Самые известные картины финских художников. Финские художники

Akseli Gallen-Kallela

Sammon puolustus (1896)

Иллюстрации к Калевале. «Защита Сампо «.

Сáмпо (фин. Sampo ) - в карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы.

Hugo Simberg

Halla (1895)

halla — это заморозок , если я правильно понимаю, например летом ночью или с раннего утра

В этом смысле картина передает хорошо образ.

Helene Schjerfbeck

Toipilas (1888)

toipilas выздоравливающая

Hugo Simberg

Kuoleman puutarha Сад смерти

Есть несколько версий этой картины, на данном рисунке фреска из собора в Тампере.

Это картину мне порекомендовала одна финская девушку, когда я заметил, что как-то мрачновато даже для мрачных финнов, она мне горячо ответила: «Смерти ухаживают за цветами-людьми посреди пустыни, и когда вынуждены их резать делают это нежно словно прося прощения …»

Hugo Simberg

Haavoittunut enkeli — Раненый ангел
(1903)

Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.

Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

Albert Edelfelt

Pariisin Luxembourgin puistossa В Люксембургском саду Парижа .

Akseli Gallen-Kallela

Akka ja kissa Старуха и кошка

У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.

Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.

Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.

Слово akka я всегда с трудом перевожу — и «баба», и «бабка».

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck — по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.

А здесь именно лучик света и тепла.

Картина 1882 года, Tanssiaiskengät Танцевальные туфельки .

Это, наверно, самая грустная финская картина. По крайней мере по моему мнению.

Albert Edelfelt

Lapsen ruumissaatto Похороны ребенка (дословно Похоронная процессия ребенка)

Это первая финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях - торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.

«Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.

Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.

В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.

Еще, от себя, я бы позволил заметить, что в этой картине очень точно передано отношение финнов к смерти (которая, увы, является частью, последней частью, любой жизни). Оно очень строгое и сдержанное, тут тоже есть отличие от русских. Но эта строгость и сдержанность не говорит об их безэмоциональности, просто финны все это несут глубоко в себе. Глубже, чем мы, русские. Но горе от этого не перестает быть горем и для них.

Pekka Halonen

Tienraivaajia Karjalassa Строители дороги в Карелии.

Дословно было бы «расчищатели дороги в Карелии».

raivata — хороший глагол: расчищать путь
не знаю, есть ли у него общее со словом raivo ярость, исступление

Но вот глядя на эту картину — можно предположить, что да.

В картине другая черта финнов — исторически им приходилось жить в крайне неблагоприятной природной среде, то есть именно иногда просто яростно бороться за свое существование, отсюда, наверное, и вот это упорство, которое они показывают в труде и невзгодах. По крайней мере так было раньше.

Hugo Simberg

Еще одна картина Хуго Симберга — «Мечта «.

Симберга по праву причисляют к символистам, его картины крайне открыты для трактовок и интерпретаций.

И при этом в его картинах всегда есть что-то очень национальное.

Akseli Gallen-Kallela

Poika ja varis Мальчик и ворона.

(1884) Лично я, кстати, только довольно взрослым узнал, что вор"она (varis ), условно говоря, не жена/самка в"орона (korppi ). Собственно говоря, такая неразбериха происходит к счастью только в русском языке. Например в украинском ворон — это «крук», а ворона, так и будет «ворона». По-английски слово ворон звучит «raven», а ворону называют «crow».

Картина сейчас находится в «Атенеуме».

Akseli Gallen-Kallela.

Lemminkäisen äiti Мать Лемминкяйнена.
(1897)

Картина находится в «Атенеуме», Хельсинки.

Картина описывает сцену из «Калевалы», в которой Лемминкяйнен был убит и расчленен, а части тела брошены в темную реку, Туонелу. Мать героя граблями собрала части тела своего сына, и сшила в их в одно целое. На картине она ждет пчелу — поэтому смотрит вверх — которая принесет волшебный мед от старшего по званию бога Укко, который должен воскресить Лемминкяйнена.

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.


Фото: Sani Kontula-Webb

Портрет племянников Александра III, принадлежащий кисти одного из самых известных финских художников Альберта Эдельфельта и в Финляндии считавшийся утерянным, неожиданно обнаружился в художественном музее города Рыбинска.

Финский искусствовед Сани Контула-Вебб, уже более 10 лет изучающая финско-российские художественные связи, нашла картину случайно в Интернете, на сайте музея-заповедника Рыбинска, но под другим названием. Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, наверное, в сотый раз, вдруг дал неожиданный результат - глаз исследователя зацепился за изображение, не встречавшееся ранее, но показавшееся очень знакомым.

"В Финляндии картина считалась пропавшей. В российских источниках я тоже не сталкивалась с информацией о её местонахождении. Нигде раньше не печатали её репродукции. Но в Атенеуме хранятся эскизы, сделанные Эдельфельтом, и я имела примерное представление, как должен выглядеть портрет", - рассказала "Фонтанке.fi" Сани Контула-Вебб.

Фото: Sani Kontula-Webb
Сани Контула-Вебб пишет диссертацию о влиянии Академии на искусство Финляндии в период её автономии (с 1809 по 1917 г.).

Речь идёт о портрете двух племянников императора Александра III - Бориса и Кирилла, сыновей его брата, князя Владимира. Работа Эдельфельта под названием "Дети" хранится в музее Рыбинска, в техпаспорте картины, составленном ещё в 80-е годы, говорится, что на ней изображены девочки, - дети одеты в платья, а волосы у них длинные и кудрявые, в соответствии с модой тех времён. Но описание устарело.

Фото: Sani Kontula-Webb
На картине "Дети" изображены племянники императора Александра III, сыновья князя Владимира Александровича Кирилл и Борис.
Портрет был написан в 1881 году по заказу князя Владимира, который возглавлял Академию художеств, и изначально хранился в его дворце в Царском Селе. Что произошло после революции, оставалось для финских искусствоведов неизвестным. Согласно техпаспорту, она поступила в хранилище музея Рыбинска в 1921 году.

Фото: Sani Kontula-Webb
Инвентарный номер на заднике картины указывает на то, что она хранилась во дворце князя Владимира.
Стоимость картины не оценена. На аукционе Bukovskis работы Альберта Эдельфельта были проданы за суммы от 18 до 120 тысяч евро.

"Альберт Эдельфельт для Финляндии - как Репин для России, - говорит Контула-Вебб. - Он национальный, всеми любимый и почитаемый художник, который сделал блестестящую карьеру, его картины выставлялись в Академии художеств, ему предлагали профессуру". Именно портрет детей князя Владимира открыл для художника путь в фавориты российского императорского двора. После этого Эдельфельт был представлен супруге императора Александра III Марии Федоровне (Дагмар), и она заказала ему портреты своих детей - Ксении и Михаила. Затем художнику уже позировал лично Николай Второй, что считалось большим знаком уважения - официальные портреты обычно копировали либо с уже существующего, либо с фотографии.

В музее Рыбинска благосклонно отнеслись к идее финнов организовать выставку, но сначала картину предстоит отреставрировать.

На вопрос "Фонтанки.fi" о том, есть ли шанс обнаружить какие-то другие пропавшие работы финского живописца, Сани Контула-Вебб ответила с сомнением и надеждой. По её словам, существовал камерный портрет Николая Второго, который предназначался для его супруги Александры. На нём император изображён в халате в домашней обстановке: "Если он, конечно, дошел до наших дней после революции..."

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905) — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Часть его работ хранится в Эрмитаже.


Финский художник Berndt Lindholm (1841-1914).

Берндт Адольф Линдхольм Berndt Adolf Lindholm ,(Ловииса 20 августа 1841 - 15 мая 1914 года в Гетеборге, Швеция) был финским художником, считается также одним из первых финских импрессионистов. Линдхольм также был первым скандинавским художником, который уехал учиться в Париж. П ервые уроки рисования он получил в Порвоо у художника Йохана Кнутсона, а затем перевелся в финскую школу рисования общества искусств в Турку. В 1856-1861гг. он - студент Экмана.В 1863-1865гг. Линдхольм продолжил свое обучение за рубежом в Дюссельдорфской Академии художеств. Он оставил Германию и вместе с ( Яльмар Мунстерхельм) Magnus Hjalmar Munsterhjelm (1840-1905) (Тулос 19 октября 1840г. - 2 апреля 1905 г.) вернулся на родину в Карлсруэ (1865-1866), где стал брать частные уроки у Hans Fredrik Gude (1825-1903) , а затем побывал дважды в Париже в 1873-1874 году, где его учителем был Леон Бонна. Во Франции тесно общался с барбизонцем Шарлем-Франсуа Добиньи. Он также с удовлетворением оценил работы Теодора Руссо, и восхищался творчеством Жана-Батиста Камиля Коро. Первая персональная выставка была проведена в Хельсинки осенью 1870 года, где Линдхольм получил высокую оценку. В 1873 г. Академией Художеств дано звание академика за картину «Лес в провинции Саволас» и др. ,в 1876 году он был награжден медалью всемирной ярмарки в Филадельфии; в 1877 году он был награжден финской Государственной премией.Линдхольм жил в основном за границей. В 1876 году он переехал в Гетеборг и работал в музее куратором (1878-1900). Он также преподавал в Гетеборгской школе рисунка и живописи, затем был избран президентом Академии изобразительных искусств и членом Шведской Королевской академии .Он был более универсален, чем его друг художник и соперник Магнус Яльмар Мунстерхельм , который остался верен всю свою жизнь романтическому пейзажу. Первоначально Линдхольм рисовал также типичные романтические пейзажи, а потом, под влиянием французской пленэрной живописи, постепенно становится близок к реализму. К концу своей карьеры он перключился только на прибрежные и морские пейзажи.Известно также, что Линдхольм участвовал в иллюстрации книги Захария Топелиуса - (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. (З.Топелиус. Путешествие по Финляндии. Издание Ф. Тильгмана, 1875г. Пер. со швед. Ф.Хеурена. Содержит множество гравюр с подлинных картин А.фон Беккера, А.Эдельфельта, Р.В.Экмана, В.Хольмберга, К.Е.Янсона, О.Клейне, И.Кнутсона, Б.Линдхольма, Г.Мунстергельма и Б.Рейнгольда). Иллюстрации Линдхольма в количестве 10 посвящены водопаду Иматра.В Финляндии не в полной мере были оценены работы художника периода пребывания его во Франции, почти все они находятся в частных коллекциях.

Каменистый пляж . Далее... ">


Скалы, освещенные солнцем.

Опушка соснового леса .

Лесной пейзаж с фигурой дровосека.

Река, протекающая через скалистую местность

Урожай овса.

Береговая линия

Зимний пейзаж в лунном свете


Вид с берега.


Лодки на причале

Скирды.

Пейзаж с березами


Морской пейзаж.

Морской пейзаж.

Вид на скалы.

Тоска


Солнечный свет в лесу.


Вид на Ладогу.

Рыбаки в утреннем тумане

Корабли на горизонте.

Монмарт, Париж.

От острова Порвоо

Коровы на пастбище