Биография баха. Иоганн Себастьян Бах — краткая биография композитора Бах известные произведения список

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.

В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.


Титульная страница BWV 565 в рукописной копии Йоганнеса Рингка. В связи с тем, что автограф Баха был утерян, эта копия, по состоянию на 2012 год, является единственным близким по времени создания источником.

Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).


Начало токкаты

Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.


Johann Sebastian Bach"s Toccata and Fugue in D Minor BWV 565 played by organist Hans-André Stamm on the Trost-Organ of the Stadtkirche in Waltershausen, Germany.

Далее слышатся мощные "завихряющиеся" виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.


Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.

Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт


Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Мюльхаузен

Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.

Веймар


В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll », «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.


Кётен

Согласно биографии Баха в 1717 г. он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку, вследствие реформ, в церкви не исполняли музыку, кроме пения псалмов. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир ». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Лейпциг

В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор , некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».



Интересные факты о Бахе

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель . Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.


  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. Кстати, свою фамилию Бах тоже любил обыгрывать в сочинениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения .

  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • В 1950 г. В. Шмидером был составлен нумерованный каталог работ Баха (BWV– Bach Werke Verzeichnis). Этот каталог несколько раз обновлялся по мере уточнения данных об авторстве тех или иных произведений и, в отличие от традиционных хронологических принципов классификации работ других известных композиторов, этот каталог построен по тематическому принципу. Произведения под близкими номерами принадлежат к одному жанру, а вовсе не написаны в одни годы.
  • Произведения Баха: «Бранденбурский концерт № 2», «Гавот в форме рондо» и «ХТК» были записаны на Золотую пластинку и в 1977 году запущены с Земли, прикрепленные к космическому аппарату «Вояджер».


  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.
  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.


Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха


Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» . Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге « Хорошо темперированный клавир» , но это уже высшая школа.

К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею », «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор ». А кантата «Господь - мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.

Немецкий композитор, органист, много лет служивший в церквах захолустных немецких городков и не получивший при жизни подлинного признания. В творчестве Баха впервые проявилось то, что стало характерным для немецкого искусства последующих веков: стремление к философскому обобщению событий и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре - струнном музыкальном инструменте, отдаленно напоминающем арфу. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Первые навыки игры на скрипке мальчик получил от отца, скрипача и городского музыканта. Маленький Бах имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: мальчик должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Брат Баха довольно холодно относился к музыке: его занятия проходили однообразно и скучно и только мучили пытливого десятилетнего мальчика, который вынужден был использовать любые возможности самообразования.

Проведав, что в запертом шкафу брат хранит тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал ее и при лунном свете переписывал ноты. Эта тяжелейшая работа длилась шесть месяцев, и зрение будущего композитора было сильно повреждено. Каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты!

Пятнадцати лет от роду Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь - переехал в Люнебург, чтобы учиться в местной гимназии. Закончив ее в 1703 г., юноша мог поступить в университет, но обстоятельства заставляли его заботиться о средствах к существованию.

На своем веку Бах несколько раз вынужден был переезжать из города в город в поисках нового места работы. Как правило, его заставляли делать это одни и те же причины - нищенская плата и унизительное, зависимое положение. Но, несмотря на тяготы жизни, его никогда не покидало стремление к совершенствованию своих навыков и оттачиванию божественного дара. Его манили новые знания - с неутомимой энергией он изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Он пользовался любым случаем свести личное знакомство с выдающимися музыкантами, чтобы изучить манеру их исполнения. Доходило до того, что однажды, стремясь к такому знакомству, но, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку и личное отношение к творчеству. С особой любовью Бах изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы, что шло вразрез с преклонением придворного общества перед иностранной музыкой. Произведения иностранных композиторов тщательно изучались им вовсе не с целью слепого подражания - обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое собственное, оригинальное композиторское мастерство.

Композиторский гений Баха при жизни не получил признания. Однако талант музыканта проявлялся и в другой области - он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. В импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным, и это признавали даже его соперники и недоброжелатели.

Однажды Бах был приглашен в Дрезден для участия в соревновании с Луи Маршаном - гремевшим тогда в музыкальном мире французским органистом и клавесинистом. Однако сразу после предварительного знакомства музыкантов, состоявшегося накануне и позволившего Маршану услышать исполнения Баха, французский виртуоз поспешно уехал, тем самым признав неоспоримое превосходство соперника. В другой раз, в городе Касселе, Бах исполнил соло на педали органа, чем восхитил и изумил ценителей органной музыки... Подобные успехи не кружили Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком, а на вопрос, как удалось ему достичь такого совершенства, неизменно отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

В 1708 г. Бах перебрался в Веймар, где получил службу придворного музыканта и место городского органиста. Это был лучший период творчества композитора - именно в Веймаре Бах создал лучшие органные сочинения. Среди них такие грандиозные по своим масштабам, значительнейшие по содержанию произведения, как Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до-минор.

В 1717 г. Бах был приглашен ко двору принца Кетенского и вместе с семьей переехал в Кетен. В его обязанности входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Поскольку это было не очень обременительно, Бах без труда справлялся с работой, а все свободное время отдавал творчеству.

К сожалению, в Кетене не было органа, что вынуждало композитора сосредоточиться главным образом на сочинении клавирной и оркестровой музыки. Написанные в это время произведения для клавира представляют собою вторую (после органных сочинений) вершину в его творчестве. В Кетене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции - небольшие фантазийные музыкальные пьесы (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»). Эти пьесы композитор создавал специально для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. С этой же целью были созданы сюиты «Французские» и «Английские». В Кетене Бах закончил первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» - его составили 24 прелюдии и фуги. Тогда же появилась на свет и известнейшая «Хроматическая фантазия и фуга ре минор».

В 1723 г. Бах перебрался в Лейпциг. При церкви св. Фомы существовала певческая школа, и здесь Бах занял должность кантора - руководителя хора. Однако это были далеко не все его обязанности. Ему приходилось также обеспечивать силами школы удовлетворение музыкальных нужд главных церквей города и, кроме того, отвечать за состояние и качество церковной музыки. Вдобавок Бах был принужден исполнять предписания, которые стесняли его личную свободу. Так, например, ему было запрещено «...выезжать из города без разрешения господина бургомистра».

Излишне говорить, что принятие подобных условий не могло не ограничивать его творческие возможности, тем более что даже в отношении того, что писать, он имел строгие инструкции - ему предписывалось сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Однако, жертвуя многим, Бах никогда не предавал того, что считал главным в жизни, - свои убеждения художника и творца. Именно это позволяло ему на протяжении всей жизни создавать музыкальные произведения, поразительные по форме, грандиозные по внутреннему богатству.

Вот и в Лейпциге, несмотря на стесненность положения и ограничения, налагаемые на его творческие возможности, Баху удалось создать свои лучшие вокально-инструментальные композиции. Именно здесь он сочинил большую часть из 250 созданных им кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» (или «пассионы») - это музыкальные повествования о страданиях и смерти Иисуса Христа, соответствующие описаниям евангелистов Иоанна и Матфея. К ним примыкает и Месса, близкая «Страстям» по содержанию. Источником этих произведений являлись хоровые песнопения, звучавшие прежде в католической церкви. Однако музыка Баха выходит далеко за рамки церковной службы. Она представляет собой монументальные произведения концертного характера, в исполнении которых участвуют солисты, хор, оркестр и орган. Художественное значение кантат, «Страстей» и Мессы неоценимо. Это третья - и самая высокая - вершина творчества композитора.

Как и прежде, музыка Баха не могла удовлетворить церковное начальство - ее находили слишком яркой, красочной и человечной. В сущности, так оно и было: эта музыка не только не отвечала благочестивым настроениям, но даже явно противоречила той атмосфере строгости и отрешения от всего земного, что насаждалась католической церковью.

Создавая крупные вокально-инструментальные произведения, Бах находит время писать и музыку для клавира. Знаменитый «Итальянский концерт» был сочинен почти в одно время с Мессой. Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира» - в него вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В Лейпциге существовала так называемая «Музыкальная коллегия» - общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города, - и в ее деятельности Бах, несмотря на огромную творческую работу и служебные обязанности в церковной школе, тоже принимал активное участие. В концертах «Музыкальной коллегии» Бах с большим успехом выступал как солист и дирижер и специально для них написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Наверное, это была одна из немногих отдушин его жизни. Основная работа Баха, связанная с руководством школой певчих, приносила ему лишь огорчения и неприятности. Церковь отпускала на школу мизерные средства, денег всегда не хватало, мальчики-певчие голодали, были плохо одеты. Уровень их музыкальных способностей тоже оставлял желать лучшего - церковные власти частенько набирали певчих, вовсе не считаясь с мнением кантора. Напрасно Бах обращался к городскому начальству, призывая помочь хотя бы в оснащении оркестра, насчитывавшего всего четыре трубы и четыре скрипки!.. Прошения о помощи школе оставались без внимания, а композитору приходилось отвечать за все.

Музыкант по-прежнему находил отраду в творчестве и семье. Сыновья Баха - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - выросли и сами оказались талантливыми музыкантами. Бах успел увидеть, как они становятся известными композиторами. Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора, тоже была чрезвычайно музыкальна, обладала красивым, сильным сопрано и прекрасным слухом. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для самых близких ему людей, для своей семьи, Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Серьезная болезнь глаз омрачила последние годы жизни композитора, а после неудачной операции Бах ослеп. Это не стало преградой для его творчества - он продолжал сочинять, а музыку записывал кто-нибудь из близких под его диктовку. В обществе смерть Баха осталась почти не замеченной, а скоро о нем и вовсе забыли. Судьба жены и младшей дочери Баха сложилась печально - десять лет спустя Анна Магдалена умерла в доме призрения, а дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен...

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти, и огромную роль в этом сыграл немецкий композитор Мендельсон: в 1829 г. под его управлением было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». В Германии же было впервые издано и полное собрание баховских сочинений. Музыка Баха звучит по всему миру в исполнении музыкантов самых разных национальностей и школ, по-прежнему поражая мастерством и совершенством, красотой и вдохновением. «Не ручей! - Море должно быть ему имя...» - сказал о Бахе великий Бетховен.

Скачать бесплатно классическую музыку
Баха

Ниже доступна высококачественная классическая музыка в формате mp3, заархивированная архиватором ZIP. Бесплатная классика содержит в себе:
1. Конвертированные произведения из lossless-формата в формат MP3 (чаще всего, с битрейтом 320 кбит/с);
2. Композиции, найденные в уже сжатом формате mp3 с битрейтом не ниже 160 кбит/сек (такие файлы сохранены без дополнительного сжатия).

Все произведения были собраны в сети и находятся в свободном доступе. Все файлы бесплатной классики находятся на сервере www.intelmaster.ru и доступны на максимальной скорости, без задержек и лишних вопросов. Чтобы скачать классику, рекомендуем использовать менеджеры закачек для удобства и ускорения загрузки архива. Скачивая архивы, Вы соглашаетесь, что будете использовать классику только в законных и ознакомительных целях.
Если Вы обнаружите проблему или ошибку при попытке скачать класску, сообщите, пожалуйста, о ней вебмастеру по следующему адресу:

Содержание первого архива:

  • 01. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Allegro.mp3
  • 02.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Allegro.mp3
  • 03. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Senza indicazione di tempo.mp3
  • 04. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Увертюра.mp3
  • 05. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Adagio.mp3
  • 06.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Andante.mp3
  • 07. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Andante.mp3
  • 08. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Рондо.mp3
  • 09. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Allegro.mp3
  • 10.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Allegro assai.mp3
  • 11. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Allegro.mp3
  • 12. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Сарабанда.mp3
  • 13. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Minuetto - Polacca.mp3
  • 14.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Allegro.mp3
  • 15. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Allegro.mp3
  • 16. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Бурре.mp3
  • 17. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Allegro moderato.mp3
  • 18.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Andante.mp3
  • 19. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Adagio.mp3
  • 20. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Полонез.mp3
  • 21. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Adagio.mp3
  • 22.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Presto.mp3
  • 23. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Allegro assai.mp3
  • 24. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Дубль.mp3
  • 25. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Allegro.mp3
  • 26.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Allegro.mp3
  • 27. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Allegro.mp3
  • 28. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Менуэт.mp3
  • 29.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Affettuoso.mp3
  • 30. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Allegro.mp3
  • 31. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Adagio.mp3
  • 32. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Шутка.mp3
  • 33.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Allegro.mp3
  • 34. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Adagio ma non.mp3
  • 35. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Allegro.mp3
  • 36. Прелюдия и фуга до минор BWV 546.mp3
  • 37. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Allegro.mp3
  • 38. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Senza indicazione ....mp3
  • 39. Прелюдия и фуга ми минор BWV 548.mp3
  • 40. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Siciliana.mp3
  • 41. Канонические вариации BWV 769.mp3
  • 42. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Allegro.mp3

Содержание второго архива:

  • 01-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Allegro.mp3
  • 02-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Andante.mp3
  • 03-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Allegro assai.mp3
  • 04-Knabenchor & Jugendchor St. Michaelis & Die Hamburger Symphoniker J. S. Bach - Eingangschor aus dem Weihnachts-Oratorium - Jauchzet, frohlocket.mp3
  • 05-Norddeutsche Philharmonie J. S. Bach - Orchester-Suite Nr. 3, BWV 1068 - Air.mp3
  • 06-Michael Schneider an der Marcussen-Orgel im Dom zu Schleswig J. S. Bach - Dorische Toccata (BWV 538).mp3
  • 07-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Allegro.mp3
  • 08-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Adagio.mp3
  • 09-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Allegro assai.mp3
  • 10-Das Wьhrer-Kammerorchester, Paul Meiser (Flцte) J. S. Bach - Badinerie aus der h-moll-Suite (BWV 1067).mp3
  • 11-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Allegro.mp3
  • 12-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Affettuoso.mp3
  • 13-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Allegro.mp3

Содержание третьего архива:

  • ""Гольдберг-вариации"". Ария.mp3
  • ""Гольдберг-вариации"". Вариация 1.mp3
  • ""Гольдберг-вариации"". Вариация 2.mp3
  • ""Маленькая сюита"" из ""Нотной тетради"" Анны Магдалены Бах.mp3
  • ""Симфония"" из Рождественской оратории.mp3
  • Air from Suite No.3.mp3
  • Badinerie from Suite No.2.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Adagio.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Allegro.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Allegro Moderato.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Menuetto, Trio Polacca.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Allegro Assai.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Allegro Moderato.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Andante.mp3
  • Brandenburg Concerto No.3 In G Major, BWV 1048 - Allegro.mp3
  • Brandenburg Concerto No.3 In G Major, BWV 1048 - Allegro Moderato - Adagio.mp3
  • Double Concerto in D Minor, BWV 1043 - Largo.mp3
  • Double Violin Concerto In D Minor, BWV 1043, Vivace.mp3
  • Jauchzet, frohlocket from Christmas Oratorio.mp3
  • Jesu bleibet meine Freude from Herz und Mund und Tat und Leben.mp3
  • Orchestral suite no.2, in b minor, bwv1067, badinerie.mp3
  • Organ Concerto In D Minor, BWV 596 (After Vivaldi).mp3
  • Piano Concerto in F Minor - Largo.mp3
  • Toccata & Fugue In D Minor, BWV 565.mp3
  • Toccata And Fugue, In D Minor, BWV 565.mp3
  • Toccata from Toccata and Fugue in D Minor.mp3
  • Violin Concerto in E Major, BWV 1042 - Adagio.mp3
  • Wir setzen uns mit Tranen nieder from St Matthew Passion.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 1. Allegro .mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 2. Adagio.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 4. Менуэт.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 2. Andante.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 3. Allegro assai.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 2. Adagio.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 2. Andante.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 3. Presto.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 2. Affettuoso.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 2. Adagio non tanto.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 3. Allegro.mp3
  • И.С.Бах-Ш.Гуно- Ave Maria.mp3
  • Итальянский концерт, BWV 971. 1. Allegro.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 1. Увертюра.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 2. Рондо.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 3. Сарабанда.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 4. Бурре.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 5. Полонез.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 6. Менуэт.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 7. Шутка.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 1. Увертюра.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 2. Ария.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 3. Гавот.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 4. Бурре.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 5. Жига.mp3
  • Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, BWV 560.mp3
  • Токатта и фуга ре минор, BWV 565.mp3
  • Фантазия и фуга соль минор.mp3
  • Хорал ""O Mensch, bewein dein Sunde gross"", BWV 622.mp3
  • Хорал из ""Страстей по Матфею"".mp3
  • Хорал из кантаты №147, BWV 147.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Erbarm" dich mein, O Herre Gott"", BWV 751.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ"", BWV 639.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Jesu Christus, unser Heiland"", BWV 688.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Wachet auf, ruft uns die Stimme"", BWV 645.mp3
  • Хор из ""Magnificat"", BWV 243.mp3
  • Хор из кантаты №80, BWV 80.mp3

Остается сообщить об Анне Магдалене. Она познала горечь ранней старости. Первое время вдове Баха несомненно оказывал некоторую помощь магистрат, сохранились расписки в получении ею денежных сумм. Нет достоверных сведений о взаимоотношениях с мачехой и матерью сыновей Баха после его кончины. Анна Магдалена пятидесяти девяти лет скончалась в среду 27 февраля 1760 года в Лейпциге, на Хейненштрассе, по всей видимости, в приюте для неимущих.

Любящая и заботливая жена кантора в течение многих лет так часто в спешке готовила ноты очередной воскресной кантаты своего Себастьяна! Почерком, похожим на мужнин, дописав последнюю строку, она большими буквами ставила на странице слова, означавшие по-итальянски «конец».

Пусть этот знак завершит и нашу повесть о жизни и краткий очерк трудов великого Баха:

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», Месса си минор («Высокая месса»), 4 короткие мессы.

Арии и песни - из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:

6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.

Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.

Для клавира (клавесина): 6 «английских» сюит; 6 «французских» сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.

Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); «Шюблеровские хоралы»; 18 хоралов («Лейпцигские»); несколько циклов хоральных вариаций.

Музыкальное приношение. Искусство фуги.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.

1693-1695 - Обучение в школе.

1694 - Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вторичная женитьба отца.

1695 - Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христофу в Ордруф.

1696 - начало 1700 - Обучение в Ордруфском лицее; занятия пением и музыкой.

1700, 15 марта - Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.

1703, апрель - Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного замка». Август - Переезд в Арнштадт; Бах - органист и учитель пения.

1705-1706, октябрь - февраль - Поездка в Любек, изучение органного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с консисторией Арнштадта.

1707, 15 июня - Утверждение в должности органиста в Мюльхаузене. 17 октября - Женитьба на Марии Барбаре Бах.

1708, весна - Издание первого произведения, «Выборной кантаты». Июль - Переезд в Веймар на службу придворным органистом герцогской капеллы.

1710, 22 ноября - Рождение первого сына, Вильгельма Фридемана (будущего «галльского Баха»).

1714, 8 марта - Рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кассель.

1717, июль - Бах принимает предложение кетенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.

Сентябрь - Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.

Октябрь - Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по распоряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Переезд в Кетея. Поездка в Лейпциг.

1720, май - Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало июля - Смерть жены Марии Барбары.

1723, 7 февраля - Исполнение в Лейпциге кантаты N 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 марта - Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май - Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и преподавателя школы.

1729, февраль - Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсенфельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера. 15 апреля - Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с советом Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.

1730, 28 октября - Письмо бывшему школьному товарищу Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.

1732 - Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня - Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюккебургского Баха»).

1734, конец декабря - Исполнение «Рождественской оратории».

1735, июнь - Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузене. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентября родился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).

1736 - Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором Томасшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлингом. 1 декабря - Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.

1738, 28 апреля - «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает сочинение «Высокой мессы».

1740 - Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».

1741 - Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в Дрезден.

1742 - Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений для клавира». 30 августа - Исполнение «Крестьянской кантаты».

1745 - Испытание в Дрездене нового органа.

1746 - Сын Вильгельм Фридеман поступает директором городской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и Наумберг.

1749, 20 января - Обручение дочери Элизабет с учеником Баха Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Летом - Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в капеллу Бюккебурга.

1750, январь - Неудачные операции на глазах, полная слепота. Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В-А-С-Н. Завершение обработки хоралов.