Танцор павел дмитриченко. Артист балета Павел Дмитриченко: биография, личная жизнь, уголовное дело

Будь моей женой!

Вскоре после ее отъезда получил письмо: «Сейчас я действительно счастлива тем, что пишу тебе! Спасибо за все нежные слова, которые даришь. Для меня нет большего подарка, чем все, что я чувствую, читаю, вижу своей душой от твоей души. Есть прекрасный фильм «Город ангелов» с Мег Райан и Николасом Кейджем . Быть может, ты его видел. Если нет, обязательно посмотришь, когда все будет хорошо. Так вот, она была врачом и жила в своем суматошном микрокосме. А он был ангелом в черном длинном плаще в пол. Это очень тонкий, красивый, чувственный фильм, где показано его незримое присутствие в ее жизни. Но поначалу она не могла его видеть... Не буду дальше рассказывать. Пока что жизнь так задумала, что я, как Мег, в этом муравейнике дней и дел. А ты, чудесный и заботливый, есть в моей жизни каждый день. Поэтому ты тоже ангел... И я благодарю тебя каждый день, как только просыпаюсь...»

Как такое может быть?! Ведь эти же слова я собирался написать ей! К Яниному письму был приколот один листок для ответа. Больше по инструкции не полагалось, и мне все время не хватало бумаги, чтобы написать ответ. Так много хотелось сказать! Я пытался писать очень мелко, чтобы поместилось больше слов. Только отсылал письмо и тут же начинал считать дни, в нетерпении ожидая весточки от Яны. Письмо приходило быстро.

«Пашенька, привет! Двадцатое февраля, нежный день. Получаю твое светлое письмо. С первых строк, чувствуя твое хорошее настроение, дышать легче и спокойнее. Настроение - штука переменчивая. Каким бы оно ни было, важно, чтобы оно не задерживалось на какой-то постоянной величине. Наверное, разве что кроме состояния счастья. Но когда мы находимся в состоянии постоянного счастья, мы перестаем в себе что-либо искать и не делаем особых преобразований, поскольку оно совершенно застилает глаза».

Яна первый раз приехала ко мне в мае, а третьего июля 2014 года мы поженились. Моим друзьям разрешили присутствовать при регистрации брака. В той самой комнате для свиданий нас расписала работник ЗАГСа. Так мы стали мужем и женой. Вот только шампанского выпить не позволили. Приятели под стенами колонии устроили настоящую свадьбу: гудели в клаксоны, кричали «Горько!» и пили шампанское. За это мне потом влетело. После того как мы расписались, у нас было еще три дня свиданий. Теперь каждый год будем отмечать не день свадьбы, а эти три дня медового месяца...

Мы очень счастливы. Я считаю, что дело против меня полностью сфабриковано, но все равно благодарен судьбе, что так сложилось. Ведь только после этой истории мы с Яной полюбили друг друга. Нет худа без добра. В жизни никогда ничего просто так не бывает...

Анжелина Воронцова, чьё имя два года назад связывали с нападением на худрука балета ГАБТа Сергея Филина, заключила брак. Но не с танцовщиком Павлом Дмитриченко, который сейчас отбывает срок. Анжелина стала женой другого мужчины.

Это страшное ЧП в мире искусства никто не забыл. Сергею Филину плеснули в лицо кислотой, а заказчиком этого чудовищного преступления был назван один из ведущих танцовщиков Большого Павел Дмитриченко. По версии следствия, Анжелина была его девушкой, Филин не давал ей расти, всячески притеснял, вот Дмитриченко и отомстил.

По словам педагога и первого партнёра Воронцовой в Большом театре Николая Цискаридзе, «в том, что говорили и писали, правды процента на три». Цискаридзе рассказал, что на момент совершения преступления Павел и Анжелина уже практически расстались.

Год назад, будучи в тюрьме, Павел женился, - рассказал Николай Цискаридзе. А совсем недавно, 21 сентября 2015 года Анжелина вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Балерину пытались сломать закулисные интриганы, которых немало в балетном мире. Кто именно, Цсикаридзе не назвал. Но у неё, как видим, всё складывается хорошо - и в карьере, и в личной жизни. Уже в Михайловском театре в Санкт-Петербурге она станцевала 17 партий. А вот Павлу Дмитриченко интриганы сломали карьеру и жизнь. Хотя в его вине даже после суда есть большие сомнения.

По мнению Цискаридзе, Дмитриченко в профессию уже не вернётся. В отличие от Воронцовой, его карьера закончена. «Даже обольщаться не стоит. Паша, думаю, как никто это понимает. Балет – это ежедневные тренировки. Даже полгода или год перерыва для балета слишком много. А тут слишком большой перерыв», - уточнил Николай Максимович.

Анжелина Воронцова родилась в Воронеже 17 декабря 1991 года. Училась в гимназии № 4 и занималась художественной гимнастикой, выступала на общероссийских соревнованиях. Балетом начала заниматься в 12 лет. В 2003-2008 гг. училась в Воронежском хореографическом училище, в котором её педагогами были известные в прошлом балерины, народные артистки РСФСР: сначала Марина Леонькина, потом - Набиля Валитова и Татьяна Фролова.

В 2008 году была принята в Московскую государственную академию хореографии по классу педагога Н. Архиповой. В 2009 году окончила Академию и была приглашена в труппу Большого театра России. Репетировала под руководством Николая Цискаридзе, он же был первым партнёром Воронцовой в спектаклях Большого театра.

С июля 2013 года - балерина Михайловского театра. В текущем репертуаре балерины - ведущие и сольные партии в балетах «Жизель, или Вилисы», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Привал кавалерии», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Класс-концерт», «Тщетная предосторожность», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Прелюдия», «Белая тьма». Принимала участие в гастролях Михайловского театра в США.

И уже репетирует новые роли

Экс-солист Большого Павел Дмитриченко, осужденный как организатор «кислотного нападения» на худрука балета Большого театра Сергея Филина на 5,5 года колонии общего режима, вернулся в Большой театр. Напомним, 18 мая он был освобожден, по УДО отбыв половину срока (три года и три месяца с момента задержания в марте 2013 г.). Как стало известно «МК», Дмитриченко уже месяц ходит в Большой на утренние классы к педагогу Владимиру Никонову, чтобы восстановить форму и впоследствии попытаться вернуться на родную сцену.

Сам Павел Дмитриченко предпочитает с журналистами не общаться, но как же отнеслась труппа к его появлению? Об этом нам на условии анонимности (откровенничать с прессой артисты по-прежнему не хотят) согласился рассказать один из солистов Большого театра…

Он отбыл срок, и считается, что человек в этом случае свою вину искупил и по закону он имеет право вернуться в профессию. То есть вернуть свою жизнь, творчество, начать все сначала, с белого листа. И к этому его решению я отношусь с уважением и положительно. Другое дело, сможет ли Паша после 3 лет тюрьмы, когда для занятий балетом не было необходимых условий, вернуться на сцену Большого театра? Хотя я знаю, что занятий он и в этих условиях не прекращал. Да и насколько, после всего случившегося, он имеет право работать в Большом? Это вопрос…

Известно ли, кто сделал ему пропуск для занятий и репетиций в классах Большого театра? И известно ли об этом руководству театра?

Этого я не знаю, не спрашивал, да и вряд ли это уместно… Пропуск ему мог сделать кто угодно. Занимается в театре классами он уже больше месяца, и я не сомневаюсь, что руководство об этом знает.

- Вы видели его в классе?

Он ходит на утренний класс к Владимиру Никонову. Если говорить о его форме объективно, то сейчас он нет, не располнел… Но стал более массивным, что ли, если можно так выразиться, более накачанным, что для балета, конечно, не очень хорошо. Но я знаю, что человек он упорный… Даже очень упорный… Поставленных перед собой целей добиваться Паша умеет, и ему вполне по силам прийти в соответствующую форму. А так в классе все делает хорошо… Я краем уха слышал и даже видел в Фейсбуке фотографию со спектакля (если это не фотошоп), что он даже, причем совсем недавно, впервые после заключения вышел на сцену и уже танцевал принца Зигфрида в «Лебедином озере» с какой-то антрепризой, а может, в концерте. То есть человек очень хочет вернуться в профессию.

Как отнеслись к его появлению? Ведь после нападения труппа в этом отношении разделилась, некоторые его осуждали, но большинство не верили в его виновность и подписали соответствующие письма в его защиту… Какова ситуация сейчас?

Спокойно все к этому отнеслись, благожелательно… Многие, конечно, когда видели его первый раз после долгого отсутствия, не могли скрыть удивления. Я знаю, что он сам некоторое время боялся прийти в театр… Еще летом до окончания прошлого сезона он несколько раз приходил к служебному подъезду, встречался с друзьями, но в сам театр не заходил, потому что волновался, как встретит его коллектив. И был приятно удивлен доброжелательным к нему отношением. Никакого негатива нет к нему абсолютно. Может, единицы и восприняли это не слишком хорошо… Но я таких даже не знаю…

Тем не менее поговорили мы и с недоброжелателем:

Да, ходил на классы, приезжал, говорят, на новом «Мерседесе». Но уже неделю не видели его… Пропуск ему на 2 или 3 месяца дал Урин. Без распоряжения директора на столь длительное время пропуск получить просто нельзя. Несведущие люди думают, что он свое отсидел и чист перед обществом. Но напомню, что он ни в чем не раскаялся и был освобожден только условно-досрочно, то есть ближайшие года 3 будет оставаться под наблюдением. Так что с танцами на сцене Большого - все это безнадежная затея. Он и сам, наверное, в общем, это понимает. По крайней мере в театре всерьез его притязания на танцы не воспринимают.

Осторожен в своих прогнозах по поводу танцевального будущего Павла Дмитричеко на сцене Большого и сам гендиректор Владимир Урин. В интервью Dancing Times он сказал: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведенных в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой - это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».

Наверное, самая неприятная история в современной истории российского балета получает продолжение - появилась информация, что Павел Дмитриченко, который в 2013 году был приговорён к лишению свободы за организацию нападения на Сергея Филина, вернулся в Большой театр.

Правда, речь идёт, конечно, не о вступлении в труппу Большого и уж тем более не об участии в постановках, а об утренних тренировках у педагога Владимира Никонова. Из российских СМИ внимание этому факту уделила лишь интернет-версия Mk.ru - издание приводит слова одного из солистов Большого театра, пожелавшего остаться неизвестным:

"Многие, конечно, когда видели его первый раз после долгого отсутствия, не могли скрыть удивления. Я знаю, что он сам некоторое время боялся прийти в театр… Ещё летом до окончания прошлого сезона он несколько раз приходил к служебному подъезду, встречался с друзьями, но в сам театр не заходил, потому что волновался, как встретит его коллектив. И был приятно удивлен доброжелательным к нему отношением. Никакого негатива нет к нему абсолютно. Может, единицы и восприняли это не слишком хорошо… Но я таких даже не знаю…".

Вот лишь некоторые из них (орфография и пунктуация сохранены):

"Дорогой Павел, Ваша жизнь, Ваша личность и то, что Вы делаете, необычайно вдохновляют. Начинаешь верить и в свои силы и в то, что всё плохое пройдет, а тяжелое - будет преодолено. А Ваша сила воли и характера, похоже, безгранична. С восхищением и пожеланием Удачи".

"Вы прошли через Ад....и победили! Наслаждайтесь жизнью, Вы Талант!! люди зависливы, но есть Танец, рядом с Вами прекрасный человек, настоящие друзья---много не бывает---Приезжайте в Boston! сделаем -Мастер классы--- выступления!".

Кстати, намного охотнее эту новость подхватили зарубежные издания, в том числе и столь авторитетные, как британское The Guardian, американские The New York Times и NBC, а также французское Europa Press.

Так, Reuters приводит слова пресс-секретаря Большого театра: "Дмитриченко действительно был выписан по его просьбе пропуск для утреннего посещения Большого театра... Это никоим образом не означает, что он будет работать в Большом театре в будущем".

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин также высказался по этому поводу: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведённых в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой — это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».


Павел Дмитриченко, 2013 год

Напомним, в 2013 году Сергей Филин, который тогда занимал позицию художественного руководителя балетной труппы Большого театра, подвергся нападению - артисту плеснули в лицо кислотой. Некоторое время Филин провёл в больнице, после чего он перенёс несколько операций и проходил длительную реабилитацию, по сведениям различных источников после этого случая он так и не смог полностью восстановить зрение. В декабре того же 2013 года суд признал артиста Большого театра Павла Дмитриченко виновным в нападении и приговорил к лишению свободы на шесть лет. Однако, Дмитриченко вышел по УДО в мае 2016 года.


Сергей Филин - в числе судей GallaDance Showcase Grand Prix в феврале 2016 года

Сейчас ему 32 года, судя по комментариям его коллег и фотографиям, Дмитриченко стал выглядеть массивнее, сам артист ранее заявил, что ежедневно выполнял физические упражнения, находясь в тюрьме. Сергей Филин же ещё в середине 2015 года в Большом театре. Тогда Владимир Урин отрицал наличие какого-то недовольства Сергеем Филиным, а в качестве причин расставания называл "внутренние факторы". В том же году Сергей Филин появился на телевидении в качестве постоянного члена жюри шоу "Танцы со звёздами", а сейчас он является руководителем мастерской молодых хореографов Большого театра.

фото на главной: страница Дмитриченко в Facebook