Помещики в литературе. Образы помещиков в произведении «Мертвые души» сочинение

Герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров живет не в городе, как Фамусов, а в своем имении и, следовательно, имеет непосредственную власть над десятками или даже сотнями людей. Он даже не помещик, он настоящий «русский барин». Он ни во что не ставит даже тех, кто ему не принадлежит, и считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так распоряжается Троекуров и своей дочерью. Он не удостаивает девушку отеческой любви, она для него собственность, а владение, власть для Кирилы Петровича заключается в возможности запретить, наказать, выставить кого-нибудь на посмешище.

Троекуров очень ограничен, его интересы сводятся к обжорству и изобретению новых варварских забав. Он, выращивая медвежат для своих жестоких развлечений, сам стравливает их с кошками и собаками! Такова его жизнь. В начале повести есть у Троекурова положительные черты: он уважает старого товарища Дубровского. Но тем отвратительнее проявляется сущность Кирилы Петровича в последующей травле бывшего друга. Следует отметить, что А. С. Пушкин изобразил народ, окружающий барина, не просто послушным, а именно потакающим его прихотям. Вспомните, как мужики Троекурова рубят лес в соседних имениях и оскорбляют людей, более бедных, чем хозяин, надеясь на его заступничество. Все провинциальное общество, окружающее Троекурова, пытается подражать его безнравственным поступкам. Люди сами создают тиранов, так и был сотворен Троекуров.

Лишь старый, а затем и молодой Дубровские держали себя с ним достойно. Они тоже помещики, но, в отличие от Кирилы Петровича и его «друзей», не сделали деньги своим кумиром. Однако автор заставил их проиграть в этой борьбе. Общество, как показал А. С. Пушкин, безнадежно погрязло в стяжательстве, и поэтому стало возможным появление таких чудовищ, как Троекуров.

Более мягко рисует А. С. Пушкин помещичье семейство Лариных в романе «Евгений Онегин»:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили русские качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

Жизнь Лариных размеренна и однообразна, они придерживаются старинных обычаев, чтут людей «по чинам», как и Фамусов. Мать Татьяны нашла себя, свое призвание в «бритье лбов», битье служанок, домашней бухгалтерии и солении грибов на зиму. Ларины — поместные дворяне, жизнь их обыденна, мало дурного они натворили, но и ничем хорошим не отличились.

Самым, пожалуй, крупным знатоком помещичьей психологии в литературе первой половины девятнадцатого века был Н. В. Гоголь. В одной только поэме «Мертвые души» представлена целая галерея портретов.

Манилов бесхозяйственен, рассеян, не способен мыслить и замечать что-либо вокруг. Его крестьяне столь же небрежны, ленивы и лживы, как и он сам. И живет он в обстановке полной небрежности: читает книгу уже не один год на одной и той же странице, мебель, привезенная много лет назад, стоит все еще в чехлах. На столе рядом с дорогим канделябром — кривой подсвечник. Трудно себе представить такого человека в действительности, в образе Манилова преувеличена намеренно одна из черт, присущая определенному типу людей.

Коробочка — накопительница, даже имя ее напоминает ту самую кубышку, куда деньги прячут. Дом ее похож на комод, дышащий темнотой, старостью (но не ветхостью) и громоздкостью. Хозяйство далеко не в упадке, во всем видна рука хозяйки, женщины аккуратной, осторожной, расчетливой. Мысль ее направлена на деньги, хозяйство. В этом она уже не проиграет. Крепко и положение крестьян Коробочки: ворота нигде не косились, крыши были перекрыты, в сараях стояли новые телеги.

Ноздрев — кутила, враль, хам, игрок по натуре. Он и «русака за задние ноги поймал», и кобылу за десять тысяч купил. Врет он, божась, что говорит правду, но на деле его не заботит даже, верит ему кто-нибудь или нет. Живет, играет он с азартом, будь-то карты, драка или продажа мертвых душ. Чего только не предлагал Ноздрев купить Чичикову впридачу к ним! Неважно, что продать или обменять, главное — продать. Притом жульничает Ноздрев постоянно. Просто так, без цели, в азарте. Даже повар Ноздрева жульничает: нигде не угощали Чичикова обедом, приготовленным столь небрежно.

Главная черта Собакевича — стремление к прочности: все вещи, по его мнению, должны отвечать своему назначению, эстетика для него не важна. И сам Михайло Семенович не отличается приятной внешностью, и мебель его медведеподобна. Удивительно, как только Н. В. Гоголь дал ему отчество «Семенович, а не «Потапович»! В суждениях Собакевич категоричен, каждый в его глазах мошенник. Отдельно следует сказать о кухне в его доме. Такое разнообразие и количество блюд даже представить себе трудно. Собакевич — единственный из всех помещиков, кто ценит своих крестьян, а также понимает, что дело с покупкой мертвых душ обстоит нечисто. Он не привык верить на слово людям: просит у Чичикова задаток.

Самое глубокое дно, на которое способен упасть человек, олицетворяет в поэме Плюшкин. Потрясает беспорядок и бесхозяйственность в его доме в сравнении с жаждой к стяжательству. Он ворует у собственных крестьян и складывает «добро» в кучи. Он сам погубил свою семью и самое доброе начало в душе. Мелочность и никчемность интересов Плюшкина показывает то, что именно у него купил Чичиков души наиболее дешево. Образ Плюшкина гиперболизирован в своей мании к бесцельному собирательству.

Писатели по-разному видят и изображают русского помещика, но во всех произведениях помещики близки в своих наклонностях к русскому народу в целом. Они часть этого народа, и только в среде его могли сформироваться самые негативные качества помещиков: лень, пьянство, тирания, невежество, глупость, чинопоклонство. В литературе первой половины девятнадцатого века изображены два основных типа помещиков: скупердяи в той или иной мере и кутилы. Основной предмет, определяющий их характер в ту или иную сторону, — деньги. Единственный достойный уважения помещик — Дубровский — беден. Внешняя обстановка жизни помещика, его люди полностью соответствуют сущности хозяина. Народ, таким образом, сам предопределяет свою судьбу, коснея вслед за барином.

Русское дворянство помещик в литературе первой половины XIX века

Другие сочинения по теме:

  1. «Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего...
  2. К началу ХХ века США становятся самой богатой страной капиталистического мира. Особенности исторического развития Америки, наличие «свободных земель» на Западе,...
  3. Французский роман первой половины XVIII в. стал важной частью идейного движения и литературного процесса эпохи Просвещения, он был органически связан...
  4. В тридцатые годы контраст между бюрократическим, циничным, гоняющимся за удовольствиями, мишурным Петербургом и молодой, идеалистической, вдохновенно философствующей Москвой был разительным....
  5. В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин «постмодернизм», объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности...
  6. Цель: углубить и обобщить знание учеников об изученных произведениях и их авторах; с целью контроля и коррекции проверить знания и...
  7. Литературная жизнь в XVIII веке вовсе не била ключом, и ее нельзя расценивать по нормам эпохи Белинского, Чернышевского или символистов....
  8. В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных...
  9. Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты классицистических и сентименталистских пьес, так и сценическое искусство актеров романтической школы сохранило...
  10. Ценные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об «органической...
  11. XVII век — особенно вторая его половина — в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат...
  12. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность...
  13. Славянофилы в своих литературных вкусах и построениях были консервативными романтиками и убежденными противниками критического реализма. Новые противники реализма прошли искусы...
  14. 17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это...
  15. Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века продолжала развиваться в русле эстетики, хотя в это время вычерчивался поворот «от...
  16. Новыми литературными интересами была вызвана организация новых литературных обществ. Еще в самый разгар деятельности «Арзамаса», в 1816 г., по инициативе...
  17. ХІХ столетие, еще на самому его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал «железным», а тем, кому довелось тогда жить,...
  18. Борьба различных направлений внутри рабочего движения, обусловленная наступлением империализма, имела свои последствия для искусства и культурной политики. Немецкая социал-демократия претендовала...

В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других.

В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – самая яркая отрицательная фигура среди названных героев. Не случайно Н. В. Гоголь с горечью восклицает: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти

человек! мог так измениться!” Разве эти слова не подходят для характеристики героини пьесы Д. И. Фонвизина “Недоросль” крепостницы Простаковой?! Та же мелочность, гадость и подлость!

Ярким контрастом этим помещикам выступает герой романа Л. Н. Толстого Н. А. Болконский, отличный хозяин и прекрасный отец. Князь презирал праздный образ жизни, а потому “постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении”. Старый князь Болконский - расчетливый хозяин. Все дела он “делал обдуманно, неторопливо и в высочайшей степени аккуратно”. Несомненно, этот образ, нарисованный великим мастером,- пример для подражания.

Таким образом, могу сделать вывод, что провинциальное дворянство представлено в произведениях русской классики разнопланово и не все его представители похожи на героя Н. В. Гоголя.


Другие работы по этой теме:

  1. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в шта­нах”? В качестве...
  2. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с пове­стью Н. В. Гоголя? Как...
  3. В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие...
  4. В каких произведениях русской литературы вы встречались с обра­зом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного...
  5. Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну...
  6. В каких произведениях русской литературы созданы образы историче­ских деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реаль­ных исторических лиц? В качестве...
  7. Подумайте, в каких произведениях русской литературы ге­рои попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоста­вить с Печориным? В этом отрывке представлена...

Сочинение – Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 1)

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой не только описание быта и жизненного уклада русского народа в девятнадцатом веке, писатель в сатирической манере сумел показать самые страшные человеческие пороки . По сюжету произведения главный герой Павел Иванович Чичиков сталкивается с ними на протяжении всего своего путешествия. Автор наглядно показывает нам насколько корыстными, жадными, жестокими и пустыми могут быть люди – образы помещиков маленького городка ярко это иллюстрируют.

Корысть и жадность

Путь Чичикова начинается со встречи с Маниловым. На первый взгляд кажется, что честнее, правильнее, добрее, заботливее и милее человека не найти. Но, как часто бывает, первое впечатление очень обманчивое. Манилов нисколько не беспокоится о своих родных, а крепостные его вообще не интересуют. Очень глупый, ленивый, пустой человек. Его внимательность и доброту можно взять в кавычки. Чичиков быстро обнаруживает эти человеческие пороки Манилова и понимает, что для этого беспечного человека главное только собственный комфорт.

Помещица Коробочка после Манилова представилась Чичикову абсолютно другим человеком. Она очень хозяйственная и жадноватая, ее жизнь ограничивается бытовыми заботами, все на счету, никакой расточительности. Несмотря на это у помещицы есть и положительные качества – доброта и трудолюбие, но сильная ограниченность интересов женщины делает ее очень глупой. Даже продавая мертвые души она очень неохотно соглашается на это из-за своей жадности, говорит: «…я лучше маненько повременю…».

Жестокость и праздность

Еще более неприятными Н.В. Гоголь сделал образы других героев поэмы – это Ноздрев и Собакевич. Первый – совершенно пустой человек, его жизнь состоит из постоянных гуляний, пьянок и развлечений. Свои деньги Ноздрев тратит только на развлечения и сомнительные компании. Собакевич полная противоположность Ноздреву, его практичность граничит с мелочностью. Хитрый и жестокий, доверяет только себе и заботится только о своих деньгах.

Самая «мертвая» душа

Объединить все человеческие пороки в «Мертвых душах» Гоголь сумел в образе Плюшкина. Его скупость граничит с абсурдом: помещик хранит продукты, которые гниют, в доме полно дорогих вещей, они со временем портятся. Вокруг грязь и пыль, он сторонится собственных детей, собирает ненужные вещи.

Через созданные образы помещиков автор сумел идеально показать то, что творилось в то время в России. Человеческие пороки изображены очень ярко и наглядно, заставляя каждого читателя невольно заглянуть к себе в душу и увидеть то, что окружающие могут и не заметить.

Сочинение – Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 2)

Николай Васильевич Гоголь является великим писателем, который в своих произведениях поднимает важные социальные темы. Так в поэме «Мертвые души» не только в мельчайших деталях описывает быт того времени, но характеристику помещиков, их пороки и недостатки. В центре повествования показан провинциальный город. Там Павел Чичиков имеет дело в разными помещиками.

Противоположные образы

Сначала главный герой знакомится с Маниловым. Он достаточно заботливый, честный и правильный. Помещик создает впечатление хорошего человека. Но не нужно верить первому впечатлению. Манилов только прикрывается маской благочестия. Этот человек настоящий эгоист, которого заботит только собственное благополучие. Он вынужден демонстрировать доброту, чтобы получить благосклонность в этом мире.

Противоположность Манилову является секретарша Коробочка. Она обладает другим набором качеств. Она заботиться только о хозяйстве. Она не транжира, в отличие от помещика. Коробочку можно назвать хорошей женщиной с добрым сердцем. Но она ничем практически не интересуется, у нее нет занятия для души. Женщина все время пытается сэкономить. Даже при продаже мертвых душ она временит, демонстрирую жадность.

Павлу Чичикову приходится иметь дело с неприятными личностями. К ним смело можно отнести Собакевича. Этот человек испытывает недоверие ко всему миру. Он жестокий и мелочный. Сам Чичиков сравнивает его с медведем средней величины. Другим неприятным типом выступает Ноздрев. Свое состояние мужчина тратит на развлечения. Он путается с сомнительными компания. Они состоят из пьяниц, картежников и прочих асоциальных личностей.

Наиболее интересной личностью является Плюшкин. Внешность помещика достаточно несуразная. Он вмещает в себе черты и женщины, и мужчины. Поместье Плюшкина тонет в разрухе. Вокруг царит грязь и пыль. Из своего дома он сделал свалку. Мужчина собирал всякий хлам. Он старается не общаться с близкими людьми, избегает детей.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» лучше всего характеризуют состояние России в то время. Через описанные пороки автор пытается направить человека на истинный путь.

Другие интересные темы сочинений

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

Павел Иванович! - вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Показать текст целиком

Многие авторы любили изображать провинциальных помещиков. В поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Манилов - один из их представителей. Он мягкий, добрый человек, но вместе с этим в его характере "чересчур было передано сахару", что в итоге абсолютно непонятно, с кем имеешь дело.

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" также есть образ провинциального помещика - Николай Кирсанов. Он, как и гоголевский персонаж, ласков и добр: называет сына Аркашей, а на его новое преображение говорит: "Пилюля горька, а проглотить ее нужно". Но несмотря на