Знаменитые буквы HOLLYWOOD. Допустит ли Голливуд DLT до кинобюджетов

В своё время я вдохновился работами Эпштейна и полностью изменил своё отношение к сфере, в которой работаю. Для того чтобы вдохновились и вы, я подготовил выжимку самых интересных фактов из расследований Эпштейна. Факты я условно разбил на три части: «Кинотеатры», «Маркетинг» и «Съёмки и деньги». С сего и начнём.

Сергей Король - приглашённый редактор Look At Me. Любитель книг, путешествий, необычных языков, блогер и копирайтер в «Аййо».

Эдвард Эпштейн - знаменитый американский журналист и публицист, известный своими масштабными исследованиями, которые основаны на подковёрных фактах и цифрах. В середине 2000 годов он плотно занялся миром Голливуда, намереваясь изучить его с самой неприглядной, финансовой стороны. Эпштейну удалось убедить топ-менеджеров киностудий раскрыть ему документы и факты на условиях частичного неразглашения информации. Результатом этого стала знаменитая серия статей в журнале Slate, популярный блог и две книги: The Hollywood Economist и The Big Picture.

Съёмки и деньги


Каждая голливудская кинокартина - это отдельная компания, скованная обязательствами, долгами и контрактами.

Подавляющее большинство фильмов на бумаге убыточны. Вся прибыль немедленно делится между подрядчиками, которые часто находятся в разных странах. Это позволяет ловко уходить от налогов и избегать выплат долей с прибыли участникам съёмок. К примеру, блокбастер Джерри Брукхаймера «Угнать за 60 секунд» при полумиллиардных доходах (по документам) принёс своим создателям 120 млн долларов убытка. Но это не помешало всем заинтересованным сторонам получить свою прибыль.

Сборы фильмов в кинотеатрах - это красивые цифры, и не более того. Взять, к примеру, тот же «Угнать за 60 секунд». При бюджете в 103 млн долларов фильм собрал в прокате 242 млн долларов, из которых 60 % удержали сети кинотеатров. Так что прибыль фильма от проката составила всего 97 млн - это уже меньше, чем бюджет, при том, что из суммы ещё не вычли накладные и маркетинговые расходы. В чистом остатке прокат принёс фильму всего 11 млн долларов.

Съёмки голливудского фильма - это замкнутый круг. Для съёмок нужны деньги, которые даются под знаменитого актёра, который требует много денег за участие в съёмках. Взять, к примеру, участие Шварценеггера в «Терминатор-3: Восстание машин». За участие в фильме Железный Арни получил 29 млн долларов и оплату огромного количества дополнительных расходов: от личной охраны и самолёта до тренажёрного зала в фургончике. Помимо этого, по условиям контракта Шварценеггер получил право выбирать всех участников процесса: от гримёра до режиссёра.


Контракт актёра - это библия Голливуда. Контракты состоят из десятков страниц и описывают каждую мелочь съёмочного процесса. Их создают специализированные юристы. Контракт Шварценеггера готовился семь месяцев и включал 21 черновой вариант.

Юридически актёры не получают денег лично - суммы переводятся на счета аффилированных фирм, которые «обеспечивают участие актёра в съёмках».

Налоговая оптимизация в Голливуде достигла невероятных масштабов. С её помощью киностудии научились зарабатывать деньги ещё до того, как фильм появится в виде сценария. Для этого продают права в страны, дающие налоговые вычеты за съёмки (прежде всего, в Германию).

Канада - любимая страна голливудских продюсеров. Всё дело в богатых льготах и субсидиях, которые Страна кленовых листьев раздаёт производителям кино. За последние 10 лет в Канаде было снято более 1 500 кассовых фильмов. Особенные льготы получают картины, в которых снимаются канадские актёры, и поэтому они сейчас нарасхват. Значительная часть фильмов о Нью-Йорке снимается в Торонто.

Сегодня до 60 % прибыли Голливуду приносят не билеты в кино, а маркетинговые акции: продакт-плейсмент, использование героев фильма в играх, рекламе, выпуск сувенирной продукции, продажа прав на фильмы авиакомпаниям.

Несмотря на то что все говорят о неумеренных аппетитах именитых актёров, часто они готовы работать за минимальную разрешённую законом оплату (чуть менее 1 000 долларов в день) и сниматься у независимых режиссёров. Так звёзды могут играть с удовольствием и в полную силу, не будучи скованными жёсткими продюсерскими рамками.

Съёмочный процесс строго регламентирован и застрахован. Фильмы нацелены к выходу в определённую дату, и опоздание чревато снижением прибыли. Кино страхуется от задержки в съёмках, и актёры часто работают буквально на износ, чтобы не выбиться из графика.

Страховщики - одни из важнейших участников съёмочного процесса. Закон жёстко регламентирует наличие медицинской страховки у актёра, без неё он не может приступить к съёмкам. Если актёр несколько раз получает травму, то к следующему фильму страховые компании могут отказать или настоять на особых условиях (например, Николь Кидман сама приплачивала страховщикам на съёмках «Холодной горы»). На съёмках «Терминатора-3» Шварценеггер был застрахован на 150 млн долларов, а сама кинокартина - всего на 2 млн.

Рассказы о том, как актёры лично участвуют в опасных сценах, чаще всего оказываются красивыми историями для прессы. Страховой агент, участвующий в съёмках всех сцен (включая постельные), просто не допустит этого.

Кинотеатры


Годами кинотеатры были едва ли не единственным способом развлечения для большинства людей. Билет в кино мог позволить себе любой: и нищий торговец бургерами, и владелец заводов, газет и пароходов. Производители кино и прокатчики объединялись в крупнейшую монополию на рынке развлечений, пока не состоялся знаменитый судебный процесс «Правительство США против „Парамаунт Пикчерс“». После этого кинотеатры стали сами отбирать фильмы для показа.

С 1963 года в США начали появляться первые многозальные кинотеатры - мультиплексы. Возможность прокатывать несколько фильмов сразу сделало кинотеатры менее зависимыми от создателей кино. Теперь они могли брать фильмы разных киностудий и показывать их одновременно.

В большинстве американских многозальных кинотеатров в одном зале располагается ровно 299 мест. Это связано с законом о защите прав инвалидов, принятом в 1990 году: отныне любые залы вместимостью 300 мест и более были обязаны иметь доступ для людей с ограниченными возможностями.


У прокатчиков есть поговорка: «Соль и сахар - это наши деньги». И действительно, большую часть дохода прокатчики получают от торговли попкорном. Попкорн - это просто невероятно переоценённая кукуруза, которая щедро солится или подслащается: для того чтобы посетители выпивали больше газировки. Газировка, разумеется, также сильно переоценена.

Современный кинематограф по-прежнему остаётся плёночным. Фильмы, снятые на цифровые камеры, всё равно печатаются на плёнке и показываются в кино традиционным способом. «Волк с Уолл-Стрит» стал первым фильмом, который снимался и прокатывался в цифровом виде.

Суперсовременные цифровые технологии пока не могут тягаться в качестве с плёнкой. К примеру, оригинальная «Техасская резня бензопилой» 1974 года, снятая на любительскую 8-миллиметровую киноплёнку, оцифровывается фанатами в наивысшем доступном сейчас качестве - 4K (и имеет ещё солидный запас разрешающей способности).

Есть у плёнки и минус: цена. Печать одного комплекта плёнки стоит более 2000 долларов. Если учесть, что фильм прокатывается в десятках тысяч кинотеатров по всему миру, получается огромная сумма, которая ложится мёртвым грузом на наши с вами билеты.

Маркетинг


Современное голливудское кино - это кино для подростков. Создатели фильмов нацелены на аудиторию в возрасте до 25 лет, которые ходят в кинотеатры компаниями, подвержены рекламе и с удовольствием тратят деньги на попкорн. Нацеленность на подростковую аудиторию влияет на то, какие фильмы снимают чаще: это масштабное, яркое, динамичное кино, которое приятно смотреть на большом экране.

Прокатный рынок активно борется за нравственность и лепит на фильмы возрастные рейтинги. Рейтинг 18+ практически ставит крест на доходах от проката, потому что большая часть подростков просто не будет допущена в зал. Поэтому из кассовых фильмов старательно вымарываются постельные сцены и намёки на сексуальность. В Голливудском фильме, как и в Советском Союзе, секса нет. Многие классические картины (например, «Заводной Апельсин» или «Последнее танго в Париже») будет очень тяжело показать в современном кинотеатре.


Борьба за нравственность - это книксен в сторону взрослых и родителей, радеющих за патриархальные, религиозные ценности. Так, на вкусы Голливуда влияет сеть супермаркетов Wal-Mart, место силы семей и мам с чадами. Wal-Mart даёт студиям до 60 % дохода с продажи дисков и не берёт на реализацию кинофильмы с сексуальным подтекстом.

Выпуск каждой голливудской картины сопровождается большой маркетинговой подготовкой. По большому счёту, для каждого фильма создаётся своя аудитория, на что тратятся десятки миллионов долларов. Желая сэкономить деньги, продюсеры сосредоточились на бурном и множественном выпуске ремейков.

Сборы фильмов в кинотеатре напрямую зависят от того, сколько денег и усилий вкладывается в продвижение фильма. Для примера можно взять две очень похожие романтические комедии с Джулией Робертс: «Свадьба лучшего друга» и «Все говорят, что я люблю тебя». Первый фильм собрал в прокате 21,7 млн долларов, а второй - только 132 тыс. долларов. Причина в том, что первый фильм был раскручен кинокомпанией Sony, а на второй независимая студия Miramax не нашла такого бюджета.

Самое удивительное, что Голливуд не ограничился «импортом» из России основателей крупнейших киностудий США. Многие легендарные династии артистов и режиссеров «фабрики грез» также ведут свою родословную из России. Одной из наиболее влиятельных артистических династий Голливуда является семейство Дугласов. На первый взгляд сложно усомниться в их американском происхождении. Тем не менее, бабушка с дедушкой Майка Дугласа, до переезда в Америку носили фамилию Даниеловичи и иммигрировали в США из Гомеля. Бабушка легендарного Индианы Джонс – Харисона Форда также оказалась родом из Беларуси. В Америку она переехала из Минска. В свою очередь прабабушка Сильвестра Сталлоне – коренная одесситка Роза Лабович. Леонардо ди Каприо также никогда не скрывал, что его бабушка – Елизавета Смирнова, эмигрантка из России. Легенда американских боевиков Стивен Сигал во время своих многочисленных интервью всегда с гордостью подчеркивает, что его предки переехали в США из Санкт – Петербурга. Из молодых звезд славянское происхождение имеет легендарная Мила Йовович, тогда как у величайшего из режиссеров Голливуда – Стивена Спилберга корни с Украины.

Блокчейн и криптовалюты - это темы, которые все чаще возникают в связи со сферами, далекими от криптобирж и трейдинга. Например, блокчейн все чаще связывают с индустрией развлечений, в том числе - и кинематографом. Стоимость создания фильмов заметно выросла, поэтому снимать кино сейчас под силу только тому, кто может привлечь капиталы гигантов индустрии. Но что делать тем, кто пришел с оригинальной идеей, но средств для ее воплощения не нашел? И ответ на этот вопрос обещает мир криптоиндустрии. Мы уже писали о инициативе из Кореи, но интерес киноиндустрии не ограничился лишь этим проектом. Голливуд продолжает проявлять интерес к миру криптовалют и технологий. На конференции Block Seoul мы встретились и побеседовали с Марчелло МАРИ , который активно продвигает идею блокчейна в мир грез.

"Наш проект - это результат коллаборации с Кристофером ВУДРОУ - голливудским продюсером, чьи работы очень известны: это и оскароносный Birdman, а также "Даллаский Клуб Покупателей" и фильм “Черная Месса” - рассказывает Марчелло МАРИ. - Однако у них всех есть общая черта: все они - независимые фильмы, над которыми трудился пул независимых продюсеров. В современной киноиндустрии сложилась такая ситуация, что если ты не из “супертопов”, то создавать кинофильмы очень сложно. Более того, срок ожидания возврата вложенных средств составляет около года, что делает кинорынок недоступным для независимых продюсеров".

По словам Марчелло МАРИ , именно поэтому выходит так много мстителей, трансформеров и других высокобюджетных фильмов, тогда как доля авторского высококачественного кино значительно меньше. Демократизация рынка - это давнишняя, назревшая необходимость, которую хотят решить многие кинопродюсеры при помощи блокчейна.

"Крипта в таком случае сработает как посредник, объединяющий всех вовлеченных в процесс, чем снимается сразу целый ряд вопросов. Не возникает проблема распространения, получения денег из множества различных каналов дистрибуции, к тому же криптовалюты работают как отличный инструмент для оптимизации и контроля над расходами: блокчейн отлично позволяет отслеживать все финансовые аспекты. За счет блокчейна все становиться намного прозрачнее, фактически, каждый сможет отслеживать, как были потрачены инвестированные деньги" , - рассказывает господин МАРИ .

Но тем не менее, блокчейн и все с ним связанное - пока больше загадка для людей в киноиндустрии, так как кинематограф очень традиционен и консервативен, и инновации в нем - редкость. Поэтому пока, к сожалению, мало тех, кто смотрит на блокчейн как на решение проблем. Есть отдельные примеры, в области логистики, дистрибуции или продакшене, но пока очень немногие ищут способ более системного, более глубоко применения. К тому же возникает очень тонкий момент: а позволят ли голливудские продюсеры внедрить блокчейн в святая святых кинематографа - кинобюджеты, где они десятилетиями решали, кто получит финансирование и станет звездой, а кто - нет.

По этой причине сейчас важно представить работающий продукт в Голливуде: это приоритетно для продвижения блокчейна на Фабрике грез. И Марчелло МАРИ уверен, что когда люди в киноиндустрии поймут что с блокчейном выгоднее, прозрачнее и безопаснее, то пользоваться им начнут все: "Голливуд умеет считать деньги, и этот способ зарабатывать их и экономить, безусловно, будет ему интересен. Мы прекрасно понимаем: не стоит ждать, что продюсеры первой величины сразу проникнутся этой идеей, но я уверен, что как только блокчейн проявит себя в кино, многие тут же начнут его применять".

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Голливуд и БолливудДва крупнейших мировых центра киноиндустрии – Голливуд в США и Болливуд в Индии - подписали договор о сотрудничестве, призванный улучшить условия производства и распространения кинопродукции.

Болливуд опережает Голливуд. И намного. Он – по производству в год фильмов является лидером по всему миру. Индийцы с явной иронией называют свою кинопроизводственную фабрику «беспрерывно рабoтающий конвейер Болливyда». Так вот, этот конвейер для зрителей выпускает по тысяче фильмов в год. Если сравнивать с результатами Голливуда, то его показатели в несколько раз ниже. Кстати, само название произошло от слияния двух слов: Бомбeй и Голливуд.

Обычно фильмы болливудского производства по времени очень затяжные. Около трех и более часов актеры поют и танцуют о ней, о Любви! Это обычно и есть главная линия во всем кинематографическом сюжете. На экране практически никогда вы не увидите поцелуев, потому что в Индии с этим очень строго. Также как и с голыми частями тела.

Около четырнадцати миллионов жителей Индии каждый день для просмотра нового шедевра ходят в кинотеатр. Каждый год Индия продает четыре миллиарда билетов. В качестве сравнения приводим другую цифру: во всем мире для просмотра фильмов из Голливуда во всем мире продаются три миллиарда билетов.

Пеpвым снятым и показaнным широкой аудитории фильмом стал - "La Sоrtie des Ouvriеrs de l"Usinе Lumire". Его сняли братья с именами Oгюст и Лyи Люмьеp.

Первым фильмом со звуком стал «Певец Джаза», изготовленный еще в далеком 1927 году. Первые слoва в фильме сказал Ол Джолсон. Звучали они так: «Подoждите минутy, вы не услышaли еще ничeго».

В мире самым успешным и дорогим стал фильм Джеймса Камерона под непотопляемым названием «Титаник».

В пятёрке самых прибыльных картин всех времён находятся:
1) «Титаник» - 1.835 миллиардов в американской валюте;
2) «Парк Юрского Периода» - 920 миллиардов американских финансов;
3) «День Независимости» - 810 миллиардов в американской валюте;
4) «Звёздные Войны» - 780 миллиардов американских финансов;
5) «Король Лев» - 767 миллиардов в американской валюте.

Интересным являет то, что данные картины по типу являются семейными, то есть их можно смотреть всей семьей. К этому типу еще относится замечательный фильм под названием «Унесённые Ветром», датированный 1939 годом. Все снявшиеся там актеры стали баснословно популярны, также от этого не уберегся и сам режиссер, имя которого - Дэвид Селезник. Кстати, во время съемок его оштрафовали на пять тысяч долларов за ругательство. По тем временам эти деньги были суммой очень кругленькой. «Унесённые Ветром» сняли по книге, автором которой явилась некто Маргарет Митчелл. Кстати это произведение стало единственным, ею написанным.

Кстати, половина всех отснятых в Голливуде фильмов является не прибыльной. Это из-за того, что на съемки потратились намного больше, чем вернули средств при прокате.

Самым крупным заключенным в Голливуде контрактом, да и, наверное, во всем мире является контракт на два миллиарда долларов с компанией «Пепси» и режиссером по имени Джорж Лукас. Цель его – в фильмах использовать рекламу данного напитка.

Покорить Голливуд мечтают многие. И ежегодно крупными потоками вливаются в Лос-Анджелес, толпятся на кастингах, рассылают свои фото всевозможным агентам... О трудностях, разочарованиях и заблуждениях, подстерегающих их на пути к славе, читайте в нашем материале!

Миф №1. Голливуд только для «своих»

Многие считают, что быть иностранцем в – это практически приговор. И в чем-то они правы. Быть англичанином, французом или итальянцем – это еще полбеды. Подобные роли есть и оплачиваются не так уж плохо. Интернет пестрит статьями о добившихся успеха иностранцах вроде ирландца Пирса Броснана или новозеландца Рассела Кроу. Но эмигрантам из Восточных стран приходится куда хуже. акцент часто обрекает человека на извечные роли каких-то бандитов-славян или подработки в массовках в свободное от работы официантом время. Так что, либо готовьтесь много и упорно работать, либо переезжайте в Америку как можно раньше – желательно года эдак в 3-4.


Фото: shutterstock

Лейла Меметова, актриса:

«Голливуд – для всех, кто владеет актерскими способностями, внешними данными и, в первую очередь, языком (основная проблема заключается именно в этом). Половина LA – приезжие. Правда, все решают связи и знакомства. Обаяние и харизма – основополагающие качества для актера. Человек должен уметь убедить режиссеров, продюсеров и кастинг-директоров, что, взяв именно его, они выиграют с финансовой и творческой сторон. Это бизнес.»

«Я считаю, что любой человек может попасть куда угодно, главное этого очень захотеть. Я вот понял, что нужно развиваться дальше, а делать это в Украине было сложно (я имею в виду кино). Ехать в Москву я не захотел, там был бы тоже иностранцем. Я решил, если уж адаптироваться, то в Америке. И где как не в Лос-Анджелесе? Зашел в Google, нашел школу английского языка, купил билет и полетел. Потом через 9 месяцев учебы в New York Film Academy в Голливуде вернулся за своей женой. И вот уже почти полгода мы здесь.»

Миф №2. Дорога в Голливуд лежит через постель

Пожалуй, это самый распространенный и избитый миф о Голливуде, проигнорировать который мы все же не можем. Чаще всего «дорога через постель» – это просто слухи, распространяемые завистниками, или очень удобное объяснение чьему-то быстрому успеху. На самом деле в Голливуде куда важнее просто связи и знакомства. И совсем не обязательно с этими «связями и знакомствами» спать.


Фото: shutterstock

«Начать с того, что в Голливуде очень много геев в индустрии, которым женщины не нужны в принципе. Хотя есть такое понятие как спонсоры, sugar daddy. Это престарелые мужчины, гоняющиеся за молодыми в обмен на денежное вознаграждение. Обычно они платят деньги фотографам и агентам, чтобы те продвинули ту или иную модель. А так, столько этих «будущих звезд» выискивает продюсеров на вечеринках и готовы им бесплатно отдаться, чтобы на них обратили внимание, что это уже мало кого волнует... Тем более Америка – очень свободная страна, тут считается в порядке вещей познакомиться с кем-то в клубе или на вечеринке, заняться сексом через час знакомства и спокойно разойтись. Поэтому даже если вы переспите с кем-то в Голливуде, не факт что потом вам помогут.»

Александр Новиченков, ассистент продюсера, актер:

«Знакомства и связи помогают. Знакомства на тусовках – это неотъемлемая часть профессии актера. Ты можешь быть семи пядей во лбу, но если будешь сидеть в каком-нибудь провинциальном городке и работать в театре, о тебе вряд ли узнают в Голливуде. Вот Богдан Ступка был гениальный актер, но о нем знали только в постсоветских странах. Ни здесь, ни в Европе о нем никто ничего не знает. В общем, бессмысленно ловить большую рыбу в озере, где её нет.»

Миф №3. В Голливуде вас сразу заметят, и вы станете звездой

Почему-то все думают, что приехав в Голливуд, они сразу же станут знаменитыми. Какой-то известный заметит их где-то в баре и пригласит на съемки. Или на первом же кастинге они получат роль. Или еще что-то в этом роде. На самом же деле, всему этому предшествуют огромное количество кастингов и съемок в массовках на телевидении или в кино. А когда заветная роль получена, проще не становится – ведь надо подниматься в 5 утра и вкалывать на площадке по 12-18 часов в сутки.


Фото: shutterstock

Миф №4. В Голливуде каждый третий – актер

Актеров, моделей и прочих «будущих знаменитостей» в Голливуде действительно много. Хотя работают они в основном официантами, продавцами или еще кем-то в этом роде. А в свободное от зарабатывания на хлеб насущный время ходят по кастингам и снимаются в массовках. Но расстраиваться раньше времени не стоит – с рабочих профессий начинали многие известные голливудские актеры вроде Бреда Питта, Джулии Робертс, Дженнифер Энистон, Джима Керри и Киану Ривза.


Фото: shutterstock

Елена, модель, актриса, ивент-менеджер

«Если говорить о ЛА, то почти каждый второй тут актер, модель или музыкант, несмотря на то, что они работают официантами и снимаются изредка в массовках. Массовки тоже бывают разные. Для простых людей – это обычно ТВ-шоу, где нужно сидеть по 7-8 часов и изображать зрителя. Платят там не сразу и не много – максимум 50$ за день. Зато нужно иметь все документы для работы: ССН и грин-карту. А есть привилегированные массовки для моделей, где за 7-8 часовой рабочий день можно заработать до 500$ долларов, но попасть туда сложно, и нужен хороший агент.»

Миф №5. В Голливуде знаменитости на каждом шагу

Мы часто встречаем материалы о том, как очередная прогуливалась за ручку со своим новоиспеченным бойфрендом прямо по улице. Но на самом деле, встретить знаменитость в Голливуде – это скорее удача, нежели привычное явление. В вечно куда-то спешащей толпе легко затеряться, за темными очками, которые носит большая часть населения города, несложно спрятать пол лица, а стекла в машине можно затемнить. Но вот на каком-нибудь мероприятии ваши шансы значительно возрастут.


Фото: shutterstock

Лейла Меметова, актриса:

«Для того чтобы попасть на достойное мероприятие со знаменитостями, тебя должны пригласить. Опять же вопрос стечения обстоятельств и обаяния. Тут возможно все для человека с интеллектом. Нужно только четко понимать правила игры.»

Александр Новиченков, ассистент продюсера, актер:

«Знаменитость можно встретить просто на улице, на продуктовой ярмарке, в супермаркете... С ними можно столкнуться даже гуляя с собакой. Но, само собой, это зависит от района. К примеру, в последний раз видел Шакила О’Нила с семьёй в кинотеатре. Вполне нормальный человек. Моя жена говорит, если бы понты вырабатывали электричество, Москва светилась бы ярче всех, а Лос-Анджелес был бы во тьме.»