Сергей Кристовский. Сергей Кристовский Всеволод крестовский биография

Крестовский Всеволод Владимирович - русский поэт, писатель и литературный критик; приходится отцом Марии Крестовской (писательница) и Игорю Крестовскому (скульптор, реставратор), а также дедом Ярославу Крестовскому (художник).

Биография Всеволода Владимировича Крестовского насыщена многочисленными событиями. Он родился в селе Малая Березянка, Киевской губернии, 11 февраля 1840, в семье уланского офицера. Является выходцем из дворянского рода.

Рифмовать Крестовский начал во время обучения в 1-й Санкт-Петербургской гимназии (1850-1857 гг.). Впервые его стихи были опубликованы в 1857 году. В то же время выходят его первые психологические рассказы и очерки. С 1857 по 1861 учился в северной столице России на юридическом факультете. Он был очень талантливым студентом, активным участником университетских мероприятий. Увлекался рисованием, музыкой, был членом литературных кружков. Именно в те юные годы познакомился со многими писателями, среди которых Ф. М. Достоевский, Д. И. Писарев, А.А. Григорьев. Уже тогда печатался в разных периодических изданиях.

В 1859 году семья Крестовских, к несчастью, разорилась. Всеволод был вынужден зарабатывать в журнале «Русское слово» и давать уроки чиновникам, которые хотели сдать экзамены. Во время таких уроков он познакомился с помощником полицейского надзирателя, благодаря которому получил возможность участвовать в поимке преступников.

В 1861 году женился на актрисе Варваре Дмитриевне Гриневой. Молодая семья жила бедно, весело и недолго. Их скудное жилье стало местом собраний питерской талантливой молодежи. Крестовский расстался с женой в 1863. В том же году он отбыл в Варшаву в составе официальной комиссии исследовать подземелья, которые, в свое время, использовались участниками польского восстания. В Польше Всеволод начинает работу над своим первым романом «Петербургские трущобы», который впоследствии сделал его одним из самых знаменитых и модных писателей. Данное произведение выпускалось в двух томах и считалось самым социалистическим романом, который написан на русском языке. Эта книга раскрывает перед читателем две стороны Санкт-Петербурга: изысканная внешняя и другая, укрытая от лишних взглядов, непривлекательная, но настоящая сторона российского общества. На примере жизни одного города показана ситуация в стране. Современники были в восторге от романа, так как находили в нем много известных им мест и образов. Интересный сюжет, яркие персонажи, зарисовки повседневной жизни разных слоев населения - вызывали неподдельный интерес читателей.

В 1868 Всеволод Крестовский поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк унтер-офицером. Через пять лет выпустил «Историю 14-го Ямбургского полка». Еще через три года из-под его пера вышла «История л-гв Уланского Его Величества полка», составлена по просьбе Александра ІІ. Материал, собранный для написания истории уланского полка, использовался потом Крестовским в повести «Деды».

В 1876 году Всеволод Крестовский отправился на русско-турецкую войну в качестве редактора «Военно-летучего листка». Очерки об этом периоде в истории России нашли место в книге «Двадцать месяцев в действующей армии». В 1892 году стал редактором газеты «Варшавский дневник», где и работал до конца своих дней. В 1888 году выходит откровенно антисемитская трилогия Крестовского Всеволода Владимировича «Жид идет» (правда третья часть так и не была окончена).

На склоне лет Всеволод Владимирович выучил иврит, к тому времени он уже в совершенстве владел французским, немецким, польским и знал основы японского языка. Он печатался в разное время в периодических изданиях: «Общезанимательный вестник», «Военно-летучий листок», «Исторический вестник», «Искра», «Свет», «Время», «Светоч», «Русское слово», «Заря», «Модный магазин», «Петербургский листок», «Русский мир», «Правительственный вестник», «Русский вестник», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация», «Эпоха», «Отечественные записки», «Нива». В 1862 году Крестовский выпусти сборник стихов. Несмотря на то, что произведения не получили одобрения критиков, многие стихотворения стали очень популярными. Некоторые были положены на музыку. Всеволод Крестовский является также автором либретто оперы «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова и оперы К. П. Вильбоа.

В жанре физиологического очерка, Крестовский издал три книги: «Фотографические карточки петербургской жизни», «Петербургские типы» и «Петербургские злоумышленники». В написании этих произведений помог опыт участия в полицейских облавах и допросах подозреваемых.

Крестовский Всеволод Владимирович умер 18 января 1895 от болезни почек. Его похоронили на Никольском кладбище. Немного времени спустя, тело известного литератора было перезахоронено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

К сожаленью, после смерти Крестовского, даже самые знаменитые его произведения стали постепенно забываться. Политика того времени критически относилась к откровенной концепции представленной в творчестве писателя. Но все же, в 80-х, когда переиздали «Петербургские трущобы» интерес, как к автору, так и к его творчеству, возродился. В 90-х даже начали снимать сериал, правда, в названии сменили слово «трущобы» на «тайны». Авторы картины также немного видоизменили сюжет произведения. Они решили отойти от трагизма и адаптировали сериал под запросы большинства телезрителей, сделав основной приключенческую линию. К тому же изменили характеры и действия многих персонажей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Крестовского Всеволода Владимировича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Крестовский Всеволод Владимирович - известный писатель. Был студентом историко-филологического факультета в Петербургском университете, но курса не кончил. Литературную деятельность начал стихотворениями (отдельное издание, СПб., 1862). Широкую известность ему доставил написанный в сенсационной манере большой роман "Петербургские трущобы", печатавшийся в "Отечественных Записках" с 1864 по 1867 г. (отдельно 5 изданий). Следующие произведения Крестовского посвящены одностороннему обличению движения шестидесятых годов, связываемого автором с польским повстанием.


Родился Крестовский 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Всеволода Владимировича, Владимир Васильевич, в Крымскую компанию воевал под Севастополем офицером уланского полка, затем вышел в отставку и переехал к семье в Санкт-Петербург. К тому времени (1850-1856 годы) Всеволод прошел курс наук в 1-й гимназии и поступил в 1857 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты Всеволода Крестовский в жанрах психологического рассказа и очерка нравов.

К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово" у Аполлона Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на первый чин коллежского регистратора (14 класс).

Одним из первых учеников Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка Иван Дмитриевич Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Всеволода Крестовский начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К.Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п.

В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи.

Частыми гостями молодой четы были братья-художники Маковские, скульптор Михаил Микешин, литератор Николай Лесков. Двух последних Крестовский водил "на натуру" в самые "знаменитые" питерские притоны той эпохи - "Вяземскую лавру", "Малинник", трактир "Ерши" у Аничкова моста и т.п. Безопасности ради, Крестовский всякий раз наряжал себя и спутников в нищенские лохмотья либо одеяния рабочих-поденщиков, но несколько раз им приходилось отбиваться в рукопашных драках от заподозривших неладное "блатных".

В 1863 году Крестовский расстался с супругой. Вероятно, тогда же он, став к тому времени знатоком скрытых подземных убежищ криминалитета, обратил на себя внимание Третьего отделения Канцелярии Е.И.В. - и в том же 1863 году отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания 1863 года. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы", опубликованного в журнале "Отечественные записки" в 1864-1866 годах.

Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России.

Летом 1867 года он отправился в пароходное турне по Волге для участия в цикле литературных вечеров. Попав в Нижний Новгород, Всеволод Крестовский стал свидетелем вопиющих злоупотреблений местного обер-полицмейстера Лаппо-Старженецкого и начал газетную кaмпанию против последнего. Противник Крестовского пытался привлечь его к суду за клевету, но в итоге разбирательства автор был полностью оправдан, а его оппонент с позором изгнан с должности.

В июле 1868 года Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением написать историю полка. В то же время он исполнял некоторые иные особые поручения, в результате которых в 1872 году был переведен тем же чином в лейб-гвардии Уланский полк. В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява.

С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. В отличие от штатских коллег, ВВК имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года. За боевые заслуги и храбрость военный журналист был удостоен чина штаб-ротмистра и орденов Св.Анны 3 ст.. Св. Станислава 2 ст. с мечами. Св. Владимира 4 ст. с мечами, сербского Таковского креста, орденов Румынии и Черногории.

Вскоре после завершения военных действий (в феврале 1880 года) ВВК был командирован в качестве "секретаря для военно-сухопутных сношений" в эскадру Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.С.Лесовского. До базы эскадры во Владивостоке ВВК добирался на пассажирском пароходе из Неаполя через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. В ноябре 1881 года ВВК вместе с эскадрой Лесовского прибыл в японский порт Нагасаки и еще полгода оставался там с военно-дипломатической миссией.

Вернувшись в Россию в 1882 году, ВВК в чине подполковника был вскоре переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде.

С 1884 по 1887 гг. ВВК вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника.

Следующие 5 лет жизни В.В.Крестовский прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В.Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В.Гурко.

В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и. разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России.

К сожалению, после 1917 года их предок считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской Империи. Поэтому переиздания произведений Крестовского, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны с конца 1980-х гг. а его биография так до сих пор никем не написана.

Кресто́вский, Все́волод Влади́мирович - русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева).
Биография
Сын уланского офицера. Учился в 1-й петербургской гимназии (1850-1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857-1861). В 1857 опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861). В 1865-1866 был членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
В 1868 вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876). В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878. В 1880-1881 секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Литературная деятельность
В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861-1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862-1864) и газеты «Петербургский листок» (1864-1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877-1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885-1892).
Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» - известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гейне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, - получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В.В. Крестовского, в т.ч. «Владимирка» и «Полоса»)
Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877-1878)» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1879).
Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864-1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом. В начале 90-х годов XX века по его мотивам снимался телесериал «Петербургские тайны, на экраны вышел в 1994 году. Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.
Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1-4, Санкт-Петербург, 1875). Романы «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889), «Тамара Бендавида» («Русский вестник», 1889-1890; отдельное издание 1890), «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891) изображают рост влияния еврейства.

Сергей Кристовский – российский певец и рок-музыкант, один из основателей популярной группы «Uma2rmaH».

Сергей родился и вырос в городе Нижний Новгород. Родителями мальчика были инженер Ольга Владимировна и профессиональный спортсмен Евгений Висвальдович, который играл в хоккей за команду «Динамо-Горький». В семье воспитывались также младший брат , будущий коллега по рок-группе, и маленькая сестричка Надежда. Девушка тоже хотела пойти по стопам братьев, но в итоге стала дизайнером.

Чета Кристовских, несмотря на основные профессии, была творческой. Мама с молодости увлекалась написанием собственных стихотворений, а отец был музыкантом-любителем. Сережа еще крошечным влюбился в спорт. Мальчику не было и двух лет, когда он впервые взял в руки клюшку. А в шесть Кристовского уже приняли в детскую хоккейную секцию.

Кроме того, Сергей играл в футбол и ходил в бассейн. Еще одним увлечением подростка было байкерство. На 10-летие родители подарили сыну первый мопед, а позднее мальчик уже самостоятельно собирал мотоциклы, от простенького «Восхода» до престижной по советским меркам «Явы».

Тем не менее, мысли парня были связаны с хоккейной площадкой. Сергей был уверен, что станет профессиональным игроком, но в 19 лет Кристовский получил серьезную травму, поставившую крест на надеждах о большом спорте. Спортивной биографии Сергея не суждено было состояться.


Вот тогда-то, чтобы не впасть в депрессию, Сергей впервые и взял в руки гитару. Первые аккорды юноше показал отец, всегда готовый помочь детям в их начинаниях. Братья Кристовские до сих пор говорят, что родители всегда были лучшими друзьями. Постепенно молодой человек научился играть и даже стал сочинять собственные песни.

После школы Сергей не стал поступать в институт. Сергей сменил множество профессий: был токарем на заводе, почтальоном, грузчиком, разнорабочим на стройке и даже нянькой в детском саду. В конце концов, устроился ди-джеем в ночной клуб и впервые стал петь на публике. Мини-выступления молодого музыканта отлично принимали, поэтому Кристовскому пришла в голову мысль создать собственный музыкальный коллектив.

Музыка

Первую команду Сергей Кристовский назвал «Бродвей». Ребята составляли репертуар по принципу кавер-версий известных хитов, чаще всего западных. Тексты Сергей переводил на русский язык и с помощью поэтического таланта адаптировал под прежнюю музыку. «Бродвей» записали студийный альбом, съездили на гастроли, а потом распались.


Сам Кристовский вошел в состав рок-группы «Кантри-Салун», в которой стал бас-гитаристом. И тут авторские песни Сергея впервые вышли в народ. В 1995 году музыкант вновь создает собственный коллектив, который называет «Шервуд». В рамках Нижнего Новгорода ребята обретают популярность, тем более что теперь Сергей предлагал публике совершенно новые песни, а не каверы, как раньше.

Этот коллектив жив и сейчас, несмотря на то, что создатель чаще выступает в новом проекте. Но по возможности Сергей Кристовский возвращается к родному детищу и записывает с музыкантами пластинки. Выходили такие альбомы, как «Двенадцать ноль-ноль», «Шаг за тобой» и «Посмотри в глаза». Песни для них были созданы в разное время, но на компакт-дисках все три записи появились в 2002 году.

Самым востребованным проектом Сергея Кристовского остается организованный совместно с братом дуэт «Uma2rmaH». Этот коллектив образовался спонтанно. Владимир Кристовский показал Сергею собственные песни, братья начали обсуждать музыку, и в итоге каждый трек был переработан и отточен, причем оба молодых человека приложили одинаковое количество сил и эмоций. В 2003 году на нижегородской студии были записаны 15 треков для демо-альбома, отправленного в московские продюсерские центры.

Первое одобрение получила песня «Прасковья», причем от самой . Певица пригласила нижегородцев на сольный концерт в московский клуб «16 тонн», где вместе с Кристовскими исполнила хит. Весной следующего года на песню был записан первый клип. Затем популярность пришла к композициям «Проститься» и «Ума Турман», а первый альбом «В городе N» и вовсе имел колоссальный успех. Диск получил статус платинового, после того как разошелся по стране миллионным тиражом.

Творчеством Сергея и Владимира заинтересовался продюсер , который на тот момент снимал блокбастер «Ночной дозор». Кристовских пригласили для написания саундтрека. Популярность фильма и песни, которая несколько недель держалась на вершинах российских хит-парадов, повлияла на рейтинг группы.

В 2005 году на вручении премии МУЗ-ТВ «Ума Турман» получила призы в номинациях «Прорыв года» и «Лучшая песня» за музыкальную композицию «Проститься». В этом же году братья порадовали поклонников вторым диском «А может, это сон?...», куда вошли песни «Эй, толстый», «Река», «Птица счастья». В поддержку альбома Сергей и Владимир Кристовские дали концерт в СК «Олимпийский», где собрали полный зал.

«Ума Турман» становится участником, а затем и хэдлайнером музыкального фестиваля «Нашествие». В 2007 году, продолжая сотрудничество с кинематографистами, Кристовские создают саундтрек к популярному сериалу . Третий альбом - «Куда приводят мечты» - появился в 2008 году. При создании песен «Не позвонишь», «Париж» братья сотрудничали с , в песне «Любовь на сноуборде» прозвучал вокал . К этому же времени появляются клипы «Дайте сигарету!», «Калифорния», «Романс».

Параллельно с творчеством в коллективе «Ума Турман» Сергей Кристовский начинает сольную карьеру с создания альбома «Через города», в который вошли музыкальные композиции музыканта, записанные в течение нескольких лет.

В 2011 году на прилавки музыкальных магазинов поступил четвертый альбом «Uma2rmaH» – «В этом городе все сумасшедшие», который вошел в рейтинг 25 лучших российских альбомов года. Через два года Сергей повторил сольный опыт, выпустив альбом «Завтра».

Самыми знаменитыми хитами группы «Uma2rmaH» считаются, помимо уже перечисленных, «Ты далеко», «Не позвонишь», «Оля из Сети».

Из сольных песен Сергея Кристовского необходимо отметить «Снегопад», «Через города» и дуэтные композиции «Падали» с и «Ты и я» с . В создании сольных проектов Сергею Кристовскому помогали музыканты «Шервуда».

Личная жизнь

Сергей Кристовский уже в старших классах пользовался популярностью у противоположного пола. Высокому и широкоплечему спортсмену юные поклонницы не давали в школе прохода. Но первое чувство молодой человек испытал к однокласснице Любе. Некоторое время влюбленные даже жили вместе и собирались пожениться.


Но в 20-летнем возрасте девушка покинула Сергея. Тяжело пережив расставание, Кристовский женился на девушке по имени Анна, но брак просуществовал недолго. Видя, что сын не может наладить личную жизнь, мама познакомила Сергея с дочерью коллеги. Наталья была интеллигентной и спокойной девушкой. Вскоре состоялась свадьба.

С супругой Натальей Сергей Кристовский прожил много лет. В этом браке у музыканта родилось трое сыновей - Владислав, Евгений и Илья, а также дочка Алиса. Дети оказались музыкально одаренными и уже играют на инструментах и поют. А маленькая дочь стала горячей поклонницей песен отца. Тем не менее, несмотря на кажущуюся идиллию, этот союз тоже дал трещину.


В 2014 году музыкант, находясь на гастролях в Минске, познакомился с молодой актрисой , звездой телесериала . Сергей и Наталья встречались без планов на будущее. Оба были уверены, что роман вскоре закончится. Сергей несколько раз порывал с молодой актрисой, но возвращался снова. Вскоре Земцова забеременела и родила сына Ивана, при этом влюбленные скрывали имя отца малыша. Кристовский старался утаить от общественности разрыв с семьей.

Но весной 2016 года Сергей и Наталья стали появляться на светских праздниках вместе, а затем объявили о свадьбе. прошло в испанском курортном городе Марбелья, куда приехали родственники и близкие друзья жениха и невесты.


Стоит добавить, что певец и музыкант так и не забыл детскую мечту стать профессиональным спортсменом. Артист периодически выступает за футбольный клуб звезд российской эстрады «СтарКо», а также за хоккейную команду «КомАр».

Сергей Кристовский сейчас

Сергей Кристовский по-прежнему много гастролирует с группой «Ума Турман», а также дает сольные концерты. В 2016 году братья записали пятую пластинку под названием «Пой, весна!», куда вошли треки «Токсины», «Один на один», «Хэппи». В этом же году появилась композиция «Жюль Верн». Сергей и Владимир посвятили песню памятнику французскому писателю, который находится в Нижнем Новгороде. Кристовский порадовал поклонников и новыми клипами на песни «Бестия» и «Зависть».

В 2017 году Кристовские возобновили сотрудничество с телевидением, записав музыкальную композицию «Ванюша», использованную в фильме . Двумя последними видео на хиты «Uma2rmaH» стали ролики под названием «Камон» и «В одну сторону».

Дискография

  • 2002 - «Двенадцать ноль-ноль»
  • 2002 - «Шаг за тобой»
  • 2002 - «Посмотри в глаза»
  • 2004 - «В городе N»
  • 2005 - «А может, это сон?..»
  • 2008 - «Куда приводят мечты»
  • 2008 - «Через города»
  • 2011 - «В этом городе все сумасшедшие»
  • 2013 - «Завтра»
  • 2016 - «Пой, весна!»