За что данила убил 2х бандитов. Сергей бодров, биография, новости, фото

Данила Багров - это главный герой кинокартин «Брат» и «Брат-2», которые были сняты режиссером Алексеем Балабановым. Данила по сюжету фильма был ветераном первой чеченской войны. Братом данного героя является киллер, который становится милиционером - Виктор Багров. Отец Данилы - это Сергей Багров, который был вором-рецидивистом. Умер он в тюрьме. Дед Багрова по сюжету кинокартины умер во время Второй мировой войны.

По сюжету фильма Данила Багров возвращается в родной город после войны, после чего переезжает в Санкт-Петербург к своему брату, который оказывается при этом наемным убийцей, втягивая Данилу в свои темные дела. В кинофильме герой заводит отношения с женщинами, но супруги у него нет. О чем же еще может рассказать биография персонажа Данилы Багрова? Это рассмотрим в данной статье.

История создания фильма

Данная криминальная драма была экранизирована в 1997 году. Режиссер Балабанов при этом смог создать образ Данилы Багрова таким, что он завоевал большую популярность среди зрителей, взросление которых пришлось именно на эти годы. В этом фильме также снялись в ролях самих себя различные звезды российской рок-музыки, например, музыканты группы "ДДТ", "Аквариум", а также другие. Кроме этого, в фильме "Брат" с Данилой Багровым можно услышать песню музыкальной группы "Наутилус Помпилиус".

Режиссер не смог найти инвесторов для экранизации фильма, поэтому он экономил на реквизитах и гонорарах актеров. На персонаже Даниле Багровом можно увидеть одежду, которая куплена в секонд-хенде.

Продолжение фильма

В 2000 году выходит продолжение кинокартины - «Брат-2». В данном фильме в роли самой себя снималась популярная в те времена актриса и эстрадная певица Ирина Салтыкова, которую Данила встречают в коридоре Останкинского телецентра, после чего заводит с ней роман. В обеих частях фильма роль Данилы Багрова была сыграна актером Сергеем Бодровым.

По сюжету второй части фильма, главный герой отправляется в Соединенные Штаты Америки. Весь фильм при этом снимается на территории этого государства, в частности, в районе Чикаго, заселенном украинцами. Кроме этого, можно увидеть фото Данилы Багрова, которые представлены в данной статье. Они демонстрируют крутой грав и невозмутимость этого персонажа.

В эпизоде второй части фильма Данилу сбивает машина, которой управляет американка. Дело в том, что во время съемок этой сцены никак не удавалось актерам добиться того, чтобы авто затормозило в необходимом месте и не сбило Сергея на самом деле. Поэтому пришлось снять кадры с машиной, которая на самом деле стояла на месте. Иллюзию наезда удалось создать благодаря операторской работе и движениям актера, который падал на капот.

Характеристика главного героя

Рассматривая биографию Данилы Багрова, следует отметить, что в первой части фильма этому герою по сценарию было 22 года, а во второй, соответственно, 25 лет. Данила служил в Чечне и возвратился в родной город. Он не любит рассказывать истории, которые происходили с ним в армии, а отвечая на различные вопросы об этом времени, говорит, что он просто сидел в штабе писарем. Но параллельно с этим Багров отлично разбирается во взрывном деле, хорошо владеет рукопашным боем и может легко изготовить огнестрельное оружие из тех предметов, которые находятся под рукой. Именно благодаря этим навыкам в фильме Данила делает обрез из ружья.

Что еще интересного есть в биографии персонажа Данилы Багрова из фильма "Брат"? Главный герой является меломаном, поклонником российской рок-музыки. Он с пренебрежением относится к поп-музыке и эстраде, полагая, что она ненастоящая, так как на войне ее не слушают.

Отца своего он знал плохо, так как он был вором и умер в тюрьме. Брат Виктор на несколько лет старше Данилы и занимался его воспитанием. Он много значит для главного героя. У брата общительный и открытый характер, он много смеется, способен свободно проявлять свои эмоции, поэтому и составляет контраст личности основного героя. Однако Виктор имеет такие качества, как продажность и легкомыслие, поэтому он и становится киллером.

Возвращение в родной город

Когда Багров возвращается с войны, то он сначала едет в свой родной город. Там он ввязывается в драку, после чего попадает в милицию. Решив, что в этом городке ему будет довольно скучно жить, Данила переезжает в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который на тот момент весьма хорошо обосновался в культурной столице России. В Петербурге Данила знакомится с одной тусовщицей по имени Кэт. Он зависает с этой девушкой в одном из ночных клубов, после чего идет на вечеринку, на которой выпивает сырое яйцо и курит марихуану. В конце кинокартины Данила дарит этой девушке большую сумму денег на концерт.

Кроме этого, Данила в фильме знакомится еще с одной девушкой, которую зовут Света. Она по сюжету работает вагоновожатой, а в один момент помогает Даниле скрыться в грузовом трамвае от преследующих его бандитов. Немного позже Багров находит эту девушку, чтобы отблагодарить ее за свое спасение. В конце концов, Данила выгоняет из дома Светы ее агрессивного мужа, который избивал героиню, а позже простреливает этому человеку ногу. Однако Света вместо благодарности желает, чтобы Багров просто ушел, и говорит о том, что она его не любит.

О Викторе

К моменту возвращения главного героя в Санкт-Петербург Виктор уже на протяжении длительного времени промышляет наемными убийствами, а в результате подключает и своего младшего брата к этому темному делу. В конце концов, Данила оказывается довольно плохим киллером. Когда он выполнил задание, Данила спас одного случайного свидетеля от возможной расправы и убил криминального местного босса по прозвищу "Круглый". После этого преступники начинают давить на Виктора, и он сдает своего младшего брата. Данила начинает уничтожать бандитов буквально одним за другим, но при этом не держит зла на своего старшего брата. Когда Багров окончательно разочаровался в своих друзьях, он переехал из Питера в Москву, где хотел поступать в медицинский институт.

Сюжет второй части

Во второй части фильма главный герой уже в столице России встречается со своими бывшими сослуживцами. Там у брата одного из них возникают некоторые разногласия с американским бизнесменом. Сослуживец пытается помочь собственному брату, но в результате его убивают. Вместе с Виктором Данила летит в Соединенные Штаты Америки, чтобы отомстить этому бизнесмену за убийство сослуживца.

В Штатах главный герой разживается оружием, а по дороге спасает одну русскую проститутку. Там он врывается в офис бизнесмена, убивая из револьвера большое количество ни к чему не причастных американцев и охрану. У бизнесмена он отбирает деньги, которые хочет отдать брату своего погибшего сослуживца.

Старший брат главного героя в это время стреляет в украинском ресторане, в результате чего его ловит полиция. Виктор хочет остаться в Соединенных Штатах, но дальнейшая судьба этого героя является неизвестной. Данила убегает от преследования и улетает из Америки на самолете.

Данилу Багрова можно заметить в фильме романа Виктора Пелевина "Generation П". Этот фильм был снят режиссером Виктором Гинзбургом в 2011 году. Здесь образ Данилы задействован в одном рекламном ролике.

Этого героя можно также заметить в видеоигре, которая называется "Брат-2: обратно в Америку". В данном шутере Данила Багров является тем персонажем, от лица которого и ведется игра. Кроме этого, в игре имеется и старший брат главного героя, который находится в американской тюрьме. Основная цель видеоигры заключается в том, чтобы освободить Виктора из тюрьмы.

Время от времени отсылки к образу этого киногероя можно заметить в российском искусстве. Огромный портрет Данилы Багрова был написан пермским художником Вячеславом Триптих в местном Доме культуры в 2015 году. Кроме этого, портрет Багрова также можно разглядеть на городском ландшафте Санкт-Петербурга в виде граффити, которое было оставлено витебскими художниками на стене одной из трансформаторных будок около Александро-Невской Лавры. Также в 2015 году выходит мелодрама, снятая режиссером Андреем Зайцевым, "14+". Главным героем этого фильма является фанат Данилы Багрова.

В 2017 году проходит онлайн-голосование, по которому Данила избирается национальным русским супергероем, а также героем нашего времени. Этот персонаж становится таким же популярным, как и Саша Белый, которого мы все знаем по сериалу "Бригада".

Немного о Сергее Бодрове

Сергей Бодров-младший является советским, а позже и российским актером. Его кинокартина «Брат» стала классикой в российском кинематографе, а для многих телезрителей этот актер стал символом поколения девяностых годов. Многие реплики героя Данилы фанаты растащили на цитаты. Кроме этого, Сергей завоевал популярность не только благодаря этому культовому фильму, но и как сценарист, телеведущий и кинорежиссер.

Популярность Сергея

Главный дебют Бодрова на российских телеэкранах состоялся в 1989 году. В это время Сергей принимал участие в съемках фильма своего отца "Свобода - это рай".

Когда Сергей был студентом, он совершенно случайно снялся в фильме "Кавказский пленник", кинокартина стала весьма успешной, она была отмечена на Каннском фестивале.

Как уже говорилось ранее, главную роль Сергей Бодров-младший сыграл в культовых картинах «Брат» и «Брат-2». Однако эти фильмы вызвали отрицательную реакцию, так как многие посчитали этот фильм излишне русофобским. Тем не менее российские телезрители эту культовую работу восприняли по-другому.

Трагедия

В возрасте 30 лет Сергей Бодров-младший пропал без вести. В 2002 году съемочная группа фильма "Связной" отправилась в Кармадонское ущелье. Там начался сход ледника, на который перед этим упала огромная ледовая глыба. Поток снега и камней накрыл всю съемочную команду во главе с Сергеем, выжить никому не удалось. Эта трагедия стала ударом для всех фанатов актера.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Данила Багров

Данила Багров

Данила Багров - главный герой фильмов «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. В обоих фильмах его роль исполняет Сергей Бодров. Неизвестно, придумана фамилия героя нарочно в созвучие с фамилией исполнителя или это простое совпадение.

Данила - ветеран Первой чеченской войны, отслуживший в Чечне срочную службу. Однополчане Данилы - Костя, которого наградили орденом Мужества, и Илья - считают его самым «крутым» среди них бойцом, однако сам Данила не любит говорить о своих военных подвигах и часто рассказывает, что во время войны отсиделся в штабе писарем.

Данила любит музыку российских рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «ДДТ», а к вульгарной поп-музыке относится пренебрежительно и называет ее «ненастоящей», ведь «на войне такую не слушают».

В первом фильме, демобилизовавшись после войны, Данила приезжает в родной город, где сразу же ввязывается в драку с охранниками на съемочной площадке видеоклипа на песню «Крылья» группы Наутилус Помпилиус и попадает в милицию, но его отпускают. Жизнь в родном городке скучна Даниле, и он едет в Санкт-Петербург, где хорошо устроился его старший брат Виктор.

Довольно быстро выясняется, что Виктор - наемный убийца по кличке «Татарин». Он берет младшего брата в оборот. Сначала Данила убивает кавказца (бывшего чеченского боевика) - неугодного бандитам хозяина одного из городских рынков, а в завязавшейся погоне тяжело ранит одного из бандитов. Затем, вновь по просьбе старшего брата, он сидит в квартирной засаде, но после выполнения задания убивает обоих киллеров-помощников.

После этого Виктор под давлением сдает Данилу бандитам, но Данила расправляется с ними и говорит брату, что не держит на него зла. Потеряв друзей и веру в справедливость, Данила покидает Санкт-Петербург и переезжает в Москву, желая поступить в университет и выучиться на доктора.

События второго фильма разворачиваются следующим образом. В Москве Данила встречается со своими однополчанами, Костей и Ильей. Брат-близнец Кости играет в НХЛ, но все деньги из-за контракта уходят американскому бизнесмену, который не гнушается ничем. Костя, пытаясь помочь брату, просит своего начальника Белкина поговорить с американцем. Но у Белкина свои интересы и многомиллионный контракт, связанный с нелегальным игорным бизнесом, и он приказывает убрать Костю. Данила решает восстановить справедливость и отомстить за друга. В Москву приезжает брат Данилы, Виктор, который присоединяется к нему.

Допрос Белкина выводит Данилу на американского бизнесмена. Он решает вместе с братом лететь в Америку и выследить его. Однако они летят в США разными рейсами - Виктор летит до Чикаго, а Данила - до Нью-Йорка. Добравшись до Чикаго, Данила никак не может найти брата, у него кончаются деньги. Раздобыв оружие и вызволив из беды проститутку Дашу, Данила выслеживает американца и заставляет того вернуть все деньги хоккеиста, оставив себе солидный процент.

Встретив брата, он выясняет, что тот остается в Америке. За обоими гонится полиция и украинская мафия. Перестреляв украинцев в ресторане, Виктор попадает в руки полицейских. Данила же вместе с Дашей благополучно покидают США.

Появившись в 1997 году после страшного периода малокартинья, «Брат» Балабанова, прежде всего, поражал своей энергетикой. Главный герой картины - простой русский парень Данила Багров, отсюда и лидерство в прокате.

Оба фильма стали поводом для бурных обсуждений на страницах газет и в Интернете. Является ли образ Данилы Багрова, созданный Сергеем Бодровым, достоверным отражением идей, надежд и стремлений нынешнего молодого поколения? Почему тысячи людей, в том числе и посетители гостевой книги сайта фильма, видят в Даниле образец для подражания и хотят иметь такого друга, брата, сына или мужа?

Видимо, очевидный плюс фильма - это четкое отвержение толстовства. Толстовства не как философии (кто его читал сейчас, Льва Толстого?), а как той популярной идеологии, что надо всегда уступать, что допустима только политика переговоров, уступок и компромиссов, что нельзя обижать бедных боевиков и т. п. В «Брате» признается правомочность и действенность силового подхода. Многие россияне находят в этой особенности образа положительное начало. Тем более, что Данила - это не какой-то жуткий персонаж. Он - романтик, поклонник «Наутилуса», благородный рыцарь и человек слова. Он - как бы символ будущей России. Кинозрители выходили из зала, влюбленные в нашего героя, всегда спокойного, всегда хладнокровного, всегда жестокого… Все бы хорошо, но как-то легко Данила согласился со своей ролью наемного убийцы, очевидно, этим определив свою судьбу до конца. Поселковый милиционер дядя Ваня, когда-то одноклассник отца Данилы, предвидя будущую коварную судьбу Данилы, пригласил его работать в МВД. Таким, как Данила, спецназовцам из «горячих точек», три пути было, есть и будет.

Первый путь - постараться позабыть обо всем, что было, забыть навыки и умение убивать и становиться шофером, врачом, строителем, инженером. Самый трудный и самый надежный путь, каким шли миллионы солдат после окончания бесчисленных войн в истории России.

Второй путь - пойти в органы, в войска, в МЧС, в ОМОН, в любые государственные силы порядка и совершенствовать свое умение в интересах государства и общества. Такой путь тоже многие выбирают.

Третий вариант - использовать свои специфические навыки в жизни, с неизбежностью уходя в криминализированный мир, хотя ты сам этого вроде бы не желал… Увы, это может ждать и нашего любимого героя. Может, он и будет кого-нибудь жалеть, убивая не всех, а через одного, станет сентиментальным бандитом, каких было много в истории преступного мира, но тем, кого он не пожалеет, от этого будет не легче.

Сила Данилы Багрова в том, что он любит людей. Он повсюду находит людей: на богемной актерской тусовке, у бомжей, у милиционеров; даже подравшись с киношником в самом начале фильма, он не держит на него зла, готов с ним дружить, он спасает несчастного Степана, угодившего не в ту квартиру… Мудрый немец Герман ему говорит; «Город забирает силу. Сильный приезжает и становится слабым. Вот и ты пропал».

Слабость - когда подчиняешься атмосфере зла, когда живешь по правилам зла. Немца играет Юрий Кузнецов. Вообще, фильмы замечательны тем, что каждый герой, даже эпизодический, представлен как целостный характер, как интересная личность. Это относится даже к эпизодическим ролям бандитов, бомжей, соседей по квартире - их образы запоминаются. А сложенные вместе, они дают полноценную и весьма правдивую картину нынешнего российского общества. В этом неприглядном в целом образе есть новая надежда - брат. Брат, который есть у каждого. Брат, который не хочет превращаться в криминальную «братву»: «Брат за брата. Брат за сестру… За родителей. За детей. Общее русское дело…».

Сергей Бодров-младший – российский актер, сценарист и режиссер, исполнивший главную роль в культовом фильме Алексея Балабанова «Брат» и его продолжении, а также лентах «Кавказский пленник», «Война», «Стрингер».

В 2001 году представил свой режиссерскую дебют – драму «Сестры». Погиб на съемках своего второго фильма «Связной» из-за обвала в Кармадонском ущелье.

Детство и семья

Сергей Бодров-младший родился 27 декабря 1971 года в семье известного режиссера Сергея Владимировича Бодрова и педагога-искусствоведа Валентины Николаевны Бодровой. Когда ему исполнилось 13, родители развелись. Старший Бодров впоследствии женился на Айжан Беккуловой, художнице и галеристке из Казахстана, и у Сергея появилась единокровная сестра Ася.


В юном возрасте Сергей любил одиночество и «отлично сам собой обходился». И совершенно не грезил кино, а мечтал быть мусорщиком и ездить по городу на оранжевой машине.


Аттестат Сергей Бодров-младший получал в московской школе №1265 с углубленным изучением французского языка. Учителя вспоминали, что он «был в меру шебутным и подвижным, и никогда не пакостил».


Уже в школе Сергея привлекли к трудовой деятельности. Его класс каждую неделю ездил на фабрику «Ударница» и упаковывал сладости. Школьники расфасовывали конфеты в коробки и сами перевязывали их. Заработанные деньги, правда, получала школа, тратившая их на экскурсии для учеников.


После школы Бодров хотел поступать во ВГИК. Однако отец объяснил ему, что к кино должна быть страсть, а если она не придет, то о ней стоит и вовсе забыть. Сергей страсти не почувствовал, а потому поступил на исторический факультет МГУ. Он специализировался на истории искусства, а точнее, на живописи венецианского Возрождения. Именно в университете, по словам актера, его научили видеть прекрасное в обычном.


На курсе Сергея Бодрова считали счастливчиком: в 1991 году ему посчастливилось поехать на учебу в Италию. В «учебной командировке» ему удалось устроиться пляжным спасателем и скопить денег на путешествие по стране. Следующие три лета он вновь приезжал туда и работал спасателем.


Педагоги вспоминали, что учеба давалась Бодрову легко – было видно, что он получил отличное среднее образование. Особенно хорошо ему давались иностранные языки. Его любили и преподаватели, и одногруппники.

В 1994 году Сергей получил красный диплом и поступил в аспирантуру. К тому времени он был уверен, что будет работать либо в библиотеке, либо в музее. Впоследствии, уже будучи актером, он защитил диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

Актерская карьера

Дебют Сергея Бодрова в кино состоялся в 1989 году с эпизодической роли в картине отца «Свобода – это рай» (СЭР). Он перевоплотился в малолетнего правонарушителя, который сидит в тюрьме рядом с пойманным главным героем. Во времена студенчества Бодров сыграл почтальона в другой ленте отца – «Белый король, красная королева».

Первая роль Сергея Бодрова (СЭР). Отрывок из фильма

В 1995 году Сергей Бодров-старший работал в Дагестане над картиной «Кавказский пленник». – современной интерпретацией одноименной повести Льва Толстого. Сын напросился поехать с ним, пообещав помогать в самой тяжелой работе. Неожиданно для самого себя он стал главным героем картины, рядовым Иваном Жилиным, напарником персонажа Олега Меньшикова .


Фильм был отмечен призом кинокритиков и киноведов FIPRESCI на Каннском фестивале, а так же получил Гран-при на кинофестивале в Сочи и на «Хрустальном глобусе», приз экуменического жюри в Карловых Варах и масса других наград. Бодров-младший получил приз за лучший актерский дебют на Кинофестивале «Балтийская жемчужина» и стал лауреатом Государственной премии за вклад в область литературы и искусства.


Несмотря на успех картины, сам Бодров себя артистом не считал: «Артисты – это другие люди, другая конституция. Роль для меня – это не профессия. Это поступок, который совершаешь».


На Сочинском кинофестивале Бодров-младший познакомился с Алексеем Балабановым . Режиссер был под впечатлением от роли Бодрова в «Кавказском пленнике», и он предложил актеру вместе поработать над фильмом. Это стало началом не только плодотворного творческого союза, но и крепкой дружбы.


Денег на съемки было мало – создателям удалось уложиться в сто тысяч долларов. Например, знаменитый растянутый свитер Данилы был куплен в питерском секонд-хенде за 35 рублей. Актеры работали практически бесплатно, едва ли не за еду.


Как вспоминала актриса Светлана Письмиченко, Балабанова привлекла в первую очередь харизма Бодрова, совершенно не сочетавшаяся с образом благородного и справедливого убийцы.

Сережа не подходил на роль жестокого человека, его хотелось любить. А в жизни он вообще был мягким, добрым и каким-то «не от мира сего». Он был неуклюжим и немного зажатым

Наверное, именно это несоответствие заставило зрителей проникнуться картиной. «Брат» с проникновенным саундтреком от Вячеслава Бутусова называли «летописью 90-х», «манифестом новейшего кинематографа», Данилу Багрова – героем нового поколения. Хотя не обошлось и без обвинений создателей в русофобии и расизме, фильм получил главный приз «Кинотавра» (при этом Бодров был удостоен премии за лучшую мужскую роль) и был номинирован на «Нику» как лучший фильм года.

«Брат»: 10 лет спустя. Фильм о фильме

Вскоре после «Брата» Бодров получил главную роль в боевике «Стрингер» – его герой, свадебный оператор Вадик, записал на видео взрыв троллейбуса и решил перекалифицироваться в репортеры. В основу сюжета легла биография помощника Владимира Жириновского Алексея Островского.


Следующей работой актера стала роль в мультинациональной картине «Восток-запад» французского режиссера Режиса Варнье. Сергей воплотил на экране образ паренька Саши, который мечтает стать Олимпийским чемпионом и, чтобы обратить на себя внимание, проплывает несколько километров в открытом море. Фильм был номинирован на «Оскар».


В 2000 году зрители увидели продолжение дилогии Данилы Багрова – «Брат-2». На съемки продолжения Бодрова подвигло письмо женщины, чей младший сын воевал в Чечне, а безработный старший болел и много пил. Она рассказала актеру, как сына избили, ограбили и угнали у него мотоцикл, и она не знает, что ей теперь делать: «Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернётся, я даже не знаю говорить ему или нет». Тогда Бодров понял, что «Брат» для зрителей – не просто кино, эта история много значит для них.


В этот раз съемки проходили совсем по-другому. Несмотря на то, что многие спонсоры пошли на попятную перед самым началом работы, бюджета хватило на съемки в Чикаго, Нью-Йорке и Питтсбурге.

«Брат-2». Сцена в тюрьме

В 2000 году Сергей Бодров сыграл отрицательного персонажа – охранника богатого американца русского происхождения (Владимир Машков) в драме «Давай сделаем это по-быстрому», режиссером которой стал Бодров-старший.


В начале 2001 года стартовали съемки новой картины Алексея Балабанова – драмы о Второй чеченской кампании «Война». Главную роль в фильме исполнил молодой Алексей Чадов , Бодров же предстал перед зрителями как парализованный капитан Медведев, плененный чеченцами. Фильм был призером «Золотой розы» Кинотавра, а Бодров пополнил коллекцию наград премией «Ника» за «лучшую мужскую роль второго плана».


В 2002 году состоялась премьера трогательной драмы «Медвежий поцелуй». Последняя роль Сергея Бодрова – медведь Миша, которого воспитала циркачка Лола. Миша обрел способность превращаться в человека, и чтобы остаться человеком навсегда, ему необходимо не убивать никого в течение года.


Фильм вышел на экраны уже после смерти Бодрова.


Режиссер и сценарист

Во время работы над «Quickie» Сергей начал работу над сценарием к своему первому фильму - «Сестры». Он был написан за две недели, спустя четыре дня начались съемки. Изначально картину предлагалось назвать иначе: «Дочь бандита», «Танцовщица живота» или «Младший». Сюжет повествует о двух несовершеннолетних кровных сестрах (Оксана Акиньшина и Екатерина Горина), ненавидящих друг друга. Когда их отец возвращается из тюрьмы, за девочками начинается охота. Картина получила приз Московского международного кинофестиваля как лучший режиссерский дебют 2001 года.


Картина Балабанова «Морфий» была создана по сценарию Бодрова, который сам адаптировал «Записки юного врача» Михаила Булгакова для съемок. Впоследствии режиссер слегка изменил структуру фильма и его концовку, но в память о Бодрове, который проделал колоссальную работу, не стал списывать свое имя в титры. Главная роль тоже должна была достаться Бодрову. После его трагической гибели его место занял Леонид Бичевин .

Телевидение

В октябре 1996 года Сергей Бодров-младший появился на канале ОРТ (сейчас Первый канал) в качестве соведущего Александра Любимова в программе «Взгляд». Здесь он проработал до 1999 года и ушел с «ощущением хорошей школы». Официальная причина – начало съемок «Брата-2», однако близкие актера утверждали, что он попросту не выдержал эмоционального накала и «звериной» атмосферы, царившей на телевидении.

Выпуск «Взгляда» с Бодровым и Любимовым (1997 год)

Также Бодров был соведущим Леонида Парфенова в трех выпусках передачи «Намедни».


В конце 2001 года Сергей Бодров стал вести реалити-шоу «Последний герой». Шестнадцать героев передачи жили в диких условиях на острове около побережья Панамы, проходили различные испытания, и самый выносливый в итоге получал приз в виде трех миллионов рублей. Сергей Бодров признавался, что его сильнее всего интересовала тема голода и то, смогут ли участники сохранить человечность в нечеловеческих условиях.


Личная жизнь Сергея Бодрова

В 1997 году Сергей Бодров женился на своей коллеге, авторе телепроектов «Акула Пера» и «Канон» Светлане Михайловой.


Спустя год у них появилась дочка Ольга, а в 2002 году, за три недели до гибели Бодрова, родился их сын Александр.

Съемочная группа прилетела на Кавказ в сентябре. Отсняв сцены в женской колонии неподалеку от Владикавказа, Бодров и коллегами отправился в Кармадонское ущелье, где планировалось снять сцену встречи главных героев. После съемочного дня, прерванного раньше предполагаемого времени из-за условий недостаточной освещенности.


Группа собиралась обратно в лагерь, когда с горы Джимара сорвалась глыба льда, упавшая на ледник Колка. Он двинулся на ущелье со скоростью 180 километров в час и накрыл его ущелье 300-метровым слоем льда и камней, похоронив заживо Сергея Бодрова и всю съемочную группу.


Масштабные спасательные работы велись до февраля 2004 года – добровольцы и родственники погибших надеялись найти хотя бы тела. В результате усилий спасателей из снежного плена вызволили тела 17-ти погибших. Более сотни человек до сих пор погребены подо льдом, который, как утверждают ученые, будет таять около 12-ти лет. Все они, включая Сергея Бодрова, признаны пропавшими без вести.

Память

Через год после гибели Бодрова издательство «Эксмо» выпустило книгу воспоминаний об актере. В 2007 году мама Сергея издала его диссертацию по венецианской живописи Возрождения отдельной книгой. А в 2007 году издательство «Амфора» опубликовало сценарий «Связного» в сопровождении отрывков из интервью Бодрова и воспоминаний его близких.


В 2006 году Бодрову посмертно присудили премию MTV в номинации «Признание поколения».


В 2017 году стало известно о намерении гражданских активистов установить памятник Даниле Багрову в Москве.

Место рождения: г. Москва
Дата рождения:27 декабря 1971г.
Знак зодиака: стрелец
Настоящее имя: Бодров (мл.) Сергей Сергеевич
Дети: дочь Ольга и сын Александр
Отец: Сергей Бодров-старший
Род занятий: актер, журналист, телеведущий
Образование: исторический факультет МГУ, аспирантура.
Дебют в кино:1995г. фильм "Кавказский пленник"

Русский актер, телеведущий, режиссер, сценарист, историк-искусствовед. Родился 27 декабря 1971 в Москве в семье писателя, известного сценариста и режиссера Сергея Бодрова-старшего и волею родителей стал тезкой своего отца, проживающего сейчас в США. В 1993 году окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова (отделение истории искусства). Вначале работал в школе учителем, затем кондитером на фабрике "Ударница", журналистом и даже спасателем на пляже в Италии. В кинематографе начал работать с подачи отца, драматурга и режиссера С.Бодрова, снявшись в его фильмах сначала в эпизодической "СЭР (Свобода - это рай)" (1989), а затем в главной (роль Ивана Жилина) “Кавказский пленник" (1996) ролях. Актер непрофессиональный, но искренний и органичный, он стал достойным партнером опытного О.Меньшикова. Юношески нескладный, не приспособленный к войне, герой Бодрова-младшего привносил в злободневный сюжет теплоту русской классической традиции, с которой благодаря ему картину связало не только название рассказа Л.Толстого. Актер-непрофессионал, он был убедителен в любом жесте и интонации какой-то особой, животной органикой. Тем не менее, наградить Бодрова призом за лучшую мужскую роль на фестивале "Кинотавр" одного, обойдя Олега Меньшикова, оказалось невозможным. И приз поделили на двоих. Та же судьба постигла и "Нику" - приз Киноакадемии. Так же Бодров удостоился за "Кавказского пленника" приза "За лучший кинодебют" на фестивале "Балтийская жемчужина" в Риге и приза Кинопрессы как лучшему актеру за 1996 года (вместе с Ф.Абдраимовым). Фильм собрал просто невероятный урожай призов: приз ФИПРЕССИ и приз зрительских симпатий МКФ В Каннах. Даже был номинирован на "Оскар" как лучший иностранный фильм! Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров уезжал победителем. Особую популярность у зрителей приобрел, сыграв роль Данилы Багрова в фильмах Алексея Балабанова "Брат" (1997) и "Брат-2" (2000). В 2001 году дебютировал в режиссуре фильмом "Сестры". В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Архитектура в венецианской живописи Возрождения". В 1996-99 годах работал на телевидении, сначала как автор сюжетов для программы «Намедни», затем как ведущий программы «Взгляд». (ОРТ). В 2001 году, в качестве ведущего принимал участие в программе "Последний герой" (Первый канал).

Сыграв главную роль в фильме Брат (реж. А.Балабанов, 1997), Бодров стал культовой фигурой для части российской молодежи. Его герой, Данила Багров, попал из огня чеченской войны в полымя бандитского Петербурга. В интервью актер неоднократно заявлял о сочувствии своему герою, вынужденно взявшемуся за оружие в мирной жизни. Это сочувствие, вероятно, и позволило ему не столько играть, сколько органично присутствовать в образе Данилы Багрова. Пресса называла его "лицом поколения", с чем он сам категорически не соглашался. Отдельного внимания заслуживают фразы и общая стилистика фильма."My car - кирдык" - говорит герой Бодрова Данила, и словечко сразу подхватывается народом. Однако, в отличие от "Пленника", новый фильм был принят в критике отнюдь не на "ура".

Успешный прокат Кавказского пленника (номинация на «Оскар», 1997) и Брата в Европе и США принес актеру международную известность. В 1999 вышли два фильма с его участием, снятые европейскими режиссерами. В англо-российской картине Стрингер (реж. П.Павликовски) его герой ходит с видеокамерой, снимая для ТВ «горячие» сюжеты и время от времени попадая в кровавые переделки. Режиссер откровенно воспользовался «эффектом Бодрова»: культовый имидж плюс естественность существования в кадре.

Фильм Восток – Запад (реж. Р.Вернье, Франция – Россия – Болгария – Испания) поставил перед актером сложную задачу. Остро драматическая роль Саши Васильева требовала не просто органики, но более сложной актерской техники: по сюжету герой переживал смерть близких, любовь к замужней женщине и совершал побег из СССР во Францию. Картину Восток – Запад хорошо приняли в Европе, в США она была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

Успех Брата вдохновил режиссера Балабанова на создание Брата-2. Сергей Бодров вновь сыграл Данилу Багрова, чья борьба с мафией на этот раз приняла трансконтинентальный размах: большая часть действия развернулась в Чикаго. Данила Багров в Брате-2 вращается в соответствующих статусу культового героя сферах: участвует в ток-шоу, влюбляется в известную певицу, дружит с хоккеистом НХЛ и сражается с чикагской мафией. В 2001 Бодров дебютировал как режиссер фильма с рабочим названием “Танец живота” (“Сестры”).

Вот таков Сергей Бодров - герой нашего времени. Весьма примечательная биография, несмотря на молодость. В Америке о таких ребятах обычно говорят "next-door boy" .Так может выглядеть любой парень из вашего двора - случайно встретив Сергея Бодрова в метро, вы наверняка не узнаете в нем главного героя фильма "Брат" и популярного телеведущего. Видимо, эта обыкновенность "своего в доску парня" и составляет главную прелесть Бодрова.

Летом 2002 года начал работать над своим новым фильмом - мистической драмой "Связной", однако 20 сентября 2002 года пропал без вести в Кармадонском ущелье в Северной Осетии, где съемочная группа оказалась на пути сошедшего ледника Колка. Поиски съемочной группы продолжаются...

Полная фильмография:
2002 - Связной (авт.сц., реж., акт.; работа над фильмом прекращена)
2002 - Медвежий поцелуй (акт.) (реж. Сергей Бодров-старший)
2002 - Война (акт.) (реж. Алексей Балабанов)
2001 - Давай сделаем это по-быстрому (акт.) (реж. Сергей Бодров-старший)
2001 - Сестры (авт.сц., реж., акт.)
2000 - Брат2 (акт.) (реж. Алексей Балабанов)
1999 - Восток-Запад (акт.) (Франция-Россия, реж. Режис Варнье)
1998 - Стрингер (акт.) (Великобритания-Польша, реж. Пол Павликовски)
1997 - Брат (акт.) (реж. Алексей Балабанов)
1996 - Кавказский пленник (акт.) (реж. Сергей Бодров-старший)
1992 - Белый король, красная королева (акт.) (реж. Сергей Бодров-старший)
1989 - СЭР (Свобода - это рай) (акт.) (реж. Сергей Бодров-старший)

Призы и награды:
2003 - Премия "Ника" за лучшую мужскую роль второго плана (Война)
2002 - Специальный приз "За свободу творческого самовыражения" на МКФ в Карловых Варах (Сестры)
2002 - Премия журнала "ВидеоМагазин" по номинации "Отечественный фильм года" (Сестры)
2001 - Премия "Золотой Овен" за лучший дебютный фильм (Сестры)
2001 - Премия Jesolo Biennale в программе Cinema d"Autore МКФ в Венеции (Сестры)
2001 - Гран-при за лучший дебют ОРКФ "Кинотавр" в Сочи (Сестры)
1997 - Приз за лучшую мужскую роль МКФ в Чикаго (Брат)
1997 - Премия "Золотой Овен" лучшему актеру года (Брат)
1997 - Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ "Кинотавр" в Сочи (Брат)
1997 - Государственная премия России (Кавказский пленник)
1997 - Премия "Ника" за лучшую мужскую роль (Кавказский пленник)
1996 - Приз кинопрессы лучшему актеру года (Кавказский пленник)
1996 - Приз за лучший дебют МКФ "Балтийская жемчужина" в Риге-Юрмале (Кавказский пленник)
1996 - Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ "Кинотавр" в Сочи (Кавказский пленник)

В обоих фильмах его роль исполняет Сергей Бодров - младший .

Ветеран Первой чеченской войны , отслуживший в Чечне срочную службу. В первой части говорится, что Данила Багров родился 5 августа 1975 года; таким образом, в первом фильме ему 22 года. Однополчане Данилы - Костя, которого наградили Орденом Мужества , и Илья - считают его самым «крутым» и умелым среди них бойцом. Сам Данила довольно скромен и не любит говорить о своих военных подвигах, обычно он всегда говорит, что во время войны отсиделся в штабе писарем, хотя, судя по событиям обоих фильмов он знаком не только с минно-взрывным делом, но и имеет навыки рукопашного боя, стрельбы и изготовления огнестрельного оружия в кустарных условиях, что говорит о настоящем профессионализме. Несмотря на внешнюю простоту, граничащую с чудаковатостью, Данила непримирим по отношению к любой несправедливости, и расправляется со всеми своими врагами с редким хладнокровием и даже жестокостью. Любит музыку российских рок-групп, в первую очередь Nautilus Pompilius и «ДДТ », а к поп-музыке относится пренебрежительно и называет её «ненастоящей», ведь «на войне такую не слушают».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    До армии Данила жил с матерью. Его отец, Багров Сергей Платонович, 1942 года рождения, вор-рецидивист, погиб в тюрьме и воспитанием Данилы занимался, в основном, брат Виктор, который значительно старше его. Из всех родственников Данилы заметную роль играет только Виктор, в исполнении Виктора Сухорукова . Данила любит брата как отца. В отличие от Данилы, Виктор - экстраверт , общительный, часто смеётся, открыто выражает эмоции, но цельностью характера похвастать не может, чересчур легкомысленный, а ради денег готов даже на преступления. В «Брате 2» также фигурирует мать-пенсионерка (её имя не называется) и упоминает дед, погибший во время Великой Отечественной войны - его имя тоже не называется.

    События первого фильма

    Демобилизовавшись после войны, Данила приезжает в родной город, где сразу же ввязывается в драку с охранником на съёмочной площадке видеоклипа на песню «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус » и попадает в милицию, но его отпускают. Жизнь в родном городке для Данилы скучна, и он едет в Санкт-Петербург , где хорошо устроился его старший брат Виктор.

    Довольно быстро выясняется, что Виктор - наёмный убийца по прозвищу Татарин. Он берёт младшего брата в оборот, посылая его выполнять всю грязную работу. Сначала Данила убивает кавказца (бывшего чеченского боевика) - неугодного бандитам хозяина одного из городских рынков, и в завязавшейся погоне тяжело ранит одного из бандитов. Затем, вновь по просьбе старшего брата, сидит в засаде с двумя сообщниками, но после выполнения задания убивает обоих ради спасения от расправы случайного свидетеля.

    После этого Виктор под давлением сдаёт Данилу бандитам, но Данила расправляется с ними и говорит брату, что не держит на него зла за предательство. Потеряв друзей и веру в справедливость, Данила покидает Санкт-Петербург и переезжает в Москву, желая поступить в университет и выучиться на врача.

    События второго фильма

    В Москве Данила встречается со своими однополчанами, Костей и Ильёй. Брат-близнец Кости Дима играет в команде НХЛ , но все деньги из-за контракта уходят американскому бизнесмену, который не гнушается ничем. Костя, пытаясь помочь брату, просит своего начальника Белкина поговорить с американцем. Но у Белкина свои интересы и многомиллионный контракт, связанный с нелегальным игорным бизнесом, и он приказывает «просто разобраться» с Костей, чтобы тот перестал лезть в это дело, однако люди Белкина понимают слова своего шефа как приказ убить Константина. Данила решает восстановить справедливость и отомстить за друга. Тем временем в Москву приезжает брат Данилы - Виктор, который присоединяется к нему.

    Допрос Белкина выводит Данилу на американского бизнесмена. Он решает вместе с братом лететь в Америку и выследить его. В целях конспирации братья летят в США разными рейсами: Виктор летит до Чикаго , а Данила - до Нью-Йорка . Найдя нового приятеля-дальнобойщика, который помог ему добраться до Чикаго, Данила никак не может найти брата, у него кончаются деньги. Раздобыв оружие и вызволив из беды русскую проститутку Дашу, Данила выслеживает американца и заставляет того вернуть все деньги хоккеиста.

    Встретив брата, он выясняет, что тот решил остаться в Америке. За обоими гонится полиция и украинская мафия . Перестреляв украинцев в ресторане, Виктор попадает в руки полицейских. Данила же вместе с Дашей успевают уйти от преследования американской полиции и благополучно покидают США на самолёте. После событий второго фильма дальнейшая судьба Данилы Багрова неизвестна.

    Влияние