Вересаев викентий викентьевич. Биография викентия вересаева «Новые люди» в литературе

Чистый вымысел принужден всегда быть настороже, чтоб сохранить доверие читателя. А факты не несут на себе ответственности и смеются над неверящими.

Рабиндранат Тагор

С каждым годом мне все менее интересными становятся романы, повести; и все интереснее – живые рассказы о действительно бывшем. И в художнике не то интересует, что он рассказывает, а как он сам отразился в рассказе.

И вообще мне кажется, что беллетристы и поэты говорят ужасно много и ужасно много напихивают в свои произведения известки, единственное назначение которой – тонким слоем спаивать кирпичи. Это относится даже к такому, например, скупому на слова, сжатому поэту, как Тютчев.

Душа, увы, не выстрадает счастья,

Но может выстрадать себя.

Это стихотворение к Д. Ф. Тютчевой только выиграло бы в достоинстве, если бы состояло всего из приведенного двустишия.

Я по этому поводу ни с кем не собираюсь спорить и заранее готов согласиться со всеми возражениями. Я и сам был бы очень рад, если бы Левин охотился еще на протяжении целого печатного листа и если бы чеховский Егорушка тоже еще в течение целого печатного листа ехал по степи. Я только хочу сказать, что таково мое теперешнее настроение. Многое из того, что тут помещается, я долгие годы собирался «развить», обставить психологией, описаниями природы, бытовыми подробностями, разогнать листа на три, на четыре, а то и на целый роман. А теперь вижу, что все это было совершенно ненужно, что нужно, напротив, сжимать, стискивать, уважать и внимание и время читателя.

Здесь, между прочим, помещено много совсем коротких заметок, иногда всего в две-три строчки. По поводу таких заметок мне приходилось слышать возражения: «Это – просто из записной книжки». Нет, вовсе не «просто» из записной книжки. Записные книжки представляют из себя материал, собираемый писателем для своей работы. Когда мы читаем опубликованные записные книжки Льва Толстого или Чехова, они нам всего более интересны не сами по себе, а именно как материал, как кирпичи и цемент, из которого огромные эти художники строили свои чудесные здания. Но в книжках этих очень немало и такого, что представляет самостоятельный художественный интерес, что ценно помимо имени авторов. И можно ли обесценивать подобные записи указанием на то, что это – «просто из записной книжки»?

Если я нахожу в своих записных книжках ценную мысль, интересное на мой взгляд наблюдение, яркий штрих человеческой психологии, остроумное или смешное замечание, – неужели нужно отказаться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти-пятнадцати, а то и в двух-трех строках, только потому, что на посторонний взгляд это – «просто из записной книжки»? Мне кажется, тут говорит только консерватизм.

Оказывается: дочь генерала, окончила Павловский институт. Вышла несчастно замуж, разъехалась, сошлась с уланским ротмистром, много кутила; потом он ее передал другому, постепенно все ниже, – стала проституткой. Последние два-три года жила с убитым, потом разругались и разошлись. Он взял себе другую.

Вот эта другая его и убила.

Исхудалая, с большими глазами, лет тридцати. Звали Татьяной. История ее такая.

Молодой девушкой служила горничной у богатых купцов в Ярославле. Забеременела от хозяйского сына. Ей подарили шубу, платьев, дали немножко денег и сплавили в Москву. Родила ребенка, отдала в воспитательный дом. Сама поступила работать в прачечную. Получала пятьдесят копеек в день. Жила тихо, скромно. За три года принакопила рублей семьдесят пять.

Тут она познакомилась с известным хитровским «котом» Игнатом и горячо его полюбила. Коренастый, но прекрасно сложенный, лицо цвета серой бронзы, огненные глаза, черные усики в стрелку. В одну неделю он спустил все ее деньги, шубу, платья. После этого она из своего пятидесятикопеечного жалованья пять копеек оставляла себе на харчи, гривенник в ночлежку за него и за себя. Остальные тридцать пять копеек отдавала ему. Так прожила с ним полгода и была хорошо для себя счастлива.

Вдруг он исчез. На рынке ей сказали: арестован за кражу. Она кинулась в участок, рыдая, умоляла допустить ее к нему, прорвалась к самому приставу. Городовые наклали ей в шею и вытолкали вон.

После этого у нее – усталость, глубокое желание покоя, тихой жизни, своего угла. И пошла на содержание к упомянутому старику.

Викентий Викентьевич Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) – русский писатель, литературовед, переводчик – родился 4 (16) января 1867 года в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь детей. Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи.

В 1888 году Вересаев окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1894 году – медицинский факультет Дерптского университета. В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу.

Первые публикации В. Вересаева – стихотворение «Раздумье» (1885 ), рассказ «Загадка» (1887 ). С 1903 года В. Вересаев жил в Москве, входил в литературную группу «Среда». Совмещал литературную деятельность с врачебной практикой, в качестве врача участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1917 Вересаев был председателем Худпросветкомиссии при Московском совете рабочих депутатов. В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. В 1921 писатель вернулся в Москву.

Личный опыт лёг в основу публицистических произведений, в которых острый социальный критицизм сочетается с гуманистическим пафосом: «Записки врача» (1901 ), «Рассказы о войне» (1913 ), «На войне. (Записки)» (1907-1908 ), «На японской войне» (1928) . Основная тема художественной прозы Вересаева, выдержанной в реалистических традициях, - духовные искания русской интеллигенции в периоды общественных потрясений: повести «Без дороги» (1895 ), «На повороте» (1902 ), роман «В тупике» (1923-1924 ) и др.

Философские воззрения Вересаева изложены в книге «Живая жизнь» (1-я часть – «О Достоевском и Льве Толстом», 1910 ; 2-я – «Аполлон и Дионис. (О Ницше)», 1914 ), где Вересаев, принимая художественный опыт Льва Толстого и отвергая мир Ф.М. Достоевского, утверждает «самоценность жизни» и противопоставляет её богатство «мёртвым» истинам разума. Широкую популярность приобрели составленные по документальным источникам книги «Пушкин в жизни» (1925-1926 ), «Гоголь в жизни» (1933 ), «Спутники Пушкина» (1937 ). Вересаев – автор мемуаров («Воспоминания» (1936 ), «Невыдуманные рассказы о прошлом» (1941 ), «Записи для себя» (опублик. в 1968 )), переводов из древнегреческой поэзии (Гомер, Сафо, Гесиод, Гомеровы гимны). В 1943 году был удостоен государственной премии СССР.

Произведения

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович)
(1867-1945)

В 1919 г. Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку «Состязание» - о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, «изображающей красоту женщины».

Учитель в поисках «высшей Красоты» исходил полсвета, пока не нашел «светозарную Фиалковенчанную», а ученик написал свою возлюбленную Зорьку - «обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки».

Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей - «никто никогда еще не видал в мире такой красоты… всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою». А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри - «как будто солнце взошло высоко над площадью».

Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника.

Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 (16) января 1867 г. в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец - врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было 10 братьев и сестер (3 из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, А.К. Толстого, М. Рида, Г. Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был «первым учеником», слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами.

Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев - «Раздумье» было напечатано в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 г. Через 2 года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя «Загадка», в котором он «по взрослому» заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни - в вере в завтрашний день.

В 1884 г. юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого (1888) получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где 6 лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему «пойти в народ», а медицина - узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 г. ездил в Екатеринославскую губ., где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале «Книжки «Недели» свои очерки «Подземное царство» - о труде и быте донецких шахтеров.

На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз (1894) врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале «Русское богатство» «яркую» повесть о кризисе народнического мировоззрения «Без дороги», сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала - Н. Михайловский и В. Короленко пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом - «Истина, истина, где же ты?..» - Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности.

В год знаменитой стачки петербургских ткачей (1896) Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов (П. Струве и др.), сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ «Поветрие» о новом человеческом типе - революционере-марксисте.

После ряда повестей, очерков и рассказов, в т.ч. о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся («На повороте» - антиницшеанская повесть, «К жизни», «Конец Андрея Ивановича», «К спеху» и др.) в 1901 г. вышли знаменитые «Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также… ссылку в Тулу под надзор полиции.

Дело в том, что герой «Записок» пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам».

Вересаев, в отличие от Л. Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его «документирования». Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; «Великим хочешь быть - умей сжиматься» - любил повторять он пушкинскую строку.

Два года Вересаев ездил по стране и Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария), встречался со многими известными русскими писателями (А. Чеховым, Л. Толстым и др.), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу «Среда», а позднее в издательство М. Горького - «Знание».

С началом войны с Японией (1904-1906) Вересаев, как врач запаса, был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Вернувшись в Москву, писатель издал записки «На японской войне» и «Рассказы о японской войне», в которых противопоставил народную власть власти самодержавной.

В 1907-1910 гг. Вересаев написал оптимистичную повесть «К жизни», критико-философскую книгу «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Л. Толстого («Да здравствует весь мир!») и Ф. Достоевского («Человек проклят»), а вторая - Ф. Ницше («Аполлон и Дионис»); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого.

В 1912 г. Викентий Викентьевич участвовал в организации «Книгоиздательства писателей в Москве»; на посту председателя правления и редактора этого «Книгоиздательства» он вел войну с декадентами.

С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в армию, и с 1914 по 1917 г. он был полковым врачом в г. Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918-1921 гг. жил под Феодосией, в п. Коктебель. «За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В Крыму Вересаев был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства.

В 1921 г. писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала «Красная новь», был членом редколлегии альманаха «Наши дни». Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман «В тупике» (1924).

В конце 1920-х - 1930-е гг. у писателя вышел роман «Сестры» - о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания «В юные годы», документальные исследования «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина», дневниковые «Записи для себя», публицистика и пр.

Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали «Невыдуманные рассказы о прошлом»; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки.

В 1943 г. писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 г. «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.

Писатель умер в Москве 3 июня 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. «За нерушимость взглядов» его еще в молодости называли «Каменным мостом», а больше всего окружающим импонировала его «писательская и человеческая честность и принципиальность» «высокого образца».

Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся М. Булгакову он принес деньги домой).

P.S. Разговор о Вересаеве-писателе был бы неполным, если бы мы не упомянули и о его переводах с древнегреческого, ставших классикой уже при их выходе: «Гомеровы гимны», «Труды и дни» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, лирика (Архилох, Сафо и др.). Для иллюстрации виртуозного мастерства Вересаева-переводчика достаточно привести несколько строк Сафо:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос

И прелестный смех.

Рецензии

Какая разносторонне одаренная и цельная личность. Не очень глубоко знаком с его творчеством, но имя писателя было на слуху. Знал, что он он был ровесником и современником Горького. Прочтя Вашу миниатюру, дорогой Виорель, узнал для себя много интересного, Пороюсь в своей довольно обширной библиотеке или в интернете
и обязательно почитаю, хотя бы выборочно. Мне, как коренному крымчанину было очень интересно узнать, что жизнь его была связана с Волошинскими местами Крыма.
Еще раз спасибо и до очередной встрече на Вашей странице.
С пожеланием здоровья, дорогой Виорель.
Зиновий

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая, фамилия - Смидович), писатель, родился 4(16)I.1867 г. в Туле , в семье врача.

В 1884 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

С 1894 получив диплом врача, Викентий Викентьевич стал заниматься лечебной практикой.

В 1887 увидели свет его первые рассказы - «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Второй из этих рассказов автор считал началом своей серьезной литературной деятельности, неизменно открывая им собрание своих сочинений. В этом рассказе Викентий Викентьевич, разрабатывая тему искусства, утверждает мысль, что искусство призвано будить в человеке высокие стремления, вызывать в нем веру в свои силы, поднимать на борьбу.

Вересаев пытается найти идейную опору в народничестве, разделяя его взгляды. Однако теории народников все более отрывались от действительности, и критический ум Вересаева не мог долго питаться устаревшими догмами.

В 90-х гг. Викентий Викентьевич Вересаев идейно примыкает к группе легальных марксистов и печатается в журналах «Жизнь» и «Начало». Это дало ему возможность понять народничество «со стороны» в его подлинном содержании.

В повести «Без дороги» (1894) писатель нарисовал трагическую фигуру народника, охваченного глубоким отчаянием от крушения своих идеалов. Герой повести, честный и деятельный человек, земский врач Чеканов, убеждается на собственной практике в тщетности народнических проповедей. Избегая громких слов, стершихся подобно мелкой монете, он стремится к полезной и плодотворной деятельности на пользу народу. Правдиво и беспощадно рисуя своего героя, автор утверждает веру в то, что новое поколение революционеров в лице Наташи и ей подобных найдет правильные пути к благородной цели. Повесть «Без дороги» принесла литературную известность Вересаеву, и с этих пор он в глазах широких кругов читателей становится «летописцем» русской интеллигенции.

Викентий Викентьевич своими произведениями поднимал самые животрепещущие вопросы, вторгаясь в самую гущу жизни.

В рассказе «Поветрие» (1897) снова появится образ, Наташи, но уже не мятущейся в поисках точки опоры, а нашедшей идейный путь. Убедившись в полной несостоятельности народников, Наташа и ее единомышленник Даев вступают с ними в идейную схватку. Они говорят о том, что «вырос и выступил на сцену новый, глубоко революционный класс», что «в окружающей жизни идет коренная, давно невиданная ломка, в этой ломке надает и гибнет одно, незаметно нарождается другое...».

Борьба с народниками, видевшими опору в мужике, отнюдь не означала для Вересаева отказа от темы крестьянской жизни. В своих рассказах Викентий Викентьевич показывает тяжесть и беспросветность жизни крестьян, но, в отличие от своих современников - Бунина , Муйжеля и других, сосредоточивает внимание на социальных сдвигах, отразившихся на экономическом положении деревни. Вересаев смотрит на действительность глазами материалиста, глубоко вникающего в самую суть изображаемых явлений.

В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» использовал как иллюстрацию к словам о положении русского крестьянина рассказ Вересаева «Лизар», где писатель «рассказывает о мужике Псковской губернии Лизаре, проповедующем употребление капель и прочего для «сокращения человека» (Соч., т. 3, с. 207-208).

Жизнь крестьян тяжела и безысходна, но она не должна быть такой. Эту идею писатель утверждает во всех рассказах, посвященных деревне

«К спеху»,

«В сухом тумане»,

«В степи» и других.

В последнем из этих рассказов Вересаев В.В. изображает честную, неподкупную натуру русского человека, его чувство собственного достоинства, гордость труженика.

В 1901 вышли в свет знаменитые «Записки врача», вызвавшие горячие дискуссии, взволновавшие широкие общественные круги. «Записки» ведутся от лица «среднего» врача, со всеми присущими ему недостатками, явившимися главным образом следствием порочной системы обучения. Автор показывает беспомощность этого «среднего» врача в практической деятельности. Путь, по которому он идет, спотыкаясь подобно слепцу, потерявшему поводыря, ставит целый ряд задач и противоречивых положений, из которых молодой врач не в состоянии выпутаться. Показательно, что переломным моментом в настроении своего героя-интеллигента автор избрал встречу его с передовым рабочим- революционером. Этот тяжело больной, но сильный духом человек толкнул его к новому, более глубокому, ясному миропониманию. «Записки врача», отличаясь исключительной силой критицизма, в то же время явились прямым вызовом буржуазной медицине, отгородившейся каменной стеной от народных масс.

В 1902 появилась повесть «На повороте», она отразила переживания и настроения интеллигенции накануне первой русской революции.

В повести Вересаев освещает борьбу революционного марксизма с оппортунизмом, показывая идейную несостоятельность такого ревизионистского течения, как бернштейнианство, имевшего своих сторонников в России. Первая часть повести изображает передовых революционеров-марксистов, активных борцов, во второй - речь идет об интеллигенции, потерявшей веру в революцию, изменившей цели освободительной борьбы. Повесть привлекла внимание В. И. Ленина. Он сочувственно отозвался о первой ее части (где показана страстная революционная молодежь), проникнутой предгрозовым настроением. Вторая часть снижала боевой дух произведения.

В период русско-японской войны Викентий Викентьевич в качестве военного врача был непосредственным участником событий на Дальнем Востоке. Гневом подлинного русского патриота против ненужной народу войны проникнуты вересаевские «Рассказы о войне» (1906) и публицистические записки «На войне» (1907-1908). Вересаев последовательно, начиная с момента мобилизации и до окончательного разгрома русских войск на полях Маньчжурии, правдиво раскрывает реальный смысл затеянной по произволу царского правительства авантюры. Восхищаясь храбростью и мужеством русского солдата, Викентий Викентьевич направляет свои удары против «внутренних турок» - бездарных генералов, казнокрадов, высокопоставленных мародеров, творивших чудовищный произвол и меньше всего помышлявших об интересах армии и России.

В 1908 Вересаев написал повесть «К жизни», в которой сказались настроения безысходности и бесперспективности. В это время связь его с революционным движением была ослаблена и он не видел реального пути борьбы. В период между двумя революциями писатель напряженно работал над двумя книгами философско-литературоведческого жанра - весьма оригинального и своеобразного жанра в его творчестве.

Одна из этих книг - «Живая жизнь» (кн. 1-я, 1910) посвящена творчеству Ф. Достоевского и Л. Толстого, вторая - «Аполлон и Дионис» (1915) - Ницше. Со страниц этих книг звучал гимн жизни, ее радости и величию. Книги его были направлены против антигуманизма и пессимизма. Вересаев отвергает декадентское истолкование античной культуры Фридрихом Ницше, противопоставляя ему оценку бессмертных творений Гомера как прекрасного детства человечества с присущим ему здоровым взглядом на жизнь.

После Октябрьской революции Викентий Викентьевич Вересаев становится активным участником литературного движения. Его путь к революции был сложным и подчас противоречивым. Как и многие другие представители критического реализма, он вначале не принимал принципа партийности литературы, пытаясь утвердиться на позиции отвлеченной, внеклассовой «свободы» художественного творчества. Лишь практическое участие в культурном строительстве и постепенное познание новой действительности прочно связывают творчество Вересаева с советской литературой.

В 20-х гг. Вересаев В.В. разрабатывает темы, которые выдвигались жизнью, особенно тему интеллигенции и революции. Этой теме был посвящен его роман «В тупике» (1922), в котором изображены знакомые читателю по его дореволюционному творчеству интеллигенты, пытавшиеся занять позицию над схваткой. Психологически тонко и правдиво писатель показал интеллигентов, не понявших закономерности происходивших событий и затерявшихся в них. Однако люди нового мира остались за пределами внимания автора.

В 1933 вышел роман - «Сестры», в нём Вересаев показал процесс идейной перестройки интеллигенции, ее попытки активно включиться в процесс социалистического строительства. Роман написан в форме совместного дневника двух сестер - Кати и Нины Сартановых, что открывало автору возможность проникновения в глубины переживаний своих персонажей. Перед читателем проходит история душевных переживаний студенток, психологически далеких от новой действительности, но своеобразными путями идущих к ней. В романе излишне выпячивается сексуально-чувственная сфера переживаний легкомысленной Нины Сартановой, увлеченной своеобразными «экспериментами». Акцент на подобного рода переживаниях был сделан ранее Вересаевым в рассказе «Исанка» (1927), вызвавшем дискуссии и споры среди молодежи.

В последние годы жизни Викентий Викентьевич создал замечательный цикл воспоминаний, в которых широко и многообразно воссоздана картина литературного движения и культурной жизни конца XIX и начала XX века.

«В юные годы» - 1927,

«В студенческие годы» - 1929.

Эти воспоминания, в которых читатель встретит образы таких выдающихся людей, как Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов, Н. Г. Гарин , Л. Андреев, К. Станиславский, В. Засулич и многих других, имеют большое познавательное значение.

Широко известны литературоведческие работы Викентия Викентьевича Вересаева, особенно посвященные пушкинским темам - «Пушкин в жизни» (1926-27) и

«Спутники Пушкина» (1934-36).

Эти работы построены на документальном материале, в который на равных правах входят источники, правильно отражающие облик Пушкина, и источники, далекие от объективности.

По этому же принципу построена и книга «Гоголь в жизни» (1933).

Своеобразным продолжением дореволюционной работы о Л. Толстом «Живая жизнь» была статья Вересаева «Художник жизни» («Красная новь», 1921, № 4). В ней писатель сосредоточил главное внимание на духовных противоречиях великого писателя.

Большой интерес вызвали «Невыдуманные рассказы» Вересаева, публиковавшиеся им в 40-х гг. Это коротенькие новеллы о людях и событиях, которые писатель наблюдал за многие годы своей жизни. Они созданы умным и наблюдательным художником, глубоко понявшим уроки прошлого и знающим пути будущего.

За свою долгую творческую жизнь Викентий Викентьевич Вересаев внес значительный вклад в отечественную литературу. В дооктябрьскую эпоху его творчество входило в мощный поток критического реализма, сыгравшего большую положительную роль в литературном процессе.

    В 1913 Дата рождения: 16 января 1867 Место рождения: Тула, Российская империя Дата смерти: 3 июня 1945 Место смерти: Москва … Википедия

    - (настоящая фамилия Смидович) (1867 1945), русский писатель. Окончил медицинский факультет Дерптского университета (1894). Повести об исканиях демократической интеллигенции на рубеже XIX XX вв.: «Без дороги» (1895), «Записки врача» (1901).… … Энциклопедический словарь

    Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич , русский советский писатель. Родился в семье врача. В 1888 окончил историко филологический факультет Петербургского университета, в… … Большая советская энциклопедия

    ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867 1945) русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19 20 вв.: Без дороги (1895), Записки врача (1901). Критико философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) (1867, Тула — 1945, Москва), прозаик, публицист, поэт переводчик. Учился на историко филологическом факультете Петербургского университета, в 1894 закончил медицинский факультет Дерптского университета … Москва (энциклопедия)

    Вересаев, Викентий Викентьевич - В.В. Вересаев. Портрет работы С.А. Малютина. ВЕРЕСАЕВ (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867 1945), русский писатель. Повествует об исканиях интеллигенции на рубеже 19 20 веков: “Без дороги” (1895), “Записки врача” (1901).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВЕРЕСАЕВ Викентий Викентьевич - ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945), русский советский писатель. Пов. «Без дороги» (1895), «Поветрие» (1898), «На повороте» (1902), «Два конца» (ч. 1—2, 1899—1903), «К жизни» (1909). Ром. «В тупике»… … Литературный энциклопедический словарь

    - (наст. фам. Смидович; 1867–1945) – рус. писатель. Род. в семье врача. В 1888 выпускник ист. – филологич. ф та Петерб. ун та, в 1894 – мед. ф та Дерптского ун та. Печатался с 1885. Свой пс. отыскивал долго; на фам. «Вересаев» натолкнулся в одном… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - (Смидович). Род. 1867, ум. 1945. Писатель, автор повестей "Без дороги" (1895), "Записки врача" (1901), критико философских произведений о русских писателях (о Л. Н. Толстом и др.), документальных книг о Пушкине ("Пушкин в … Большая биографическая энциклопедия

    Портрет работы С. А. Малютина. 1913 г. Литературный музей. Москва … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Пушкин в жизни. Книга вторая , Викентий Викентьевич Вересаев. Викентий Викентьевич Вересаев (1867 1945) известный русский советский писатель. Его произведения словно главы истории революционной борьбы в России конца XIX начала XX века, страницы летописи…
  • Пушкин в воспоминаниях современников друзей, врагов, знакомых , Вересаев Викентий Викентьевич. Книга составлена из подлинных документов свидетельств современников А. С. Пушкина. Это воспоминания, письма, литературные заметки, отдельные высказывания людей, близко знавших поэта, его…