Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам - Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них - скрипки.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики - а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент - полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями - эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Антонио Страдивари считается величайшим в мире создателем струнных музыкальных инструментов. Его скрипки и альты и с годами не теряют чистоты звучания, на них играют самые известные исполнители. Сейчас эти инструменты оцениваются в миллионы долларов Уже более трех столетий исследователи пытаются понять: как Страдивари, а также другим итальянским мастерам прошлого удавалось добиться столь мощного звука и богатого тембра? И почему эти уникальные секреты впоследствии были утеряны?

Рождение во время чумы

Еще при жизни великого мастера ходили слухи, что он делает инструменты из обломков Ноева ковчега. А завистливые «знатоки» утверждали, что он продал душу дьяволу и поэтому его скрипки - лучшие.
Точная дата рождения Страдивари не зарегистрирована - в середине XVII века в Европе-разразилась эпидемия чумы, и родители Антонио несколько лет укрывались в родовом имении. Считается, что их сын родился в 1644 году. После спада эпидемии семья вернулась в итальянский город Кремону. Здесь юный Антонио поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати, первое время не получая никакой платы. Начиная с 1680 года Страдивари стал работать самостоятельно. До своей смерти в 1737 году он изготовил примерно 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов, из которых около 720 инструментов сохранились до наших дней и их подлинность подтверждена экспертами.
Учениками Антонио были два его сына - Франческо и Омобоно. Но ни тот, ни другой не достигли мастерства отца. По легенде, перед смертью Страдивари сжег все свои бумаги. Но правда ли это и что там было записано - никто сказать не может.

Но выводы техасского химика и его последователей многие посчитали оскорблением великих мастеров прошлого. Дерево для инструментов действительно проходило предварительную обработку - но почему сам Страдивари не должен был знать, к чему она приведет? Тем более что кипячение в соляном растворе проводилось только в Кремоне, и любой мастер мог сравнить скрипки из этого города с произведенными в других местах, а значит, легко понять, что именно обусловило разницу в их звучании.

О пользе долгого холода

Другая группа ученых считает, что секрет мастера кроется в самом материале, который у инструментов Страдивари был одним и тем же: для верхней деки - ель, для нижней - клен.
Исследователь Генри Гриссино-Май-ер из Университета Теннесси определил, что плотность древесины у скрипок Страдивари гораздо выше, чем у современных инструментов. Он изучал спилы деревьев в Европе и установил, что ели, которые росли там с 1625 по 1720 год, имели очень узкие годовые кольца. Это связано с так называемым малым ледниковым периодом, когда на континенте было существенное похолодание и даже замерзал пролив Босфор. Деревья, которые использовал Страдивари, привозили из предгорий Альп, и их древесина из-за холода уплотнилась естественным образом.
Однако против этой теории активно возражают жители Кремоны. Их город привлекает туристов славой замечательных скрипичных мастеров - таких как Амати, Страдивари, Гварнери. А если выяснится, что дело не в их золотых руках, а в климатических условиях произрастания древесины, поток приезжих может резко снизиться. Да и само утверждение Гриссино-Майера не дает ответа на вопрос: а почему же тогда уникального звучания не имеют музыкальные инструменты, сделанные в других местах Италии, ведь древесина для их изготовления тоже доставлялась из предгорий Альп?

Размер имеет значение?

Некоторые исследователи пытаются объяснить уникальность звучания исходя из формы инструментов. Ведь ни один из них в точности не повторяет другой. Задачей мастера было создание очень чувствительного корпуса, который мог бы наилучшим образом отзываться на колебания струн. Это достигалось тем, что все части скрипок или альтов фиксировались в форме изгиба и дерево находилось в максимально напряженном состоянии. Французский физик XIX века Феликс Савар объявил о найденной им гармонической системе Страдивари, когда в процессе создания инструментов их музыкальная настройка совершалась по нижней деке. Под руководством Савара было создано- несколько инструментов, которые по звучанию очень напоминали изделия великого мастера. Но при этом их деки были почти в полтора раза толще! А все попытки сделать их такими же, как у Страдивари, приводили к тому, что инструменты теряли чарующий тембр.


Сотрудники Массачусетского технологического института провели анализ огромного количества старинных альтов и скрипок и выяснили, что изделия Страдивари отличаются эфами - f-образными отверстиями на верхней деке, которые у данных инструментов в среднем на 2% крупнее, чем у других.

Лак от Леонардо да Винчи

Ну и конечно, наибольшее количество ученых утверждают, что волшебные свойства инструментов Антонио Страдивари обусловлены специальным лаком. Покрытие старинных скрипок или виолончелей действительно является уникальным. Лак на них одновременно уплотняет древесину и позволяет ей дышать. Он под разными углами меняет свой цвет, очень эластичен, и благодаря ему мелкие царапины и потертости затягиваются сами собой.
Именно с помощью лака, который выдерживал очень высокую температуру, великие мастера, гнули части инструментов, создавая акустический аппарат из двух чувствительных дек-мембран.
Примечательно, что таким же лаком пользовались знаменитые живописцы эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и другие. Совсем недавно, в 2010 году, группа французских и немецких ученых под руководством Жан-Филиппа Эшара проанализировала его состав и установила, что туда входили масла, смолы, органические красители и некоторые неорганические соединения типа каменной пыли. Абсолютно точно состав лака установить не удалось, тем не менее исследователи уверены: решающей роли в уникальном звучании инструментов он не играл.
- Может, секрет мастера заключался в его глазах и руках? - предположил Эшар.

Копировать невозможно

Об этом же пишет исследователь и скрипичный мастер из Украины Валентин Тимошенко. В сентябре 2015 года он провел в Харькове пресс-конференцию, где рассказал о своем видении данной проблемы. По его мнению, главным недостатком всех исследований инструментов Страдивари было то, что ученые искали какой-то один основной секрет: особое дерево, вымачивание в соленой воде, предварительная обработка древесины, специальный лак и т.п. На самом же деле заслуга мастера - в создании уникальной технологии изготовления музыкальных инструментов.
Почему даже самые точные копии скрипок или альтов Страдивари звучат гораздо хуже оригинала? Да потому что копируется только их внешняя форма. Однако, чтобы принять эту форму, любой инструмент проходил очень жесткую обработку. Даже сам мастер поначалу не знал, как будет выглядеть его альт или скрипка - потому что каждая деталь подбиралась и изгибалась в соответствии с ее звучанием. Обработка, имевшая целью предельное уплотнение древесины и максимальный прогиб дек, производилась медными стержнями, которые предварительно нагревались в печи. Работа была чрезвычайно кропотливой и требовала не только специальных навыков, но и творческого умения предугадать звучание.


Валентин Тимошенко описал технологию Страдивари, которую шаг за шагом открывал в течение 30 лет. Великий мастер начинал с боковых стенок. Потом проходила обработка нижней деки, начиная с краев к середине, после чего то же самое проделывалось с верхней декой. На обработанную поверхность наносился слой горячего лака, который уплотнял древесину. Если Страдивари не устраивало звучание, обработка могла производиться не один раз.
В результате корпус инструмента порой имел несимметричную форму, но становился неким единым целым и получал удивительную способность издавать звук, усиленный внутренним эхо.
Почему же музыкальные мастера перестали применять подобную технологию? Валентин Тимошенко считает, что это произошло в связи с появлением более современных рабочих инструментов для обработки древесины. Технология упростилась, стала менее трудоемкой - но при этом мастера, отказавшись от традиционных методов, растеряли навыки звуковой подгонки деталей друг к другу. А главное - их инструменты, в отличие от работ Амати или Страдивари, с годами звучат не лучше, а хуже.
, изготовленную в 1700 году, с экспертной оценкой от миллиона до полутора миллионов долларов , сообщает официальный сайт "Кристис". Скрипка выставлена под названием "Пенни" (The Penny) в честь ее последней владелицы - британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни, скончавшейся в 2007 году. Пенни вписала свое имя в мировую музыкальную культуру уже тем, что стала первой женщиной в струнной группе Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего "голоса".

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.

Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.

Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна - в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько - в частном владении.

Ученые и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Еще при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.

Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и "дышать". Это придает тембру характерный "объемный" звук.

По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

Тайна уникальных по своему звучанию скрипок итальянского мастера Антонио Страдивари не дает покоя многим исследователям без малого триста лет. Некоторые поговаривают, что итальянец продал душу дьяволу за секрет овладения невиданным ранее мастерством изготовления музыкальных инструментов.

Мальчишкой, Антонио не выделялся какими-либо особыми способностями в кругу сверстников. Но он безумно любил музыку. Она звучала в его сердце, наполняя душу счастьем и блаженством. Однако мальчик с разочарованием обнаружил, что петь он не умеет и не обладает голосом. Узнав, что в их городе живет скрипичных дел мастер Николо Амати, Страдивари решает поступить к нему подмастерьем. Именно в мастерской Амати, в Кремоне, Антонио получает первые ценные уроки. Но штамп «Сделано в мастерской Николо Амати» стоял на всех скрипках Страдивари вплоть до его сорокалетия, пока Антонио не открыл собственную мастерскую и не стал принимать собственных учеников. Однако уровень исполнения его инструментов значительно уступал даже скрипкам Амати.


Антонио женился. У него родились дети. Он был счастлив. Но вскоре на его родной город обрушилась страшная эпидемия – чума, поглощавшая город за городом, не минула и его семьи. Умерли и пятеро детей, и горячо любимая жена. Страдивари впал в отчаяние. Даже любимые скрипки не доставляли ему радости. Через некоторое время вернулся один из мальчиков-подмастерьев с просьбой отпустить его. После смерти родителей он вынужден был зарабатывать себе на жизнь сам. Но Антонио не только не отпустил мальчика, он усыновил его. Жизнь заиграла новыми красками. Именно с этого момента и начинается удивительная и загадочная история мастера скрипок. За всю жизнь им было произведено около 2500 музыкальных инструментов, в том числе и скрипок. Удивительно, ведь получается, что в год Антонио дарил миру около 25 инструментов, в то время как современный мастер, выполняющий работу вручную, изготавливает не более 4-5. До нас дошло около 650 творений великого мастера.


Некоторые исследователи настаивают на том, что секрет магических скрипок Страдивари кроется в особом лаке, покрывающим инструмент. Ведь даже при всех современных возможностях, включая компьютерные технологии, звук инструментов не идет ни в какое сравнение с шедеврами мастера Антонио. Говорят, что секретный лак был создан по специальному рецепту, который он получил от аптекаря-алхимика. Но он его усовершенствовал, добавив крылья неизвестных насекомых и частицы пыли из собственной мастерской. По одной легенде, Антонио использовал для создания скрипок особую породу деревьев, произраставших только в Тирольских лесах, но давным-давно вырубленных. А по другой, наоборот, Страдивари использовал высокогорные ели, произраставшие в довольно холодных условиях. Они отличались более плотной древесиной, что и придавало удивительное звучание волшебным скрипкам Страдивари. Прагматики, не верящие в какие-либо волшебные легенды, решили проверить скрипки по физическим и химическим показателям. Так, американский ученый из Техаского университета утверждает, что ему удалось разгадать тайну самого загадочного мастера в мире. Он предполагает, что все дело в специальной химической обработке, которой подвергалось дерево в процессе его подготовки к использованию. Климат также играл немаловажную роль.


Йозеф Нагивари исследовал пять инструментов: скрипка (1717) и виолончель (1731) работы Страдивари, скрипка Гварнери (1741), скрипка парижского мастера Бернарделя (около 1840), а также скрипка лондонского мастера Генри Джея (1769). Были проведены эксперименты по спектографии в инфракрасном излучении и магнитно-резонансные исследования. Невероятно, но ученому удалось распознать дерево, которое было применено для изготовления шедевров. Но только в кремонских скрипках великого матера Страдивари и мастера Гварнери был обнаружен некий химический элемент, как предполагает Нагивари, попавший туда при непосредственной обработке дерева до изготовления инструмента. Достоверно известно, что мастера-итальянцы не владели обширными познаниями в области алхимии, тем более не могли применять какие-то неизвестные вещества для обработки материала. Нагивари считает, что, скорее всего, дерево подвергалось кипячению в особом соляном растворе, дабы избежать воздействия грибка на инструмент. Состав раствора пока не удалось восстановить. Но есть и другое мнение по поводу открытия американца-ученого. «То, что разгадкой творческого гения Страдивари и других великих мастеров могут быть древесные черви, – полная чушь, – полагает профессор Санкт-Петербургской консерватории Семен Бокман. – Свою первую скрипку юный ученик Амати Антонио Страдивари закончил к 1667 году,

однако период творческих исканий, в течение которого он искал собственную модель, длился более 30 лет. Его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов. К этому моменту Страдивари сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук необыкновенно обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. Летящий, неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. Как он добился этого чуда – достоверно неизвестно».

Но Нагивари не отчаивается. Сегодня в его планах – сжечь бесценную стружку, по спектру огня которой он надеется узнать точный химический состав великой скрипки великого мастера Антонио Страдивари.

Подпишитесь на нас

Антонио Страдивари прожил 92 года и всю свою долгую жизнь занимался изготовлением музыкальных инструментов. Он сделал около 600 изделий, известных под названием «скрипки Страдивари». Такое трудолюбие не могло остаться незамеченным. Результатом его работы стали скрипки с уникальным звуком.

Инструменты последних лет жизни мастера эксклюзивны. У них есть свои имена и история. За этими скрипками охотились, пытались купить и украсть. Они становились символом поклонения. Сейчас на скрипках Страдивари играют только великие музыканты. Стоимость этих инструментов превосходит все допустимые границы и равна целому состоянию.

Уникальность скрипок в том, что в век новейших технологий и современных материалов невозможно создать аналогичных инструментов. Это остается тайной Антонио Страдивари. Ассоциация скрипичных мастеров в Великобритании в своем журнале много раз пыталась раскрыть секреты мастера по изготовлению скрипок. И каждый раз безрезультатно. Тайна осталось тайной.

Специалисты считают, что уникальность связана с древесиной XVII века, из которой изготовлены инструменты. Сейчас такой древесины нет и, большая вероятность того, что она никогда и не появится больше. Климат в то время резко менялся, деревья старались быстро подстроиться под новые температурные условия. В составе древесины происходили особые химические процессы. Как раз в этот период и была изготовлена основная часть уникальных инструментов. Позже деревья приспособились под новые климатические условия и такие процессы внутри древесины больше не происходили. А скрипки, звучание которых неповторимо, остались.