Алан милн биография на английском языке. В лапах у Винни-Пуха и собственной жены: две беды Алана Милна

До выхода в свет сказок о плюшевом медвежонке с опилками в голове Алан Милн был серьезным английским драматургом: писал романы и рассказы, сочинял стихотворения. Повести о «Винни-Пухе» исполнили мечту писателя - обессмертили имя, однако до конца жизни Милн жалел, что запомнился миру исключительно историями о медвежонке.

Детство и юность

Алан Александр Милн родился 18 января 1882 года в Лондоне и стал третьим ребенком в семье уроженца Ямайки Джона Вайна и британки Сары Мари (урожденная Хеджинботем). Отец работал директором частной школы Хенли, и там учились дети Милн.

Преподавателем Алана был - в будущем известный писатель-фантаст, автор романов «Машина времени» и «Война миров». Из двух старших братьев - Кеннета и Барри – Алан сильнее был привязан к Кеннету. В 1939 году в автобиографии «Слишком поздно» Милн писал:

«Кен имел передо мной одно преимущество - он был хорошим, гораздо лучше меня. Сверившись с трудом доктора Мюррея, я обнаруживаю, что у слова «хороший» четырнадцать значений, но ни одно из них не передает того, что я в него вкладываю, описывая Кена. И хотя я продолжаю утверждать, что он был добрее, великодушнее, снисходительнее, терпимее и милосерднее, чем я, - достаточно сказать, что Кен был лучше.

Из нас двоих вы определенно предпочли бы его. Я мог превосходить старшего брата в учебе, спорте и даже внешности - младенцем его уронили на землю носом (или подняли с земли за нос, мы так и не пришли к единому мнению), но бедняга Кен, или старина Кен, умел протоптать дорожку к сердцу любого».

Родители дали мальчикам достойное образование. Алан учился в Вестминстерской школе, в 1903 году окончил Тринити-колледж при Кембриджском университете, получив степень бакалавра по математике. Однако сердце тянулось к творчеству.


Еще в колледже Алан и Кеннет писали для студенческого журнала «Granta». Шутливые произведения, публиковавшиеся под инициалами AKM (Alan Kennet Milne), заметили редакторы ведущего британского юмористического журнала «Punch». С этого началась биография Милна-писателя.

Книги

После выпуска Милн начал писать в «Punch» шуточные стихи, эссе и пьесы, а спустя 3 года автора взяли в штат помощником редактора. За это время Алан успел завести выгодные знакомства в литературных кругах. Так, Джеймс Барри пригласил его в команду по крикету «Allahakbarries». В разное время спортивный инвентарь Милн делил с , и другими английскими писателями и поэтами.


В 1905 году Алан Милн выпустил дебютный роман «Любовники в Лондоне», который не отличался замысловатым сюжетом и глубокой проблематикой. В центре повествования - молодой британец Тедди и его знакомая Амелия. На фоне Лондона 1920-х годов они влюбляются, ссорятся, мечтают о счастливом будущем.

Критики восприняли книгу прохладно, впрочем, поощряя за острые и злободневные статьи в «Punch». Это заставило Милна ненадолго оставить «большую» литературу и сосредоточиться на том, что у него получалось - рассказах и пьесах. Но Первая мировая война заставила драматурга отложить перо.


1 февраля 1915 года Алана призвали лейтенантом в Королевский йоркширский полк. Спустя год, 7 июля, ранен в битве при Сомме и отправлен домой на лечение. Травма не позволила вернуться на передовую фронта, и его завербовали в военную разведку писать пропагандистские листовки для MI7. 14 февраля 1919 года Милна уволили, а спустя год, когда появилась возможность восстановиться, он отказался от дальнейшей карьеры военного. События Первой мировой войны нашли отражение в рассказах «Мир с честью» (1934) и «Война с честью» (1940).

В военные годы у Милна вышло четыре пьесы. Первая, «Wurzel-Flummery», написана в 1917-м и сразу же поставлена на сцене лондонского театра «Noël Coward». Изначально в произведении было три акта, но для удобства восприятия пришлось сократить до двух.


В том же 1917 году вышел второй роман «Когда-то, давным-давно...», который начинался словами: «Это странная книга». Произведение - типичная сказка, рассказывающая о войне между царствами Еуралия и Бародия. Но оказывается, что эта сказка вовсе не для детей.

Милн создал персонажей, на которых малыши не захотят быть похожими. Принцесса способна сама выбраться из башни, не дожидаясь спасения, принц, хоть и красивый, но тщеславный и напыщенный, а злодей не такой уж и плохой. Интересен факт, что прототипом графини Белване - гордой и надменной, склонной к мелодраматичному, эмоциональному поведению, выступила жена Милна – Дороти де Селинкурт.


В 1922 году Милн прославился детективным романом «Тайна Красного дома», написанного в лучших традициях Артура Конана Дойля и . В центре сюжета - убийство, совершенное при странных обстоятельствах. Американский критик и журналист Александр Вулкотт назвал роман «одной из лучших историй всех времен». Произведение оказалось так популярно, что переиздавалось в Великобритании 22 раза.

В 1926-м свет увидела наиболее известная книга Алана Милна «Винни-Пух». Историю о плюшевом медвежонке автор написал для сына , который в 4 года увидел в зоопарке канадскую медведицу по кличке Винни. Любимую плюшевую игрушку переименовали из «медведя Эдварда» в - Кристофер считал, что шерсть Винни на ощупь как лебяжий пух.


Остальные персонажи - Пятачок, Иа, Кенга и сын Ру, Тигра – также были срисованы с любимых игрушек Кристофера. В настоящий момент они хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Ежегодно на них приходят посмотреть в среднем 750 тыс. человек.

Винни-Пух стал популярным далеко за пределами Великобритании. В 1960-е годы детский писатель перевел истории о медведе (за исключением двух глав оригинала) на русский язык и объединил в книгу «Винни-Пух и все-все-все».


В 1969 году «Союзмультфильм» выпустил первую часть похождений Винни-Пуха. Медведь «разговаривал» голосом знаменитого советского актера театра и кино . Спустя два года вышел мультик «Винни-Пух идет в гости», еще через год - «Винни-Пух и день забот». Характерно, что у «Союзмультфильма» отсутствовал Кристофер Робин - один из главных персонажей, друг Винни-Пуха.

Успех сказки про медвежонка сначала радовал Алана Милна, а затем злил - отныне его воспринимали не как автора серьезных романов, а как «отца» Винни-Пуха. Критики намеренно давали негативные рецензии на романы, которые вышли после сказки - «Двое», «Очень недолгая сенсация», «Хлои Марр», только бы прочесть еще строчку о Кристофере Робине и медведе.


Была и другая причина - сыну не нравилась свалившаяся на него популярность. Однажды Милн сказал:

«Я чувствую, что испортил жизнь Кристоферу Робину. Нужно было назвать персонажа Чарльзом Робертом».

В конечном итоге мальчик обозлился на родителей за то, что его детство выставили на всеобщее обозрение, и перестал с ними общаться. Предполагается, что семейный конфликт все же уладили, поскольку Кристофер Робин присутствовал на церемонии открытия памятника медведю в Лондонском зоопарке. Статуя посвящена Алану Милну. На фото с того дня 61-летний мужчина любовно поглаживает героиню детства по шерсти.

Личная жизнь

В 1913 году Алан Милн женился на крестнице редактора журнала «Punch» Дороти де Селинкурт, которую друзья называли Дафни. Примечательно, что девушка согласилась выйти замуж за писателя на следующий день после знакомства.


Новоиспеченная супруга оказалась требовательной и капризной, а влюбленный Алан потакал ей. Журналист Барри Ган так описывал семейные отношения:

«Если бы Дафни, капризно изогнув губки, потребовала, чтобы Алан прыгнул с крыши лондонского собора Святого Павла, он бы, скорее всего, так и сделал. Во всяком случае, добровольцем на фронт начавшейся через год после женитьбы Первой мировой войны 32-летний Милн отправился исключительно потому, что жене ах как нравились офицеры в военной форме, наводнившие город».

21 августа 1920 года родился Робин Кристофер Милн. Ребенок не спас семью от расставания: в 1922-м Дороти бросила Алана ради иностранного певца, но, не сумев построить с ним личную жизнь, вернулась.

Смерть

В 1952 году писатель перенес инсульт, так и не сумев оправиться после него.


Смерть застала Алана Милна 31 декабря 1956 года, в 74 года. Причиной стала тяжелая болезнь головного мозга.

Библиография

  • 1905 – «Любовники в Лондоне»
  • 1917 – «Когда-то давным-давно...»
  • 1921 – «Мистер Пим»
  • 1922 – «Тайна Красного дома»
  • 1926 – «Винни-Пух»
  • 1928 – «Дом на Пуховой опушке»
  • 1931 – «Двое»
  • 1933 – «Очень недолгая сенсация»
  • 1939 – «Слишком поздно»
  • 1946 – «Хлои Марр»

В 1906-1914 годах был помощником издателя журнала "Панч".

Во время Первой мировой войны служил в британской армии.

В 1917 году он издал сказку "Когда-то, давным-давно…" (Once on a Time), в 1921 году — комедийную пьесу "Мистер Пим проходит мимо" (Mr. Pim Passed By), ставшую одной из самых популярных из драматических произведений автора. В 1920-е годы пьеса была поставлена в Манчестере, Лондоне и Нью-Йорке.

В 1920 году у Алана Милна и его жены Дороти родился сын — Кристофер Робин. Из историй и стихов, которые Алан сочинял для своего ребенка, в 1924 году родилась книга детских стихов "Когда мы были совсем маленькими" (When We Were Very Young), у которой три года спустя появилось продолжение "Теперь нам шесть" (Now We Are Six). В книге "Когда мы были маленькими" впервые появляется стихотворение о медвежонке (Teddy Bear). Иллюстрировал оба издания Эрнест Говард Шепард — художник, нарисовавший известный образ Винни-Пуха.

Некоторые из стихотворений позже .

В 1934 году Милн, будучи пацифистом, издал книгу "Мир с честью" (Peace With Honour), в которой прозвучал призыв к миру и отказу от войны. Книга стала поводом для серьезной полемики.

В 1930-е годы Милн написал романы "Двое" (Two People, 1931), "Очень недолгая сенсация" (Four Days" Wonder, 1933). В 1939 году написал свою автобиографию под названием "Уже слишком поздно" (It"s Too Late Now). Последний роман Милна "Хлои Марр" (Chloe Marr) был опубликован 1946 году.

В 1952 году писатель перенес инсульт. 31 января 1956 года Алан Александр Милн скончался в своем доме в Харфилде в Суссексе.

Авторские права на книги о Винни-Пухе принадлежали четырем бенефициарам — семье Алана Милна, Королевскому литературному фонду, Вестминстерской школе и Garrick Club. После смерти писателя его вдова продала свою долю Walt Disney Company, снявшей известные мультфильмы о Винни-Пухе. В 2001 году другие бенефициары продали свою долю корпорации Disney за 350 миллионов долларов.

Сын писателя Кристофер Робин Милн (1920-1996) стал писателем, пойдя по стопам отца, и написал несколько мемуарных произведений : "Зачарованные места", "После Винни-Пуха", "Яма на холме".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(1882-1956) английский писатель

Миллионы детей и взрослых во всех странах мира знакомы с симпатичным медвежонком по имени Винни-Пух. Сказку про него и его друзей - поросенка Пятачка, ослика Иа-Иа, Тигру, Кролика и других - сочинил Алан Александр Милн. В сказке есть еще один главный герой - это маленький сын писателя Кристофер Робин, который стал не только участником этой удивительной сказки, но, как это ни покажется странным, одним из ее авторов. Да и Винни-Пух оказался причастным к истории создания сказки о себе самом и своих друзьях. Ведь этот уже изрядно потрепанный плюшевый медвежонок был самой любимой игрушкой маленького мальчика Кристофера Робина, который не расставался с ним все свои детские годы.

Так Винни-Пух стал членом семьи Милнов и главным действующим лицом сказки. В конце концов он стал настолько знаменитым, что затмил славой даже своего создателя, которого теперь знают только потому, что он придумал сказку про Винни-Пуха.

Алан Александр Милн и в самом деле не создал ничего более значительного, несмотря на то, что у него были и другие произведения.

Он происходил из семьи, которая гордилась своей родословной не меньше, чем гордятся своим знатным происхождением аристократы. Все члены этой семьи были достаточно незаурядными людьми, хотя родовитостью не отличались. Прадед Милна был каменщиком, а дед - пресвитерианским пастором. Он работал миссионером на Ямайке, потом вернулся в Англию и основал там тринадцать школ,

после чего снова стал проповедовать. За свою жизнь ему так и не удалось скопить хотя бы мало-мальски приличную сумму, чтобы помочь выбиться в люди своему сыну. Все, что зарабатывал, он щедро раздавал бедным людям.

Отцу писателя пришлось нелегко. Он работал счетоводом на кондитерской фабрике, помощником механика, потом помощником учителя. В конце концов все-таки поступил в университет, а после его окончания основал собственную школу. Это было очень хорошее учебное заведение. Одно время учителем в нем работал будущий знаменитый писатель Герберт Уэллс . Они с отцом Алана Милна оставались друзьями всю жизнь. Позже Уэллс вспоминал о Милне в своей книге «Опыт автобиографии».

Милн-старший постарался дать своему сыну Алану Александру хорошее образование. Алан учился в закрытой Вестминстерской школе, закончил математическое отделение Кембриджского университета. Во время учебы он редактировал университетский журнал «Гранта» и ггубликовал там собственные юмористические сочинения. Литературная работа нравилась Милну больше математики, поэтому после окончания университета он решил посвятить себя литературе. Однако опубликовать в каком-то серьезном издании свои сочинения оказалось не просто. Бывало, что редакторы даже не читали рукописи, которые Милн разносил по редакциям журналов.

Поэтому он не поверил собственным глазам, когда однажды увидел опубликованной свою пародию «Возвращение Шерлока Холмса» в журнале «Ярмарка тщеславия».

И все-таки произведения Алана Александра Милна хотя и не часто, но появлялись в журналах, и его имя стало известным. В 1906 году он стал редактором журнала «Панч» и таким образом получил возможность беспрепятственно печатать свои произведения. Его дела наконец наладились. Милн женился и скоро выпустил свои юморески о спорте из журнала «Панч» отдельной книгой.

Во время Первой мировой войны он служил в запасном батальоне связи, потом попал на фронт, но заболел, и его вернули в Англию. Какое-то время Алан Милн был инструктором в учебном лагере, затем работал в отделе пропаганды военного министерства, откуда демобилизовался после войны в звании лейтенанта.

Еще во время войны он стал заниматься драматургией. Сначала написал пьесу для любительской труппы батальона связи, а затем начал создавать пьесы и для профессиональных театров. После войны Милн становится известным писателем и драматургом. В театрах с успехом шли его комедии, а детективный роман «Тайна красного дома» даже считался классикой.

В 1920 году в семье Алана Милна родился сын Кристофер. Когда мальчику исполнился год, ему подарили плюшевого медвежонка, которого назвали Винни-Пухом. Потом у Кристофера появился игрушечный ослик Иа-Иа и поросенок Пятачок. Позже эту компанию дополнили Кенга и Тигра, а Сову и Кролика Милн придумал для сказки.

Кристофер подрастал, и в детской разыгрывались настоящие спектакли, в которых принимали участие все члены семьи - отец, мать, маленький сын и его игрушки, которые в сказке вели себя как живые существа.

Для своего сына Алан Александр Милн стал писать детские книжки. Сначала это были стихи, а потом появился и «Винни-Пух». Получилось это так.

В самом начале двадцатых годов знакомая Алана Милнов открыла детский журнал и попросила Милна написать для него несколько стихотворений. Писатель отказался, однако все же стал думать, что бы такого он мог написать. В результате появилась поэма «Соня и доктор» и другие стихи, которые в 1924 году вышли отдельной книжкой.

А потом Милн вспомнил все сказки, которые он рассказывал сыну, и стал их записывать. В 1926 году вышла первая книжка «Винни-Пух», которая включала в себя десять историй про медвежонка и его друзей.

В 1927 году появилась новая книга детских стихов Алана Милна, а в 1928 году - книга «Дом на Пуховой Опушке», куда вошли еще десять историй про Винни-Пуха. Таким образом, первая книжка про этого замечательного медвежонка вышла, когда Кристоферу было три года, а последняя, когда ему было уже восемь лет. В 1925 году Милн приобрел большой сельский дом со службами и большим лесом в 200 гектаров - Кочфордскую ферму, где в основном и разворачивалось действие сказки.

Алан Александр Милн написал для своего сына и другие произведения. У него вышел сборник «Истории про Кристофера Робина», «Книга для чтения о Кристофере Робине», «Истории ко дню рождения о Кристофере Робине» и даже такая занимательная книжка, как «Алфавит Кристофера Робина». Кроме этих, он написал и другие небольшие детские произведения.

Однако про Винни-Пуха Алан Милн уже не писал. Он даже сердился, когда его об этом просили, и говорил: «Если человек однажды написал про полицейского, от него так всю жизнь и будут требовать, чтобы он писал только про полицейских».

Все объяснялось тем, что Кристофер вырос и Милн перестал сочинять для него сказки. А сочинять их для других детей он почему-то не захотел. Но это было ошибкой писателя, потому что другие его произведения успехом уже не пользовались.

В 1938 году потерпела полный провал театральная постановка по пьесе Милна «Сара Симпл». После этого он перестал писать и для театра. Постепенно читатели охладели и к юмористическим произведениям писателя, а журнал «Панч», куда Милна снова пригласили было работать, даже отказался от его услуг. В 1939 году Алан Александр Милн написал свою автобиографию, но, после кратковременного успеха, о ней тоже забыли.

Литературная удача покинула Алана Милна, когда ему было всего сорок восемь лет. Скоро его имя стали упоминать только как автора «Винни-Пуха». В этом качестве он известен и до сих пор.

«Винни-Пух и все-все-все» представляет собой типичную семейную сказку, какие родители обычно придумывают для своих маленьких детей. Причем в ней нашли отражение случаи и ситуации, которые на самом деле происходили в семействе Милнов, только их разыгрывали ожившие игрушки Кристофера Робина и он сам.

Сын писателя Кристофер Милн, которому посвящено одно из самых замечательных детских произведений, стал лавочником. Сначала он занимался бакалейной и галантерейной торговлей, а потом открыл книжную лавку и стал преуспевать. В 54 года он выпустил собственную книжку «Заколдованные места», в которой рассказал о своем детстве.

Затем у него вышла еще одна книга - «Дорога сквозь деревья», где он снова рассказывал о своей жизни, но уже взрослой. Правда, обе эти книги особого успеха не имели и были интересны только тем, что их автор был причастен к созданию замечательной сказки про медвежонка Винни-Пуха и его друзей.

Алан Александр Милн - прозаик, поэт, драматург, классик английской литературы ХХ века, автор знаменитого «Винни-Пуха».

Милн родился в лондонском районе Килбёрн 18 января 1882 г. Шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне, где его отец Джон Милн (John Vine Milne) владел небольшой частной школой. Его раннее образование во многом определялось влиянием учителя юношества Герберта Уэллса - много позже Милн писал об Уэллсе как о «великом писателе и большом друге». Он продолжал свое образование в Вестминстерской школе и Тринити-колледже Кембриджа. Впоследствии он преподнес рукописный оригинал своей книги «Винни-Пух» и «Дом на Пуховой опушке» Библиотеке Колледжа. Будучи студентом Кембриджа, где с 1900 по 1903 год изучал математику, он писал заметки в студенческую газету «Grant», и его первые литературные опыты были опубликованы в юмористическом журнале «Панч». В возрасте 24 лет Милн начал работать в «Панче» в качестве помощника редактора вплоть до начала Первой мировой войны, в которой он принял участие.

В 1913 году Алан Милн женился на Дороти Дафне де Селинкот, от этого брака родился один сын, Кристофер Робин Милн. Прирожденный пацифист, Милн был призван в ряды Королевской армии и служил во Франции. Война произвела на молодого писателя сильное впе-чатление. Она стала причиной, по которой Милн, особо не интересовавшийся политикой, задумался над происхо-дящим в мире. Его знаменитое антивоенное произведение «Почетный мир» было опубликовано в 1934 году. Эта книга нашла огромный отклик в межвоенные времена, а в 1924 году Меффин издал знаменитые рассказы Милна «Когда мы были совсем юными», часть из которых ранее публиковалась в «Панче» и была хорошо известна постоянным читателям журнала.

В 1926 году появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове (по-английски - «медведь с очень маленькими мозгами») «Винни-Пух». Идею написания этой книги Милну подсказали его жена и маленький Кристофер. История создания сказки полна загадок и противоречий, но самое главное в том, что она стала одной из самых популярных детских книг. Вторая часть рассказов ««Теперь нас стало шестеро» появилась в 1927 году и, наконец, финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» была издана в 1928 году. Милну казалось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории, ведь его книга сразу заработала две с половиной тысячи фунтов. Даже после головокружительного успеха Винни-Пуха Милн пребывал в сомнениях, касательно своего литературного дарования. Он писал: «Все, что я хотел - это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из Панча, как я всегда хотел убежать... Однако...»
В 1922 году он действительно написал детектив - роман «Тайна красного дома», - который был опубликован лишь в 1939 году вместе с 25 другими пьесами, рассказами и автобиографией Милна «Слишком поздно». Милн всегда признавал и неоднократно с благодарностью подчеркивал определяющую роль своей жены Дороти и своего сына Кристофера в написании и самом факте появления «Винни-Пуха». Книжки о медвежонке Пухе были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.

Первая глава Пуха, «в которой мы впервые встречаемся с Винни-Пухом и пчелами», была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года и передана по радио Би-Би-Си в день рождества Дональдом Калфропом. Ирония судьбы заключается в том, что Милн был убежден, что он не пишет ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого из нас. Он никогда не читал своих рассказов о Пухе своему сыну, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент, сказав, что «Милн - его любимый детский писатель».
Книги Вудхауза продолжали свою жизнь в доме Милна и после его смерти. Кристофер Робин читал эти книги своей дочери Клэр, книжные полки в комнате которой буквально ломились от книг этого писателя. Кристофер писал своему другу Питеру (актер): «Мой отец ничего не понимал в специфике рынка книг, ничего не знал о специфике продаж, он никогда не писал книг для детей. Он знал обо мне, он знал о себе и о Гаррик-Клубе - и он просто не обращал внимания на все остальное... Кроме, пожалуй, самой жизни». Кристофер Робин впервые прочел стихи и рассказы о Винни-Пухе через 60 лет после их первого появления, когда услышал записи Питера на пластинке.
Приключения медвежонка Винни любимы как взрослыми, так и детьми. Проведенный в 1996 году социологический опрос, устроенный английским радио показал, что эта книга заняла 17-е место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке. Всемирные продажи Винни-Пуха с 1924 года по 1956 год перевалили за 7 миллионов. Как известно, когда продажа переваливает за миллион - издатели перестают их считать.
В 1960 году Винни-Пух был блистательно переведен на русский язык Борисом Заходером. Всякий, кто владеет русским и английским языками, может подтвердить, что перевод был сделан с изощренной точностью и гениальной изобретательностью. Вообще Винни переведен на все европейские и почти все мировые языки.
Кроме всемирно известного Винни-Пуха, Алан Милн известен как драматург и новеллист. Его пьесы с успехом шли на профессиональной сцене Лондона, но сейчас ставятся преимущественно в любительских театрах, хотя по-прежнему собирают полные залы и вызывают интерес публики и прессы.
В 1952 году Милн тяжело заболел. Ему пришлось перенести тяжелейшую операцию на головном мозге. Операция прошла успешно, и после нее Милн вернулся в свой дом в графстве Сассекс, где провел остаток своей жизни за чтением. После долгой болезни он скончался 31 января 1956 года.
Вскоре после выхода «Винни-Пуха» Милн писал в «Нэйшн»: «Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии.. В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешел в мир иной». Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он открыл для себя секрет бессмертия. И это не 15 минут славы, это настоящее бессмертие, которое, вопреки его собственным ожиданиям, ему принесли не пьесы и новеллы, а маленький медвежонок с опилками в голове. В 1996 году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе, организованном домом Бонхама, неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов.

Примечание:
третье фото - знаменитая фотография Говарда Костера, на которой изображён Алан Милн со своим сыном Кристофером Робином (ставшим прототипом Кристофера Робина из историй о Пухе) и медвежонок Эдвард (вдохновивший Милна на создание Винни-Пуха). Сепия, матовая печать, 1926 год. Оригинал хранится в Национальной портретной галерее Лондона.

Произведения

Милн был хорошо известен как фельетонист Панча, сборники его эссе регулярно переиздавались. Пьесы Милна пользовались успехом у публики и критиков, согласно Э. Твайте (англ.) русск. , в течение короткого времени Милн был «одним из наиболее успешных, плодовитых и хорошо известных драматургов Англии». Однако успех его детских книг затмил все остальные достижения, и, к немалому неудовольствию самого Милна, его стали считать детским писателем. Согласно П. Коннолли (англ. Paula T. Connolly ) , произведения Милна для детей оказались подобны Франкенштейну - творение овладевало творцом: публика требовала новых книг в этом жанре, а критики рассматривали другие работы Милна в контексте его детских книг. Когда писатель вернулся к романам в 1930-1940-х годах, читатели игнорировали его, а критики использовали отсылку к детским книгам, чтобы побольнее его уколоть. Сам Милн жаловался, что критики, которые начинают рецензию с упоминания Винни Пуха, при этом неизбежно ругают новые работы, отношение к которым у них сложилось ещё до прочтения. К концу жизни тираж детских книг Милна составил 7 миллионов копий, а его книги для взрослых более не переиздавались .

Винни-Пух

  • Винни-Пух (англ. Winnie-the-Pooh )
  • Дом на Пу́ховой опушке (англ. The House at Pooh Corner )

Переведены на русский язык - без двух глав оригинала - под общим названием «Винни-Пух и все-все-все» Борисом Заходером .

Сказки

  • Принц кролик
  • Обыкновенная сказка
  • Когда-то давным-давно…
  • Баллада о королевском бутерброде

Рассказы

  • Истина - в вине (In vino veritas)
  • Рождественский рассказ
  • Потрясающая история
  • Грёзы мистера Файндлейтера
  • Рождественский дед
  • Перед потопом
  • Ровно в одиннадцать
  • Портрет Лидии
  • Взлёт и падение Мортимера Скрайвенса
  • Иванов день (24 июня)
  • Слово об осени
  • Не люблю шантажистов
  • Истории счастливых судеб

Романы

  • Любовники в Лондоне (англ. Lovers in London , 1905)
  • Когда-то, давным-давно… (англ. Once on a Time , 1917)
  • Мистер Пим (англ. Mr. Pim , 1921)
  • Тайна Красного дома (англ. The Red House Mystery , 1922)
  • Двое (англ. Two People , 1931)
  • Очень недолгая сенсация (англ. Four Days" Wonder , 1933)
  • Слишком поздно (англ. It"s Too Late Now: The Autobiography of a Writer , 1939)
  • Хлои Марр (англ. Chloe Marr , 1946)

Напишите отзыв о статье "Милн, Алан Александр"

Примечания

Литература

  • Connolly, Paula T. Winnie-The-Pooh and the House at Pooh Corner: Recovering Arcadia. - Twayne Publishers, 1994. - ISBN 0-8057-8810-7 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Милн, Алан Александр

– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.