Братья стругацкие, биография. Стругацкие аркадий и борис

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они передумали и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику - честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС - «Понедельник начинается в субботу», ТББ - «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого - с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная может быть сатиричной. А будни научных работников - увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

3. Трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких - само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы - самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило - человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Борис Стругацкий

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж - редкость для книг АБС.

4. Пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия - Земля после . Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы - это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

5. Град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».


roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец - это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Аркадий Стругацкий – легенда советской фантастики, самый известный за рубежом русскоязычный писатель фантастического направления. Повести и романы, написанные им в соавторстве с братом Борисом, до сих пор не потеряли актуальность и с восторгом перечитываются представителями разных поколений.

Детство Аркадия Стругацкого

Аркадий родился в 1925 году в Батуми. Отец его, Натан Залманович, занимался искусствоведением, впоследствии работал главным редактором влиятельной местной газеты «Трудовой Аджаристан». Мать будущего писателя преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе. В раннем возрасте, когда Аркадию еще не было и десяти лет, семья переехала в Ленинград. Младший брат, Борис, родился уже в Северной столице в 1933 году.

В Ленинграде Аркадия отдали в ту же школу, в которую устроилась на работу его мать. Счастливая жизнь советской семьи продлилась недолго – началась Великая Отечественная война, и вскоре Стругацкие оказались в блокадном Ленинграде.

Аркадий пошел работать на строительство оборонительных сооружений города, потом – на завод по производству гранат. Борис тогда заболел, и во время эвакуации был не в состоянии выдержать такое «путешествие». Натана и Аркадия в итоге вывезли по «дороге жизни», а мать осталась с больным Борисом в осажденном городе. Это было в январе 1942 года…

Аркадий Стругацкий в Великую Отечественную Войну

По дороге на Урал, куда вывозили эвакуированных, отец Аркадия заболел и скончался в Вологде. Позже эшелон с беженцами подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом спастись удалось только Аркадию.

К лету 1942 года Стругацкий оказался в поселке Ташла Оренбургской области. Там он устроился на работу в пункт закупки продуктов у крестьян. Проработал недолго, но успел дослужиться до заведующего. После этого Аркадий вернулся в окрестности Ленинграда и к лету 1943 года сумел вывезти мать и брата из Ленинграда. После этого он вступает в ряды Красной Армии в возрасте 18 лет. Его направляют на обучение в Бердичевское артучилище. В те годы оно располагалось в тылу, в Актюбинске.

Аркадий Стругацкий в фильме «Тайна тайн»

По окончании училища Аркадий получил направление в Военный институт иностранных языков, который он окончил в 1949 году. Специальность Аркадия – переводчик с японского и английского.

В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком до 1955 года, в основном на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири. Параллельно в течение трех лет преподавал японский в училище для офицеров в Канске. В 1955 году Стругацкий уволился в запас и переехал в Москву. Первой его работой «на гражданке» стал «Реферативный журнал».

Начало писательской карьеры Аркадия Стругацкого

Писательская карьера Аркадия началась в 1955 году, когда он устроился редактором в Гослитиздат. После этого некоторое время он работал в Детгизе. В 1964 году Стругацкий был принят в Союз писателей СССР.

Начал писать Аркадий Стругацкий еще в блокадном Ленинграде. Первая его повесть – «Находка майора Королёва» - была утеряна во время блокады, как и прочие ранние произведения автора. В 1946 году был написан первый рассказ, сохранившийся до наших дней – «Как погиб Канг». Опубликован он только в 2001 году.

Первая же публикация в советский период датируется 1956 годом. Это повесть «Пепел Бикини». Аркадий Стругацкий написал ее еще во время службы в армии. Соавтором произведения выступил Лев Петров. Сюжет повести не представляет особого интереса, и литературной ценности, по заявлениям самого Стругацкого, произведение не несет.

Братья Стругацкие – классики мировой фантастики

Основные повести и романы были написаны в соавторстве с братом Борисом Стругацким. Произведения писались следующим образом: раз в год или раз в полгода Аркадий, живущий в Москве, встречался с Борисом, живущим в Ленинграде. Встречи проходили в основном в доме творчества «Комарово», куда писатели приезжали в творческие командировки. Там братьями обсуждались сюжеты и прописывалась основная фабула произведения. Затем братья разъезжались и писали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Мария Стругацкая, дочь писателя Аркадия Стругацкого. Жена. История любви

Все эти повести и романы вошли в золотой фонд мировой фантастической литературы и стали классикой утопической и антиутопической фантастики. Первое произведение братьев Стругацких было опубликовано в 1958 году («Извне»). В 1959 году увидела свет знаменитая «Страна багровых туч». Наиболее известными и пользующимися всенародным признанием стали «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Стажеры».

В семидесятых годах Аркадий Стругацкий занимал высокие должности в серьезных литературных изданиях, был членом редколлегий журнала «Мир приключений», антологии «Библиотека современной фантастики», «Знание – сила». В 1985 году стал редактором «Уральского следопыта», превратив этот журнал в главный рупор советской и переводной фантастики.

Начиная с 1972 года, Аркадий Стругацкий писал также и в одиночку, подписывая свои повести и рассказы псевдонимом «С. Ярославцев». Под этим псевдонимом опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (1974-1984), «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), «Дьявол среди людей» (1990-1991).

Переводы и премии Аркадия Стругацкого

Помимо написания собственных произведений, Аркадий Стругацкий занимался также и литературными переводами с японского Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё и других авторов. Совместно с Борисом Стругацким Аркадий открыл для советского читателя Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема.


Аркадий и Борис Стругацкие стали лауреатами большого количества советских, российских и международных премий и наград в области фантастической прозы: «Аэлита», «Великое Кольцо», премия Ж. Верна, британская премия «За независимость мысли».

Личная жизнь и последние годы Аркадия Стругацкого

Аркадий Стругацкий дважды был женат. Первая жена писателя – Ирина Шершова. Познакомился с ней он во время службы в Канске. Брак оказался непрочным, и Аркадий развелся с Ириной в 1954 году. Детей у них не было. Второй женой Аркадия стала Елена Ошанина (Стругацкая). В браке с ней у Аркадия родилась дочь Мария. Брак со Стругацким стал для Ошаниной также вторым. От первого брака с синологом Д. Воскресенским у Елены была дочь Наталья, которую Аркадий очень любил и воспитывал, как родную. Мария Стругацкая, родная дочь Аркадия, стала женой политика Егора Гайдара, потомка писателя Аркадия Гайдара.

В конце жизни Аркадий Стругацкий сильно болел раком печени. После продолжительного, но безуспешного лечения писатель скончался на 67-м году жизни. Он завещал не хоронить себя в земле, а сжечь свое тело в крематории и развеять останки над Москвой на вертолете. Завещание писателя было исполнено.

Публикации раздела Литература

Жизнь на грани фантастики

Д ва человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких. Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие. Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал. В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии». Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем. <...> Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, <...> мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики. <...>

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет... скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века. <...>

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим. «Культура.рф» ). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей. Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда. И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических. Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла... и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные... Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая. Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека. Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Научная Фантастика Братьев Стругацких

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых Научно Фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) Научной Фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской Научной Фантастики. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров Научной Фантастики в отечественной литературе.

Список наград и премий, приведенный ниже, далеко не полон. В составленным Вадимом Казаковым списке только в период с 1959 по 1990 год упомянуты полученные Стругацкими 17 наград и других отличий (почти половина из которых зарубежные). Первую из премий они получили в 1959 г. за повесть «Страна багровых туч» - третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР (первое место заняла «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова).