Размер картины леонардо да винчи мона лиза. Десять главных секретов джоконды

Не один десяток лет историки, искусствоведы, журналисты и просто интересующиеся люди спорят о загадках «Моны Лизы». В чем секрет ее улыбки? Кто на самом деле запечатлен на портрете Леонардо? Ежегодно в Лувр приезжает свыше 8 миллионов посетителей, желающих полюбоваться его творением.

Так как же эта скромно одетая женщина с легкой, едва уловимой улыбкой заняла почетное место на пьедестале почета среди легендарных творений других великих художников?

Заслуженная слава

Давайте для начала забудем, что «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - гениальное творение художника. Что мы видим перед собой? С едва заметной улыбкой на лице на нас смотрит уже немолодая, скромно одетая женщина. Она не красавица, но что-то в ней приковывает взгляд. Слава - удивительное явление. Бездарную картину не поможет раскрутить никакая реклама, а «Джоконда» - визитная карточка знаменитого флорентинца, известная на весь мир.

Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя, известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция… Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».

Всеобщее признание

Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом», и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».

Художник и искусствовед, был первым, кто в слово перевел славу «Джоконды». В своем «Жизнеописании знаменитых живописцев…» он назвал портрет скорее божественным, чем человечным, кроме того, он дал такую оценку, ни разу не увидев картину вживую. Автор лишь выразил всеобщее мнение, таким образом, предоставив «Джоконде» высокую репутацию в кругах профессионалов.

Кто позировал для портрета?

Единственным подтверждением того, как шло создание портрета, являются слова Джорджо Вазави, который утверждает, что на картине запечатлена жена Франческо Джокондо, флорентийского магната, 25-летняя Мона Лиза. Он говорит, что пока да Винчи писал портрет, вокруг девушки постоянно играли на лире и пели, а придворные шуты поддерживали хорошее настроение, именно из-за этого улыбка Моны Лизы настолько нежна и приятна.

Но существует немало доказательств того, что Джорджо ошибался. Во-первых, голову девушки покрывает траурная вдовья вуаль, а Франческо Джокондо прожил долгую жизнь. Во-вторых, почему Леонардо не отдал портрет заказчику?

Известно, что художник не расставался с портретом до самой смерти, хотя ему предлагали большие по тем временам деньги. В 1925 году искусствоведы предположили, что портрет принадлежит любовнице Джулиано Медичи - вдове Констанцие д’Авалос. Позже Карло Педретти выдвинул другой вариант: это может быть Пачифика Бандано, другая любовница Педретти. Она была вдовой испанского дворянина, была хорошо образованной, имела веселый нрав и украшала своим присутствием любую компанию.

Кто же настоящая Мона Лиза Леонардо да Винчи? Мнения расходятся. Быть может, Лиза Герардини, а возможно, Изабелла Гуаландо, Филиберта Савойская или Пачифика Брандано… Как знать?

От короля к королю, из королевства в королевство

Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли, именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Первым местом, где был замечен портрет Моны Лизы, была баня короля Монарх поместил туда картину не из-за неуважения или незнания того, какое гениальное творение ему досталось, наоборот, важнейшим местом Французского королевства была именно баня в Фонтенбло. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.

После Фонтенбло картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи побывала в стенах Лувра, Версаля, Тюильри, два века она путешествовала из дворца во дворец. Джоконда сильно потемнела, из-за множественных не совсем удачных реставраций исчезли ее брови и две колонны за спиной. Если бы можно было словами описать все то, что увидела Мона Лиза за стенами французских дворцов, то произведения Александра Дюма казались бы сухими и скучными учебниками.

О «Джоконде» забыли?

В XVIII веке удача отвернулась от легендарной картины. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи попросту не вписалась под параметры красавиц классицизма и легкомысленных пастушек рококо. Сначала ее перевели в комнаты министров, постепенно она опускалась все ниже и ниже по придворной иерархии до тех пор, пока не оказалась в одном из самых темных углов Версаля, где ее могли видеть лишь уборщицы да мелкие чиновники. Картина не попала в коллекцию лучших картин французского короля, представленную публике в 1750 году.

Ситуацию изменила Французская революция. Картину вместе с другими конфисковали из коллекции короля для первого музея в Лувре. Выяснилось, что, в отличие от королей, художники ни на минуту не разочаровывались в творении Леонардо. Фрагонар, член комиссии Конвента, сумел достойно оценить картину и включил ее в список самых ценных произведений музея. После этого картиной смогли любоваться не только короли и а и все желающие в лучшем музее мира.

Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

Как известно, улыбаться можно по-разному: обольстительно, язвительно, печально, смущенно или счастливо. Но ни одно из этих определений не подходит. Один из «специалистов» утверждает, что особа, изображенная на картине беременна, а улыбается в попытке уловить движение плода. Другой уверяет, что она улыбается Леонардо, своему возлюбленному.

В одной из известных версий говорится, что «Джоконда» («Мона Лиза») - это автопортрет Леонардо. Недавно при помощи компьютера сравнили анатомические особенности лиц Джоконды и да Винчи по автопортрету художника, нарисованному Оказалось, что они идеально совпадают. Выходит, что Мона Лиза - это женская ипостась гения, а ее улыбка - улыбка самого Леонардо.

Почему улыбка Моны Лизы то угасает, то появляется вновь?

Когда мы смотрим на портрет Джоконды, нам кажется, что ее улыбка непостоянна: то угасает, то вновь возникает. Почему так происходит? Дело в том, что существует центральное зрение, фокусирующееся на деталях, и периферическое, не столь отчетливое. Таким образом, стоит сфокусировать свой взгляд на губах Джоконды - улыбка исчезает, если же вы смотрите в глаза или пытаетесь целиком охватить лицо - она улыбается.

Сегодня «Мона Лиза» Леонардо да Винчи находится в Лувре. За практически идеальную систему охраны пришлось отдать около 7 миллионов долларов. В нее входит пуленепробиваемое стекло, новейшая система сигнализации и специально разработанная программа, поддерживающая необходимый микроклимат внутри. На данный момент стоимость страховки картины составляет 3 миллиарда долларов.

Мы любуемся картинами старых мастеров, но редко задумываемся, как именно они выглядели в момент создания. Почему-то считается,что темная цветовая гамма - это оригинальный вид полотен. На самом деле, ВСЕ картины старше 50 лет были совершенно другими. Время разрушает цветовой пигмент многих красок. Некоторые исчезают, другие изменяются.
Поэтому то что видим мы,и то что писал художник, как говорят в Одессе:" Это две большие разницы ".

Мона Лиза. Леонардо да Винчи сегодня.

После года научных исследований, известная американская художница Дженес Кортес (Jenness Cortez) объявила о завершении своей работы по восстановлению картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в том виде, какой она была в начале XVI века.

Реставрация велась по заказу частного американского коллекционера. В своей работе Дженес Кортес использовала копию «Моны Лизы», принадлежащую музею Прадо, и данные французского научно-исследовательского Центра реставрации, опубликованные в 2004 году. Кроме этого, художница самостоятельно проанализировала большое количество исторических данных о картине и её копиях, сделанных современниками Леонардо да Винчи.

Согласно Джорджо Вазари (1511 — 1574 ), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза ) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo ), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло .
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.


Дженес Кортес - Мона Лиза (копия картины Леонардо да Винчи)


Выполнив работу, Дженес Кортес отметила, что не претендует на полное сходство своей работы с оригиналом XVI века: “Я не претендую на то, чтобы сравняться в мастерстве с Леонардо. Но я вложила весь свой опыт, интуицию, воображение и страсть в свою работу. Мне хотелось бы думать, что мне помогала та же муза, что и великому Леонардо. Я надеюсь, что моя «Мона Лиза» будет принята поклонниками оригинальной картины”.

По мнению известных исследователей и реставраторов, многочисленные видимые изменения в «Моне Лизе», произошедшие за пять столетий, обусловлены следующими факторами:

Потемнение и пожелтение лака.

Полное исчезновение некоторых пигментов.

Природные химические реакции, которые изменили оригинальные оттенки.

Последствия чисток и реконструкций.

Изменения деревянной панели, на которой написана картина, под воздействием влажности.

Для понимания этих и других факторов, Дженес Кортес опиралась на результаты лабораторных исследований французских учёных-реставраторов. Обобщение исторического, научного материала и собственного опыта художницы позволили сделать следующие выводы:

1. Многие участки картины были светлее и более детально прорисованы, но изменение цвета лака изменило и цвет полотна, скрыв некоторые детали рисунка. Больше всего пострадали синий, коричневый и зеленый цвета, которым и было уделено главное внимание при реставрации.

2. Незначительному изменению цвета подверглись и другие пигменты. Для понимания того, каким образом они изменились, был проведён специальный анализ.

3. Поверхность картины имеет множество трещин, которые образовались, в первую очередь в результате большого числа перемещений, а также под воздействием влажности на деревянную основу.

4. Некоторые детали уничтожены благодаря интенсивным чисткам поверхности картины при реконструкции. Например, в области тени между переносицей и правым глазом, а также на подбородке, была утрачена более тонкая прорисовка деталей. Над верхним краем корсажа есть необъяснимые следы белой краски, что убедило Кортес в том, что на первозданном оригинале присутствовала нежная белая отделка лифа, тем более, что эта деталь довольна заметна на итальянской копии картины. Отметим, что версия «Моны Лизы», принадлежащая музею Прадо, была сделана неизвестным художником, современником Леонардо и, весьма вероятно, довольно точно передаёт оригинал.

5. На копии из музея Прадо также заметны блики в глазах, хотя они и не прослеживаются на оригинале. Однако, Джорджо Вазари, который сделал самое раннее описание «Моны Лизы» из всех известных, в своей книге «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов», датируемой 1550 годом, отметил, что взгляд женщины на картине имеет «водянистый блеск». Кортес вернула блеск в глазах Джоконды.

6. Сегодня картина имеет достаточно монотонный внешний вид, скорее всего из-за того, что Леонардо широко использовал летучие, органические пигменты в тонкой глазури. Проведённый анализ показал более яркое моделирование лица и рук, а тот же Вазари описывает и «радужные и нежные» ноздри, и «красные губы», и более яркие оттенки кожи, точно передающие цвет плоти. Действительно, некоторые красные пигменты, изготовленные из тел и выделений насекомых, широко использовались в эпоху Возрождения, но часто теряли цвет со временем.

7. Рукава платья, которые сейчас имеют бронзовый цвет, возможно, были красными (что видно на копии из музея Прадо).

8. Легендарному загадочному выражению лица Моны Лизы в значительной степени способствует отсутствие бровей. Дженес Кортес слегка приподняла ей брови, потому что известно, что они были, хотя и очень тонкие. Их тонкость впечатлила и Вазари, что он отметил в своей книге. Кортес очень деликатно отнеслась к этой части картины, не став спекулировать на арке, размере и цвете бровей, чувствуя, что любое непонимание с её стороны безоговорочно изменило бы привычное нам выражение лица женщины, а значит, исказило бы намерение Леонардо.

9. Волосы Лизы, которые сегодня кажутся почти чёрными, были, вероятно, теплого каштанового оттенка, но почернели со временем под изменившим свой цвет лаком.

10. На всей области картины, дорисованы мелкие детали, которые теперь скрываются под старым лаком, но следы которых заметны при при

/ / Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)

Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 2.05.1519) - гениальный учёный и художник эпохи Возрождения. В изобразительном искусстве придерживался реалистического направления. Его наследие как художника невелико, но все картины являются подлинными шедеврами. Среди них такие знаменитые полотна, как «Джоконда», «Благовещение», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна Литта» и другие.

«Мона Лиза», или «Джоконда», (ок. 1503 – 1505) написана в жанре портрета. В творчестве Леонардо эта картина занимала особое место. Биографы отмечают, что ни одной картине он не уделял столько времени и страсти. Леонардо писал портрет с жены флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. В течение четырёх лет художник самозабвенно трудился над воплощением образа мадонны Лизы и всё же не довёл его до завершения…

Картина представляет собой поясное изображение сидящей в полуобороте женщины. На ней тёмное платье, левая рука её лежит на подлокотнике кресла, правая - лежит поверх левой. Негустые тёмные волосы разделены прямым пробором и спускаются на плечи в мелких волнах, как от завивки.

Голова её покрыта едва заметной вуалью, что, возможно, было знаком ожидания ребёнка. Платье украшено изящными сборками в вырезе на груди и свободными складками в жёлтоватых рукавах. Голова женщины слегка обращена к зрителю. Искусствоведы отмечают, что по моде того времени брови и волосы верхней части лба Моны Лизы выбриты.

По расположению фигуры видно, что она сидит на балконе, так как за её спиной виден парапет. Фоном на портрете представлен прекрасный и величественный пейзаж. В лёгкой дымке запечатлены холмы, горы, озеро, извилистый путь и светлеющее над этой природой небо. Такой фон, безусловно, придаёт величие изображаемой фигуре. Впечатление усиливается контрастом ощутимой реальности изображённой женщины с туманным, как сон, пейзажем.

Первый план картины выдержан в оттенках коричневого цвета: от золотистого до рыжеватого. Фон представлен в голубовато-зелёных тонах, доходящих до изумрудного цвета. Время сделало своё дело, картина потемнела, краски претерпели некоторые изменения, но продуманное автором контрастное соотношение тонов картины сохранилось и доныне производит впечатление.

Много споров велось по поводу улыбки, точнее полуулыбки, Моны Лизы. Лёгкая улыбка не раз встречалась в произведениях Леонардо, но в «Джоконде» он довёл её до совершенства. Улыбку Моны Лизы интерпретировали по-разному. А. Ф. Лосев даже назвал её «бесовской улыбочкой». Борис Виппер, пожалуй, дал наиболее объективную трактовку образа. Он отметил, что впечатление загадочности могут усиливать выбритые брови и лоб. Притягательность же картины, её воздействие, подобное гипнозу, кроется в одухотворённости образа. Ошибкой было искать в улыбке проявления индивидуальных свойств Моны Лизы. Леонардо стремился передать одухотворённость типическую, не конкретную. И главное - не эмоциональное содержание Моны Лизы было источником одухотворённости, а интеллект.

Действительно, в этом потрескавшемся от времени шедевре мы видим женщину мыслящую, наделённую богатым внутренним содержанием и способную вести диалог с самим Леонардо.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад - 21 августа 1911 года.

16:24 21.08.2015

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.


7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.