сцене появилась белокурая миниатюрная девчушка, одетая в штаны старшего брата и смешной кепарь, жюри пришло в недоумение. А когда это ангелоподобное создание запело недетским хрипловатым голосом знаменитую «Лили Марлен» из репертуара Марлен Дитрих, зал слушал, не шелохнувшись.

200 марок. Таков был первый гонорар Патрисии за одно выступление, когда она подписала контракт с клубом-кабаре Rumpelkammer в в немецком городе Саарбрюккен. Каждую субботу на протяжении нескольких лет Патрисия выступала там под псевдонимом «Pady Pax». Денежки оказались хорошим подспорьем для семейного бюджета. Конечно, родители переживали за свою малютку: как бы ее кто не обидел? В таких заведениях публика собиралась не самая вежливая. Но, во-первых, субтильная мадмуазель за словом в карман не лезла, любого могла поставить на место, как по-французски, так и по-немецки. А во-вторых, за ее безопасность отвечали пятеро взрослых братьев.


Патрисия Каас (1990). Фото: East News

5 лет продолжались ночные выступления будущей мировой знаменитости перед завсегдатаями клубов, пока на пороге одного из заведений не появился Бернар Шварц. Горе-импресарио из Парижа не мог похвастаться карьерой, однако не терял надежды найти новую «Эдит Пиаф». Знакомство с ним сразу убедило Патрисию, что она, наконец, вытащила свой счастливый билет. А вот Бернар так не думал: у певицы были слишком тонкие ноги, перебитый в автомобильной аварии нос, а ее французский страдал неприятным немецким акцентом. Но амбиций барышне оказалось не занимать. «Когда я пою, все в мужики в зале мои», — выпалила Патрисия, когда почувствовала, что месье Шварц не горит желанием оставлять ее в Париже. И он ей поверил. На протяжении следующих нескольких лет их будут связывать не только профессиональные, но и личные отношения. Бернара Патрисия вычеркнет из списка близких людей, после того как поймет: он готов делить с ней успех и деньги, но не жизнь. А Каас-то была уверена, что они поженятся, и нежелание Бернара разводится с женой, восприняла как личную обиду.

Два великих актера Франции сыграли в жизни Патрисии определенную роль. Правда, каждый в определенное время. Жерара Депардье она называет своим первым продюсером. Бернар Шварц по понятным причинам – не в счет. В 1985 году Депардье вложил деньги в запись ее первой песни «Ревнивая», претендующей на серьезный успех у публики. Автором стихов стала Элизабет Депардье, жена артиста. Несмотря на то, что сингл провалился, очередной шаг к успеху был сделан. Свою лепту в раскрутку начинающей звезды внес и Аллен Делон. Об их романе судачила вся Франция и не только. В 1991 году самый красивый (когда-то) мужчина страны публично признался Патрисии в своих чувствах после ее выступления, положив к ногам Каас роскошный букет цветов. Аллен и Патрисия везде появлялись вместе, и их недвусмысленное поведение лишь подогревало слухи. Позже стало очевидно, что эти отношения были лишь грамотно спланированным pr-ходом. Делон нуждался во внимании публики, которая уже охладевала к стареющей звезде, а Патрисия, благодаря этому «роману» стала вхожей в круг самых знаменитых французских артистов.

Шесть лет длился самый стабильный роман Кааас с бельгийским музыкантом Филиппом Бергманом. Они познакомились в 1993 году. Через три недели он уже переехал к ней в Париж и стал для Патрисии всем – автором песен, аранжировщиком, пресс-аташе, сопровождал в турне, поддерживал в горе и радости. Филипп сделал ей предложение, но услышал в ответ: «Давай вернемся к этому разговору позже». Он так и не дождался продолжения разговора. В 2000 году они расстались. А Патрисия заявила, что больше не верит в вечную любовь.


Евровидение 2009, финал Москва. Фото: Global Look Press

20 000 000 евро. Столько стоили съемки фильма «А теперь, дамы и господа…», где Патрисия сыграла одну из главных ролей. У нее уже были попытки попробовать себя в кинематографе. Так, в начале 90-х, американский режиссер Стенли Донен предложил ей роль Марлен Дитрих в биографической ленте о жизни великой дивы. Но тогда на проект не смогли найти деньги. В 2002 году знаменитый Клод Лелюш, снявший «Мужчину и женщину», специально для Патрисии написал сценарий и пообещал привлечь к работе суперпопулярного тогда Джона Малковича. В результате его роль сыграл Джереми Айронс, сценарий оказался слабым, мастерство Лелюша не спасло положение. Картина провалилась в прокате.

8 место заняла Патрисия на «Евровидении» в 2009 году в Москве. Сначала она категорически отказалась представлять Францию на этом конкурсе. Дело в том, что финал был запланирован на 16 мая, а в этот день Каас не поет никогда в память о маме: Ирмгард не стало 16 мая 1989 года. Но руководство французского канала France 2 приложило немало усилий, чтобы уговорить Каас приехать в Москву.

Сумасшедшая слава Патрисии Каас осталась в прошлом. Она больше не поет в «Олимпии», не собирает многотысячные залы, работе во Франции предпочитает заграничные турне. По-прежнему одинока. Но к своему юбилею впервые за последние 13 лет подготовила новый альбом – десятый, по счету, который назвала просто «Patricia Kaas».