Русская национальная культура – наша гордость. Культура народов России — самое интересное Русская культурная традиция

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

Общая информация

В истории каждой нации присутствует и народная, и Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная -народная культура - описывает быт прошлого века. Все были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Степени развития

Выделяют два уровня народной культуры - высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, чтонародная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Аудитория

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая - в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая - малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Эстетическая составляющая

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Русская народная культура

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение - от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился русского народа.

Понимание

Существуют разные представления о самом термине "народная культура". Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность "неграмотного" социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была "спущена" вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Традиционная народная культура крестьян

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия "религиозность" и "народная культура". Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди - это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

Летописи

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к "языческой" науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие "поучения", "слова" были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Религия

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и "языческих" верований. Первое название было таковым - "двоеверие", второе - "бытовое православие". Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на "языческие переживания", реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Значение

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура - это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта - простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Духовное развитие

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры - довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Отмечаются и религиозные, и светские праздники.

Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне , Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.

Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.

Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.

Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.

Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

С 1956 года и по настоящее время Герберт Александрович Ефремов, которому вчера исполнилось 87 лет, работает в ОКБ-52 (до 1984 года под руководством выдающегося советского учёного и конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, специалиста в области теории колебаний и конструирования ракет В.Н. Челомея). Здесь создавались и создаются уникальные системы вооружения для Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск СССР.

Герберт Александрович Ефремов родился в деревне Малое Заречье Белозерского района Вологодской области 15 марта 1933 года в семье военнослужащего. Он был старшим ребёнком в семье, у него были брат и две сестры.

С начала 30-х гг. отец Г.А. Ефремова служил в дальних гарнизонах – вместе с ним начал свои путешествия по жизни и его старший сын. Деревня Малое Заречье, приморские сёла Камень-Рыболов, Манзовка, сахалинский город Тоёхару (позднее Южносахалинск), затем отца перевели в Кенигсберг (с 1946 года – Калининград). Годы учёбы Герберт провел в Ленинграде, а затем в подмосковном Реутове.

Окончив школу с серебряной медалью, Герберт Александрович поступил в Ленинградский военно-механический институт, который окончили такие светила отечественной оборонки, как Д.Ф. Устинов, генеральный конструктор, соратник В.П. Королёва Д.И. Козлов, Л.Н. Лавров, лётчики-космонавты Г.М. Гречко, С.К. Крикалёв и другие.

Занятия в институте вели многие выдающиеся специалисты, такие как, например, русский учёный Борис Николаевич Окунев, читавший лекции по теоретической механике, внешней и внутренней баллистике. Б.Н. Окунев был страстным собирателем русской живописи. Свою прекрасную коллекцию он оставил в дар Русскому музею (ее стоимость в начале 80-х гг. была оценена в несколько миллионов долларов).

Работая в ОКБ-52, Ефремов принял непосредственное участие в создании ракетных комплексов с крылатыми ракетами для стрельбы по наземным целям П-5, П-5Д. Мало кто помнит, что крылатая ракета П-5, имевшая дальность от 300 до 500 км, была первой стратегической ракетой Советского Союза.

Созданная примерно тогда же королёвская ракета Р-7 (с помощью которой был запущен на орбиту Ю.А. Гагарин) могла находиться на старте в заправленном состоянии лишь несколько суток. А её заправка (ракета оснащалась кислородно-керосиновым топливом) требовала почти суток и фактически возведения рядом со стартом целого кислородного завода. Естественно, в этих условиях ни о каком своевременном ответе на американский удар речи не шло. и ставка была сделана на крылатые ракеты Челомея П-5. Решено было создать насколько десятков подводных лодок (проекты 644, 655, 651 и 659), каждая из которых несла 4-6 ракет П-5 или П-5Д и тем самым из Тихого и Атлантического океанов угрожать США. Эта программа была реализована в начале 60-х годов.

С середины 50-х годов НПО машиностроения работало над противокорабельными ракетными комплексами (П-6, П-35, «Прогресс», «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Оникс», «Яхонт»), которыми вооружались советские подводные лодки и надводные корабли.

Это был асимметричный, достаточно эффективный и гораздо более экономичный ответ флоту США: могучим авианосцам, линкорам и крейсерам противостояли советские подводные лодки с противокорабельными крылатыми ракетами.

В 1962 году руководством страны была поставлена задача по разработке тяжёлого двухступенчатого носителя УР-500. Позже ракета получила название «Протон». Посредством этой ракеты и её модификаций («Протон - К» и «Протон -М») автоматической станцией «Зонд» несколько раз был выполнен облёт Луны и возвращение станции на Землю, выводились на орбиту самые тяжёлые космические станции: «ТГР», «Мир», «Заря», «Салют», «Звезда», «Алмаз», «Алмаз-Т», различные спутники и космические аппараты.

Заметим, что корпуса космических станций «Салют» впервые были разработаны и изготовлены в НПО машиностроения под руководством и при участии В.Н. Челомея, после чего по распоряжению Д.Ф. Устинова были переданы в королёвское НПО «Энергия».

Ракета «Протон» принимала участие и в лунной гонке. С её помощью было выполнено несколько автоматических облётов Луны. На Марс была запущена станция «Марс-3».

ЦКБМ была предложена гармоничная и конструктивно оправданная система УР-700, построенная на объединении отработанных ракет УР-100, УР-200 и УР-500, способная совершать дальние космические перелёты.

В начале 60-х годов, здесь, в ЦКБМ, в рамках аванпроекта, возможно под влиянием С.П. Королёва, были сделаны прикидки по ракетно-космической системе УР-900, представлявшей собой дальнейшее развитие УР-700, связанное с применением водородно-кислородных двигателей.

В.Н. Челомеем была предложена своя программа полёта на Луну, включавшая и ракету носитель (на базе «Протона»), и собственный корабль облёта, и спускаемый аппарат. Во всех этих работах самое активное участие принимал Г.А. Ефремов.

По его собственным словам, он всегда был «системщиком», т.е. хорошо разбирался во всех возможностях работы всех составляющих ракетных комплексов, чтобы провести необходимые работы точно и правильно. Однако главным исполнителем советского проекта по Луне был назначен С.П. Королёв, основой проекта стала его колоссальная ракета Н-1. Ни Королёв, ни сменивший его Мишин не были «системщиками», и это сказалось на работе первой ступени ракеты, имевшей 30 (!) двигателей НК-33, без системы автоматической синхронизации работы двигателей, созданной позднее. Ракета совершила четыре неудачных старта, и работы с лунной программой в СССР были закончены.

Когда количественное преимущество ракетных комплексов стратегического назначения у США стало угрожающим, под руководством В.Н. Челомея в течение трех лет была создана «ампулизированная» баллистическая ракета УР-100. Её последняя высокозащищённая модификация УР-100Н УТТХ до сих пор находится на вооружении РВСН страны.

Для ракеты УР-100 были созданы транспортно-пусковые контейнеры из биметалла: с одной стороны, нержавеющая сталь, с другой – алюминиевый сплав… Нержавейка надёжно защищает ракету от любых эксплуатационных повреждений, в том числе возникающих при заправке и при длительном хранении.

Из 165 испытательных и учебно-боевых пусков ракет УР-100Н УТТХ, проведённых в последние годы только три были неудачными.

Герберт Александрович принимал активное участие во всех разработках НПО машиностроения, к концу 70-х годов став одним из авторитетнейших разработчиков объединения.

Заметим, что Г.А. Ефремов не раз в своей жизни встречался с С.П. Королёвым, М.П. Янгелем, В.П. Глушко, а также с Н.С. Хрущёвым, Л.И. Брежневым, А.Н. Косыгиным, Г.В. Романовым…

Кстати говоря, Г.В. Романов во время одной из встреч с Г.А. Ефремовым и авиаконструктором Г.В. Новожиловым строго потребовал от них скорейшей защиты кандидатской и докторской диссертаций. Но Герберт Александрович защитил только кандидатскую. «На большее не было времени», - всегда говорил он.

8 декабря 1984 года неожиданно, из-за оторвавшегося тромба, умер В.Н. Челомей, а уже 29 декабря Г.А. Ефремов был назначен генеральным конструктором НПО машиностроения.

1984 год стал трагичным для нашего оборонного комплекса. Практически одновременно умерли Д.Ф. Устинов, В.Н. Челомей, П.С. Кутахов, выдающийся физик-ядерщик И.К. Кикоин...

С 1984 года продолжалась разработка крылатой ракеты «Метеорит», имевшей скорость до 3М, дальность до 5500 км, несущей боевую часть весом свыше 1 т, не имевшей аналогов в мире. Продолжались работы по совершенствованию баллистических ракет УР-100 Н УТТХ, «Протон-К», модернизировались многочисленные противокорабельные ракеты.

В 1987 г. была успешно запущена автоматическая орбитальная станция «Алмаз-Т», проработавшая на орбите более двух лет.

В 2002 году, в составе МРК «Накат» была принята на вооружение крылатая ракета «Оникс», в экспортном варианте именовавшаяся «Яхонт».

Но в конце 1980-х, с приходом к власти М.С. Горбачёва, дела у оборонщиков пошли совсем плохо: выплаты задерживали, стремительная инфляция обесценивала деньги. В 90-е годы стало ещё хуже...

«Моряки не отказывались от нас, не могли отказаться, но у них самих не было денег, единственное, за что получали деньги в те годы, были регламентные работы с РВСН, но денег катастрофически не хватало. Нам предлагали искать конверсию, - вспоминает Герберт Александрович. – Но ведь и мы не имели никакого опыта. За что только не брались. И за солнечные батареи, и за безвакуумные хранилища для овощей и фруктов, и за камеры низкого давления, и за новый масложировой комплекс… Случалось, что мы решали слишком сложные для потребителей задачи, что, естественно, отражалось на цене. Случалось, что нахально обманывали нас. Так, потребовав от нас все документы по безкриогенному хранилищу, включая расчёты, сказали – одобряем, но денег дадим в три раза меньше. Когда получили деньги, то оказалось, что меньше их стало, за счёт инфляции, уже в шесть раз».

В то же время, в 1998 году, было создано совместное российско-индийское предприятие «БраМос», получившее название от имени индийской реки Брахмапутры и русской реки Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название - «БраМос». Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

Первые роли в создании совместного предприятия сыграли Г.А. Ефремов и доктор Абдул Калам, у которого с Гербертом Александровичем сложились самые дружеские отношения. Во многом благодаря успехом с разработкой и испытаниями крылатой ракеты «БраМос» Абдул Калам в июле 2002 года был избран президентом Индии.

Именно советско-индийское предприятие, созданное усилиями Г.А. Ефремова и его товарищей, позволило сохранить НПО машиностроения, не дать растащить его арендным и другим предприятиям. С Америкой же, на которую некоторые возлагали самые главные надежды, ничего не получилось.

«Появился вариант строительства завода «Дабл-Колы», - вспоминает Г.А. Ефремов. – Предложенное для этого новое немаленькое здание нашей столовой американцы раздражённо отмели, заявив: нам нужен «под воду» ваш главный сборочный цех или корпус, где находятся стенды… Банка “Колы” будет стоить доллар – полдоллара вам, полдоллара – нам, - предложили мы. Нет! - возразили американцы – у нас должно быть развивающееся предприятие: всю прибыль мы должны будем вкладывать в его развитие.

Потом несколько раз ездили в США по работе в рамках проекта Черномырдина – Гора. Получили задание разработать какую-то программу для почт или для прачечных. Начали работу…

Вскоре из Штатов приехали два высоких, изысканно одетых, седовласых джентльмена. Посмотрели наши первые прикидки – э, нет, так не пойдёт, - решили они - здесь же задействована математика высочайшего уровня. Вам этого нельзя. Вот так вот: они не только пытались определять, чем нам заниматься, но пытались, скажем так, переместить с профессорской кафедры в класс средней школы.

За время сближения со Штатами и с Западной Европой мы ознакомились со многими иностранными системами вооружений. Но ничто не произвело на нас сильного впечатления, скорее, наоборот – у некоторых вызывало даже насмешку.

Они также пытались влезать и влезали в наши военные успехи весьма глубоко. Не раз мы замечали озадаченность и даже удивление на лицах наших потенциальных конкурентов.

Наступление капитализма в России означало отказ от государственного финансирования большинства оборонных программ. Запомнилась встреча с Горбачёвым в Колонном зале Дома Союзов, когда в ответ на конструктивный анализ ситуации в оборонке он разразился откровенно злобной речью против оборонщиков, обвинив их чуть ли не в экономическом развале страны».

В начале 2000-х гг. Герберт Александрович встретился с А.Б. Чубайсом, пригласил того на предприятие (Чубайс прибыл в НПО в сопровождении всего ряда налоговых служб – от низших «реутовских», до высших, федеральных), рассказал ему о неправедно начисленных налогах и добился отмены начисленной мзды, которая к тому времени существенно увеличилась за счёт начисленных процентов.

Полезным во всей истории новой России Герберт Александрович видит то, что президент страны всё-таки услышал новые предложения оборонщиков. И призвал отойти от примитивной системы арифметической уравниловки, которая была принята и торжествовала в создании американо-советских систем вооружений: у вас три тысячи ракет – у нас три тысячи, у вас 11 тысяч боеголовок и у нас 11 тысяч… Теперь противник может ожидать сокрушительного удара с самой неожиданной стороны.

Большую роль в изменении оборонной политики сыграли памятная встреча Г.А. Ефремова с В.В. Путиным в Ново-Огарёво и визиты президента РФ в НПО машиностроения. Неслучайно президент США Д. Трамп призвал своих специалистов ускорить работы над гиперзвуковой ракетой. Теперь уже американцы оказались в положении догоняющих.

Последние восемь лет он занимает пост Почётного генерального директора – Почётного генерального конструктора НПО машиностроения. Несмотря на преклонный возраст, Герберт Александрович полон творческой энергии и новых планов.

Герберт Александрович и Ирина Сергеевна Ефремовы вместе уже шесть с лишним десятков лет. Вырастили сына и дочь.

Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Премии Правительства Российской Федерации, Государственной премии РФ им. Маршала Жукова Герберт Александрович Ефремов удостоен званий Героя Социалистического Труда и Героя Труда Российской Федерации, став первым в нашей истории кавалером обеих Золотых Звёзд. Он является кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта»; орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также – индийского ордена «Падма Бхушан».

Именем Г.А. Ефремова названа малая планета солнечной системы.

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.

РУССКИЕ , восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации .

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года - 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.

Язык

Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:

Совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

Письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

Совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

Общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность - вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.