Жизнь, вселенная и всё остальное.

Дуглас Адамс

Жизнь, Вселенная и все остальное

Каждое утро традиционный душераздирающий вопль оповещал окрестности, что Артур Дент проснулся и заново ужаснулся своему местоположению.

В его пещере царил холод (а также смрад и сырость), но это еще пол-ужаса. Главный же ужас состоял в том, что пещера находилась в лондонском районе Айлингтон, и первый автобус в центр должен был отправиться примерно через два миллиона лет.

Время – это, так сказать, худшее место из всех, где только можно заблудиться. Артур Дент, с его богатым опытом блужданий по закоулкам пространства и времени, может утверждать это со всей ответственностью. Заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть со скуки.

Артур Дент застрял на доисторической Земле в результате извилистой цепочки происшествий, в процессе каковых он попеременно подвергался оскорблениям и/или расщеплению на атомы в разнообразных экзотических уголках Галактики, бесчисленность и странность которых превзошли все его ожидания. И хотя теперь его жизнь текла чрезвычайно ровно и спокойно, нервы Артура по-прежнему шалили.

Вот уже пять лет, как его не расщепляли на атомы.

Вот уже четыре года (со дня расставания с Фордом Префектом) Артур в общем-то ни одной души не видел, а потому и оскорблениям больше не подвергался.

За исключением одного случая.

Это произошло как-то весенним вечером года два тому назад.

Бредя в сумерках к своей пещере, Артур вдруг заметил за облаками странные вспышки. Он задрал голову к небу, и в его сердце робко закопошилась надежда. Спасение. Свобода. Несбыточная греза Робинзона – корабль.

И вправду – «к его радости и изумлению, с небес, рассекая теплый вечерний воздух, тихо, как-то интеллигентно спустился длинный серебряный звездолет. Выдвинулись длинные опоры, совершая изящные балетные па во славу технического прогресса.

Звездолет легко опустился на землю, и его ненавязчивое гудение разом стихло, точно убаюканное вечерней тишиной.

Сам собой откинулся трап.

Из люка вырвался столб света.

В нем обрисовался силуэт высокой фигуры. Фигура сошла по трапу и остановилась перед Артуром.

– Ты козел, Дент, – промолвила она просто.

То был самый что ни на есть инопланетный инопланетянин. Чисто инопланетная долговязость, чисто инопланетная приплюснутая голова, чисто инопланетные глазки-щелочки, экстравагантно-складчатое золотое одеяние с воротником чисто инопланетного покроя и бледная, серо-зеленая инопланетная кожа, сияющая тем особым блеском, который дается большинству серо-зеленоликих субъектов лишь благодаря постоянному массажу и самому дорогостоящему мылу.

Артур невольно отпрянул.

Существо невозмутимо смотрело на него.

Надежда и ликование в душе Артура вмиг сменились чувством крайней озадаченности. Сотни разных мыслей, расталкивая друг дружку, боролись за контроль над его голосовыми связками.

– А… мт… – выпалил он.

– А… тв… в… хто… кто? – выдавил он наконец, после чего погрузился в неистовое (сродни неистовым воплям) безмолвие. Нешуточное это дело – обнаружить, что после неопределенно долгого периода молчания ты, оказывается, не отучился разговаривать.

Инопланетное существо, морща лоб, заглянуло в штучку вроде папки, которую сжимало в своих длинных, лианообразных инопланетных пальцах.

– Артур Дент? – переспросило оно.

Артур растерянно кивнул.

– Артур ФИЛИП Дент? – уточнило существо, деловито лязгнув зубами.

– Э-э… да… я… э-э-э… – подтвердил Артур.

– Ты козел, – повторил инопланетянин. – Никчемная дырка от бублика.

Существо кивнуло само себе, произвело чисто инопланетный щелчок застежкой папки и направилось к своему кораблю.

– Э-э… – в отчаянии выпалил Артур, – э-эй!

– И нечего тут! – рявкнул инопланетянин.

Он взошел по трапу и исчез в недрах корабля. Люк сам собой захлопнулся. Звездолет басовито загудел.

– Э-эй! – вскрикнул Артур и побежал на заплетающихся ногах к кораблю. – Подождите минутку! Что вы хотели? Эй! Да подождите же!

Корабль приподнялся, беспечно скинув свою тяжесть наземь, будто плащ, секунду повисел в воздухе – и унесся в вечернее небо. Он пронзил облака, на миг озарив их своим серебряным свечением, и исчез из вида Артура – одинокой букашки, бестолково скачущей на месте посреди бескрайней шири.

– Что? – вопил он. – Чего? Зачем? Эгей-гей! Ну-ка вернись и повтори!

Он подпрыгивал и выплясывал, пока его ноги не подкосились, взывал, пока не надорвал связки. Ответа не последовало. Некому было его услышать, некому было с ним поговорить.

Инопланетный корабль уже с треском прорывался сквозь верхние слои атмосферы, навстречу той ужасной пустоте с редкими-редкими материальными вкраплениями, из которой и состоит Вселенная.

Хозяин звездолета, инопланетянин с дорогостоящим цветом лица, развалился в единственном кресле рубки. Он звался Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий, и был он индивидуумом с четкой целью в жизни. Не самой лучшей целью – в чем он сам первый признавался, – но эта какая-никакая цель как-никак давала ему какое-никакое занятие.

Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий принадлежал – то есть принадлежит – к очень узкому кругу бессмертных обитателей Вселенной.

Те, кто рождается бессмертным, от рождения бессознательно свыкаются с этим своим свойством, но Охмешконасыпатель – не из их числа. Строго говоря, эту шайку бесчувственных выродков он давно уже возненавидел лютой ненавистью. На него самого бессмертие свалилось как снег на голову, в результате неудачного взаимодействия своенравного ускорителя элементарных частиц, банки с рассолом (то был утренний завтрак Охмешконасыпателя) и двух аптечных резинок. Мелкие подробности аварии не имеют значения, поскольку никому так и не удалось воспроизвести обстоятельства произошедшего, причем многие экспериментаторы при этом попали либо в дурацкое положение, либо на тот свет, либо и туда, и туда одновременно.

Охмешконасыпатель скорбно и устало прикрыл глаза, заказал бортовой стереосистеме какой-нибудь легкий джаз и рассудил, что все бы ничего, если бы не воскресные дни, будь они неладны.

Вначале бессмертие пошло ему впрок. Он спорил с судьбой, лез на рожон, срывал цветы удовольствий и сумасшедшие деньги на высокодоходных долгосрочных сберегательных вкладах… в общем, давал всем жизни, как говорится.

Но вскоре в этом светлом существовании появилось нестерпимое темное пятно – воскресенья. Примерно в 14:55 тебя начинает обволакивать ужасная апатия: ты понимаешь, что уже принял все ванны,

Третий роман из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».

Абсурд продолжается. Абсурд абсурдов или абсурд в кубе. Самый интересный сюжет - предотвращение гибели Галактики от расы планеты Криккет. Оригинально! Но ряд ещё смешных перлов - как,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

например, путешествие по времени вред наносит экологии -засоряет историю.

Для лёгкого чтения в метро. Вышел из толчеи и приятно после чтения.Навевает оптимизм. Герои из любой ситуации выпутаются по воле случайностей, воспроизводимых автором.

Оценка: 5

Всё отлично! Персонажи ничуть не приелись и ничуть не потеряли своей индивидуальности. Сюжетная линия как всегда пестра, абсурдна, но вместе с тем логична. Единственное НО - юмор. Он не пропал, но общий его уровень, пожалуй, стал чуть ниже. Например, диалог, в котором обыгрывается выражение «слопает нас вместе с тапками» не показался мне таким уж смешным. Эпизод с вечной жертвой Артура вообще какой-то левый - на сюжет он никак не влияет, так что его вполне можно было вырезать. К тому же первая часть книги пестрит каламбурами, хохмами и ироническими замечаниями, а вот во второй части юмора стало меньше - это тоже можно причислить к недостаткам.

Но лихо закрученый сюжет и сногсшибательный неожиданный финал, в котором связываются чуть ли не все сюжетные линии, а также бесподобный как всегда робот Марвин(жаль, что его тут мало) полностью покрывают недостатки книги.

P. S. Кстати, очень понравился неологизм автора «ультрауморин»:biggrin:

Оценка: 8

Авторский юмор, сочившийся из почти каждого абзаца предыдущих 2х частей и в основном 1ой, скоропостижно закончился. Герои с каждой страницей, становятся до отвращения одинаковыми, различимыми лишь по именам, все похожи как братья близнецы, т.е. абсолютно плоские.

К интересным моментам книги можно отнести историю заселения Земли человекообразными, тобишь нашими предками, мы узнаем, как это происходило с точки зрения автора.

Как яркий персонаж выделяется некий гуманоид, который, став бессмертным, от скуки решил лично оскорбить всю Вселенную, т.е. каждого её обитателя в лицо, причем в алфавитном порядке.

Ну и конечно главный полезный урок, который можно извлечь из 3й части, это практические советы по науке летания. Летать, это так просто оказывается.

Оценка: 6

И снова на страницах книги наступает праздник остроумия и парадоксов! И это хорошо. При этом герои всё глубже и глубже ныряют в пучину сюжета... Сразу оговорюсь, что для меня это плюс, ибо следить за тем, как герои пытаются спасти Галактику и себя лично от ужасной войны, мне было очень интересно. Сюжет здесь служит вполне достойным обоснованием безумного действия и балагана, что творится чуть ли не на каждой странице. Адамс разрабатывает действительно оригинальные конфликты, их обоснования и совсем нетривиальные решения. И всё это сквозь призму абсурдного, но гениального юмора пополам с сатирой.

Оценка: 8

А вот эту вещичку Дугласа нашего Адамса - за деньги перечитывать не стану. Оценку не занизил только из уважения к другим творениям МАСТЕРА. Кстати, сейчас читаю «...Спасибо за рыбу» - гораздо прикольнее.

Оценка: 6

Третья часть цикла продолжает тему чисто по-английски устроенной безумной вселенной. На этот раз Артур Дент узнает, откуда взялась вполне себе земная игра в крикет и ещё одну причину, по которой люди ломают головы над вопросом Жизни, Вселенной и всего такого. В какой-то момент мне показалось, что на данном этапе вопрос из «Сколько будет шестью семь?» превратился в «Назовите любое число». В этой книге читателя ждёт не так много внезапных открытий: на этот раз композиция построена по четкому плану, потому что помимо нового способа двигаться в пространстве и времени на случайностной тяге на мировые события будет оказывать влияние искусственный интеллект самых мощных компьютеров, настолько продвинутых, что способных сходить с ума, шокироваться и мстить своим создателям. А одному из них случайно мешать этим планам со скуки. Юмористическая атмосфера осталась на том же уровне, но шутки стали сквозными темами для определённых случайностей, например, постоянно меняющейся сумке Дента и появления на вечеринке инопланетянина, по глаголам действий которого можно определить его видовую принадлежность (на мой взгляд, это одна из самых интересных идей в книге). И это ещё одна причина, по которой книга выглядит более цельной, чем предыдущие, хотя, на мой взгляд, такая упорядоченность не сыграла на пользу восприятию атмосферы созданного Дугласом Адамсом мира, где пространственно-временные флуктуации и случайности играют немаловажную роль. Поэтому «Жизнь, Вселенная и все остальное» смотрится более по-детски.

Оценка: 7

Как и предыдущие романы цикла, «Жизнь, Вселенная и всё остальное» - «умная» книга для людей с чувством юмора, настоящее торжество сюрреализма; читается действительно труднее, чем два предыдущих романа, но для классики это простительно.) На этот раз герои по просьбе старика Слартибартфаста спасают Галактику. Образы Артура Дента и Триллиан здесь раскрываются более полно, чем раньше. Если до этого они просто «плыли по течению», теряясь порой на фоне более колоритных героев, то здесь они действуют более самостоятельно.

Оценка: 8

то да уже не совсем то, из пока мною прочтённых трёх частей, второй отдаю большее предпочтение.

Однако в данной части очень понравился эпилог, две цитаты из него:

«Бистроматическая тяга открыла Артуру, что время и расстояние - одно и то же, сознание и Вселенная - одно и то же, чувственное восприятие и действительность - также одно и то же, и чем больше путешествуешь, тем больше торчишь на одном месте...»

Замечательное сравнение, «псевдосинонимы».

и вторая цитата: « В рамках одной Вселенной невозможно знание Вопроса и Ответа сразу»:lol:

Каждое утро традиционный душераздирающий вопль оповещал окрестности, что Артур Дент проснулся и заново ужаснулся своему местоположению.

В его пещере царил холод (а также смрад и сырость), но это еще пол-ужаса. Главный же ужас состоял в том, что пещера находилась в лондонском районе Айлингтон, и первый автобус в центр должен был отправиться примерно через два миллиона лет.

Время - это, так сказать, худшее место из всех, где только можно заблудиться. Артур Дент, с его богатым опытом блужданий по закоулкам пространства и времени, может утверждать это со всей ответственностью. Заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть со скуки.

Артур Дент застрял на доисторической Земле в результате извилистой цепочки происшествий, в процессе каковых он попеременно подвергался оскорблениям и/или расщеплению на атомы в разнообразных экзотических уголках Галактики, бесчисленность и странность которых превзошли все его ожидания. И хотя теперь его жизнь текла чрезвычайно ровно и спокойно, нервы Артура по-прежнему шалили.

Вот уже пять лет, как его не расщепляли на атомы.

Вот уже четыре года (со дня расставания с Фордом Префектом) Артур в общем-то ни одной души не видел, а потому и оскорблениям больше не подвергался.

За исключением одного случая.

Это произошло как-то весенним вечером года два тому назад.

Бредя в сумерках к своей пещере, Артур вдруг заметил за облаками странные вспышки. Он задрал голову к небу, и в его сердце робко закопошилась надежда. Спасение. Свобода. Несбыточная греза Робинзона - корабль.

И вправду - «к его радости и изумлению, с небес, рассекая теплый вечерний воздух, тихо, как-то интеллигентно спустился длинный серебряный звездолет. Выдвинулись длинные опоры, совершая изящные балетные па во славу технического прогресса.

Звездолет легко опустился на землю, и его ненавязчивое гудение разом стихло, точно убаюканное вечерней тишиной.

Сам собой откинулся трап.

Из люка вырвался столб света.

В нем обрисовался силуэт высокой фигуры. Фигура сошла по трапу и остановилась перед Артуром.

Ты козел, Дент, - промолвила она просто.

То был самый что ни на есть инопланетный инопланетянин. Чисто инопланетная долговязость, чисто инопланетная приплюснутая голова, чисто инопланетные глазки-щелочки, экстравагантно-складчатое золотое одеяние с воротником чисто инопланетного покроя и бледная, серо-зеленая инопланетная кожа, сияющая тем особым блеском, который дается большинству серо-зеленоликих субъектов лишь благодаря постоянному массажу и самому дорогостоящему мылу.

Артур невольно отпрянул.

Существо невозмутимо смотрело на него.

Надежда и ликование в душе Артура вмиг сменились чувством крайней озадаченности. Сотни разных мыслей, расталкивая друг дружку, боролись за контроль над его голосовыми связками.

А… мт… - выпалил он.

А… тв… в… хто… кто? - выдавил он наконец, после чего погрузился в неистовое (сродни неистовым воплям) безмолвие. Нешуточное это дело - обнаружить, что после неопределенно долгого периода молчания ты, оказывается, не отучился разговаривать.

Инопланетное существо, морща лоб, заглянуло в штучку вроде папки, которую сжимало в своих длинных, лианообразных инопланетных пальцах.

Артур Дент? - переспросило оно.

Артур растерянно кивнул.

Артур ФИЛИП Дент? - уточнило существо, деловито лязгнув зубами.

Э-э… да… я… э-э-э… - подтвердил Артур.

Ты козел, - повторил инопланетянин. - Никчемная дырка от бублика.

Существо кивнуло само себе, произвело чисто инопланетный щелчок застежкой папки и направилось к своему кораблю.

Э-э… - в отчаянии выпалил Артур, - э-эй!

И нечего тут! - рявкнул инопланетянин.

Он взошел по трапу и исчез в недрах корабля. Люк сам собой захлопнулся. Звездолет басовито загудел.

Э-эй! - вскрикнул Артур и побежал на заплетающихся ногах к кораблю. - Подождите минутку! Что вы хотели? Эй! Да подождите же!

Корабль приподнялся, беспечно скинув свою тяжесть наземь, будто плащ, секунду повисел в воздухе - и унесся в вечернее небо. Он пронзил облака, на миг озарив их своим серебряным свечением, и исчез из вида Артура - одинокой букашки, бестолково скачущей на месте посреди бескрайней шири.

Что? - вопил он. - Чего? Зачем? Эгей-гей! Ну-ка вернись и повтори!

Он подпрыгивал и выплясывал, пока его ноги не подкосились, взывал, пока не надорвал связки. Ответа не последовало. Некому было его услышать, некому было с ним поговорить.

Инопланетный корабль уже с треском прорывался сквозь верхние слои атмосферы, навстречу той ужасной пустоте с редкими-редкими материальными вкраплениями, из которой и состоит Вселенная.

Хозяин звездолета, инопланетянин с дорогостоящим цветом лица, развалился в единственном кресле рубки. Он звался Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий, и был он индивидуумом с четкой целью в жизни. Не самой лучшей целью - в чем он сам первый признавался, - но эта какая-никакая цель как-никак давала ему какое-никакое занятие.

Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий принадлежал - то есть принадлежит - к очень узкому кругу бессмертных обитателей Вселенной.

Те, кто рождается бессмертным, от рождения бессознательно свыкаются с этим своим свойством, но Охмешконасыпатель - не из их числа. Строго говоря, эту шайку бесчувственных выродков он давно уже возненавидел лютой ненавистью. На него самого бессмертие свалилось как снег на голову, в результате неудачного взаимодействия своенравного ускорителя элементарных частиц, банки с рассолом (то был утренний завтрак Охмешконасыпателя) и двух аптечных резинок. Мелкие подробности аварии не имеют значения, поскольку никому так и не удалось воспроизвести обстоятельства произошедшего, причем многие экспериментаторы при этом попали либо в дурацкое положение, либо на тот свет, либо и туда, и туда одновременно.

Издательство Pan Books [d] и Harmony Books [d]

«Жизнь, Вселенная и всё остальное» (англ. Life, the Universe and Everything , ) - юмористический научно-фантастический роман английского писателя Дугласа Адамса . Третья часть серии книг «Автостопом по галактике ».

История

Идея романа базировалась на написанном ранее первом варианте сценария для научно-фантастического телесериала «Доктор Кто », не одобренного BBC и оставшегося без экранизации. Адамс адаптировал сценарий для телевизионной экранизации «Автостопом по галактике», но этот вариант также не был экранизирован. После окончания работ над романом Адамс, как и после второй книги, зарёкся продолжать серию.

Сюжет

Роман начинается на древней Земле с пробуждением Артура Дента . После своего пробуждения (которое началось обычным для него шоком), Артур замечает в небе звездолёт. Некоторое время пребывая в ступоре, Артур всё-таки находит в себе силы подойти к нему ближе. Капитаном корабля является Долбаггер Удлинившийся Бесконечно - бессмертный инопланетянин, затеявший оскорбить всех жителей Вселенной по алфавиту. Вскоре после этого Артур встречается с Фордом, радар которого обнаружил неподалёку завихрение пространственно-временного континуума, через которое они могут попасть в другую эпоху земной истории. Визуально завихрение выглядело честерфилдовским диваном. После небольшой погони за ним герои неожиданно для себя оказываются на матче по крикету , который чуть позже посещают криккитские роботы в поисках одного из столпов Виккитских врат . Там же Форда и Артура подбирает Слартибартфаст , который выполняет очень важную миссию - спасение Галактики от криккитян.

Криккитяне в очень давние времена задались целью уничтожить всю существующую Галактику, что говорит о них как о ярых ксенофобах. Но потом войска Галактики пересилили их и заточили на их планете Криккит в завремедляющей капсуле, которая закрывалась Виккитскими вратами. Врата после этого были уничтожены и разбросаны по пространству-времени. А теперь криккитские роботы, уцелевшие после полного разгрома основных сил, собирают части и готовятся открыть планету.

В ходе повествования Артур узнает что вот уже многие годы из-за него страдает неизвестное ему существо, называющее себя Аграджаг, которое всегда погибает именно из-за Дента. Именно Аграджаг был горшком с петуниями в книге «Автостопом по Галактике ». Им же был кролик из «