Пошаговое рисование лица девушки. Как нарисовать лицо человека

В сегодняшнем уроке мы будем учиться рисовать лицо человека. Разберем все важные элементы лица, такие как глаза, нос, рот, освещение и передачу психологического состояния человека через рисунок.

Этот урок как раз подойдет тем, кто хочет научиться рисовать крутые портреты.

Как поэтапно нарисовать лицо

Для начала обобщенно разберем рисование человека, а затем более подробно пробежимся по пунктам.

1 этап
Изображать голову мы будем в пол-оборота, поэтому рисуем овал с уже намеченным ухом. Делим его по вертикали мысленно пополам, представляя где будет центр головы. Также, горизонтальными линиями обозначаем места где будет линия роста волос, глаз, носа и рта.

Это вспомогательные линии, поэтому сильно нажимать на карандаш не стоит.

2 этап
Второй шаг очень важен для нас, на нем мы изобразим все черты лица легким нажатием на карандаш. Так как этот урок для продвинутых художников, останавливаться на каждом элементе мы не будем.

3 этап
Так как наш рисунок будет со светотенью, то пора начать с ней работать.

Очень важный совет, о котором многие не знают:
Чтобы проще было изображать светотень, вам необходимо поделить лицо на плоскости. Таким образом, вы сами будете лучше понимать где должна быть тень, а где её не должно быть.

Этот способ чуть лучше, чем мазня карандашом по ровному лицу.

4 этап
Теперь пришло время накладывать тени.

Лайфхак по рисованию теней:
Чтобы было проще изображать тень, вам нужно прищурить глаза, чтобы вы могли различать лишь два тона, темный и светлый. После того как обозначите общую тень, необходимо детализировать её на более темные и более светлые участки. Делать это нужно уже с хорошо открытыми глазами.

5 этап
На пятом шаге продолжаем работать карандашом над светотенью. Обозначаем темные места темнее, а светлые места светлее. Делаем более частые штрихи, чем на предыдущем шаге.

6 этап
В любом случае, в рисунке невозможно передать все черты лица и тона тени человека, поэтому не нужно переусердствовать с этим. Дорабатываем светотень и наш портрет готов!

Теперь пришло время более подробно пройтись по элементам портрета.

1. Свет

В идеале, если вы работаете с натурой, свет должен быть не слишком ярким и падать на голову человека немного сверху. Из-за этого свет будет падать так, что вам будет проще изобразить основные черты человека.

Если источник света будет слишком ярким, то нашей натуре придется морщить глаза и неестественно напрягать некоторые мышцы, этого нам не надо, поэтому следите за источником света.

2. Голова

Рисование происходит от общего к частному. То есть, мы намечаем основу, а затем детализируем её.

Внимательно изучите характерные формы человека, которого вы рисуете. Даже если вы рисуете с картинки, вы всё равно должны внимательно её изучить.

Даже если вы сделаете красивый нос. глаза или рот, но общие формы головы не будут соответствовать действительности, то работу можно будет считать неудачной.

Как только вы проанализировали общие черты лица, пришло время анализировать мелкие элементы: глаза, уши, нос и рот.

3. Глаза

Глаза — это очень важный элемент. Они передают характер, эмоции, физическое и психологическое состояние в целом. Постарайтесь нарисовать их нужных размером и в нужном месте.

Также важно, чтобы зрачку смотрели точно в одном направлении, иначе вы не сможете передать свойства, описанные выше.

Не стоит забывать и про брови. Они очень хорошо показывают, когда кто-то сердится или грустит. У женщин обычно длинные ресницы, но тонкие брови. У мужчин же бывает по-разному.

При рисовании пожилых людей стоит обратить особое внимание на морщины вокруг глаз.

4. Уши

Уши рисуются практически одинаково. Это не самая важная часть, но тем не менее…
Изображаются они обычно на одной прямой с носом.

Пара важных моментов:
У ребенка необходимо изображать достаточно большие уши.
А у пожилых людей необходимо рисовать уделенные уши.

5. Нос

Нарисовать его не так просто как кажется, это достаточно сложная в изображении часть лица. Сложность также состоит в том, что у людей разные носы. Научившись мастерски рисовать один тип, вы, возможно, не сможете также мастерски нарисовать другой тип.

Сложность состоит еще и в том, что от носа падает большая тень, которую нужно как-то изобразить. Рисуется он обычно в виде пирамидки.

6. Рот

Губы или рот тоже очень выразительная часть, не смотря на то, что рисуются они практически одинаково. В зависимости от пола и рассы, губы могут быть тонкими или более толстыми.

Верхняя и нижняя губа может быть примерно одинаковых размеров. Также, возможно, что нижняя губа будет больше верхней и наоборот.

Важное заключение

Если вы хотите научиться рисовать красивые лицо человека и у вас не получается рисование какой-то одной части, то не стоит зацикливаться на постоянном рисовании одной и той же части.

Не нужно тратить сотни листов на одни губы. Старайтесь почаще рисовать лицо в целом и постепенно вы научитесь рисовать губы и, при этом, улучшите навык рисования в целом.

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

После прочтения данной статья Вы сможете попробовать себя в роли художника и нарисовать портрет мамы, отца или любого другого человека.

Иногда сидя дома просто не знаешь, чем заняться. Начинаешь понемногу рисовать цветочки карандашом, но ведь хочется изобразить что-то более серьезное, например, портрет. Но как это сделать? Как научиться правильно рисовать?

Многие художники разнообразных эпох каждый раз упражняясь в искусстве рисования смогли достичь невероятного мастерства. Наша с Вами задача – изучить главные принципы рисования, чтобы научиться рисовать портрет человека при помощи карандаша и красок. Конечно, нельзя утверждать, что это очень тяжело. Но если Вы не будете знать основ, то у Вас не получится нарисовать красивый портрет.

Для начала Вам стоит узнать, какие именно портреты человека существуют. Каждый из нас считает портрет изображением лица человека. Но так ли оно на самом деле? В природе есть разнообразные типы портретов:

  • Портрет оплечный. Тут изображается только голова.
  • Портрет погрудный. В этом случае рисуется человек по грудь.
  • Портрет поясной. На нем показано изображение человека начиная с головы и до пояса.
  • Портрет поколенный. На таком портрете человеческое тело изображено с головы до колен.
  • Портрет в полный рост.

Также портреты можно разделить и на такие категории:

  • Портрет профиля.
  • Портрет анфаса.
  • Портрет полуоборота.


В выполнении каждого из этих видов нужно учесть некоторые нюансы. Но, а самое главное, Вам необходимо изучить тщательно анатомию человека. В противном случае Вам не удастся правильно изобразить пропорции человеческого тела.

Если Вы начинающий художник, тогда Вам для начала необходимо попробовать изобразить портрет женщины или мужчины сбоку. После того, как Вы освоите данную технику, можете приступать к более сложным, например, нарисовать лицо анфас.

Как правильно нарисовать портрет человека карандашом: подробное объяснение для детей и начинающих?

Возможно, Вы удивитесь, но многие известные художники утверждают, что труднее нарисовать не портрет, а природу. Поэтому, если Вы хотите попробовать нарисовать портрет человека, смело приступайте к работе.

Чтобы у Вас получился красивый потрет, Вам необходимо:

  • Выбрать подходящую модель на свое усмотрение. Да, выбранный Вами объект Вам должен обязательно нравиться.
  • Владеть базовыми навыками геометрии. Это требуется для того, чтобы рассчитать верно те места, где должны располагаться: рот, нос, глаза.

Рисуем портрет мужчины:

В лице мужчины линии не совсем плавные, а более прямые. Однако это на значит, что они рисуются проще. Соответственно старайтесь не жалеть бумаги, рисуйте лицевой контур до того момента, пока он не приобретет необходимого очертания. Теперь приступайте рисовать и следуйте следующей инструкции:

  • Сделайте овал для получения контура лица.
  • Теперь по центру проведите четкую горизонтальную линию.
  • Немного отступите от этой линии вниз, нарисуйте вторую, которая будет параллельна ей.
  • Из центра второй линии проведите перпендикулярную линию. Отметьте на ней расположение рта и кончика носа.
  • По овалу отступите немного вверх, нарисуйте ухо.
Начало рисунка
  • В центральной части нижней половинки нарисуйте зрачки и дорисуйте веки
  • Добавьте очертания волос.
  • Прорисуйте брови, сделайте красивую прическу.
  • Приступайте к губам. Для начала плавной линией укажите нижнюю губу. После этого в зеркальном виде – верхнюю губу, чтобы она имела по центру углубление.
  • Прорисуйте нос. Покажите кончик носа при помощи немного расширенной «галочки». Проведите от нее пару дугообразных линий.
  • От дуги бровей справа нарисуйте изогнутую линейку, чтобы она отклонялась вправо.
  • Добавьте деталей контурам век и бровей.
  • Прорисуйте волосы.
  • Дорисуйте недостающие элементы ушей.
  • Вытрите вспомогательные линии.
  • Приступайте к теням. Сделайте в районе скул, лба, носа небольшие затемнения, растушуйте их.
  • Немного затените под глазами и в зоне шеи.

При помощи данной инструкции Вы поймете, как без особых затруднений можно карандашом изобразить поэтапно мужское лицо.

Изобразим женский портрет:

В портрете дамы откажитесь от жестких угловатых линий. Взамен им придут плавность и женственность:

  • Набросайте овал лица.
  • Проведите пару линий. Они должны пересекаться и находится по центру лица, немного отклоняясь в правую сторону.
  • На полученных линиях обозначьте главные элементы: губы, глазки и нос. Детально прорисуйте каждый изгиб.
  • Проведите от скулы вниз линейку, оформите подбородок.
  • Сделайте складки век, глаз и носа.
  • Прорисуйте губы.
  • Теперь можете приступить к ресничкам и зрачкам. Не забудьте показать внизу блики.
  • Нарисуйте уши.
  • Приступайте к нанесению теней. Возьмите мягкий карандаш, растушуйте тени около глаз, в районе скул, шеи и на носу.
  • Нарисуйте примерную прическу.
  • Уберите все дополнительные линейки, начинайте заштриховывать портрет.
  • Сделайте волосы объемными, заштриховав у корней.
  • Фон заштрихуйте более усиленно, чтобы он был темней.

Учимся рисовать глаза:

Как все мы знаем, глаза считаются зеркалом души. Поэтому именно глазам Вам стоит уделить особенное внимание.

  • Сделайте два овала – это будут глаза.
  • Нарисуйте зрачки и радужки глаз.
  • Обязательно дорисуйте брови, в противном случае у Вас глаза не получатся те, которые Вам нужны.
  • Нарисуйте реснички. Они должны смотреть от дуги вверх или вниз. В центральной части глаз реснички нарисуйте немного короче.
  • Детализируйте их: внутри уголка нарисуйте короткие реснички, а по краям – густые и длинные.
  • Заштрихуйте третью часть радужек глаз, чтобы на зрачках находились светлые пятна, а края были темными.
  • Добавьте тени на нижние веки и по краям уголков верхних век.


Мы с Вами выяснили, что для изображения портрета необходимо обожать геометрию и знать, что такое пропорции. Теперь рассмотрим некоторые анатомические особенности, которые Вам пригодятся для рисования лица.

  • Горизонтальная линейка в центре глаз должна равняться тому расстоянию, которое находится между правым и левым глазом.
  • Такая же линейка между губами должна равняться тому расстоянию, которое находится между правым и левым зрачком.
  • Расстояние, которое находится между ртом и бровью равняется длине уха.

Если Вы хотите увидеть все погрешности полученного портрета, поднесите портрет к зеркалу. Поверьте, все недостатки изображения станут более заметными.

Видео: Как рисовать лицо мужчины карандашом?

Видео: Как рисовать лицо женщины карандашом?

Как красиво создать портрет девушки и мамы карандашом поэтапно?

Подготовьте все материалы для рисования. На правильно выбранной бумаге хорошо стираются мягкие карандаши и не оставляют после себя следов. Откажитесь от твердых карандашей, поскольку они на бумаге оставляют после себя следы. Теперь можете приступать к рисованию портрета, но уже на уровне профессионала.

  • Закрепляем бумагу. Закрепите бумажный лист при помощи кнопок к специальному планшету (фанерный лист, прикрепленный к рамке из дерева). Прикрепите планшет на подрамник, чтобы угол был равен 45 градусам.
  • Прорабатываем все детали. Отметьте все линии, которые были указаны в первом варианте изображения портрета. Тут особенное внимание уделите тому, какую именно форму будут иметь части лица.
  • Учтите каждую мелочь, проработайте все детали. Поскольку потрет у Вас обязан получиться схожим на человеческое лицо.
  • Прорисовываем глаза. Существует три линейки, по которым рисуются глаза. Центральная линия – тут изображаются зрачки глаза. Наметьте сами глаза и глазные яблоки. Пока Вы должны изобразить лишь наметки контуров, штрихи не нужны. Сверху глаз должны быть нарисованы брови. Как только покончите со зрачками, тщательно прорисуйте веки, и обозначьте морщинки. Прорисуйте над глазами линии бровей.
  • Прорисовываем губы. Губы также имеют три линии. Для начала прорисуйте нижнюю губу, поскольку она рисуется намного легче. После этого нарисуйте верхнюю губу. Поделите ее на две равные части при помощи ложбинки. Сделайте с помощью теней губы выпуклыми. Обозначьте складки в том случае, если у человека на лице улыбка.
  • Прорисовываем нос. Обозначьте над губами кончик носа. Наметьте его галочкой, то есть в виде парящей птички. С одной и другой стороны от этой «галочки» нарисуйте пару небольших дуг. Нанесите теперь на нос тени.

Итак, Вы наметили и прорисовали главные детали портрета. Вы выполнили большую работу, а именно:

  • Вы смогли определить места для глаз, носа, губ и ушей.
  • Вы схематично изобразили их на бумаге.
  • Вы прорисовали каждую деталь и каждый элемент.
  • Вы наложили на нос тени.

Завершающий этап рисования женского портрета

Следующий этап – наложите на портрет человека тени. Данный этап считается очень важным, так как именно он заставляет ожить лицу. Особенное внимание уделите глазам. Взгляд, который не будет иметь в себе ноток жизни, просто испортит Вашу работу, соответственно проработайте глаза в особенной внимательностью и тщательностью. Прорисуйте глазные яблоки, внутри нарисуйте зрачки. Не делайте их темными. На каждом зрачке правого и левого глаза должны обязательно присутствовать блики.

Последний этап в портрете человека – прорисуйте овал лица и тени. Также нарисуйте волосы. Вы, наверное, помните, что на первом этапе Вы наметили уши? Если у Вашего портрета будет укороченная прическа, тогда досконально проработайте каждое ухо. Если волосы будут длинными, тогда можете уши прикрыть прической.

Накладываем тени

Теперь Вам в полной мере придет на помощь мягкий карандаш. Дело вот в чем: карандаш, который имеет среднюю жесткость, или твердый карандаш, не может идеально наносить тени. Многие художники обладают одним приемом – они делают незаметными штрихи карандашей. Все происходит следующим образом: они на бумаге размазывают штрихи при помощи подушечки пальца либо бумажного клочка. Теперь Вы сможете нарисовать правильно портрет девушки и мамы со всеми нюансами и тонкостями.

Как красиво создать портрет девушки и мамы красками?

Вы хотите нарисовать портрет девушки или мамы красками, но при этом боитесь, что рисунок не получится? Отбросьте собственные страхи и прочитайте наши рекомендации. Для рисования Вам необходимо запастись такими материалами:

  • Набором акварельных красок.
  • Мягкими кистями различных размеров (из беличьей шерсти или колонковые).
  • Бумагой для акварели.
  • Планшетом из дерева (мы описывали его немного выше).
  • Твердым карандашом и ластиком.
  • Бумагой, на которой Вы будете делать наброски.

Для начала сделайте несколько набросков будущего портрета, а также решите, как именно на рисунке будет изображено лицо человека.

Поэтапная инструкция рисования портрета красками:

Итак, Вы закончили подготовительный процесс, теперь можете создавать картину. Разбейте весь процесс на следующие последовательные этапы:

  • Нарисуйте портрет при помощи карандаша. Этот этап считается очень важным. Сделайте каждую линию заметную, не пользуйтесь часто ластиком. Так как от этого Ваша бумага будет затертой, а соответственно и краски лягут неравномерно. Можете заранее нарисовать портрет на отдельной бумаге, а затем перевести рисунок на специальную акварельную бумагу.
  • Теперь приступайте рисовать. Для начала нанесите на бумагу при помощи красок прозрачный, очень легкий подмалевок. Используйте бледно-оранжевую краску для лица. Закрасьте широкими мазками все лицо. Там, где будут находиться блики, бумагу оставьте нетронутой. После этого подберите другие оттенки красок, и пройдитесь кисточкой по прическе и одежде. Оставьте самые светлые районы нетронутыми.
  • Займитесь глазками и губами. Выберите необходимую краску. Ее нужно развести с водой, чтобы получился бледный оттенок. Закрасьте полученной краской радужку глаз. Таким же образом прорисуйте губы.
  • Нанесите на все лицо тени. Можете подать на одну сторону лица теплое отражение света. Отобразите на подбородке холодные блики от вещей. Учите это при рисовании портрета, изображайте на рисунке их с помощью дополнительных тонов.
  • Далее разберитесь более тщательно в каждой тени. Найдите самые темные участки скул, губ, боков и крыльев носа, около волос и так далее. Именно благодаря теням Вы сможете смоделировать лицо и придать ему естественного объема. Тут есть главный принцип – двигайтесь постоянно от самых светлых оттенков к самым темным.
  • Найдите легкие промежуточные оттенки теней и света: в том районе лица, куда падает лучик света, также присутствуют темные и светлые места. Проследите, как «играет» свет и повторите это во время рисования на бумаге.
  • С прической и вещами проводите те же действия, как во время работы с лицом.
  • Заключительный этап: возьмите самую тоненькую кисть, выделите ею самые маленькие элементы и линии. Прорисуйте каждую прядь волос, реснички, губы. Запомните – во время работы с красками даже в очень темных районах краска должна быть прозрачной.
  • Рисуйте фон во время изображения портрета, но можете также этот процесс отложить на последний момент. Самое главное – не прорабатывайте фон больше портрета, но избегайте и небрежности.

Надеемся, Вы смогли усвоить в общих чертах то, как правильно рисовать портрет девушки при помощи красок. Портрет для срысовывания

Портрет мужчины

Видео: Как нарисовать лицо девушки красками поэтапно?

Немалая часть людей мечтает обучиться рисованию только ради того, чтобы рисовать портреты. Вот только не все отдают себе отчет в том, что изображать на бумаге людей — это одна из самых сложных задач в рисовании. Как нарисовать лицо человека и какие тонкости нужно учитывать — читайте далее.

Прежде чем научиться рисовать человека полностью, вы должны изучить способы рисования отдельных частей тела. Если вы уже освоили техники рисования и хотите продвинуться дальше — узнать, как нарисовать лицо человека карандашом, — то вам понадобятся определенные принадлежности (бумага, набор простых карандашей, ластик, линейка) и немного терпения.


Лучше всего практиковать рисунок карандашом с натуры, но поскольку вы новичок, то вам лучше начать с обычного срисовывания с фото, чтобы «набить руку». На первых порах можете вообще облегчить себе задачу и срисовывать с готовых рисунков, но не увлекайтесь — ваш прогресс не должен останавливаться.

Как нарисовать овал лица

Сначала вам потребуется научиться правильно рисовать овал лица человека. Помните: у человека лицо кверху более закругленное, а книзу — более заостренное. Придется хорошенько потренироваться, чтобы соблюсти пропорции лица и его симметрию.

Считаете, что достаточно поупражнялись — отлично, теперь приступаем к рисованию овала.


После того как вы изобразите контур овала, разделите его линиями: вертикальная ось по центру овала и две параллельные горизонтальные оси, пересекающие вертикальную линию по перпендикуляру. Первая горизонтальная линия должна разделять лицо чуть ниже, чем наполовину, а вторая линия еще ниже делит пополам оставшуюся часть.

Вы можете сделать разметку для лица: где будет нос, где рот. Нос приблизительно должен располагаться по вертикальной оси, а губы — под нижней горизонтальной.


Ваш следующий шаг — черточками наметить рот и нос по линиям на рисунке. Нижнюю губу обозначьте более широким пространством между черточками. Нос может располагаться примерно между двумя горизонтальными линиями.

Как нарисовать глаза и брови

Глаза должны располагаться совсем немного выше носа, а внутренние уголки глаз должны соединяться с внешними линиями носа. Можете сначала начертить себе вспомогательные горизонтальные линии на уровне глаз.


Для классических пропорций лица человека расстояние между глазами равно длине одного глаза, поэтому пользуйтесь линейкой, дабы соблюдать точность. Следите за разрезом глаз и не рисуйте его слишком размашисто — между глазами и контуром овала еще должно быть свободное место для висков.

Старайтесь рисовать оба глаза одновременно, чтобы они получились максимально одинаковыми. Если вы будете прорисовывать полностью один глаз, а потом другой, то эта схожесть может потеряться.

Начинайте рисовать брови с внутренней стороны. Высоту бровей можно определить, если представить над глазом еще один воображаемый глаз. Конечно, брови не будут прямыми, как наши вспомогательные линии, — они всегда немного изогнуты.

Изображая гнев, брови сводят к переносице внутренними сторонами вниз. Для грустной эмоции внутренние уголки бровей мы, наоборот, поднимаем.

Как нарисовать рот

Чтобы пропорционально нарисовать рот, проведите две линии от внутренних уголков глаза (радужки) вниз. Там где эти линии пересекутся с губами, будут будущие уголки рта.


Верхнюю губу рисуют изогнутой, с небольшой ложбинкой в центре. Нижняя губа рисуется больше по размеру, приблизительно в две трети всего рта. Хотите нарисовать рот открытым — увеличьте отрезок расстояния между нижней и верхней губой, при этом нижнюю сделайте пухлее с помощью округлой кривой линии.


После этого можно стереть внутренние контуры, которые мы рисовали в самом начале. У нас получился завершенный эскиз.


Теперь нужно детализировать лицо человека. Прорисуйте глаза — они требуют особого внимания, затем хрящик носа, скулы и подбородок. Помните, самым широким лицо будет по уровню скул.

Как добавить объем

И последний шаг — это добавление объема с помощью прорисовки теней. Вы можете использовать любую технику рисования карандашом: и штриховку, и растушевку. У вас должно быть сформировано понимание того, где может находиться свет и как при этом будут вести себя тени. Затемните область под носом, очертания скул, впадинки верхних век и ложбинку под нижней губой.

Рисуя уши, не забывайте: верхний кончик уха совпадает с верхним веком, а нижний — с кончиком носа.

Учтите, что выполнять каждую линию нужно тонко, не нажимая сильно на карандаш и не вдавливая его в бумагу — вам потом будет легче стереть все вспомогательные линии.


Если же вы хотите научиться рисованию лиц в стиле аниме , то вам придется освоить совершенно другую технику.

Предлагаем посмотреть обучающее видео, с помощью которого вы узнаете, как нарисовать лицо человека карандашом поэтапно:

Имейте в виду, что представленные выше рекомендации по большей части касаются классической, идеальной формы лица и подойдут для освоения начинающими. Однако, если вы хотите в будущем овладеть искусством портрета в полной мере, вам придется научиться рисовать совершенно разные типы лиц и в совершенно разных ракурсах.

Каждый начинающий художник стремится изображать разнообразные объекты, а особой популярностью пользуются портреты. Первые неуверенные штрихи окажутся правильными, если воспользоваться советами мастеров. Главное правило: работаем, переходя от целого к частным особенностям.

Многих интересует: Профессионалы рекомендуют создавать образ поэтапно, а для начинающих предлагается ряд полезных советов. Готовим материалы

Творчество требует полного погружения. Поэтому, чтобы не отвлекаться на досадные мелочи, следует подготовить все материалы и оборудование, которое может пригодиться в процессе. Перечень невелик. Потребуются:

  • Карандаши разной степени твердости: Н и НВ. Первая маркировка позволит провести тонкие и светлые линии. Она понадобится для очертаний контура, прорисовывания линий поверх растушеванных участков — например, выделения прядей в прическе. НВ — универсальный вариант, твердо-мягкий (в переводе — твердость-чернота). Оба варианта пригодятся, если вы заинтересовались как нарисовать портрет девушки карандашом.
  • Профессиональный ластик. Предпочесть нужно белый сегмент товара. Ластик должен легко сгибаться, не ломаясь.
  • Простая офисная бумага формата А4 с ровной (не пористой!) поверхностью. Нарисовать портрет девушки на странице детского школьного альбома трудно: при использовании резинки рыхлая поверхность становится непрезентабельной.
  • Точилка для карандаша, которую легко и быстро использовать.
  • Мастера рекомендуют взять для удобства специальный планшет. Но это оборудование необязательно, можно использовать любые плоскости.

Имея под рукой необходимые материалы, приступаем к работе: рассмотрим как нарисовать лицо привлекательной девушки простым карандашом поэтапно (инструкции полезны для начинающих) во всех подробностях.

Поэтапное рисование портрета девушки

Рисуем овал лица

Чтобы нарисовать графический портрет девушки, берем карандаш Н и держим его правильно: примерно 45 о по отношению к листу. Далее:

  • Визуально обозначаем центровку. Размещаем овал лица.
  • Акцент — на форме и плавных изгибах подбородка.
  • Контур шеи намечается схематически — проводим две плавные изогнутые линии.

Итак, начальный контур готов.

Пропорции рисунка

Для реалистичного портрета необходимо соблюдать примерные пропорции:

  • Получившийся овал лица разбиваем на три равные части, только так получим миловидную картину. Через отметки проводим горизонтальные черты — это линии бровей (верхняя полоска) и кончика носа (нижняя).
  • Чтобы портрет девушки карандашом оказался приближенным к действительному видению, следует провести ось симметрии. Это вертикальная линия, проходящая через контур лица и разделяющая его на две половины.

Получаем примерную схему для дальнейшего рисунка.

Волосы на портрете девушки

Начинаем с простого:

  • Сначала обозначим прическу плавными линиями до плеча.
  • Контур прически несколько прикрывает овал лица.

Позже мы еще вернемся к детальному отображению этого сегмента. Невозможно нарисовать лицо девушки, без удивительной шевелюры.

Рисуем брови, губы, нос

Черты лица могут быть максимально приближены к реальному объекту. Если рисунок стилизованный, то придерживаемся общих правил:

  • Разлет бровей прорисовывается выше проведенной верхней черты. Довольно широкая линия придаст большую выразительность.
  • Губы: начинаем с полосы смыкания, намечаем верхнюю и нижнюю часть. Причем верхняя губа несколько меньше.
  • Намечаем расположение крыльев носа и вписываем округлые ноздри.

Рисунок девушки карандашом требует слабого нажима и плавности.

Разметка глаз на портрете

  • Проводим изогнутую линию под вертикальной разметкой. Это ось, на которой располагаются глаза.
  • От крыльев носа поднимаем перпендикулярные линии, так находим место, где размещаем уголок глазницы (на образце линии помечены как штрих).

Рисуем ось глаз на портрете

Выводим на выгнутую ось каждого глаза. Форма — равномерно расширяющийся и сужающийся листик.

Начинаем понимать, как нарисовать портрет девушки постепенно, поэтапно , и переходим к основному действу.

Обрабатываем ластиком лицо

  • Следует ластиком убрать начальные ориентиры- линии (далее они будут только мешать).
  • Приступаем к детализации объекта.

Делаем глаза живыми

  • Рисуем веки.
  • Обозначаем радужку и зрачок внутри.
  • Реалистичность образу придают небольшие округлые блики на темном зрачке.

Теперь прелестница смотрит на вас с листа.

Свет и тень на лице девушки

Работаем с обозначением света и тени

Продолжаем рисовать портрет девушки и делаем его одушевленным:

  • Заштриховываем зрачки карандашом твердости НВ.
  • Короткими штрихами прорисовываем брови.
  • Накладываем легкую тень под веками.

Оживляем образ на портрете

  • Штрихуя область губ, оставляем блик на нижней части.
  • Так получим визуальный объем.

Тени на лице

  • По бокам носа располагаем тень.
  • Ноздри заштриховываются плотно, с затемнением.

В целом, портрет девушки, созданный поэтапно карандашом, уже стал объемным изображением.

Поэтапное затемнение скул

Лицо еще не выглядит реалистичным.

  • Твердостью Н затеняем скулы (марка оставляет светлый след).
  • Физиологические тени под каждой бровью и под подбородком на уровне шеи штрихуем согласно прорисованным формам.

Прорисовываем волосы

Выделяем локоны и визуально распределяем их. Затем прорисовывается и штрихуется ближайшая и чуть накрывающая лицо прядь.

Доработка волос девушки

Здоровые волосы сияют бликами под ярким светом, поэтому можно заштрихованные локоны слегка подтереть на изгибах ластиком. Так подчеркивается объемность и придается особый шарм портрету девушки. Итак, все незатейливо: прядь, блик, а оставшееся пространство затемняем.

Можно просто затемнить отдельные сегменты прически, чтобы кудри выглядели объемными.

Портрет девушки карандашом

Придирчиво рассматриваем изображение, дорабатываем:

  • Добавляем тень над верхней губой.
  • Штрихуем волосы, уходящие за шею.

Теперь каждый из вас умеет нарисовать лицо девушки карандашом поэтапно.