Санчо панса описание героя. Дон кихот и санчо панса

Не зря сожгли Сервантеса… да-да. В начале сего фильма священник и аптекарь отправляют на костер все книги о рыцарях не позабыв на закуску и творение Сервантеса. Вот прекрасный намек сценаристов -во что превратится несгораемая классика благодаря их беспутно-поверхностной работе над этим фильмом.

Если пересказывать вкратце книгу о доблестном рыцаре Дон Кихоте и его оруженосце — то выйдет приблизительно этот фильм, но -на килограмм умнее, на пол-кило романтичнее и на 200 грамм трагичнее. Фильм удался лишь воплощением персонажей — отличный подбор актеров, типажность и темперамент на высоте. Не повезло конечно найти в фильме истинного Росинате -клячу жалкую и тощую как и хозяин, но это мелочи, на фоне итальянской Испании.

Слишком много итальянского -и манера комедийного сюжета (комедия дель-арте) и персонажи более подходящие к балаганному театру, где дон Кихот -Пьеро, а Санчо Панса -Арлекино. Ода Мальвине (то есть Дульсинее Тобоской) прозвучала почти к месту и по тексту, но.. Дульсинея существовала, а тут же Дон Кихот сам признает свою ненормальность и говорит, что выдумал эту прекрасную даму. А пицца? Откуда взялась пицца на столе бедной испанской крестьянки. Наверное это такой непрозрачный юмор был в фильме.

Слишком мало экзальтированного романтизма. Ведь произведения Сервантеса просто пропитано поэтическими идеалами и романтическими историями о несчастных влюбленных. Это фильм нужно переименовать в «Санчо Панса и его господин Рыцарь Печального Образа именуемого Дон Кихот»… Длинновато, но в стиле Сервантеса. Увы -много шуток и пантомим, много нелепостей и кривляний, а поэзии и возвышенности и безумства Дон Кихота, очень мало! Мало злоключений и переломов, мало несчастий и испытаний. Но именно это и есть стержень всего бессмертного творения перерастворимого, как растворимый кофе в этот фильм, именуемый экранизацией.

Главная и важнейшая сцена -сражения с мельницами, откровенно дешево снята. Декорации мелкие, неправдоподобные и монтаж вырвал куски сцены. Большой минус для фильма. Именно тема борьбы с ветряными мельницами -стал символом пустых и безумных свершений. Зато на яйцах продюсеры не продешевили -проглатывания яиц -главный фокус фильма, этакая дешевая клоунада на радость публике.

Отмечу лишь пару удачных моментов фильма -воображаемый пир в сарае и ночное дежурство Дон Кихота.

Эпилог. Открытый и пафосный, даже красиво-символичный. Не важно, что не по книге, главное было поставить восклицательный знак после выдуманного хеппи-энда.

Имя: Санчо Панса (Sancho Panza)

Страна: Испания

Создатель: Мигель де Сервантес

Деятельность: оруженосец Дон Кихота

Семейное положение: женат

Санчо Панса: история персонажа

Персонаж романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», спутник и оруженосец главного героя. Санчо Панса - типичный представитель народа Испании того времени. Даже значение имени героя говорит об этом (Panza переводится как «брюхо»). Речь героя переполнена пословицами и характерными монологами. Характеристика Санчо такова: герой практичен и постоянно проявляет здравый смысл (в противоположность благородному спутнику), склонен к хитрости и в каких угодно обстоятельствах ищет выгоду, часто действуя обманным путем.

История создания

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» задумывался Сервантесом как пародия на рыцарские романы эпохи Возрождения. Санчо Панса создавался, вероятно, как собирательный образ испанского крестьянина, человека из народа. А вот у , возможно, был прототип. Этим прототипом мог послужить взаправду существовавший человек по имени Гонсало Хименес де Кесада, испанский конкистадор, историк и писатель.

Этот ученый человек, происходивший из знатного семейства, потратил много месяцев на поиски мифической страны Эльдорадо, якобы расположенной в Южной Америке. Предполагалось, что земли эти полны золота и драгоценностей. О походах Кесадо ходило множество легенд и домыслов.

Биография

Дон Кихот - идальго, человек благородного происхождения. Санчо Панса жил на его землях и работал как простой крестьянин. В сравнении с Дон Кихотом Санчо представляет полный контраст даже в плане внешности. Это низенький упитанный человек, который в странствиях с Дон Кихотом разъезжал обыкновенно на осле по кличке Серый, в то время как худой и длинный Дон Кихот ездил на лошади по имени Росинант.


В этом имени сложно обыгрываются испанские слова rocin - «кляча», и ante - «прежде, впереди». Имя это, по мнению Дон Кихота, звучало благородно и призвано было пояснять, «что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Характеры героев также диаметрально противоположны. Дон Кихот склонен к мечтаниям, выдумкам и миражам, Санчо же зачастую старается отговорить спутника от откровенных безрассудств.


Перед тем как отправиться в странствия, герой успел пожить в браке и обзавестись двумя детьми. Практичный и трезвомыслящий Санчо согласился сопровождать Дон Кихота в роли оруженосца не оттого, что попал под влияние идей безумного идальго, а потому что купился на щедрые обещания, которые тот дал - сделать Санчо губернатором острова и пожаловать герою графский титул. Санчо не строит иллюзий на счет своего господина и считает, что тот не в себе, однако относится к Дон Кихоту с почтением из-за того, что тот умен и образован.


Во второй части романа образ Санчо претерпевает некоторые изменения. Герой становится более рассудительным и умным. Санчо в самом деле назначают губернатором (в шутку) и герой показывает себя на этом «посту» с лучшей стороны, честно и толково управляет и изысканно выражается. А позже покидает пост по доброй воле, придя к выводу, что власть – не для него.

При этом герой проявляет и такие черты, как наивность и доверчивость, в то время как окружающие жестоко шутят над Санчо, считая героя таким же безумцем, как и Дон Кихот. В финале радость от того, что удалось-таки заработать денег, мешается у героя с искренним сожалением о смерти Дон Кихота.

Экранизация

Роман «Дон Кихот» пережил громадное количество экранизаций, ранняя из которых состоялась на заре кинематографа, в 1903 году. Это была черно-белая немая короткометражка, снятая во Франции. Звук и цвет пришли в кино много позже.


Последняя известная экранизация романа вышла в 2007 году. Это мультипликационный фильм совместного производства Испании и Италии, снятый режиссером Хосе Посо.


В России также вышло несколько экранизаций. В 1957 году вышел цветной фильм от студии «Ленфильм» с актерами в главной роли и Юрием Толубеевым в роли Санчо Пансы. Еще одна экранизация с в роли Дон Кихота и в роли Пансы вышла в 1997 году под названием «Дон Кихот возвращается».

В честь персонажей книги названы два астероида. Первый, под названием «(571) Дульсинея», открыт в 1905 году, а второй - «(3552) Дон Кихот», - почти восемьдесят лет спустя, в 1983 году.


Образ Дон Кихота, чьим спутником был в романе Санчо Панса, оказал громадное влияние на мировое искусство и культуру. Имя героя стало нарицательным, породив такое понятие, как «донкихотство». Многие позднейшие литераторы обыгрывали либо пародировали образ Дон Кихота, давали отсылки к нему или предлагали собственные интерпретации.

Английский писатель Грэм Грин создал роман «Монсеньор Кихот», действие которого разворачивается в ХХ веке в Испании после падения франкизма. написал рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота», где создается образ вымышленного писателя, который извел годы собственной жизни на то, чтобы воспроизвести некоторые главы из романа Сервантеса. А испанский философ Мигель де Унамуно создал своего рода «философский пересказ» текста Сервантеса, названный «Житие Дон Кихота и Санчо».


В 2005 году в Москве открылся Виртуальный музей Дон Кихота, созданный Институтом Сервантеса. Экспонаты, выставленные в холлах и аудиториях института, раскрывают тему Дон Кихота так полно, как только возможно. В музее прошли выставки иллюстраций к роману, «Дон Кихот и кино», «Дон Кихот и театр» и даже «Дон Кихот и дизайн».

Цитаты

«Такой важный господин, как вы, ваша милость, всегда сумеет выбрать для меня что-нибудь такое, что придется мне по плечу и по нраву».
«Ведь если б даже господь устроил так, чтобы королевские короны сыпались на землю дождем, и тогда, думается мне, ни одна из них не пришлась бы по мерке Мари Гутьеррес. Уверяю вас, сеньор, что королевы из нее нипочем не выйдет. Графиня − это еще так-сяк, да и то бабушка надвое сказала».
«Смотрите же, ваша милость, сеньор странствующий рыцарь, не забудьте, что вы мне обещали насчет острова, а уж я с каким угодно островом управлюсь».
«И хоть я знаю, что женщины болтают пустяки, а все-таки не слушают их одни дураки».
«Я щупал себе пульс и знаю, что у меня хватит здоровья, чтобы править королевствами и островами».

Но простодушие Санчо объединенная с практичностью, трезвым взглядом на жизнь, а его крестьянское сознание несовместимое с куртуазными идеалами. Влюбившись в простую крестьянскую девушку Альдонсу Лоренсо, Дон Кихот воображает ее Дульсинеей, а Санчо о своей жене говорит: «Когда бы даже господин Бег из неба королевские короны дождем сиял, то и тогда бы на главу Марии Гутьеррес ни одна, наверное, не пришлась». И когда Дон Кихоту кажется, что он видит великана, то Санчо видит просто ветряная мельница, и отара для него только большое количество баранов, а не войско могущественного императора Алифанфарона, властителя большого острова Трапобани.

Поэтому роман о Дон Кихота – это и своеобразная переоценка ренессансных ценностей, которые не выдержали проверки временами. Благородным мечтателям не удалось превратить мир. Проза жизни возобладала над красивыми идеалами. В Англии Вильям Шекспир показал это как трагедию, в Испании Сервантес изобразил это в смешном и печальном вместе с тем романе «Дон Кихот». Автор не смеется над энтузиазмом своего героя и его желание действовать, он только показывает, что оторванность от жизни может не только свести на нет все усилия «энтузиаста», но и повредить тем, кому он старается помочь. Неслучайно, что для восприятия мыслей и подвигов Дон Кихота прежде всего раскрывается сердце Санчо Пансе – человека из народа.

Сервантес был большим гуманистом, ему близкие высокие идеалы Ренессанса, но он жил и создавал в то время, как иллюзии относительно возрождения «золотых пор» таяли. В Испании этот процесс происходил, возможно, мучительнее.

Итак, на первый взгляд кажется, что Дон Кихот и Санчо Пансе между собой совсем непохожие. Внешнюю непохожесть героев всегда подчеркивали иллюстраторы романа: худущий и высокий Дон Кихот на старому, изможденном кону и низенький, толстый Санчо на хорошо откормленном ишаке – именно такими возникают они на картинах Г. Доре, О. Домъє, С. Дальше, С. Бродского. Но неслучайно цирюльник, приятель дон Кихота, делает замечание, которые «пажа со своим хозяином – одного поля ягоды». Санчо отправляется с Дон Кихотом в странствования, так как надеется изменить свою жизнь на лучше. Под влиянием Санчо Дон Кихот начинает лучше понимать мир. И когда ему выпадает возможность быть «губернатором», Санчо оказывается достойным своего наставника. Эти события Сервантес описывает уже во втором томе романа: Дон Кихота и Санчо пригласили в свои имения богачей и дукиния (о рыцаре с Ламанчо и его верного пажа они уже якобы знали из первого тома романа). Ради развлечения богачей и назначил Санчо «губернатором острова». В письме к жене Санчо с радостью извещает об этом событии и обещает ей, что теперь он «своего не впустит». Но, став губернатором, Санчо не только проявил ум и сообразительность, а еще и честность и желания установить справедливость хотя бы на том острове, где он имел власть.

В начале романа Санчо Пансе будто воплощает ту «грубую прозу жизни», против которой и возникает Дон Кихот. Санчо становится за пажа Дон Кихота, так как хочет разбогатеть и стать губернатором. Его наивная вера в такую возможность тоже имеет историческая подпочва: Испания предыдущего столетия – одна из крепчайших морских государств, именно на кораблях испанского флота Колумб осуществил свое славное плавание и, искать путь к Индии, открыл Америку. Ожидание Санчо стать губернатором на острове – это и своеобразный отголосок тех знаменитых лет, и проявление вечной мечты народа о справедливости.

Вывод. Санчо Пансе – человек из народа – изменяется под влиянием куртуазных идеалов своего спутника так же, как и Дон Кихот испытает влияние со стороны своего оруженосца – становится менее наивным, более уравновешенным, похожим на человека нового времени. Желание Санчо Пансе осуществляется, что можно считать своеобразным выводом – человек из народа более приспособленная к жизни, чем мечтатель-идеалист Дон Кихот.

Опорные понятия: донкихотство, куртуазные идеалы, реальность, комедия, переоценка ценностей.

САНЧО ПАНСА

САНЧО ПАНСА (исп. Sancho Pansa; «pansa» - пузо, брюхо, живот) - центральный персонаж романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605; второй - 1615). Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин С.П. оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном С.П. переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, С.П. считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой - почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту С.П. - стать губернатором острова. Дон Кихота и С.П. часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть С.П. не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» С.П. не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов.

Образ С.П. генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают С.П. на одеяле - как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С.П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С.П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С.П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С.П. наносит удары по буковым деревьям.

По ходу романа С.П. присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С.П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина - пахать землю, С.П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т.к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство.

В критике образ С.П. чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример - точка зрения на С.П. Тургенева и Достоевского). В испанской литературе начала XX в. образ С.П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от «кихотизации» Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно). Лит. см. к статье «ДОН КИХОТ».

Г.В.Денисенко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САНЧО ПАНСА" в других словарях:

    - (иноск. шут.) слуга (съ намекомъ на слугу Донъ Кихота). Ср. Мужикъ Зика, сдѣлавшійся Санчо Пансой нашего Донкихота, кажется, былъ пріуготовленъ къ этой должности самой природой... Лѣсковъ. Захудалый родъ. 1, 18. См. Дон Кихот … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Сущ., кол во синонимов: 1 персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Статуя Санчо Пансы в Мадриде работы Лоренсо Кулло Валера, 1930. Санчо Панса … Википедия

    САНХО ПАНСА или САНЧО ПАНСА Бессмертный оруженосец Дон Кихота в романе Сервантеса, тип верного, но глупого слуги. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск. шут.) слуга (с намеком на слугу Дон Кихота) Ср. Мужик Зика, сделавшийся Санчо Пансой нашего Донкихота, кажется, был приуготовлен к этой должности самой природой... Лесков. Захудалый род. 1, 18. См. дон Кихот … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Санчо Панса - С анчо П анса, С анчо П ансы, муж … Русский орфографический словарь

    Санчо Панса - Р. Са/нчо Па/нсы, м. (лит. персонаж; тип толстяка оруженосца) … Орфографический словарь русского языка

    Санчо Панса - (шп. Sancho Panza) несмасен штитоносец на Дон Кихот во истоимениот роман на Мигел де Сервантес тип на селски итрец, просечен практичар и прозаичено снаодлив човек (сушта спротивност на својот господар) … Macedonian dictionary

    - (Санш, Саншу) личное имя. Монархи Санчо I Санчо II Санчо III Персонажи Санчо Панса … Википедия

    ПАНСА - (Санчо П.; лит. персонаж; в знач. нариц.) Санчо Пансы и Дон Кихоты И, увы, содомские Лоты Смертоносный пробуют сок, Ахм940 60 (282) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Книги

  • Дон Кихот (комплект из 2 книг) , Мигель де Сервантес Сааведра. Четыре века назад Сервантес предъявил новые требования к реальности, раздвинул горизонты европейского романа, и Рыцарь Печального Образа пустился в вечное странствие. "Дон Кихот принимает…

И Дон Кихот, и Санчо Панса являют собой авторское понимание человеческой сущности - благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной захвата. Санчо Панса является своеобразным дополнением образа Дон Кихота. Но Санчо Панса в своем путешествии с Дон Кихотом не забывает и о наживе: прихватывает кое-что из вещей похоронной процессии, забирает седло из осла цирюльника. Да, Санчо верит обману священника, что Доротея является принцессой, и уговаривает Дон Кихота защитить ее от великана.

Оруженосец главного действующего лица является в некотором смысле его двойником, несмотря на явную разницу в характерах. Несмотря на то что он часто подвергал сомнению слова спутника и даже не раз его обманывал, сам Санчо, тем не менее, с легкостью допустил возможность, что однажды ему суждено стать правителем. Удивительнее всего, что его желание действительно сбылось: однажды герцог в самом деле назначил оруженосца руководителем острова. Панса многое заимствовал у Дон Кихота и реализовал эти навыки при своем управлении.

Дополнительные статьи из рубрики ««Дон Кихот»»

Свой знаменитый роман «Дон Кихот» испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра писал тогда, когда сидел в тюрьме. Сервантес показывает нам, что в Дон Кихоте сочетаются фантазерство и реализм. Они даже внешне совершенно различны: Дон Кихот - высокий и худой, а Санчо Панса - низкий и толстый. Санчо Панса - преданный друг и помощник, в нем воплощены все лучшие качества простого человека.

Дон Кихот и Санчо Панса — герои дополняющие друг друга. Первый связан с земным и смертным в человеке, второй - с добродетелями, с божественным и бессмертным. Потому-то Санчо и ему подобные различают только мельницы и стены там, где рыцари духа видят великанов гордыни. Дон Кихот является персонификацией высшего начала в человеке, которое ясно знает, чего хочет и что должно делать.

Однако к «Дон Кихоту», конечно, нельзя подходить только как к пародии на рыцарские романы. Герцог и герцогиня издеваются над Дон Кихотом и Санчо Пансой, устраивают над ними разные жестокие шутки. Сервантес критически относится к их насмешкам и проделкам. Поэтому Сервантес воплотил их в образе Дон Кихота, человека враждебного этому обществу. Характер Санчо Пансы наиболее полно раскрывается в эпизоде с его губернаторством. Санчо Панса и дон Кихот представляют старый мир, старое добуржуазное общество, два его сословия - рыцаря и крестьянина. Дон Кихот даже поднимает бунт против этого мира. Однако роман кончается примирением героя с обществом.

Но где именно, в каком селении находится родина Дон Кихота? В Испании книгу Сервантеса о Дон Кихоте называют «нашей Библией». В одном из залов, точнее в подвале особняка находится старинная типография, подобной той на которой печатался первый тираж книги Сервантеса о Дон Кихоте.

У него был верный друг Санчо Панса. Вместе они разъезжали по Испании, деля между собой пинки и улыбки фортуны. И этот мирный, даже боязливый поселянин вдруг начинал призывать Дон Кихота, только что вернувшегося домой из похода, вновь и при этом без всякого промедления отправиться на поиски приключений. Его заветное желание сводится к тому, чтобы разбогатеть или, по крайней мере, как-то поправить свои денежные дела. Сервантес вовсе не скрывает того, что Санчо «падок на деньги». Дон Кихот не зря давал ему советы. Дон Кихот принимает участие в судьбе прекрасной крестьянки Китерии, которая не прельстилась богатством Камачо и стала женой бедного пастуха Басильо. Ламанчский рыцарь готов выступить на защиту хитроумных влюбленных, одурачивших Камачо Богатого. Острота этой новеллы в том, что испанский дворянин не только посмел полюбить мавританку, но и пожелал разделить с нею горечь изгнания, на которое обрек испанских морисков жестокий указ короля.